Научная статья на тему 'Основные понятия, применяемые при оценке задержек авиационных рейсов, и классификация задержек'

Основные понятия, применяемые при оценке задержек авиационных рейсов, и классификация задержек Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4672
395
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малышева Татьяна Алексеевна

В статье показаны основные виды задержек авиационных рейсов; рассмотрены основные причины их возникновения; рассмотрены основные меры, принимаемые для обслуживания пассажиров в случае задержки рейса; определено понятие нерегулярности полета; выявлены особенности чартерных рейсов с точки зрения задержек рейсов, а также приведены классификации задержек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные понятия, применяемые при оценке задержек авиационных рейсов, и классификация задержек»

2006

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Эксплуатация воздушного транспорта

№ 109

УДК 336.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ОЦЕНКЕ ЗАДЕРЖЕК АВИАЦИОННЫХ РЕЙСОВ, И КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАДЕРЖЕК

ТА. МАЛЫШЕВА

Статья представлена доктором технических наук, профессором Чичковым Б.А.

В статье показаны основные виды задержек авиационных рейсов; рассмотрены основные причины их возникновения; рассмотрены основные меры, принимаемые для обслуживания пассажиров в случае задержки рейса; определено понятие нерегулярности полета; выявлены особенности чартерных рейсов с точки зрения задержек рейсов, а также приведены классификации задержек.

Существенное влияние на организацию, планирование и управление производством гражданской авиации оказывают задержки авиационных рейсов. Задержки определяются рядом причин, среди которых отметим следующие.

Авиаперелеты в большой мере зависят от погодных условий. Современные пассажирские лайнеры осуществляют полеты на высоте около 10 км, выше облачного покрова, где нет интенсивных перемещений воздушных масс, осадков. Тем не менее наличие попутного или встречного ветра может оказать существенное влияние на расчетное время полета, соответственно, прибытие и расход топлива. Могут быть внеплановые изменения маршрута полета.

Взлет и посадка самолета требуют наличия относительно спокойных погодных условий. Несмотря на то, что современные средства воздушной навигации позволяют осуществлять взлетно-посадочные операции по приборам, в том числе в полной темноте, сильный снег, ливень и гроза, туманы, сильные порывы ветра, обледенение взлетно-посадочной полосы (ВПП) и фюзеляжа самолета и другие неблагоприятные метеорологические условия усложняют и даже иногда делают невозможным осуществление полетов по соображениям безопасности. Это является одной их важных и объективных причин изменения расписания и задержки планового времени вылета. Иногда аэропорты по погодным условиям закрываются на несколько дней.

Задержки рейса воздушного судна, помимо метеоусловий, могут быть по другим причинам технического (неисправности самолета, аэродромного оборудования, помехи на ВПП и т.д.) и организационного характера (позднее прибытие самолета, планируемого для выполнения настоящего рейса, неготовность документации, опоздание доставки питания на борт, опоздание экипажа и т.д.). Возможна замена неисправного воздушного судна по пути следования.

Стоит отметить, что задержки технического и организационного характера могут быть вызваны сбоем в работе служб как аэропорта, так и авиакомпании.

К проблеме задержки отправки рейса относятся и такие ситуации, как задержка группы пассажиров, например, первого класса или VIP [4].

Задержка взлета, как правило, вызывает и задержку прибытия (если экипажу ВС не удалось в полете наверстать упущенное время и прибыть в аэропорт назначения по расписанию), что в совокупности образует задержку рейса.

Таким образом, можно выделить четыре основные причины, вызывающие такое явление, как задержка рейса: 1) метеоусловия; 2) вина авиакомпании; 3) вина пассажира; 4) вина аэропорта.

Разукрупнение причин может быть выполнено на основании Приложения 1 к Руководству по обеспечению и учету регулярности полетов воздушных судов гражданской авиации СССР (РРП ГА-90) [2], в котором приведен Классификатор нарушений регулярности полетов воздушных судов (ВС) ГА. По Классификатору задержки происходят по вине структурных звеньев перевозочного процесса, таких как инженерно-авиационная служба; служба снабжения и заказов авиатехники; АРЗ (авиаремонтный завод); служба организации перевозок; служба бортпроводников; АВС (агентство воздушных сообщений); служба главного механика; служба спецтранспорта; аэродромная служба; служба ГСМ; летная служба; служба движения; служба эксплуатации радиотехнического оборудования и связи (ЭРТОС); служба электросветотехнического обеспечения полетов (ЭСТОП); производственно-

диспетчерская служба предприятия (ПДС, ПДСП); производственно-диспетчерская служба управления;

ЦПДУ ГА; медицинская служба; служба режима; загранаэропорты; представительства;

метеорологическая служба, а также по метеоусловиям.

Каждой задержке, произошедшей по вине того или иного структурного звена, присваивается код, состоящий из заглавной буквы и порядкового номера. Например, П01 - задержка, произошедшая вследствие поздней регистрации билетов и оформления багажа по вине службы организации перевозок.

Аналогичная, с учетом определенной специфики, классификация задержек существует и в Руководстве по аэропортовому обслуживанию [1] (Airport Handling Manual - AHM), издаваемому IATA (International Air Transport Association - Международная ассоциация Воздушного Транспорта). AHM содержит стандартные коды, которые подразделяются на внутренние коды авиакомпании; иные коды, связанные с деятельностью авиакомпании; коды, присваиваемые задержкам, связанным с пассажирами и багажом; коды, присваиваемые задержкам, связанным с грузом и почтой; коды, присваиваемые задержкам, связанным только с почтой; коды, присваиваемые задержкам, связанным с обслуживанием самолета на земле; коды, присваиваемые задержкам, связанным с техническими проблемами и оборудованием самолета; коды, присваиваемые задержкам, произошедшим из-за повреждения самолета; коды, присваиваемые задержкам, произошедшим из-за отказа автоматизированного оборудования; коды, присваиваемые задержкам, произошедшим по вине диспетчерского состава или экипажа; коды, присваиваемые задержкам, произошедшим по метеоусловиям; коды, присваиваемые задержкам, произошедшим из-за ограничений в управлении потоком воздушного движения; коды, присваиваемые задержкам, произошедшим по причинам, вызванным требованиями руководства аэропорта или правительства страны; коды, присваиваемые задержкам, связанным с обслуживанием другого рейса; коды, присваиваемые задержкам, произошедшим по прочим причинам.

Каждый такой код состоит из номерной (от 00 до 99) и буквенной (например, ED, AX, TV) составляющей. Например, 93 RA - позднее прибытие самолета.

На практике встречаются случаи, когда авиакомпании подвергают стандартные коды некоторой модификации для удобства собственного использования. Так, например, код 93 может состоять из подкодов (93.1.1 - позднее прибытие самолета, 93.1.4 - позднее прибытие самолета по вине АТЦ).

При вынесении всех решений, связанных с обслуживанием пассажиров при нерегулярности полетов, следует исходить из того, что пассажиры часто должны испытывать неудобства, которые можно предотвратить своевременным принятием необходимых мер, даже в том случае, если это не отвечает экономическим интересам ответственного перевозчика.

В рамках «Инструкции по обслуживанию и регистрации пассажиров, а также по составлению документов при нерегулярности полетов» и в целях настоящей статьи действительны нижеприведенные понятия.

«Нерегулярностью полета» считаются следующие случаи: полет аннулируется; полет производится не по расписанию (опоздание полета, перенесение полета на другой день, возвращение на исходный аэродром, посадка не на аэродроме, предусмотренном в расписании полетов и являющемся для пассажира местом назначения или местом промежуточной остановки); перевозчик не может

предоставить пассажиру на своем рейсе заранее забронированное место; перевозчик виноват в потере стыковки с другим рейсом, на который у пассажира забронировано место; перевозчик вынужден вследствие непредусмотренной замены типа самолета / бортового номера в рамках одного типа самолета или обеспечения дальнейшей перевозки перевозить пассажира в другом классе. (Под необходимостью обеспечения дальнейшей перевозки здесь понимается вынужденная посадка на борт сотрудника авиакомпании, следующего в пункт прибывания рейса или место промежуточной остановки для урегулирования неотложных организационных вопросов (например, наличный расчет с агентом, обеспечивающим хендлинг / разрешения стран на дальнейший полет)).

«Ответственный перевозчик» - авиапредприятие, рейс которого затронут нерегулярностью и которое отвечает за последствия, вытекающие из нерегулярности полета.

«Первым перевозчиком, принимающим к перевозке пассажира», называется авиапредприятие, на рейс которого у пассажира забронировано место для дальнейшей перевозки, начиная с пункта стыковки или с пункта нерегулярности.

«Новым перевозчиком, принимающим к перевозке пассажира», называется авиапредприятие или предприятие наземных перевозок, которое было избрано ответственным перевозчиком для дальнейшей перевозки, начиная с того пункта, где возникает необходимое изменение в первой перевозке.

Под «потерей стыковки» понимаются случаи, при которых пассажир не может пользоваться своим забронированным местом для дальнейшей перевозки из пункта стыковки вследствие нерегулярности полета ответственного перевозчика.

В случае нерегулярности полета ответственный перевозчик обязан позаботиться от том, чтобы пассажир:

при извещении о нерегулярности полета был немедленно проинформирован о предполагаемом времени отлета или о времени, когда дается следующая информация;

был перевезен как можно быстрее к цели своей поездки или к пункту стыковки для дальнейшей поездки. При этом необходимо учесть требования по паспортам и визам пассажиров;

был обслужен (питание, размещение в гостинице и т. д.) согласно условиям вышеупомянутой Инструкции.

Для перевозки пассажира от пункта наступления нерегулярности полета в первую очередь следует обеспечить возможность его дальнейшей транспортировки самолетом. Если перевозка самолетом невозможна или непригодна для пассажира, следует организовать перевозку другим транспортом.

При перевозке самолетом существуют следующие возможности: пассажир должен быть перевезен самолетом ответственного перевозчика;

пассажир может быть перевезен самолетом и другой авиакомпании, если не имеется возможности, приведенной выше;

если перевозка не может быть осуществлена в оплаченном пассажиром классе обслуживания или оплаченном им маршруте, пассажир должен быть перевезен по более высокому классу обслуживания, и соответственно, ему может быть предоставлено место на самолете, следующем другим маршрутом с обязательной остановкой в пункте назначения / стыковки пассажира.

Разница между оплаченной пассажиром стоимостью класса и маршрута и более дорогой перевозкой не должна ставиться в счет пассажиру.

Если пассажир перевозится в другом классе, чем это было согласовано с ним ранее, то в таком случае сохраняется норма бесплатного провоза багажа.

В случае если стыковка нарушена, ответственный перевозчик обращается с целью бронирования места для дальнейшей перевозки сначала к первому перевозчику, принимающему к перевозке пассажира, по возможности с учетом пожеланий пассажира и лишь в последнюю очередь - к другому авиапредприятию.

Ответственный перевозчик обязан бронировать или аннулировать забронированные места соответственно изменившимся условиям перевозки.

Если дальнейшая перевозка осуществляется рейсом перевозчика иного, чем ответственный: при вылете пассажира рейсом нового принимающего перевозчика по измененному маршруту более чем через 24 часа необходимо получить его предварительное согласие;

при вылете пассажира рейсом нового принимающего перевозчика менее чем через 24 часа: полет в более высоком классе обслуживания возможен только при получении согласия принимающего перевозчика; полет по измененному маршруту по тарифам первого и выше классов может осуществляться с предварительного согласия принимающего перевозчика; полет по измененному маршруту ниже первого класса может осуществляться без предварительного согласия принимающего перевозчика [3].

Для понимания сути задержек можно выделить еще такое понятие, как задержка чартерного рейса. Под чартером понимается фрахт воздушного судна с экипажем для выполнения единичного рейса или определенной программы полетов вне твердого расписания.

Чартерный рейс имеет ряд характерных отличий от регулярного: данного рейса нет в расписании регулярных полетов; маршрут чартерного рейса определяется туристской компанией, а не перевозчиком; потребительская стоимость чартеров более низкая по сравнению с регулярными рейсами.

Расписание регулярного рейса планируется за полгода и меняется два раза в году (есть летнее и зимнее расписания), а чартерные рейсы организуются авиакомпаниями или турфирмами произвольно, на определенный период. У чартерного рейса всегда есть заказчик: туроператор или, например, компания, закупившая рейс для своих сотрудников. Из-за этого, кстати, билет на чартерный рейс можно легально приобрести только вместе с турпутевкой в специализированном агентстве (или получить его вместе с приглашением на группу). Билет на чартерный рейс нельзя сдать.

По международным правилам самолеты чартерных рейсов не летают в столицы государств, а садятся в аэропортах курортных городов.

По уровню обслуживания на борту (питание, наличие магазинов беспошлинной торговли, салона бизнес-класса) чартерные и регулярные рейсы не различаются.

Совместная аренда (фрахт) самолета под выполнение чартерного рейса осуществляется несколькими туроператорами. Однако перевозчики предпочитают иметь дело с одним заказчиком. Он должен закупить провозную емкость самолета целиком и несет риск продажи билетов, то есть загрузки самолета. Перевозчику чартер выгоден, поскольку он получает плату предварительно за весь чартер независимо от загрузки. Туроператор, выступающий от нескольких заказчиков, называется консолидатором.

Туроператор - юридическое или физическое лицо, занимающееся приготовлением, продвижением и реализацией туристского продукта (тура), определяющее цены на эти туры и продающее их турагенту для реализации по своим лицензиям. Турагент занимается розничной продажей туров, организованных различными туроператорами [4].

На чартер распространяются все те причины, по которым может задержаться регулярный рейс, но есть и факторы, обуславливаемые спецификой чартерного рейса. Так как консолидатором чартерной перевозки выступает туроператор, вылет такого рейса может быть перенесен по желанию заказчика. Стоит отметить, что перенос вылета может быть не только на более позднее время, но и на более раннее. Как правило, пассажиры чартерного рейса заранее предупреждены турфирмой-отправителем об изменении, особенно если речь идет о переносе вылета на более раннее время. Но для авиакомпании, которая ежесуточно планирует расписание своих рейсов, корректировка времени вылета по просьбе заказчика является задержкой рейса (в случае переноса вылета на позднее время). Если заказчик желает вылететь по каким-либо причинам раньше согласованного времени, авиакомпания также должна внести изменение в расписание. Любые изменения авиакомпания вынуждена согласовывать с аэропортами вылета и прилета.

ЛИТЕРАТУРА

1. Airport Handling Manual, IATA, 25th edition, January 2005

2. Руководство по обеспечению и учету регулярности полетов воздушных судов гражданской авиации СССР (РРП ГА-90), утверждено Приказом МГА СССР от 10.01.1990 № 6

3. Практические аспекты эксплуатации воздушных линий. Учебное пособие / сост.: В.П. Дёшин, С.Н. Ерыкалов, Х.А. Назаров, И.В. Парахин / Под общей ред. Ю.М. Григорьева. - М.: НОУ ВКШ «Авиабизнес», 2006.

4. Кусков А. С., Понукалина О.В. Менеджмент транспортных услуг: туризм. Учебное пособие.- М.: РКонсульт, 2004.

THE BASIC CONCEPTS APPLIED AT AN ESTIMATION OF AVIATION FLIGHT DELAYS,

AND CLASSIFICATION OF DELAYS

Malysheva T.A.

In the article the basic kinds of delays are shown; the principal reasons promoting their occurrence are considered; the basic measures accepted for service of passengers in case of a flight delay are considered; the concept of an irregularity of flight is certain; features of charter flights from the point of view of flight delays are revealed. Also in the article classifications of delays are resulted.

Сведения об авторе

Малышева Татьяна Алексеевна, окончила МГТУ ГА (2002), аспирант кафедры двигателей летательных аппаратов МГТУ ГА, область научных интересов - организация и планирование производства в гражданской авиации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.