Научная статья на тему 'Вопросы результативности принятия управленческих решений в авиапредприятиях га'

Вопросы результативности принятия управленческих решений в авиапредприятиях га Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Логвин Александр Иванович, Епифанцева Дарья Александровна, Зорина Ольга Викторовна

Рассматриваются вопросы оценки влияния изменения основных показателей качества деятельности авиапредприятия ГА на принятие управленческих решений в сфере организации производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Логвин Александр Иванович, Епифанцева Дарья Александровна, Зорина Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS SUCCESSFULLY DECISIONS IN AIR STRUCTURES OF CIVIL AVIATION

The questions estimate influence main characteristics quality for decisions in sphere organization business-processes, are considered

Текст научной работы на тему «Вопросы результативности принятия управленческих решений в авиапредприятиях га»

2009

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Радиофизика и радиотехника

№ 139

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

УДК 621

ВОПРОСЫ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В АВИАПРЕДПРИЯТИЯХ ГА

А.И. ЛОГВИН, Д А. ЕПИФАНЦЕВА, О.В. ЗОРИНА

Рассматриваются вопросы оценки влияния изменения основных показателей качества деятельности авиапредприятия ГА на принятие управленческих решений в сфере организации производства.

Деятельность любого авиапредприятия ГА может оцениваться некоторыми основными показателями качества (ОПК) [1] или основными показателями производственной деятельности (ОППД) [2]. Значения этих показателей отражают динамику развития производства данного авиапредприятия за определенный временной период. Положительная динамика свидетельствует о самодостаточности организации производства данного авиапредприятия, а отрицательная - о необходимости принятия мер различного характера (организационных, кадровых, материальных и т.д.) для кардинальной перестройки организации производства. И в первом, и во втором случаях необходима обратная связь от индикатора ОППД к системе управления организацией производства. При этом в первом случае при положительной динамике целесообразно внести определенные коррективы в организацию производства с целью формирования новых, более высоких, целевых установок при производстве продукции. Во втором случае, при отрицательной динамике, необходимо внести принципиальные изменения в организацию производства с целью изменения характера динамики ОППД. В обоих случаях необходимо принимать управленческое решение, которое в первом случае является целесообразным (можно его и не принимать, оставляя все как есть, но это тупиковый путь), а во втором случае - необходимым. Но принятие управленческого решения должно основываться на большом количестве исходных данных, которых в рассматриваемой ситуации может просто не хватать. Это объясняется тем, что сигнализация индикатором ОППД об отрицательной динамике сообщает сам факт о необходимости принятия управленческого решения, но не сообщает причин возникновения отрицательной динамики ОППД.

Выявление этих причин резко повышает эффективность обратной связи между индикатором ОППД и лицом, принимающим решение (ЛПР). Назначение причин возникновения отрицательной динамики ОППД или частичное их незнание приводит к необходимости для принятия управленческого решения рассматривать задачу адаптивного управления. Обоснуем это утверждение.

В общем случае понятие адаптивности относится к системам, обладающим определенной степенью неопределенности информации, циркулирующей в системе. Большой диапазон неопределенности значений параметров циркулирующей информации (в данном случае параметров сигналов от индикаторов ОППД, т.е. причин возникновения отрицательной динамики) приводит к недопустимо большим потерям из-за неправильно принятых управленческих решений. Отсюда адаптивными устройствами (системами) называют такие, которые способны принимать и обрабатывать информацию в условиях некоторой неопределенности [3, 4].

Существует достаточно строгая классификация неопределенностей при изучении процессов управления сложными объектами, которая приведена в [5]. Согласно этой классификации существуют:

• неопределенность математической модели самого объекта управления, т.е. неопределенность параметров объекта управления;

• неопределенность характеристик среды функционирования объекта;

• неопределенность целевого условия.

Для рассматриваемой нами ситуации построения адаптивной системы управления (организации) производством первый из вышеперечисленных видов неопределенности относится к тем частным показателям производственного процесса, которые функционально связаны с ОППД и вызвали отрицательную динамику ОППД. Такую неопределенность обычно называют параметрической, если соответствующий показатель производственного процесса назвать параметром этого процесса.

Второй вид неопределенности должен конкретизироваться в зависимости от целевых установок данного производства. Если целевая установка связана с получением максимальной прибыли (например, для авиакомпаний), то к неопределенности среды функционирования авиакомпании следует отнести все те неопределенности, которые связаны с рыночными отношениями, т.е. цены на авиатопливо, цены за аэропортовое обслуживание, цены за аэронавигационное обслуживание и т.д.

Для авиапредприятия, эксплуатирующего авиационную технику, где основной целевой установкой является обеспечение надежности эксплуатируемого оборудования, неопределенность среды функционирования можно понимать практически буквально, т.е. и для бортовой и для наземной авиационной техники условия функционирования напрямую связаны с показателями надежности функционального использования.

Третий вид неопределенности, связанный с целевым условием, в нашем случае не рассматривается, т.к. в самой постановке задачи мы первоначально оговариваем целевые условия. Будем полагать, что учитывается только параметрическая неопределенность, причем принимаем, что она является стационарной, т.е. не изменяющейся за время наблюдения. Следовательно, для принятия обоснованного управленческого решения необходимо снять неопределенность, связанную с причинами возникновения отрицательной динамики ОППД. Процедура упрощается за счет того, что управленческое решение не нужно принимать в масштабе реального времени, т.е. имеется временной резерв для выработки этого решения. Поэтому снятие неопределенности целесообразно проводить методами современной логики, а именно, методами неклассической логики [6], в которой используются индуктивные умозаключения. Суть этих умозаключений состоит в том, чтобы по известным следствиям находить их наиболее вероятные причины. При этом главной особенностью индуктивных умозаключений является то, что их посылки совместимы как с выводимым заключением, так и с его отрицанием. Это главное отличие неклассической логики от классической и традиционной [6, 7]. Применяя методы неклассической логики можно полностью или частично снять параметрическую неопределенность в нашей задаче. Если параметрическая неопределенность снимается полностью, то адаптивная задача переходит в неадаптивную, и на основе имеющихся исходных данных, с помощью известных методов теории принятия решений, необходимое управленческое решение принимается. Если неопределенность снимается только частично, то задача остается адаптивной и нужно дополнительно получение сведений о взаимосвязях изменения ОППД и обуславливающих их причин. Это аналогично известному в технике методу адаптации с «самообучением», т.е. процесс адаптации проводится в несколько шагов, переводя постепенно систему в неадаптивную.

ЛИТЕРАТУРА

1. Логвин А.И., Железная И.П. Основы мониторинга производственной деятельности авиапредприятий ГА. (В данном Научном Вестнике).

2. Логвин А.И., Епифанцева Д.А., Зорина О.В. Выбор основных показателей производственной деятельности авиапредприятий ГА. (В данном Научном Вестнике).

3. Тихонов В.И. Оптимальный прием сигналов. - М.: Радио и связь, 1983.

4. Стратопович Р.Л. Принципы адаптивного приема. - М.: Сов. радио, 1973.

5. Мирошник И.В. и др. Нелинейное и адаптивное управление сложными динамическими системами. - СПб.: Наука, 2000.

6. Светлов В. А. Современная логика. - СПб.: Питер, 2006.

7. Шуман А.К. Современная логика. Теория и практика. - Мн.: Экокомпресс, 2004.

QUESTIONS SUCCESSFULLY DECISIONS IN AIR STRUCTURES OF CIVIL AVIATION

Logvin A.I., Epiphantzeva D.A., Zorina O.V.

The questions estimate influence main characteristics quality for decisions in sphere organization business-processes, are considered

Сведения об авторах

Логвин Александр Иванович, 1944 г.р., окончил КГУ (1966), Заслуженный деятель науки, академик Российской академии транспорта, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой технической эксплуатации радиотехнического оборудования и связи МГТУ ГА, автор свыше 400 научных работ, область научных интересов - радиолокация, радиофизика, радиополяризация.

Епифанцева Дарья Александровна, окончила МГТУ ГА (2004), доцент кафедры технической эксплуатации радиотехнического оборудования и связи МГТУ ГА, автор 7 научных работ, область научных интересов - техническая эксплуатация средств РТОП и ЭС, радиолокация.

Зорина Ольга Викторовна, окончила МГТУ ГА (2006), старший преподаватель кафедры технической эксплуатации радиотехнического оборудования и связи МГТУ ГА, аспирантка МГТУ ГА, автор 4 научных работ, область научных интересов - эксплуатация воздушного транспорта, организация производства, радионавигация и УВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.