Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ИНСПЕКЦИЯМИ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ОСУЖДЕННЫМИ ЗАПРЕТА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ ИЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ'

ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ИНСПЕКЦИЯМИ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ОСУЖДЕННЫМИ ЗАПРЕТА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ ИЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
90
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Legal Bulletin
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЗАПРЕТА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ ИЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ ПРИГОВОРА СУДА / PUNISHMENT IN THE FORM OF PROHIBITION TO HOLD CERTAIN POSITIONS OR ENGAGE IN CERTAIN ACTIVITIES / RESPONSIBILITY FOR NON-EXECUTION OF A COURT SENTENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Афанасьев Максим Владимирович

В статье рассматриваются вопросы осуществления уголовно-исполнительными инспекциями контроля за соблюдением осужденными запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В результате исследования проблемных вопросов, препятствующих эффективному исполнению наказания в виде запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и отсутствия мер ответственности при уклонении от данного наказания, автором вносятся предложения по внесению изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Афанасьев Максим Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF IMPLEMENTATION BY THE PENITENTIARY INSPECTORATES OF CONTROL OVER THE OBSERVANCE BY CONVICTS OF A BAN TO OCCUPY CERTAIN POSITIONS OR ENGAGE IN CERTAIN ACTIVITIES

The article deals with the implementation of the criminal Executive inspection control over the observance of the prohibition of convicts to hold certain positions or engage in certain activities. As a result of the study of problematic issues that prevent the effective execution of punishment in the form of a ban to hold certain positions or engage in certain activities and the lack of liability for evading this punishment, the author makes proposals for amendments the criminal code of the Russian Federation and the Criminal Executive code of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ИНСПЕКЦИЯМИ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ОСУЖДЕННЫМИ ЗАПРЕТА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ ИЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ»

ФСИН России e-mail: 79651376606@yandex.ru

Вопросы осуществления уголовно-исполнительными инспекциями контроля за соблюдением осужденными запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы осуществления уголовно-исполнительными инспекциями контроля за соблюдением осужденными запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В результате исследования проблемных вопросов, препятствующих эффективному исполнению наказания в виде запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и отсутствия мер ответственности при уклонении от данного наказания, автором вносятся предложения по внесению изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

Ключевые слова: наказание в виде запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ответственность за неисполнение приговора суда.

Afanasev M. V., Ph.D. in Law, Federal Penitentiary Service of Russia, e-mail: 79651376606@yandex.ru

Issues of implementation by the penitentiary inspectorates of control over the observance by convicts of a ban to occupy certain positions or engage in certain activities

Annotation. The article deals with the implementation of the criminal Executive inspection control over the observance of the prohibition of convicts to hold certain positions or engage in certain activities. As a result of the study of problematic issues that prevent the effective execution of punishment in the form of a ban to hold certain positions or engage in certain activities and the lack of liability for evading this punishment, the author makes proposals for amendments the criminal code of the Russian Federation and the Criminal Executive code of the Russian Federation.

Key words: punishment in the form of prohibition to hold certain positions or engage in certain activities, responsibility for non-execution of a court sentence.

прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений. Для осуществления этих задач Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений .

Основными целями уголовно-исполнительного законодательства являются исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступ-

2

лений, как осужденными, так и иными лицами .

Как показывает статистика, отмечается рост осужденных к наказанию в виде запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоящих на учетах уголовно-исполнительных инспекций. Так, с 2015 года по 2018 год их ежегодная численность осужденных вы-

о

росла с 45107 до 233206 осужденных .

Наиболее часто лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью связано с лишение права управления транспортными средствами. В рамках применения ст. 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации данный вид наказания к 70-80% от общей численности осужденных лиц, назначается в качестве дополнительного наказания.

В связи с этим отмечается рост возбужденных уголовных дел за совершение повторной преступности после постановки на учет уголовно-исполнительных инспекций. В 2018 году в отношении таких лиц, возбуждено 4419

4

уголовных дел .

С увеличением роста указанной категории лиц, возникает проблема их ответственности за уклонение от отбывания указанного наказания, которая является весьма важной на сегодняшний день.

1 Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 23.04.2019) // «СПС КонсультантПлюс»

2 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-Ф3 (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // «СПС КонсультантПлюс»

3 Приказ ФСИН России от 01.08.2014 № 398 (ред. от 24.08.2015) «Об утверждении формы статистической отчетности ФСИН-1 «Итоги деятельности учреждений, органов и предприятий уголовно-исполнительной системы" и инструкции по ее заполнению и представлению» // «СПС КонсультантПлюс»

4 Там же.

здает благодатную почву для совершения преступлений, предусмотренных ст. 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, и дальнейшего роста показателей уклонения от отбывания наказания. Запрет в уголовно-исполнительном законе обязательно должен подкрепляется ответственностью за его нарушение, а также необходим механизм влияния на подобные действия.

Анализ правоприменительной практики показал, что при отсутствии правовых оснований для применения к осужденным мер воздействия, растет количество нарушений обязанностей осужденными к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, предусмотренных статьей 37 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

Согласно статьи 38 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации «Ответственность за неисполнение приговора суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью» представители власти, государственные служащие, муниципальные служащие, служащие государственных или муниципальных учреждений, коммерческих или иных организаций, злостно не исполняющие вступивший в законную силу приговор суда, решение суда или иной судебный акт о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также осужденные, нарушающие требования приговора, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации5.

Несмотря на то, что в данной статье указывается на возможность привлечения к ответственности осужденных, нарушающих требования приговора, действующим законодательством такая ответственность не предусмотрена.

В этой связи необходимо предусмотреть расширение перечня обязанностей осужденных к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью предусмотренных статьей 37 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и установления ответственности при их неисполнении.

В связи с этим Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации следует дополнить ст. 37.1 «Ответственность за нарушение порядка и условий отбывания наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью», изложив в следующей редакции:

5 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // «СПС КонсультантПлюс»

Legal Bulletin

«1. Нарушение порядка и условий отбывания осужденным лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью являются:

а) неисполнение требования приговора суда;

б) не представление по требованию уголовно-исполнительной инспекции документы, связанные с отбыванием указанного наказания;

в) не уведомление в течение 10 суток уголовно-исполнительную инспекцию о месте работы, его изменении или об увольнении с работы, а также об изме не нии места жительства;

г) неявка в уголовно-исполнительную инспекцию по вызову;

д) неисполнение обязанности, возложенные судом;

е) нарушение общественного порядка.

2. В случае неисполнения осужденным к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обязанностей, предусмотренных статьей 37 настоящего Кодекса, уголовно-исполнительная инспекция выносит ему письменное предупреждение об ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Злостно уклоняющимся от отбывания наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью признается осужденный:

а) допустивший более двух раз в течение года нарушение требований при-го во ра суда;

б) допустивший повторное нарушение обязанностей, указанных в пунктах «б» - «е» статьи 37 настоящего Кодекса, при ранее допущенном нарушении требований приговора суда;

в) скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно.

4. В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью другим видом наказания в соответствии с частью пятой статьи 47 Уголовного кодекса Российской Федерации.

5. Скрывшийся с места жительства осужденный к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Указанный срок может быть продлен судом до 30 суток.».

случае злостного уклонения осужденного от отбывания наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью суд может заменить неотбытое наказание принудительными работами или лишением свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за три дня лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.».

Кроме того, в соответствии с положениями части 1 статьи 18.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации первоначальные розыскные мероприятия осуществляются УИИ в отношении осужденных к наказаниям в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, а также условно осужденных, осужденных с отсрочкой отбывания наказания, уклоняющихся от контроля УИИ. Также положениями части 2

статьи 18.1 УИК РФ регламентируется объявление в розыск указанных кате-

6

горий осужденных .

При уклонении от контроля УИИ осужденных к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью законодательством проведение первоначальных розыскных мероприятий и объявление в розыск данной категории лиц не предусмотрено.

В связи с этим необходимо часть первую и вторую статьи 18.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации дополнить словами «лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью».

Правовая неурегулированность указанных проблемных вопросов препятствует эффективному исполнению данного вида наказания, влечет невозможность применения мер ответственности при уклонении от отбывания наказания, что провоцирует у осужденных чувство безнаказанности и косвенно мотивирует их к дальнейшей противоправной деятельности.

Библиографический список

1. Афанасьев М.В. Осуществление контроля за подозреваемыми и обвиняемыми при избрании к ним меры пресечения в виде домашнего ареста // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2016. № 9 (172). С. 37-41.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // «СПС КонсультантПлюс»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.