Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ РОСГВАРДИЕЙ ЗА ОБОРОТОМ ОХОТНИЧЬЕГО ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ С НАРЕЗНЫМ СТВОЛОМ, ПРИОБРЕТЕННОГО В ЦЕЛЯХ ЗАНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, СВЯЗАННОЙ С ОХОТОЙ'

ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ РОСГВАРДИЕЙ ЗА ОБОРОТОМ ОХОТНИЧЬЕГО ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ С НАРЕЗНЫМ СТВОЛОМ, ПРИОБРЕТЕННОГО В ЦЕЛЯХ ЗАНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, СВЯЗАННОЙ С ОХОТОЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
184
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОСГВАРДИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ОХОТА / ОБОРОТ ОРУЖИЯ / АННУЛИРОВАНИЕ ЛИЦЕНЗИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шмидт А. А., Фаисханов Р. Р.

На основе правоприменительной практики критически оцениваются положения федерального закона «Об оружии» и ведомственных нормативных правовых актов, определяющих полномочия Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по контролю за оборотом оружия. Анализируется право на приобретение оружия с нарезным стволом гражданами Российской Федерации, которым в установленном порядке предоставлено право на охоту, при условии, что они занимаются профессиональной деятельностью, связанной с охотой. Выявлены проблемы правового характера при осуществлении уполномоченными должностными лицами административной процедуры аннулирование лицензии (разрешения) на приобретение (хранение и ношение) оружия с нарезным стволом при установлении факта наличия препятствий к владению оружием и патронами гражданами - владельцами оружия, в том числе установлении факта наличия обстоятельств, исключающих возможность получения гражданином лицензии и (или) разрешения. Предлагается внести изменения в федеральный закон «Об оружии», направленные на совершенствование правовых основ оборота гражданского оружия с нарезным стволом, укрепление функций контроля за оборотом оружия Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - Росгвардия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS THE FEDERAL SERVICE OF THE NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION OF GUNS CONTROL PURCHASED FOR HUNTING PURPOSES

On the basis of law enforcement practice, the provisions of the Federal Law On Weapons and departmental regulations defining the powers of the Federal Service of the National Guard of the Russian Federation to control the circulation of weapons are critically assessed. The article analyzes the right to purchase weapons with a rifled barrel by citizens of the Russian Federation who, in accordance with the established procedure, have been granted the right to hunt, provided that they are engaged in professional activities related to hunting. Legal problems were identified in the implementation by authorized officials of the administrative procedure for the cancellation of a license (permit) to acquire (store and carry) weapons with a rifled barrel when establishing the fact that there are obstacles to the possession of weapons and ammunition by citizens - owners of weapons, including the establishment of the fact that there are circumstances, excluding the possibility of a citizen obtaining a license and (or) permission. Changes are proposed to the federal law On weapons aimed at improving the legal framework for the circulation of civilian weapons with a rifled barrel, strengthening the functions of controlling the circulation of weapons of the Federal Service of the National Guard of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ РОСГВАРДИЕЙ ЗА ОБОРОТОМ ОХОТНИЧЬЕГО ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ С НАРЕЗНЫМ СТВОЛОМ, ПРИОБРЕТЕННОГО В ЦЕЛЯХ ЗАНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, СВЯЗАННОЙ С ОХОТОЙ»

Научная статья С. 64-70

УДК 342.951+351.753

ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ РОСГВАРДИЕЙ ЗА ОБОРОТОМ ОХОТНИЧЬЕГО ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ С НАРЕЗНЫМ СТВОЛОМ, ПРИОБРЕТЕННОГО В ЦЕЛЯХ ЗАНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, СВЯЗАННОЙ С ОХОТОЙ

Артем Александрович Шмидт1, Ринат Рифгатович Фаисханов2

1. Уральский филиал Российского государственного университета правосудия Челябинск, Россия, artnem-shmidt@yandex.ru, ОЯСЮ: 0000-0002-9753-6527

2. Саратовская государственная юридическая академия, Саратов, Россия emilzola1990@yandex.ru, ОЯСЮ: 0000-0002-6254-9563

Аннотация. На основе правоприменительной практики критически оцениваются положения федерального закона «Об оружии» и ведомственных нормативных правовых актов, определяющих полномочия Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по контролю за оборотом оружия. Анализируется право на приобретение оружия с нарезным стволом гражданами Российской Федерации, которым в установленном порядке предоставлено право на охоту, при условии, что они занимаются профессиональной деятельностью, связанной с охотой. Выявлены проблемы правового характера при осуществлении уполномоченными должностными лицами административной процедуры аннулирование лицензии (разрешения) на приобретение (хранение и ношение) оружия с нарезным стволом при установлении факта наличия препятствий к владению оружием и патронами гражданами — владельцами оружия, в том числе установлении факта наличия обстоятельств, исключающих возможность получения гражданином лицензии и (или) разрешения. Предлагается внести изменения в федеральный закон «Об оружии», направленные на совершенствование правовых основ оборота гражданского оружия с нарезным стволом, укрепление функций контроля за оборотом оружия Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее — Росгвардия).

Ключевые слова: Росгвардия, государственный контроль, охота, оборот оружия, аннулирование лицензии

Для цитирования: Шмидт А. А., Фаисханов Р. Р. Вопросы осуществления контроля Росгвардией за оборотом охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом, приобретенного в целях занятия профессиональной деятельностью, связанной с охотой // Правопорядок: история, теория, практика. 2021. № 4 (31). С. 64-70.

© А. А. Шмидт, Р. Р. Фаисханов

Original article

PROBLEMS THE FEDERAL SERVICE OF THE NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION

OF GUNS CONTROL PURCHASED FOR HUNTING PURPOSES

Artem A. Schmidt1, Rinat R. Faiskhanov2

1. Ural Branch of the Russian State University of Justice, Chelyabinsk, Russia

artnem-shmidt@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-9753-6527

2. Saratov State Law Academy, Saratov, Russia emilzola1990@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-6254-9563

Abstract. On the basis of law enforcement practice, the provisions of the Federal Law On Weapons and departmental regulations defining the powers of the Federal Service of the National Guard of the Russian Federation to control the circulation of weapons are critically assessed. The article analyzes the right to purchase weapons with a rifled barrel by citizens of the Russian Federation who, in accordance with the established procedure, have been granted the right to hunt, provided that they are engaged in professional activities related to hunting. Legal problems were identified in the implementation by authorized officials of the administrative procedure for the cancellation of a license (permit) to acquire (store and carry) weapons with a rifled barrel when establishing the fact that there are obstacles to the possession of weapons and ammunition by citizens — owners of weapons, including the establishment of the fact that there are circumstances, excluding the possibility of a citizen obtaining a license and (or) permission. Changes are proposed to the federal law On weapons aimed at improving the legal framework for the circulation of civilian weapons with a rifled barrel, strengthening the functions of controlling the circulation of weapons of the Federal Service of the National Guard of the Russian Federation.

Keywords: Rosgvardia, state control, hunting, guns circulation, license revocation

For citation: Schmidt A. A., Faiskhanov R. R. Problems the Federal Service of the National Guard of the Russian Federation of Guns Control Purchased for Hunting Purposes. Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika [Legal Order: History, Theory, Practice]. 2021;(4):64-70. (In Russ.)

Введение

На территории Российской Федерации права и свободы человека и гражданина находятся под защитой государства, в связи с чем злоупотребление правом, выражающееся в причинении вреда другому лицу, а также общественным интересам — недопустимы. При этом угрозы общественной безопасности обуславливают переход во всех цивилизованных государствах к концепции приоритета коллективной (общественной) безопасности, предусматривающей возможность частичного или полного ограничения прав отдельных граждан. В связи с чем, в России, также как и во многих других странах, наблюдается ускоренный процесс наделения контрольно-надзорных, правоохранительных органов и спецслужб новыми полномочиями, связанными с усилением их контрольно-надзорных функций. Указанные обстоятельства также обусловили образование Росгвардии, призванной осуществлять функции по выработке

и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере оборота оружия [1, с. 62-63]. Деятельность Росгвардии направлена на обеспечение эффективного контроля за оборотом гражданского оружия, своевременное выявление и устранение угроз общественной безопасности, а также содействие гражданам в реализации права на занятие охотой, спортом и самооборону.

Анализ материалов обращений граждан, правоприменительной и судебно-исковой работы Росгвардии показывает, что проблемы осуществления контроля за оборотом оружия являются актуальными. Так, по сведениям Управления делопроизводства и режима Росгвардии в обращениях, поступивших в Центральный аппарат, а также адресованных Президенту Российской Федерации и относящихся к деятельности Росгвардии, повышенный интерес у заявителей вызывают вопросы продажи (приобретения), передачи,

коллекционирования оружия, выдачи лицензий и разрешений на владение, хранение, ношение и использование оружия1.

Своевременное рассмотрение и разрешение обращений граждан в соответствии с законом является важной составляющей административной деятельности Росгвардии, направленной на соблюдение прав и свобод граждан в исследуемой области, а также открытости ведомства.

В сфере лицензионно-разрешительной деятельности Росгвардии, как показывают материалы судебной практики, значительный объем занимают факты злоупотребления правом на приобретение и владение оружием со стороны отдельных граждан. При этом своевременно не выявленный и не пресеченный факт злоупотребления правом, часто приобретает тенденциозный характер. Указанному обстоятельству способствует несовершенство правовых основ оборота оружия, а также циркулирующие и активно обсуждаемые в интернет-сообществах, под благовидным предлогом содействия реализации права на оружие, способы обхода установленных законодателем запретов и ограничений на приобретение оружия.

Одним из проявлений злоупотребления правом в рассматриваемой сфере является так называемое «законное» приобретение нарезного оружия лицами, не имеющими соответствующего стажа владения гладкоствольным оружием, под предлогом работы егерем или охотоведом и защиты охотничьи ресурсов. Действительно, в научной литературе часто предлагается очевидное решение в области усиления борьбы с браконьерством и защиты охотничьих угодий — увеличение штата специалистов в области противодействия нарушениям правил охоты, задействование дополнительных сил [3,с.49; 5,с.192; 6,с.180]. Однако такая стратегия развития охотничьего хозяйства в Российской Федерации не оправдала ожиданий специалистов на изменение ситуации [2; 7, с. 124], напротив использование законодательных привилегий ведет к злоупотреблению правом.

Материалы и методы

В работе используются опубликованные статистические данные Управления делопроизводства и режима Росгвардии о количестве и содержании обращений граждан и юридических лиц, поступивших в 2016-2021 гг.

1 Результаты рассмотрения письменных обращений граждан, поступивших в 2021 году // Росгвардия : [сайт]. https://rosguard.gov.ru/Page/Index/obzory-obrashhenij (дата обращения: 10.10.2021).

в центральный аппарат ведомства и Администрацию Президента Российской Федерации по вопросам, отнесенным к ведению Росгвардии, а также материалы обращений граждан, поступившие в региональные управления Уральского и Восточного округов войск национальной гвардии Российской Федерации; решения судов общей юрисдикции по административным делам об отказе в выдаче и аннулировании разрешительных документов на приобретение и владение охотничьим оружием с нарезным стволом, лицами, осуществляющими профессиональную деятельность в области охоты; другие официальные документы, сформированные в административной и судебной практике Росгвардии. В работе также используются опубликованные материалы исследований проблем контроля за оборотом оружия и противодействия нарушениям в сфере использования охотничьих ресурсов. Наиболее значимыми для исследования стали работы О. И. Бектова и В. И. Сургутскова о развитии полицейского права и надзорной деятельности правоохранительных органов.

В работе использованы общенаучные подходы и методы познания социальных, в первую очередь государственно-правовых явлений: статистический и социологический методы, метод экспертных оценок, системно-структурный, формально-логический. С использованием указанных методов в работе исследуются отчетные документы Росгвардии, отражающие состояние лицензионно-разрешительной, правоприменительной и судебной работы в сфере контроля за оборотом охотничьего оружия с нарезным стволом как объекта особого контроля и представляющего повышенную опасность; федеральные и региональные нормативно-правовые акты, составляющие правовую основу оборота охотничьего оружия с нарезным стволом и порядок его приобретения гражданами, осуществляющими профессиональную деятельность в области охоты.

Результаты исследования

Анализ правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и судов общей юрисдикции подтверждает обоснованный подход законодателя к установлению дополнительных требований для приобретения оружия с нарезным стволом — наличие в собственности охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия не менее пяти лет. В определении от 27 июня 2017 г. Конституционный Суд Российской Федерации отмечает, что пятилетний срок владения

охотничьим огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием, как условие возникновения права на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом, обусловлен особыми техническими характеристиками приобретаемого оружия — большими дальностью стрельбы и убойной силой. Установление такого срока необходимо для приобретения гражданином устойчивых навыков безопасного обращения с оружием. Кроме того, продолжительное и непрерывное владение и пользование охотничьим огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием свидетельствует о безупречном и ответственном обращении гражданина с оружием1.

Императивное требование о пятилетнем стаже владения гладкоствольным оружием, необходимом для приобретения оружия большей дальности стрельбы и убойной силой, содержит исключение, имеющее характер привилегии и находящееся во взаимосвязи с полномочиями региональных органов государственной власти Российской Федерации.

Статьей 13 Федерального закона от 13 декабря 1996г. №150-ФЗ «Об оружии»2 (далее — Закон об оружии) установлена норма, предписывающая органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации определять перечень профессий, занятие которыми дает право на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом, не имея пятилетнего стажа использования гладкоствольного оружия.

Аналогичные положения предусмотрены пунктом 9.3 Административного регламента, определяющего порядок выдачи соответствующей лицензии3, в соответствии с которым профессии, подразумевающие деятельность,

1 Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дудинского Евгения Васильевича на нарушение его конституционных прав частью восьмой статьи 13 Федерального закона «Об оружии» : определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 1225-О // Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс» (дата обращения: 17.08.2021).

2 Собрание законодательства РФ. 1996. № 51. Ст. 5681; Собрание законодательства РФ. 2021. № 27 (ч. 1). Ст. 5141.

3 Об утверждении административного регламента федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, охотничьего пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему : приказ Росгвардии от 26 июня 2018г. № 221 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 14.08.2021).

связанную с охотой, должны соответствовать установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации перечню профессий, занятие которыми дает право на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом.

Де-факто для реализации права на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом гражданам, не имеющим пятилетнего стажа владения гладкоствольным охотничьим оружием, необходимо представить охотничий билет и документ, подтверждающий занятие профессиональной деятельностью, связанной с охотой, определённой органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Административно-правовой механизм оборота оружия, как элемент государственной лицензионно-разрешительной политики, наряду с порядком приобретения права предусматривает основания его утраты или прекращения. Установление таких запретов (ограничений) свойственно как отечественной правовой системе, так и зарубежным.

Отечественный законодатель при построении правовой модели приобретения оружия установил порядок прекращения ранее предоставленного права в статье 26 Закона об оружии, предусматривая аннулирование лицензии (разрешения) на приобретение (хранение и ношение) оружия в случае аннулирования охотничьего билета, совершения преступления или правонарушений, а также возникновения медицинских противопоказаний, не учитывая при этом утрату статуса лица, осуществляющего профессиональную деятельность в области охоты.

Проведенное исследование выявило пробел в правовом регулировании оборота охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом —устанавливая специальный (исключительный) порядок приобретения указанной категории оружия законодатель не учитывает приведенных исключений в порядке прекращения права. Вопрос об аннулировании лицензии (разрешения) граждан, прекративших профессиональную деятельность, связанную с охотой, в настоящее время не урегулирован, также как и не определены обеспечительные механизмы при утрате права на приобретение оружия указанными лицами. Установление уполномоченными должностными лицами Росгвардии факта прекращения владельцем охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом профессиональной деятельности, связанной с охотой, также не является основанием для изъятия такого оружия.

Обсуждение результатов

Результаты проведенного исследования показали несовершенство механизма административно-правового регулирования оборота охотничьего оружия с нарезным стволом, что следует рассматривать как дефект государственной лицензионно-разрешительной политики и логическую ошибку, заключающуюся в отсутствии корреспондирующего праву механизма его ограничения в интересах общественной безопасности.

Дефектными также представляются положения статьи 13 Закона об оружии, устанавливающие как императивное правило вне связи с действительной необходимостью осуществлять профессиональную деятельность в области охоты с нарезным оружием, возложение на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязанности устанавливать перечень профессий, занятие которыми дает право на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом.

Примечательно, что перечень профессий не отличается разнообразием. Так, например, в соответствии с Перечнем профессий, дающих право на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом в Забайкальском крае1, указанным правом наделены штатный охотник-промысловик, штатный охотовед, начальник участка (в охотничьем хозяйстве); в Республике Башкортостан2, Курганской области3 дополнительно — егерь. Большинство региональных актов указанной категории были приняты в 2011-2013 гг. в результате «активной»

1 Об утверждении Перечня профессий, дающих право на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом на территории Забайкальского края : постановление Правительства Забайкальского края от 30 октября 2009 г. № 405 // Электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации консорциума «Кодекс» (дата обращения: 05.10.2021).

2 Об утверждении Перечня профессий, занятие которыми дает право на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом на территории Республики Башкортостан : постановление Правительства Республики Башкортостан от 12 декабря 2011 г. № 468 // Электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации консорциума «Кодекс» (дата обращения: 05.10.2021).

3 Об утверждении перечня профессий, занятие которыми дает право на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом на территории Курганской области : постановление Правительства Курганской области от 13 сентября 2011 г. № 452 // Электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации консорциума «Кодекс» (дата обращения: 05.10.2021).

позиции организованного охотничьего сообщества, в том числе, путем обращений в органы прокуратуры с требованиями обязать региональные органы исполнительной власти определить соответствующий перечень на основании императивных положений ч. 10 ст. 13 Закона об оружии.

Выявленные в результате исследования пробелы в правовом регулировании: несовершенство порядка аннулирования разрешительных документов, отсутствие правовых основания для изъятия оружия, императивный характер требования устанавливать перечень профессий, дающих преимущество в реализации права на оружие в совокупности способствуют возникновению условий для незаконного владения охотничьим огнестрельным оружием с нарезным стволом и злоупотребления правом со стороны граждан, желающих стать владельцами охотничьего оружия с нарезным стволом до истечения пятилетнего срока владения гладкоствольным оружием. Следует согласиться с мнением, что злоупотребление правом имеет место тогда, когда субъект, реализующий принадлежащее ему субъективное право, использует его ненадлежащим образом [4, с. 72], в том числе реализуя его вопреки целей законодательного установления. Так, например, апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 6 февраля 2014 г. по делу № 33-1620/2014 установлено, что заявители заключили каждый в отдельности трудовой договор с охотничьей организацией о приеме на работу на должность егеря, в связи с чем, приобрели охотничьи огнестрельные ружья с нарезным стволом. При этом заработную плату не получали, и она им не начислялась, соответствующие налоги и страховые взносы в соответствующие фонды не начислялись и не уплачивались. Из указанных обстоятельств суд пришел к выводу о формальном заключении трудового договора заявителями. Несмотря на вполне ясно выраженную правовую позицию суда указанные злоупотребления со стороны отдельных граждан, заключавших фиктивные трудовые договора с охотхозяйствами на территории Республики Башкортостан, пресекались сотрудниками Управления Росгвардии по Челябинской области в 2016 и 2018 гг.

Вместе с тем, на сегодняшний день не представляется возможным говорить о прекращении на всей территории Российской Федерации практики заключения гражданами, желающими стать владельцами охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом,

формальных трудовых или гражданско-правовых договоров с охотничьими организациями о приеме на работу на должность, дающей право на приобретение такого оружия, а также о своевременном установлении уполномоченными сотрудниками Росгвардии фактов прекращения профессиональной деятельности, связанной с охотой, владельцами такого оружия, не имеющими непрерывного пятилетнего срока владения гладкоствольным охотничьим оружием.

Обобщение правоприменительной и судебной практики показало необходимость восполнения имеющихся правовых пробелов и совершенствования правового механизма оборота охотничьего оружия с нарезным стволом. С учетом изложенного выше полагаем целесообразным:

1) часть 10 статьи 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» изложить в следующей редакции: «„.Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень профессий, занятие которыми дает право на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом...». Указанное позволит устранить злоупотребления правом и давление на региональные органы, уполномоченные в области охраны и использования объектов животного мира, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в вопросах установления самой необходимости определения указанных профессий;

2) часть первую статьи 26 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» дополнить пунктом 5 следующего содержания: «прекращения владельцем охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом профессиональной деятельности, связанной с охотой, при отсутствии пятилетнего срока владения гладкоствольным охотничьим оружием». Указанное

предложение позволит исключить факты злоупотребления правом на приобретение оружия с нарезным стволом, а также коррупционные проявления в среде охотпользователей;

3) статью 20 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дополнить частью 5 следующего содержания: «Юридические лица или индивидуальные предприниматели при прекращении трудового или гражданско-правового договора с работником, указанным в части 2 настоящей статьи, обязаны в течение трех рабочих дней уведомить федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган по факту прекращения таких правоотношений».

Выводы

Результаты исследования выявили ряд проблем в осуществлении контроля за приобретением и владением нарезного оружия, показали необходимость дальнейшего совершенствования государственной лицензионно-разрешительной политики в области оборота оружия путем восполнения пробелов в механизме правового регулирования и совершенствования контрольной деятельности Росгвардии. Анализ результатов исследования показывает возможность предложить конкретные дополнения и изменения в действующее законодательство,которые позволят уполномоченным должностным лицам Росгвардии своевременно изымать из незаконного оборота охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом у лиц, не имеющих непрерывного пятилетнего срока владения гладкоствольным охотничьим оружием и прекративших профессиональную деятельность, связанную с охотой.

Список источников

1. Бекетов О. И., Сургутсков В. И. Полицейское право России: прошлое, настоящее и будущее // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 8 (69). С. 59-67.

2. Данилкин А. А. Охота, охотничье хозяйство и биоразнообразие. Москва : Тов-во науч. изданий КМК, 2016. 250 с.

3. Ишигеев В. С., ПузиковаА. В., Бондарь А. Я. К вопросу об эффективности противодействия преступлениям в сфере экологии // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. 2018. № 4 (87). С. 46-49.

4. Зайков Д. Е. Недопустимые обращения граждан: проблемы квалификации и правоприменительной практики // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 8 (105). С. 68-74.

5. Погодин К. С., Макаренко В. П. Правовые основы охраны объектов живой природы в заповеднике «Бастак» // Современные проблемы регионального развития : материалы VII Всероссийской научной конференции. 2018. С. 190-193.

6. ЧуклинаЭ. Ю. Браконьерство в азовском море: криминалистические и уголовные аспекты // Вопросы экологии. Наука, образование, практика : материалы I Всероссийского экологического форума имени профессора Б. С. Кубанцева. Составитель Н.А. Степанчук. 2018. С. 177-180.

7. Экосистемные услуги России : прототип национального доклада / С. Н. Бобылев, Е. Н. Букварева, В. И. Грабовский [и др.]. Москва, 2016. Том 1. Услуги наземных экосистем. 151с.

References

1. Beketov O. I., SurgutskovV. I. Police Law in Russia: Past, Present and Future. Aktual'nye problemy rossijskogo prava [Actual Problems of Russian Law]. 2016;(8):59-67. (In Russ.)

2. DanilkinA. A. Hunting, hunting and biodiversity. Moscow: KMC Publishing House, 2016. (In Russ.)

3. IshigeevV. S., PuzikovaA.V., BondarA.Y. On the effectiveness of counteraction to crimes in the field of ecology. Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta Ministerstva vnutrennih del Rossii [Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. 2018;(4):46-49. (In Russ.)

4. Zaikov D. E. Inadmissible appeals of citizens: problems of qualification and law enforcement practice. Aktual'nye problemy rossijskogo prava [Actual problems of Russian law]. 2019;(8):68-74. (In Russ.)

5. Pogodin K. S., Makarenko V. P. Legal basis for the protection of wildlife in the reserve "Bastak". Modern problems of regional development. materials of the VII All-Russian scientific conference. 2018. p. 190-193. (In Russ.)

6. Chuklina E. Y. Poaching in the Azov Sea: criminalistic and criminal aspects. Voprosy ekologii. Science, education, practice. materials of the I All-Russian ecological forum named after Professor B. S. Kubantsev. Compiled by N. A. Stepanchuk. 2018. p. 177-180. (In Russ.)

7. BobylevS. N., Bukvareva E. N., Grabovsky V. I., DanilkinA. A., DgebuadzeYu., DrozdovA. V., et al. Ecosystem services of Russia: prototype national report. Moscow, 2016. Vol. 1. Services of terrestrial ecosystems. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию / This article was submitted: 10.10.2021. Поступила после рецензирования / Received after review: 28.10.2021. Принята к публикации / Accepted for publication: 25.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.