УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ (ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ) MANAGEMENT IN SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEMS (TECHNICAL)
УДК 378.146:65.012.74
ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МЧС РОССИИ
С. В. ГОРИНОВА, А. И. ЗАКИНЧАК
ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново Е-mail: [email protected], [email protected]
В статье рассматриваются современные проблемы, возникающие в образовательных организациях пожарно-технического профиля при построении практико-ориентированного учебно-воспитательного процесса. Вызовы, которые возникли в последнее время перед системой обеспечения безопасности Российской Федерации, требуют своевременных и высокоэффективных ответов со стороны общества. В этой связи можно говорить о том, что проблемы развития образовательных учреждений пожарно-технического профиля не менее многогранны. Динамичное развитие сферы высшего образования является гарантией поступательного экономического и социального развития страны. Содержание и технологии образовательного процесса должны соответствовать современным требованиям общества и экономики, а механизмы перераспределения экономических ресурсов и государственного управленческого воздействия - создавать благоприятные условия для развития системы высшего образования.
Ключевые слова: образовательный процесс, специалисты пожарно-технического профиля, компетентностный подход, практико-ориентированное обучение.
ISSUES OF ORGANIZATION OF PRACTICE-ORIENTED EDUCATIONAL PROCESS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA
S. V. GORINOVA, A. I. ZAKINCHAK
Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education
«Ivanovo Fire Rescue Academy of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters»,
Russian Federation, Ivanovo Е-mail: [email protected], [email protected]
The article deals with modern problems arising in educational organizations of fire-technical profile in the construction of practice-oriented educational process. The challenges that have recently arisen before the security system of the Russian Federation require timely and highly effective responses from society. In this regard, we can say that the problems of development of educational institutions of fire-technical profile are no less multifaceted. The dynamic development of the educational sphere is the key to the progressive economic and social development of the country. The content and technology of education must meet the requirements of modern society and the economy, the mechanisms of financing and public administration
Key words: The educational process, specialists of fire and technical profile, competency-based approach, practice-oriented training.
© Горинова С. В., Закинчак А. И., 2020
В настоящее время перед образовательными учреждениями пожарно-технического профиля стоит важная задача подготовки квалифицированного специалиста по выбранному направлению, формирование у этого специалиста информационного базиса компетенций, который бы позволил ему оперативно осваивать новые направления деятельности и эффективно применять современные технологии для решения комплексных задач. Переход к компетентностной образовательной модели выявил ряд противоречий, заключающихся в несоответствии между требованиями профессиональных стандартов и федеральных государственных образовательных стандартов. Кроме того отмечается снижение как психологического, так и физического развития абитуриентов, уровня первоначальной подготовки, что не соответствует объективной необходимости развития (готовности к саморазвитию) и стереотипам организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях МЧС России. Актуальный характер данной проблемы усиливается, так как продолжает расти поток информации как во внутренней, так и во внешней среде организации.
Целью проведенного исследования являлось развитие практико-ориентированной образовательной среды, обеспечивающей формирование и непрерывную реализацию востребованных работодателями профессиональных компетенций.
Современный рынок услуг в сфере образования и обучения насыщен образовательными продуктами. При этом, рассматривая направления, представленные образовательной продукцией в сфере пожарной безопасности, можно заметить, что по-прежнему сохраняется ведущая роль образовательных учреждений пожарно-технического профиля в получении будущими специалистами знаний и навыков, определяющих кадровый потенциал МЧС России. Несмотря на специфику реализации образовательного процесса, в каждом учебном заведении, профессиональная подготовка выстроена таким образом, что обучение, воспитание, а также развитие личности происходит в ходе организованных учебно-воспитательных, учебно-познавательных мероприятий совместно с самообразованием личности, что обеспечивает усвоение знаний, навыков, а также умений на уровне как минимум не ниже государственного образовательного стандарта. Таким образом, образовательный процесс представляет собой управляемое познание, усвоение общественно-
исторического опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельно-
стью, лежащей в основе формирования личности [1].
Образование развивается под воздействием экономических, идеологических, общественных и иных противоречивых тенденций. Отсюда возникает большое разнообразие определений, формулировок целей, содержания учебных программ, немалое количество подходов к проверке качества образования обучения.
Результатами учебного процесса, как отмечается в Российской педагогической энциклопедии, являются [2]:
- системность знаний учащихся;
- точность исполнения предусмотренных программой способов учебной деятельности, а также способов познания и самообразования;
- готовность к творческому применению знаний и умений;
- сформированность ценностного отношения к учебному материалу;
- готовность и устремлённость к самореализации;
- трудовая, умственная, нравственная и эстетическая воспитанность;
- сформированность системы ценностей, социальная активность.
Эти результаты составляют базис, основу будущей профессиональной компетентности. Эти начала позволяют человеку выбрать сферу приложения своих умственных и физических способностей, определить траекторию профессионального становления и роста. Будем рассматривать процесс формирования грамотного высококвалифицированного специалиста как компетентностную профессионализацию. Процессный подход к управлению профессионально-ориентированной образовательной средой следует признать наиболее эффективным. Он позволяет добиваться высокой адаптивности образовательных организаций к высокой динамике конъюнктуры спроса на выпускников и возрастающей конкуренции на рынке образовательных услуг. При этом реинжиниринг внутренних процессов является одним из обязательных условий развития системы управления. Реинжиниринг открывает возможности повышения эффективности деятельности не только самой организации, но и всей социально-экономической системы.
Проблема оценивания эффективности образовательного процесса может быть представлена в нескольких аспектах. С одной стороны, государственная образовательная система устанавливает критерии соответствия образовательных учреждений требованиям образовательных стандартов (аккредитацион-
ные показатели), с другой стороны система аттестационных мероприятий различного уровня внутри образовательного учреждения устанавливает критерии оценки уровня освоения компетенций каждым обучающимся (фонды оценочных средств) и, наконец, потребители образовательных услуг косвенно оценивают их качество, отдавая предпочтение тем или иным образовательным программам и учреждениям, реализующим их. Именно последний аспект и является наиболее значимым. В связи с этим вполне понятен очередной ход образовательной реформы, предполагающий приоритет профессиональных стандартов над образовательными. Именно оценка соответствия ваканта требованиям соответствующего профессионального стандарта будет предшествовать найму. Наличие двух стандартов по отношению к оценочной системе создаст новые условия функционирования системы профессионального образования. Возникает новая задача - обеспечить обучающимся такой набор компетенций, который будет максимально приближен к требованиям работодателя (инициировавшего профессиональную стандартизацию) в отношении вакантной должности.
Как утверждают ученые-педагоги [3], на эффективность образовательного процесса оказывает влияние ряд условий, определяющими из которых являются материально-техническая база; планирующая документация образовательного учреждения; программы и методические материалы преподаваемых дисциплин; грамотное управление учебным процессом; соответствующий уровень квалификации преподавателя и его личностные качества. Эффективность образовательного процесса напрямую зависит от его качества, которое определяется, в том числе и социальной эффективностью, что позволяет, в конечном итоге, создать приемлемый уровень жизни, необходимые рабочие места и т. д. Кроме того, социальный эффект реализуется через оказание необходимых образовательных услуг в приемлемых и конкретных условиях.
Стоит отметить неоднозначность понятий «образовательная услуга» и «потребитель образовательных услуг». Перевод профессионального образования на коммерческую основу делает акцент не на процесс, а на результат образования. Именно этот результат и становится предметом купли-продажи. Потребители образовательной услуги - это те лица, которые готовы платить за её качественное предоставление. Выделим две крупные группы - это физические и юридические лица. Физические лица могут быть представлены как самими обучающимися, так и их попечителями (родителя-
ми, опекунами, спонсорами). Эта группа предварительно заключает договор на предоставление услуг, выдвигает свои требования к результату профессионального образования непосредственно в процессе предоставления услуг. В этом случае эффективность проявляется итогами трудоустройства и скоростью профессионального роста выпускника. Вторая группа потребителей образовательных услуг представлена юридическими лицами, которые непосредственно или опосредованно заказывают услуги, направляя на обучение конкретных абитуриентов либо предоставляя бюджетные места для конкурсного набора среди ограниченного круга претендентов. Как правило, качество оценивается по результатам трудоустройства и первого года трудовой деятельности выпускника. Кроме того, заказчик, направляющий конкретных абитуриентов, и сам участвует в процессе исполнения услуг, предоставляя базы для практической реализации освоенных обучающимися знаний, умений и навыков на будущем рабочем месте, то есть реализует партнерские отношения. Таким образом, первая группа потребителей предпочитает видеть качество образовательного процесса на всех его этапах, а вторая группа ожидает высокий окончательный образовательный результат. С переходом на компетентностную модель обучения вопрос оценивания образовательного процесса и образовательного результата становится обязательным для решения как на микро-, так и на макро-уровне.
Для того чтобы обеспечить высокий уровень эффективности образовательного процесса, необходимо контролировать его качество не только по внутренним стандартам образовательной организации, но и по стандартам отраслевым в той сфере, которая будет потреблять результаты обучения. Более того, повышение качества образовательной и хозяйственной деятельности должно стать одной из ключевых задач, решаемых в ходе процесса модернизации и развития образовательных учреждений.
В научной педагогической литературе различают понятия «качество образования» в широком и узком смыслах. В широком смысле -это система организованных, социально значимых сущностных свойств (характеристик, параметров) образования (как результата, как процесса, как образовательной системы). В узком смысле «качество образования» есть качество подготовки специалистов, которое понимается как совокупность наиболее значимых общих и профессиональных компетенций выпускника образовательного учреждения, их устойчивое взаимосвязанное соотношение, которое определяет его способность удовле-
творять общественные и личные потребности в определенной профессиональной деятельности [4].
Качество образовательной деятельности характеризуется различными составляющими, включающими такие понятия как:
- следование государственному стандарту высшего профессионального образования и качество его реализации;
- качество профессионально-преподавательского состава образовательного учреждения;
- качество организации процесса обучения;
- качество методического обеспечения учебного процесса;
- качество субъектов обучения.
Принято выделять внешнюю и внутреннюю системы оценки качества образования.
Внешняя система оценки качества образования представлена государственными институтами лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений и сертификации определенных компонентов профессионального образования. Здесь критериями оценивания являются роль профессорско-преподавательского состава в вузе, наличие научного подхода к разработке рабочих учебных планов и программ дисциплин; степень обеспечения вузами возможности для самостоятельной работы обучающихся; степень внедрения информационных технологий в образовательный процесс; финансовая состоятельность образовательных учреждений.
Кроме того, внешняя оценка может проводиться общественными институтами аккредитации на базе различных научно-педагогических и научных ассоциаций и объединений.
Внутренняя система оценки качества образования организуется в образовательных учреждениях в формах итоговой и поэтапной аттестации (самоаттестации) обучаемых, систем оценки абитуриентов, систем психодиагностики и социодиагностики в учебных заведениях, а также в системах самооценки и самоаттестации учебных заведений и их подразделений.
Ежегодно образовательные учреждения пожарно-технического профиля проводят анализ реализации выпускниками наиболее значимых профессиональных компетенций, по прошествии одного года их службы, на основе анкет, ежегодно присылаемых по запросу руководства образовательных учреждений комплектующими органами МЧС России. Результаты этого анализа дают необходимую информацию для корректирова-
ния учебно-воспитательного процесса. Учебный процесс в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля является важной частью становления будущих специалистов пожарного дела. В зависимости от того, насколько грамотно будет сформирован процесс обучения, будет зависеть качество выпускающихся кадров. Кроме того, ежегодно проводится корректировка нормативно-правовой базы, совершенствуются методические материалы, по которым проводится обучение.
В системе подготовки специалистов пожарно-технического профиля потребителем образовательных услуг является государство, от лица которого выступают комплектующие органы. При этом предусматривается их обязательное участие в подготовке обучающихся ведомственных образовательных учреждений путем привлечения в период формирования основных профессиональных образовательных программ в качестве рецензентов, при организации учебных занятий и практик. Таким образом, партнерство между образовательным учреждением и работодателем в подготовке специалистов является важнейшим условием образовательного процесса. Однако остается ряд нерешенных проблем, в частности:
1. Низкая мотивация работодателя к эффективному взаимодействию с образовательными учреждениями.
2. Недостаточный организационно -методический уровень привлечения работодателей к подготовке обучающихся.
3. Низкая эффективность контроля качества образования со стороны работодателя в процессе обучения.
4. Недостаточно проработанное сотрудничество в развитии компетенции опытных сотрудников и работников
Анализ проблем формирования практических компетенций обучающихся показал необходимость объединения возникающих проблем в группы по различным признакам [5,6]. Определим данные проблемы в зависимости от источника их возникновения:
- проблемы первого уровня связанны с организацией работы системы образования в целом (низкое качество разрабатываемых образовательных программ, плохое финансирование и т.д.);
- проблемы второго уровня возникают внутри образовательных учреждений (низкий уровень квалификации профессорско-преподавательского состава, нарушение организации учебного процесса, плохая материальная база и т.д.);
- проблемы третьего уровня возникают у обучающегося в процессе подготовки (отсутствие мотивации, низкий уровень адаптируемости к изменяющимся условиям (особенно важно в военизированных вузах), загруженность другими видами работ и т.д.).
Каждая из возникающих проблем проецируется на нижестоящий уровень и, в конечном счете, ложится в какой-то степени на обучающегося. Главная задача образовательного учреждения в этой ситуации минимизировать влияние возникшей проблемы на обучающегося или разрешить ее полностью. Образовательное учреждение в данном случае выступает как основное регулирующее звено. Поэтому очень важно, чтобы образовательное учреждение не только контролировало и регулировало проблемные процессы, но и не допускало возникновение новых.
Решение этих проблем будет влиять на качество образования. На наш взгляд их корни кроются в сложившихся подходах к образовательной среде. Традиционно система профессионального образования довольно самостоятельна, на протяжении последних десятилетий формировалась ее самодостаточность. Лишь в последнее время отечественная система образования претерпела кардинальные изменения под воздействием, так называемого, Болонского процесса. Отношение к этим изменениям до сих пор неоднозначно, однако благодаря ему стало уделяться большое внимание не столько объему и уровню знаний, сколько качеству сформированных в процессе обучения компетенций. Следует обратить внимание и на факторы, влияющие на реализацию профессиональных компетенций на конкретной должности. К внутренним факторам будем относить:
- требования управленческой среды, которая по своим индивидуальным характеристикам может отличаться от типичных, теоретических;
- традиции исполнения должностных обязанностей, которые продиктованы управленческой культурой и должны быть освоены в процессе становления в должности;
- мотивационный механизм, установленный в системе управления кадрами и наличие внутренней мотивации специалиста.
Внешние факторы не менее значимы, хоть и не оказывают прямого воздействия. К ним будем относить состояние организации в системе хозяйственных, социальных и экономических отношений; изменение требований профессиональных стандартов к должности; изменение нормативно-правовых основ трудовой деятельности и основ функционирования организации.
Готовность реализации своих профессиональных компетенций в изменяющихся условиях внешней и внутренней среды свидетельствует о высокой эффективности образовательного процесса в организации, проводившей подготовку специалиста.
Для проведения исследований скорости адаптации к изменчивости среды необходимо разработать систему оценочных характеристик, состоящую их трех подсистем: адаптация во внешней среде, адаптация во внутренней среде и реализованность профессиональных компетенций. Для оценки адаптации во внешней среде следует оценивать скорость изменения требований к профессионалу, прирост количества нормативно-правовой документации, частоту и объем контрольных мероприятий, уровень профессиональной инверсии. Оценку адаптации во внутренней среде можно оценивать скоростью внутренних управленческих процессов, изменением объемов и структуры работ, эластичностью процессов, стоимостью процессов и энтропией потоков. Реализованность профессиональных компетенций будем оценивать результативностью труда, соотношением традиционных и освоенных работ, долей нереализованных компетенций, оценкой выполнения должностных обязанностей, уровнем креативности.
Как видим, профессиональная подготовка объединяет всех участников в едином образовательном процессе. Потребитель образовательных услуг проявляет заинтересованность в качестве и результатах процесса, образовательное учреждение, предоставляющее услугу заинтересовано в максимальном удовлетворении требований потребителя с минимальным привлечением ресурсов, а обучающиеся - в приобретении профессиональных компетенций, позволяющих им быть в дальнейшем конкурентоспособными на рынке труда.
Построив компетентностную модель будущего специалиста в соответствии с требованиями заказчика, можно своевременно отслеживать и корректировать успеваемость обучающегося, ориентировать на необходимые ему компетенции и дисциплины, в зависимости от будущей должности используя современные технологии мониторинга и контроля образовательной деятельности [7]. В качестве примера можно привести электронную информационно-образовательную среду «Магелан» (magellanius.ru) или разработку, выполненную в Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России -систему тестирования знаний обучаемых «Fire-test» (firetest.ru).
Постоянный мониторинг при такой системе оценки возможен лишь с использованием автоматизированных систем. Так как ручная обработка такого количества получаемой информации потребует использования значительных ресурсов.
Что касается объективности контроля, то наилучшим образом этому требованию удовлетворяет такой инструмент, как автоматизированное компьютерное тестирование, обеспечивающий высокую технологичность мониторинга. Помимо этого, не следует отказываться и от традиционных методов контроля, так как использование тестовых методов контроля излишне формализует процесс оценки и может оказать негативное влияние на качество знаний обучающихся. Наряду с тестированием наиболее объективными в соответствии с международной практикой следует считать письменные работы, а также устные экзамены. Причем для проведения таких контрольных мероприятий следует использовать задания, требующие не воспроизведения усвоенной информации (репродуктивный уровень усвоения), а направленные на моделирование проблемной ситуации и проверку способности испытуемого действовать в ней.
Интерпретация результатов мониторинга должна производиться в терминах степени достижения целей образовательной программы путем сравнения зафиксированного состояния с желаемым. Для этого определяются критерии степени достижения целей — интегральные характеристики, отражающие результаты работы обучающегося по программе в целом. В данном случае характеристиками будут выступать компетенции, а фиксированное значение уровня достижения осваива-емости компетенции будет изменяться в зависимости от ориентации выпускника на конкретную должность.
Практическая реализация системы мониторинга результатов обучения должна осуществляется на основе следующих принципов:
- непрерывность, обеспечивающая контроль в режиме реального времени;
- преемственность реализация контроля (мониторинга) на всех этапах подготовки, начиная от поступления и до анализа работы выпускника после года службы, проводится в единой системе;
- индивидуальность подхода в интересах обучающихся, поскольку система контроля должна адаптироваться к обучению по индивидуальным планам и обеспечивать возможность индивидуальных траекторий учебной работы внутри курса;
- систематичность, предполагающая, что контроль осуществляется в определенной
описанной и документированной системе, с установленной оптимальной периодичностью;
- прозрачность, связанная с тем, что критерии оценивания результатов обучения и результаты контроля описываются и доводятся до сведения всех заинтересованных сторон;
- наличие обратной связи с обучающимся, работодателям, заинтересованными лицами, образовательным учреждениям;
- четкая алгоритмизация управленческих воздействий, направленных на решение возникающих проблем в процессе подготовки обучающихся.
В соответствии с этими принципами должен быть построен практико-ориентированный образовательный процесс в учебных заведениях МЧС России. Следует обратить внимание на необходимость изменения взаимоотношений заинтересованных сторон в образовательном процессе. Представим с этой позиции образовательный процесс в контексте реинжиниринга.
Первый этап связан с выбором образовательной услуги и согласованием начальных требований к основным его характеристикам. На рис. 1 отражены требования к каждому из подпроцессов начиная с планирования траектории обучения кандидатов на поступление в образовательную организацию и завершая планированием учебного процесса. На этом этапе проявляются потребительские предпочтения в отношении образовательной услуги, осуществляется первое контрольное мероприятие, позволяющее оценить наличные компетенции будущего курсанта или студента. Второй этап нацелен на освоение и развитие базовых компетенций. Подпроцессы этого этапа представлены на рис. 2. В соответствии с выбранной траекторией обучения определяется набор общих и начальных профессиональных компетенций с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта. Работодатель привлекается на этом этапе в качестве эксперта образовательной программы и соавтора программы и фонда оценочных средств для учебных практик. В период прохождения практик (где воздействие на обучающихся осуществляется как со стороны образовательного учреждения, так и со стороны работодателя), направляя обучающегося к работодателю, образовательное учреждение обязано выдать ему задание, список отчетных документов, оценочную ведомость для входного и итогового контроля на практике. Помимо этого, работодателю необходимо отправить рекомендации о порядке организации практики и по оценке результатов прохождения практики обучающимся. В период практик особенно важны механизмы взаимодей-
ствия образовательных учреждений и работодателей, именно в этот период зачастую возникает несогласованность требований, предъявляемых к обучающемуся со стороны различных субъектов организации профессиональной подготовки. В отличие от действующей схемы,
Требования государственных стандартов
ir
Рис. 1. Этап выбора и конкретизация образовательной услуги
совместные усилия образовательных учреждений и работодателя инициируются на этапе планирования и организации практик, в период сдачи промежуточных и итоговых аттестаций, а также на этапе распределения выпускников.
Рис. 2. Этап освоения и развития компетенций
Третий этап предполагает реализацию профессиональных возможностей, оцениваемую в ходе аттестационных мероприятий при переходе из образовательной среды в профессиональную. Эти подпроцессы можно увидеть на рис. 3. По итогам первого года службы в комплектующие органы предоставляется ведомость оценки молодого сотрудника, в которой содержатся оценки компетенций, необходимых ему при выполнении служебных обязанностей на занимаемой должности. Сущность анализа будет заключаться в сравнении показателей выпускника на момент окончания учебного заведения и тех же показателей по итогам года службы. На основании полученных результатов будет приниматься решение о корректировке образовательного процесса в зависимости от проблемных компетенций и
периода их освоения в ходе обучения. При необходимости этот этап может быть дополнен профессиональной переподготовкой в том случае, если образовательная услуга была оказана не в полном объеме или изменились требования работодателя к перечню должностных характеристик. Условия предоставления услуг по переподготовке согласуются в ходе трехсторонних переговоров.
Четвертый этап связан с профессиональным ростом специалистов. На этом этапе образовательные учреждения могут быть привлечены для реализации дополнительных образовательных программ, а так же программ магистратуры, аспирантуры или адъюнктуры. Эти процессы представлены на рис. 4.
Рис. 3. Этап реализации профессиональных возможностей
Рис. 4. Этап планирования профессионального роста
Предложенная модель взаимодействия образовательных учреждений МЧС России с комплектующими органами при подготовке управленческих кадров должна включать в себя следующие элементы:
1. Согласование требований к условиям реализации образовательной услуги;
2. Разработка оценочных критериев освоения компетенций;
3. Согласование траектории обучения лиц, направляемых на обучение;
4. Двусторонний контроль освоения компетенций в ходе проведения практик;
5. Формирование профессионального профиля выпускника при распределении выпускников на вакантные должности;
6. Поддержка выпускников в реализации профессиональных возможностей;
7. Развитие профессиональных компетенций сотрудников в образовательной среде учебных заведений МЧС России.
Резюмируя сказанное и учитывая, что современный этап развития системы высшего профессионального образования в Российской Федерации характеризуется высокой динамикой изменений, конкуренцией, ростом требований к эффективности образовательных услуг, представляется необходимым реорганизовать образовательную среду. Анализ существующих процессов выявил наличие
проблем формирования и проявления практических компетенций обучающихся на трех уровнях: системном, организационном и личностном. Были выявлены внешние и внутренние факторы, определяющие реализацию профессиональных компетенций.
Предлагаемая модель организации практико-ориентированного образовательного процесса в учебных заведениях МЧС России построена в контексте реинжиниринга внутренних процессов на этапах выбора образовательной услуги, освоения и развития базовых компетенций, реализации профессиональных возможностей, профессионального роста специалистов. Такое построение процессов и подпроцессов обусловлено необходимостью удовлетворения требований и ожиданий потребителей образовательной услуги. Для успешной реализации модели предложена система оценочных характеристик, состоящая из подсистем адаптации во внешней среде, адаптации во внутренней среде и реализованности профессиональных компетенций. Переход к предложенной образовательной модели позволит повысить качество подготовки специалистов в области защиты населения и территорий от ЧС, способных применять свои знания и навыки при руководстве операциями по предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Список литературы
1. Авраамова Е. М., Кулагина Е. В. Требования работодателей к системе профессионального образования // Экономика региона. 2012. № 2. С. 196-208.
2. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. М.: Большая рос. энцикл., 19931999. 670 с.
3. Болотин А. Э., Токарева А. В., Па-ульс А. А. Организационно-педагогические условия, необходимые для адаптации специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях к профессиональной деятельности во время обучения в вузе // Ученые записки университета Лесгафта. 2013. № 10(104). С. 23-26.
4. Болотов В. А. О построении общероссийской системы оценки качества образования // Вопросы образования. 2005. № 1. С. 5-10.
5. Малый И. А., Горинова С. В. Проектирование практико-ориентированной среды образовательных учреждений, осуществляющих подготовку управленческих кадров в области пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
// Современные наукоёмкие технологии. Региональное приложение. 2016. № 4. С. 136-142.
6. Кропотова Н. А., Горинова С. В., Малый И. А. Анализ адаптационной составляющей в подготовке специалистов РСЧС для работы в сложных климатических условиях. // Пожарная и аварийная безопасность: сборник материалов XII Международной научно-практической конференции, посвященной Году гражданской обороны, Иваново, 29-30 ноября 2017 г. Иваново: ФГБОУ ВО Ивановская по-жарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2017. С. 815-818.
7. Закинчак А. И., Крутов М. С., Чумаков М. В. Эволюция управленческих отношений в образовательном процессе // Пожарная и аварийная безопасность: сборник материалов XI Международной научно-практической конференции, посвященной Году пожарной охраны, Иваново, 24-25 ноября 2016 г. Иваново: ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2016. С. 656-658.
References
1. Avraamova E. M., Kulagina E. V. Tre-bovaniya rabotodatelej k sisteme professional-
nogo obrazovaniya [Employers' requirements for the vocational education system]. Ekonomika regions, 2012, vol. 2, pp. 196-208.
2. Rossijskaya pedagogicheskaya enci-klopediya: v 2 t. [Russian pedagogical encyclopedia: in 2 vol.]. M.: Bolshaya ros. encikl., 19931999. 670 p.
3. Bolotin A. E., Tokareva A. V., Pauls A. A. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya, neobhodimye dlya adaptacii specialistov po zashchite v chrezvychajnyh situaciyah k pro-fessionalnoj deyatelnosti vo vremya obucheniya v vuze [Organizational and pedagogical conditions necessary for the adaptation of emergency protection specialists to professional activities while studying at a university]. Uchenye zapiski univer-siteta Lesgafta, 2013, vol. 10(104), pp. 23-26.
4. Bolotov V. A. O postroenii ob-shcherossijskoj sistemy ocenki kachestva obrazovaniya [On the construction of an all-Russian system for assessing the quality of education]. Voprosy obrazovaniya, 2005, vol. 1, pp. 5-10.
5. Malij I. A., Gorinova S. V. Proektiro-vanie praktiko-orientirovannoj sredy obrazovate-lnyh uchrezhdenij, osushchestvlyayushchih pod-gotovku upravlencheskih kadrov v oblasti pozhar-noj bezopasnosti, zashchity naseleniya i territorij ot chrezvychajnyh situacij [Designing a practice-oriented environment of educational institutions that train management personnel in the field of fire
safety, protection of the population and territories from emergency situations]. Sovremennye nau-koemkie tehnologii. Regionalnoe prilozhenie, 2016, vol. 4, pp. 136-142.
6. Kropotova N. A., Gorinova S. V., Malij I. A. Analiz adaptacionnoj sostavlyayushchej v podgotovke specialistov RSCHS dlya raboty v slozhnyh klimaticheskih usloviyah [Analysis of the adaptation component in the training of Unified state system for prevention and elimination of emergency situations specialists for work in difficult climatic conditions]. Pozharnaya i avarijnaya bezopasnost: sbornik materialov XII Mezhdu-narodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj Godu grazhdanskoj oborony, Ivanovo, 29-30 noyabrya 2017 g. Ivanovo: FGBOU VO Ivanovskaya pozharno-spasatelnaya akademiya GPS MCHS Rossii, 2017, pp. 815818.
7. Zakinchak A. I., Krutov M. S., Chu-makov M. V. Evolyuciya upravlencheskih otnoshenij v obrazovatelnom processe [Evolution of management relations in the educational process]. Pozharnaya i avarijnaya bezopasnost: sbornik materialov XI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj Godu pozharnoj ohrany, Ivanovo, 24-25 noyabrya 2016 g. Ivanovo: FGBOU VO Ivanovskaya pozharno-spasatelnaya akademiya GPS MCHS Rossii, 2016, pp. 656-658.
Горинова Светлана Владимировна
ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры E-mail: [email protected] Gorinova Swetlana Vladimirovna
Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters», Russian Federation, Ivanovo
doctor of economic sciences, professor, professor at the department E-mail: [email protected]
Закинчак Андрей Игоревич
ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры основ экономики функционирования РСЧС E-mail: [email protected] Zakinchak Andrey Igorevich
Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters», Russian Federation, Ivanovo
candidate of economics sciences, assistant professor, associate professor E-mail: [email protected]