Научная статья на тему 'АДАПТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МЧС РОССИИ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ'

АДАПТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МЧС РОССИИ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ / АДАПТАЦИЯ ПРОЦЕССА / ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / EDUCATIONAL PROCESS / TRAINING OF FIRE-TECHNICAL SPECIALISTS / PROCESS ADAPTATION / ENVIRONMENTAL FACTORS / PRACTICE-ORIENTED TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горинова Светлана Владимировна, Тихановская Людмила Борисовна

В статье предложен механизм трансформирования системы подготовки специалистов пожарно-технического профиля, обеспечивающий адаптацию практико-ориентированного учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях МЧС России. Вызовы, которые возникли в последнее время перед системой высшего профессионального образования в целом и перед государственными образовательными учреждениями в частности обусловлены воздействием как внешних, так и внутренних факторов. Рассматривая внешние факторы, авторы отмечают ускорение научно-технического прогресса в направлении информатизации социально- экономической деятельности, изменение и упорядочение квалификационных требований как со стороны работодателей, так и со стороны государственных органов управления, рост глобальных угроз безопасности и распространение дистантных образовательных технологий. Обеспечить гибкое реагирование образовательного учреждения на эти вызовы можно, лишь регулярно осуществляя процессы целевой эффективной адаптации. Проведенная работа ориентирована на повышение уровня адаптивности образовательной среды учебных заведений МЧС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горинова Светлана Владимировна, Тихановская Людмила Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTING THE EDUCATIONAL PROCESS INFLUENCED BY ENVIRONMENTAL FACTORS IN THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA

The article proposes a mechanism for transforming the system of training of fire-technical specialists, which ensures the adaptation of the practice-oriented educational process in the educational institutions of the Ministry of Emergency Situations of Russia. The challenges that have arisen recently to the system of higher vocational education in general and to public educational institutions in particular are caused by the impact of both external and internal factors. Looking at external factors, the authors note the acceleration of scientific and technological progress towards informatization of social and economic activity, the change and streamlining of qualification requirements by both employers and government governments, the growth of global security threats and the spread of distant educational technologies. It is only through regular targeted adaptation processes that the educational institution responds to these challenges on a regular basis. It is only through regular targeted adaptation processes that the educational institution responds to these challenges on a regular basis. The work is aimed at improving the level of adaptability of the educational environment of the Russian Ministry of Emergency Situations.

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МЧС РОССИИ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ»

УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ (ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ) MANAGEMENT IN SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEMS (TECHNICAL)

УДК 378.146:65.012.74

АДАПТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МЧС РОССИИ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

С. В. ГОРИНОВА, Л. Б. ТИХАНОВСКАЯ

ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново Е-mail: s.v.gorinova@mail.ru, ludmila.tihanovskaya@yandex.ru

В статье предложен механизм трансформирования системы подготовки специалистов пожар-но-технического профиля, обеспечивающий адаптацию практико-ориентированного учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях МЧС России. Вызовы, которые возникли в последнее время перед системой высшего профессионального образования в целом и перед государственными образовательными учреждениями в частности обусловлены воздействием как внешних, так и внутренних факторов. Рассматривая внешние факторы, авторы отмечают ускорение научно-технического прогресса в направлении информатизации социально- экономической деятельности, изменение и упорядочение квалификационных требований как со стороны работодателей, так и со стороны государственных органов управления, рост глобальных угроз безопасности и распространение дистантных образовательных технологий. Обеспечить гибкое реагирование образовательного учреждения на эти вызовы можно, лишь регулярно осуществляя процессы целевой эффективной адаптации. Проведенная работа ориентирована на повышение уровня адаптивности образовательной среды учебных заведений МЧС России.

Ключевые слова: образовательный процесс, подготовка специалистов пожарно-технического профиля, адаптация процесса, факторы внешней среды, практико-ориентированное обучение.

ADAPTING THE EDUCATIONAL PROCESS INFLUENCED BY ENVIRONMENTAL FACTORS IN THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA

S. V. GORINOVA, L. B. TIKHANOVSKAYA

Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education

«Ivanovo Fire Rescue Academy of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters»,

Russian Federation, Ivanovo Е-mail: s.v.gorinova@mail.ru, ludmila.tihanovskaya@yandex.ru

The article proposes a mechanism for transforming the system of training of fire-technical specialists, which ensures the adaptation of the practice-oriented educational process in the educational institutions of the Ministry of Emergency Situations of Russia. The challenges that have arisen recently to the system of higher vocational education in general and to public educational institutions in particular are caused by the impact of both external and internal factors. Looking at external factors, the authors note the acceleration of scientific and technological progress towards informatization of social and economic activity, the change and streamlining of qualification requirements by both employers and government governments, the growth of global security threats and the spread of distant educational technologies. It is only through regular targeted adaptation processes that the educational institution responds to these challenges on a regular basis. It is only through regular targeted adaptation processes that the educational institution responds to these challenges on a regular basis. The work is aimed at improving the level of adaptability of the educational environment of the Russian Ministry of Emergency Situations.

© Горинова С. В., Тихановская Л. Б., 2020

Key words: educational process, training of fire-technical specialists, process adaptation, environmental factors, practice-oriented training.

Исследование воздействия факторов внешней среды на образовательный процесс, проведенное с применением методов наблюдения, сравнительной оценки и анализа предполагало выполнение таких последовательных действий как обозначение границ среды; выделение факторов прямого и косвенного воздействия; определение сфер наиболее вероятных изменений, возникающих новых угроз и возможностей; попарное сопоставление факторов внешней среды и анализ их значимости с точки зрения реальности угроз, связанных с изменении среды [1].

Факторы внешней среды рассматривались в сферах: технологий, рынка ресурсов, рынка труда, научно-технического прогресса, коммуникаций. Анализ внешней среды образовательного учреждения имел целью предвидение потенциальных угроз и обеспечение возможностей оценки будущего состояния образовательной организации и принятия стратегических решений с учетом важнейших факторов. Когда воздействия имеют случайный характер, то система управления организацией выводится из равновесного состояния, нарушается её устойчивость. А таких условиях эффективное управление обязано выбрать способ реагирования на воздействия внешней среды, установить необходимые параметры устойчивости. Тогда стратегическое управление есть постоянная и упреждающая реакция на изменения, вызовы и угрозы внешней среды, то есть адаптация.

Для изучения адаптационных процессов применим системный подход, предполагающий, что все явления, предметы, процессы и отношения являются единым отражением целостного пространства, обладающего определенной структурой. Согласно методологии системного подхода установим, что адаптивная система образовательной организации всегда принадлежит к классу функциональных, открытых, иерархически организованных и самоуправляемых систем, функционирующих на основе принципов информационной связи в прямом и обратном направлении. Адаптивность же сложной самоуправляемой системы -это её неотъемлемое атрибутивное свойство и функциональный признак. Отмечают следующие основные признаки адаптивных самоуправляемых систем:

- целостность,

- относительная устойчивость,

- неоднозначность связей во внешней

среде,

- планомерность и целенаправленность процессов самоуправления,

- наличие активного отображения,

- саморазвитие [2].

Следовательно, в силу специфики, характера взаимодействия систем и подсистем в процессе адаптации можно вести речь о степени адаптированности системы и уровне её потенциальной гибкости. Организация управления должна поддерживает готовность к изменениям. Существует множество положительных практик управления, обеспечивающих необходимый уровень адаптивности [3, 4, 5].

Чтобы образовательная среда учебного заведения МЧС России была гибкой и адаптивной, должен использоваться интеллектуальный потенциал всех работников и сотрудников в процессе их взаимодействия и создания постоянной цепочки знаний, которые могут быстро распространяться и применяться по нужным направлениям. Это условие актуально не только по отношению к обучающимся, но и к изменениям в образовательных и профессиональных стандартах, так как в основе обучения лежат именно они, также учебное заведение при необходимости должно вносить корректировки в учебный процесс. Более того, в связи с тем, что вуз находится в тесном контакте с комплектующими органами и департаментом кадровой политики МЧС России, должна быть также оперативная реакция на их потребности [2]. Реакция на требования комплектующих органов позволяют обеспечить переход от «образования на всю жизнь» к непрерывному образованию «образование в течение всей жизни». Данные изменения создают преемственность всех уровней системы образования (например, преемственность образования, полученного в учебном заведении МЧС России в структурных подразделениях, а также при дальнейшем повышении квалификации в процессе службы или переподготовки при дефиците специалистов).

На масштаб проблем, возникающих в образовательной политике, ученые неоднократно обращали своё внимание, указывая на необходимость и важность улучшения качества образования. Во всех ведущих странах прошли образовательные реформы, были выделены немалые средства. Основные усилия направлялись на повышение результативности образовательных программ процессов. Трансформация образования, как экономической сферы деятельности, предполагает постоянное обновление образовательных продуктов,

содержания процессов образования, обновления методов и организационных форм, а также процедур оценивания достигнутых образовательных результатов в условиях быстроразви-вающейся цифровой среды. Решение этой проблемы невозможно без преобразований систем управления, как на уровне министерств и ведомств, так и на уровне организаций, реализующих конкретные образовательные программы.

В период трансформации систем, обеспечивающих образовательные процессы, особенно важно уделять внимание подсистемам управления учебной организацией. Необходимо обеспечить такой уровень такой уровень гибкости образовательного процесса, при котором результат отвечал требованиям внешней среды к формированию у обучаемых собственной активной внутренней мотивации, устойчивого познавательного интереса, мышления, творческих способностей, при этом уровень управляемости образовательными структурами должен сохраняться.

Процесс трансформации образования предполагает формирование и распространение новых моделей и процессов в образовательных организациях, что обеспечивается синтезом четырех подпроцессов: распространение высокорезультативных педагогических практик; профессиональное совершенствование профессорско-преподавательского состава; постоянное обновление информационных источников, а так же цифровых сервисов и инструментов; создание организационных условий для осуществления преобразований. В качестве ограничений трансформации рассматривают как физические ресурсы (в т.ч. и материальную базу реализации данного процесса), так и организационную культуру, как внутренний фактор развития организации.

Для обозначения организаций, готовых и успешно проводящих такую трансформацию используется термин «саморазвивающаяся организация». Это особый тип адаптивной системы, в которой регулярно и эффективно осуществляются (с использованием принципов самообучения и саморазвития) процессы целевой адаптации, направленные на обеспечение со временем роста ее упорядоченности и организованности в соответствии с выбранным критерием развития» [4].

В целевой адаптации принято выделять 2 уровня. Рассмотрим их функционирование на рис. 1. Первый уровень ориентирован на достижение ранее сформулированной детерминированной цели. Второй уровень предполагает реагирование на изменения за счет особого контура целевой адаптации, в котором анализируется внешняя среда на предмет вы-

явления допустимых решений из ограниченного множества возможных целевых решений.

В современных социально-экономических условиях и развитой информационной системой управлять изменениями необходимо регулируя факторы риска на различных уровнях системы управления организацией, учитывая, что риск можно определить как адекватную оценку уровня неопределённости. В ходе реализации образовательного процесса возможность проявления отдельных у факторов внешней среды в/ приводит к различным отклонениям протекания управляемого процесса, в результате чего предполагаемые результаты будут отклоняться от ожидаемого результата. Для возвращения процесса к требуемым параметрам следует сформировать многомерную адаптационную систему. В ней применим идеи адаптации как в процессном, так и в институциональном разрезах менеджмента.

В первом случае речь пойдет о координации образовательных процессов, результатом которых является сформированность профессиональных компетенций будущими специалистами МЧС России. В настоящее время в системе профессионального образования специалистов системы МЧС России компетентность занимает центральное место как основополагающая категория профессиональной подготовки кадров в образовательном учреждении МЧС России. Ведущими элементами процесса формирования профессиональной компетентности являются его субъекты (постоянный состав) и объекты (переменный состав) [2]. Процессная адаптация подразумевает целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное воздействие на основные его параметры (Ят), определяемые образовательной программой и процедурами её реализации. В этом случае для обеспечения системного подхода целесообразно вести речь о параметрической адаптации.

Во втором случае можно говорить о структурной адаптации. Она связана с организационно-управленческими действиями в функциональном разрезе (перераспределении ролей) и проявляется совершенствованием организационной структуры системы управления.

Для успешного прохождения процесса адаптации следует учитывать условия:

- актуализация процедур накопления профессиональных компетенций с учетом изменяющихся требований и ожиданий образовательной среды вуза;

- реализация внутренних возможностей образовательной среды организации для

самореализации личности обучаемых в учебной, внеучебной и служебной деятельности;

- обеспечение развития у обучаемых способности эффективного применения в практической деятельности системы профессиональных знаний, умений и навыков в соответствии с должностным предназначением будущих выпускников

- формирование профессиональных компетенций будущих сотрудников МЧС России должно осуществляться поступательно, по модели некоторой «пирамиды компетенций» в

основании которого находится матрица компетенций базового уровня (УК), затем специализации (ОПК), обусловленной спецификой отрасли (наличие узкопрофильных знаний) и внутренних технологий (ПК). Образовательная среда в этом случае выступает как основное координирующее начало. Поэтому очень важно, чтобы образовательное учреждение не только контролировало и регулировало проблемные процессы, но и не допускало со своей стороны возникновение новых.

Рис. 1. Схема адаптивного управления образовательным процессом

Исследование влияния отдельных факторов на неопределенность внешней среды показывает, что ускорение научно-технического прогресса в направлении информатизации социально-экономической деятельности выдвигает требования к особым, информационным знаниям и навыкам каждого выпускника, с другой стороны - появляются новые возможности и у образовательного процесса. В последние десятилетия глобального реформирования системы образования происходят постоянные изменения и упорядочение квалификационных требований как со стороны работодателей, так и со стороны государственных органов управления, что влияет на перестройку внутренней образовательной среды. Еще один фактор - рост глобальных угроз безопасности способствовал увеличению спроса на ряд образовательных программ подготовки специалистов в области права, экспертной деятельности, военного дела. Факт распространения дистантных образовательных технологий стал последствием объединения двух последних факторов. Заметим, что нестабильность во внешней среде порождает неопределенности и риски различного вида. В этих условиях повышается роль адаптивного управления, которое предполагает разработку адекватных сценариев поведения, обоснование и выбор альтернатив реализации управляемых процессов.

В настоящее время существуют различные подходы к адаптации профессионально-ориентированной образовательной среды, при этом модели управления образовательным процессом направлены на реализацию следующих адаптационных программ:

- реализация принципов практико-ориентированного образования путем усиления практической составляющей в части организации учебной, производственной и преддипломной практик с привлечением работодателей, которые становятся заинтересованными в том, что бы привести представление обучаемого о профессии в соответствие с требованиями, предъявляемыми реальным сектором экономики и обеспечения трехстороннего взаимодействия заинтересованных в образовательных услугах сторон;

- использование профессионально-ориентированных программ и технологий, способствующих формированию у обучающихся важных профессиональных качеств, знаний, умений и навыков;

- переход на частичное и полное дистанционное обучение с применением специальных информационных обучающих платформ, приращение системы образования новыми виртуальными организациями;

- налаживание междисциплинарных связей практико-ориентированной образовательной среды с представителями работодателей и заказчиков образовательных услуг в процессе реализации основных и дополнительных образовательных программ, в которые включены интерактивные технологии для лучшей реализации возможностей в освоении профессиональных навыков и умений.

Как видим, целью повышения адаптивности является минимизация последствий воздействия случайных или неконтролируемых факторов. Большое значение при этом имеет снижение уровня неопределенности за счет большей осведомленности о состоянии и развитии ситуаций во внешней среде. Адаптивность образовательного учреждения обеспечивается способностью к обновлению образовательных технологий, увеличению разнообразия программ, развитию структуры и инфраструктуры управления.

В рамках целевой адаптации 2-го уровня усилия должны быть сосредоточены на изменении самой структуры системы управления организацией. Изменения в организационной структуре - достаточно болезненный процесс, связанный с переформатированием управленческих функций в части исполнения и ответственности. Меняются и взаимодействия подразделений и их руководителей. Разные типы структур управления по-разному откликаются на адаптационные процессы. Оценивая соответствие линейно-функциональной структуры управления, как наиболее распространенной в образовательных учреждениях МЧС России, идеям адаптивного управления можно заметить наличие множество препятствий.

Адаптивность требует от организаций не просто готовность к любым изменениям, но и способность самой подвергаться изменениям. Если же число образовательных программ, основных и вспомогательных направлений деятельности велико, то количество структурных подразделений велико, тогда необходимость координации усложнит конкретные управленческие функции или потребует создания дополнительных координационных подразделений для каждого направления. В качестве примера можно привести необходимость координации направления дистанционных образовательных технологий. Матричные структуры управления более приспособлены к адаптации. В них координирующие органы формируются из представителей или руководителей соответствующих направлений деятельности. Рассмотрим координационные программы образовательной организации, где функциональные подразделения сгруппированы по видам образовательного продукта, по типам потреби-

телей образовательных услуг, местам комплектования и т.д. На рис. 2 представлена схема адаптации образовательного процесса.

Координация требований рынка труда происходит опосредованно через взаимодействие с заказчиком (для Ивановской пожарно-спасательной академии - в лице органов управления и пожарно-спасательных подразделений ГПС МЧС России). Вопрос согласования с работодателем качества образовательных результатов имеет важное значение для руководства и профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования МЧС России. На основании получаемых с мест комплектования отзывов и выявляемых проблемных вопросов в области подготовки выпускников в образова-

тельных организациях проводится работа по совершенствованию учебного и учебно-воспитательного процесса, что также немаловажно для дальнейшей адаптации молодого специалиста вне стен образовательного учреждения. На этом примере можно отметить информационно-ориентирующую функцию адаптации, задача которой заключается не столько сборе и обработке информации, сколько в том, чтобы сориентировать управленческие действия и на соблюдение интересов заказчика образовательной услуги, и на достижение основных целей организации, в конечном итоге направив деятельность на эффективную подготовку специалиста МЧС России.

Рис. 2. Схема адаптации образовательного процесса

Адаптация образовательного процесса предполагает целенаправленное воздействие на факторы внешней среды, от состояния которых зависит деятельность образовательной организации, а значит, необходимо установить критерии оценивания такого воздействия через систему показателей, включающей в себя ряд прогнозных индикаторов, отслеживающих условия развития образовательного процесса. Показатели эффективности адаптации к кон-

кретным изменениям необходимо отслеживать применительно к условиям и задачам каждого подразделения. Система показателей должна обладать итеративностью - по мере изменений внешних воздействий, условий функционирования и по мере развития внутренней образовательной среды, должны меняться и показатели.

Таким образом, адаптация образовательного процесса является ключевым условием качественной подготовки специалистов МЧС России. Многоуровневая адаптация обеспечивает взаимодействие всех заинтересованных участников и адекватную реакцию образовательного учреждения на факторы внешней среды. Показано, что при повышении неопределенности и нестабильности воздействия факторов повышается роль адаптивного управления. Рассматривая адаптацию образовательного процесса в учебных заведениях

МЧС России под воздействием факторов внешней среды была предложена многоуровневая адаптационная система, обеспечивающая координацию воспитательного и образовательного подпроцессов с требованиями потребителя в лице комплектующих органов. Целевая адаптация, реализуемая в процессном и организационно-управленческом аспекте будет способствовать долгосрочной конкурентоспособности, что обеспечит прочное и устойчивое положение образовательной организации на рынке образовательных услуг.

Список литературы

1. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А. Ю. Уваров, Э. Гейбл, И. В. Дворецкая [и др.]; под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 343 с.

2. Малый И. А., Горинова С. В. Проектирование практико-ориентированной среды при подготовке управленческих кадров в области пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2016. № 4. С. 136-142.

3. Караваева И. А. Управление адаптивными образовательными системами // Успехи современного естествознания. 2008. № 4. С. 116-119.

4. Маркарян Э. С. О реформировании научно-образовательной системы в контексте кризиса мировой культуры и необходимости создания идеологии гуманизма XXI века // Образование и культура. 2018. № 9. С. 51-57.

5. Максимова Н. А. Формирование адаптивной образовательной среды учебного заведения: анализ проблемы // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2018. № 10. С. 888-898.

References

1. Trudnosti i perspektivy cifrovoj trans-formacii obrazovaniya [Difficulties and prospects of digital transformation of education] / A. Yu. Uvarov, E. Gable, I. V. Dvoretskaya [et al.]; pod red. A. Yu. Uvarova, I. D. Frumina: Nac. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki», In-t obrazovaniya. Moscow: Izd. dom Vysshej shkoly ekonomiki, 2019. 343 p.

2. Malyj I. A., Gorinova S. V. Proektiro-vanie praktiko-orientirovannoj sredy pri podgotov-ke upravlencheskih kadrov v oblasti pozharnoj bezopasnosti, zashchity naseleniya i territorij ot chrezvychajnyh situacij [Designing a practice-oriented environment for the training of management personnel in the field of fire safety, protection of the population and territories from emergency situations]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii. Regional'noe prilozhenie, 2016, issue 4, pp. 136-142.

3. Karavaeva I. A. Upravlenie adaptivny-mi obrazovatel'nymi sistemami [Management of adaptive education systems]. Uspekhi sovremen-nogo estestvoznaniya, 2008, issue 4, pp. 116119.

4. Markaryan E. S. O reformirovanii nauchno-obrazovatel'noj sistemy v kontekste krizisa mirovoj kul'tury i neobhodimosti sozdaniya ideologii gumanizma XXI veka [Reforming the scientific and educational system in the context of the crisis of world culture and the need to create the ideology of humanism of the XXI century]. Obrazovanie i kul'tura, 2018, issue 9, pp. 51-57.

Горинова Светлана Владимировна

ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры основ экономики функционирования РСЧС

E-mail: s.v.gorinova@mail.ru

Gorinova Swetlana Vladimirovna

Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters», Russian Federation, Ivanovo

doctor of economic sciences, Professor, professor at the department of fundamentals of economics of functioning prevention and response system E-mail: s.v.gorinova@mail.ru

Тихановская Людмила Борисовна

ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры основ экономики функционирования РСЧС E-mail: ludmila.tihanovskaya@yandex.ru Tihanovskaya Lyudmila Borisovna

Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters», Russian Federation, Ivanovo

candidate of technics sciences, assistant professor, associate professor at the department of fundamentals of economics of functioning prevention and response system. E-mail: ludmila.tihanovskaya@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.