Научная статья на тему 'Проектирование практико-ориентированной среды при подготовке управленческих кадров в области пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций'

Проектирование практико-ориентированной среды при подготовке управленческих кадров в области пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕССНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / PROCESS MANAGEMENT / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / EDUCATIONAL INSTITUTION / ПРАКТИКО -ОРИЕНТИРОВАННАЯ СРЕДА / THE PRACTICEFOCUSED ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малый Игорь Александрович, Горинова Светлана Владимировна

В статье представлен концептуальный подход к реформированию системы управления подготовкой управленческих кадров в области пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Решение проблем реорганизации авторы видят в формировании практико-ориентированной среды, обеспечивающей управляемое приращение профессиональных компетенций обучаемых. На основе анализа международного опыта реорганизации профессионального образования, предложено внедрение в отечественную практику наиболее значимых достижений. Авторы предлагают модель практикоориентированной среды системы подготовки кадров, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, состоящей из трех взаимосвязанных и взаимодополняющих сфер: сфера передачи теоретических знаний; сфера развития практических навыков с помощью моделей и виртуальных технологий; сфера приобретения навыков практической деятельности в реальных условиях. Управляемое ограничение ресурсного обеспечения одной сферы влечет «перетекание» функциональной нагрузки на другие сферы. В целях экономии ресурсов предлагается создание правдоподобных симуляторов, использующих знания практического управления и законов теории вероятностей. Эффективность предлагаемой реорганизации проявится в качественной профессиональной подготовке кадров в области пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малый Игорь Александрович, Горинова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING OF THE PRACTICE-FOCUSED ENVIRONMENT IN THE PREPARATION OF ADMINISTRATIVE SHOTS IN THE FIELD OF FIRE SAFETY, PROTECTION OF THE POPULATION AND TERRITORIES FROM EMERGENCY SITUATIONS

In article the conceptual approach to reforming of a control system by preparation of administrative shots in the field of fire safety, protection of the population and territories from emergency situations is presented. The decision of problems of reorganization authors see in formation of the practice-focused environment, providing the operated increment professional competencies of trainees. On the basis of the analysis of the international experience of reorganization of vocational training, introduction in domestic practice of the most significant achievements is offered. Authors offer model of the practice-focused environment of system of a professional training in the field of protection of the population and territories against the emergency situations, consisting of three interconnected and complementary spheres: sphere of transfer of theoretical knowledge; sphere of development of practical skills by means of models and virtual technologies; sphere of acquisition of skills of practical activities in actual practice. Operated restriction of resource maintenance of one sphere attracts "overflowing" of functional loading on other spheres. With a view of economy of resources creation of the plausible simulators, using knowledge of practical management and laws of probability theory is offered. Efficiency of offered reorganization will be shown in qualitative vocational training of shots in the field of fire safety, protection of the population and territories from emergency situations

Текст научной работы на тему «Проектирование практико-ориентированной среды при подготовке управленческих кадров в области пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций»

Новые технологии в образовании

New technologies in education

УДК 378.635.5: 378.147

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СРЕДЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

И.А. Малый, С.В. Горинова

Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС РФ

В статье представлен концептуальный подход к реформированию системы управления подготовкой управленческих кадров в области пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Решение проблем реорганизации авторы видят в формировании практико-ориентированной среды, обеспечивающей управляемое приращение профессиональных компетенций обучаемых. На основе анализа международного опыт а реорганизации профессионального образования, предложено внедрение в отечественную практику наиболее значимых достижений. Авторы предлагают модель практико-ориентированной среды системы подготовки кадров, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, состоящей из трех взаимосвязанных и взаимодополняющих сфер: сфера передачи теоретических знаний; сфера развития практических навыков с помощью моделей и виртуальных технологий; сфера приобретения навыков практической деятельности в реальных условиях. Управляемое ограничение ресурсного обеспечения одной сферы влечет «перетекание» функциональной нагрузки на другие сферы. В целях экономии ресурсов предлагается создание правдоподобных симуляторов, использующих знания практического управления и законов теории вероятностей. Эффективность предлагаемой реорганизации проявится в качественной профессиональной подготовке кадров в области пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Ключевые слова: процессное управление, образовательное учреждение, практико -ориентированная среда.

Подготовка управленческих кадров в области пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является важнейшей задачей стратегического уровня. В условиях роста техногенных, социальных, природных опасностей и угроз расширяется спектр проблем, решаемых РСЧС. Обеспечение высокой степени готовности сил и средств к ликвидации чрезвычайных ситуаций не-

возможно без качественной подготовки руководителей, при этом практическая составляющая в образовательном процессе должна обеспечивать максимальное качество подготовки к действиям в реальных условиях. Более 50 высших образовательных учреждений России ведут подготовку специалистов по направлениям «Защита в ЧС» и «Пожарная безопасность», основываясь на государственных образовательных

стандартах в соответствии с процессами реформирования образовательной системы России.

Качество подготовки выпускников находится в зависимости от состояния образовательной среды, как совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов определенного уровня, формы, скорости реализации и периодичности. Грамотное управление этими процессами предполагает соблюдение таких принципов компетентностного подхода как адаптивность, технологичность, открытость, учебно-методическая обеспеченность, информативность. Вычленение профессиональных компетенций, в рамках реформирования российской образовательной системы, явилось существенным явлением в организации образовательного процесса, благодаря чему, образовательное пространство упорядочивается за счет унификации требований к конечному результату процесса обучения.

Несмотря на критическое осмысление результатов реформы, следует признать множество положительных изменений, обусловленных заявленными целями: планомерное формирование общих и специальных профессиональных компетенций; обеспечение «ориентировочной» основы деятельности обучаемых; создание условий выбора уровня успешности выпускников; мотивация самостоятельной познавательной и творческой деятельности обучаемых; систематическая обратная связь для корректировки образовательного процесса; создание условий состязательности обучаемых; повышение объективности оценочных процедур.

Следует рассматривать и негативные тенденции применения компетентностного подхода, связанные с высокой степенью забюрокрачивания образовательной среды и с формальным подходом работодателей к формулированию потребных профессиональных компетенций, с одной стороны, и высоким уровнем притязаний на их оценивание у выпускников, с другой стороны. Высокие требования к результативности научной работы ставят работников высшей

школы перед дилеммой: направить усилия в педагогическую сферу или в научную. Дополнительная методическая работа преподавателей выпускающих кафедр по разработке и оформлению документов основных образовательных программ в рамки режима рабочего времени уже не вписывается. Эти проблемы в отечественной практике реализации образовательной реформы необходимо преодолевать, используя международный опыт, где развитие образовательных систем прошло долгий путь.

Так в образовательной системе Германии основной акцент делается на научные исследования: содержание учебных программ естественно включает в себя результаты исследовательской деятельности учебного заведения, которые немедленно перерабатываются в материал для учебных программ; преподаватели и обучающиеся тесно сотрудничают как соисполнители научно-исследовательских работ. Поддержание интереса к совместной работе способствует развитию чувства сопричастности к разработке новых идей, к воспитанию ответственности за результаты исследовательской деятельности. Положительный опыт немецкой высшей школы успешно применяется и в Российских национальных исследовательских университетах. Широкое применение его затруднено ограниченностью финансирования учебных заведений.

В образовательной системе Великобритании определенный интерес представляет собой существенное внимание к развитию личности обучающегося, его индивидуальных особенностей. Наряду с профессиональной подготовкой английских выпускников, важнейшим аспектом обучения является подготовка личностей, обладающих широкими интеллектуальными возможностями и особыми личностными качествами. Традиционная французская система высшего образования отличается строго иерархическим подчинением государству, вычленением собственной научной деятельности учебного заведения. Французская модель образования может быть квалифицирована как строго профес-

сиональная.

Американская система образования, совмещает в себе многие функциональные модели высшего образования: на первой ступени в колледжах с четырехлетней подготовкой, где прослеживаются черты английской системы; вторая ступень образования в университетах с шестилетней подготовкой родственна французской системе профессионального обучения; на третьей ступени наблюдается приоритет исследовательской подготовки, характерный для немецкой высшей школы. В Японии высшие учебные заведения ориентированы на устоявшиеся связи с определенными слоями общества, группами потребителей образовательных услуг, на традициях японских фирм в отношении работы с персоналом. Тесное взаимодействие с работодателями позволяет персонифицировать подготовку выпускника для конкретного места в конкретной организации.

Современная образовательная политика России определена в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, которая представляет образование и науку, как определяющие факторы развития современного общества. Процесс её реализации наталкивается на множество препятствий. Первым является нестабильное финансирование в условиях экономического спада. Стратегия и финансирование, для любого экономического субъекта, являются взаимосвязанными звеньями. По словам директора департамента финансов, организации бюджетного процесса, методологии и экономики образования и науки Министерства образования и науки РФ М.Ю.Алашкевича, в условиях жестких бюджетных ограничений предложено повременить с новыми проектами и сконцентрироваться на имеющихся. Не удалось добавить средств на капитальные ремонты и на закупки оборудования, несмотря на то, что вузы на каждого студента получили столько же денег, сколько в прошлом году.

Еще одним препятствием следует считать невысокий общий интеллектуальный и культурный уровень молодого поко-

ления в нашей стране, который характеризуется малой долей лиц с высшим образованием, занятых в народном хозяйстве (в России каждый 10-й специалист против одного из 5, в США). Признается и отставание от развитых стран, по числу специалистов, работающих в области естественных наук. Отрицательно сказывается на развитии системы высшего образования отток из вузов молодых квалифицированных кадров в коммерческие и другие структуры. Развитие же современного общества требует от образовательной системы высокого динамизма, быстрой адаптации образования к изменениям во всех сферах жизнедеятельности.

В целях устранения означенных препятствий, в развитии процессов подготовки управленческих кадров в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предполагается решение таких задач, как усиление взаимодействия с управляющими органами, в целях оказания возможного содействия в получении практических навыков обучающихся; разработка критериев эффективности подготовки кадров и осуществление мер по оценке эффективности их деятельности, с учетом полученных знаний, умений и навыков; проведение мероприятий повышения квалификации и аттестации профессорско-преподавательского состава, с учетом необходимости обеспечения учебного процесса, в соответствии с новыми требованиями и подходами. Стратегическое управление вузом, задействованном в подготовке кадров в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предполагает выбор определенной стратегии. Рассмотрим ряд возможных вариантов.

Стратегия концентрации, когда предельно сужается сфера своей деятельности, в отношении учебных программ, управленческих функций, групп обучаемых. Эта стратегия подходит для специализированного учебного заведения, стремящегося к высокой доле рынка, в четко определенной нише. Стратегия функциональной специализации предполагает, что учебное заведе-

ние осуществляет программы подготовки специалистов по одному из направлений подготовки, но обслуживает все группы потребителей, заинтересованных в этой образовательной услуге. Такое сужение эффективно с экономической точки зрения и позволяет сконцентрировать ресурсы на конкретном направлении.

Стратегия специализации по заказчику предполагает, что вуз работает только с одним определенным заказчиком, предлагая ему широкую гамму учебных программ, рассчитанных на обучение персонала всех специальностей и уровней управления. При такой стратегии необходимо расходовать большое количество ресурсов, а изменения на рынке образовательных услуг могут привести к потере заказчика, что ставит под угрозу само существование образовательного учреждения. Стратегия диверсификации предполагает селективную специализацию, когда обеспечивается широкий набор учебных программ разного профиля, уровня и форм обучения для различных заказчиков, не связанных между собой. Такая стратегия так же является ресурсоемкой, но обеспечивает большую устойчивость на рынке образовательных услуг. Стратегия дифференциации предлагает полный ассортимент учебных программ, удовлетворяющий все группы потребителей.

В настоящее время, в условиях финансовых ограничений, наиболее целесообразной представляется поддержание стратегии концентрации. В рамках этой стратегии, следует учитывать состояние внешней макро- и микросреды вуза, включающей в себя целевые группы и контактные аудитории. Целевые группы, согласно мнению А.П. Патрухина, - это субъекты, на удовлетворение разнообразных потребностей которых направлена деятельность образовательного учреждения (конечные и промежуточные потребители, покупатели образовательных услуг), а контактные аудитории (группы) - субъекты, с которыми образовательное учреждение вынуждено вступать в отношения сотрудничества или конкуренции для осуществления своих ос-

новных функций. Поведение субъектов микросреды относится к разряду частично контролируемых, а в отдельных случаях, подконтрольных факторов, поскольку образовательное учреждение оказывает на них определенное воздействие. Степень этого воздействия определяется ресурсным потенциалом. В свою очередь, субъекты микросреды, в той или иной мере, оказывают влияние на деятельность самого образовательного учреждения. Макросреду образуют факторы национального и глобального масштаба, на которые образовательное учреждение не в состоянии воздействовать (неконтролируемые факторы), но влияние которых должно учитывать в своей деятельности. К ним относятся: демографическая среда, экономическая среда, политическая среда, научно-технический прогресс, культурная среда, географические условия, а так же глобальные риски чрезвычайных ситуаций.

Управленческая среда обладает специфическими свойствами, которые предписывают субъектам управления определенные правила действий. Она заранее моделирует поведение объекта и субъектов управления, предопределяет и назначает инструменты и методы организации управления. В связи с этим, особое место в стратегическом управлении занимает реформирование внутренней среды, которая включает в себя: ресурсное обеспечение, в виде научно-педагогического, методического, финансового, правового, материально-технического потенциала; организационное обеспечение, как систему и инструментов управления, планирования и контроля в сфере образования и науки; информационное обеспечение, как систему документооборота, информационных технологий управления, совокупности собственных и привлеченных информационных ресурсов.

На наш взгляд, внутренняя среда образовательных учреждений, осуществляющих подготовку управленческих кадров в области пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, должна быть ориентиро-

вана на освоение обучаемыми профессиональных компетенций, ради повышения уровня готовности к практической деятельности в будущей профессии. В связи с этим, считаем необходимым формирование практико-ориентированной среды образовательных учреждений, осуществляющих подготовку управленческих кадров в области пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. При этом основной упор следует направить на разработку инструментария сферы освоения практических навыков, с помощью моделей и виртуальных технологий. Предполагается использование методов привлечения научного общества обучаемых (НОО), разработка системы модернизации существующих моделей и инструментов, их интегрирования в практико-ориентированную среду образовательного учреждения.

Компетентностный подход подготовки современного специалиста позволит, на всех уровнях, обеспечивать приобретение обучаемыми таких общих профессионально качеств как ответственность, определяемую по отношению к заданиям, выполнению их в заданный срок; качество работы, аккуратность; проявление творчества, умение креативно мыслить, выдвигать идеи, создавать новые модели; способность к рефлексии, самооценке; коммуникативные способности, определяемые умением работать в коллективе, разрешать конфликты, устанавливать приоритеты.

Практико-ориентированная среда системы подготовки кадров, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, должна базироваться на трех взаимосвязанных и взаимодополняющих сферах: сфера передачи теоретических знаний; сфера освоения практических навыков с помощью моделей и виртуальных технологий; сфера приобретения навыков практической деятельности в реальных условиях. Каждая из этих сфер должна быть обеспечена соответствующими ресурсами. Ограничение ресурсного обеспечения одной сферы влечет «перетекание» функциональной нагрузки на дру-

гие сферы.

Следует выстроить приоритеты их функционирования и обеспечения для каждого направления подготовки. В качестве приоритетных направлений в образовательной деятельности будут выступать: использование в учебном процессе современных технологий и методов обучения, дистанционных форм обучения; предоставление возможности получения двух образований (основного и дополнительного) на различных этапах учебы; реализация целевых заказов на подготовку специалистов, в соответствии с их должностными обязанностями, а на основе этого укрепление взаимодействия с органами МЧС России; подготовка и лицензирование новых программ высшего и послевузовского профессионального образования; развитие процедуры аттестации профессорско-преподавательского состава, в соответствии с требованиями и подходами к организации учебного процесса.

В области научно-исследовательской деятельности: исследования для разработки новых образовательных технологий, используемых в учебном процессе; исследования для создания системы контроля качества образовательных услуг. В связи с невозможностью воссоздать некоторые процессы на учебных полигонах (сложность воссоздания реальных условий, избыточная опасность для обучающихся и персонала, слишком высокая затратность) предполагается создать и упорядочить, в соответствии с учебными планами систе-мы-симуляторы. Создание правдоподобных симуляторов (имитационных моделей процесса с возможностью управления развитием процесса) является комплексной задачей, использующей знания практического управления, законов теории вероятностей. Создание подобных моделей основано на аккумуляции опыта практиков, способствует развитию специальных профессиональных компетенций.

В области экспертной деятельности: участие в разработке нормативных правовых актов в сфере образования, управления и экономики РСЧС; участие в разработке,

научно-методическом сопровождении и оценке эффективности проектов, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровнях отдельных организаций МЧС России; участие в проведении анализа и оценки эффективности деятельности органов МЧС России, по различным направлениям; участие в разработке и внедрении системы стандартизации и непрерывного совершенствования качества образовательной деятельности и деятельности в области защиты территорий от чрезвычайных ситуаций.

Анализ состояния внутренней среды образовательных учреждений позволяет выделить ряд типичных нарушений управленческих процессов: несвоевременность и недостаточность материально-

технического обеспечения аппарата управления; высокая текучесть управленческих кадров; несоответствие численного состава управленческих работников объёму и содержанию работ; наличие непроизводительного времени в работе управленческого персонала; нерациональное распределение функциональных обязанностей управленческого персонала; несогласованность действий подразделений аппарата управления; дублирование управленческих функций; нерациональное построение процесса управления; отклонение фактической продолжительности процесса от запланированной; несвоевременность (нарушение сроков) принятия и реализации управленческих решений; несвоевременность выполнения поставленных задач управленческим персоналом; низкая внедряемость инноваций (отсутствие должного эффекта внедрения инноваций); нарушение механизма «обратной связи» с управляемым процессом.

Применение процессного подхода к управлению образовательной средой образовательного учреждения основано на построении процессных моделей на всех структурных уровнях, начиная с самого верхнего уровня и заканчивая уровнем подпроцесса преподавания дисциплины. Каждый процесс в этом случае способст-

вует формированию заданной компетентности выпускников соответствующих уровней и профилей подготовки. Конкурентоспособность выпускника на рынке труда обеспечивается способностью к эффективной работе на уровне мировых стандартов, готовностью к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, свободным владением профессией.

Проектирование системы управления практико-ориентированной средой образовательного учреждения начнем с вычленения основных и вспомогательных процессов. К основным отнесем управление научной работой; управление методической работой; управление учебным процессом и управление воспитательной работой. К вспомогательным процессам отнесем управление контингентом (постоянным и переменным составом); управление ресурсами; оперативное управление финансовыми потоками. Основным ориентиром функционирования этой системы является реализация модели профессиональной подготовки управленческих кадров в области пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Эта модель, как было показано выше, охватывает сферу передачи теоретических знаний, сферу освоения практических навыков с помощью моделей и виртуальных технологий, а также сферу приобретения навыков практической деятельности в реальных условиях. Построение модели профессиональной подготовки основано на точном определении области деятельности будущих специалистов, на формировании целевых задач и ключевых содержательных функций профессиональной подготовки.

Таким образом, моделирование образовательных процессов и объектов управления предполагает необходимость формирования организационного механизма, устанавливания норм и нормативов, в рамках параметрической модели практико-ориентированной среды образовательного учреждения, осуществляющего подготовку управленческих кадров в области пожар-

ной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Фактически требуется осуществить реинжиниринг образовательного процесса, в целях обеспечения качественной профессиональной подготовки кадров в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в условиях динамично изменяющейся внешней среды.

ЛИТЕРАТУРА

1.Алашкевич, М.Ю. Финансовое и стратегическое планирование — звенья одной цепи. Бюджет.г [Электронный ресурс] - URL: http://bujet.ru/article/285579.php (дата обращения: 22.05.2016).

2. Бутузов С.Ю., Баскаков С.В., Никодимов О. Н., Нго Ван Ань. Моделирования процесса управления в образовательной системе при подготовке магистров в вузах пожарно-технического профиля МЧС России // Инженерно-строительный вестник При-каспия: научно-технический журнал. 2014. №3 (6) том 2. С. 31-32.

3. Гонова О.В., Стулова О.В., Буйских В.А. Эконо-

мическая безопасность и устойчивость регионального развития: системный подход // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2015. №4. С. 23-27.

4. Ильченко, А.В., Бутько Е.В. Информационно-методическое обеспечение задачи моделирования экономических рисков и оптимизации прогнозируемых затрат на ликвидацию чрезвычайных ситуаций // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2015. №3. С.79-90.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 г. Москва " О национальной доктрине образования в Российской Федерации"// Российская газета [Электронный ресурс] - ШЬЬПр ://ш.ш/2000/10/1 ¡/doktrina-dok.html (дата обращения: 22.05.2016).

6. Решетников В.А., Сквирская Г.П., Сырцова Л.Е. , Косаговская И.И., Боярский С.Г. Концептуальные подходы к подготовке специалистов в области управления здравоохранением // Здравоохранение РФ . 2013. №6. С. 9-14.

7. Фёдоров А.В., Гаплаев, А.А -Б., Поляков Д.В. Повышение эффективности учебного процесса путём автоматизации // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация Технологии тех-носферной безопасности. 2013. № 3. С.69-71.

Рукопись поступила в редакцию 14.12.2016.

DESIGNING OF THE PRACTICE-FOCUSED ENVIRONMENT IN THE PREPARATION OF ADMINISTRATIVE S HOTS IN THE FIELD OF FIRE SAFETY, PROTECTION OF THE POPULATION AND TERRITORIES FROM EMERGENCY SITUATIONS

I. Malyi, S. Gorinova

In article the conceptual approach to reforming of a control system by preparation of administrative shots in the field of fire safety, protection of the population and territories from emergency situations is presented. The decision of problems of reorganization authors see in formation of the practice-focused environment, providing the operated increment professional competencies of trainees. On the basis of the analysis of the international experience of reorganization of vocational training, introduction in domestic practice of the most significant achievements is offered. Authors offer model of the practice-focused environment of system of a professional training in the field of protection of the population and territories against the emergency situations, consisting of three interconnected and complementary spheres: sphere of transfer of theoretical knowledge; sphere of development of practical skills by means of models and virtual technologies; sphere of acquisition of skills of practical activities in actual practice. Operated restriction of resource maintenance of one sphere attracts "overflowing" of functional loading on other spheres. With a view of economy of resources creation of the plausible simulators, using knowledge of practical management and laws of probability theory is offered. Efficiency of offered reorganization will be shown in qualitative vocational training of shots in the field of fire safety, protection of the population and territories from emergency situations

Keywords : process management, educational institution, the practice- focused environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.