Б01 10.47309/2713-2358-2024-2-188-197 УДК 376.2 ЛЕЬ 118
ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН 1Н © Гимаев Ильдар Закиевич
Институт стратегических исследований Академия наук Республики Башкортостан, г. Уфа, Российская Федерация
Аннотация: Статья посвящена вопросам организации образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью. Одна из проблем организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья заключена в отсутствии или недостаточности научного осмысления данного социального явления. Несмотря на исторически короткий период своего существования инклюзивное образование в России, организация и повышение качества образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, накопившиеся социальные проблемы в области организации и осуществления образовательной деятельности требуют серьезного изучения. С этой целью в статье актуализируется необходимость системного комплексного междисциплинарного исследования социальных проблем организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью в общеобразовательных учреждениях. В качестве рабочей гипотезы исследования предлагается изучение таких социальных проблем как нехватка квалифицированных кадров, низкая мотивация и квалификация педагогов и специалистов, отсутствие или недостаточность в образовательных учреждениях специальных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Также в статье рассматриваются отношения российской государственной власти к вопросам социальной поддержки социально уязвимых слоев общества, к которым относятся и дети с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью. Наряду с дифференцированным и интегрированным видами образования инклюзивное образование рассматривается не только как один из видов специального образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, но и как образовательное пространство в целом, предназначенное для реализации образовательных и межличностных отношений, психофизической
Для цитирования: Гимаев И.З. Вопросы организации образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в Республике Башкортостан // Уфимский гуманитарный научный форум. 2024. №.3 С. 188-197. БО! 10.47309/2713-2358-2024-3- 188-197.
коррекции и абилитации, личностного и социального роста, социальной инклюзии и профессиональной ориентации.
Ключевые слова: образовательная среда, дети-инвалиды, инклюзивное образование, психофизиологические особенности, дети с отклонениями.
ISSUES OF ORGANIZING AN EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR CHILDREN WITH LIMITED HEALTH AND DISABILITIES IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN © Gimaev Ildar Zakievich
Institute of Strategic Studies Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan, Ufa, Russian Federation
Summary: The article is devoted to the organization of the educational environment for children with disabilities and with disabilities. One of the problems of organizing the educational process for children with disabilities is the absence or insufficiency of scientific understanding of this social phenomenon. Despite the historically short period of its existence, inclusive education in Russia, the organization and improvement of the quality of the educational environment for children with disabilities and with disabilities, accumulated social problems in the field of organization and implementation of educational activities require serious study. To this end, the article actualizes the need for a systematic comprehensive interdisciplinary study of the social problems of organizing education for children with disabilities and with disabilities in general education institutions. As a working hypothesis of a hypothetical study, it is proposed to study such social problems as a shortage of qualified personnel, low motivation and qualifications of teachers and specialists, the absence or insufficiency of special conditions for children with disabilities in educational institutions. The article also examines the relationship of the Russian government to the issues of social support for socially vulnerable segments of society, which include children with disabilities and with disabilities. Along with differentiated and integrated types of education, inclusive education is considered not only as one of the types of special education for children with disabilities, but also as an educational space in general designed for the implementation of educational and interpersonal relationships, psychophysical correction and habilitation, personal and social growth, social inclusion and professional orientation.
Key words: organization of the educational environment, children with disabilities, disabilities, educational institutions, inclusive education.
Введение. Доступное образование для детей с ОВЗ является необходимым условием формирования полноценного члена общества. В соответствии с российским законодательством каждому человеку гарантируется право на
образование - важнейшее социально-культурное право человека [1]. Научный анализ образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью включает в себя изучение таких вопросов как роль и значимость государства и общества в сфере образования и оказания социальных услуг людям с ограниченными возможностями и с инвалидностью, вопросы организации инклюзивного образования и формирования доступной (безбарьерной) среды в обществе, проблемы социальной инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основным актором в вопросах социальной помощи, защиты и абилитации населения является государство. В советский период инициатива в области социального обеспечении и поддержки социально незащищенных слоев общества носила исключительно государственный патерналистский характер и рассматривалась как часть государственной политики. Основу советской социальной политики составляли доступность, всеобщность и равноправие в получении социальной поддержки всеми членам общества. Основными факторами формирования социальной политики государства являлись принцип всеобщего благоденствия, идеологические установки и интегративная особенность всей системы. Начиная с середины 1990-х гг. Россия начинает проникаться проблемами социально незащищенных и уязвимых слоев населения в рамках международного гуманитарного права. За этот период Российская Федерация прошла путь от признания существующих социальных проблем до выстраивания определенной системы по обеспечению социальных гарантий граждан, нуждающихся в силу разных причин в социальной поддержке и реабилитации. В настоящий момент государство уделяет значительное внимание развитию инклюзивного образования, что является естественной необходимостью в ответ на вызовы современных реалий [2]. Особенность современной государственной политики состоит в том, что основной ценностью и объектом социального воздействия становится не абстрактная социальная группа, а каждый человек. Об этом неоднократно упоминает В.В. Путин на ежегодных конференциях, интервью и обращениях к общественности [3, 4, 5]. В декабре 2022 г. В.В. Путин на встрече с инвалидами и представителями общественных организаций отметил, что «действовать нужно не вообще, не абстрактно, опираясь на какие-то усредненные показатели, а помогать... конкретному человеку в его конкретной личной ситуации» [6], а также «... в современной России это отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью) изменилось и продолжает меняться в лучшую сторону. Общество, государство больше не замалчивают проблемы людей с инвалидностью, не пытаются отвернуться и закрыть глаза, а, напротив, уделяют этим темам все больше и больше внимания» [6].
Основная часть. Особенностью современной социальной политики в России является массовая вовлеченность общественных организаций в проблемы социальной поддержки и реабилитации нуждающихся. Сегодня в
республике 1164 социально ориентированных некоммерческих организаций, чья деятельность направлена на поддержку социально уязвимых категорий граждан, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью. В результате поступательного развития гражданского общества происходит логичный переход от патерналистских отношений к партнерским, когда государственные структуры и власть делегируют свои полномочия некоммерческим общественным организациям и объединениям, переходя на систему частно-государственного партнерства, оказывая нормативно-законодательную, организационно-методическую, кадровую и финансовую помощь.
Вопросы организации образования для детей с психофизическими отклонениями, их социальной адаптации и инклюзии существовали всегда и решались в по-разному. На рубеже двух столетий российское медико-образовательное сообщество прониклась необходимостью формирования образовательной среды для особой социальной группы - детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью. В ходе реализации проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья», начавшегося благодаря группе энтузиастов в 1992 г., в 11 регионах страны были созданы экспериментальные площадки для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Результаты эксперимента в 2001 г. были представлены на Международной научно-практической конференции в г. Москве и в виде «Концепции интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» были направлены в органы управления образования субъектов Министерством образования РФ [7]. Через 11 лет Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» введет в правовое поле понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий» [8].
Организация образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья неразрывно связано с инклюзивным образованием. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет инклюзивное образование как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [8, ст. 2], а также как «необходимым условием для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации» [8, ст. 5]. В педагогической парадигме инклюзивное образование рассматривается как специальная форма образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, как часть интегративного образования исключительно по отношению к детям с
психофизическими особенностями развития [9]. В более широком плане научно-педагогическая общественность рассматривает инклюзивное образование как инклюзивное образовательное пространство, представленное системой структурных компонентов и блоков, определяющих специфику ее содержания, в которой в доступном для каждого участника формате реализуются образовательные и межличностные отношения, обеспечиваются возможности личностного и социального развития, социализации, саморазвития и самоизменения [10].
Актуальность исследования вопросов организации образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью определяется, во-первых, масштабом существующей социальной проблемы. По данным последней переписи населения в России около 10 % детей имеют ограниченные возможности здоровья. Это означает, что около 2 млн детей нуждаются в особом внимании и поддержке общества [11]. Независимые социологические исследования указывают на необходимость улучшения ситуации и помощи этой категории детей. Во-вторых, негативной динамикой в этой области. В России актуальна проблема роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно статистическим данным Министерства здравоохранения России, число детей с ограниченными возможностями здоровья увеличивается каждый год. В 2020 г. было зарегистрировано более 120 тыс. новых случаев, что на 5 % больше, чем в 2019 г. [11] Даже в пропорциональном отношении к общему росту количества детей статистика показывает негативное явление. В-третьих, в связи с улучшением средств диагностики увеличилось не только количество зарегистрированных случаев, но и расширились категории ограничений возможностей здоровья у детей, что соответственно требует дополнительных мер предоставления помощи, улучшения и доступности образовательных и социальных услуг.
Несмотря на беспрецедентные меры, осуществляемые государством и обществом в области обеспечения прав и гарантий детей с ограниченными возможностями здоровья современная система образования сталкивается с такими социальными проблемами как нехватка квалифицированных кадров, низкая мотивация и квалификация учителей и специалистов, отсутствие или недостаточность в образовательных учреждениях специальных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья. В совокупности эти явления создают негативную тенденцию, при которой количество детей с ограниченными возможностями здоровья превышает допустимое количество мест в образовательных учреждениях, в связи с чем родители вынуждены менять форму занятости и переходить на обучение на дому. Не менее актуальной проблемой, социальным явлением нашего времени в сфере образования и прав ребенка на образование является то, что родители или законные представители ребенка с ограниченными возможностями здоровья, имея на руках заключение психолого-медико-педагогической комиссии комиссии отказываются
продолжить обучение по адаптированной программе, в коррекционном классе или коррекционной школе, не принимают эти рекомендации к действию и по сути лишают ребенка необходимых специальных условий для получения образования, и тем самым нарушают права ребенка. Следующей актуальной проблемой является буллинг - агрессивное поведение, психологическое и/или физическое воздействие на ребенка со стороны. По мнению экспертов, это социальное явление не новое, но получившее в последнее время широкое распространение и огласку вследствие распространения современных средств видео-, ауди- фиксации и передачи данных.
Доступное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья является необходимым условием формирования полноценного члена общества. В соответствии с российским законодательством каждому человеку гарантируется право на образование - важнейшее социально-культурное право человека. Реализация права на образование является предпосылкой успешной социализации человека, а само обучение - необходимым условием полноценной жизнедеятельности и возможностью реализации его образовательных потребностей. Независимо от уровня получаемого образования доступность и качество образования для всех без исключения категорий обучающихся является социальным приоритетом государства. В настоящее время государством сформирована действующая система организации и осуществления образовательной деятельности.
Сегодня в России применяются три вида обучения лиц с особыми образовательными потребностями:
- дифференцированное обучение детей с нарушениями в специальных (коррекционных) учреждениях;
- интегрированное обучение в специальных классах (группах) в образовательных организациях;
- инклюзивное обучение, когда обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обучаются в классе вместе с обычными детьми [12].
В настоящее время инклюзивное образование рассматривается не только как один из видов специального образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, но и как образовательное пространство в целом, предназначенное для реализации образовательных и межличностных отношений, психофизической коррекции и абилитации, личностного и социального роста, социальной инклюзии и профессиональной ориентации.
Российским законодательством определено, что в соответствии с образовательным правом, независимо от характера психофизиологических особенностей ребенка, а скорее с их учетом, в образовательных организациях должны создаваться все условия для получения качественного и полноценного образования. Оно предполагает своевременную коррекцию особенностей (нарушений) развития, социальную адаптацию, социальное развитие обучающихся. В зависимости от степени ограничения возможностей и в первую
очередь от сохранности интеллектуальных возможностей, а также от качества и своевременности создания специальных образовательных условий, лица с особыми образовательными особенностями могут осваивать разные уровни образования. Диапазон различий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до имеющих необратимое тяжелое поражение центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только в группе с ограниченными возможностями здоровья в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей.
На основе положений Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» разработаны и внедряются «специальные» стандарты - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Их реализация предполагает развитие личности обучающихся, обеспечивающее возможность их успешной социализации и социальной адаптации в соответствии с требованиями современного общества [13].
Следует понимать юридические различия между детьми с ограниченными возможностями здоровья ОВЗ и детьми с инвалидностью. Инвалид (до 18 лет ребенок-инвалид) - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты [14]. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий [8]. Нельзя утверждать, то дети с ограниченными возможностями здоровья и дети с инвалидностью - это одни и те же дети. Статус инвалида (ребенка-инвалида) присваивает бюро медико-социальной экспертизы, статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья - психолого-медико-педагогическая комиссия. Дети с ограниченными возможностями здоровья одновременно могут иметь группу инвалидности, однако дети-инвалиды не могут автоматически быть причислены к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Основное различие двух категорий в том, что установленная инвалидность не препятствует получению образованию и освоению
образовательной программы, а установленная ребенку категория ограниченными возможностями здоровья в силу психофизических, когнитивных нарушений является препятствием для получения образования, либо усложняет образовательный процесс.
Выводы. Организация и повышение качества образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, накопившиеся социальные проблемы в области организации и осуществления образовательной деятельности несмотря на исторически короткий период своего существования требуют серьезного научного исследования.
Системное комплексное междисциплинарное исследование социальных проблем организации обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья призвано подтвердить или опровергнуть наличие данных явлений; определить существующие проблемы, их актуальность, объем и интенсивность; выявить факторы повышения качества образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательных учреждениях; выработать рекомендации и предложения по улучшению качества и совершенствованию образовательной среды в республике.
Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Центра изучения социального развития региона Института стратегических исследований Академии наук Республики Башкортостан на 2024 г.
Financing. The study was carried out within the framework of the state assignment of the Center for the Study of Social Development of the Region of the Institute of Strategic Studies of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan for 2024.
Список литературы:
1. Гимаев, И. З. Оценка удовлетворенности условиями образовательной среды для детей с ОВЗ в школах Республики Башкортостан (результаты социологического исследования) / И. З. Гимаев, М. Х. Латыпова // Уфимский гуманитарный научный форум. - 2024. - № 2(18). - С. 226-237. - DOI 10.47309/2713-2358-2024-2-226-237. -EDN IHKURY.
2. Селиванова, С. С. Тенденции адаптации системы общего образования для детей -инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья / С. С. Селиванова // Уфимский гуманитарный научный форум. - 2024. - № 1(17). - С. 349-362. - DOI 10.47309/2713-2358-2024-1-349-362. - EDN ONAVKK.
3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию. 20 февраля 2019 года. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/59863 (дата обращения: 04.03.2024).
4. Стенограмма встречи Президента РФ с членами СПЧ 7 декабря 2022 года. 7 декабря 2022 г. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/70046 (дата обращения: 04.03.2024).
5. Заседание Совета по развитию гражданского общества и правам человека. 4 декабря 2023 г. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/72905 (дата обращения: 27.02.2024).
6. Встреча с инвалидами и представителями общественных организаций. 2 декабря 2022 г. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/69973 (дата обращения: 04.03.2024).
7. Шатлова Н.А. Сущность инклюзивного образования в России // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Инклюзивное образование в среднем профессиональном образовании: проблемы, опыт и перспективы». -Чебоксары: БПОУ «Чебоксарский медицинский колледж», 2017. - С. 88-94.
8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 (последняя редакция) / СПС «КонсультантПлюс». - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 04.03.2024).
9. Реализация инклюзивного образования в условиях сетевого взаимодействия: учеб. -метод. пособие / О.Ю. Муллер. Сургут. гос. ун-т. - Сургут: ИЦ СурГУ. 2018. 88 с.
10. Симаева И.Н., В.В. Хитрюк Инклюзивное образовательное пространство: SWOT -анализ // Вестник Балтийского федерального университета им. И.Канта. - 2014. - № 5. - С. 31-39.
11. Статистика о детях с ОВЗ в России в 2023 год: данные и тренды. - URL: https://investim.guru/obzory/statistika-o-detyah-s-ovz-v-rossii-v-2023-godu-dannye-i-trendy?utm_referrer=https%3A%2F%2Fwww.google.com%2F (дата обращения: 04.03.2024).
12. Максимова Н.А. Инклюзивное образование в России: история, состояние и риски [Электронный ресурс] / Н.А. Максимова // Педагогическое образование в России. -2018. - № 9. - С. 115. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obrazovanie-v-rossii-istoriya-sostoyanie-i-riski (дата обращения: 29.02.2024).
13. Козырева, О.А. Проблемы инклюзивного образования: учебное пособие для вузов / О. А. Козырева. 2-е изд. М.: Издательство Юрайт, 2024. 179 с.
14. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ (последняя редакция) / КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (дата обращения: 16.02.2024).
References:
1. Gimaev, I. Z. Assessment of satisfaction with the conditions of the educational environment for children with disabilities in schools of the Republic of Bashkortostan (results of a sociological study) / I. Z. Gimaev, M. Kh. Latypova // Ufa Humanitarian Scientific Forum. - 2024. - No. 2 (18). - P. 226-237. - DOI 10.47309 / 2713-2358-2024-2-226-237. - EDN IHKURY. 2. Selivanova, S. S. Trends in the adaptation of the general education system for disabled children and children with disabilities / S. S. Selivanova // Ufa Humanitarian Scientific Forum. - 2024. - No. 1 (17). - P. 349362. - DOI 10.47309/2713-2358-2024-1-349-362. - EDN ONAVKK.
2. Address of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly. February 20, 2019. -URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/59863 (date of access: 03/04/2024).
3. Transcript of the meeting of the President of the Russian Federation with members of the HRC on December 7, 2022. December 7, 2022 - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/70046 (date of access: 03/04/2024).
4. Meeting of the Council for the Development of Civil Society and Human Rights. December 4, 2023 - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/72905 (date of access: 02/27/2024).
5. Meeting with disabled people and representatives of public organizations. December 2, 2022 -URL: http://kremlin.ru/events/president/news/69973 (date of access: 03/04/2024).
6. Shatlova N.A. The essence of inclusive education in Russia // Materials of the interregional scientific and practical conference "Inclusive education in secondary vocational education: problems, experience and prospects". - Cheboksary: BPOU "Cheboksary Medical College", 2017. - P. 88-94.
7. Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated 29.12.2012 No. 273-FZ (latest revision) / SPS "ConsultantPlus". - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (date of access: 04.03.2024).
8. Implementation of inclusive education in the context of network interaction: teaching aid / O.Yu. Muller. Surgut. state University. - Surgut: IC Surgut State University. 2018. 88 p.
9. Simaeva I.N., V.V. Khitryuk Inclusive educational space: SWOT analysis // Bulletin of the Immanuel Kant Baltic Federal University. - 2014. - No. 5. - P. 31-39.
10. Statistics on children with disabilities in Russia in 2023: data and trends. - URL: https://investim.guru/obzory/statistika-o-detyah-s-ovz-v-rossii-v-2023-godu-dannye-i-trendy?utm_referrer=https%3A%2F%2Fwww.google.com%2F (accessed: 04.03.2024).
11. Maksimova N.A. Inclusive education in Russia: history, status and risks [Electronic resource] / N.A. Maksimova // Pedagogical education in Russia. - 2018. - No. 9. - P. 115. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obrazovanie-v-rossii-istoriya-sostoyanie-i-riski (date of access: 02/29/2024).
12. Kozyreva, O. A. Problems of inclusive education: a teaching aid for universities / O. A. Kozyreva. 2nd ed. Moscow: Yurait Publishing House, 2024. 179 p.
13. Federal Law "On Social Protection of Disabled Persons in the Russian Federation" dated 11/24/1995 No. 181-FZ (latest revision) / ConsultantPlus. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (date of access: 16.02.2024).
Сведения об авторе Гимаев Ильдар Закиевич, кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник Института стратегических исследований Академии наук Республики Башкортостан, Россия, г. Уфа, ул. Кирова, д. 15, оф. 412. E-mail: [email protected], ORCID 0000-0001-6374-5139.
Author's personal details: Gimaev Ildar Zakievich, candidate of sociological sciences, Leading Researcher at the Institute for Strategic Studies of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan, 450008 Ufa, st. Kirov, 15, Republic of Bashkortostan, Russia Federation. E-mail: [email protected], ORCID ID 0000-0001-6374-5139.
© Гимаев И.З.