= ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ =
КАРДАНОВ Арсен Климович,
полковник полиции, кандидат педагогических наук, доцент кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказский институт повышения квалификации филиал Краснодарского университета МВД России е-mail: [email protected]
ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ
Аннотация. На современном этапе административная деятельность полиции все чаще становится предметом исследовательской деятельности. Административно-правовая деятельность полиции находит свое отражение во всех сферах служебной деятельности органов внутренних дел. Данное обстоятельство связано с тем, что свои функции полиция выполняет каждый день, а административно-правовая деятельность неразрывно с ними связана. Уникальность деятельности полиции заключается в том, что, являясь частью государственного механизма реализации государственных интересов и государственной политики, она выступает наиболее емким по объему выполняемых правоохранительных функций институтом обеспечения гарантий, прав и свобод граждан. Если рассматривать административную деятельность с точки зрения правоохранительной работы, то она выражается в деятельности полиции. Последняя может оказывать меры прямого административного воздействия, например, принуждать кого-либо к выполнению законных требований сотрудников полиции, противодействовать правонарушениям, в том числе административным. Борьбу с административными правонарушениями нельзя отнести к типичной деятельности полиции, так как ее относят к межотраслевой сфере. Полицейская структура сама по себе универсальна, поэтому занимается не только уголовными, но и административными делами. Кроме всего прочего, полиция активно сотрудничает с другими органами государственной власти, они могут взаимодействовать в разных направлениях, обмениваться информацией, создавать разнообразные формы властного управления, координировать деятельность своих структур. Это помогает решать совместные задачи и проблемы.
Ключевые слова: административная деятельность полиции, охрана общественного порядка, общественная безопасность, принудительные меры, функции полиции.
KARDANOV Arsen Klimovich,
police colonel, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of state and civil-law disciplines North Caucasian institute of professional development (branch) Krasnodar university Ministry of Internal Affairs
of the Russian Federation
ISSUES OF ORGANIZING ADMINISTRATIVE ACTIVITIES
OF THE POLICE
Annotation. At the present stage, the administrative activities of the police are increasingly becoming the subject of research. The administrative and legal activities of the police are reflected in all areas of the official activities of the internal affairs agencies. This circumstance is due to the fact that the police perform their functions every day, and administrative and legal activities are inextricably linked with them. The uniqueness of the police is that, being part of the state mechanism for the
implementation of state interests and state policy, it is the most capacious institution in terms of the volume of law enforcement functions performed to ensure the guarantees, rights and freedoms of citizens. If we consider administrative activity from the point of view of law enforcement work, then it is expressed in the activities of the police. The latter can exert measures of direct administrative influence, for example, forcing someone to comply with the legal requirements of police officers, counteract offenses, including administrative ones. The fight against administrative offenses cannot be attributed to typical police activity, since it is attributed to the intersectoral sphere. The police structure itself is universal, therefore it deals not only with criminal cases, but also with administrative ones. Among other things, the police actively cooperate with other state authorities, they can interact in different directions, exchange information, create various forms of government, coordinate the activities of their structures. This helps to solve joint tasks and problems.
Key words: administrative activities of the police, public order, public safety, coercive measures, police functions.
Постановка проблемы. На современном этапе административная деятельность полиции все чаще становится предметом исследовательской деятельности.
Полиция является государственным институтом, основное назначение которого состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействии преступности, обеспечении общественного порядка и безопасности. Уникальность деятельности полиции заключается в том, что, являясь частью государственного механизма реализации государственных интересов и государственной политики, она выступает наиболее емким по объему выполняемых правоохранительных функций институтом обеспечения гарантий, прав и свобод граждан [2; 9].
Методология исследования. Административную деятельность можно назвать одной из важных направлений работы полиции. Без него в принципе невозможно существование данной службы. Данное направление в основном гласное, доступное для граждан и СМИ, полиция применяет методы административно-правового характера. Многие граждане сталкиваются с внешними аспектами такой деятельности Министерства внутренних дел РФ. Например, это обеспечение общественного порядка, организация дорожного движения, предупреждение нарушений правопорядка и закона, охрана прав и свобод каждой личности. В частности, укрепление общественного порядка способствует повышению общественной безопасности. Так, обеспечение должного общественного порядка при проведении каких-либо массовых мероприятий (спортивных игр, народных гуляний, митингов, демонстраций, шествий и т.п.) одновременно является и обеспечением общественной безопасности, поскольку служит целям предотвращения наступления опасности для жизни и здоровья людей или их имущества. Вместе с тем, соблюдение правил и требований общественной безопасности (скажем, правил дорожного движения, правил пользования спортивными сооружениями во
время проведения соревнований и т.п.) является важным условием поддержания надлежащего общественного порядка.
Административная деятельность присуща всем публичным органам власти. Она является частью системы управления, за счет чего складывается одна цельная структура государственного управления. Каждый государственный орган является ее составляющей частью и имеет собственные властные и административные полномочия. Таким образом, не только МВД России ведет административную деятельность. В административно-правовой сфере задействованы и иные государственные структуры, с которыми МВД нередко перекликается. Данный вид деятельности присущ государственным органам не только на региональном, но и на муниципальном уровне. Форма деятельности может иметь положительную направленность: например, граждане могут пользоваться разнообразными услугами, оказываемыми государственными органами [5; 6]. Органы осуществляют контрольную и надзорную деятельность, а также занимаются нор-мотворческой работой, выдают разрешительные документы и т.д.
Если рассматривать административную деятельность с точки зрения правоохранительной работы, то она выражается в деятельности полиции. Последняя может оказывать меры прямого административного воздействия, например, принуждать кого-либо к выполнению законных требований сотрудников полиции, противодействовать правонарушениям, в том числе административным. Борьбу с административными правонарушениями нельзя отнести к типичной деятельности полиции, так как ее относят к межотраслевой сфере. Полицейская структура сама по себе универсальна, поэтому занимается не только уголовными, но и административными делами.
Полицейская деятельность является более широким и емким понятием, данный вид деятельности осуществляется не только подразделени-
ями МВД, но и Росгвардией, иными органами власти. Например, силами полиции обеспечивается не только защита порядка, но и обеспечивается транспортная, финансовая, промышленная, информационная безопасность, санитарно-эпидемиологическое благополучие и т.д. Для выполнения этих задач требуются полицейские средства. Особенно это касается глобального Интернета с большим количеством пользователей и потенциальной возможностью встретить большое количество злоумышленников, целью которых может быть захват чужих средств или личной информации. Исходя из этого, можно условно делить административную деятельность на позитивную и полицейскую. Оба вида тесно связаны между собой и осуществление одного невозможно без применения другого. Это касается не только общественной сферы, но и деятельности МВД внутри подразделений.
Внутриорганизационная деятельность носит обеспечительный характер. Именно с последней формой чаще всего сталкиваются граждане. Если рассматривать внутреннюю административную деятельность МВД, то полицейского аспекта в ней как раз не будет. Здесь будут работать вопросы, касающиеся кадров, обеспечения, технического оснащения и т.д., то есть то, что требуется для нормального функционирования отдела. Такая деятельность характерна для всех существующих управленческих структур. Однако для полиции можно выделить специфику, присущую только ей. [3; 8]
Если рассматривать административно-правовую деятельность полиции с институциональной точки зрения, можно будет выделить несколько основных направлений деятельности властного органа, а именно - уголовно-процессуальную и оперативно-розыскную деятельность. Полиция не всегда занимается именно раскрытием преступлений, часто ее деятельность носит предупредительный характер, когда важно проводить профилактику с тем, чтобы сократить число совершаемых преступлений или помешать осуществиться готовящемуся преступлению. Профилактика занимает большой объем административной деятельности полиции. Она осуществляется от имени государства, для этого у страны есть специальные уполномоченные органы, в данном случае МВД.
Каждый субъект имеет вверенную ему территорию, в пределах которой он и осуществляет свои обязанности, ведет административную работу. Властный характер выражается в том, что сотрудник полиции имеет право принудить к выполнению своих законных требований, а субъект, на который эти требования направлены, обязан их исполнять. Кроме этого, законодатель рассмотрел ситуации, в которых третьи лица
могут создавать препятствия сотруднику полиции, мешать выполнять служебные обязанности, например, посредством насилия или угроз в его отношении. За это предусмотрены меры административной и уголовной ответственности.
Полицейский также имеет право воздействовать на злоумышленника, его полномочия содержатся в законе о полиции [1]. Однако эта деятельность не относится к административной напрямую, так как последняя направлена на организацию работы органа. Но реализуя свою деятельность, полиция может оказывать воздействие не только на непосредственно субъект, находящийся с ней в каких-либо взаимоотношениях, но и осуществлять полицейское управление социальными процессами, влиять на течение экономических процессов. Полиция активно сотрудничает с другими органами государственной власти, они могут взаимодействовать в разных направлениях, обмениваться информацией, создавать разнообразные формы властного управления, координировать деятельность своих структур. Это помогает решать совместные задачи и проблемы.
Организационный аспект административной деятельности проявляется в управленческой, надзорной функции, ведении учета, анализа, контроля. Это важные данные, необходимые для правильной оценки происходящего, помогающие грамотно обеспечивать правопорядок и безопасность. Предусмотрен и контроль над административной деятельностью. Он может быть как ведомственным, так и иметь надведомственный характер. В условиях демократии существует и третий тип контроля деятельности МВД - общественный. Он возможет только в странах с развитым демократическим социумом, где деятельность органов внутренних дел публична.
Российская модель административной деятельности полиции носит смешанный характер, поэтому присутствуют все три типа контроля. Кроме этого, элементы централизации и децентрализации не имеют строгого разделения. За счет этого работа полиции становится более эффективной, удается исключить ряд проблем, возникающих при стандартизированном подходе. Например, при централизации четко соблюдается иерархия внутри самой службы и между разными спецслужбами, а административная деятельность ведется внутри одного министерства [4; 7; 10].
Стоит отметить, что МВД присущ исполнительно-распорядительный характер работы. Принципы, на которые опирается ведомство, указаны в законе, поэтому существует четкая структура поведения МВД. Важно соблюдать принцип законности в любой деятельности министерства. Он касается всей его работы, не только админи-
стративной деятельности. Регулируют административную работу и другие подзаконные нормативно-правовые акты: например, это могут быть приказы Президента или Правительства РФ. Они вносят четкость в работу полицейских органов, так как более подробно регламентируют их деятельность, нежели Федеральный закон. К каждому направлению административной деятельности такие приказы могут создавать четкий регламент действий, предъявлять определенные требования.
В ходе ведения своей деятельности полиция может выносить правоприменительные акты процессуального, охранительного и регулятивного характера. К основному виду можно отнести меры профилактического характера, так как они составляют большой процент в общей работе МВД. К таким мерам относят, например, установленный за определенными лицами административный надзор. К направлениям административной деятельности можно отнести:
- деятельность участкового на вверенной ему территории;
- патрулирование общественных мест;
- профилактика и другие виды работы с несовершеннолетними правонарушителями;
- организация порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий;
- организация безопасности дорожного движения.
Данные виды деятельности носят публичный характер, их значение - предупредительное. Наличие сотрудников ОВД в общественных местах повышает безопасность, так как уже одно их присутствие значительно снижает риск совершения преступления, а также повышает возможность задержать преступника по горячим следам, если он все-таки решится на правонарушение.
Для осуществления административной деятельности любых государственных структур применяются цифровые технологии. Они значительно облегчают и ускоряют многие процессы, позволяют их автоматизировать, сделать более удобными и безопасными. Например, при помощи информационных технологий стало проще хранить, передавать, обрабатывать документы, работать с гражданами, оказывать им определенные услуги, принимать заявления и обращения онлайн. За счет этих технологий можно быстро установить личность правонарушителя, не контактируя с ним.
Эти и другие возможности очень важны для полиции, так как значительно упрощают ее работу и повышают качество. Технологии постоянно развиваются, внедряются в полицейскую деятельность, что позволяет значительно улучшать работу МВД в целом. Они применяются в разных направлениях административной деятельности,
базу которой составляют следующие основные принципы: обеспечение прав и свобод граждан; плановость; гласность; законность; профессионализм; научность; публичность; компетентность [5; 8].
В административной деятельности МВД эти принципы не являются единственными, существуют и иные, которые применяются на практике. Их достаточно много, они отвечают принципам законодательства Российской Федерации и моральной составляющей общества, поэтому нет смысла приводить каждый отдельно. Однако для понимания можно выделить, например, процессуальные принципы, которые регулируются административным и процессуальным правом и применяются при работе с делами по административным правонарушениям. Если государственный орган оказывает гражданам услуги, то будут соблюдаться те принципы, которые являются основополагающими для этого вида деятельности. Это говорит о том, что для административной деятельности полиции существует широкая система принципов, которые пересекаются и дополняют друг друга [2; 3; 9].
Выводы. Административно-правовая деятельность полиции находит свое отражение во всех сферах служебной деятельности органов внутренних дел. Данное обстоятельство связано с тем, что свои функции полиция выполняет каждый день, а административно-правовая деятельность неразрывно с ними связана.
Список литературы:
[1] Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 № З-ФЗ [электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_110165/?ysclid=m1xqteg Гдт42953364
[2] Абаев Н.Б. Вопросы функциональности административной деятельности полиции // Евразийский юридический журнал. 2024. № 4 (191). С. 414-415.
[3] Виноградова И.В. Проблемы соблюдения прав и свобод человека и гражданина в административной деятельности полиции // Вопросы устойчивого развития общества. 2022. № 3. С. 449-454
[4] Горохов Н.А. Применение метода принуждения в административной деятельности полиции // В сборнике: Актуальные вопросы устойчивого развития современного общества и экономики. сборник научных статей 2-й Всероссийской научно-практической конференции. Курск, 2023. С. 241-245.
[5] Демченко Н.В., Курило С.Н. Проблемы реализации принципа законности в администра-
тивной деятельности полиции // Евразийский юридический журнал. 2023. № 2 (177). С. 126-129.
[6] Изаксон Р.А. К вопросу о сущности, содержании и принципах административной деятельности полиции // ExLegis: правовые исследования. 2022. № 3. С. 17-20.
[7] Костенников М.В., Куракин А.В., Абду-рахманов А.А. К вопросу о функциональности и принципах административной деятельности полиции // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации.
2022. № 3 (63). С. 46-55.
[8] Куракин А.В. Еще раз о законности при применении мер административного принуждения в деятельности полиции // Право и политика.
2023. № 12. С. 35-46.
[9] Петрова Е.А., Пономарева О.М. Административная деятельность полиции - основная функция обеспечения правопорядка в России // В сборнике: Административно-правовое регулирование правоохранительной деятельности: теория и практика. Материалы Международной научно-практической конференции. Редколлегия: К.Д. Рыдченко, А.Г. Белый, А.Д. Абрамкин [и др.]. Краснодар, 2023. С. 223-228.
[10] Салимова А.М. Особенности административной деятельности полиции при проведении публичных мероприятий: проблемы правового регулирования // Евразийский юридический журнал. 2022. № 11 (174). С. 105-106.
Spisok literatury:
[1] Federal'nyj zakon «O policii» ot 07.02.2011 № 3-FZ [elektronnyj resurs] // Rezhim dostupa: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_110165/?ysclid=m1xqtegfqm42953364
[2] Abaev N.B. Voprosy funkcional'nosti admin-istrativnoj deyatel'nosti policii // Evrazijskij yuridich-eskij zhurnal. 2024. № 4 (191). S. 414-415.
[3] Vinogradova I.V. Problemy soblyudeniya prav i svobod cheloveka i grazhdanina v administra-tivnoj deyatel'nosti policii // Voprosy ustojchivogo razvitiya obshchestva. 2022. № 3. S. 449-454
[4] Gorohov N.A. Primenenie metoda prinuzh-deniya v administrativnoj deyatel'nosti policii // V sbornike: Aktual'nye voprosy ustojchivogo razvitiya sovremennogo obshchestva i ekonomiki. sbornik nauchnyh statej 2-j Vserossijskoj nauchno-praktich-eskoj konferencii. Kursk, 2023. S. 241-245.
[5] Demchenko N.V., Kurilo S.N. Problemy real-izacii principa zakonnosti v administrativnoj deyatel'nosti policii // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. 2023. № 2 (177). S. 126-129.
[6] Izakson R.A. K voprosu o sushchnosti, soderzhanii i principah administrativnoj deyatel'nosti policii // ExLegis: pravovye issledovaniya. 2022. № 3. S. 17-20.
[7] Kostennikov M.V., Kurakin A.V., Abdurah-manov A.A. K voprosu o funkcional'nosti i principah administrativnoj deyatel'nosti policii // Vestnik Vser-ossijskogo instituta povysheniya kvalifikacii sotrud-nikov Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Feder-acii. 2022. № 3 (63). S. 46-55.
[8] Kurakin A.V. Eshche raz o zakonnosti pri primenenii mer administrativnogo prinuzhdeniya v deyatel'nosti policii // Pravo i politika. 2023. № 12. S. 35-46.
[9] Petrova E.A., Ponomareva O.M. Administra-tivnaya deyatel'nost' policii - osnovnaya funkciya obespecheniya pravoporyadka v Rossii // V sbornike: Administrativno-pravovoe regulirovanie pravoohrani-tel'noj deyatel'nosti: teoriya i praktika. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Redkollegiya: K.D. Rydchenko, A.G. Belyj, A.D. Abramkin [i dr.]. Krasnodar, 2023. S. 223-228.
[10] Salimova A.M. Osobennosti administra-tivnoj deyatel'nosti policii pri provedenii publichnyh meropriyatij: problemy pravovogo regulirovaniya // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. 2022. № 11 (174). S. 105-106.
<2>