Научная статья на тему 'Вопросы определения профессиональной направленности граждан, проходящих обучение по программам подготовки офицеров запаса'

Вопросы определения профессиональной направленности граждан, проходящих обучение по программам подготовки офицеров запаса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНИН / ОФИЦЕР / РАЗВИТИЕ / СТУДЕНТ / МОДЕЛЬ / НАПРАВЛЕННОСТЬ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дробышев В.И., Трубников В.Г., Стрельцов А.А., Беляев А.В.

Статья посвящена решению актуальной задачи определению профессиональной направленности граждан, проходящих обучение по программам подготовки офицеров запаса на военной кафедре при гражданских вузах.В статье с опорой на труды Российских ученых изложены основные аспекты профессиональной направленности, раскрыты структура профессиональной направленности и ее сущность, показаны основные направления программы по определению профессиональной направленности студента, обучающегося на военной кафедре. Рассмотрена профессионально-психологическая подготовка как направление развития военно-профессиональной направленности будущих офицеров запаса в ходе учебно-воспитательного процесса на военной кафедре при гражданском вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дробышев В.И., Трубников В.Г., Стрельцов А.А., Беляев А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DEFINITION OF PROFESSIONAL TRAINING OF CITIZENSINSURING TRAINING ON PROGRAMS OF PREPARATION OF OFFICERS OF THE RESERVE

The article is devoted to the solution of the urgent problem the definition of the professional orientation of citizens who are trained by the training programs for reserve officers at the military department at civilian universities.The article is based on the works of Russian scientists outlining the main aspects of the professional orientation, the structure of the professional orientation and its essence are disclosed, the main directions of the program for determining the professional orientation of the student studying at the military department are shown. The professional-psychological training as a direction of development of the military-professional orientation of future reserve officers in the course of the educational process at the military department at a civilian university is considered.

Текст научной работы на тему «Вопросы определения профессиональной направленности граждан, проходящих обучение по программам подготовки офицеров запаса»

ВОПРОСЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ГРАЖДАН, ПРОХОДЯЩИХ ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММАМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА

Дробышев В.И.

к.п.н., заместитель начальника военной кафедры Кубанского государственного аграрного университета имени И. Т. Трубилина, г. Краснодар Трубников В.Г.

студент учебного военного центра Кубанского государственного аграрного университета имени И. Т. Трубилина, г. Краснодар

Стрельцов А.А.

студент учебного военного центра Кубанского государственного аграрного университета имени И. Т. Трубилина, г. Краснодар

Беляев А.В.

студент учебного военного центра Кубанского государственного аграрного университета имени И. Т. Трубилина, г. Краснодар

PROBLEMS OF DEFINITION OF PROFESSIONAL TRAINING OF CITIZENS INSURING TRAINING ON PROGRAMS OF PREPARATION OF OFFICERS OF THE

RESERVE

Drobyshev V.I.

Ph.D., Deputy Head of the Military Department of the Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilina,

Krasnodar city Trubnikov V.G.

student of the educational military center of the Kuban state Agrarian University named after I. T. Trubilina, Krasnodar

Streltsov A.A.

student of the educational military center of the Kuban state Agrarian University named after I. T. Trubilina, Krasnodar

Belyaev A.V.

student of the educational military center of the Kuban state Agrarian University named after I. T. Trubilina, Krasnodar

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена решению актуальной задачи - определению профессиональной направленности граждан, проходящих обучение по программам подготовки офицеров запаса на военной кафедре при гражданских вузах.

В статье с опорой на труды Российских ученых изложены основные аспекты профессиональной направленности, раскрыты структура профессиональной направленности и ее сущность, показаны основные направления программы по определению профессиональной направленности студента, обучающегося на военной кафедре. Рассмотрена профессионально-психологическая подготовка как направление развития военно-профессиональной направленности будущих офицеров запаса в ходе учебно-воспитательного процесса на военной кафедре при гражданском вузе.

ABSTRACT

The article is devoted to the solution of the urgent problem - the definition of the professional orientation of citizens who are trained by the training programs for reserve officers at the military department at civilian universities.

The article is based on the works of Russian scientists outlining the main aspects of the professional orientation, the structure of the professional orientation and its essence are disclosed, the main directions of the program for determining the professional orientation of the student studying at the military department are shown. The professional-psychological training as a direction of development of the military-professional orientation of future reserve officers in the course of the educational process at the military department at a civilian university is considered.

Ключевые слова: гражданин, офицер, развитие, студент, модель, направленность, учебно-воспитательный процесс.

Keywords: citizen, officer, development, student, model, orientation, educational process.

Существующая сегодня система профессио- числа студентов для обучения по программам под-нального и психологического отбора кандидатов из

готовки офицера запаса на военных кафедрах с помощью различных методик позволяет определять с достаточной вероятностью степень подготовленности, пригодности кандидатов для обучения на военных кафедрах на основе состояния здоровья, уровня способностей, психологических свойств личности. Но достаточную степень вероятности ответа на вопрос - твердо ли студент решил стать специалистом, а также, получив дополнительную профессию офицера запаса, готов ли он служить офицером, - не дает практически, ни одна из существующих методик, так как они были построены на основе устаревших общественных принципов и суждений в основном только морального порядка. Следовательно, слабое место в определении профессиональной пригодности заключается в определении направленности студентов проходивших обучение на военных кафедрах.

На современном этапе по проблеме направленности личности военнослужащих проведено ряд исследовательских работ Л. Ф. Железняком, А. Н. Лосевым, А. Н. Томилиным, В. И. Дробышевым. В исследованиях В. И. Дробышева [1] рассмотрены проблемы направленности личности и выделены основные тенденции их теоретического анализа и возможные пути развития на основе комплексного подхода. Профессиональная направленность рассматривается как сложное психическое свойство с собственной структурой, оказывающее влияние на действие, поступки и поведение человека.

Структуру профессиональной направленности военнослужащего В. И. Дробышев рассматривает как целостное образование, состоящее из определенных взаимодействующих и взаимовлияющих форм и функционирующая как целостная динамическая система (рисунок 1).

В монографии В. И. Дробышева [2] военно-профессиональная направленность военнослужащего определена, как система сформированных устойчивых мотивов, интересов, потребностей, склонностей, идеалов, побуждающих к военно-профессиональной деятельности, проявляется в сформированных свойствах личности необходимых для профессиональной деятельности.

Модернизировав программу изучения военно-профессионально направленности В. И. Дробы-шева [2] мы предлагаем направления по изучению данной проблемы:

дело, на общение);

- направленность личности на военную профессию;

- направленность личности на достижение успеха;

- направленность личности на работу с боевой техникой и оружием.

Предложенная программа рассчитана на длительное время и позволяет комплексно изучать личность будущих офицеров запаса. Изучение направленности при этом признается наиболее целесообразным через ее конкретные формы (влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение) и определение качеств (действенность, устойчивость, интенсивность, широта, уровень) на основе круга потребностей и мотивов личности. По оценке и прогнозированию профессионально-психологической пригодности будущих военных специалистов показатели направленности еще более расширяются: «оценку направленности целесообразно проводить с учетом выраженности отдельных ее качеств: зрелости, широты, осознанности, устойчивости».

Необходимо отметить, что при опросе студентов уровень их представлений, информированности об особенностях избираемой дополнительной профессии офицера запаса наиболее низок по следующим показателям содержания труда и профессионально значимых качеств: совсем не представляют об информационных основах деятельности -76 %, о компонентном составе деятельности - 47 %, об организации отдельных действий в целостную систему - 41 %, о профессионально-значимых свойствах познавательных процессов - 64 %.

Профессионально-психологическая направленность, является составляющей профессиональной пригодности, как степень выраженности системы потребностей и ожиданий кандидатов, подлежащей удовлетворению в период обучения на военных кафедрах при гражданских вузах по программам подготовки офицеров запаса.

При отборе кандидатов для обучения на военных кафедрах большое значение имеет задача выбора из совокупности студентов наиболее способных, а также соответствующих социальному статусу избранной профессии. В настоящее время сложилась и действует следующая система основных форм отбора таблица 1.

- общая направленность личности (на себя, на

Система основных форм отбора

Таблица 1.

Форма отбора Способности Распределение

Комиссия факультета по основной специальности Социальная возможность к деятельности На пригодных и непригодных

Медицинская комиссия Физическая возможность к деятельности По 3 группам пригодности

Психологический экзамен Способности к деятельности По 4 группам пригодности

Экзамен по физической подготовке Способности к обучению на основе уровня физической подготовки По 4 группам оценок

Средний балл по зачетной книжке Способности к обучению По 4 группам оценок

Систематизирующим фактором профессионально-психологической подготовки будущих офицеров запаса является целевая модель, которая определяет сущность самой профессии. Она включает наряду с требованиями к уровню стабильности интеграции мотивационных, эмоциональных, интеллектуальных и психофизиологических компонентов деятельности, обеспечивающий высокий уровень профессиональной работоспособности не только в нормальных, но и экстремальных условиях. Она определяет стратегию достижения цели профессионально-психологической подготовки и, прежде всего, решение проблемы, связанной с разработкой типовых задач военно-профессиональной направленности, которые студенты должны научиться выполнять, а также методов оценки и контроля требуемого уровня их знаний и умений, компонентов человеческого фактора, которые являются определяющими при формировании профессиональной направленности.

Современные методики обучения офицеров запаса основными слагаемыми профессионально-психологической подготовки определяют: теоретическую, тренажерную, практическую и др. Если эти слагаемые сравнить с компонентами образования, предложенными в «Социологии образования» Нечаева В. А. [3], то профессионально-психологическую подготовку и деятельность офицеров запаса можно структурировать следующим образом: специальная (использование, техническое обслуживание, ремонт и хранение автомобильных базовых шасси), военная, психологическая и социокультурная подготовка (виды деятельности), которые могут быть теоретическими и практическими. Научное осмысление системы формирования профессионально-психологической подготовленности было бы неполным без осмысления тезиса об обучаемом

студенте, как суверенном объекте учебной деятельности. Это предполагает концептуальную проработку, выдвижение на передний план самостоятельного, личного права обучаемого на выбор собственной позиции в учебном процессе, на поиск, самовыражение и самоутверждение. Такой подход иначе ставит проблемы моделей образования, учебной деятельности на военных кафедрах при гражданских вузах. Это уже не только заданный студенту предел его действий, возможностей, исходящих из проективных ситуаций будущего включения в общественную практику, но и ориентир, отображающий возможность самореализации, основанный на саморефлексии своих возможностей, подкрепленный квалифицированной диагностикой специалистов, педагогов. В этом аспекте модель обучения студентов по программам подготовки офицеров запаса может рассматриваться продуктивной лишь в том случае, если отражается состояние развития культуры обучаемых, их ожидания в учебной деятельности, саморазвитии.

Литература

1. Дробышев В. И. Технология активизации процесса развития профессиональной направленности воинов-контрактников: монография / В. И. Дробышев, А. Н. Томилин. - Краснодар : Кубанский государственный аграрный университет, 2015. - 226 с.

2. Дробышев, В. И. Педагогические условия развития профессиональной направленности воинов-контрактников при прохождении военной службы: монография / В. И. Дробышев. - Краснодар : Кубанский государственный аграрный университет, 2017. - 191 с.

3. Нечаев, В.Я. Социология образования: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб, и доп. - М.: Высшая школа, 1992. - 200 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.