Научная статья на тему 'Изучение медицинской научной терминологии на латинском языке с помощью мнемоники'

Изучение медицинской научной терминологии на латинском языке с помощью мнемоники Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
604
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНЕМОНИКА / MNEMONIC / МНЕМОТЕХНИКА / MNEMONICS / МЕТОДЫ ЗАПОМИНАНИЯ / MEMORIZATION TECHNIQUES / WORDS THAT SOUND SIMILARLY / ПРИЁМ НАХОЖДЕНИЯ АССОЦИАЦИЙ / TECHNIQUE OF FINDING ASSOCIATIONS / МЕТОД СОЗВУЧНЫХ СЛОВ / ПРИЁМ СОЗВУЧНЫХ СЛОВ / METHOD OF CONSONANT OF WORDS / МЕТОД АССОЦИАЦИЙ / METHOD OF ASSOCIATION / ЛАТИНСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ В АНАТОМИИ И ФАРМАКОЛОГИИ / LATIN TERMINOLOGY IN ANATOMY AND PHARMACOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриева О.Н., Винокуров А.К.

Данная статья посвящена вопросу изучения и запоминания латинской научной терминологии первокурсниками, обучающихся в медицинских институтах и сталкивающихся с проблемой запоминания огромного объема текста. По окончании курса «Латинский язык» студент медицинского института должен иметь в качестве словарного запаса 900 единиц лексики и словообразования (корневые и аффиксальные терминоэлементы греческого и латинского происхождения). Целью данной статьи является ознакомление с такими универсальными методами запоминания, как мнемоника. Как показывает опыт, различные приёмы мнемотехники дают отличный результат на практике. Представленный материал позволяет сделать вывод, что приём созвучных слов, который основан на нахождении слов созвучных с запоминаемым термином и приём нахождения ассоциаций, суть которого заключается в том, что между двумя словами или объектами устанавливается связь, которая создаёт из предметов, не имеющих между собой ничего общего, единое целое, показывают отличный результат при запоминании некоторого текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF MEDICAL LATIN TERMINOLOGY WITH MNEMONICS

The article presents a study and memorization of Latin scientific terminology by freshmen studying in medical institutions. Very often students face a problem of memorizing a large amount of texts. At the end of the course “Latin language” a student of the medical Institute should have 900 units of vocabulary and word formation (root and affixal terminological elements of Greek and Latin origin) as a vocabulary. The purpose of this article is to familiarize with such universal methods of memorization as mnemonics. The experience shows that various techniques of mnemonics give an excellent result in practice. The presented material makes it possible to conclude that the reception of consonant words, which is based on finding words consonant with a memorable term and the reception of finding associations, the basics of which is that between two words or objects is established a relationship that creates from objects that have nothing in common, a single whole show an excellent result, when you remember some text.

Текст научной работы на тему «Изучение медицинской научной терминологии на латинском языке с помощью мнемоники»

6. Программа «Патриотическое воспитание граждан России на 2016- 020 годы». Available at: docs: cntd.ru /document/420327349

7. Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года. Available at: static/govement.ru >media/files/...pdf

8. Байбародова Л.В., Харисова И.Г., Белкина В.В. Патриотическое воспитание студентов педагогического ВУЗа. Ярославль: Канцлер, 2015.

9. Антипин Е.Л., Дмитриева В.Ф., Самойленко В.И. Патриотическое воспитание студентов. Available at: http/vitcaftdra.ucoz.uael gumal/pages,vup11...antipin

10. Образовательная деятельность и историко-культурное наследие Отчего края. Под редакцией Е.П. Белозерцева. Москва: АИРО-XXI, 2017.

11. Губанова Е.Н. Декоративно-прикладное искусство Воронежского края. Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2003

12. Константин Массалитинов. С любовью к русской песне. Сост. Н.К. Массалитинова, Н.П. Красикова. Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2005.

13. Воронежская историко-культурная энциклопедия. Персоналии. Под редакцией О. Ласунского. Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2009.

14. Город через столетие. Век нынешний и век минувший. Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2014.

15. Воронежць/. Знаменитые биографии в истории края. Под редакцией Ю.Л. Полевого. Воронеж: Кварта, 2007.

16. Трембовельский Е., Шалагина А. Территория творчества. Сообщество композиторов Воронежского края. Воронеж: Кварта, 2010.

17. Грушко Г.И. «Песнь девушки» (слова А. Кольцова, музыка О. Пожарского) как гармония совершенства: традиционные и нетрадиционные подходы в курсе «Анализа музыкальных произведений». Смоленск: НОВАЛЕНСО, 2016: 44 - 50.

18. Грушко Г.И. Синергетика в системе музыкально-педагогического образования. Интернет-журнал «Мир науки». 2017; Т. 5; № 6. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/50PDMN617.pdf

References

1. Denisov A.V. Tendencii razvitiya i problemy professional'nogo muzykal'nogo obrazovaniya v Rossii. Vestnik YuNESKO «Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie». 2013; 4: 77 - 84.

2. Vasil'eva N.B. Patrioticheskoe vospitanie studentov v VUZah Rossii. Problemy sovremennoj nauki i obrazovaniya. 2016; 5: 221 - 226.

3. Shilova V.S. Patrioticheskoe vospitanie studentov: suschnost', celi i zadachi. Nauchnyj rezul'tat. 2015; 1: 75 - 78.

4. Rajchenok A.A. Social'no-kul'turnyjaspektpatrioticheskogo vospitaniya studentov. Belarus': BGTU, 2016: 27 - 30.

5. Adaeva N.V. Patrioticheskoe vospitanie studentov tehnikuma sredstvami narodnoj pedagogiki. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tver', 2014.

6. Programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossii na 2016- 020 gody». Available at: docs: cntd.ru /document/420327349

7. Strategiirazvitiya vospitaniya vRF na period do 2025 goda. Available at: static/govement.ru >media/files/...pdf

8. Bajbarodova L.V., Harisova I.G., Belkina V.V. Patrioticheskoe vospitanie studentovpedagogicheskogo VUZa. Yaroslavl': Kancler, 2015.

9. Antipin E.L., Dmitrieva V.F., Samojlenko V.I. Patrioticheskoe vospitanie studentov. Available at: http/vitcaftdra.ucoz.uael gurnal/pages,vup11... antipin

10. Obrazovatel'naya deyatel'nost'iistoriko-kul'turnoe nasledie Otchego kraya. Pod redakciej E.P. Belozerceva. Moskva: AIRO-XXI, 2017.

11. Gubanova E.N. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo Voronezhskogo kraya. Voronezh: Centr duhovnogo vozrozhdeniya Chernozemnogo kraya, 2003

12. Konstantin Massalitinov. S lyubov'yu k russkojpesne. Sost. N.K. Massalitinova, N.P. Krasikova. Voronezh: Centr duhovnogo vozrozhdeniya Chernozemnogo kraya, 2005.

13. Voronezhskaya istoriko-kul'turnaya 'enciklopediya. Personalii. Pod redakciej O. Lasunskogo. Voronezh: Centr duhovnogo vozrozhdeniya Chernozemnogo kraya, 2009.

14. Gorod cherez stoletie. Vek nyneshnij i vek minuvshij. Voronezh: Centr duhovnogo vozrozhdeniya Chernozemnogo kraya, 2014.

15. Voronezhcy. Znamenitye biografii vistorii kraya. Pod redakciej Yu.L. Polevogo. Voronezh: Kvarta, 2007.

16. Trembovel'skij E., Shalagina A. Territoriya tvorchestva. Soobschestvo kompozitorov Voronezhskogo kraya. Voronezh: Kvarta, 2010.

17. Grushko G.I. «Pesn' devushki» (slova A. Kol'cova, muzyka O. Pozharskogo) kak garmoniya sovershenstva: tradicionnye i netradicionnye podhody v kurse «Analiza muzykal'nyh proizvedenij». Smolensk: NOVALENSO, 2016: 44 - 50.

18. Grushko G.I. Sinergetika v sisteme muzykal'no-pedagogicheskogo obrazovaniya. Internet-zhurnal«Mirnauki». 2017; T. 5; № 6. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/50PDMN617.pdf

Статья поступила в редакцию 26.03.18

УДК 378

Dmitrieva O.N., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia),

E-mail: oksanadm2006@mail.ru

Vinokurov A.K., student, Medical Institute, North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: alx3103vin@mail.ru

THE ANALYSIS OF MEDICAL LATIN TERMINOLOGY WITH MNEMONICS. The article presents a study and memorization of Latin scientific terminology by freshmen studying in medical institutions. Very often students face a problem of memorizing a large amount of texts. At the end of the course "Latin language" a student of the medical Institute should have 900 units of vocabulary and word formation (root and affixal terminological elements of Greek and Latin origin) as a vocabulary. The purpose of this article is to familiarize with such universal methods of memorization as mnemonics. The experience shows that various techniques of mnemonics give an excellent result in practice. The presented material makes it possible to conclude that the reception of consonant words, which is based on finding words consonant with a memorable term and the reception of finding associations, the basics of which is that between two words or objects is established a relationship that creates from objects that have nothing in common, a single whole show an excellent result, when you remember some text.

Key words: mnemonic, mnemonics, memorization techniques, words that sound similarly, technique of finding associations, method of consonant of words, method of association, Latin terminology in anatomy and pharmacology.

О.Н. Дмитриева, канд. фил. наук, доцент Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова,

г. Якутск, E-mail: oksanadm2006@mail.ru

А.К. Винокуров, студент МПД-17-101 Медицинского института Северо-Восточного федерального университета

имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: alx3103vin@mail.ru

ИЗУЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ НАУЧНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ НА ЛАТИНСКОМ ЯЗЫКЕ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОНИКИ

Данная статья посвящена вопросу изучения и запоминания латинской научной терминологии первокурсниками, обучающихся в медицинских институтах и сталкивающихся с проблемой запоминания огромного объема текста. По окончании курса «Латинский язык» студент медицинского института должен иметь в качестве словарного запаса 900 единиц лексики и словообразования (корневые и аффиксальные терминоэлементы греческого и латинского происхождения). Целью данной

статьи является ознакомление с такими универсальными методами запоминания, как мнемоника. Как показывает опыт, различные приёмы мнемотехники дают отличный результат на практике. Представленный материал позволяет сделать вывод, что приём созвучных слов, который основан на нахождении слов созвучных с запоминаемым термином и приём нахождения ассоциаций, суть которого заключается в том, что между двумя словами или объектами устанавливается связь, которая создаёт из предметов, не имеющих между собой ничего общего, единое целое, показывают отличный результат при запоминании некоторого текста.

Ключевые слова: мнемоника, мнемотехника, методы запоминания, приём созвучных слов, приём нахождения ассоциаций, метод созвучных слов, метод ассоциаций, латинская терминология в анатомии и фармакологии.

Поступая в медицинский институт, каждый первокурсник «знакомится» с латинским языком. Так или иначе, он будет сопровождать его на протяжении всего времени обучения, в особенности в таких дисциплинах как Анатомия, Фармакология, Гистология, и соответственно вытекает такая проблема как его запоминание, так как в речи врача используются от 50 до 80 % слов латинского и греческого происхождения [1, с. 15].

По требованиям рабочей программы дисциплины «Латинский язык», студенты высших медицинских учебных заведений по окончании курса должны:

- освоить основу латинской грамматики;

- иметь в качестве словарного запаса 900 единиц лексики и словообразования (корневые и аффиксальные терминоэлемен-ты греческого и латинского происхождения);

- уметь перевести как с русского, так и с латинского языков анатомические термины, также клиническую и фармацевтическую терминологии.

Для запоминания такого большого количества слов большинство студентов прибегает к простой зубрёжке. Но этот метод прост, но не всегда эффективен. Существует еще множество методик, позволяющих развивать память.

Мы предлагаем узнать больше о наиболее эффективном методе запоминания как мнемоника. Но для начала дадим определение:

Мнемоника (мнемотехника) - это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путём образования дополнительных ассоциаций; или же: это совокупность правил и приёмов, помогающих запомнить нужные сведения [2, с. 375]. Ярким примером может послужить запоминание цветов в радуге, хорошо знакомым каждому с детства: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан», где начальная буква слова соответствует начальной букве последующего цвета.

Основными приёмами мнемотехники являются:

• Ритмизация - необходимая для запоминания информация интерпретируется в стихотворную форму. Например, знаменитый стишок о теореме Пифагора.

• Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации необходимой для запоминания. Яркий пример - фраза «Каждый охотник желает знать...» с помощью, которой легко выучить цвета радуги.

• Пространственное воображение (метод Цицерона) -предметы, которые необходимо запомнить мысленно располагают в знакомой для вас обстановке на определённых местах. Для восстановления в памяти информации достаточно вспомнить помещение с расположенными в нем предметами.

• Метод Айвазовского основан на пространственном воображении. Используются различные внешние структурирующие приёмы, позволяющие активизировать зрительную память. Может использоваться для запоминания стихотворений, опорного плана, последовательности действий и т. п. Такие приёмы особо

Библиографический список

эффективны для людей с доминированием зрительной памяти над другими её видами.

• Метод запоминания цифр: закономерностей, знакомые числа.

• Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных.

• Нахождение ярких необычных ассоциаций, которые соединяются с запоминаемой информацией [3].

Рассмотрим два простых и легких варианта для усвоения латинского языка. А именно:

- Приём созвучных слов, который основан на нахождении слов созвучных с запоминаемым термином;

- Приём нахождения ассоциаций. Суть этого метода заключается в том, что между двумя словами или объектами устанавливается связь, которая создает из предметов, не имеющих между собой ничего общего, единое целое. Связь может быть любой: сказочной, фантастической, абсурдной.

Для подтверждения пользы данных приёмов был проведен маленький эксперимент среди 23 добровольцах в здании КФЕН СВФУ. Эксперимент был направлен на запоминание названия зубов на латинском языке и их последовательности, и количества. Он состоял из двух частей:

I. Запоминание названий соответствующих зубов методом созвучных слов:

1. Резцы (dentes incisivi) - 2

2. Клыки (dentes canini) - 1

3. Малые коренные зубы (dentes premolares) - 2

4. Большие коренные зубы (dentes molares) - 3 [4, с. 96].

Было предложено найти слово на русском языке, которое,

по их мнению, созвучно с латинским названием зубов. При этом звучали различные варианты, но популярными были:

1. Инквизиция - dentes incisivi (18 из 23)

2. Канина - dentes canini (23 из 23)

3. Премия - dentes premolares (8 из 23)

4. Моль - dentes molares (20 из 23)

II. Построение предложения с выбранными словами согласно их последовательности и количеству зубов.

У пятерых опрошенных смысл предложений был схож. Например: «Два инквизитора приехали на одном коне с двумя премиями и казнили трех молей».

В ходе эксперимента только один не справился ни с первым, ни со вторым заданием, и также только один выполнили и остановился на первом задании. Результат: 4.34% опрошенных не справились с заданием вовсе, 4.34% показали хороший результат и 91.3% справились с заданием на отлично.

Таким образом, ознакомившись с двумя приёмами мнемотехники, универсальными в плане применения и в учебе, и в жизни, мы убедились в пользе и практичности данной техники при запоминании некоторого текста. Мы убедились, что на деле этот способ показывает отличный результат. И на данных результата советуем студентам, использовать этот уникальный метод.

1. Дмитриева О.Н. Перевод сложных и производных клинических терминов на занятиях по латинскому языку и основам медицинской терминологии. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017; Т. 30: 15 - 17. Available at: http://elibrary.ru/item. asp?id=29072832

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Москва: ООО «А ТЕМП», 2006. Available at: https://www.litmir.me/ br/?b=123940&p=375

3. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998. Available at: https://vocabulary.ru/termin/mnemonika/html

4. Чернявский М.Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии: учебник. Москва: Медицина, 2002.

5. Васильева Л.И. Пособие по латинскому языку. Клиническая терминология: учебное пособие. Минск: ИКО «Галаксиас», 1997.

References

1. Dmitrieva O.N. Perevod slozhnyh i proizvodnyh klinicheskih terminov na zanyatiyah po latinskomu yazyku i osnovam medicinskoj terminologii. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal «Koncept». 2017; T. 30: 15 - 17. Available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=29072832

2. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka. Moskva: OOO «A TEMP», 2006. Available at: https://www.litmir.me/ br/?b=123940&p=375

3. Golovin S.Yu. Slovar'prakticheskogo psihologa. Minsk: Harvest, 1998. Available at: https://vocabulary.ru/termin/mnemonika/html

4. Chernyavskij M.N. Latinskijyazyk i osnovy medicinskoj terminologii: uchebnik. Moskva: Medicina, 2002.

5. Vasil'eva L.I. Posobie po latinskomu yazyku. Klinicheskaya terminologiya: uchebnoe posobie. Minsk: IKO «Galaksias», 1997.

Статья поступила в редакцию 21.03.18

УДК 351.759.62

Drobyshev V.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), Kuban State Agrarian University (Krasnodar, Russia), E-mail: valeriy.drobyshev.70@mail.ru

Drobysheva O.M., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism (Krasnodar, Russia), E-mail: valeriy.drobyshev.70@mail.ru

DobryanskyA.K., Kuban State Agrarian University (Krasnodar, Russia), E-mail: zloikons@yandex.ru

THE FORMATION OF PROFESSIONAL PSYCHOLOGICAL TRAINING OF RESERVE OFFICERS AT MILITARY DEPARTMENTS IN CIVIL HIGHER EDUCATION UNIVERSITIES. The article solves an actual problem of forming professional psychological preparedness of reserve officers at a military department at civil universities. The article reveals the results of experimental work, presents and analyzes the data representing the diagnostic stage for the formation of professional psychological training of reserve officers. The paper presents the main conditions for the development of professional orientation of citizens studying at the military department and the criteria for their evaluation. The article shows models of formation of professional psychological preparedness of future reserve officers studying at military departments at a civil university.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: education, officer, psychological preparedness, development, student, model, educational process.

В.И. Дробышев, канд. пед. наук, нач. учебной части, зам. нач. военной каф., Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар, E-mail: valeriy.drobyshev.70@mail.ru

О.М. Дробышева, канд. мед. наук, доц., Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар, E-mail: valeriy.drobyshev.70@mail.ru

А.К. Добрянский, нач. цикла, Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар, E-mail: zloikons@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА НА ВОЕННЫХ КАФЕДРАХ ПРИ ГРАЖДАНСКИХ ВУЗАХ

Статья посвящена решению актуальной задачи - формированию профессиональной психологической подготовленности офицеров запаса на военной кафедре при гражданских вузах. В статье раскрыты результаты опытно-экспериментальной работы, приводятся и анализируются данные, представляющие диагностический этап по формированию профессиональной психологической подготовленности офицеров запаса. Основные условия развития профессиональной направленности граждан, обучающихся на военной кафедре и критерии их оценки. В статье представлены модели формирования профессиональной психологической подготовленности будущих офицеров запаса, обучающихся на военной кафедре при гражданском вузе.

Ключевые слова: воспитание, офицер, психологическая подготовленность, развитие, студент, модель, учебно-воспитательный процесс.

В свете концепции реформирования системы обучения студентов по программам подготовки офицеров запаса, важнейшей составляющей системы подготовки офицеров при гражданских вузах является формирование личности офицера запаса, способной не только безболезненно, но и комфортно интегрировать в социальную систему общества.

В соответствии с разработанной авторами концепции подготовленности студентов, проходящих обучение по программам подготовки офицеров запаса, к практической деятельности была создана авторская программа формирования профессионального мастерства будущего офицера запаса, в том числе ряд специальных её направлений [1].

Определены задачи и пути формирования профессиональной пригодности [2].

В течение трех лет с преподавателями и студентами проводилась опытно-экспериментальная работа, ей предшествовал диагностический этап, имевший место (как обследование) три года назад. Трехлетняя опытно-экспериментальная работа завершена проведением итогового обследования преподавателей и граждан обучающихся на военной кафедре при гражданском вузе. В общей сложности обследовано 18 преподавателей и 428 студентов.

Итоги основных направлений опытно-экспериментальной работы представлены в сравнении - на диагностическом и итоговом плане. Важное значение в программе отводится формированию личности офицера запаса в нравственно-волевом аспекте.

Направление 1. Структурная модель подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при гражданском вузе.

Исследование процесса подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при гражданских вузах по авторской структурной модели показало (таблице 1), что на итоговом этапе достигнуто наиболее высокое развитие гражданственности и патриотизма у 94,7 % студентов, творческих качеств личности - у 48 % из них, общей и физической культуры - 51,5 % обучаемых, высокой нравственности - у 96,5 % студентов.

По общенаучной подготовке высшие уровни на итоговом этапе исследования имеют 61,6 % студентов, естественно-математической подготовке - 32,3 %, по факультативным предметам - 63,3 % из них. На высших уровнях успешности практики освоили - 73,4 % студентов, управленческую деятельность -84,4 %.

Специальную военную подготовку (военные предметы, военную технику и вооружение) на высших уровнях успеваемости в итоге соответственно освоили на 82,9 % и 77,7 %.

Однако высокие показатели подготовки будущих офицеров запаса на военной кафедре при гражданских вузах не означают отсутствие проблем. Так, среди показателей есть и далекие от идеала. Имеются и другие проблемы, которые были выявлены в ходе исследования и требуют принятия решения по их устранению.

Резервы повышения качества обучения студентов на военных кафедрах по программам подготовки офицеров запаса многогранны. Среди них:

во-первых, необходимость обновления и изучения материальной части (новых образцов военной техники, персональных компьютеров для занятий, финансирование обновления материально-учебной базы военной кафедры и т. д.);

во-вторых, необходимо усовершенствовать и пополнить структуру штатных сотрудников военной кафедры (нужны должности юриста - помощника начальника военной кафедры по правовой работе, заместителя начальника по воспитательной работе и др.);

в-третьих, необходимы усовершенствования в структуре самого учебного процесса на военной кафедре (максимально приблизить занятия к реальной обстановке; нацелить проведение занятий именно на студента, его интересы, способности, личностные запросы, интеллектуальные и профессиональные интересы; гуманизировать стимулирование успешной учебной деятельности студента; повысить качество воспитания сознательной дисциплины, ответственности, инициативы, творческой активности и т. д.; усилить самостоятельную работу студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.