3. Antonova N.V. Lichnostnaya identichnost' pedagoga i osobennosti ego obscheniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 1995.
4. Zaharova E.A., Koval' M.V. Harizma, kak sredstvo dostizheniya uspeha. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2001; T. 23; № 4: 32 - 33.
5. 'Enkel'mann N. Harizma. Lichnostnye kachestva dostizheniya uspeha vprofessional'nojilichnojzhizni. Perevod s nemeckogo. Moskva: ZAO «Inter'ekspert», 2005.
Статья поступила в редакцию 07.03.18
УДК 37.022
Grushko G.I., Cand. of Art History, senior lecturer, Voronezh State Pedagogical University (Voronezh, Russia),
E-mail: grushkogalina@mail.ru
SOME ASPECTS OF THE PATRIOTIC EDUCATION AND TRAINING IN SYSTEM OF MUSICAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION. The article examines a problem of patriotic education and training in the postmodern era. The value of the evolutionary synergetic approach is substantiated and the possibility of its application in the system of musical and pedagogical education is comprehended. In the light of the ideas and methods of synergetics patriotic education is open, non-equilibrium, non-linear system, which is influenced by the system of musical and pedagogical education. It is considered as a phenomenon (structure) and process in their inseparable integrity, which is characteristic of self-organizing systems of different origins. However, changing and updating, the system of patriotic education begins to influence the system of musical and pedagogical education and, thereby, to improve it. An important role in the patriotic education and training of future professional musicians is played by "a contact" with the creativity of fellow countrymen -"geniuses of the place", as well as educational and concert activities focused on a holistic approach. In this case, it is possible to approach the understanding of the unity of the world and the unity of knowledge about it.
Key words: evolutionary-synergetic approach, open system, musical-pedagogical education, patriotic education, patriotism.
Г.И. Грушко, канд. искусств., доц., Воронежский государственный педагогический университет, г. Воронеж,
Е-mail: grushkogalina@mail.ru
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье исследуется проблема патриотического воспитания и обучения в эпоху Постмодернизма. Обосновывается значение эволюционно-синергетического подхода и осмысливается возможность его применения в системе музыкально-педагогического образования. В свете идей и методов синергетики патриотическое воспитание представляется открытой, неравновесной, нелинейной системой, которая испытывает влияние системы музыкально-педагогического образования. Она рассматривается как явление (структура) и процесс в их неразрывной целостности, что свойственно самоорганизующимся системам самого различного происхождения. Однако, изменяясь и обновляясь, система патриотического воспитания начинает оказывать влияние на саму систему музыкально-педагогического образования и, тем самым, совершенствовать ее. Большую роль в деле патриотического воспитания и обучения будущих музыкантов-профессионалов играет «соприкосновение» с творчеством земляков - «гениев места», а также учебная и концертная деятельность, ориентированная на целостный подход. В таком случае, появляется возможность приблизиться к пониманию единства мира и единства знания о нем.
Ключевые слова: эволюционно-синергетический подход, открытая система, музыкально-педагогическое образование, патриотическое воспитание, патриот.
В эпоху Постмодернизма кардинально изменяется сознание человечества. В новом ракурсе и с иных позиций осмысливаются многие явления и процессы современной действительности. Наряду с традиционными формируются нетрадиционные подходы, приоритетное значение среди которых, приобретает эволюцион-но-синергетический подход. С его помощью исследуется «бытие» и «становление» систем материального и нематериального происхождения, которые подвержены влиянию внешней среды и балансируют на грани хаоса. В процессе развития они адаптируются к внешним условиям своего существования, поэтому получают название - открытые, неравновесные, нелинейные системы, или, самоорганизующиеся целостности.
Эволюционно-синергетический подход оказывается «востребованным» в самых различных сферах научного знания, в науках о природе, культуре и искусстве. С его помощью можно осмыслить проблемы системы современного образования: в свете идей и методов синергетики моделировать образовательные процессы, проектировать содержание учебных дисциплин, разрабатывать учебные Программы (Е. Князева, С. Курдюмов, В. Буданов, М. Каган, Г. Малинецкий, К. Делокаров, М. Федорова, О. Мелехова, Е. Солодова, В. Курейчик, В. Писаренко, Б. Муку-шев, В. Игнатова, А. Мухина, С. Якушева, А. Галимянов, В. Про-кин, Н. Вагабова, А. Копыльцов, В. Шепелева).
Система образования эпохи Постмодернизма, как любая другая открытая система, отличается способностью к самоорганизации. Она реагирует на внешние воздействия и постоянно изменяет «траекторию» своего развития. В настоящее время, прерогативной становится ее направленность на формирование единого научно-образовательного пространства, поскольку наука для нее, по мнению ряда специалистов, является «инно-
вационным резервом». В таком случае, проблемы современной системы образования можно осмыслить с позиций эволюцион-но-синергетической парадигмы, а не какой-либо другой.
Аналогичные процессы протекают в системе музыкально-педагогического образования, но с меньшей интенсивностью. По мысли А. Денисова, сохранение традиций и педагогического опыта, конечно, является одной из важнейших задач, хотя путь развития этой системы двойственный, с одной стороны, - «значительные перспективы и потенциальные возможности», а с другой, очевидная «противоречивость и конфликтность» образовательных тактик и стратегий. Однако эта система сможет создать условия для «самореализации в широком плане» [1]. Ясно одно: система музыкально-педагогического образования находится в стадии изменения и обновления, поскольку развивается в контексте динамики культуры эпохи Постмодернизма, следовательно, в контексте эволюционно-синергетической парадигмы. Эволю-ционно-синергетический подход, хотя с запозданием, оказывается «востребованным» и в системе музыкально-педагогического образования (Д. Варламов, Л. Дьячкова, А. Клюев, А. Кобляков, С. Филатов-Бекман, Т. Корнелюк, Л. Лобова, Г. Грушко).
Вместе с тем, повсеместно утверждается мнение о возможности «возрождения» в системе образования «истинного» патриотизма, а также о поиске соответствующих подходов, противостоящих экстремизму. Сегодня, наряду с инновационными процессами, явственно активизируются процессы, призванные формировать у обучающейся молодёжи патриотические чувства, взгляды и убеждения, что подвергается осмыслению.
Неслучайно, в ряде исследований главенствует мысль о необходимости воспитания обучающейся молодёжи в духе «истинного» патриотизма: определяются цели и задачи патриоти-
ческого воспитания в эпоху Постмодернизма, исследуется его сущность как явления и как процесса, обосновывается значение новых подходов. Подчеркивается, что значительный потенциал для реализации задач патриотического воспитания содержится в самой системе образования. Никто из авторов не сомневается: патриотическое воспитание является одной из составляющих в деле подготовки будущих профессионалов - патриотов своей Родины, готовых к защите ее интересов (Е. Антипин, А. Котовский, Г. Квасных, А. Саржанова, А. Райченок, С. Киржаев, А. Зелко,
B. Шилова, В. Дмитриева, П. Самойленко, Л. Байбародова, И. Харисова, В. Белкина, А. Шлыков, Е. Кучерова, Н. Адаева,
C. Павлов). Цель настоящего исследования - осмыслить значение патриотического воспитания и обучения в системе музыкально-педагогического образования в контексте эволюционно-синергетической парадигмы.
Конечно, патриотизм является непременным условием для гармоничного развития личности. Поэтому, для обучающейся молодёжи разрабатываются целевые и комплексные программы, организуются различного рода мероприятия. Успешно функционирует Всероссийское военно-патриотическое общество, а также - Центры патриотического воспитания детей и юношества. Под эгидой патриотизма проводятся конференции и защищаются диссертации, где с разных сторон исследуется его феномен. Появляется множество публикаций, периодических изданий, к примеру, таких, как «Федеральный патриотический вестник», «Наша молодёжь», «Воин России», «Ориентир», «Юность», «Просвещение», «Патриот», «Патриот Отечества».
Однако, без идеалов и примеров для подражания, без «истинной» любви к Родине, все усилия сведутся на нет. По мысли Н. Васильевой, сегодня, как никогда ранее, требуется стимул для активизации патриотических чувств и развития патриотической грамотности обучающейся молодёжи [2]. Образовательные организации смогут стать инициаторами этих процессов. Патриотическое воспитание есть процесс формирования патриотического сознания и поведения личности. Поэтому, в число стратегических задач, считает В. Шилова, должны входить следующие: верное служение Отечеству, осознание чувства гражданского долга перед ним, формирование национального самосознания, чувства гордости, бережное отношение и изучение культурного наследия страны, приумножение ее культурного богатства, воспитание гуманизма и другие. Для их решения необходима целенаправленная - специально организованная деятельность, которая сможет охватить все слои населения, все возрастные группы и «дойти» до каждого гражданина России [3].
Вместе с тем, по утверждению А. Райченка, главной задачей патриотического воспитания, все же, является формирование «человека национальной культуры», социально активного члена общества, ответственного за сохранение и приумножение его духовных ценностей. В таком случае, необходимо развивать национальное самосознание обучающейся молодёжи, «укоренив» её в национальной истории и культуре. Патриотическое воспитание - целостный, процесс, охватывающий все аспекты социально-культурной жизни. Наряду с военно-патриотическим, сосуществуют такие виды, как - этнографический, фольклорный, современный городской, молодёжной культуры и так далее [4].
Аналогично мыслит Н. Адаева: в деле воспитания «истинных» патриотов важную роль играют «средства народной педагогики» - национальные традиции, обычаи, праздники, игры, сказки, пословицы, загадки и так далее. Такой подход способствует личностному росту будущих профессионалов, их гармоническому развитию. Вместе с тем, он не всегда согласуется с современными подходами. Однако, возникшие противоречия могут быть устранены, если использовать принцип «диалога культур». Автор приходит к выводу: патриотическое воспитание - целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и студентов, ориентированный на формирование патриотического сознания, патриотического поведения и патриотической направленности личности, где с успехом можно использовать «средства народной педагогики» [5].
Следует заметить, что большинство исследователей воспринимает «истинный» патриотизм как ценность, интегрирующую социально-экономический, духовно-нравственный, культурно-исторический, военно-патриотический аспекты деятельности, присущие различным сферам современной жизни. Речь идёт о «специально организованной деятельности», направленной на формирование «правильных» ценностных ориентиров, социально значимых качеств, норм поведения, чувств, взглядов и убеждений. В числе главных целей развития и совершенство-
вания системы патриотического воспитания, обозначенных в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2016 - 2020 годы», указываются следующие: укрепление любви к своей Родине, формирование чувства сопричастности с ее историей и культурой, выработка активной жизненной позиции. Основным результатом реализации этой программы станет появление системы патриотического воспитания граждан, отвечающей современным вызовам и задачам развития страны [6].
В «Стратегиях развития воспитания в РФ на период до 2025 года» сообщается, что главной задачей является формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, необходимых в XXI веке. Цель Стратегий - становление гармоничной личности и воспитание достойного гражданина России, для чего потребуется обновить содержание воспитания, внедрить эффективные формы и методы, способствующие реализации воспитательного компонента государственных образовательных стандартов [7]. В программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Воронежской области» указывается, что главной целью патриотического воспитания является создание условий для формирования высокого патриотизма, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей (201б). В Законе «О патриотическом воспитании в Воронежской области» рассматриваются основные меры для обеспечения патриотического воспитания и реализации соответствующей программы (2017).
Действительно, патриотизм является духовным ориентиром и ресурсом развития современной России. Неслучайно, важнейшим направлением государственной политики становится превращение образовательных организаций в общественные институты, которые будут обеспечивать патриотическое воспитание обучающейся молодёжи. Особенно важно определить и реализовать принципы организации такого рода деятельности в педагогических ВУЗах страны: создание ценностной, духовно-нравственной среды, адресность патриотического воспитания, следование принципам интеграции и социального партнерства [8]. Необходимо формировать у будущих педагогов готовность к организации патриотического воспитания подрастающих поколений, для которых они должны стать примером, к пропаганде патриотических идей и ценностей. Для достижения этих целей нужно использовать такие подходы, как системный, культурологический, аксиологический, индивидуальный, личностно ориентированный и другие.
Напомним, в ряде исследований патриотическое воспитание рассматривается и как система, и как процесс (многогранный, целенаправленный, целостный, педагогический), направленный на формирование патриотизма. Однако, с точки зрения синергетики, патриотическое воспитание представляется открытой системой, то есть, явлением (структурой) и процессом в их неразрывной целостности. Она находится в контексте системы образования эпохи Постмодернизма, с которой взаимодействует. Следовательно, её проблемы можно исследовать с позиций эволюционно-синергетической парадигмы. В свете идей и методов синергетики, система патриотического воспитания предстает открытой, неравновесной, нелинейной системой, или, единством многообразия, возникающим процессуально. Она испытывает влияние внешних воздействий и изменяется, адаптируясь к ним.
Однако, возникает и обратное: изменяясь и обновляясь в процессе своего развития, система патриотического воспитания начинает оказывать воздействие на систему образования, в контексте которой находится (система образования - система патриотического воспитания - система образования). Она является вместилищем «дальнодействующих сил», поскольку в ней взаимодействуют взаимосвязанные единым порядком различные понятия, концепции, теории, методы, принципы, подходы и так далее, а также их альтернативы. Сторонники патриотического воспитания утверждают: ВУЗ является «специально созданной средой», где источником патриотизма может стать содержание обучения, главным образом, содержание российской истории. Таким образом, в деле патриотического воспитания большое значение приобретает принцип историзма как целостный процесс изучения прошлого, осмысления настоящего и предвидения будущего.
Рассуждая на тему патриотического воспитания, Е. Антипин, В. Дмитриева, П. Самойленко приходят к выводу о целесообразности изменения содержания обучения и содержания учебных дисциплин путем придания им «патриотической направленности» [9]. Все учебные дисциплины ВУЗа, не сомневаются авто-
ры, должны содержать патриотическую тематику, основанную на принципе историзма. Как раз в ВУЗе, распространяющем духовные импульсы в образовательные учреждения среднего специального и среднего образования, складывается целостная система патриотического воспитания и обучения. Изменения в ее содержании приведут к изменению, а, в конечном итоге, к обновлению самой системы образования.
Такая мысль содержится в коллективной монографии «Образовательная деятельность и историко-культурное наследие Отчего края», созданной кафедрой общей и социальной педагогики ВГПУ (Воронежского государственного педагогического университета) [10]. Главная цель издания: «вернуться из блужданий» к «вековечным ценностям» отечественной истории, культуры и образования, поскольку «погружение» в историю Отчего края, гордость за военные подвиги предков есть «работа на результат», совершенствующая саму систему образования.
То же самое можно сказать о системе музыкально-педагогического образования. Значительную роль в деле патриотического воспитания будущих музыкантов-профессионалов Воронежа играет литература, содержащая сведения о жизни и творчестве «гениев места»: воронежцы свято чтут память о своих великих земляках! Духом патриотизма - любовью к Воронежу и его жителям, имена которых овеяны славой, пронизаны публикации «Центра духовного возрождения Черноземного края» [11; 12; 13; 14]. Данью благодарности «служителям муз», без которых немыслима отечественная история и духовная жизнь нации, отмечены издания «Кварты» [15; 16]. Посещение библиотек, фонотек и музеев, где хранится информация об историко-культурном наследии края, о знаменитых артистах и музыкантах, а также участие в работе встреч-концертов, конкуров и фестивалей, в том числе, фестиваля «От Ростроповичей к современности» и «Платоновских фестивалей искусств», - становится нормой для обучающейся молодёжи в ВМКР (Воронежском музыкальном колледже имени Ростроповичей).
Немаловажное значение в процессе формирования «истинного» патриотизма имеет «знакомство» с сочинениями воронежских композиторов, «территория творчества» которых, так или иначе, оказывается связанной с жизнью и «литературными шедеврами земляков» - А. Кольцова, Д. Веневитинова, И. Никитина, И. Бунина, А. Платонова, О. Мандельштама, Г. Молодцо-ва, Г. Луткова, Е. Новичихина. Назовем некоторые из них: поэма «Земля Кольцова» К. Массалитинова, вокально-хоровой концерт «Песни Кольцова», опера и оратория «Иван Никитин» Л. Черны-шова, триптих «Поговорим, отец» Г. Ставонина, камерные сочинения «Кольцо» и «Воронеж» М. Цайгера, сюита «Песни Кольцова» и балет «Алексей Кольцов» В. Беляева, вокальный цикл «И снилось мне» Ю. Романова, «Народные песни» Т. Шипулиной и другие.
Заметим, творчество многих воронежских композиторов -К. Массалитинова, В. Горянина, В. Руденко, В. Беляева, А. Украинского, Ю. Романова, Г. Молодцова, М. Цайгера - отличается патриотической направленностью и пронизано любовью к Родине. Названия их сочинений, созданных в самых различных жанрах, говорят сами за себя: «Виват, Россия» (опера), «Земля моя» (оратория), «Русь» (кантата), «Родина» (симфоническая поэма), «О, Родина» (вокально-симфонический цикл), «Край родной» (песни), «Тебе пою, Воронежский край» (песни), «Живу тобой, моя Россия» (песни), «Песни о России» и так далее.
В репертуаре обучающихся на отделении «сольное хоровое пение» (руководитель отделения народная артистка России Е. Молодцова) и отделении «хоровое народное пение» (руководитель отделения заслуженный работник культуры России, лауреат премии Правительства РФ «Душа России» Н. Массалитинова) находятся некоторые из них. Сочинения «вводятся» в курсы специальных, музыкально-теоретических и музыкально-исторических дисциплин, поскольку, исполняя и изучая их, можно совершенствовать свое профессиональное мастерство, размышляя о величии России. В таком случае приобретённые
Библиографический список
знания, умения и навыки станут источником формирования патриотических чувств, взглядов и убеждений, «истинного» патриотизма.
Добавим, обучающаяся молодёжь в ВМКР активно участвует в международных, всероссийских, региональных и областных конкурсах, концертах и фестивалях: «Осенний звездопад», «Земля талантов», «Солнечный круг», «Звездный дождь», «Славянская душа», «Соловушка», «За президента, за Россию, за народ»», «Играй гармонь, звени частушка». Они становятся победителями и обладателями Гран-при (И. Сацик), получают грамоты и дипломы лауреатов (И. Сацик, А. Куценко, Е. Пахомо-ва). Однако, исполняемые сочинения можно осмыслить с новых позиций и в ином ракурсе, используя традиционные и нетрадиционные подходы. К примеру, в курсе «Анализа музыкальных произведений» рассмотреть «Песнь девушки» О. Пожарского на стихи А. Кольцова «Грусть девушки».
«Воронежский соловей» А. Кольцов создает свой «поэтический космос». Поэт пытается разгадать «таинственную душу народа», который так «редко счастлив». В его стихах и «беспредельная даль истории», и судьба «реального» человека, неразрывно связанного с судьбой России. Неслучайно, вся Вселенная вращается у него вокруг человека: «человек - воздух... нет ему границ». Пронизанная щемящим чувством одиночества и печали, «Песнь девушки» О. Пожарского поражает глубоким слиянием с текстом стихотворения. Композитор тонко передает различные психологические состояния героини. Стадии метаморфоз в развитии ее образа таковы: первая - состояние тоски, вторая - напряжение ожидания, третья - состояние обреченности и оцепенения, чему соответствует особого рода куплетно-ва-риантная с чертами рондо смешанная форма (схема: вступление ААА1ВА2АВ1А coda), основанная на чередовании неизменных (в главной тональности) и «прорастающих» (в новых тональностях) проведений темы.
Наличие точки Золотого сечения соответствует кульминационному моменту в развитии образа девушки и свидетельствует о красоте и совершенстве музыкальной формы как целого. Поскольку «движению» содержания в полной мере соответствует «движение» музыкальной формы, можно говорить о единстве поэтического, композиторского и исполнительского как о гармонии совершенства [17].
Вместе с тем, с позиций эволюционно-синергетической парадигмы музыкальная форма представляется структурой / процессом в их взаимодействии и развитии, основанном на закономерном чередовании стадий порядка и хаоса, что можно запечатлеть графически. Благодаря такому подходу, выявляется общее - то, что свойственно самоорганизующимся системам самого различного происхождения (нелинейность, обратные связи, диспропорциональность действия и причины, наличие бифуркаций, сходных фракталов-процессов начальной, средней и конечной стадий развития). Целостный подход соединяет специальное и синергетическое знания, приобщает обучающуюся молодёжь к постижению единства мира и единства знания о нем [18].
Теоретическая значимость данного исследования определяется новизной полученных результатов, обусловленных научно-исследовательской, научно-практической и музыкально-педагогической деятельностью его автора. К наиболее значимым результатам относятся: обоснование значения эволюци-онно-синергетического подхода и возможности его применения в музыкально-педагогической деятельности, направленной на формирование патриотических чувств, взглядов и убеждений; осмысление патриотического воспитания как открытой системы, развивающейся в контексте системы музыкально-педагогического образования эпохи Постмодернизма; приближение к решению проблемы соединения специального и синергетического знания; ориентация на целостный подход. Полученные результаты можно использовать в целях дальнейшего совершенствования системы музыкально-педагогического образования, что необходимо для будущего России.
1. Денисов А.В. Тенденции развития и проблемы профессионального музыкального образования в России. Вестник ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». 2013; 4: 77 - 84.
2. Васильева Н.Б. Патриотическое воспитание студентов в ВУЗах России. Проблемы современной науки и образования. 2016; 5: 221 - 226.
3. Шилова В.С. Патриотическое воспитание студентов: сущность, цели и задачи. Научный результат. 2015; 1: 75 - 78.
4. Райченок А.А. Социально-культурный аспект патриотического воспитания студентов. Беларусь: БГТУ, 2016: 27 - 30.
5. Адаева Н.В. Патриотическое воспитание студентов техникума средствами народной педагогики. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Тверь, 2014.
6. Программа «Патриотическое воспитание граждан России на 2016- 020 годы». Available at: docs: cntd.ru /document/420327349
7. Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года. Available at: static/govement.ru >media/files/...pdf
8. Байбародова Л.В., Харисова И.Г., Белкина В.В. Патриотическое воспитание студентов педагогического ВУЗа. Ярославль: Канцлер, 2015.
9. Антипин Е.Л., Дмитриева В.Ф., Самойленко В.И. Патриотическое воспитание студентов. Available at: http/vitcaftdra.ucoz.uael gurnal/pages,vup11...antipin
10. Образовательная деятельность и историко-культурное наследие Отчего края. Под редакцией Е.П. Белозерцева. Москва: АИРО-XXI, 2017.
11. Губанова Е.Н. Декоративно-прикладное искусство Воронежского края. Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2003
12. Константин Массалитинов. С любовью к русской песне. Сост. Н.К. Массалитинова, Н.П. Красикова. Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2005.
13. Воронежская историко-культурная энциклопедия. Персоналии. Под редакцией О. Ласунского. Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2009.
14. Город через столетие. Век нынешний и век минувший. Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2014.
15. Воронежць/. Знаменитые биографии в истории края. Под редакцией Ю.Л. Полевого. Воронеж: Кварта, 2007.
16. Трембовельский Е., Шалагина А. Территория творчества. Сообщество композиторов Воронежского края. Воронеж: Кварта, 2010.
17. Грушко Г.И. «Песнь девушки» (слова А. Кольцова, музыка О. Пожарского) как гармония совершенства: традиционные и нетрадиционные подходы в курсе «Анализа музыкальных произведений». Смоленск: НОВАЛЕНСО, 2016: 44 - 50.
18. Грушко Г.И. Синергетика в системе музыкально-педагогического образования. Интернет-журнал «Мир науки». 2017; Т. 5; № 6. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/50PDMN617.pdf
References
1. Denisov A.V. Tendencii razvitiya i problemy professional'nogo muzykal'nogo obrazovaniya v Rossii. Vestnik YuNESKO «Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie». 2013; 4: 77 - 84.
2. Vasil'eva N.B. Patrioticheskoe vospitanie studentov v VUZah Rossii. Problemy sovremennoj nauki i obrazovaniya. 2016; 5: 221 - 226.
3. Shilova V.S. Patrioticheskoe vospitanie studentov: suschnost', celi i zadachi. Nauchnyj rezul'tat. 2015; 1: 75 - 78.
4. Rajchenok A.A. Social'no-kul'turnyjaspektpatrioticheskogo vospitaniya studentov. Belarus': BGTU, 2016: 27 - 30.
5. Adaeva N.V. Patrioticheskoe vospitanie studentov tehnikuma sredstvami narodnoj pedagogiki. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tver', 2014.
6. Programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossii na 2016- 020 gody». Available at: docs: cntd.ru /document/420327349
7. Strategiirazvitiya vospitaniya vRF na period do 2025 goda. Available at: static/govement.ru >media/files/...pdf
8. Bajbarodova L.V., Harisova I.G., Belkina V.V. Patrioticheskoe vospitanie studentovpedagogicheskogo VUZa. Yaroslavl': Kancler, 2015.
9. Antipin E.L., Dmitrieva V.F., Samojlenko V.I. Patrioticheskoe vospitanie studentov. Available at: http/vitcaftdra.ucoz.uael gurnal/pages,vup11... antipin
10. Obrazovatel'naya deyatel'nost'iistoriko-kul'turnoe nasledie Otchego kraya. Pod redakciej E.P. Belozerceva. Moskva: AIRO-XXI, 2017.
11. Gubanova E.N. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo Voronezhskogo kraya. Voronezh: Centr duhovnogo vozrozhdeniya Chernozemnogo kraya, 2003
12. Konstantin Massalitinov. S lyubov'yu k russkojpesne. Sost. N.K. Massalitinova, N.P. Krasikova. Voronezh: Centr duhovnogo vozrozhdeniya Chernozemnogo kraya, 2005.
13. Voronezhskaya istoriko-kul'turnaya 'enciklopediya. Personalii. Pod redakciej O. Lasunskogo. Voronezh: Centr duhovnogo vozrozhdeniya Chernozemnogo kraya, 2009.
14. Gorod cherez stoletie. Vek nyneshnij i vek minuvshij. Voronezh: Centr duhovnogo vozrozhdeniya Chernozemnogo kraya, 2014.
15. Voronezhcy. Znamenitye biografii vistorii kraya. Pod redakciej Yu.L. Polevogo. Voronezh: Kvarta, 2007.
16. Trembovel'skij E., Shalagina A. Territoriya tvorchestva. Soobschestvo kompozitorov Voronezhskogo kraya. Voronezh: Kvarta, 2010.
17. Grushko G.I. «Pesn' devushki» (slova A. Kol'cova, muzyka O. Pozharskogo) kak garmoniya sovershenstva: tradicionnye i netradicionnye podhody v kurse «Analiza muzykal'nyh proizvedenij». Smolensk: NOVALENSO, 2016: 44 - 50.
18. Grushko G.I. Sinergetika v sisteme muzykal'no-pedagogicheskogo obrazovaniya. Internet-zhurnal«Mirnauki». 2017; T. 5; № 6. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/50PDMN617.pdf
Статья поступила в редакцию 26.03.18
УДК 378
Dmitrieva O.N., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia),
E-mail: oksanadm2006@mail.ru
Vinokurov A.K., student, Medical Institute, North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: alx3103vin@mail.ru
THE ANALYSIS OF MEDICAL LATIN TERMINOLOGY WITH MNEMONICS. The article presents a study and memorization of Latin scientific terminology by freshmen studying in medical institutions. Very often students face a problem of memorizing a large amount of texts. At the end of the course "Latin language" a student of the medical Institute should have 900 units of vocabulary and word formation (root and affixal terminological elements of Greek and Latin origin) as a vocabulary. The purpose of this article is to familiarize with such universal methods of memorization as mnemonics. The experience shows that various techniques of mnemonics give an excellent result in practice. The presented material makes it possible to conclude that the reception of consonant words, which is based on finding words consonant with a memorable term and the reception of finding associations, the basics of which is that between two words or objects is established a relationship that creates from objects that have nothing in common, a single whole show an excellent result, when you remember some text.
Key words: mnemonic, mnemonics, memorization techniques, words that sound similarly, technique of finding associations, method of consonant of words, method of association, Latin terminology in anatomy and pharmacology.
О.Н. Дмитриева, канд. фил. наук, доцент Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова,
г. Якутск, E-mail: oksanadm2006@mail.ru
А.К. Винокуров, студент МПД-17-101 Медицинского института Северо-Восточного федерального университета
имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: alx3103vin@mail.ru
ИЗУЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ НАУЧНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ НА ЛАТИНСКОМ ЯЗЫКЕ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОНИКИ
Данная статья посвящена вопросу изучения и запоминания латинской научной терминологии первокурсниками, обучающихся в медицинских институтах и сталкивающихся с проблемой запоминания огромного объема текста. По окончании курса «Латинский язык» студент медицинского института должен иметь в качестве словарного запаса 900 единиц лексики и словообразования (корневые и аффиксальные терминоэлементы греческого и латинского происхождения). Целью данной