Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАННОСТИ ТАТАР В АЛЬМАНАХЕ "МИРЪАТ" ГАБДЕРАШИТА ИБРАГИМОВА (НАЧАЛО ХХ ВЕКА)'

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАННОСТИ ТАТАР В АЛЬМАНАХЕ "МИРЪАТ" ГАБДЕРАШИТА ИБРАГИМОВА (НАЧАЛО ХХ ВЕКА) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
46
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАБДЕРАШИТ ИБРАГИМОВ / АЛЬМАНАХ "МИРЪАТ" / ОБРАЗОВАННОСТЬ / ТАТАРЫ / НАЧАЛО ХХ ВЕКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Галяутдинова Луиза Михайловна

Рубеж ХIХ-ХХ веков характеризовался подъемом национального самосознания татарского народа и зарождением национальной периодической печати. Альманах «Миръат», главным редактором которого был Габдерашит Ибрагимов, публиковался в Санкт-Петербурге и в Казани, в период с 1900 по 1909 год. Всего вышло 22 номера. Содержание альманаха было разнообразным. Можно встретить статьи религиозного содержания, стихотворения и небольшие поучительные рассказы, статьи, поднимающие вопросы воспитания детей, прав женщин в семье и обществе. Габдерашит Ибрагимов со страниц альманаха призывал представителей своего народа стремиться получить светское образование, изучать русский язык, чтобы соответствовать потребностям нового времени и трудиться на благо нации. В альманахе можно встретить статьи единомышленников Г.Ибрагимова, которые также призывали изучать русский язык и стремиться к постижению знаний. Редактор писал о необходимости получения образования женщинами и о существовавшем тогда еще зависимом положении женщины в семье. Он видел путь освобождения женщин от неравноправия в образовании и просвещении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS OF EDUCATION OF THE TATARS IN THE ALMANAC "MIR''AT" BY GABDERASHIT IBRAGIMOV (BEGINNING OF THE XX CENTURY)

The turn of the 19th - 20th centuries was marked by the rise of national identity of the Tatar people and the birth of national periodicals. «Mir'at» almanac edited by Gabderashit Ibragimov was published in St. Petersburg and Kazan, in the period from 1900 to 1909. Altogether there were published 22 editions. The content of the almanac was varied. There were articles dedicated to religious poems and short instructive stories, articles raising the issues of children education, rights of women and their position in family and society. Gabderashit Ibragimov from the pages of the almanac called the representatives of the people to seek a secular education, to study Russian language to meet the needs of the new era and work for the good of the nation. In the almanac one can find the articles of G. Ibragimov’s like-minded people who also called to study the Russian language and to strive for the enlightenment. The editor wrote about the necessity of the education of women and on the still dependent position of women in the family. He believed that education and enlightenment are the ways for liberation of women from all the inequalities.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАННОСТИ ТАТАР В АЛЬМАНАХЕ "МИРЪАТ" ГАБДЕРАШИТА ИБРАГИМОВА (НАЧАЛО ХХ ВЕКА)»

УДК 3 7.014.2:3 7.04-055.2

Л.М. Галяутдинова

Вопросы образованности татар в альманахе «Миръат» Габдерашита Ибрагимова (начало ХХ века)

Рубеж Х1Х-ХХ веков характеризовался подъемом национального самосознания татарского народа и зарождением национальной периодической печати. Альманах «Миръат», главным редактором которого был Габдерашит Ибрагимов, публиковался в Санкт-Петербурге и в Казани, в период с 1900 по 1909 год. Всего вышло 22 номера. Содержание альманаха было разнообразным. Можно встретить статьи религиозного содержания, стихотворения и небольшие поучительные рассказы, статьи, поднимающие вопросы воспитания детей, прав женщин в семье и обществе. Габдерашит Ибрагимов со страниц альманаха призывал представителей своего народа стремиться получить светское образование, изучать русский язык, чтобы соответствовать потребностям нового времени и трудиться на благо нации. В альманахе можно встретить статьи единомышленников Г.Ибрагимова, которые также призывали изучать русский язык и стремиться к постижению знаний. Редактор писал о необходимости получения образования женщинами и о существовавшем тогда еще зависимом положении женщины в семье. Он видел путь освобождения женщин от неравноправия в образовании и просвещении.

Ключевые слова: Габдерашит Ибрагимов, альманах «Миръат», образованность, татары, начало ХХ века.

Период конца XIX - начала ХХ века ознаменовался подъемом национального самосознания татарского народа, а также зарождением национальной периодической печати. В разных уголках страны начинает публиковаться множество газет и журналов на татарском языке. Несомненно, одним из интереснейших, был альманах «Миръат», редактором которого являлся Габдерашит Ибрагимов - публицист, политик, имам, общественный деятель.

Личность Г.Ибрагимова и его деятельность привлекала большое внимание у отечественных и зарубежных исследователей. Можно выделить работы Г.Исхаки (Исхаки, 1990), Г.Ибрагимова (Ираhимов, 1922), Т.Айди (Эйди, 1991), Ф.Галимуллина (Галимуллин, 2003), И.Тюркоглу (Тйгко^1и, 1997), Н.Озбека (&Ьек, 1995) и др. Из последних трудов, необходимо отметить научно-биографический сборник «Гэбдерэшит Ибраhим», в который вошли работы, статьи и письма самого Габдрашита Ибрагимова, архивные материалы и статьи, посвященные ему. Но, как отмечается и в вышеуказанном научно-биографическом сборнике, до настоящего времени нет ни одного специального исследования, посвященного альманаху «Миръат».

Габдерашит Ибрагимов приезжает в Санкт-Петербург, где намеревается выпускать газету на татарском языке, но, не получив разрешения на

это, начинает публиковать альманах «Миръат» («Зеркало»). Это были небольшие книжечки объемом от 16 до 35 страниц, которые, как утверждает современник Г.Ибрагимова Дж.Валиди, по своему содержанию более походили на журнал, чем на книгу (Валиди, 1998, с.95). Хочется отметить, что в 18-м номере издания Габдерашит Ибрагимов указывает, что планирует выпустить 48 номеров альманаха (Миръат, №18, б.19), однако планы не осуществляются, в свет выходит лишь 22 номера. В период с 1900 по 1903 год выходят 1-16 номера альманаха в Санкт-Петербурге (в типографии И.Бораганского), последние шесть номеров (№17-22) были опубликованы в Казани с 1903 по 1909 год (в типографиях И.Н. Харитонова, Бая-нуль-хак и Типо-литографии Н.М. Чижовой).

Издание имело большой круг читателей, о чем свидетельствует список городов, представленный самим Г.Ибрагимовым, где можно было приобрести альманах: Троицк, Казань, Оренбург, Оса (Пермская губерния), Петропавловск, Челябинск (Оренбургская губерния), Уфа, Омск, Семипалатинск, Екатеринбург, Москва, Бахчисарай, С.-Петербург (Миръат, №18, б.19).

Содержание альманаха было разнообразным. Практически регулярно печатались статьи в колонке «Галям-е исламиягэ вэ меселманнарга бер назар» («Взгляд на исламский мир и на мусульман»), «Йа фаттах, йа га-лим». Также встречается колонка «Хатирэ» («Воспоминания»). В каждом номере можно встретить письма читателей из различных уголков страны и мира: Москва, Самара, Вятка, Тара, Оренбург, Уфа, Баку, Крым, Индия и др. В исследованных нами номерах встречаются статьи религиозного содержания, хадисы и их толкования, стихотворения и небольшие поучительные рассказы, статьи, поднимающие вопросы воспитания детей и прав женщин.

С уверенностью можно сказать, что «Миръат» выполнял просветительскую миссию. Стремясь оказать воздействие на народ, Г.Ибрагимов писал: для нашего татарина сейчас что ни напишешь - все будет полезным (Миръат, №4, б. 15).

Целью нашего исследования является анализ публикаций в альманахе «Миръат», посвященных вопросам образованности татар на рубеже XIX-ХХ вв. Как известно, в данный период времени, образование татары, в основном, получали духовное, в учебных заведениях двух типов: мектебе и медресе.

В указанный период появляется группа людей, которая осознавала, что необходимо переустройство жизни в соответствии с потребностями новой эпохи. Как и многие представители просвещения того времени, Габдерашит Ибрагимов считал необходимым получение и светского образования. Вот что он пишет: «Для нас государственные школы всегда открыты. Среди татар бытует ложное мнение, будто Российское правительство в последние годы, обучая детей-мусульман русскому языку, желает, чтобы они обрусели. Некоторые, обманувшись такого рода безос-

новотельными словами, совершали необдуманные поступки. Сколько деревень было опустошено со словами мы переедем в Турцию. Некоторые, расставшись со своим имуществом, государством, переезжали, а затем снова возвращались в Россию» (Миръат, №3, б.3). «Нам нужно воспитывать детей в государственных школах. В этом нет ничего вредного для веры. Школы организованы на основании программ и правил. ...Дети-мусульмане учатся в школах в соответствии с программой, дома, в свободное время (выходные дни), могут читать по-татарски, по-арабски, по-персидски, правительство на это ничего не скажет» (Миръат, №3, б.4).

Далее Г. Ибрагимов указывает на то, что получивший светское образование молодой человек может обеспечить себе достойную жизнь: «Наши парни, получившие образование в русских школах, заняты какой-либо работой, никто из них не тратит время попусту. Трудятся в судах, конторах, получают хорошие зарплаты. Не получившие образование люди живут на имущество, доставшееся от отца или деда, если такового нет, занимаются черной работой, не поднимая головы. Зимой, в лютый холод, работают за 10-20 копеек, тогда как люди, получившие образование, получают 10 рублей в час» (Миръат, №5, б.5-6). «Каждому известно, те, кто обладает профессией и знаниями, достигают больших высот и работают на благо своего народа» (Миръат, №1, б.21).

Таким образом, Г.Ибрагимов призывает представителей своей нации стремиться получить образование, чтобы быть конкурентоспособными и представлять интересы своего народа в разных сферах жизни и деятельности.

В продолжение темы государственных школ, автор отмечает: «Образование и профессию можно получить только в государственных школах. У нас не хватит сил открыть специальные национальные школы и нет необходимости делать это, поскольку государственные школы всегда открыты» (Там же, б.22). Возможно, Г.Ибрагимов имел в виду открытие средних и высших национальных учебных заведений светского типа. «Сейчас время науки и ремесла, нужно отбросить в сторону фанатизм, пустые иллюзии и необходимо смотреть в реальность», - подчеркивал Г.Ибрагимов (Там же).

Заслуживает внимание его наблюдение относительно метода обучения, о котором в те времена велись дискуссии на страницах газет и журналов, он писал: «Нам следует учиться таким методом, каким это возможно сделать быстрее. Учитывая наше положение, издание специальных программ и методов на данный момент, для нас рановато» (Там же, б.27). «Неважно, каким методом и правилом, цель - одна» (Там же, б.29).

Но в то же время, в статье, опубликованной в альманахе в 1903 году, он указывает на то, что: «Медресе и мектебы - это первое, на что мы должны обратить внимание, нам всем необходимо стараться ради их развития. Воспитать наших детей - это значит обеспечить наше буду-

щее. Привести медресе в цветущее состояние - значит подарить жизнь нашей нации» (Миръат, №18, б.15).

Хотя были люди, которые критиковали Г.Ибрагимова за призыв обучаться в государственных школах. Вот отрывок из письма, написанного неким Хакимджаном Хайрушевым из деревни Иске Масджид Уфимской губернии: «На странице 21 вашей книги вы говорите, что нужно учиться в русских школах, работать, стать генералами, но до этого времени, какую пользу мы увидели от людей, которые ими стали. Никакого другого занятия, кроме того, как одеваться на русский манер и курить сигареты, мы и не видели» (Миръат, №4, б.5).

«...На 24 странице вы хвалите Пушкина, графа Толстого, Ломоносова, по нашим данным, - они все русские, удивительно! ... Вы говорите мусульманам нужно учить русский язык - это непозволительно, нашим уле-мам это не нравится... » (Там же, б.5).

Необходимо отметить, что Г.Ибрагимову было свойственно публиковать в альманахе письма, не только положительно оценивавшие его публицистическую деятельность, но и письма, критикующие его мысли. Вероятно, делал он это с целью показать некоторым читателям их истинное лицо.

В альманахе можно встретить статьи единомышленников Г.Ибрагимова. Интересно мнение Фатиха Карими1, который хотел, чтобы «Миръ-ат» и другие подобного рода журналы, материалы которых станут поводом для размышлений и помогут в реформировании жизни, читались с каждым днем больше и больше (Миръат, №6, б.11). В своей статье, опубликованной в 6-м номере альманаха, он призывает, чтобы у татар было стремление к чтению, пытается показать, что человек, имеющий старание, трудолюбие, тягу к знаниям, может добиться успеха. «После изобретения И.Гутенбергом способа книгопечатания, появилось широкое пространство для информационной и прогрессивной мысли, сейчас можно получать сведения обо всем» (Там же, б.12), - пишет он. «Не у каждого есть возможность обучаться в высших школах и изучать разные науки, но у каждого есть возможность расширить знания в начальной школе до тех пор, пока не научится хорошо читать и писать. Тяга к чтению должна прививаться детям со школы» (Там же, б.15). «Для того чтобы приумножить знания о великих людях и великих событиях, должно быть стремление к чтению, поскольку относительно них написаны тысячи книг». Фатих Карими указывает, что люди должны сформировать небольшую библиотеку, приводя пример, что в цивилизованных нациях библио-

1 Фатих Гильманович Карими (1870-1937) - татарский писатель, педагог-просветитель, журналист, общественный деятель. В феврале-мае 1899 года совершил путешествие по Европе. В 1906-1917 годах был редактором газеты «Ва-кыт» («Время»).

теки есть не только в каждом доме, но у каждого члена семьи (Там же, б.18).

Как и многие представители просвещения, Габдерашит Ибрагимов, выступал за изучение русского языка. Он понимал, что без знания русского языка единоверцам будет очень сложно устроиться на какую-либо достойную работу и занять хорошую должность.

В статье «Тел вэ лисан хакында берничэ CYЗ» («Несколько слов о языке») автор пишет о необходимости знания не только одного языка, а нескольких языков. Поскольку «эти знания могут пригодиться и в путешествиях, и при общении с разными людьми. Для того чтобы воспользоваться трудом ученого (представителя другой нации), необходимо знать его язык». «Особенно знание государственного языка для каждого - дело обязательное к выполнению. Сколько бы ни знал человек языков, этого мало. Но забывать родной язык недопустимо», - подчеркивал Г. Ибрагимов. «Друг с другом люди должны говорить на своем (родном) языке, смешивать со своим родным языком другой язык также не очень хорошо. Наши татары не знают свой язык хорошо, знающие татарский - не знают русский, знающие русский - не знают татарский» (Миръат, №10, б.10). «Мы говорим, татарам необходимо знать русский язык, забывать свой язык - грех, в настоящее время учить язык - высокая добродетель. В Европе есть люди, знающие 12 и более языков» (Там же, б.18).

Относительно изучения русского языка интересно мнение Кешфи Че-леби2. В статье «Шагыйрь вэ аньщ шигыре нэ ишэ ярар», опубликованной в 5-м номере альманаха, он пишет: «Поэт Пушкин, несмотря на то, что является русским и христианином по вероисповеданию, прочитал Коран, прочитал и даже перевел некоторые произведения мусульманских поэтов, таких как Шейх Хафиз, Аттар и Саади ...Мы же избегаем изучения языка русского народа, с которым живем вместе ... » (Миръат, №5, б.16-17).

«Пушкин, - пишет Челеби, - этими стихами3 показывает своему народу (своей нации), что татары не являются теми дикими и страшными зверьми, как считалось на протяжении многих веков» (Там же, б.16).

Одним из насущных вопросов того времени был и «женский вопрос». В альманахе редактор часто выделял место статьям о положении женщин в обществе.

Поскольку мать Габдерашита Ибрагимова была образованной и сама обучала грамоте всех женщин города Тара (Ибраhимов, 1922, б.7), это не могло не отразиться на самом Г.Ибрагимове. Знания, полученные в детст-

2 Кешфи Челеби - (псевдоним Османа Акчокраклы 1879-1938) - крымский татарин, поэт, писатель, востоковед, этнограф, каллиграф, осуществил переводы с русского языка на крымско-татарский язык произведения А.С. Пушкина, И.А. Крылова, Н.В. Гоголя, Г.П. Данилевского. Работал редактором в газете «Терджиман».

3 Речь идет о поэме «Бахчисарайский фонтан».

ве, несомненно, оказывают влияние на развитие и формирование личности. Редактор писал о необходимости получения образования женщинами. Писал о том, что воспитание детей изначально идет от матери. «Ребенок учится всему у мамы и то, что он увидел и узнал в детстве, остается у него в памяти надолго. Нам необходимо обратить внимание на воспитание девочек» (Миръат, № 1, б. 31).

Необходимо отметить, что в указанный период времени девочки обучались, в основном, у жены муллы (абыстай, остазбикэ). Программа и приемы обучения были те же, что и в мектебе, но обучение письму было строго запрещено (Валиди, с.28-29). Как пишет и сам Габдерашит Ибрагимов, до настоящего времени у татар обучение девочек считалось большой виной (Миръат, №2, б.17). «...Но, в эти годы, слава Аллаху, мы слышим, что во многих местах есть школы для девочек» (Там же, б.18). «Бог даст, не пройдет и пятнадцати, двадцати лет, все наши девочки поступят в школы» (Там же, б.20).

Он констатировал, что в последние годы представительниц татарского народа можно встретить на телеграфной станции, в коммерческой кассе, среди членов благотворительных организаций, в торговом обществе, в земской управе и на театральной сцене. Призывал брать пример с этих девочек и женщин (Там же, б.20). «Мы же, со своей стороны, с большой радостью благодарим учащихся девочек», - писал Г.Ибрагимов (Там же, б.22).

Но редактор писал о существовавшей тогда еще зависимости женщины от мужа. Габдерашит Ибрагимов словно отчитывает женщин: «...Нет знаний, нет образования и не думает о своих правах и обязанностях, утопает в золоте и серебре, нет и мыслей ни о бренном, ни о загробном мире. Если вдруг муж умрет, на следующий день - останется голодной, если жена богатого, то не сумеет распорядиться имуществом, доставшимся от мужа. Женщинам нужно оценить сложившуюся ситуацию, освоить какую-либо профессию, чтобы быть в состоянии прокормить себя. Если является женой богача, должна изучить отчетные книги, если же - бедняка, освоить достойную профессию, хотя бы научиться готовить пищу или стирать» (Миръат, № 21, б. 4-5).

Подводя итог, можно сказать, что альманах был действительно просветительским изданием. Габдерашит Ибрагимов твердо понимал, что в условиях нового времени, представителям татарской нации невозможно будет достигнуть высот и профессионального роста без обучения в государственных школах и знания русского языка. Он призывал поступать в высшие учебные заведения, чтобы выпускники смогли работать на благо своей нации. Что касается «женского вопроса», то он видел путь избавления женщин от неравноправия в образовании и просвещении.

Источники и литература

1. Валиди Дж. Очерк истории образованности и литературы татар. Казань: Иман, 1998. 157 с.

2. ИбраЫмов Г. Тэржемэи хэлем (яки башыма килгэннэр). СПб.: Электропечатня А.О. Ибрагимова. 128 б.

3. Миръат № 1. СПб.: Типо-литогр. И. Бораганскаго и К.,1900. 32 б.

4. Миръат № 2. СПб.: Типо-литогр. И. Бораганскаго и К., 1900. 35 б.

5. Миръат № 3. СПб.: Типо-литогр. И. Бораганскаго и К., 1900. 16 б.

6. Миръат № 4. СПб.: Типо-литогр. И. Бораганскаго и К., 1900. 28 б.

7. Миръат №5. СПб.: Типо-литогр. И. Бораганскаго и К., 1900. 20 б.

8. Миръат № 6. СПб.: Типо-литогр. И. Бораганскаго и К., 1900. 20 б.

9. Миръат № 10. СПб.: Типо-литогр. И. Бораганскаго и К., 1902. 18 б.

10. Миръат № 18. Казань: Типо-литогр. И. Н. Харитонова, 1903. 19 б.

11. Миръат № 21. Казань: Типогр. «Баянуль-хакъ», 1908. 14 б.

12. Исхаки Гатаулла. Габдерэшит хэзрэт Ибракимов // Казан утлары. 1990. №12. Б. 180.

13. ИбраЫмов Г. Тарихи кьщгыравык езелде // Татарстан хэбэрлэре. 1922.

№46.

14. Эйди Т. Габдерэшит ИбраИим // Идел. 1991. №1. Б.30.

15. Галимуллин Ф.Ф. Публицистические произведения Г.-Р. Ибрагимова как источники для изучения татарского общественно-политического движения (начало ХХ в.): дисс. ... канд. ист. наук: 07.00.09 / Галимуллин Фарит Фоатович. Казань, 2003. 182 л.

16. Turkoglu i. Sibiryali Me§hur Seyyah Abdurre§id ibrahim. Ankara: TUrkiye Diyanet vakfi yayin, 1997. 103 s.

17. Ozbek N. AbdUrre§id ibrahim ve ikinci Me§rutiyet Yillari: Tearuf-i MUslimin ve islam DUnyasi Dergileri // Toplumsal Tarih, 1995. №20.

Л.М. Галэветдинова

Габдерэшит ИбраИимовимц «Миръат» альманахында татарларньщ белем мэсьэлэлэре (ХХ гасыр башы)

Х1Х-ХХ гасырлар чиге татар халкыныц милли Yзацы YCYе hэм милли вакыт-лы матбугат барлыкка килY белэн билгеле. Баш мехэррире Габдерэшит Ибра-hимов булган «Миръат» альманахы Санкт-Петербургта hэм Казанда 1900-1909 нчы елларда бастырылган. Барысы 22 номер чыга. Альманахнын эчтэлеге кYптерле була. Анда дини эчтэлектэге мэкалэлэр, шигырьлэр, балаларны тэрбиялэY, хатын-кызларныц гаилэдэ hэм жэмгыятьтэге хокуклары мэсьэлэлэрен кYтэрYче кечкенэ генэ гыйбрэтле хикэялэр, мэкалэлэрне очратырга мемкин. Габдерэшит Ибракимов альманах битлэрендэ миллэт файдасына хезмэт итэр hэм яца заман ихтыя^ларына туры килер ечен Y3 халкы вэкиллэрен деньяви белем алырга, рус телен ейрэнугэ омтылырга енди. Альманахта Г.Ибракимовныц фикерлэшлэренен дэ мэкалэлэрен очратырга була. Алар да рус телен ейрэнергэ hэм белем алырга омтылырга енди. Мехэррир хатын-кызларга да белем алырга кирэклеге hэм аларнын гаилэдэге бэйле урыны хакында яза. Ул хатын-кызларны хокукый тигезсезлектэн азат игу юлын белем алуда hэм мэгарифтэ кYрэ.

Ачкыч cY-злэр: Габдерэшит ИбраЬимов, «Миръат» альманахы, белемлелек, татарлар, ХХ гасыр башы.

L.M. Galyautdinova

Questions of education of the Tatars in the almanac «Mir'at» by Gabderashit Ibragimov (beginning of the XX century)

The turn of the 19 th - 20th centuries was marked by the rise of national identity of the Tatar people and the birth of national periodicals. «Mir'at» almanac edited by Gabderashit Ibragimov was published in St. Petersburg and Kazan, in the period from 1900 to 1909. Altogether there were published 22 editions. The content of the almanac was varied. There were articles dedicated to religious poems and short instructive stories, articles raising the issues of children education, rights of women and their position in family and society. Gabderashit Ibragimov from the pages of the almanac called the representatives of the people to seek a secular education, to study Russian language to meet the needs of the new era and work for the good of the nation.

In the almanac one can find the articles of G. Ibragimov's like-minded people who also called to study the Russian language and to strive for the enlightenment. The editor wrote about the necessity of the education of women and on the still dependent position of women in the family. He believed that education and enlightenment are the ways for liberation of women from all the inequalities.

Keywords: Gabderashit Ibragimov, «Mir'at» almanac, education, the Tatars, the beginning of the 20th century.

Галяутдинова Луиза Михайловна - ассистент кафедры алтаистики и китаеведения Института международных отношений, истории и востоковедения Казанского федерального университета (г. Казань); e-mail: gluiza@mail.ru

Галэветдинова Луиза Михаил кызы - Казан федераль университетыньщ Халыкара багланышлар, тарих haM кенчыгышны ойрэну институты Алтаистика haM Кытайны ейрэну кафедрасы ассистенты (Казан шэhэре).

Galyautdinova Luiza Mikhaylovna - Assistant of the Department of Altaic and Chinese studies, Institute of International Relations, History and Oriental Studies, Kazan Federal University (Kazan).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.