Научная статья на тему 'МУСУЛЬМАНСКАЯ ФРАКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГАБДЕРАШИТА ИБРАГИМОВА В 1905-1907 ГГ'

МУСУЛЬМАНСКАЯ ФРАКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГАБДЕРАШИТА ИБРАГИМОВА В 1905-1907 ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
269
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАБДЕРАШИТ ИБРАГИМОВ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА / МУСУЛЬМАНСКАЯ ФРАКЦИЯ / ВСЕРОССИЙСКИЕ МУСУЛЬМАНСКИЕ СЪЕЗДЫ / ПАРТИЯ "ИТТИФАК АЛЬ-МУСЛИМИН" / ГАЗЕТА "УЛЬФАТ"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Усманова Диляра Миркасымовна

Габдерашит казый Ибрагимов принадлежал к числу наиболее деятельных участников мусульманского политического движения первой половины ХХ в., способных не только усваивать широко бытующие в обществе настроения, но и генерировать новые идеи, а также создавать вокруг себя общественно и политически активное пространство. Если окинуть взглядом основные вехи жизненного пути и персональные характеристики Габдерашита Ибрагимова, то появление его в Таврическом дворце представляется вполне закономерным явлением. В то же время, вокруг его «депутатской деятельности» достаточно много мистификации, в создании которой поучаствовал сам герой очерка. Какова же в реальности была «парламентская деятельность» Рашид-казыя, которая хронологически оказалась недолгой (1905-1907 гг.), но оставила яркий след в истории мусульманской фракции? Каков был характер его политической активности, и как она воспринималась современниками, прежде всего мусульманской общественностью? Характеристике основных этапов и особенностей сотрудничества Габдерашита Ибрагимова с членами мусульманской фракции Государственной думы в 1906-1907 гг. посвящена данная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MUSLIM FACTION OF THE STATE DUMA AND SOCIAL-POLITICAL ACTIVITY OF GABDERASHIT IBRAGIMOV IN 1905-1907

Gabderashit-qadi Ibragimov was one of the most active participants in the Muslim political movement of the first half of the 20th century, capable not only to absorb the generally prevailing moods of society, but also to generate new ideas, and create a socially and politically active space around. If we look at the major milestones of life's journey and personal characteristics of Gabderashit Ibragimov, his appearance in the Taurida Palace seems quite natural phenomenon. At the same time, around his «parliamentary activities» quite a lot of mystification in which creation participated the hero essay. What in reality was the «parliamentary activities» of Rashid-qadi, which chronologically was quite brief (1905-1907), but left a bright trace in the history of Muslim factions? What was the nature of his political activity, and how it was perceived by contemporaries, especially the Muslim community? This article is devoted to examining various aspects of Rashid-qadi’s political and «parliamentary» activities, a description of the main stages and peculiarities of Ibragimov’s cooperation with members of the Muslim Faction of the State Duma in 1906-1907.

Текст научной работы на тему «МУСУЛЬМАНСКАЯ ФРАКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГАБДЕРАШИТА ИБРАГИМОВА В 1905-1907 ГГ»

УДК 93/94

Д.М. Усманова

Мусульманская фракция Государственной думы и общественно-политическая деятельность Габдерашита Ибрагимова в 1905-1907 гг.

Габдерашит казый Ибрагимов принадлежал к числу наиболее деятельных участников мусульманского политического движения первой половины ХХ в., способных не только усваивать широко бытующие в обществе настроения, но и генерировать новые идеи, а также создавать вокруг себя общественно и политически активное пространство. Если окинуть взглядом основные вехи жизненного пути и персональные характеристики Габдерашита Ибрагимова, то появление его в Таврическом дворце представляется вполне закономерным явлением. В то же время, вокруг его «депутатской деятельности» достаточно много мистификации, в создании которой поучаствовал сам герой очерка. Какова же в реальности была «парламентская деятельность» Рашид-казыя, которая хронологически оказалась недолгой (1905-1907 гг.), но оставила яркий след в истории мусульманской фракции? Каков был характер его политической активности, и как она воспринималась современниками, прежде всего мусульманской общественностью? Характеристике основных этапов и особенностей сотрудничества Габдерашита Ибрагимова с членами мусульманской фракции Государственной думы в 1906-1907 гг. посвящена данная статья.

Ключевые слова: Габдерашит Ибрагимов, Государственная дума, мусульманская фракция, Всероссийские мусульманские съезды, партия «Иттифак аль-муслимин», газета «Ульфат».

Габдерашит Ибрагимов и движение автономистов. Габдерашит казый Ибрагимов был, безусловно, одним из наиболее деятельных участников мусульманского политического движения первой половины ХХ в., способных не только усваивать широко бытующие в обществе настроения, но и генерировать новые идеи, а также создавать вокруг себя общественно и политически активное пространство. Поэтому сразу же после возвращения из-за границы в Россию в 1904 г. Габдерашит Ибрагимов включается в общественную жизнь. Для поволжских мусульман, по словам Дж. Валиди, он выполнял роль «колокола», будировавшего политически инертную мусульманскую массу, пребывавшую в полусонном состоянии. Политическая активность Габдерашита Ибрагимова в начале ХХ столетия разворачивалась в условиях нарастающей революционной ситуации и последующих преобразований политической системы, становления новых политических институтов, в числе которых центральное место занимала Государственная дума.

Совершив своего рода турне по городам империи, где были более-менее значительные мусульманские общины, и поучаствовав в ряде соб-

раний и совещаний мусульманской общественности, Габдерашит Ибрагимов избрал в качестве основного места проживания Санкт-Петербург. Поселившись в столице, он стал играть роль своеобразного «мостика» между столичной общественностью и политически активными мусульманами. В качестве редактора татарского издания (газеты «Ульфат») он присутствовал на съезде Союза автономистов и федералистов, проходившем в столице в ноябре 1905 года. Первая из подобных встреч-конференций состоялась осенью 1905 года в Санкт-Петербурге в здании курсов П.Лесгафта под председательством известного ученого профессора Бодуэна де Курте-нэ. По признанию самого Габдерашита Ибрагимова, на заседании 19 ноября присутствовало всего трое татар. На последующих заседаниях количество мусульманских делегатов возросло до восьми. Мусульмане также вошли в президиум: на первом заседании заместителем председателя съезда был избран сам Габдерашит Ибрагимов, а на втором - студент Института путей сообщения, будущий представитель казахского населения в Думе 2-го созыва Мухамеджан Тынышпаев (Элфэт, 1905, 11 декабрь).

Делегаты, представлявшие национальные интересы поляков, украинцев, эстонцев, латышей, литовцев, евреев, армян, кавказских мусульман и поволжских татар, киргизов (казахов) и др. нерусских народностей России, ставили перед создаваемым союзом автономистов-федералистов следующие задачи: провозглашение и установление фактического равноправия народов, входящих в Российскую империю; обеспечение культурно-национальных прав всех национальных меньшинств как в общероссийском масштабе, так и в автономных окраинах; переустройство и децентрализация национальных окраин на демократических принципах и т.п. Если ближайшей задачей члены Союза ставили «самоопределение окраин в форме краевой автономии», то конечная цель виделась им в широком переустройстве России на федеративной основе. Участниками конференции был избран Центральный комитет из 20 человек, в который вошли профессор И.Лучицкий (Киев), доктор П.Геллат, А.Бабянский, проф. А.Жи-жиленко, Г.Ибрагимов, приват-доцент И.Джавахов и др. Образованный осенью 1905 года Союз автономистов-федералистов стал прообразом «Союза автономистов», созданного впоследствии перводумцами (Топчи-баши, 1932, с. 133-141). Более того, среди создателей думского союза ряд исследователей называют того же Бодуэна де Куртенэ, ставшего инициатором проведения ноябрьского съезда. Несмотря на то, что деятельность обоих Союзов была не слишком длительной и результативной (Усманова, 2005, с. 245-255), их появление не было случайным и отражало степень распространенности автономистских идей в российском обществе.

Безусловно, для мусульманского населения империи, особенно для татар, участие Габдерашита Ибрагимова и ряда других общественных деятелей в работе съезда автономистов сыграло важную мобилизующую роль. Габдерашита Ибрагимова заслуженно называют одним из генераторов идеи национальной автономии. Значителен его вклад в кристаллиза-

цию и институализацию мусульманского политического движения. Судя по первым программным статьям в издаваемой им газете «Ульфят», выступления делегатов съезда показали наличие у ряда нерусских народностей (поляков, прежде всего) вполне разработанной программы действий, что в свою очередь подталкивало мусульман к осознанию собственных национальных интересов и оформлению их в виде политической программы. В статье «Автономия», открывавшей первый номер газеты, Г.-Р. Ибрагимов писал: «Сегодня отовсюду приходят известия о том, что создаются различные союзы, партии, организации, объединения. Каждый народ старается, таким образом, отстаивать свои интересы и только среди татар нет силы, которая могла бы возглавить подобное движение. Ничего нет. Почем так происходит? Многие народы получают то, что дают и, как говорится, завоевывают то, что им не доступно. Каково же будет положение нашего татарского народа? Что нужно нам, татарам? Чего мы должны добиваться и чего мы хотим в будущем? Знают ли татары, что им необходимо? Это очень важные вопросы, их все нужно хорошо обдумать и попытаться найти на них ответы» (блфэт, 1905, 11 декабрь). Размышления Г.-Р. Ибрагимова о векторе национального развития, положения этой и последующих статей легли в основу брошюры, изданной в том же 1905 году. В ней затрагивалась проблема национально-государственного переустройства России и вопрос о политическом будущем мусульманских народов империи (Ибрагимов, 1905). Важно, однако, что Ибрагимов не ограничивался теоретизированием и формулировкой актуальных задач, но и предпринимал конкретные шаги для достижения мусульманами поставленной цели.

Роль Габдерашита Ибрагимова в консолидации мусульманского политического движения накануне созыва российского парламента. Наряду с Исмаилом Гаспринским, Габдерашит Ибрагимов выступил инициатором проведения и идеологом 1 -го Всероссийского мусульманского съезда (август 1905 г.), на котором было принято принципиальное решение о создании общественно-политического мусульманского союза «Ит-тифак аль-муслимин» (Исхаков, 1991, с. 214-239; Исхаков, 1999, с. 391404; Ямаева, 2002; Усманова, 2005; Сенюткина, 2005).

В то же время, ему было присуще некоторое бесстрашие и даже безоглядность. Когда участники первого полулегального Всероссийского мусульманского съезда (август 1905 г.), сойдя с парохода, стали расходиться, встал вопрос - кто сохранит протоколы съезда. Все отказывались и отнекивались, опасаясь за свою судьбу. Среди отказавшихся был и Исмаил Гаспринский, который мотивировал отказ тем, что в случае ареста может пострадать его газета. Единственным, кто не побоялся ареста и взял эти «крамольные» бумаги (позднее передав их Мусе Бигиеву, таким образом сохранив их для современников и для истории), стал Габдерашит Ибрагимов.

При том, что Исмаил Гаспринский и Габдерашит Ибрагимов большую часть своей сознательной жизни оставались оппонентами и даже недругами, было одно свойство, которое их роднило: они оба рассматривали «Мусульманский союз» не столько как политическую партию, сколько как национальный общественно-политический союз. Политическая деятельность была для них лишь средством к реализации широкомасштабной просветительской программы. Возможно, для второго чуть более значимым был исламский фактор. Многие оппоненты обвиняли его в авантюри-стичности, в использовании различных, не всегда достойных средств и способов, в излишней гибкости и даже беспринципности. В качестве примеров подобной излишней «политической гибкости» Габдерашита Ибрагимова современники упоминали его активность и действия в период подготовки двух мусульманских съездов - 2-го и 3-го мусульманских съездов.

В период организации и проведения в Санкт-Петербурге нелегализо-ванного 2-го Всероссийского мусульманского съезда (январь 1906 г.) Габ-дерашит Ибрагимов находился в центре политической жизни мусульман. 13 января столичным торговцем Мухаммед-Алимом Максудовым на имя санкт-петербургского градоначальника было подано заявление о намерении мусульман провести с 15 по 25 января серию собраний для рассмотрения следующего круга проблем:

- «обсуждение разнообразных ходатайств об устройстве религиозно-духовного управления, выраженных мусульманами различных местностей России, и ранее поданных ими петиций в целях их объединения и сводки;

- разъяснение высочайшего манифеста 17 октября 1905 года в отношении духовно-политической и экономической жизни мусульман;

- выяснение отношения мусульман к Государственной Думе и обсуждения объявленных программ различных политических партий» (РГИА. Ф. 821. Оп. 8. Д. 1198. Л. 6-7).

Поскольку с 19 декабря 1905 года в Санкт-Петербурге действовало постановление министра внутренних дел о воспрещении всяких публичных и частных собраний политического и экономического характера, столичные власти запретили проведение второго мусульманского съезда. Около здания, где он должен был состояться, делегатов встретил дежурный наряд полиции с запретом и предписанием делегатам разъехаться по домам. Формальным основанием для отказа послужило то, что организаторы не позаботились о своевременной подаче прошения. Министр внутренних дел мотивировал отказ, в частности, нежелательностью прецедента: «если разрешить мусульманский съезд, то не будет основания отказывать евреям, полякам и прочим национальностям, живущим в России» (Новое время, 21 января 1906; Речь, 13 августа 1906). Таким образом, власти не хотели создавать прецедент и разрешать крупные общественные

мероприятия. Не внушала доверия и фигура предполагаемого председателя съезда - Габдерашита Ибрагимова, по оценке сотрудников Департамента полиции, человека «сомнительной нравственности и крайних убеждений» (РГИА. Ф. 821. Оп. 8. Д. 1198. Л. 6-7).

Таким образом, на рубеже 1905 - 1906 гг. во время проведения важнейших общемусульманских мероприятий (съезд национальностей, оба первых общемусульманских съезда), предшествовавших созыву Государственной думы, мы видим Габдерашита Ибрагимова в качестве ключевой фигуры политического движения российских мусульман. Поэтому появление его в здании Таврического дворца в период работы Думы 1 -го созыва (1906) было вполне ожидаемым и логичным.

Габдерашит Ибрагимов и первый российский парламент (весна 1906 г.). Дума первого созыва (27 апреля - 8 июля 1906 г.) оказалась не только чрезвычайно короткой. Во многих отношениях, это стал первый опыт подобного рода политической деятельности, которого не имело все российское общество и который мусульмане осваивали наряду с другими народностями империи. В Думу 1 -го созыва было избрано всего 25 депутатов-мусульман (Усманова, 2005). Однако, поскольку избирательная кампания проходила по стране крайне неравномерно и в национальных окраинах, как правило, с большим запозданием, то во время церемонии торжественного открытия первого в истории России парламента в столице присутствовало около десяти мусульманских депутатов, избранных от Волго-Уральского региона. Постепенно в столицу подтянулись и остальные депутаты, которые все же были избраны от Степного края и Кавказа еще до разгона Думы. Некоторые приехали с большим опозданием - только к концу мая - началу июня. Поэтому не случайно, что создание отдельной мусульманской фракции так затянулось. Сыграло свою роль и то обстоятельство, о котором предупреждал в своих статьях Габдерашит Ибрагимов, - мусульмане в целом и татары в частности вошли в Таврический дворец совершенно неподготовленными к новой для себя роли парламентария. Поэтому в первые месяцы происходил поиск своей политической ниши, прощупывание контактов и определение потенциальных союзников. Не случайно, что первое время мусульманские депутаты не вели речи об отдельной фракции, записываясь преимущественно во фракцию кадетов.

Ситуация стала меняться лишь с приездом в Санкт-Петербург депутатов с Кавказа, особенно Али-Мардан-бека Топчибашева (Гасанлы, 2014): 21 июня состоялось первое общее заседание мусульманской группы, на котором было заявлено о создании фракции. Перед создаваемой фракцией ставилась цель предварительно обсуждать вопросы, стоявшие на повестке, и готовить ораторов, согласовывать позиции всех депутатов-мусульман, помогать в составлении запросов о незакономерных действиях властей. То есть перед фракцией стояли чисто координационные задачи. Кроме того,

намечался и широкий план агитационно-разъяснительной деятельности: встречи и собеседования с мусульманами Петербурга, «объезды мусульманских местностей депутатами с целью ознакомить население с работой Думы, издание на татарском языке отчетов о думской деятельности и мусульманской газеты в Петербурге». Мусульманам выделили отдельный кабинет для заседаний, которым, однако, они практически не успели воспользоваться. Организационный процесс не был завершен, а запланированное на 14 июля выступление с информацией о целях и составе создаваемой фракции не состоялось из-за преждевременного разгона Думы. Из-за кратковременности Думы 1 -го созыва организаторы фракции не успели ее официально зарегистрировать.

В 1917 г. в немецком журнале «Der Neue Orient» была опубликована биография Габдерашита Ибрагимова, согласно которой он «был избран в первую и вторую Думы как представитель Тобольска и работал в Бюро мусульманской фракции» (Der Neue Orient. Bd. I. № 1. 7.04.1917). Данная биография была написана со слов самого Габдерашита Ибрагимова. Была ли эта, не соответствующая действительности, информация результатом неточного перевода или сознательной дезинформацией со стороны самого Ибрагимова? Сказать сложно. Зная характер и репутацию Габдерашита Ибрагимова как человека, чрезвычайно «вольно» обращающегося с фактами и словами , можно предположить оба варианта.

Доступные источники не дают нам однозначного представления, какова была роль Габдерашита Ибрагимова в организационный период, но думается, что он не оставлял своим вниманием деятельность Государственной думы и мусульманских депутатов. По ряду косвенных свидетельств, очевидно, что на неформальном уровне он поддерживал очень тесные контакты с мусульманскими депутатами обеих первых Дум. И, без сомнения, он был частым гостем в здании Таврического дворца (Усмано-ва, 2011, с. 311-330).

Судя по заметкам думских журналистов Александра Цитрона и Ариадной Тырковой-Вильямс, в Думе 1-го созыва (1906), по крайней мере, один представитель (редактор) татарского издания следил за работой парламентариев постоянно и непосредственно в Таврическом дворце. Если посмотреть содержание газеты «Ульфят» за период работы Думы в 1906 -1907 гг., становится очевидным, что этим, не названным по имени, татар-

1 В одной из татарских газет, например, была опубликована очередная статья, обвинявшая Габдерашита Ибрагимова в распространении неверной и даже лживой информации. В ней анонимный автор приводит такой любопытный тезис: о лживости Рашида Ибрагимова российским мусульманам хорошо известно, настолько хорошо, что само его имя «Рашид-казый» стало синонимом лживости и обмана (Кояш, 20 гыйнвар, 1914, № 317).

ским журналистом вполне мог быть Габдерашит Ибрагимов. Александр Цитрон упоминает редактора татарской газеты, своего постоянного коллегу по трибуне журналистов следующим образом: «Я хожу по кулуарам и знакомлюсь с депутатами. Последние не называют своих фамилий, а обозначают места, откуда они посланы. Мой коллега по трибуне журналистов, редактор татарской газеты, знакомит меня с представителем Уфимской губернии, одетым в длинный бурнус с чалмой на голове. Умные, проницательные глаза и решительное выражение лица. Расспрашиваю его о впечатлении, вынесенном из Зимнего дворца...» (Цитрон, 1906, с. 9).

Первая Дума, проработав всего семьдесят два дня, была распущена в ночь с 8 на 9 июля. Этот вполне легитимный акт верховной власти был встречен российской либеральной общественностью крайне негативно, что выразилось в составлении и подписании Выборгского воззвания, который в свою очередь стал поводом для проведения репрессий в отношении радикальных и либеральных политических деятелей.

Габдерашит Ибрагимов и проведение 3-го Всероссийского съезда мусульман (август 1906 г.). Одной из последних акций членов мусульманской группы Думы 1-го созыва стало проведение 10 июля 1906 г. совместного с представителями столичной мусульманской общественности (всего около 40 человек) собрания. На нем было принято предварительное решение о проведении летом очередного Всероссийского съезда мусульман. Первоначально съезд планировалось провести в середине июля. Затем сроки были сдвинуты к середине августа. В качестве места проведения был вновь определен Нижний Новгород, где в июле-августе проходила традиционная ежегодная ярмарка, собиравшая большое число татарских купцов и представителей интеллигенции. И вновь мы встречаем имя нашего героя среди ключевых фигур того времени - в числе активнейших инициаторов и организаторов 3-го Всероссийского мусульманского съезда (август 1906 г.).

В прошении, подписанном Габдерашитом Ибрагимовым, Гаязом Максудовым и Гаязом Исхаки, весьма любопытном по стилистике, ходатаи особо подчеркивали необходимость борьбы с «утопическими идеями панисламизма» и разрушительными идеями социализма и анархии, противоречащими духу ислама и разлагающе действующими на темные мусульманские массы. Авторы прошения также указывали на нежелательность получения мусульманами образования за границей, особенно в Константинополе, где молодежь пропитывается или учениями западноевропейских революционеров, или же восточной нетерпимостью; писали о необходимости проповеди среди народа истинных начал ислама. Вся стилистика прошения свидетельствует о том, что писал его человек, не просто хорошо осведомленный в настроениях высшей бюрократии, но использовавший именно тот набор аргументов и выражений, которые могли дойти

до сердца ревнителей «государственных интересов» (РГИА. Ф. 821. Оп. 8. Д. 1198. Л. 48)2.

Программа съезда, приложенная к прошению, была сформулирована достаточно уклончиво и состояла из следующих пунктов:

- «о необходимости борьбы с учениями, не отвечающими истинному учению нашего пророка Магомета путем проповеди и печати»;

- о необходимости полного преобразования начальных мусульманских школ, мектебов и медресе и передачи заведования таковыми из рук мусульманского духовенства в руки общества;

- о выработке программы реорганизации духовного управления и о способах его образования на свойственных исламу основах культуры, прогресса и терпимости;

- вопрос о денежных средствах (вакуфах и пр.), необходимых для реорганизации школ и духовенства.

Подписанное тремя упомянутыми инициаторами прошение получило официальное разрешение властей моментально, буквально через два дня после подачи ходатайства. Разрешение было дано при условии, что съезд будет закрытым для публики, пройдет вне территории ярмарки и строго по утвержденной программе. За невиданной оперативностью чиновников (прошение было подано 3 августа, а уже 5 августа получено разрешение) явно просматривается тот факт, что прошение было «пролоббировано» некими заинтересованными силами (РГИА. Ф. 821. Оп. 8. Д. 1198. Л. 8-10).

Таким образом, в отличие от предыдущих двух съездов, 3-й Всероссийский мусульманский съезд состоялся на вполне легальной основе. Впрочем, его легитимность стала основанием для новых конфликтов между частью делегатов и Габдерашитом Ибрагимовым. На первом же заседании ему пришлось давать объяснения делегатам съезда по поводу формулировки прошения. Делегатов возмутило не только то, что инициаторы подали на имя министра внутренних дел П.А. Столыпина прошение вопреки решению 2-го мусульманского съезда о сборе явочным путем, но, скорее, сама формулировка прошения, которая «никак не отвечала стремлениям прогрессивных мусульман». Габдерашит Ибрагимов всю вину взял на себя и объяснил свои действия желанием принести пользу общему делу. Тем не менее, не желая связывать работу съезда теми ограничениями, которые на него накладывала сформулированная в прошении программа, согласительная ко-

2 Когда власти осознали, какую оплошность они допустили с разрешением мусульманского съезда, было проведено расследование. Оно показало, что прошение было составлено инспектором Санкт-Петербургского университета по студенческим делам князем Борисом Тенишевым. В августе 1906 года князь Б.А. Те-нишев (1860 года рождения) ходатайствовал об увольнении на пенсию по болезни, которое и было тут же удовлетворено.

миссия подготовила постановление, что «мотивировка прошения г. Ибрагимова для съезда является излишней» (Речь, 21 августа 1906, №143). На этом конфликт, казалось бы, был исчерпан. Хотя Габдерашит Ибрагимов остался в президиуме съезда, нарекания в его адрес были помещены во многих татарских изданиях. Вся эта история вполне символична и очень характерна для личности Ибрагимова, склонного в достижении поставленной цели проявлять гибкость, граничащую с беспринципностью, а порой и авантюристичные качества. В то же время, именно благодаря его усилиям и способности к значительному компромиссу, первый и единственный раз в дореволюционной России состоялся легальный мусульманский съезд, организованный не властями, а самой общественностью (3-й Всероссийский мусульманский съезд... ; Усманова, 2005, с. 139-141).

Наиболее важные решения третьего мусульманского съезда касались таких вопросов, как реформа системы мусульманского образования и установление общественного контроля над ней, реорганизация духовного управления и введение выборного начала, преобразование «Мусульманского союза» в политическую партию. Именно на третьем съезде была принята программа, избран ЦК партии «Иттифак аль-муслимин» из 15 человек (в их числе и Габдерашит Ибрагимов). Делегаты съезда высказались также за скорейший созыв Государственной думы и против рассмотрения правительственными учреждениями мусульманского вопроса до начала работы российского парламента.

Габдерашит Ибрагимов в Думе 2-го созыва: неформальный член мусульманской фракции Думы 2-го созыва? В начале 1907 г. в стране началась новая избирательная кампания по выборам в Думу 2-го созыва (20 февраля - 3 июня 1907 г.). К этой избирательной кампании мусульмане подошли более мобилизованными. Гораздо лучше, во всех отношениях, к ней подготовились и власти. С одной стороны, избирательная кампания была проведена в кратчайшие сроки и практически одновременно по всей стране. С другой стороны, власти постарались не пускать дело «на самотек» и заранее устраняли «нежелательные элементы». В отношении мусульман такими нежелательными кандидатами, с точки зрения властей, были признаны Юсуф Акчура, Гаяз Исхаки, Фуад Туктаров и Габдерашит Ибрагимов. Все они намеревались баллотироваться, и все они под разными предлогами были отстранены от избирательной кампании.

В самом начале 1907 г. Габдерашит Ибрагимов, будучи родом из сибирских татар (бухарцев), отправился на родину, с целью принять участие в выборах в качестве выборщика по Тарскому уезду Тобольской губернии. Однако в день голосования на основании телеграммы, пришедшей из столицы, Габдерашит Ибрагимов как привлеченный к суду за издание газеты «Ульфят», был лишен избирательного ценза и отстранен от выборов губернским избирательным собранием (Сибирские вопросы, 1907, № 3). Та-

ким образом, его попытка принять участие в выборах провалилась. Шансов стать легальным и полноценным членом мусульманской фракции у Габдерашита Ибрагимова не осталось. Но, по-видимому, неудача с выборами не остановила его. Габдерашит Ибрагимов по-прежнему оставался одним из наиболее частых посетителей Таврического дворца.

Здесь следует привести два свидетельства того времени. Один эпизод был описан думским корреспондентом «Одесского листка» Александром Цитроном в 1907 г.:

«В толпе движение. Масса татар вдруг появилась и оживленно идет посреди самой улицы. Во главе их двое в национальных костюмах.

- Здравствуйте! - окликнул меня один из толпы.

Гляжу: редактор маленького татарского журнала, участник наших журнальных собраний.

- В чем дело, коллега? Что за шествие?

- В Думу провожаем своих... - жестикулирует он» (Цитрон, 1907,

с. 3).

К сожалению, Александр Цитрон вновь не называет нам имя редактора «маленького татарского журнала»? Но едва ли будет большой ошибкой предположить, что героем описанной встречи мог быть Габдерашит Ибрагимов, по-прежнему живший в столице и издававший газету «Уль-фят».

Другое свидетельство мы видим на фотографии, сделанной в Думе 2-го созыва. На ней Рашид-казый изображен в группе мусульманских депутатов, избранных от Туркестана (Усманова, 2005, с. 459). Фотография свидетельствует не только о том, что весной 1907 года Габдерашит Ибрагимов был нередким гостем в Таврическом дворце, но и о его особых привязанностях и контактах - «бухарец» по происхождению, он неизменно подчеркивал свою близость к Туркестану и туркестанцам.

Наконец, известно, что в период работы Думы 2-го созыва заседания мусульманской фракции, не помещавшейся в маленькой тесной комнате, отведенной фракции в Таврическом дворце, нередко проходили на квартире Габдерашита Ибрагимова. Таким образом, он имел возможность быть в курсе все решений мусульманских депутатов и даже влиять на принятие тех или иных внутрифракционных постановлений. Своим неизбранием в качестве думского депутата Габдерашит Ибрагимов был лишен ряда депутатских полномочий - он не мог выступать с думской трибуны и не имел права голосовать, также как пользоваться депутатской неприкосновенностью. Во всем остальном он был, пожалуй, не менее полноценной фигурой мусульманской фракции, нежели его формальные члены. Можно сказать, что из всех дореволюционных российских Дум именно в Думе 2-го созыва его членство было бы наиболее логичным и уместным. В эту Думу было избрано максимальное число мусульманских депутатов - 36 человек, сре-

ди них довольно много было представителей мусульманского духовенства - не менее 8-9 человек. Общий образовательный уровень членов мусульманской фракции также был невысок (как, впрочем, у всей второй Думы).

Впрочем, вне стен Таврического дворца у Габдерашита Ибрагимова было немало дел и обязанностей. Кроме издания-редактирования газеты «Ульфят» и попыток наладить выпуск ряда других изданий, Габдерашит Ибрагимов много сил и времени уделял делам партийного строительства. В частности, он был среди тех мусульманских деятелей, которые безуспешно пытались легализовать «Мусульманский союз». Впервые проект устава союза был представлен в Петербургское особое городское присутствие по делам об обществах еще осенью 1906 года для регистрации на основании «О временных правилах об обществах и союзах» от 4 марта 1906 года. Как было положено по закону, проект устава и программы партии был составлен на русском языке. Автором русского текста стал Али Мардан-бек Топчибашев, автором татарской версии - Муса Бигиев. Программа была отпечатана 10 апреля 1906 года в столичной типографии Ан-такольского. Лишь через десять лет после выхода программы в свет, летом

1916 года Департамент полиции возбудил переписку с выяснением, «не относится ли эта брошюра к запрещенным к обращению и не возбуждалось ли судебными властями преследования за составление или распространение означенной брошюры» (РГИА. Ф. 776. Оп. 9. Д. 265. Л. 2).

Внесенный на рассмотрение властей устав мусульманской партии был возвращен ходатаям со ссылкой на некоторые формальные недостатки. После некоторой доработки, в апреле 1907 года переработанный устав был вторично внесен на утверждение. Документ рассматривался на заседаниях столичного присутствия 15 и 29 мая 1907 года. На первом заседании вопрос о мусульманской партии был снят с повестки без объяснения причин. На втором заседании (29 мая) от имени учредителей партии присутствовали депутат Кутлуг-Мухаммед Тевкелев, будущий депутат Думы 3-го созыва Гали-Оскар Сыртланов, также неформальный член бюро при мусульманской фракции Габдерашит Ибрагимов. Четверо членов присутствия вынесли по существу обсуждаемой проблемы положительный вердикт, полагая, что мусульманская партия подлежит регистрации. Однако санкт-петербургский градоначальник Д.В. Драчевский опротестовал это положительное решение, и ходатайство мусульман было вторично отклонено (Речь, 19 сентября 1907, № 221). Вплоть до Февральской революции

1917 г. «Мусульманский союз» так и не был легализован.

Роспуск Думы 2-го созыва, отработавшей всего 103 дня, оказал чрезвычайно негативное влияние на общеполитический настрой в стране. В отличие от аналогичного роспуска первого парламента, роспуск Думы 2-го созыва не стал неожиданностью. Но он произвел на всех, включая и мусульманских депутатов, крайне удручающее впечатление.

Поздно вечером 3 июня 1907 г. около двадцати членов мусульманской фракции собрались на квартире Габдерашита Ибрагимова, чтобы обсудить преждевременный роспуск Думы и последствия для мусульман нового избирательного закона. Приблизительно через час на квартиру прибыли полицейский пристав с городовыми и дворниками. На вопрос о причинах собрания бывшие депутаты заявили, что пришли побеседовать друг с другом и попрощаться с хозяином квартиры перед отъездом из столицы. Тем не менее пристав велел всем собравшимся немедленно разойтись, что и было незамедлительно осуществлено всеми бывшими д е-путатами. Уходя, пристав заявил хозяину квартиры, что он доложит градоначальнику об устройстве им на квартире незаконного собрания (Речь, 5 июня 1907, № 130). Так бесславно закончила свою работу мусульманская фракция Государственной думы 2-го созыва.

Вместо заключения: отъезд Габдерашита Ибрагимова из Санкт-Петербурга. 9 июня вышел последний 85-й номер газеты «Ульфят», издаваемой и редактируемой Габдерашитом Ибрагимовым. Вскоре издатель покинул столицу. По официальной версии, Габдерашит Ибрагимов «в день роспуска Думы 2-го созыва учредил у себя собрание членов Государственной Думы, за что и был выслан из Петербурга» (РГИА. Ф. 821. Оп. 133. Д. 449. Л. 161 об.).

По другим сведениям, он не был выслан, а скорее принял решение покинуть столицу в силу ряда неблагоприятных обстоятельств. По мнению Себастьяна Цвиклински, весомым аргументом в пользу отъезда из столицы могло стать возбуждение в отношении Ибрагимова судебного преследования за сборник «Тысяч и один хадис» и желание избежать ареста. Скорее всего, его отъезд был продиктован проблемами финансового свойства, но иного порядка. В августе 1908 г. в отношении «бухарца Ибрагимова Абдрашида Омеровича» было возбуждено дело об ограничении в ответственности как несостоятельного должника (Право, 1908, № 32). Подробные обстоятельства данного дела не понятны. Дело это рассматривалось Санкт-Петербургским коммерческим судом. К большому сожалению, в ходе многочисленных поджогов и пожаров в дни Февральской революции сгорело здание Санкт-Петербургского окружного суда, а вместе с ним погибла большая часть делопроизводственной документации Коммерческого суда. Известно лишь, что после долгих разбирательств дело о несостоятельности было прекращено «по неосторожности» ответчика (Право, 1911, № 5).

Габдерашит Ибрагимов покинул столицу в период лета 1907 - весны 1908 гг. Перед тем как отправиться в очередное длительное путешествие на Восток (знаменитое японское путешествие с осени 1908 г.), он прожил около полугода в Казани, где оставил свою семью. Здесь же наладилось его сотрудничество с газетой «Баянельхак», куда после отъезда он присы-

лал регулярные корреспонденции. Отъезд Габдерашита Ибрагимова не только из столицы, но и в целом из страны, подвел некую символическую черту под трехлетней страницей жизни нашего героя, полной разнообразных событий и внутреннего драматизма, радужных планов и несбывшихся надежд. Одновременно, завершался и определенный этап в жизни всего мусульманского сообщества России, прошедший под знаком первой русской революции и национального пробуждения.

Источники и литература

1. РГИА. Ф. 776. Оп. 9. Д. 265.

2. РГИА. Ф. 821. Оп. 133. Д. 449.

3. РГИА. Ф. 821. Оп. 8. Д. 1198.

4. 3-й Всероссийский мусульманский съезд в Нижнем Новгороде. Постановления и резолюции. Казань, 1906.

5. Der Neue Orient. Bd. I. № 1. 7.04.1917.

6. А.Ш. Всероссийский мусульманский съезд // Речь. 1906. 21 августа (№143).

7. Ахвердов А.-б. Мусульманский съезд // Речь. 1906. 13 августа (№137).

8. Валиди Дж. Очерки истории образованности и литературы татар до революции. М.-Л., 1924.

9. Гасанлы Дж. Али Мардан-бек Топчибашев: жизнь за идею. М., 2014. 608 с.

10. Ибраhимов Г. Автономия // влфэт. 1905. 11 декабрь (№ 1).

11. ИбраЫмов Г. Автономия яки идэрэ-и мехтарият. СПб, 1905. 36 б.

12. Истанбулда сэтерэ мэсьэлэсе // Кояш. 1914. 20 гыйнвар (№ 317).

13. Исхаков С.М. Мусульманский либерализм в России в начале XX века // Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы. М., 1999. С. 391-404.

14. Исхаков С.М. Общероссийская партия мусульман // История национальных политических партий России: Материалы конференции. М., 1997. С. 214-239.

15. Новое время. 1906. 21 января (№10724).

16. Право. 1911. №5.

17. Право. 1908. №32.

18. Речь. 1907. 19 сентября (№221).

19. Речь. 1907. 5 июня (№130).

20. Сенюткина О.Н. Первый съезд мусульман России: к 100-летию проведения. Нижний Новгород, 2005.

21. Сибирские вопросы. 1907. № 3 (март).

22. Топчибаши А.М.-б. «Союз автономиста». З спомишв про першу Держав-ну Думу в б. Россй // Спогади. Варшава, 1932. С. 133-141.

23. Усманова Д.М. Мусульманские представители в Российском парламенте. 1906-1916. Казань: Фэн АН РТ, 2005. 583 с.

24. Усманова Диляра. Парламентская деятельность Габдерашита Ибрагим: миф или реальность? // Габдерэшит ИбраЪим: фэнни-биографик ^ыентык / ф.мех-лэр: М.Госманов, Ж^.Мицнуллин. Казан: Жыен, 2011. С. 311-330.

25. Цитрон А. 103 дня Второй Думы. СПб., 1907. VII, 188 с.

26. Цитрон А. 72 дня первого русского парламента. Спб.: книгоиздательство Баум, 1906. [2], V, 167 с.

27. Ямаева Л.А. Мусульманский либерализм начала ХХ века как общественно-политическое движение (по материалам Уфимской и Оренбургской губерний). Уфа: Гилем, 2002. 300 с.

Д.М. Госманова

Дэулэт думасыньщ меселман фракциясе haM Габдерашит ИбраИимовимц 1905-1907 еллардагы и^тимагый-сэяси эшчэнлеге

Габдерэшит казый ИбраЬимов ХХ гасырньщ беренче яртысында месел-маннарныц сэяси хэрэкэтендэге иц эшлекле кешелэр рэтенэ керэ. Алар ж;эм-гыятьтэ киц таралган идеялэрне кабул итэргэ генэ тYгел, э бэлки яца идеялэр ту-дырырга, Y3 тирэлэрендэ ижтимагый Иэм сэяси актив кицлек ясарга сэлэтле. Эгэр Габдерэшит ИбраИимовныц тормыш юлындагы теп чорларына Иэм аныц шэхси характерына караш ташласак, аныц Таврический сарайга килYен закончалыклы хэл дип куз алдына китерэ алабыз. Шул ук вакытта аныц «депутат эшчэнлеге» тирэсендэ мистификациялэр шактый кYп. Аларныц булуында язманыц герое Yзе дэ гаепле. Рэшид-казыйныц кыска гына (1905-1907 еллар), эмма меселман фракциясе тарихында якты эз калдырган «парламент эшчэнлеге» чынлыкта нинди булды икэн? Аныц сэяси активлыгы нинди характерда Иэм ул замандашлары, иц беренче чиратта, меселман жэмэгате тарафыннан ничек кабул ителгэн? Бу мэкалэ Габдерэшит ИбраЬимовныц 1905-1907 елларда ДэYлэт думасыныц меселман фракциясе эгъзалары белэн хезмэттэшлегенец Yзенчэлеклэренэ Иэм аныц теп эта-пларына характеристика бирYгэ багышланган.

Ачкыч сузлэр: Габдерэшит Ибракимов, ДэYлэт думасы, меселман фракциясе, Гомумрэсэй меселман корылтае, «Иттифак эл-меслимин» партиясе, «влфэт» гэ^ите.

D.M. Usmanova

The Muslim faction of the State Duma and social-political activity of Gabderashit Ibragimov in 1905-1907

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Gabderashit-qadi Ibragimov was one of the most active participants in the Muslim political movement of the first half of the 20th century, capable not only to absorb the generally prevailing moods of society, but also to generate new ideas, and create a socially and politically active space around. If we look at the major milestones of life's journey and personal characteristics of Gabderashit Ibragimov, his appearance in the Taurida Palace seems quite natural phenomenon. At the same time, around his «parlia-mentary activities» quite a lot of mystification in which creation participated the hero essay. What in reality was the «parliamentary activities» of Rashid-qadi, which chronologically was quite brief (1905-1907), but left a bright trace in the history of Muslim

factions? What was the nature of his political activity, and how it was perceived by contemporaries, especially the Muslim community? This article is devoted to examining various aspects of Rashid-qadi's political and «parliamentary» activities, a description of the main stages and peculiarities of Ibragimov's cooperation with members of the Muslim Faction of the State Duma in 1906-1907.

Keywords: Gabderashit Ibragimov, the State Duma, Muslim Faction, All-Russian Muslim congresses, the Ittifaq al-muslimin Party, the newspaper Ulfat.

Усманова Диляра Миркасымовна - доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Института международных отношений, истории и востоковедения Казанского федерального университета (г.Казань); e-mail: dusmanova2000@mail.ru

Госманова Дилэрэ Миркасыйм кызы - тарих фэннэре докторы, Казан фе-дераль университетыньщ Халыкара багланышлар, тарих hэм кенчыгышны ойрэну институты Рэсэй тарихы кафедрасы профессоры (Казан шэhэре).

Usmanova Dilyara Mirkasimovna - Doctor of Historical Sciences, Professor of the Department of Russian History, Institute for International Relations, History and Oriental Studies, Kazan Federal University (Kazan).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.