Научная статья на тему 'О ПЕРВОМ ВСЕРОССИЙСКОМ СЪЕЗДЕ МУСУЛЬМАН (13-18 АВГУСТА 1905 Г.)'

О ПЕРВОМ ВСЕРОССИЙСКОМ СЪЕЗДЕ МУСУЛЬМАН (13-18 АВГУСТА 1905 Г.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
393
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД МУСУЛЬМАН 1905 Г / НИЖЕГОРОДСКАЯ ЯРМАРКА / МУСУЛЬМАНЕ-ЛИБЕРАЛЫ / И. ГАСПРИНСКИЙ / ГАБДЕРАШИТ ИБРАГИМОВ / Г. ИСХАКИ / FIRST ALL-RUSSIAN CONGRESS OF MUSLIMS IN 1905 / NIZHNY NOVGOROD FAIR / LIBERAL MUSLIMS / I. GASPRINSKY / GABDERASHIT IBRAGIMOV / G. ISKHAKI

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Загидуллин Ильдус Котдусович

В статье освещаются подготовка и проведение Первого Всероссийского съезда мусульман, доказывается прохождение его заседаний с 13 по 18 августа 1905 г., участие в его работе не только мусульманских либералов, но и лиц, придерживающихся политических взглядов социалистов-революционеров и социал-демократов. Объясняются причины объявления съездом о создании общественной организации, имеющей целью объединение всех мусульман России независимо от их классовых и национальных различий, на основе идеи развития культуры и просвещения, а не политической партии, как планировалось его организаторами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE FIRST ALL-RUSSIAN CONGRESS OF MUSLIMS (AUGUST 13-18, 1905)

The article highlights the preparation and holding of the First All-Russian Congress of Muslims, proves the holding of its sessions from August 13 to 18, 1905 and the participation in its work not only of Muslim liberals, but also of persons with political views of socialist revolutionaries and social democrats. Are explained the reasons for announcement by the Congress of the creation of a public organization aimed at uniting all Muslims in Russia, regardless of their class and national differences, on the basis of the idea of developing culture and education, and not a political party, as planned by its organizers.

Текст научной работы на тему «О ПЕРВОМ ВСЕРОССИЙСКОМ СЪЕЗДЕ МУСУЛЬМАН (13-18 АВГУСТА 1905 Г.)»

УДК 93(470.341 -25)"1905"

И.К. Загидуллин

О Первом Всероссийском съезде мусульман (13-18 августа 1905 г.)

В статье освещаются подготовка и проведение Первого Всероссийского съезда мусульман, доказывается прохождение его заседаний с 13 по 18 августа 1905 г., участие в его работе не только мусульманских либералов, но и лиц, придерживающихся политических взглядов социалистов-революционеров и социал-демократов. Объясняются причины объявления съездом о создании общественной организации, имеющей целью объединение всех мусульман России независимо от их классовых и национальных различий, на основе идеи развития культуры и просвещения, а не политической партии, как планировалось его организаторами.

Ключевые слова: Первый Всероссийский съезд мусульман 1905 г., Нижегородская ярмарка, мусульмане-либералы, И. Гаспринский, Габдерашит Ибрагимов, Г. Исхаки.

В исследовании мусульманского дискурса Первой русской революции 1905-1907 гг. в постсоветский период огромный интерес у исследователей вызывало изучение подготовки и проведения Первого Всероссийского съезда мусульман, которое осуществлялось, главным образом, по текстам М. Бигиева. Этой теме были посвящены специальные работы О.Н. Сенюткиной (Сенюткина, 2005), А.Ю. Хабутдинова и Д.В. Мухетди-нова (Хабутдинов, Мухетдинов, 2005), в контексте истории татарского общественно-политического движения начала ХХ в. это событие освещалось в книгах Р.У. Амирханова (Амирханов, 2005), Л.А. Ямаевой (Ямаева, 2002), Д.М. Усмановой (Усманова, 2005), Р.Р. Фахрутдинова (Фахрудинов, 2006) и других историков.

Московский историк С.М. Исхаков (Исхаков, 2007) первым из современных исследователей привлек в качестве источника эпистолярное наследие и публицистику Г. Исхаки и по-новому интерпретировал ход и результаты Первого Всероссийского съезда мусульман. В этой связи наши наблюдения созвучны с выводами С.М. Исхакова.

При изучении Первого Всероссийского съезда мусульман представляется важным мнение А. Каппелера о том, что в России «национальные движения в 1905-1907 гг. преследовали в основном культурные цели, а их умеренные политические требования не носили разрушающего систему характера» (Капеллер, 2005, с.403), и «только либерализация, произошедшая вследствие революции 1905 года, позволила политизировать культурный мусульманский национализм» (Там же, с.419).

Как известно, в середине января 1905 г. на встрече в Казани Габд. Ибрагимова с Ю. Акчурой было принято решение провести Всероссий-

ский съезд мусульман в марте 1905 г. в Санкт-Петербурге. Был составлен список мусульманских общественных деятелей, которых предполагалось пригласить в столицу. Об этих планах Ю. Акчурин написал И. Гасприн-скому в Бахчисарай, а Габд. Ибрагимов - Алимардану Топчибашеву в Баку. В письмах выражалась просьба крымско -татарским и азербайджанским общественным деятелям явиться в столицу в марте 1905 г. (Щарулла, 1917, б.5-6).

Прибытие в Санкт-Петербург азербайджанской и крымско-татарской депутаций с опозданием в различное время сорвало план Ю. Акчуры и Габд. Ибрагимова. 8 апреля в тесной квартире Габд. Ибрагимова собрались представители Кавказа - А. Топчибашев, А. Агаев, А. Гусейнзаде, из мусульман Поволжья присутствовали Гали Максудов, Ибниамин Ахтямов, Лутфулла Исхаков (Щарулла, 1917, б.10-11). В середине мая 1905 г. организационные вопросы проведения съезда Габд. Ибрагимовым были согласованы и с крымско-татарской депутацией во главе с И. Гаспринским.

После совещания общественных деятелей в г.Чистополе (20-22 мая 1905 г.) началась работа по подготовке съезда, в которой использовались и средства массовой информации. Так, Габд. Ибрагимов в бакинской газете «Хайят» распространял информацию о предстоящем съезде мусульман в Нижнем Новгороде (Щарулла, 1917, б.166).

После возвращения И. Гаспринского в Бахчисарай на страницах «Тарджемана» также стали появляться его публикации (не всегда подписанные) о перспективах общественного движения мусульман. В частности, в номере от 21 июня 1905 г. была опубликована заметка «Мусульманское собрание», в которой сообщалось, что во время Нижегородской ярмарки состоится собрание мусульман «для обсуждения своих общественных нужд и дел и, быть может, как следствие этого будет подана правительству общая докладная записка в дополнение поданных многочисленных петиций... В силу закона эволюции жизни, среди мусульман уже зародилась "партия прогрессистов", а члены ее, несомненно, чувствуют потребность обменяться мыслями, установить программу деятельности на поприще народной нужды и борьбы с узкими воззрениями и вековым консерватизмом» (Тарджеман, 1905, №48, 21 июня).

Автор информировал мусульманскую общественность, по сути, о договоренностях, достигнутых в Санкт-Петербурге. Оказалось, что общественные деятели успели договориться о многом. Прежде всего, о составлении и подаче единой петиции от имени многомиллионного мусульманского населения, которая должна была вобрать в себя ключевые требования и претензии к правительству и тем самым поставить вопрос о предоставлении мусульманам равных с русскими подданными гражданских прав. Также сообщалось о формирующейся «партии прогрессистов», существовании ядра будущей политической организации, не упоминая о его составе. Общественные деятели обсуждали вопрос о расширении сети джадидидских школ и тактику

решения задач, которые следовало вынести на предстоящее собрание мусульман всей России.

Симпатизируя идее проведения такого всероссийского мероприятия (Гаспринский избегал слова «съезд». - И.З.), в своей публикации редактор «Тарджемана» перечислил условия, при соблюдении которых собрание в Нижнем Новгороде могло бы стать «многозначительным явлением» в общественной жизни мусульман России: легальность собрания, основательное обсуждение проблем мусульманского сообщества, представление правительству «разумно обоснованных» просьб.

Спустя две недели после этой публикации, 5 июля 1905 г., И. Гаспринский вновь возвратился к теме создания политической организации мусульманских народов. В своей заметке «Татарская прогрессивная партия» он писал: «Это новое явление и новые люди, как проект общего подъема и оживления русской жизни, составляют отрадное и интересное явление современной жизни наших мусульман. Ядром этой партии служат интеллигентные мусульмане, посвятившие себя делу просвещения народа, развитая часть духовенства, люди, посвятившие себя литературе и писательству, часть учителей и мугаллимов новометодных мектебов, более или менее развитая часть купечества и других элементов, осознающих и видящих недостатки национального быта и жизни» (Тарджеман, 1905, №52, 5 июля).

Оказалось, что программными направлениями деятельности будущей партии станут: «распространение среди мусульман современного просвещения, реформа национальных училищ (мектебов и медресе) на почве сближения их с современными учебными учреждениями, изыскание помощи и стипендий для учащихся в средних и высших учебных заведениях в России мусульман; выяснение посредством печати нужд и потребностей мусульман, защита их прав и интересов перед лицом различных учреждений общественных и правительственных. Распространение полезных технических и земледельческих знаний, развитие грамотности и развитие познаний среди женщин в делах более общего и широкого характера, в делах общегосударственной жизни». «К осени партия, вероятно, будет более или менее организована», - обнадеживал читателей редактор (Там же).

В публикации «Совещание мусульманской прогрессивной партии» (Тарджеман, 1905, №56, 19 июля) сообщалась дата проведения «организационного совещания», запланированного «мусульманами-прогрессистами» на Нижегородской ярмарке 12 августа 1905 г.

Согласно И. Гаспринскому, планировалось обсудить следующие вопросы:

«1) определение задач и организация партии;

2) меры и средства к поднятию образования и культуры среди мусульман;

3) обсуждение и составление докладной записки о правовых, духовных и экономических нуждах мусульман;

4) о представительстве мусульман в Государственной думе и содействии задачам комиссии графа Игнатьева насколько она касается мусульман России» (Там же).

В официальной программе съезда, врученной депутацией мусульман во главе с А. Ахтямовым нижегородскому временному генерал-губернатору Унтербергеру 14 августа вместе с просьбой о проведении съезда, значились шесть вопросов. Они оказались шире той программы, о которой ранее сообщалось в «Тарджемане».

Согласно официальной программе съезда, повестка его заседаний должна была быть посвящена обсуждению шести вопросов. Это:

«1) Составление всеподданнейшего благодарственного на имя его императорского величества, государя императора адреса, по случаю воспоследовавшего всемилостивейшего манифеста об учреждении народного законосовещательного представительства в лице Государственной думы, причем магометанскому населению дарованы равные с коренным населением права.

2) Определение задач и организация партии в будущей Государственной думе.

3) Меры и средства к поднятию народного, между магометанами, образования и культуры.

4) Обсуждение и составление докладной записки о правовых, духовных и экономических нуждах мусульман.

5) О представительстве мусульман в Государственной думе и содействие задачам особого совещания под председательством графа А.П. Игнатьева (о веротерпимости) насколько оно касается мусульман России; и

6) по вопросу о применении к образованию магометанского населения педагогической системы проф. Н.И. Ильминского, рекомендуемого особым совещанием при Министерстве народного просвещения, образованным 10 мая 1905 года» (Национальные движения, 1935, с.218-219).

Важно отметить, что данная публикация И. Гаспринского и официальная программа съезда не оставляют сомнений в том, что ключевой его задачей было создание политической партии, что становилось архиактуальной в связи с учреждением Государственной думы и предстоящими выборами в состав нового представительного органа власти России.

Следующей важнейшей задачей являлась подача коллективной, от имени депутатов, приехавших из разных регионов Российской империи, докладной записки о чаяниях и нуждах единоверцев как основополагающего документа для правительства. И, наконец, обсуждение темы представительства мусульман в Государственной думе и оказание содействия работе Особому совещанию по делам веры под председательством графа А.П. Игнатьева.

Расширение повестки съезда было обусловлено не только указом от 6 августа 1905 г. об учреждении Государственной думы, но и проходившим 10 мая - 3 июня 1905 г. в столице под председательством А.С. Будиловича

межведомственным Особым совещанием по вопросам образования восточных инородцев, разработавшим рекомендации правительству в отношении русско-татарских (башкирских) начальных школ и русских классов при медресе. В то же время из нее выпал пункт о составлении «докладной записки» о правовых, духовных и экономических нуждах мусульман. Дело в том, что манифест от 6 августа 1905 г. об учреждении Государственной думы изменил порядок рассмотрения ходатайств. Теперь все законопроекты должны были проходить через новый институт и вноситься туда руководителями центральных ведомств. В результате Особое совещание по делам веры под председательством Игнатьева лишилось своих исключительных прав на разработку законопроектов и рекомендации их на высочайшее утверждение. Отпала необходимость и в консолидированной «докладной записке» о нуждах мусульман России и представительстве мусульман в данном совещании.

Таким образом, участники Первого Всероссийского съезда мусульман России прибыли в Нижний Новгород, ориентируясь на его открытие 12 августа.

До этого группа организаторов успела осуществить необходимую переписку с будущими участниками съезда, а 8 августа в количестве 10-15 человек в одном из ресторанов торжища провела первое организационное собрание (Щарулла, 1917, б.166).

География участников съезда охватывала большинство районов компактного проживания мусульман: Крым, Поволжье и Приуралье, Туркестан, Сибирь, Казань, Уральск и др. (Бигиев, 1906, б.6).

Согласно Г.Исхаки, на съезд прибыли лидеры всех трех формирующихся общественно-политических течений среди татар-мусульман: руководители политической организации «Хуррият», группа татарских социал-демократов, а также либералы (Ю. Акчура, Ахмадхади Максуди, Фатих Карими и др., крымских татар представляли И. Гаспринский, Мустафа Давидович и др., азербайджанцев - Алимардан Топчибашев и т.д.) (Исхаков, 2013, б.398).

Наиболее организованной себя проявила татарская молодежь: Г. Ис-хаки, Шамиль Мухамедъяров, Фуад Туктаров, а также придерживающиеся социал-демократической ориентации Х. Ямашев с супругой Хадичей, Г. Сайфутдинов и другие провели 12 августа первое собрание, высказавшись за проведение в России демократических реформ (ДэYлэт, 1998, б.81, 277).

13 августа И. Гаспринский назвал днем начала съезда1.

Согласно М. Бигиеву, 13 августа состоялся меджлис, устроенный Гали Яушевым в ресторане «Германия» в честь кавказских общественных деятелей, на котором участвовали более 25 знатных человек (Шамси Аса-

1 И. Гаспринский утверждал, что съезд проходил с учетом неформальных и формальных встреч, с 13 по 18 августа 1905 г.

дуллаев, Хашим Вазиров, А.Ахтямов, Такизада Сафаров и др.). По итогам выступлений А. Топчибашева, И. Гаспринского и Габд. Ибрагимова и было принято решение об обращении к генерал-губернатору за разрешением на проведение съезда с представлением его официальной программы (Щарулла, 1917, б.166).

Специальный корреспондент газеты «Казанский телеграф», работавший под псевдонимом «Гарольд», сообщал об этом мероприятии следующее: «13-го августа мусульмане устроили частное совещание. Совещание длилось с утра до позднего вечера, но никаких определенных резолюций не вынесло. Говорили о том, о сем, коснулись и армяно-татарских отношений, но. жаловался мне молодой татарин - в результате получилась одно грусть и уныние. Молодежи зажали рот.

Мне не удалось видеть "стариков" - участников совещания и узнать -довольны ли они молодежью, но последняя, нельзя сказать, чтобы была довольна "отцами". Верным показателем отношений "отцов" и "детей" может служить следующая телеграмма, которую просил меня дать в газеты вышеупомянутый мусульманин. "Состоялось частное совещание мусульман. Были толки об утопических обществах. Совещание определенной резолюции не вынесло. О переживаемых обстоятельствах, об отношении мусульман к Государственной думе - ни слова. Молодежь и большая часть публики (около 200 чел.) осталась в недоумении". Так смотрит молодой мусульманин на результаты совещания, руководящую роль в котором играли многие почтенные мусульмане. Надо заметить, в совещании участвовали: редактор "Каспия" А.М. Топчибашев, редактор "Терджема-на" И. Гаспринский, публицист Ахтямов и др.» (Казанский телеграф, 1905, №3738, 19 августа, с.2).

«Кроме обычного торгового люда, сюда прибыли представители разных слоев мусульманского населения, не исключая самых дальних областей. Были лица духовного звания, учителя, писатели и другие в числе, говорят, более 1000 человек, специально прибывшие потолковать о делах. Мусульмане письменно и через уполномоченных словесно обращались к г. нижегородскому губернатору с просьбой разрешить им официально совещание и получили решительный отказ, смягченный ссылкой на ярмарочное, тревожное время. Нам передавали, что начальник губернии высказал, кроме того, свое полное доверие к серьезности и законоуважению мусульман и нашел бы такой съезд допустимым, но только не во время ярмарки, омрачившейся перед тем известными беспорядками. Отказ этот, несмотря на любезную мотивировку, произвел на мусульман очень тягостное впечатление, и они, разбившись группами по своим номерам, ресторанам и магазинам, решили подать жалобу высшему начальству, но затем эта мысль была оставлена, и официальный съезд был оставлен до более благоприятного времени», - делился информацией со своими читателями редактор газеты «Тарджеман» сразу после возвращения из Нижнего Новгорода (Тарджеман, 1905, № 67, 26 августа). Как указывалось выше, леги-

тимность съезда И. Гаспринский рассматривал в качестве одного из ключевых условий его проведения. По логике И. Гаспринского получается, что по причине отсутствия разрешения на проведение официального съезда (с решением его ключевой задачи. - И.З.), он был отложен до лучших времен.

Вторая принципиальная мысль заключена в следующей цитате заметки И. Гаспринского: «Нельзя сказать, чтобы собравшиеся в Нижний на ярмарку мусульмане провели свое время бесплотно. Естественно, они в частных беседах обменялись мыслями, желаниями и надеждами и, в лице более влиятельных представителей разных групп и областей, пришли к тем или иным заключениям, которые можно бы назвать и мусульманской резолюцией. 15 августа рано утром группа мусульман, более 200 человек кавказцев, сибиряков, казанцев и других, наняв специально пароход, выезжали из Нижнего на увеселительную поездку по Оке. По тихой живописной реке азиатские экскурсанты проплывали до ночи, когда вернулись в город и чинно разошлись по квартирам» (Там же). Таким образом, получается, что, во-первых, главным итогом съезда стало принятие на этих многочисленных заседаниях «мусульманской резолюции»; во-вторых, на пароходе «Густав Струве» состоялось самое важное и многочисленное собрание приехавших на политическое мероприятие общественных деятелей.

М. Бигиев также отмечал, что прибывшие на ярмарку общественные деятели в течение нескольких дней рассуждали о политических, религиозных и земных нуждах, а потом единогласно приняли постановление, которое могло бы быть своеобразным руководством или документом для российских мусульман в их действиях и поступках (Бигиев, 1906, б.6).

Следует подчеркнуть, что эта публикация в значительной степени перекликается с воспоминаниями Г. Исхаки, имеющими отношение к событиям середины августа 1905 г. Оценивая деятельность политической организации «Хуррият», Исхаки отмечал, что «она стремилась толкнуть съезд на революционный путь. Участники съезда разделились на умеренно-конституционную и радикально-революционную группы (Исхаки, 2004, с.22-23).

Итак, кульминацией стало 15 августа 1905 г., когда более 200 мусульман провели общее собрание на пароходе «Густав Струве». Председателем собрания был избран Гаспринский, идейными руководителями выступили А. Топчибашев и Ю. Акчура (Исхаков, 2007, с.218).

По настоянию Габд. Ибрагимова, с целью изолировать от собрания радикальную молодежь, пароход с участниками отошел от пристани раньше установленного времени. В своих воспоминаниях Г. Исхаки писал, что более 30 молодых людей на моторном судне догнали пароход, поднялись на палубу и стали общаться с участниками этого нелегального мероприятия (Исхаков, 2013, б.398).

Гаспринский пригласил Исхаки в свою каюту, где между ними состоялся серьезный разговор по поводу перспектив политического объединения

мусульман. После длинного вступительного слова, Гаспринский сообщил молодому человеку о намерении учредить союз мусульманских народов России под названием «Иттифак аль-мусульмин» («Меселман иттифагы») для противодействия угнетению российским правительством мусульман. Соглашаясь с названием союза, Исхаки спросил о программных положениях будущей организации. Гаспринский заявил, что речь идет о создании политической партии.

Г. Исхаки стал настаивать на создании союза мусульманских народов на основе культурного единства, призванного способствовать обновлению мектебов, медресе и духовной жизни, развитию периодической печати, национальной литературы и театра как институтов единого этнокультурного сообщества (бер миллэт), что позволило бы подготовить народы к их будущей политической роли в социальной жизни страны. Он подчеркнул, что политическое единство мусульман невозможно. Среди мусульман, как и среди христиан, существуют различные общественные группы, преследующие свои узко социальные интересы. Интересы помещика и безземельного человека всегда будут противоположны, их невозможно объединить в единую политическую программу, заявил Г. Исхаки. В современной ситуации самым верным решением является учреждение мусульманского союза, призванного консолидировать народы на основе решения задач в сфере развития культуры. Гаспринский вновь повторил, как об уже принятом решении, о намерении учредить на этом общем собрании политическую партию мусульман России. Продолжая дискутировать, Исхаки отметил, что в создавшейся ситуации, когда страна охвачена антиправительственными выступлениями и беспорядками, от этой инициативы не следует ожидать положительного результата, эта партия будет мертворожденной организацией (Там же).

Общее собрание, состоявшееся на палубе парохода, открыл А. Топ-чибашев. После выступления Ю. Акчуры, огласившего программу будущей партии, переписанную из учредительных документов русских либералов, слово взял Исхаки. Он обратил внимание участников собрания на то, что лидер русских либералов П.Н. Милюков и его сторонники являются врагами тюрко-мусульман. Если будет принята их программа, переведенная на татарский язык, то создаваемая партия «Иттифак» будет подчинена им, и это обстоятельство будет способствовать порождению среди мусульман лжи, заявил лидер «Хуррията». Резюмируя свое выступление, Исхаки предложил не подстраиваться не под какую русскую политическую партию, создать собственную программу «Иттифак» - учредить культурно-просветительский союз тюркских народов и воздержаться от политической борьбы (Там же).

После эмоционального и аргументированного выступления Г. Исхаки А. Топчибашев, взяв слово, постарался убедить присутствовавших, что при наличии политического единства мусульманских народов непременно возникнет культурно-просветительский союз. Ему возразил Ф. Туктаров, на-

стаивая на правоте Исхаки. Собравшиеся, не желая продолжения полемики, предложили проголосовать. Большинство участников (2/3) поддержали предложение А. Топчибашева о создании политической партии, основанной на ранее оглашенной, переведенной на татарский язык, программе кадетов. После этого участники собрания приступили к выборам правления партии, а сторонники Исхаки покинули заседание (палубу парохода). Такую очередность событий изложил в своих воспоминаниях Г. Исхаки. Как видим, к 15 августа 1905 г. группой организаторов были подготовлены учредительные документы будущей партии.

Следует отметить, что порядок выступавших на собрании 15 августа по М. Бигиеву иной, чем у Исхаки. Согласно Бигиеву, собрание открыл председатель Гаспринский, с пламенной «исторической речью» выступил А. Топчибашев, затем слово взяли А. Ахтямов, И. Гаспринский и еще несколько человек.

Согласно записям Исхаки, после возращения парохода на пристань он пригласил своих сторонников из числа мелких торговцев, приказчиков, молодых купцов, учителей на собрание в гостинице «Двухсветный», на котором занялся активным партийным строительством: были заложены основы сотрудничества с мусульманами Азербайджана, Казахской степи и Крыма. Приступая к разработке документов политической организации, сторонники Исхаки приняли решение не копировать программы русских партий, составили комиссию для изучения партийных текстов и деятельности социал-демократов и социалистов-революционеров. Оставив Тукта-рова в Нижнем Новгороде для продолжения координации действий, основная группа «хурриятовцев» отбыла в Казань.

После завершившегося 15 августа собрания на палубе парохода «Густав Струве» Гаспринский несколько дней спустя написал о совещаний либералов на Нижегородской ярмарке следующее: «1 7 августа кавказские мусульмане дали в честь прочих большой обед из национальных блюд; на это 18-го им ответили мусульмане внутренних и восточных губерний. На первом обеде было до 300, на втором до 200 человек. Экскурсия на пароходе и эти обеды, в связи с многочисленными собеседованиями малыми группами, привели общественное мнение мусульман к следующим положениям, видимо, одобренным всей многотысячной массой, бывшей на ярмарке. Положения эти можно резюмировать так: 1) во всех делах общегосударственного характера и интереса мусульмане должны быть солидарными с лучшей прогрессивной частью остального народа; 2) всеми законными и согласными с религией мерами должно стараться о культурном развитии мусульман для подъема их в уровень современных условий жизни, для чего содействовать реформе духовных правлений, улучшать старые и создавать новые учебные заведения, учреждать библиотеки, читальни, издавать популярные книги, газеты, основывать пособия учащимся и т.п.; 3) словесно и печатно разъяснять своему народу значение высочайшего манифеста 6 августа об учреждении Государственной думы, ее ком-

петенции и выборе членов в ее среду; 4) заботясь об охране и сохранении общественных лесов, земель, вакуфных имуществ параллельно с заботами об улучшении материального положения народа, возбуждая, где следует, необходимые ходатайства» (Тарджеман, 1905, № 67, 26 августа). Итак, согласно утверждению И. Гаспринского, буквально получается, что окончательная резолюция съезда была принята в ходе последующих обсуждений. Этим обстоятельством мы объясняем существование нескольких вариантов резолюций, на что обратил внимание еще И.Д. Кузнецов2.

В качестве другого важного момента, заслуживающего внимания, И. Гаспринский отметил факт конструктивного сотрудничества шиитов и суннитов, которые «вполне слились, предав забвению печальные традиции, когда-то их отчуждавшие» (Там же).

Свою статью об итогах съезда автор завершил вполне оптимистично: «Отрадно было также слушать о здравых, честных суждениях мусульман относительно долга и пользы идти вперед с лучшими людьми и силами великой родины» (Там же).

Принятая съездом резолюция свидетельствовала о том, что вместо политической партии создавался культурно-просветительский союз российских мусульман (Исхаков, 2007, с.170). Ее текст не соответствует утверждению Г. Исхаки о голосовании 15 августа на пароходе «Густав Струве» большинством участников собрания за создание политической партии в соответствии с переведенной на татарский язык политической программой кадетов. Видимо, после ухода Г. Исхаки и его группы с палубы произошла дискуссия и, в конечном счете, стало доминировать мнение об учреждении культурно-просветительского союза мусульманских народов.

Почему так получилось?

Из губерний Волго-Уральского региона на съезд съехались региональные лидеры, которые зимой-летом 1905 г. проводили меджлисы, собрания, составляли петиции, выезжали в качестве членов депутаций в Санкт-Петербург для встречи с высокопоставленными чиновниками и передачи им коллективных прошений. Часть из них являлась участником апрельского совещания улемов в Уфе, чистопольского совещания (2022 мая), а некоторые из них - и июньского съезда уполномоченных волостей Уфимской губернии. Незавершенность формирования основных политических течений в мусульманском сообществе привела к преобладанию в составе участников съезда купцов и духовных лиц. Между тем в рассмат-

2 Несоответствие текстов резолюции, содержание которых «одно и то же», И.Д. Кузнецов объяснил их переводом на русский язык. Он сравнил текст резолюции, отложившийся среди делопроизводственной документации жандармерии, с текстом, опубликованным М. Бигиевым в приложении к уставу Всероссийского мусульманского союза, а также с текстом Галимджана Ибрагимова в его книге «Татары в революции 1905 года» и в работе «Общественные движения в России в начале ХХ века», кн.7, с.234-235 (Национальные движения, 1935, с.220).

риваемый период культурные связи между татарами и русскими находились на низком уровне. «Татарские предприниматели, в отличие от элит других национальных меньшинств России, не пытались войти в хозяйственный и гражданский высший слой путем русификации» (Ноак, 1998, с.156). Можно сказать, что большинство купцов не находились в русском культурном поле: для них формы русского политического движения не являлись образцовыми, наоборот, они рассматривали возникшую благоприятную общественную ситуацию и возможность получения для единоверцев гражданское и политическое равноправие через призму расширения религиозно-культурной автономии и повышения статуса религиозного управления и исламских институтов. В этот дискурс вписывается и большинство мусульманского духовенства, присутствовавшего на съезде. В результате в августе 1905 г. культурные различия между подверженным русской аккультурации ярдом либералов, представленным, главным образом, дворянами, выпускниками и учащимися русских и зарубежных учебных заведений, с одной стороны, и сторонниками замкнутого традиционного мусульманского сообщества в лице большинства купцов и духовенства, с другой стороны, наглядно проявились на мировоззренческом уровне и отразились на политическом самосознании и социальном поведении элит. Социальная основа мусульманского либерализма в вопросе партийного строительства была узкой.

По отношению к политическому режиму среди участников съезда были сторонники самодержавного строя, конституционной монархии и республики. Таким образом, разноликость политических взглядов участников съезда также стала одной из причин невозможности принятия подготовленных учредительных документов партии «Иттифак аль-мус-лимин».

На первый взгляд может показаться, что среди большинства возобладало мнение Г. Исхаки. В действительности, участники нелегального съезда, опасаясь за политические последствия, постановили перенести принятие окончательного решения о создании политической организации на следующий съезд, когда он будет работать легально.

Итак, 1 -й пункт принятой резолюции гласил: «Мусульманам России во всех вопросах: политических, культурных, а также в вопросах, возникающих в зависимости от настоящего положения России, необходимо быть солидарными».

2-й пункт резолюции был своего рода реакцией на манифест от 6 августа 1905 г. об учреждении Государственной думы - нового представительного института в общественно-политическом устройстве России: «Для приведения в исполнение этих вопросов мыслящие мусульмане, будучи единомышленниками с передовыми русскими людьми, принимают участие в деле установления такого порядка, по которому законы составлялись бы при участии избранных народом представителей его».

3-й пункт резолюции поставил во главу угла достижение принципа равноправия всех людей перед законом: «Мусульмане законными способами приложат все усилия к тому, чтобы были уничтожены существующие по отношению к мусульманам притеснения и бесправие, и чтобы мусульмане были уравнены с русскими в политических, религиозных и имущественных правах».

Основополагающим пунктом резолюции следует признать 4-й пункт, который гласил: «.Для того, чтобы подготовить мусульман к понятию о возможных в будущем новых законах новых основ, мусульмане особенно приложат свои усилия к всестороннему своему развитию. Для этого мусульмане во всех губерниях, сообразно своим нуждам, будут стремиться к открытию школ, путем издания книг, газет и журналов будут стараться дать народу основное понятие о современном положении».

Таким образом, съезд объявил о создании общественной организации, имеющей целью объединение всех мусульман России независимо от их классовых и национальных различий, на основе идеи развития культуры и просвещения. И сам союз, и создаваемые на местах его отделения («местные собрания» (п.5)) должны были заниматься культурно-просветительской работой, обозначенной в п.4 (Национальные движения, 1935, с.220-221 ). Была повторена звучавшая на многих собраниях, проходивших в разных уголках России, идея о необходимости провозглашения гражданского равноправия мусульманских народов. Важно также отметить, что резолюция съезда в целом соответствовала первоочередным нуждам и чаяниям мусульман и во многом перекликалась с содержанием петиций, которые ранее поступили в Комитет министров.

1-й пункт официальной программы съезда оказался невыполненным в связи с частным, нелегальным, характером съезда. В действительности такой документ был составлен и доведен до государя в формате «всеподданнейшего адреса» от имени группы татарских купцов после завершения съезда, 22 августа. Во «всеподданнейшем адресе» была выражена не только благодарность императору, но и изложены три просьбы политического характера: 1) обеспечение равноправия российских подданных; 2) допущение представителей от мусульман к участию в заседания Особого совещания по делам веры под председательством А.П. Игнатьева по разработке справедливых законопроектов и 3) допущение мусульман к работе в Государственной думе (Там же, с.220). На этом задачу подачи «докладной записки» о нуждах мусульман можно было считать выполненной.

Беспристрастную оценку итогам августовских совещаний мусульман на Нижегородской ярмарке дал специальный корреспондент газеты «Казанский телеграф». Он писал следующее: «.первая попытка устроить съезд мусульман (на всероссийском торжище в Нижнем) не удалась, несмотря на все усилия мусульманских депутатов. Правда, мусульмане устроили частное совещание на особо нанятом пароходе, но результаты этого совещания не удовлетворили большинство членов. Обсудить обществен-

ные нужды и дела, установить программу деятельности на поприще народной нужды и борьбы с узкими воззрениями и консерватизмом, и результате составить общую докладную записку в дополнение к поданным многочисленным петициям - таковы были цели предполагаемого съезда. Но ни установить, ни обсудить что-либо собравшиеся мусульмане не смогли, и поэтому предполагается просить о разрешении созыва мусульманского съезда в течении наступающей зимы в Петербурге или каком-либо другом городе» (Казанский телеграф, 1905, №3808, 14 сентября, с.3).

В целом резолюция Первого Всероссийского съезда мусульман России, составленная на Нижегородской ярмарке, была принята в русле требований мусульман, изложенных в петициях 1905 г. Представительное августовское собрание мусульманских общественных деятелей стало важным этапом в консолидации региональных элит и послужило основой для создания в ближайшем будущем политической партии «Иттифак аль-муслимин».

Источники и литература

1. [Гаспринский И.] Мусульманский съезд // Тарджеман. 1905. № 67. 26 августа.

2. [Гаспринский И.] Мусульманское собрание // Тарджеман. 1905. №48. 21 июня.

3. [Гаспринский И.] Совещание мусульманской прогрессивной партии // Тарджеман. 1905. №56. 19 июля.

4. Амирханов Р.У. Татарский народ и Татарстан в начале ХХ века: Исторические зарисовки. Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. 150 с.

5. Бигиев Муса. Русия меселманнары хэрэкэтенец башлангычы // Русия меселманнары иттифакыньщ нэзамнамэсе ике карарнамэ илэ / тез. Гали-Мэрдан Тупчебашев. СПб.: К.С. Антокольский типографиясе, 1906. Б. 2-6.

6. Гарольд. С Нижегородской ярмарки. (От нашего специального] корреспондента) // Казанский телеграф. 1905. №3738. 19 августа. С.2.

7. ДэYлэт, Н. Русия теркилеренец милли кереш тарихы (1905-1917) / терекчэдэн Р. Батулла тэр^. Казан: Милли китап, 1998. 399 б.

8. Щарулла Муса. Исляхат эсаслары. Пг.: М.-А. Максутов типографиясе, 1917. 289 б.

9. Из жизни мусульман (от нашего корреспондента). О съезде русских мусульман // Казанский телеграф. 1905. №3808. 14 сентября. С. 3.

10. Исмаил. Татарская прогрессивная партия // Тарджеман. 1905. №52. 5 июля.

11. Исхаки Г. Краткий очерк борьбы татар Волго-Урала за освобождение // Вопросы истории. 2004. №8. С.22-23.

12. Исхаков М.Г. Тэр^емэи хэлем // Исхаков М.Г. Эсэрлэр: 15 т. 14 т.: Хат-лар hэм автобиографик язмалар / томны тез., текст hэм ацлат. эзер., кереш CYЗ авт. Ф.Фэйзуллина. Казан: Татар. кит. нэшр., 2013. Б. 363-405.

13. Исхаков С.М. Первая русская революция и мусульмане Российской империи. М.: Изд-во «Общественно-политическая мысль», 2007. 400 с.

14. Каппелер А. Образование наций и национальные движения в Российской империи // Российская империя в зарубежной историографии. Работы последних лет / сост. П. Верт, П.С. Кабытов, А.И. Миллер. М.: Новое издательство, 2005. С. 395-435.

15. Национальные движения в период первой революции в России (сборник документов из архива быв. Департамента полиции) / сост. И.Д. Кузнецов. Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1935. 398 с.

16. Ноак К. Некоторые особенности социальной структуры поволжских татар в эпоху формирования наций (конец XIX - начало ХХ в.) // Отечественная история. 1998. № 5. С.147-158.

17. Сенюткина О.Н. Первый съезд мусульман России (к 100-летию проведения). Монография. Нижний Новгород: изд-во НИМ «Махинур», 2005. 76 с.

18. Усманова Д.М. Мусульманские представители в российском парламенте. 1906-1916. Казань: «Фэн» АН РТ, 2005. 584 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Фахрутдинов Р.Р. Политическое самосознание татар на рубеже веков (II половина XIX - начало XX века). Казань: Магариф, 2006. 210 с.

20. Хабутдинов А.Ю., Мухетдинов Д.В. Всероссийские мусульманские съезды 1905-1906 гг. Н. Новгород: НИМ «Махинур», 2005. 60 с.

21. Ямаева Л.А. Мусульманский либерализм начала ХХ века как общественно-политическое движение. Уфа: Гилем, 2002. 300 с.

И.К. Заhuдуллuн

Меселманнарньщ Беренче бетенрусия съезды (1905 елньщ 13-18 августы)

Мэкалэдэ меселманнарньщ ТYбэн Новгородта узган Беренче бетенрусия съездын эзерлэY hэм уздыру мэсьэлэлэре яктыртыла, аныц 1905 елныц 13-18 август кеннэрендэ узуы раслана. Элеге ижтимагый чарада либераллар гына тYгел, э социалист-революционерларныц hэм социал-демократларныц сэяси карашларын яклаучылар катнашуы хакында эйтелэ. Съездныц аны оештыручылар планлаш-тырган сэяси партия тезY урынына Русия меселманнарыныц сыйнфый hэм милли аерымлыкларына карамыйча мэдэният hэм мэгърифэтчелек фикере тирэсендэ тупланган ижтимагый берлек оештыру хакында карар кабул шуенец сэбэплэре ацлатыла.

Ачкыч сYзлэр: меселманнарныц 1905 елгы Беренче бетенрусия съезды, ТYбэн Новгород ярминкэсе, либерал меселманнар, И. Гаспринский, Габдерэшит ИбраИимов, Г. Исхаки.

I.K. Zagidullin

On the First All-Russian Congress of Muslims (August 13-18, 1905)

The article highlights the preparation and holding of the First All-Russian Congress of Muslims, proves the holding of its sessions from August 13 to 18, 1905 and the participation in its work not only of Muslim liberals, but also of persons with political views of socialist revolutionaries and social democrats. Are explained the reasons for announcement by the Congress of the creation of a public organization aimed at uniting all Muslims in Russia, regardless of their class and national differences, on the basis of the idea of developing culture and education, and not a political party, as planned by its organizers.

Keywords: First All-Russian Congress of Muslims in 1905, the Nizhny Novgorod fair, Liberal Muslims, I. Gasprinsky, Gabderashit Ibragimov, G. Iskhaki.

Информация об авторе:

Загидуллин Ильдус Котдусович - доктор исторических наук, заведующий отделом новой истории Института истории им. Ш. Марджани АН РТ (г. Казань); e-mail: zagik63@mail.ru

Заhидуллин Илдус Котдус улы - тарих фэннэре докторы, ТР ФА Ш. Мэр-ж;ани исемендэге Тарих институтыньщ яца тарих бYлеге медире (Казан шэhэре).

Zagidullin Ildus K. - Doctor of Historical Sciences, Head of the Department of New History, Marjani Institute of History of Tatarstan Academy of Sciences (Kazan).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.