Гуманитарные науки
25
УДК 63К
УЧАСТИЕ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ВО ВСЕРОССИЙСКИХ СЪЕЗДАХ МУСУЛЬМАН В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
Иманова А. М.,
Институт Рукописей имени Мухаммеда Физули НАНА, Азербайджанская Республика, г. Баку E-mail: [email protected]
Статья посвящена исследованию истории Съездов Всероссийских мусульман, проводимых в первой половине XX века. История этих съездов особенно важно для изучения исторической эволюции идеологии тюркизма. А также для определения историко-географических, культурных, этнических особенностей и общих аспектов истории тюркских народов. В процессе работы этих съездов идеология тюркизма постепенно приобретает политический характер. И принимаются решения о практической деятельности по внедрению этих идей среди народных масс. После поражения в русско-японской войне 1904-1905 годов напряженность в отношениях между колониями и метрополией, начало борьбы народов за национальную свободу вынудили царизм подписать демократический манифест «17 октября».
Начавшееся с этого периода политическое возрождение объединило общественную жизнь всех тюркских народов Российской империи, на пути к борьбе за национальную свободу. Мусульманские съезды, проведенные в 1905-1917 годах, имели особое значение для восстановления государственной независимости и исторических традиций тюркских народов, живущих в пределах русского государства. Исследование истории этих конференций, которые представляли национальное движение мусульман России, показывает, что позже они приняли форму политической организации. Классифицирование идей и концепций съездов позволяют рассматривать развитие идеологии тюркизма от литературного союза до уровня «политического тюркизма» и проследить эволюцию политического тюркизма. С этой точки зрения, изучение истории съездов, объединивших все тюркские народы России в одном движение, все еще актуально. Эти съезды способствовали подготовке политических требований, одинаково представляющих все народы, и потребовали положить конец дискриминации мусульман в государственных и общественных учреждениях. Все эти несправедливости, против которых боролись век тому назад, встречаются и в современном мире. Знание уроков истории и правильно сделанные выводы могут предотвратить ошибки будущего.
Ключевые слова: «Иттифак аль-муслимин», Азербайджан, Алимердан бек Топчибашев, тюркизм, Али бек Гусейнзаде, союз мусульман.
PARTICIPATION Of THE AZERBAIJANI INTELLIGENTSIA IN ALL-RUSSIAN MUSLIM CONGRESSES AT THE BEGINNING Of THE XX CENTURY
Imanova A. M.,
Institute of Manuscripts named after Muhammad Fuzuli ANAS, Baku, Republic of Azerbaijan E-mail: [email protected]
The article is devoted to the study of the history of all-Russian Muslim Congresses held in the first half of the XX century. The history of these congresses is especially important for studying the historical evolution of the ideology of Turkism. As well as to determine the historical, geographical, cultural, ethnic features and General aspects of the history of the Turkic peoples. In the course of these congresses, the ideology of Turkism gradually acquires a political character. And
decisions are made on practical activities to implement these ideas among the masses. After the defeat in the Russian-Japanese war of 1904-1905, tensions between the colonies and the mother country and the beginning of the struggle of peoples for national freedom forced tsarism to sign the democratic Manifesto "October 17". The political revival that began from this period United the social life of all the Turkic peoples of the Russian Empire, on the way to the struggle for national freedom. The Muslim congresses held in 1905-1917 were of particular importance for the restoration of state independence and historical traditions of the Turkic peoples living within the Russian state. A study of the history of these conferences, which represented the national Muslim movement of Russia, shows that they later took the form of a political organization. Classification of ideas and concepts of the congresses allows us to consider the development of the ideology of Turkism from the literary Union to the level of "political Turkism" and to trace the evolution of political Turkism. From this point of view, the study of the history of the congresses that United all the Turkic peoples of Russia in one movement is still relevant. These congresses contributed to the preparation of political demands that are equally representative of all peoples, and demanded an end to discrimination against Muslims in state and public institutions. All these injustices, which were fought against a century ago, are also found in the modern world. Knowing the lessons of history and drawing correct conclusions can prevent future mistakes.
Key words: "ittifaq al-muslimin" Azerbaijan, Alimerdan Bey topchibashev, Turkism, Ali Bey Huseynzade, Union of Muslims.
Манифест от 17 октября, его влияние на
политическое возрождение и общественную жизнь тюркских народов России
Первые годы XX века особый период Российской истории. Всемирный экономический кризис 1900-1903 годов стали показателями существования неразрывных связей российской экономики с мировой капиталистической системой. В 1904 году Япония объявила войну России. После поражения в войне экономический кризис в стране углубился еще больше. Волна забастовок, начавшийся с 19 сентября (2 октября) 1905 года в Москве, в которой участвовала около 1 700 000 человек, в скором времени охватила всю Россию. Это было начало революции 1907 года. В связи с непрекращающейся смутою, 17 октября 1905 года Николаем II был объявлен «Высочайший Манифест об усовершенствовании государственного порядка», который также провозглашал политические права и свободы. Манифест, разработанный С. Ю. Витте, предоставлял такие права, как свобода совести, свобода слова, свобода собраний, свобода союзов и неприкосновенность личности [Васильева, 1975: 35]. В результате принятия манифеста были внесены изменения в Основные государственные законы Российской империи, которые фактически стали первой российской конституцией. По закону, принятого от 6 августа 1905 года и Манифесту, предполагалось провести выборы в Государственную Думу и в Государственный Совет Российской империи. По Манифесту от 17 октября 1905 г.,
было установлено, «как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы». Позже эта норма была закреплена в Основных законах Российской империи: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и восприять силу без утверждения Государя Императора» [Власть и реформы, 2006: 63].
Но Манифест не обещал никаких политических изменений представителям других национальностей, заключенным в «тюрьме народов» Российской империи. Это были тюрки, украинцы, белорусы, грузины, евреи и другие народы, которые в общей сложности составляли 130 миллион человек. Согласно закону, изданному в 1899 году, представителей не русских народов было запрещено принимать на службу в государственные учреждения. И этот закон оставался неизменным. Закон 1899 года применялся по отношению к некоторым народам, живущим в Сибири; эскимосам Архангельской области; кочевым народам Ставрополья; калмыкам; киргизам; тюркским народам Казани и Туркестана; к азербайджанцам и всем мусульманам Кавказа; евреям. Поскольку Манифест 17 октября официально заявил о праве образования политических партий в России и предоставлении некоторых свобод, у российских мусульман появилась возможность воспользоваться всеми политическими правами. А также 11 декабря 1905 года царем II Николаем был объявлен указ о созыве Государственной Думы. И мусульмане Кавказа также получили
право принимать участие в деятельности Думы. Тем самым тюркские народы Российской империи начали организовываться, чтобы защитить свои национальные права и противостоять колониальной политике царизма.
В этих целях в ходе совещаний мусульманской интеллигенции, проведенных в Баку, обсуждалась идея совместного решения проблем социально-экономического и культурного развития мусульманских народов Российской империи и их политической организации. Представители азербайджанской и татарской интеллигенции, которые собрались в особняке Рашида Эфенди в Петербурге, такие как Алимердан бек Топчи-башев, Ахмед бек Агаев, Али бек Гусейнзаде, Биньямин Эфенди Адхам, Исмаил бек Гаспрински решили создать организацию под названием «Иттифак аль муслимин» (« ittifaki э1 МшПтт» -Союз мусульман).
Защита прав мусульман России и формирование политических организаций велись в двух направлениях - на основе деятельности Мусульманской Фракции Государственной Думы России и под руководством Союза Российских мусульман. 15 марта в особняке Г. З. Тагиева прошла встреча представителей буржуазии и интеллигенции. Во время переговоров обсуждалась важность проведения реформ на Кавказе. Участниками встречи было составлено прошение от имени мусульман об участии в Думе. Этот документ был первым программным документом, представленным царскому правительству со стороны Азербайджана. В подготовке проекта принимали участие Фаррух бек Везиров, Алимердан бек Топчибашев и Ахмед бек Агаев. Требования, выдвинутые азербайджанской интеллигенцией от имени мусульман Кавказа, вскоре были воплощены в идеологических программах борьбы русских мусульман против колониальной политики и стали основой деятельности Союза Российских мусульман.
Участие азербайджанцев в Высших представительных законодательных органах России впервые началось с Государственной Думы, созванной в 1905-1907 годах. Государственная Дума была учреждена из-за необходимости проведения изменений в политической системе страны под влиянием русской революции. Мусульманское население Южного Кавказа впервые участвовала в избирательном процессе в I Государственную Думу. Она начала свою ра-
боту 27 апреля 1906 года. В Думу были выбраны пять азербайджанских депутатов, которые представляли Бакинскую, Гянджинскую, Ереванскую и Тбилисскую губернии. Из Азербайджана были выбраны Алимердан бек Топчибашев, Исмаил хан Зиядханов, Абдуррагим бек Ахвердиев, Маммед Таги Алиев и Асадулла бек Мурадханов.
11 декабря 1905 года после принятия закона о выборах, проект которого был подготовлен председателем Совета министров Витте, тюркские народы России получили права представления в Думе. Впервые после оккупации Россией территорий тюрко-мусульманских народов, они приобрели возможность принимать участие в деятельности всероссийских органах правительства. От Бакинской губернии в I Государственную Думу депутатами были избраны Алимердан бек Топчибашев, Маммед Таги Алиев и Асадулла бек Мурадханов. В Российской империи Баку был единственным городом, где жили мусульмане, и избранные в Государственную Думу все три депутата были мусульманскими чиновниками тюркского происхождения. Однако из городов Казани, Уфы и Оренбурга, где большинство населения тоже были в основном мусульманами, в Государственную Думу были избраны русские. Эта можно считать торжеством и успешным итогом национального движения в Азербайджане конца XIX - начала XX веков. Это был итог национального движения, начавшегося в Баку в начале XIX века.
В I Государственной Думе тюркских народов представляли 46 депутатов, во II Думе - 38, в III Думе - 10, а в IV Думе уже - 7 депутатов. Несмотря на непоследовательность и малочисленность Государственной Думе депутатов от мусульманского населения, это стало важнейшим шагом в приобретении совершенного политического, парламентского опыта. Государственная Дума, которая имела 11-летнюю историю, в итоге послужила звеном, направляющим деятельность мусульманских лидеров для полного ознакомления с системой государственного управления, непосредственного участия в законодательном процессе и становлению контактов между разными партийными фракциями. Помимо всего, в этом высшем органе власти депутаты тюркского происхождения, входившие в состав так называемых «мусульманских» фракций в соответствии с их религией и принятые другими членами Думы как «национальные группы», получили возмож-
ность учредить в стране политические центры российских мусульман. О значении Думы Гусейн Байкара писал следующее: «Депутаты с думского кресла могли высказывать свои пожелания и предложения, не думая о наказании. Только здесь люди могли обсуждать неправильное политическое направление и несправедливые законы царского режима, не пройдя цензуру» [Мэммэдов, 2005: 112].
Первый Всероссийский съезд мусульман в начале XX века
Первый Всероссийский съезд мусульман состоялся 15 августа 1905 года в Нижнем Новгороде, во время ярмарки на корабле «Густав Струве» на реке Ока. Съезд был проведен без официального разрешения правительства и с участием 150 человек. Первая конференция мусульман России была открыта чтением Корана Закавказским имамом Шакиром Садыхом Эфенди Рахимкули. Коран был главным символом, объединившим всех участников конференции и демонстрирующим их мусульманскую идентичность. На конференции были представлены разные слои (в основном буржуазия и интеллигенция) общества мусульманского населения России. В выступлениях делегатов, по сути, «содержался призыв объединить всех мусульман России», призвать законы о правах мусульманской буржуазии выровнять с законами о правах русской буржуазии, ликвидировать политическое давление и неравенство закона в отношении к мусульманам. Звучали требования открыть школы, издать книги и выпускать газеты на языках мусульманских народов. На конференции была отмечена особое значение объединения тюркских народов на основе идей тюркизма и Ислама. Также было решено учреждение объединения под названием «Мусульманский союз».
С 10 августа представители тюркской интеллигенции, состоятельные люди и религиозные деятели Кавказа, Крыма, Казани, Поволжья, Туркестана и Идель-Урала, приглашенные на первую Всероссийскую конференцию мусульман, начали прибывать в Нижний Новгород. Подготовительными работами руководили Алимердан бек Топчибашев, Исмаил бек Гаспрински, Юсуф Акчура, Рашид Эфенди Ибрагимов, Муса Бики-ев. Фатих Керими, Сеид-Гирей Алкин, Абдулла Апанай активно участвовали в организационных мероприятиях. Абсугурд Ахтямов из Уфы, татарин
по происхождению, дважды - 8 и 14 августа обратился губернатору Нижнего Новгорода, по поводу проведения конференции, но получил отказ. Российское правительство, не желая допустить объединения мусульман, дало распоряжение губернатору о предотвращении проведения конференции в Нижнем Новгороде. Перед участниками конференции с приветственной речью выступил редактор журнала «Тарджуман» (Тэгситап - переводчик) Исмаил бек Гаспрински. По предложению И. Каспринского Алимердан бек Топчибашев и Юсуф Акчура были избраны на пост председателя конференции, а чиновник администрации губернии Уфы Селим Гирей Кан-турин в секретариат [Форумы, 2006: 121].
Делегаты конференции Исмаил Гаспрински, Абуссуд Ахтямов, Сеид Гирей Алкин, Габдулла Апанаев, Ахмед бек Агаев, Галиаскер Сыртланов, Габдрашид Ибрагимов, Муса Геруллах Бикиев, Каяз Исхаков, Мухаммед-Закир Рамиев, Гутлуг-Мухаммед Тевкелев, Фуад Туктаров, Молла Али Яушев и другие поддержали предложение о создании организации в целях объединения мусульман России, выдвинутое Топчибашевым. На основании доклада Топчибашева было принято постановление, состоящее из пяти пунктов. Согласно этому постановлению, мусульмане во всех российских провинциях должны были объединиться в соответствии с социально-культурными и политическими требованиями. Предполагалось формирование органов законодательной и государственной администрации в целях проведения свободных выборов представителей отдельных народов. Предусматривалось уподобление прав мусульманского населения со всеми политическими, гражданскими и религиозными правами русских. Требовалось открытие школ, органов печати, народных курсов, домов для чтения и просвещения народа. Для исполнения поставленных задач и регулярных встреч должны были создаваться местные советы под руководством мусульманских конференций.
Первая Всероссийская конференция мусульман опиралась на религиозное и национальное начало народов Российской империи. Деятельность конференции была направлена против политики русификации правительства и добилась организованности тюркских народов империи и начала движения сопротивления. В решение конференции, особенно во втором пункте, определение некоторых политических вопросов
как основных задач, доказало, что накануне Октябрьского манифеста лидеры тюркских народов целесообразно воспользовались сложившейся ситуацией в стране. Решение лидеров мусульманских народов о создании политической партии перед объявлением Манифеста от 17 октября продемонстрировало их политическую компетентность. Согласно постановлению конференции, провинции России, где жили мусульмане, были разделены на 16 округов. Баку стал временным политическим центром российских мусульман. Созыв Второго Всероссийского съезда мусульман стал одним из главных вопросов в повестке встреч в Нижнем Новгороде. Подготовка и проведение следующего съезда было поручено А. Топчиба-шеву [A. M. Topgba§i, 2012: 11].
Второй Всероссийский съезд мусульман
В январе 1906 года в Петербурге был проведен II Всероссийский съезд мусульман. Представитель торговой буржуазии Петербурга Мухаммед Алим Максудов обратился к главе городского управления с прошением о проведении конференции. В официальном заявлении были указаны следующие проблемы, которые подлежали к обсуждению: вопросы формирования мусульманских религиозных институтов; последствия Манифеста от 17 октября на политическую и экономическую жизнь мусульманских народов; определения участия представителей мусульман в деятельности Государственной Думы; подготовка программ политических партий [Усманова, 2005: 135].
Первое совещание съезда проходило под председательством Исмаил бека Гаспринского и Г. Ибрагимова, следующие заседания Алимердан бека Топчибашева. В ходе конференции были обсуждены устав и программа «Иттифак аль Муслимин», подготовленные A. Топчибашевым. Г. Ибрагимов принимал активное участие в подготовке этих документов. Был принят Устав «Иттифак аль Муслимин», состоявшийся 23 статей. Принятие Программы «Иттифак аль Муслимин» было решено отложит до созыва III Всероссийского съезда. Согласно принятому новому Уставу, Центральный Комитет Союза должен был находиться в Баку. В этот же период Баку уже был признан политическим центром российских мусульман. Согласно Уставу губернские центры России, где в основном жили мусульмане, были разделены на 16 округов. Во всех принятых документах главной целью было указано создание региональных советов. Реги-
ональные советы подчинялись Всероссийским съездам, а в межсессионный период Верховному Совету Союза. Всероссийские съезды по новому Уставу предусматривалось проводить каждый год [Сеидзаде, 1991: 33]. Во время съезда было решено наладить сотрудничество с Конституционно-демократической партией России (кадет) на выборах в Думу и провести выборы в одном блоке с этой партией. Решение о сотрудничестве с кадетской партией было связано со статьей программы этой партии, где предусматривалось принимать во внимание «национальные тенденции» народов, живущих в Российской империи. Лидеры кадетов И. В. Гессен, Л.И. Петражицкий и другие придавали особое значение сотрудничеству с «Иттифак аль Муслимин» в преддверии выборов в Думу. В свою очередь, кадетская пресса и лидеры партии постоянно подчеркивали идентичность требований мусульман и Программы партии кадетов. Основой для этой идентичности служили либеральные идеи. Признание кадетской партией национальных прав польского и финского населения усилило надежды мусульманской интеллигенции на поддержку идеи «независимости».
21 июня 1906 года в Санкт-Петербурге было созвано первое заседание депутатов, избранных от мусульманских округов в Государственную Думу. На встрече присутствовало 22 человека. А. Топ-чибашев был избран лидером Мусульманской Фракции I Государственной Думы. Обсуждая проблемы мусульман Российской империи, Фракция также продолжала подготовку для созыва III Всероссийского съезда мусульман. Но деятельность I Государственной Думы продолжалась недолго. Во время заседания Думы 7 июля министр внутренних дел России Петр Столыпин выступил с заявлением о роспуске Думы, а 9 июля царь Николай II подписал указ о прекращении деятельности I Государственной Думы. После роспуска Думы мусульманские депутаты со столичной мусульманской общиной провели встречу в Выборге. На встрече была подписана декларация с требованием о созыве Думы и принято решение поручить организацию III Всероссийского съезда мусульман А. Топчибашеву и проводит съезд в Нижнем Новгороде. Мусульманские лидеры придавали большое значение проведению этого мероприятия и в связи с этим постоянно отправляли письма Топчибашеву. Мустафа Давыдович, депутат из Крыма, предлагал объявить о проведении открытого съезда [Письмо М. Давыдовича
к А. Топчибашеву. 24.07. 1906.// ГААР, ф. 3172, с. 1, и. 2, л. 31].
Третий Всероссийский съезд мусульман
III Всероссийский Съезд мусульман начал свою работу 16 августа 1906 года в центральном клубе Нижнего Новгорода. Работу съезда благословил глава местного духовенства Халил Эфенди. В конференции принимали участие до 1000 участников из Кавказа, Крыма, Поволжья, Сибири, Туркестана и Киргизии. Топчибашев был избран председателем III Съезда мусульман России. Совет Управления Съезда был утвержден в составе из 15 человек. В Совет Председательство входили Алимердан бек Топчибашев, Исмаил бек Гаспрински, Габдрашид Ибрагимов, Мустафа Ширванский, Сеид Гирей Алкин, Юсуф Акчура, Муса Бикиев, Шахайдар Сыртланов, Селим Гирей Чантурин и другие. В ходе съезда было проведено четыре заседания. По принципам заслушанных докладов Кабдрашида Ибрагимова, Юсуфа Ак-чуры, А. Апаная, Алимердан бека Топчибашева, Г. Галиева были принят ряд важных решений. Среди них можно особо подчеркнуть объединение всех мусульман и поддержка идеи союза Ислама, одобрение легальной политической деятельности, исходя из этого признание необходимости создания мусульманской партии с программой на основе национальных и религиозных идей, принятие проекта программы, подготовленного Топчибашевым. Помимо этого обсуждались проблемы образования и национальных школ, проект учреждения комиссии по образованию; проект по религиозной реформе, состоящий из 13 статей. Было принято решение о создании единого религиозного правления мусульман России; программа «Иттифак аль Муслимин», подготовленная А. Топчибашевым и содержавшим 11 глав и 75 параграфов, в целях решения политических, экономических, социальных и религиозных проблем мусульман [Сеидзаде, 1991: 3]). В решении конференции о школах и медресе, принятой 18-19 августа, было осуждено имперская политика правительства и заявлено, что «преподавание русского языка зависит от собственной воли и желания каждого народа» [Baykara, 1992: 132].
В общей сложности, на рассмотрение III Съезда Всероссийских мусульман были переданы три решения. В первой резолюции был осужден армяно-мусульманский конфликт, начавшийся
на Кавказе, объявлен протест армянским религиозным и политическим деятелям. Во второй резолюции было выражено одобрение по поводу объявления иранским шахом Музефереддином конституционно-правового законодательства. В последней резолюции были выражены протест и возражения против убийства депутата Государственной Думы М. Я. Герценштейна. Все три документа были отправлены по телеграфу в Петербург, Москву, Баку, а второе постановление именно в Тегеран.
Политическая деятельность представителей интеллигенции Азербайджана в 1907-1917 годах
После завершения работы съезда Алимердан бек Топчибашев пытается добиться регистрации «Иттифак аль Муслимин» со стороны государственных органов России. И начинает активную деятельность в целях учреждения в Петербурге пресс-службы партии. А. Топчибашев совершает ряд поездок в мусульманские страны, чтобы объяснить характер принятых документов [Объявление об экспедиции А. Топчибашева в Хаджи Тархан (Астрахань) // ГААР, ф. 3172, с. 1, и. 12, л. 1]. 18-20 ноября 1906 года Центральный комитет Мусульманского союза проводит в Москве совещание для обсуждения некоторых вопросов, которые не нашли своего решения.
Во время совещания также обсуждались вопросы издания программы и устава партии на русском языке, их представления правительству и созыва Совета, представляющего народ. Несмотря на роспуск I Думы политическая активность угнетенных народов и деятельность его лидеров продолжал расти. Это тревожило государство. Поэтому с конца 1906 года началось преследование социально-политических деятелей, особенно мусульманской интеллигенции. Накануне выборов во II Государственную Думу партия «Народной свободы» своей пропагандой сыграла важную роль в мобилизации прогрессивных демократических сил. Партия «Народной свободы» считала конституционную монархию целесообразным государственным строем для Российской империи. И рассматривала единство прогрессивных сил Думы как основой обеспечения свободы личности и конституционного права граждан всей России. И начинается слияние деятельности Мусульманских Фракций Государственных Дум
последующих созывов и Всероссийских съездов мусульман.
II Государственная Дума приступила к работе 20 февраля 1907 года. Мусульманские округи России представляли 38 депутатов Думы [Усманова, 2005: 166]. К сожалению, не все мусульманские депутаты были включены в Мусульманскую фракцию. Во II Думе также была создана «Группа мусульманских рабочих», состоящая из 6 человек. 17 марта 1907 года Мусульманская Фракция восстановила свою деятельность. В нее входили 22 депутата Думы [Сеидзаде, 1991: 56]. В этот период А. Топчибашев подготовил и опубликовал программу деятельности фракции [HэsэnH, 2013: 164]. 3 июля 1917 года II Государственная Дума была распушена II Николаем, так как не приняла Столыпинскую сельскохозяйственную реформу.
Этим событием закончился период борьбы представителей национальной интеллигенции либерального направления. Анти мусульманская политика царской России усилилось. 19071917 годы исследователями характеризуются годы усиления реакционной политики правительства и переход национальных партий на нелегальную деятельность. Тем не менее, именно в этот период были проведены общественно-политические работы, чтобы укрепить единство мусульманских народов в борьбе против колониальной политики Российской империи. И все это связано с именем известного общественно-политического деятеля Азербайджана А. Топчибашева. Именно благодаря его стараниям деятельность Государственной Думы IV созыва была принята в качестве IV Всероссийского Съезда мусульман.
1 ноября 1907 года приступила к работе III Государственная Дума. Число мусульманских депутатов здесь составило 10 человек. Бакинская, Елизаветпольская и Эриванские губернии представлял всего один депутат. Это был Халил бек Хасмаммедов, член Партии народной свободы. 10 ноября был организован Мусульманская фракция, в составе которой было 8 членов. Руководитель Фракции был Гутлуг Тевкелев из Уфимской губернии. В период деятельности III Думы А. Топчибашев, приговоренный к трем месяцам лишения свободы за подписание Выборгского воззвания, был освобожден от заключения. И в апреле 1909 года Мусульманская фракция III Думы принимает решение не отправляться на каникулы Пасхи. Депутаты проводят свой отпуск в
консультации с А. Топчибашевым по проблемным вопросам жизни мусульманских народов.
В 1909-1910 годах, в период, когда жесткая реакционная политика П. Столыпина осуществляла контроль над всеми политическими процессами, происходящими в России, члены Мусульманской фракции III Думы вели переговоры по учреждению Мусульманского бюро. Материальные расходы по организации этого Бюро взяли на себя влиятельные люди Уфы и Оренбурга. По этой причине татарские депутаты Мусульманской фракции предлагают, чтобы созданием Бюро, занималась не Фракция, а Мусульманское объединение. В этот период Кавказские мусульмане не оказывали финансовую поддержку общему мусульманскому движению. В итоге Мусульманское бюро было создано в ноябре 1910 года в Уфе. В эти годы политическая активность мусульман заставила российское правительство действовать осмотрительно по отношению к ним. Создание в Баку национально-политической партии «Муса-ват» и победа мусульман на выборах в городскую Думу превратили Баку в политический и культурный центр тюрок Кавказа.
Деятельность III Государственной Думы завершилась в июне 1912 года, а осенью того же года начались выборы в IV Государственную Думу. 15 ноября 1912 года IV Государственная Дума приступила к работе. Мусульманская фракция IV Государственной Думы насчитывало в общей сложности 6 членов: Мамед Юсуф Джафаров из Южного Кавказа, Гутлуг Тевкелев, И. Ахтямов и Г. Байтераков из Уфы, Гайса Еникеев из Оренбурга и М. Миннигалеев из Самары. Магомет Далгат из Дагестана был включен в состав Фракции позже [Hasanli, 2013: 216]. В этот период Мусульманское бюро возглавлял Ахмет Цаликов из Северного Кавказа. Начало деятельности IV Думы совпало с Первой Балканской войной 1912-1913 годов. Поражение Османской империи в этой войне привело к усилению оппозиции против Мусульманской фракции в Думе. Несмотря на малое число членов, и усилению политического давления, Мусульманская фракция IV Думы выступила с обращением к российскому правительству. В своем протесте они заявили, что государство не должно вмешиваться во внутренние дела Турции, и поставили на повестку дня вопрос о предоставлении равного права выбора всем народам, независимо от религиозной принадлежности. Мусульманская фракция добилась разрешения от Министерства
внутренних дел на проведение заседания по реконструкции религиозных учреждений.
Заседание проводилось 15-25 июня 1914 года в Петербурге. По предложению главы Мусульманской фракции Г. Тевкелева эта встреча мусульманских лидеров была принята в качестве IV Всероссийского съезда мусульман. В ходе IV съезда мусульман были проведены пять заседаний. В совещаниях с докладами выступили И. Ахтямов, М. Ю. Джафаров, М. Далгат, С. Каратаев, А. Топчи-башев, С. Еникеев, Джаханшах Сайдалин, Султан Бахтджан Каратаев, Али хан Букейханов. Основными темами обсуждения заседаний были возрождение мусульманских духовных институтов, изменение политики государства по отношению к мусульманам, учреждение духовного правления в Туркестане и вопросы духовных учебных заведений и образования. Съезд принял два важных документа, подготовленных Алимердан беком Топчибаши: документ под названием «Важные проблемы создания мусульманских духовных учебных заведений - медресе» и проект под названием «Основа ведения религиозных дел мусульманам Российской империи». В целом же в ходе этой конференции были приняты десять проектов постановлений.
Основные назначения конгрессов мусульман, проведенных после 1917 года
Всероссийские съезды мусульман, проводимые после 1917 года, совпали с периодом, когда в России сложились совершенно другие политические условия, и была установлена иная государственная структура.
Первая Мировая война, начавшаяся через месяц после IV Всероссийского съезда мусульман, повлияла на политическое положение всех тюркских народов Российской империи и до крайности обострила социально-экономические, политические и национальные проблемы в Российской империи. Объявлением Россией войны против Турции, призывы против мусульман приняли официальный характер. Основные выступления депутатов в Думе, заседания интеллигенции, публикации, опубликованные в прессе, и обращения религиозных деятелей-христиан были направлены против мусульман.
Военные действия российско-турецкого фронта потрясли весь Кавказ, и ситуация на Южном Кавказе стала критической. Освобождение и поддержка российским правительством терро-
ристов дашнакской партии создали условия для формирования вооруженных армянских отрядов. Происходящие усилили недовольство тюркских народов к Российской империи и пробудили их стремление к независимости. В свою очередь, Мусульманская фракция Думы выразила свой протест и выступила с заявлением «о положении мусульман, находившихся на Кавказском фронте» [Мусульманские депутаты, 1998: 206]. Начиная с 1915-1916 годов, Баку снова стал главным центром Мусульманской фракции Думы и Мусульманского Бюро. Газета «Ачыг сез» («Открытое слово»), изданное с осени 1915 под редакцией Мехмет Эмина Расулзаде, стала занимать важное место в деятельности Мусульманской фракции и Бюро [Багирова, 1997: 276-277].
Трудности, вызванные Первой войной в конце 1916 года, углубили внутренние противоречия в России и вызвали политический кризис. По мере усиления политического кризиса доверие к не славянским народам уменьшалось, а средства политического давления возрастало. По этой причине Али бек Гусейнзаде, Ахмет бек Агаев, Габ-драшид Ибрагимов, которые жили в эмиграции с 9 мая 1916 года, от имени 25 миллионов тюркских народов России обратились к президенту США В. Вильсону с просьбой защитить мусульман от полного искоренения [Сенюткина, 2007: 490-491].
С Февральской революцией 1917 года и ее победой, в национально-освободительном движении всех народов империи начался новый период. Свержение монархии ускорило политические процессы, происходящие на Южном Кавказе. Временное правительство, формированное после Февральской революции, 20 марта приняло закон об отмене религиозных и национальных ограничений. Избирательные ограничения в отношении национальных и религиозных меньшинств, нормы цензуры, применяемые к не русским народам в военных, гражданских органах власти и учебных заведениях, были отменены. 27 марта был создан Временный исполнительный комитет Бакинского мусульманского национального совета [Баберов-ский, 2010: 100]. Алимердан бек Топчибашев, как член этого комитета, отправился в Гянджу, а затем в Тбилиси, чтобы достичь единства национальных сил. В резолюциях заседаний, проводимых во время его визита, отмечалось, что мусульмане поддерживают созданные новые органы власти. Было принято решение о проведении 11 апреля
специального заседания по проблемам Кавказского региона [HэsэnH, 2013: 240].
В апреле 1917 года в Баку начал работу Конгресс мусульман Кавказа. Конгресс провел четыре заседания. В работе конгресса принимали активное участие партия «Тюрк-адеми-меркезийет» и партия «Мусават», созданная в Баку. На заседаниях конгресса выступали Алимердан бек Топчибашев, Мехмет Эмин Расулзаде, М. Б. Эфен-диев, Шейхюлислам М. Пишнамаззаде, от имени мусульман Дагестана - Хади Эфенди, Гасан бек Агаев, профессор Р. Карланова и другие. Впервые в работе конгресса принимали участие и выступили две женщины - Шафига ханум Эфендизаде и Адиля ханум Шахтахтинская. На Бакинском конгрессе мусульман Кавказа обсуждались будущая политическая структура России, религиозные вопросы мусульман, проблемы образования на Кавказе, создание Национального фонда, а также отношение мусульман Кавказа к Временному правительству России и Первой мировой войне. Дискуссии о будущей политической структуре России были более интересными. Азербайджанская интеллигенция и политические деятели поддерживали идеи о политической независимости и выступали с требованиями создания Азербайджанской Республики. После интенсивных переговоров конгресс объявил «наилучшей государственной структурой России для благо мусульманских народов» «демократическое правление, основанное на принципах федерации» [Резолюция съезда мусульман Кавказа. Апрель 1917 года//ГААР, ф. 790, с. 1, и. 18, л. 3]. На конгрессе были приняты важные решения по религиозным вопросам и образованию. По вопросам образования была принята резолюция о важности общего, обязательного и бесплатного образования на тюркском языке. Было решено открыть Центральное Бюро Национального комитета Южного Кавказа в Баку, а Северного Кавказа во Владикавказе [HэsэnП, 2013: 246].
1 мая 1917 года в Москве открылся Съезд мусульман России. На съезде принимали участие не 500 делегатов, как было запланировано, а 900 участников. Из них 100 были женщины-делегаты, прибывшие из Поволжья, Крыма, Кавказа, Киргизии, Сибири и других регионов России. На этот раз в состав делегации из Баку входили писательница Шафига ханум Эфендизаде, директриса Александрийской девичьей школы Селиме ханум Ягубова и директриса IV городской женской
гимназии (школы) Рауза ханум Султанкулиева. На конференции были представлены все тюркские народы России - тюрки Кавказа, Поволжья, Сибири и татары Урала, киргизы, башгырды, туркмены, узбеки, горцы, народы Восточного Туркестана. Работа съезда продолжилась 10 мая, и было проведено 12 заседаний.
Бакинская делегация представила на рассмотрению съезда концепцию Мехмета Эмина Расулзаде об этнической и региональной автономии. С распространением этой идеи среди тюркских народов России занимались представитель азербайджанской интеллигенции Алимердан бек Топчибашев, башгырд Ахмет-Зеки Валидов, казах Мухаммедджан Тынышпаев и Алихан Букей-ханов, узбек Усман Ходжаев [Ямаева, 2002: 231]. В повестке съезда стояли следующие вопросы; государственный строй России; определение национально-культурной судьбы; отношение к войне; тактика компании Учредительного Совета и предвыборной пропаганды; проблемы женщин, рабочих и крестьян; формирование вооруженных сил в государстве; организация оказания помощи пострадавшим на войне; проблемы избрания Всероссийского мусульманского совета [HэsэnП, 2013: 251].
Мехмет Эмин Расулзаде считал, что тюркские народы владеют разными акцентами единого языка, имеют общую литературу, историю и региональные особенности. И только в случае приобретения автономии, могут полностью проявить себя как тюрки, как мусульмане и идти в ногу со временем. 7 мая на шестом заседании Московской конференции с преимуществом голосов (за 446 голосов, против 271) торжествовала концепция республиканской формы на федеральных основах [Mэmmэdov, 2005: 189]. По вопросам распространения культурной и образовательной деятельности среди мусульман, по проблемам женщин и об отношении к войне большинство были за прогрессивные решения.
Все эти события способствовали переходу национально-освободительного движения на новый этап развития. Борьба тюркских народов за национальную независимость охватила «национально-географические» ареалы. Борьба народов за национальную автономию стала реальностью. А это было шагом на пути создания национального независимого демократического государства.
Заключение. Азербайджан - это страна, где испокон веков были представлены единый тюркский язык, общая тюркская духовность, история и традиции государственности в культурной и политической среде. В начале XIX века в результате военных операций царской России Северный Азербайджан был присоединен к Российской империи. После политического захвата Азербайджана и всего Кавказа Россией, начинается и экономическое завоевание этого региона. Первая XIX половина века - это период расселения и заселения российской оккупационной администрации на Кавказе и в Азербайджане. С первых дней вторжения российских войск на этих землях начались сражения местного населения против захватчиков. И вскоре охватила все регионы.
Борьба за независимость развернулась, как и во всем мире. Так, «движения сопротивления колониальных народов в своем развитии проходит через два этапа. Главной цель первого решение периода, национально-культурной проблемы. Основная цель второго этапа же приобретение политической независимости» [Балаев, 1998: 39]. Важнейшей особенностью в истории национально-освободительного движения тюркских народов Российской империи, является то, что в течение длительного времени главной ведущей силой этой борьбы были представители интеллигенции. И это закономерно. Потеряв государственную независимость, Азербайджан столкнулся с опасностью лишиться своей истории, национального самопознания, религии, вековые традиции. В первые годы оккупации царское правительство отказало даже правящему классу Азербайджана в предоставлении особых прав и привилегий.
Духовное преследование было особенно невыносимым. По этой причине азербайджанские просветители, трудились и творили во благо своего народа, не оставляя ее участь на выбор судьбе, а творя историю [Ваукага, 1966: 59]. Образование, публикации, издание книги на тюркском языке были запрещены. Большинство военных и политических деятелей страны были уничтожены, а многие вынуждены были эмигрировать. Движение за независимость Северного Азербайджана, начавшееся еще в период ханств, возглавили такие деятели культуры и просвещения как Аб-баскулу ага Бакиханов, Мирза Фетели Ахундзаде, Гасан бек Зердаби, Сейид Эзим Ширвани, Узеир бек Гаджибейли, Омер Фаик Неманзаде. Они были
одними из первых. Именно поэтому национально независимый Азербайджан, до общественной борьбы и восстановления государственности существовал в идеологии. А политических и общественных деятелей как Мехмет Эмин Расулзаде, Несиб бек Усуббейли, Фетели хан Хойски, Алимер-дан бек Топчибашев до социального созерцания формировали и воспитали творческое мышление представителей интеллигенции и культуры.
Позже именно эти личности сыграли огромную роль в подготовке, в проведении и деятельности Всероссийских съездов мусульман. Съезды же, в свою очередь, стали важным этапом в политической организации и в определении национальных целей тюркских народов Российской империи. И именно благодаря политической активности и блестящим идеям представителей Азербайджанской интеллигенции решения съездов, принятые по вопросу об автономии и независимости представили и распространили мировой общественности идеологию «тюркизма» и «тюркского единения».
Summary
CONQRESSES OF THE UNION OF MUSLIMS
OF RUSSIA AT THE BEGINING OF THE 20th CENTURY AND THE EVOLUTION OF TURKIZM THOUGHT
Key words: "ittifaqi-al- Muslimin", Azerbaijan, Alimerdan bey Topchibashev, Turkism, Ali bey Huseynzade, Union of Muslims.
The history of the Congresses of the Union of Muslims of Russia held during the first half of the 20th century assumes particular importance from the standpoint of determining the history of the evolution of Turkism thought and the specific historical, geographical, cultural and ethnic characteristics and general aspects of the Turkic people. The idea of political Turkism was completely formed during the activities of the Congresses and was decided to conduct practical works for adopting these ideas by the people.
After the defeat in the Russo-Japanese War during the 1904-1905 years, the tsarist government was compelled to sign a democratic October Manifesto,17 as a result of becoming aggravated the discords between the colonies of Russia and the central government and starting the peoples' national liberation movements.
The political revival which had started in that period joined the social lives of all Turkic people living in the Russian Empire in the way of fighting for national freedom.
The Congresses of the Muslims held during 19051917 years had important roles in the restoration of the independence and historical traditions of the Turks lived in the territories of Russia. The research and analyse of the Congresses which represented the national movement of the Muslims lived in Russia and was formed as a political organization, allow to follow
the rise of Turkism ideology from the level "literary unity" to the one "political Turkism"and the evolution of the political Turkism.
From this point of view, the research of the history of the Congresses that joined all Turks of Russia under one movement, prepared the political claims equally representing the people and demanded to put an end the biassed views towards the Muslims in the government and social organizations is an urgent question even today.
ЛИТЕРАТУРА
а) Архивы
1. Государственный архив Азербайджанской Республики (ГААР).
б) Книги и статьи
2. Baykara H. Azerbaycan istiqlal Mücadilesi Tarixi. Baki, 1992.
3. Baykara H. Azerbaycanda Yenile§me Hareketleri XIX Yüzyil. Ankara: Türk Kültürünü Ara§tirma Enstitusu, 1966.
4. Hasanli Cl. Tarixi §9xsiyy9tin tarixi. ölimsrdan bsy Topguba§ov. Baki: Azsrbaycan Diplomatik Akademiyasi, 2013.
5. MammadovX. Azerbaycan xalqinin milli istiqlal mübarizasi. Baki: Elm, 2005.
6. Баберовский Й. Враг есть везде. Сталинизм на Кавказе. М., 2010.
7. Багирова И. Политические партии и организации Азербайджана в начале XX века (1900-1917). Баку: Елм, 1997.
8. Балаев А. Азербайджанское национальное движение в 1917-1918 годах. Баку: Елм, 1998.
9. Васильева Н. И., Гальперин Г. Б., Королёв А. И. Первая российская революция и самодержавие. Л., 1975.
10. Власть и реформы: От самодержавной к советской России. М., 2006.
11. Всероссийские мусульманские съезды 1905-1906 годах. Нижний Новгород, 2005.
12. Мусульманские депутаты Государственной Думы России. 1906-1917 годы: Сборник документов и материалов / Сост. Л. А. Ямаева. Уфа, 1998.
13. Сеидзаде Д. Азербайджанские депутаты в Государственной Думе России. Баку: Азернешр, 1991.
14. Сенюткина О. Н. Тюркизм как историческое явление (На материалах истории Российской империи 1905-1906 годах). Нижний Новгород, 2002.
15. Топчибаши А. М. Документы из личных архивов. 1903-1934 годы / Сост., предис. и прим. С. М. Исхакова. М., 2012.
16. УсмановаД. Мусульманские представители в Российском Парламенте. 1906-1916 годы. М., 2005.
17. Форумы Российских мусульман на пороге нового тысячилетия / Под общ. ред. Д. Б. Нухетди-нова. Нижний Новгород, 2006.
18. Ямаева Л. А. Мусульманский либерализм начала XX века как общественно-политическое движение (По материалам Уфимской и Оренбургской губерний). Уфа, 2002.