Научная статья на тему 'Конституционно-демократическая партия и российские мусульмане в 1905-1906 гг'

Конституционно-демократическая партия и российские мусульмане в 1905-1906 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
569
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДЕТЫ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС / МУСУЛЬМАНЕ / НАЦИОНАЛИЗМ / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / КУЛЬТУРНО-НАЦИОНАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ / CADETS / NATIONAL QUESTION / MUSLIMS / NATIONALISM / NATIONAL IDENTITY / CULTURAL-NATIONAL AUTONOMY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Трунов Кирилл Николаевич

В статье рассматриваются вариант решения национальных вопросов российских мусульман, предлагаемый конституционно-демократической партией в 1905-1906 гг., процессы формирования и деятельность комитетов кадетской партии в мусульманских регионах Российской империи, степень влияния кадетов на коренное население, сотрудничество кадетов и мусульманских депутатов в I Государственной думе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Трунов Кирилл Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL DEMOCRATIC PARTY AND RUSSIAN MUSLIMS 1905-1906

The article deals with the variant of solution of national problems of the Russian Muslims, proposed by the Constitutional Democratic Party in 1905-1906, the formation and activity of committees of the Cadet party in the Muslim regions of the Russian Empire, the degree of impact of the Cadets on the local population, the cooperation of the Cadets and the Muslim deputies in the Ist State Duma.

Текст научной работы на тему «Конституционно-демократическая партия и российские мусульмане в 1905-1906 гг»

УДК 340.01

КОНСТИТУЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ И РОССИЙСКИЕ МУСУЛЬМАНЕ В 1905-1906 ГГ.

Трунов Кирилл Николаевич,

соискатель ученой степени кандидата исторических наук

кафедры истории и политологии Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ, г. Санкт-Петербург Е-mail: ktruno v@mail. ru

CONSTITUTIONAL DEMOCRATIC PARTY AND RUSSIAN MUSLIMS 1905-1906

Kirill Trunov,

the applicant of a scholar degree of candidate of History,

Department of History and Politics, North-West Institute of Management of the Russian Presidential academy of

national economy and public administration.

Saint-Petersburg, Russia, E-mail: [email protected]

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются вариант решения национальных вопросов российских мусульман, предлагаемый конституционно-демократической партией в 1905-1906 гг., процессы формирования и деятельность комитетов кадетской партии в мусульманских регионах Российской империи, степень влияния кадетов на коренное население, сотрудничество кадетов и мусульманских депутатов в I Государственной думе.

ABSTRACT

The article deals with the variant of solution of national problems of the Russian Muslims, proposed by the Constitutional Democratic Party in 1905-1906, the formation and activity of committees of the Cadet party in the Muslim regions of the Russian Empire, the degree of impact of the Cadets on the local population, the cooperation of the Cadets and the Muslim deputies in the Ist State Duma.

Ключевые слова: кадеты, национальный вопрос, мусульмане, национализм, национальное самосознание, культурно-национальная автономия.

Keywords: Cadets, national question, Muslims, nationalism, national identity, cultural-national autonomy.

В дореволюционной России национальные проблемы народов, исповедующих ислам, объединялись в единый «мусульманский вопрос». Традиционно в исламе национальность всегда играла второстепенную роль. Выдвижение отдельных требований тем или иным мусульманским народом не было характерным, так как определяющим фактором являлось вероисповедание: мусульмане должны вместе бороться за общие цели и сообща решать общие задачи. В национальной политике конституционно-демократической партии вопросы устройства национальной жизни российских мусульман занимали заметное место. Особенностью данного направления политики кадетов была ее тесная связь с вопросами внешней политики: национальные проблемы мусульманских народов России имели непосредственную связь с отношениями России с зарубежными странами, такими как Османская империя, Персия, Афганистан.

К началу XX века официальная власть России с тревогой относилась к процессам, происходившим в среде мусульманских народов. Распространение среди мусульманской интеллигенции европейских философских, социальных и политических идей стимулировало возникновение новых явлений в их общественной и духовной жизни. Прежде всего власть беспокоили признаки национального пробуждения, попытки консолидации мусульманских народов, расширение контактов с единоверцами из Турции, являвшейся давним геополитическим противником России.

Внимание к мусульманским народам России со стороны российской власти и общественности существенно возросло в период революции 1905-1907 гг., когда волнения охватили и мусульманские регионы. Особенно острой была ситуация на Кавказе: здесь располагался один из очагов революционного и национального движений. Здесь же в феврале 1905 г. вспыхнул кровавый армяно-азербайджанский конфликт.

На Кавказе слабость местной буржуазии, тонкий слой национальной интеллигенции, особенно в областях с мусульманским населением, были в значительной степени причинами слабого влияния партий и организаций либераль-

ного направления. Кавказ представлял собой взрывоопасный регион, где к социальным противоречиям добавлялись острые национальные противоречия между населявшими этот край народами (между армянами и азербайджанцами, армянами и грузинами, между многочисленными северокавказскими народностями и т.п.). Вследствие этой обостренности в крае большой популярностью пользовались, с одной стороны, революционно-социалистические партии, как общероссийские, так и местные национальные, а с другой, среди русского населения Кавказа значительное влияние имели черносотенные организации.

К 1905-1906 годам относится возникновение на Кавказе местных организаций конституционно-демократической партии. Одним из наиболее крупных отделений партии на Кавказе стал комитет в Баку, образовавшийся в январе 1906 года и на момент организации представлявший более 300 членов [1, д. 172, л. 2]. Заметным событием стало создание Грозненского комитета партии, возникшего в феврале 1906 года и начавшего выпуск собственной газеты «Грозненский листок». В его рядах объединилось около 100 человек [1, д. 396, л. 4].

Преобладающей национальностью в Бакинским комитете были армяне. Бакинские кадеты с самого начала своей деятельности испытывали затруднения в отношениях с местным мусульманским населением. Хотя к ним примкнул один из лидеров азербайджанского национального движения А.А. Топчибашев (кроме него, членами комитета являлись представители азербайджанцев М.Г. Алибегов, Ис. Гаджинский, И. Гаджиев, К. Сафаралиев), привлечение в партию представителей коренного населения края шло очень трудно. Группа практически не вела работы вне Баку. Бакинские мусульмане, хотя и записывались в партию, активной деятельности не осуществляли, ожидая проведения всероссийского мусульманского съезда. Сказывались и отсутствие устойчивых контактов между российскими либералами и мусульманской общественностью и резкая политическая поляризация на Кавказе: руководитель Бакинского комитета М.Ф. Подшибякин сообщал в ЦК, что студенческая молодежь Баку,

«участвующая в националистическом движении своего народа, не обнаруживает симпатии к нашей «умеренной» партии» и поэтому большая нужда в способных и деятельных агитаторах и пропагандистах» [1, д. д. 172, л. 5].

Жесткие условия военного положения сразу же поставили Бакинский комитет конституционно-демократической партии в крайне неблагоприятную ситуацию. Власти всячески препятствовали деятельности организации. Во время избирательной компании в I Государственную думу был убит кандидат в выборщики от кадетов С.С. Яковлев и во избежание дальнейших возможных эксцессов Бакинский комитет приостановил агитационную деятельность [1, д. 172, лл. 9-10].

Представители Грозненского комитета партии выступили с предложениями по организации местного самоуправления. Они указывали на необходимость создания структур, которые регулировали бы сложные межэтнические отношения в Терской области и сообщали в ЦК, что «здесь есть отдельные народы, как, например, чеченцы, которые живут обособленно от других народов и заслуживают особого самоуправления» [1, д. 396, л. 3].

В 1905 году комитеты кадетской партии возникли в Поволжье: в Казани, Ядрине, Чистополе и ряде других населенных пунктов. Казанский комитет организовался в октябре 1905 года. Л.М. Айнутдинова приводит данные из Национального архива Республики Татарстан, в соответствии с которыми в 19061908 годах в Казанской губернии насчитывалось около 700 членов партии кадетов, 400 из них - в Казани [2, с. 192]. Кадетов поддерживали такие казанские газеты, как «Волжско-Камская речь» и «Казанский вестник». Как и на Кавказе, в Казанской губернии действовало военное положение, что значительно осложняло деятельность партийных комитетов. Поэтому часто они маскировались под общества трезвости и другие общественные организации.

В конце 1905 года комитеты кадетской партии организовались в некоторых городах Средней Азии. В ноябре заявил о себе Ташкентский комитет, в состав которого вошло около 200 человек, чуть позже отделения кадетов возник-

ли в Коканде, Ашхабаде, Самарканде, Петро-Александровске [1, д. 372, л. 3] и др. Подавляющее большинство членов этих организации представляло русское население Средней Азии. Среди них были представители интеллигенции, торгово-промышленных кругов, инженеры и чиновники. Местное мусульманское население мало принимало участия в их работе. Причиной тому стали как крайне низкий уровень грамотности местного населения и малочисленность местной интеллигенции, так и фактическая сегрегация среднеазиатских мусульман - в этот период существовали как-бы две Средней Азии: одна многочисленная мусульманская, отсталая и неграмотная, прозябавшая в антисанитарных условиях в грязных городах и кишлаках, и русские колонисты, живущие своей жизнью в европейски отстроенных частях городов. Этот разительный контраст жизни приводил даже Ташкентский комитет партии к мысли о необходимости отдельных выборов и отдельного представительства в Государственной Думе для русского населения Средней Азии [1, д. 372, л. 4]. Идея привлечения в партию местных мусульман не рассматривалась ими всерьез.

В отличие от Ташкентского комитета, Кокандское отделение партии кадетов выражало уверенность в хороших перспективах расширения кадетского влияния среди местного населения. 11 декабря 1905 г. на заседании Кокандско-го отделения представители коренного населения просили скорейшего перевода на местные языки программных документов партии. Они сообщили, что уже имеют 2000 подписей о присоединении к этой партии и что в скором времени можно ожидать увеличения числа членов партии до 4-5 тысяч [3, с. 90]. Однако, как оказалось, настроения эти были слишком оптимистичны и данным планам так и не суждено было сбыться.

Немногочисленная, но активная либеральная интеллигенция Казахстана пыталась сориентировать национальное движение казахов на поддержку программы конституционно-демократической партии. В январе 1906 г. отделение кадетской партии возникло в Семипалатинске. За «европейский путь развития» и за союз с кадетской партией ратовал один из видных представителей казах-

ского национального движения А.Н. Букейханов. Он писал, что «видит будущее киргизской степи в сознательном претворении западной культуры - в самом широком смысле этого слова» и «возьмет за образец... в частности, Партию Народной Свободы» [4, а 599]. Кадеты Казахстана главное внимание уделяли важнейшему для казахов вопросу о земле. Надеясь на поддержку партии, в ноябре 1905 г. на заседании ЦК А.Н. Букейханов поднял вопрос о несправедливом отнятии земель у казахов при переселении крестьян из центральных областей России в казахские степи [5, с. 40]. Казахские члены партии подчеркивали, что казахское население требует не выселения переселенцев, а разрешение коренному населению свободно владеть остальными землями с приостановкой дальнейшего переселения и государственного подтверждения права казахов на земельную собственность [6, с. 38-39].

В январе 1906 года одновременно состоялись II съезд конституционно-демократической партии и II Всероссийский мусульманский съезд в Санкт-Петербурге, на котором были представлены мусульмане основных исламских регионов России. Мусульманский съезд принял решение о создании всероссийской политической организации «Бутюнрусие иттифак аль-муслимин» («Всероссийский союз мусульман»). Организация, большинство членов которой являлось сторонниками джадидизма, придерживалась либеральной идеологии и в политической линии выступила как союзник кадетской партии. Российские мусульмане не предъявляли требований на территориальную автономию. Известный ученый-этнограф Л.Я. Штернберг, говоря о политических платформах национальных движений азиатских (в том числе и мусульманских) народов России, писал в это время, что «ни в одной платформе мы не видим никаких сепаратистских тенденций. Наоборот, все они проникнуты твердым убеждением, что только в единении со всеми народами России, в общей свободе, в общедемократическом строе каждая народность обретет свое попранное право» [7, с. 566]. Как наиболее приемлемый вариант национальные движения мусульманских народов рассматривали экстерриториальную автономию. Такая автономия

для мусульман строилась по образцу системы миллетов1 в Османской империи. Сущность ее сводилась к национальному самоуправлению, учитывавшему нормы мусульманского права, такие как шариат, без создания административно-территориальных единиц.

Такая постановка вопроса об автономии значительно облегчала сотрудничество «Иттифак аль-муслимин» с партией кадетов, так как была близка кадетскому варианту решения национального вопроса в России, основанного на предоставлении народам права на культурно-национальную автономию. Они понимали, что идеология джадидизма была огромным шагом вперед на пути движения мусульманских народов в сторону приобщения к либеральным ценностям европейской цивилизации, приверженцами которых были кадеты. Существенные культурные отличия мусульманской цивилизации диктовали необходимость обеспечения широкой культурно-национальной автономии мусульманских народов ради сохранения государственного единства России.

Тем не менее, при всем понимании такой необходимости, кадеты не считали возможным специально заострять внимание на мусульманском вопросе и ради этого вносить поправки в партийные документы. Поэтому на II съезде конституционно-демократической партии в январе 1906 года предложение представителя Казанского комитета партии Ю.Х. Акчурина о внесении в партийную программу дополнений, подчеркивающих необходимость учета национальных и религиозных особенностей мусульманских народов при выработке уголовного и гражданского уложений, не было принято большинством делегатов. Выступающие отмечали, что предложения Казанского комитета, исходящие по сути от съезда мусульман, вполне совпадают с основными идеями программы партии. Делегат съезда от Казани Г.Ф. Шершеневич подчеркнул, что «татары - это элемент, на который наша партия может сильно опереться» [8, с. 57]. Не возражая в принципе против существа предложений Казанского коми-

1 Миллет (тур. millet) — в мусульманских странах группа людей одной веры, имеющие автономные административные учреждения (суды, школы, больницы и т. д.), расположенные в специально отведенном для этого месте того или иного населенного пункта.

тета и признавая их справедливость, Ф.Ф. Кокошкин выразил мнение, что вводить их в программу вряд ли нужно. Его поддержал П.Н. Милюков, пояснив при этом, что основные положения кадетской программы и так «заставляют нас позаботиться о том, чтобы местные условия были приняты во внимание» [8, с. 161].

В июне 1906 г. в партии сформировалась мусульманская группа, имеющая тесные отношения с «Иттифак аль-муслимин». Члены группы выразили желание иметь своего представителя в ЦК [5, с. 85]. Им стал член Казанского комитета партии Ю.Х. Акчурин.

Союз «Иттифак аль-муслимин» с кадетами отразился на результатах выборов в I Государственную думу. В ее состав было выбрано 22 депутата-мусульманина. Среди исламских регионов наибольшую активность в выборах проявило население Уфимской губернии, от которой из 10 избранных в Думу депутатов 6 были мусульманами [9, с. 132]. 18 депутатов-мусульман входили одновременно в конституционно-демократическую фракцию. Фактически это означало, что «Иттифак аль-муслимин» был мусульманской фракцией кадетской партии. Организатором и лидером мусульман в Государственной Думе стал редактор бакинской газеты «Каспий» и член Бакинского комитета партии кадетов А.А. Топчибашев.

По большинству вопросов (аграрный вопрос, вопрос о расследовании межнационального конфликта на Кавказе и др.) мусульманские депутаты поддерживали предложения кадетов и не вошли в группу автономистов, образованную в I Государственной думе, предпочитая ей союз с фракцией народной свободы. Активное сотрудничество кадетов и мусульманской части Думы было прервано ее роспуском 8 июля 1906 года.

Собравшееся по инициативе кадетов в Выборге собрание депутатов I Государственной думы приняло воззвание к народу, призывающее к акциям гражданского неповиновения в знак протеста против роспуска Думы. Среди подписавших данное обращение были шесть представителей мусульманской

фракции, четверо из которых были кадетами (А.А. Ахтямов, А.Н. Букейханов, С.С. Джантюрин, А.А. Топчибашев). И именно по инициативе депутатов-мусульман, обративших внимание на то, что депутаты-представители всех национальностей обращаются ко всем народностям России, слова обращения воззвания «Русские граждане!» в окончательном виде были изменены на «Граждане всей России!» [10, c. 16-17].

Опыт стратегии и тактики кадетов в отношении российского мусульманства, сотрудничества кадетской партии с представителями национальных движений мусульман России безусловно представляют значительный интерес. Решение национальных вопросов мусульманских народов, предлагаемое кадетами, основывалось на понимании ими специфических особенностей мусульманской культурной среды. Будучи сторонниками приобщения российских мусульман к современным формам демократии и достижениям прогресса, они отвергали механическое перенесение европейских ценностей на мусульманскую почву, понимая какую значительную роль в их жизни играют религия и традиционные ценности. Установив прочные связи с представителями мусульманского либерализма, кадеты совместно с ними попытались выработать стратегическую программу относительно будущего мусульманских народов в составе России, основанного на началах культурно-национальной, или экстерриториальной, автономии. Диалог между кадетами и мусульманскими либералами усиливал влияние первых в мусульманских национальных движениях. Характерно, что это влияние было тем сильнее и значительнее, чем более крупные и активные организации национальных либералов, таких как «Иттифак аль-муслимин», имелись в мусульманских регионах (так, наиболее значительное влияние кадеты имели в Казани и областях с татарским населением на Волге, наименее значительное - в Средней Азии и Терской области, где это влияние слабо распространялось на местное население).

Сотрудничество конституционно-демократической партии с мусульманскими либералами в 1905-1906 гг. открывало заманчивую перспективу спра-

ведливого и взаимовыгодного решения мусульманского вопроса в России. Кадеты в отношениях с мусульманскими народами стремились найти все возможные точки соприкосновения для сотрудничества и будущего мирного сожительства. Встречное движение проявлялось и со стороны мусульман: требования их были весьма умеренные и реалистичные, не выходящие за рамки культурно-национальной автономии и выражавшиеся в борьбе за религиозное равноправие, равноправие языка, создание национальной школы, развитие культурных учреждений. Это был момент, считал П.Н. Милюков, когда национальности становились на путь создания общей российской «государственной нации» [11, с. 173].

Однако дальнейшее развитие событий не позволило реализоваться данной перспективе. Жесткое подавление национальных движений со стороны самодержавия после поражения революции 1905-1907 гг., привело к радикализации требований национальностей, в том числе и мусульманских. Национализм правительства и черносотенных партий приводил их от требований автономии к сепаратизму, а от сепаратизма к требованию отделения. Внешние противники России, желавшие ее максимального ослабления, активно поддерживали эти процессы, забрасывая в освободительное движение лозунги «самоопределения народов». Отрицательную роль в отношениях кадетской партии с мусульманским либерализмом сыграла явная недооценка лидером кадетов П.Н. Милюковым значения национального вопроса вообще и мусульманского вопроса в частности. Признавая его в теории, он часто игнорировал его на практике. Со стороны кадетов был допущен ряд существенных ошибок, особенно в годы первой мировой войны, периоды деятельности Прогрессивного блока и Временного правительства, выразившихся в недооценке мусульманского фактора и пренебрежении требованиями мусульманских либералов. Данные обстоятельства приводили к росту недоверия к ним со стороны мусульман и разобщению демократических сил накануне октября 1917 г.

Список литературы:

1. Государственный архив Российской Федерации, ф. 523, оп. 1.

2. Айнутдинова Л.М. Либеральное движение в Казанской губернии. -Казань, Фэн, 2003, 205 с.

3. Котюкова Т.В. Туркестанское направление думской политики России (1905-1917 гг.). М., Энтер-Графико, 2008, 201 с.

4. Букейханов А. Киргизы // Формы национального движения в современных государствах (Австро-Венгрия, Россия, Германия) / под. ред. А.И. Кастелянского. - СПб., Издание Т-ва «Общественная польза», 1910, с. 575-600.

5. Протоколы Центрального Комитета и заграничных групп конституционно-демократической партии. В 6 тт. / т. 1. 1905-1911 гг. - М., Прогресс-Академия, 1994, 528 с.

6. Кузина С.В. Национальный вопрос в Государственных Думах России на материалах областей Степного края и Туркестана. 1906-1917 гг. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - М., 2002, 177 с.

7. Штернберг Л. Инородцы. Общий обзор // Формы национального движения в современных государствах (Австро-Венгрия, Россия, Германия) / под. ред. А.И. Кастелянского. - СПб., Издание Т-ва «Общественная польза», 1910, с. 529-574.

8. Съезды и конференции конституционно-демократической партии. В 3-х тт. / т. 1. 1905-1907 гг. - М., РОССПЭН, 1997, 744 с.

9. Бернацкий, Г.Г., Соболев, В.Г. Участие мусульман в общественно-политической жизни России в конце XIX - начале XX в. Деятельность мусульманской фракции Государственной Думы // Ленинградский юридический журнал, 2005, № 3, с 128-144.

10. Винавер М.М. История Выборгского воззвания (Воспоминания). -Пг., Партия народной свободы, 1917, 48 с.

11. Милюков П.Н. Национальный вопрос (происхождение национальности и национальные вопросы в России). - Прага, Библиотека издательства «Свободная Россия», 1925, 192 с.

References:

1. Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii [The State Archive of Russian Federation], f. 523, op. 1.

2. Ajnutdinova L.M. Liberal'noe dvizhenie v Kazanskoj gubernii [The Liberal Movement in Kazan Gubernia]. Kazan', Fjen, 2003, 205 p.

3. Kotjukova T.V. Turkestanskoe napravlenie dumskoj politiki Rossii (1905-1917 gg.) [Turkestan Line in Russian Duma Policy]. M., Jenter-Grafiko, 2008, 201 p.

4. Bukejhanov A. Kirgizy // Formy nacional'nogo dvizhenija v sovremen-nyh gosudarstvah (Avstro-Vengrija, Rossija, Germanija) / pod. red. A.I. Kastel-janskogo [Kirgizes // Forms of National Movement in Modern States (Austro-Hungary, Russia, Germany] .SPb., Izdanie T-va «Obshhestvennaja pol'za», 1910, pp. 575-600.

5. Protokoly Central'nogo Komiteta i zagranichnyh grupp konstitucionno-demokraticheskoj partii. V 6 tt. / t. 1. 1905-1911 gg. [Protocols of the Central Committee of the Constitutional Democratic Party]. M., Progress-Akademija, 1994, 528 p.

6. Kuzina S.V. Nacional'nyj vopros v Gosudarstvennyh Dumah Rossii na materialah oblastej Stepnogo kraja i Turkestana. 1906-1917 gg. Dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni kandidata istoricheskih nauk [The National Question in State Dumas of Russia in Sources of the Steppe Region and Turkestan]. M., 2002, 177 p.

7. Shternberg L. Inorodcy. Obshhij obzor // Formy nacional'nogo dvizhenija v sovremennyh gosudarstvah (Avstro-Vengrija, Rossija, Germanija) / pod. red. A.I. Kasteljanskogo [Foreigners // Forms of National Movement in Modern States (Aus-

tro-Hungary, Russia, Germany]. SPb., Izdanie T-va «Obshhestvennaja pol'za», 1910, pp. 529-574.

8. S'ezdy i konferencii konstitucionno-demokraticheskoj partii. V 3-h tt. / t. 1. 1905-1907 gg. [Congresses and Conferences of the Constitutional Democratic Party]. M., ROSSPEN, 1997, 744 p.

9. Bernackij, G.G., Sobolev, V.G. Uchastie musul'man v obshhestvenno-politicheskoj zhizni Rossii v konce XIX - nachale XX v. Dejatel'nost' musul'manskoj frakcii Gosudarstvennoj Dumy // Leningradskij juridicheskij zhurnal, [Participation of Muslims in Social Political Life of Russia at the End of XIX - Beginning of XX Centuries]. 2005, № 3, pp. 128-144.

10. Vinaver M.M. Istorija Vyborgskogo vozzvanija (Vospominanija) [The History of Vyborg Invocation]. Pg., Partija narodnoj svobody, 1917, 48 p.

11. Miljukov P.N. Nacional'nyj vopros (proishozhdenie nacional'nosti i nacional'nye voprosy v Rossii) [The National Question (The Origin of Nationalities and National Questions in Russia)]. Praga, Biblioteka izdatel'stva «Svobodnaja Ros-sija», 1925, 192 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.