модернизацию выпускаемой продукции, так как все усилия были направлены на освоение массового производства танков и борьбу за повышение их надежности [3. с. 252]. Это и стало одной из причин тяжелых потерь танков Т-34 в битве на Курской дуге.
Литература
1. Мягков М.Ю. 1942 год. От «Кремля» до «Марса» / М.Ю. Мягков. - М.: ОЛМА Медиа групп, 2015. - 304 с.
2. Барятинский М.Б. Т-34 в бою / М.Б. Барятинский. - М.: Яуза, Эксмо, 2008. - 352 с.
3. Ермолов А.Ю. Государственное управление военной промышленностью в 1940-е годы: Танковая промышленность / А.Ю. Ермолов. - СПб., 2013. - 408 с.
4. Самуэльсон Л. Танкоград: секреты русского тыла, 1917-1953 / Л. Самуэльсон ; [пер. с швед. Н.В. Долговой]. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 376 с.
5. Свирин М.Н. Броневой щит Сталина. История советского танка. 1937-1943 / М.Н. Свирин. - М.: Яуза, Эксмо, 2006. - 448 с.
6. Коломиец М.В. Т-34. Первая полная энциклопедия / М.В. Коломиец. - М.: Яуза : Стратегия КМ : Эксмо, 2009. - 496 с.
7. Вдовин, М.Н., Горева А.М. Все для Победы! (Очерки истории оборонной промышленности Горьковской области. 1930-1945 гг.)/ М.Н. Вдовин, А.М. Горева. - Н. Новгород, Кварц, 2010. - 302 с .
8. Подрепный Е.И. Выполняя решение Государственного Комитета Обороны / Е.И. Подрепный // Военно-исторический журнал. - М, 2018. - № 5. - С. 56-58.
9. Государственное казенное учреждение Центральный архив Нижегородской области (ЦАНО). Ф. 15. Оп. 4. Д. 125.
10. ЦАНО. Ф. 15. Оп. 6. Д. 3. Часть 5.
11. Ионов Н.В. Организация производства танков Т-34 на заводе «Красное Сормово» в 1941 году: историография и источниковедение. Рукопись / Н.В. Ионов. - Нижний Новгород, 2011.
12. ЦАНО. Ф. 15. Оп. 4. Д. 103.
13. Федеральное государственное казенное учреждение «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» (ЦАМО РФ) Ф. 38. Оп. 11355, Д. 661.
14. Мельников Н.Н. Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны / Н.Н. Мельников. — Москва : Яуза-Каталог, 2019. Сер. Военно-исторические книги издательства "Яуза". - 736 с.
15. Государственное казенное учреждение Государственный общественно -политический архив Нижегородской области (ГОПАНО). Ф. 34. Оп. 1. Д. 1616.
16. ЦАНО. Ф. 15. Оп. 4. Д. 159.
17. ЦАНО. Ф. 15. Оп. 4. Д. 158.
18. ЦАНО. Ф. 15. Оп. 4. Д. 164.
19. Свирин М.Н. Стальной кулак Сталина. История советского танка 1943-1955. /М.Н. Свирин. - М.: Яуза, Эксмо, 2006. - 415 с.
_АЛИ МАРДАН БЕК ТОПЧИБАШЕВ - ЗАЩИТНИК ПРАВ МУСУЛЬМАН_
DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2020.7.70.575 Рустамова Джамиля Яшар кызы
доктор исторических наук, и.о.профессора Кафедры истории Азербайджана (для гуманитарных факультетов) Бакинского Государственного Университета
г. Баку
АННОТАЦИЯ
В статье исследуется жизнь и общественно-политическая деятельность Али Мардан бек Топчибашева. Али Мардан бек получил блестящее образование на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, после окончания которого все свои силы и энергию посвятил борьбе за права мусульман Азербайджана, а затем и всех мусульман Российской империи. В 1897 г. был избран в Бакинскую Городскую Думу, а в 1898 г. стал редактором русскоязычной газеты «Каспий». Газета основное внимание уделяла проблемам миллионов мусульман Российской империи. В статье показано, что на этом этапе своей общественно-политической деятельности он выступал за отмену политических, гражданских и религиозных ограничений, которым подвергались мусульмане в Российской империи. После провозглашения независимости Азербайджана, А.М.Топчибашев был назначен полномочным представителем страны в Османской Турции, а затем возглавил азербайджанскую делегацию на Парижской мирной конференции. Благодаря плодотворной работе азербайджанской делегации на конференции, в январе 1920 года Верховный Совет союзников признал де-факто независимость Азербайджана. После установления Советской власти в Азербайджане в апреле 1920 г., он и как другие члены делегации вынужден был остаться в Париже и продолжить борьбу за восстановление независимости страны.
ABSTRACT
The article explores the life and social-political activities of Ali Mardan bey Topchibashev. Having received his legal education at the St. Petersburg University, Ali Mardan bey Topchibashev devoted all of his resources and energy to fight for the rights of the Muslims of Azerbaijan and later all Muslims of the Russian Empire. In 1897, he was elected to the Baku City Duma and in 1898 became editor of the russian - language newspaper "Kaspiy". The newspaper focused on the problems of millions of Muslims in the Russian Empire. The editor considered the
main task of the newspaper to educate the people. The article shows that at this stage of his social-political activities he advocated for the abolition of political, civil and religious restrictions imposed on Muslims in the Russian Empire. After the independence of Azerbaijan, Topchibashev was appointed the country's plenipotentiary representative to Ottoman Turkey and then headed the Azerbaijani delegation to the Paris Peace Conference. Thanks to the fruitful work of the Azerbaijani delegation at the conference, in January 0f 1920 the Supreme Council of the Allies recognazed the de facto independence of Azerbaijan. After the establishment of Soviet power in Azerbaijan in April 1920, like other members of the delegation, he stayed in Paris and continued the struggle for independence.
Ключевые слова: Али Мардан бек Топчибашев, Санкт-Петербургский Императорский Университет, газета, I Государственная Дума, мусульманское движение.
Key words: Ali Mardan bey Topchibashev, Sankt Petersburg Imperial University, newspaper, I State Duma, Muslim movement
Введение. Деятельность Али Мардан бек Топчибашева неразрывно связана с общественно-политическими процессами, происходившими в Азербайджане в конце Х1Х-начале XX веков. На протяжении многих десятилетий политическая и государственная деятельность А.М.Топчибашева не изучалась, а его имя находилось фактически под запретом. В советской историографии его упоминали как буржуазного идеолога, который защищал интересы мусульман-капиталистов. Последние годы интерес к личности А.М.Топчибашева в обществе возрос, его богатое наследие внимательно исследуется.
Али Мардан бек Топчибашев родился 4 мая 1863 года в Тифлисе. Его дед-Мирза Джафар Топчибашев в 1811 г. в составе свиты грузинского царевича Теймураза Багратиони (1782-1849) приехал в Петербург. Мирза Джафар к этому времени совершенно владел не только турецким, персидским и арабскими языками, но также грузинским и армянским... В кратчайшие сроки он овладел русским языком и приобрел в столичном Петербурге статус редчайшего знатока Восточных и Кавказских языков, а потому в 1819 году был приглашен преподавать эти языки в Петербургском Императорском Университете [5,с.28], а также был принят на работу в Азиатский департамент Министерства иностранных дел переводчиком. Мирза Джафар Топчибашев внес огромный вклад в развитие русского востоковедения, работал долгие годы экстраординарным профессором персидской словесности на историко-филологическом факультете Петербургского Университета. Его отец, Алекпер бек предпочел военную карьеру в царской армии и дослужился до чина поручика. Он в 1843 году начал службу в Закавказском мусульманском кавалерийском полку, а в 1845 году уже командовал в этом полку подразделением. В 1853-1856 годах участвовал в Крымской войне, за что был неоднократно награжден. Позднее, как вспоминал Али Мардан бек его отец служил в рядах русских войск в Варшаве [4, с.138].
Начальный период борьбы за права мусульман. Али Мардан бек начальное образование получил в медресе, затем учился в русскоязычной гимназии в Тифлисе. В 1884 г. окончил гимназию и поступил в Петербургский Императорский Университет на историко-филологический факультет по стипендии выделяемой для Кавказа. Однако, после первого
семестра отказался от стипендии и перевелся на юридический факультет, который окончил в 1889 г. получив степень кандидата права. После чего вернулся в Тифлис, где был принят на должность помощника мирового судьи по мелким гражданским и уголовным делам во 2-ом отделении городского окружного суда. В 1890 году Али Мардан бек был назначен секретарем суда, в 1891 году ему было присвоено звание коллежского секретаря, в 1893 году - титульного советника, а в 1895 - коллежского асессора. В том же году он был принят в число присяжных заседателей Тифлисского окружного суда [6,с.48]. В 1896 году А.М. Топчибашев переезжает с семьей в Баку, который в этот период превратился в один из центров мировой нефтяной промышленности, где открывались десятки иностранных и отечественных фирм по добыче, переработке и торговле нефтью и нефтяными продуктами. В условиях жесткой и порой неравноправной конкуренции, представители национального капитала испытывали давление со стороны как местной городской администрации, так и со стороны представителей иностранного капитала. Иностранцы, к примеру, получали разрешение на учреждение и открытие какого-либо предприятия легче и проще, чем азербайджанские капиталисты. И именно в этих условиях, Али Мардан бек начал защищать интересы представителей
азербайджанской буржуазии, и очень скоро заслужил славу лучшего адвоката. Буквально через год после переезда в Баку в 1897 году его избирают в Бакинскую Городскую Думу и с этого периода начинается его активная общественная деятельность. А в 1898 году Топчибашев был назначен редактором русскоязычной газеты «Каспий». Обращаясь к читателям газеты, Али Мардан бек обещал особое внимание «уделять на краевые события, и в частности, на злобы дня местной бакинской жизни» [9]. Одной из основных задач газеты, редактор видел «в священной обязанности ратовать за просвещение населения края, без различия национальности, религии и звания, стараясь о распространении среди всего населения здоровых понятий о необходимости основать как общие, так и специально-технические школы для детей обоего пола, поддерживать их материально, нравственно и всячески внушать ту неоспоримую истину, что только школа даст им возможность постепенно освобождаться от
окутавшего их мрака, невежества и нищеты, что только школа сделает их материально и нравственно обеспеченными людьми [9]. «Каспий» превратился в скором времени в трибуну для всех российских мусульман. Газета писала о жизни миллионов мусульман Российской империи. Позже, Али Мардан бек писал, что газета сумела сплотить вокруг себя тюрко-татарскую интеллигенцию, за счет чего и Баку стал естественным центром этой громадной части населения. Несомненно, своими публикациями, будоражившими общественную мысль, «Каспий» создал крепкую базу для умственного, политического, культурного и экономического развития кавказских, и в целом российских мусульман, придав сильнейшее ускорение прогрессу мусульманского общества [5, с.72].
Лидер мусульман Российской империи.В 1905 году, в условиях первой русской революции, начинается совершенно новый этап в жизни А.М. Топчибашева, с этого времени, можно сказать, не было ни одного значимого политического события в жизни мусульман Российской империи, в котором бы Али Мардан бек не принял активного участия. В условиях нараставших революционных событий, 15 марта 1905 года в Баку состоялось совещание представителей азербайджанской буржуазии и интеллигенции, где обсуждался вопрос о необходимости проведения реформ на Кавказе и о подаче правительству петиции. Для ее вручения было признано целесообразным отправить в Петербург депутацию от мусульман Кавказа, которые составляли почти две трети населения края. Петиция, составленная Топчибашевым, была направлена в Комитет министров в апреле 1905 года. В ней излагались ограничения прав мусульман в общественной и хозяйственной жизни: число гласных-мусульман в органах городского самоуправления края не могло превышать половины всего состава; им были недоступны высшие должности во всех учреждениях гражданского и военного ведомства и т.д. Значительное место отводилось обоснованию необходимости введения на Кавказе земских учреждений на началах полного самоуправления и без вмешательства административной власти, участия мусульман в земстве и городском самоуправлении без всяких ограничений [7, с.43; 13, с. 12-14]. В статье «Эра возрождения мусульман» Али Мардан бек Топчибашев писал, что «для мусульман России теперь настала эра действительного возрождения» и «они должны приступить к полному реформированию своей жизни на началах гражданской и политической свободы.». Свободы, провозглашенные 17 октября, особенно дороги для мусульман, находившихся столь долгое время в состоянии полного бесправия, и что поэтому они одинаково заинтересованы в получении действительных гарантий, обеспечивающих разумную свободную жизнь на выработанных культурным человечеством началах [10]. Пользуясь свободами, предоставленными обществу в 1905 г. мусульмане
России решили консолидировать свои силы для более четкого определения своих целей, стоящих перед ними. Для решения этих задач, мусульмане России создали политическую организацию -«Иттифаг аль-Муслимин» (Союз Мусульман). С 1905 по 1914 гг. «Союз Мусульман» провел IV съезда, в августе 1905 года в Нижнем Новгороде прошел I съезд. Съезд принял резолюцию, написанную Топчибашевым, где указывалось, что 1. «необходимо и своевременно сближение мусульман всех областей России на почве общественно-культурных и политических запросов современной русской жизни; 2. В достижении и осуществлении этих задач прогрессивная часть мусульман, разделяя идеалы передового русского общества, должна принять участие свободно избранных народных представителей в законодательстве и управлении государства; 3. Сознавая, что достижение указанных целей возможно при пользовании мусульманами одинаково с русским населением правами, прогрессивная часть мусульман требует отмены всех изъятий и ограничений, которые установлены в отношении мусульман действующими узаконениями» и т.д. [8, с. 113-114]. I съезд мусульман положил начало сплочению российского мусульманства в самостоятельную политическую силу. Работа по созыву второго съезда была поручена Али Мардан бек Топчибашеву [7, с.44].
II съезд «Союза Мусульман» прошел в Петербурге в январе 1906 года. Съезд принял Устав и Программу организации, составленную Топчибашевым. Все преобразования, выдвинутые на первом съезде, были включены в эти документы. Съезд проходил накануне выборов в I Государственную Думу, и потому, главным для участников съезда было принять участие в выборах в Думу. Али Мардан бек Топчибашев был избран в I Государственную Думу России от Бакинской губернии. Депутаты-мусульмане, избранные в Думу создали мусульманскую фракцию, председателем которого избрали Али Мардан бек Топчибашева. Мусульмане-депутаты принимали активное участие в работе образованной в Думе «парламентской группы Союза автономистов», которая объединяла депутатов от нескольких нерусских народов... Топчибашев входил в бюро Союза автономистов [7,с. 45]. Надежды депутатов-мусульман быть услышанным и добиться отмены на ряд ограничений, возложенных на них не оправдались. I Дума была распущена через 72 дня. Как известно, после роспуска I Думы, кадеты предложили депутатам собраться в Выборге и принять обращение к народу с призывом выступить в защиту Думы. Среди подписавших Выборгское воззвание был и Али Мардан бек Топчибашев, за что был осужден на 3 месяца, и был исключен из состава Бакинской Городской Думы, а также лишен права вновь избираться в Думу.
В августе 1906 г. в Нижнем Новгороде прошел III съезд мусульман, под председательством Али Мардан бека. Поскольку разрешение на проведение
съезда было получено с условием, что на нем не будут рассматриваться политические вопросы, собравшиеся обсуждали вопросы образования, управления духовными делами мусульман и т.д. На съезде говорили о необходимости введения обязательного начального образования для каждого мусульманского мальчика и девочки с передачей управления школами в руки самих мусульман, а также о необходимости открытия в больших мусульманских центрах учительских семинарий - мужских и женских, об образовании периодических учительских съездов, о преобразовании в медресе, об использовании доходов вакфов на дело образования, об обращении особого внимания на изучение литературного турецкого языка и т.д. [8, с. 119]. На съезде была принята Программа «Союза Мусульман» подготовленная Али Мардан беком. В Программе отмечалось, что «цель «Союза» объединить российских мусульман - единомышленников для того, чтобы исходя из требований времени и ситуации, а также, соответственно статьям этой программы, наладить наши политические, экономические, общественные, религиозные дела» [11].
За короткий период времени, Али Мардан бек Топчибашев проделал огромную работу, будучи блестяще образованным человеком, все свои силы и энергию направил на просвещение мусульман России, и очень скоро превратился в одного из лидеров мусульман Российской империи.
Уже в 1908 году Мамедбеков М. (потомственный дворянин) обращаясь к нему писал... «со временем История золотыми буквами напишет Ваше имя...» [14, с.68]. Эти слова оказались пророческими.
В июне 1909 года Али Мардан бек вместе с председателем мусульманской фракции III Государственной Думы К.М. Тевкеловым отправился в двухмесячный вояж по Поволжью, Оренбургскому краю, по Сибири и другим, центрам мусульманского ареала для пропаганды среди населения идеи гражданских, религиозных и политических свобод, и объединения мусульман в «Мусульманском Союзе» ... [5,с. 207]. Во время путешествия, Топчибашев вел дневник, где записывал все свои встречи, беседы, впечатления. Из дневника видно, что он в июне выехал из Петербурга в Москву, оттуда направился в Нижний Новгород, затем в Казань, Самару, Оренбург, Уфу, Челябинск, Екатеринбург и обратно [14, с. 117-132]. Главным во время этой поездки для Топчибашева было поближе познакомиться с проблемами мусульман каждого региона в отдельности для решения наболевших вопросов совместными усилиями, а также скоординировать дальнейшие задачи организации « Союза Мусульман».
В августе 1909 года Али Мардан бек вернулся в Баку, и занялся снова адвокатурой, при этом он продолжал принимать непосредственное участие в работе «Союза Мусульман», о чем свидетельствует его переписка с другими политическими деятелями-мусульманами Российской империи.
В июне 1914 г. в Петербурге начал работу IV съезд «Союза Мусульман». А.М. Топчибашев принимал участие на всех заседаниях съезда, председателем съезда был избран К.М. Тевкелов. Съезд подготовил проекты: об управлении духовными делами мусульман Российской империи; о мектебе и медресе; основных положениях преобразования духовных учреждений и т.д. [8, с.126]. Участники съезда, принятые резолюции представили в мусульманскую фракцию IV Государственной Думы. Однако, начавшаяся I мировая война не позволила депутатам-мусульманам обсудить эти вопросы.
До 1917 года никаких изменений в имперском законодательстве в отношении мусульманского населения сделано не было. К моменту падения самодержавия А.М.Топчибашев был наиболее заметным азербайджанским политиком в политической элите страны, одновременно являясь одним из лидеров общемусульманского движения [7,с. 46].
Борьба за независимость. Февральская революция 1917 года открыла новые возможности перед мусульманами России. Мусульмане России определили основные свои ожидания от Временного правительства и те задачи, которые стояли перед ними в новых исторических условиях. «Формы нового государственного устройства России должны дать самый широкий простор для культурно-общественного и национального самоопределения мусульман. Особенности экономического положения, быта, языка, религии должны быть заблаговременно и всесторонне учтены. Долг самих мусульман позаботиться об этом, тем более, что русское передовое общество имея самое смутное представление о всем что касается мусульманского населения, даже при наилучших желаниях вряд ли может разрешить удовлетворительно мусульманскую проблему в России» [12,с. 1].
20 марта Временное правительство приняло решение о ликвидации религиозных и национальных ограничений, за которое долгие годы боролся Али Мардан бек. Применяемые до того в отношении национальных и религиозных меньшинств цензовые ограничения на выборах, в армии, гражданском управлении, судебных органах, учебных заведениях были отменены [5, с.250].
В новых исторических условиях мусульман России больше всего интересовал вопрос о будущем государственном строе России. В апреле 1917 года в Баку прошел I съезд мусульман Кавказа. Вопрос о будущем политическом устройстве России и правах малых народов был главным вопросом на этом съезде... Съезд, по докладу М.Э. Расулзадэ, принял резолюцию, в которой говорилось: «Признать, что формой государственного устройства России, наиболее обеспечивающий интересы мусульманских народностей, является демократическая республика на федеративных началах» [1, с.25; 3, л.
Последний общемусульманский съезд проходил в мае 1917 г.,в своих воспоминаниях А.М.Топчибашев писал, что делегаты съехались от всех мусульманских областей. Съезд обсудил многие насущные проблемы мусульман, но главным во всей программе съезда представлялся вопрос о форме государственного строя России. Образовались 2 течения среди членов съезда: сторонников унитарной демократической республики и сторонников федеративной демократической республики. «Унитаристы» -принадлежали главным образом к представителям Поволжья и внутренних губерний, а «Автономисты» - были кавказцы, крымцы, туркестанцы, киргизы. Съезд высказался за демократическую республику на федеративных началах [8, с.132-133].
В 1917 - в нач. 1918 гг. мусульмане России видели себя в составе России, требуя лишь занять достойное место, а также политического, экономического, религиозного и гражданского равноправия. После октябрьских событий обстановка на Южном Кавказе изменилась. В Баку власть перешла в руки большевиков, и была установлена диктатура Бакинского Совета. В ноябре 1917 г. в Азербайджане прошли выборы в Учредительное Собрание, А.М.Топчибашев был избран от мусульманского национального комитета. Разгон Учредительного Собрания стал важным моментом в отходе национальных окраин, в том числе и Южного Кавказа от России [5, с.278].
Противостояние Бакинского Совета и национальных сил, привело к Мартовской резне в Азербайджане, в результате чего в течении трех дней (30, 31 марта, 1 апреля) согласно обобщающему отчету Чрезвычайной следственной комиссии, в Баку было убито 12 тыс. человек мусульманского населения, с разграблением и сжиганием мусульманских кварталов. С первых дней апреля аналогичные преступления совершились в Шемахе, Губе, Хачмасе, Ленкорани и др. городах [1, с.58-60]. 3 апреля 1918 г. решением Бакинского Совета был арестован А.М.Топчибашев. После мартовских событий все демократические национальные силы выступали против власти большевиков в Баку.
28 мая 1918 г. Национальный Совет принял решение о провозглашении независимости Азербайджана. Известие об этом А.М.Топчибашев получил в тюрьме, несмотря на сложившиеся обстоятельства, он был включен в состав второго кабинета правительства (июнь-декабрь 1918). После освобождения из тюрьмы, постановлением правительства от 20 августа сего 1918 г. член правительства Азербайджанской Республики Али Мардан бек Топчибашев был делегирован к императорскому Оттоманскому правительству с чрезвычайными полномочиями по всем вопросам, касающимся интересов Азербайджанской Республики [2,л.2]. В качестве чрезвычайного полномочного министра Али Мардан бек из Гянджи направился в Стамбул.
Заключение. В августе 1918 года А.М.Топчибашев покинул Азербайджан, не зная, что больше никогда не сможет вернуться на Родину, служению которой посвятил всю жизнь. С этого периода начался новый этап в его жизни, он показал себя как блестящий дипломат, который неустанно защищал интересы молодой Республики на международной арене.
Вот что писала турецкая газета «Заман» о
A.М.Топчибашеве в январе 1919 года: « Али Мардан бек, 30 лет неустанно работал, защищая политические права российских тюрок против насилия и преследования царизма...Как представитель Азербайджана, опротестовал заключенное нами Мудросское соглашение, а несколько дней назад передал представителям держав Согласия (Антанты) меморандум об общем положении Кавказа и Азербайджана, на что некоторые представители уже ответили. А вчера был принят во дворце султана Его Высочеством (Султан Мехмет IV), встреча длилась 15 минут» [15,с.20].
Весной 1919 года А.М.Топчибашев возглавил азербайджанскую делегацию на Парижской мирной конференции. Делегация проводила титаническую работу на конференции, встречаясь с представителями стран союзников. 28 мая 1919 года Топчибашев был принят президентом США
B.Вильсоном, которому вручил копию меморандума, представленную на конференции. Признание Верховным Советом союзников независимости Азербайджана на уровне де-факто, огромная заслуга Али Мардан бека. После падения Республики в апреле 1920 года, А.М.Топчибашев вынужден был остаться в Париже, где продолжил борьбу за восстановление независимости страны. Жизненный путь А.М.Топчибашева является ярким примером служению народу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азербайджанская Демократическая Республика (1918-1920). Баку: Elm; 1998.[Azerbajdzhanskaja Demokraticheskaja Respublika (1918-1920).Baku:Elm;1998. ( т Russ).]
2. ГААР. Ф. 970. On 1. Д. 138.Л.2 [GAAR.F.970.Op.1.D.138.L.2 (т Russ).]
3.ГААР. Ф. 970. On 1. Д. 38. Л.3 [GAAR.F.970.Op.1.D.38.L.3 (т Russ).]
4. Гасанлы Дж. Али Мардан бек Топчибашев: Жизнь, эпоха единомышленники (к 150-летию со дню рождения). // Кавказ и глобализация. Т.7.2013. № 1-2. С.137-168. [Gasanly Dz.AU Mardan bek
5.Topchibashev:Zhizn', jepoxa edinomysЫenniki ( k 150-letiyu so dnja rozhdenija) // Kavkaz i globalizacija. Г7.2013;( 1-2):137-168.(in Russ).]
6.Гасанлы Дж. Али Мардан бек Топчибашев. Жизнь за идею. М.: Флинта: Наука, 2014.- 608 с. [Gasanly Dz. Ali Mardan bek Topchibashev.Zhizn' za ideju.M. :Flinta:Nauka;2014. (in Russ).]
7.Гасанлы Дж. Али Мардан бек Топчибашев-поборник прав мусульман // iRS. 2013.№ 2 (62). С. 48-56.[Gasanly Dz. Ali Mardan bek Topchibashev-
pobomik prav musulman // IRS.2013.(2(62)):48-56.(in Russ).]
8.Исхаков С. «... История золотыми буквами напишет Ваше
имя.» // iRS.2013. № 2 (62). С. 42-47.[Ishakov S. Istoriya zolotymi bukvami napishet vashe imja // IRS.2013;(2(62)):42-47.(in Russ).]
9.Из истории Азербайджанской эмиграции. Сборник документов, произведений, писем / Состав., предисл. и прим. С.М.Исхаков. М.: Издательство «Социально-политическая МЫСЛЬ»;2011.[^ istorii Azerbajdzhanskoy jemigracii.Sbornik dokumentov,proizvedenij,pisem / Sost.predis.i prim. S.M.Ishakov.M.:Izdatel'stvo «Sochial'no-politicheskaja Mysl»;2011. (in Russ).]
10. Каспий. 1898. № 133.[Kaspij.1898.(133). (in Russ).]
11. Каспий. 1905. № 221. [Kaspij.1905.(221). (in Russ).]
12. Каспий. 1906. № 178.[Kaspij.1906.(178). (in Russ).]
13.Наши задачи // Известия Временного Центрального Бюро Российских мусульман. Петроград. 1917. №1.[Nashi zadachi // Izvestija Vremennoqo Bjuro Rossijskix musul'man.Petroqrad;1917.(1).(in Russ). ]
FTAXP: 03.20:00
14.Сеидзаде Д. Азербайджанские депутаты в Государственной Думе России. Баку: Азернешр; 1991.[Seidzade D. Azerbajdzhanskie deputaty v Gosudarstvennoj Dume Rossii.Baku:Azerneshr;1991.(in Russ).]
15.Топчибаши А.М. Документы из личных архивов. 1903-1934. /Состав., предис. и прим. С.И. Исхаков. М: Издательство «Социально-политическая МЫСЛЬ»; 2012.[Topchibashi A.M. Dokumenty iz lichnih arhivof.1903-1934./Sost.predis.i prim. S.I.Ishakov. M:Izdatel'stvo «Social'no-politicheskaja MYSL»;2012. (in Russ).]
16.Топчибашев А.М. Избранное. Государственническая деятельность. 1918-1920. В 4-х томах Т.З./Сборник документов. Сост. Г.А. Гасанов. Науч. ред. Г. А. Гасанов, В.М. Гулиев, С.М. Исхаков. Баку: 2015.
[Topchibashev A.M.
Izbrannoe.Gosudarstvennicheskaja dejatel'nost.1918-1929.
V 4- tomah. Sbornik
dokumentov.Sost.G.A.Gasanov.Nauch.red. G.A.Gasanov,V.M.Guliyev,S.M.Ishakov.Baku.2015.(i n Russ).]
ШЕТЕЛ ТАРИХШЫЛАРЫ ТЬЩ ЖЭНЕ ТЫЦАЙFАН ЖЕРЛЕРД1 ИГЕРУ ТУРАЛЫ
Хамитова Марван Арыновна
т.г.к,
Орталъщ Азия университетi, Алматы ц., Казацстан
МРНТИ: 03.20:00
ЗАПАДНЫЕ ИСТОРИКИ ОБ ОСВОЕНИИ ЦЕЛИННЫХ И ЗАЛЕЖНЫХ ЗЕМЕЛЬ
КАЗАХСТАНА
Хамитова Марван Арыновна
к.и.н.,
Центрально-Азиатский университет г. Алматы, Казахстан
IRSTI 03.20.00
WESTERN HISTORIANS ABOUT THE DEVELOPMENT OF The VIRGIN LANDS OF
KAZAKHSTAN
Marvan Khamitova
сапЛё^в of Historical Sciences, Central Asian University. Almaty, Republic of Kazakhstan
АЦДАТПА
Макала Адмола облыстьщ Мемлекетпк м^рагаты деректерi негiзiнде дайындалган жэне тын жэне тьщайган жерлердi игеру мэселесше арналган. Кептеген жылдар тын игерудегi орын алган кемшшктер мен жагымсыз жадтары толык керсетшмей, ашып айтылмай келгенi белгiлi. Осы тын игеруге байланысты казак топырагындагы аса дайгылы жагдай - ете кеп территориянын жыртылып, нэтижесiнде кеп жерлер пршшкке жарамсыз болып далуы. Б^л мэселеге батыс тарихшылары да кещл белiп, ез енбектерiнде бага