УДК 37.01 ББК 74.03
Д.И. Дмитриева
ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В XVII-XIX вв.
В статье рассматриваются основные вопросы образования личности в XVII-XIX вв. в странах Западной Европы и России. На основе работ известных философов, писателей, педагогов и исследователей их трудов предпринята попытка сопоставительного анализа. Определения сущности и содержания образовательной деятельности приводятся в параллели с современной системой образования. Основной вывод автора - применение целостного и системного принципов в образовании личности.
Ключевые слова: педагогика, личность, образование, обучение, воспитание, развитие, деятельность.
D.I. Dmitrieva
THE ISSUESS OF EDUCATION OF INDIVIDUAL IN XVII-XIX CENTURIES
The article contains the main issues of education of individual in XVII-XIX centuries in the countries of Western Europe and Russia. Also an attempt of comparative analysis based on researching of famous philosophers, authors, teachers and scholars has been undertaken. The essence and content of educational activities are provided with the modern educational system is defined. The main conclusion is application of holistic and system principles in the education of individual.
Key words: pedagogy, individual, education, teaching, development, activity.
Из истории известно, что педагогика как наука (см. «научная педагогика») утвердилась в XIX в., т.к. именно в этот период произошли большие изменения в обществе стран Европы и России. Исследователи считают, что в этом веке завершилось формирование «классической педагогики» Нового времени [15]. Основными источниками для развития педагогики стали труды известных мыслителей и педагогов Х'УП-Х'УШ вв. Я. Коменского, Дж. Локк, Ж. Руссо и др. Видными деятелями философии и педагогики в XIX в. в Западной Европе были И. Песталоцци, И. Гербарт, Ф. Фребель, А. Дистервег, а в России общественные деятели и писатели В. Белинский, А. Герцен, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов, Л. Толстой, основатель русской научной педагогики К. Ушинский и др.
В нашей статье будет предпринята попытка сопоставительного анализа содержания образования в указанных периодах времени. Под «образованием личности» понимается процесс форми-
рования и преобразования личности путем обучения, воспитания и развития в течение определенного цикла жизни. На наш взгляд, в основном он приходится на возраст от рождения до окончания профессионального учебного заведения с получением специальной квалификации.
В Х'УП-Х'УШ вв. считали, что ребенок - это личность, которую нужно обучать и воспитывать с учетом его потребностей, интересов и склонностей. Из них обучение влияет на общее развитие и образованность ребенка, а воспитание - на формирование личностных качеств [8; 10; 14]. Главная цель - гармоничное развитие ребенка, как было и в Античном мире и в эпоху Возрождения. А в XIX в. помимо гармоничного развития личности важное значение имело его всестороннее развитие, которое зависело не только от уровня обученности, но и уровня воспитания. Xотя, по мнению исследователей, еще в XVII в. выдающийся чешский педагог Я. Коменский выдвинул вопросы о правах каждого ребенка на все-
стороннее образование и воспитание, на обучение наукам, на совершенствование в нравах и духе своего времени, на воспитание и благочестие [9, с. 27-41].
По мнению немецкого философа И. Гербарта, многосторонность интересов личности разделяется на эмпирический, умозрительный, эстетический, социальный и др., которые предполагают обучение на уроках по разным предметам [3, с. 40-42]. Основной задачей обучения считают развитие способностей ребенка. Известный педагог И. Песталоцци разработал «теорию элементарного образования», включающую тесную взаимосвязь и взаимодействие умственного, физического и нравственного воспитаний. Сначала учитель должен возбудить интерес обучающегося к знаниям, а затем в процессе обучения «от простого к сложному» научить его стать способным к знаниям. Также правильно и грамотно направлять обучающегося на дальнейшее развитие, устраняя при этом разные препятствия, которые задерживают или отклоняют процесс. Процесс должен иметь строгую последовательность, при котором новые знания, приобретенные обучающимися, должны быть добавлением к прежним знаниям, ими уже хорошо усвоенным. Так как именно хорошо усвоенные знания, умения и навыки дают ему возможность их применять в своей жизни, например, в профессиональном образовании и обучению мастерству [12, с. 23-26; 13, с. 94-164]. Здесь главным является активная деятельность личности, только тогда она сможет преобразовать и созидать мир, тем самым и созидать самого себя. Об этом в свое время известный русский деятель А. Герцен говорил, что огромную роль имеет культура внутри человека-личности как творца и созидателя [4, с. 6-29; 5, с. 15-18].
В образовании многое зависит от создания условий и благоприятной атмосферы. Так, Я.А. Коменский уделял особое внимание месту и времени проведения учебных занятий. Местом занятий должно быть специально приготовленное просторное место, если учащиеся в нем не помещаются, то нужно разделить их на группы. А если существует необходи-
мость, то можно заниматься с каждым ребенком индивидуально. Время занятий распределяли следующим образом: до обеда проводили теоретические занятия, а после обеда - практические [9, с. 318-325]. При этом придерживались строгой дисциплины - постоянность посещения всех занятий, отсутствие пропусков без уважительной причины.
В образовательном процессе, как выявил русский писатель Л. Толстой, важное значение имеют содержание, методы и способы обучения и воспитания. К ним он относит рассказ, беседу, наблюдение и опыт. Необходимо уважать каждого ребенка, содействовать его активности, творчеству и сознательному усвоению знаний, формировать их духовные потребности, развивать физические и нравственные качества, а также наблюдательность, способность самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать. Человек от природы совершенен, нужно сначала изучить его и выявить особенности, а затем развить его сообразно с природой и его потребностями [16, с. 248-471].
Процесс воспитания, как и процесс обучения, является целенаправленным процессом, который содействует развитию всех человеческих качеств. Основа - это природосообразность, закладывающаяся у ребенка еще в семье, а затем продолжающаяся в школе. Кроме главного принципа воспитания приро-досообразности, выделяют и культуро-сообразность. Немецкий исследователь и педагог А. Дистервег определил, что природосообразность - это следование за процессом естественного развития человека, т.е. учет его возрастных и индивидуальных особенностей; а культуро-сообразность - это культура, с которой сообразно должна действовать личность. Ведь состояние культуры является той средой, в которую вступает каждый человек сразу после своего рождения. При этом в обучении и воспитании нужно стремиться к природосообразности, принимая во внимание и требование культуры, и требование современности. Поэтому необходимо изучить «телесные» и «душевные» состояния, их гармоничное развитие, где телесные изменения вле-
кут за собой изменения духа, и наоборот [6, с. 136-142]. То есть во всестороннем развитии личности играет роль и «духовное» начало, которое непосредственно связано с эстетическим воспитанием [8, с. 108-120].
Отдельно выделяют нравственность воспитания, которая заключается в проявлении человечности, т.е. в развитии моральных чувств и устоев, нравственных наклонностей и нравственных поступков ребенка [13, с. 94-164]. По мнению И. Гербарта, оно «...должно опираться на то хорошее, что воспитатель находит в душе ребенка; отыскивай в душе ребенка хорошие семена, сохраняй и упрочивай эти зерна добра, поднимай до уровня добродетели, поднимай в глазах воспитанника его собственное «я» путем проникающего глубоко в душу одобрения» [3, с. 40-42]. Также, как и он, русский писатель Н.А. Добролюбов ратовал за идею бережного отношения, уважения к природе воспитанника и считал, что в детях заложен идеал нравственного совершенства. Поэтому нужно сделать так, чтобы происходило естественное развитие с целью единения мыслей, слов и действий, и в процессе воспитания добиться самостоятельности ребенка [7, с. 17-48].
Целью воспитания другой немецкий философ Ф. Фребель считал развитие природных особенностей ребенка и их раскрытие, названные как «инстинкты». Это деятельность, познание, художественный и религиозный инстинкты, проявляющиеся в ребенке как творческое «божественное» начало, стремление познать внутреннюю сущность вещей и саморазвитие как о процессе выявления «божественного» в ребенке» [19]. Полагаем, что в педагогической идее автора под «божественным» понимаются природные задатки и способности ребенка в гармонии с его внутренним миром.
Значит, цель воспитания - это формирование сильной личности с широким мировоззрением, нравственными взглядами, культурой поведения, т.е. целостное ее развитие. А основа воспитания -приобщение человека к истинному знанию (самопознанию) и развитие в нем свободы мышления, самостоятельной
деятельности и достоинства [2, с. 94-96]. Индивидуальные и психологические особенности каждого ребенка играют важную роль в процессе образования. Так, знаменитый русский педагог К. Ушин-ский выдвинул и обосновал необходимость систематического наблюдения за детьми и изучение их возрастных и психологических особенностей. Он писал, что «если воспитание как практическая деятельность является более или менее постоянным вмешательством взрослого в процесс роста личности ребенка с целью дать этому процессу известное направление, и так или иначе облегчить его, то совершенно ясно, что вмешательство это должно быть рациональным и обоснованным, должно вытекать из научного знакомства с психофизической природой ребенка. Уяснение основных законов этой природы и составляет ту предпосылку, на которую должна опереться научная методика воспитания» [17, с. 28]. То есть он рассмотрел индивидуальный подход в образовании, который является самым сложным, т.к. искусство воспитания требует долговременной специальной, теоретической и практической подготовки [18, с. 425-489]. Необходимо рассмотреть образовательную деятельность как систему, а педагогику как науку.
Немаловажное значение, по мнению деятелей ХVШ-ХIХ вв. Ж. Руссо и Н. Чернышевского, является укрепление и развитие физических сил, охрана здоровья обучающихся. Вопросы питания -это правильная организация процессов питья и еды, а также одевание ребенка в соответствии с природой и временем года [14; 20, с. 189-198]. Интерес представляет то обстоятельство, что в современное время в педагогике появилось «здоровьесберегающее образование». Это соблюдение правильного питания и физических нагрузок обучающихся в процессе образования, сочетание времени занятий и отдыха с целью сохранения и укрепления его здоровья, так как каждый из возрастных периодов ребенка от рождения до совершеннолетия имеет свои психофизиологические и индивидуальные особенности организма. И здоровое развитие всех сил организма, как выявил
ей ей
3
£ ей
S I-
о о
X
т s с;
к s х го ей о
со ГО
Ю О
Ъ
О
О ^
с о ш
Н.А. Добролюбов, влияет в дальнейшем на деятельность человека [7, с. 76-93].
Всем известно, что развитие способностей и активная деятельность личности происходит на основе ее задатков, заложенных в каждом человеке еще с детства. И педагогу нужно относиться к развитию этих задатков очень осторожно. Английский исследователь
A. Дистервег пишет: «...Если задаток пробужден слишком рано или чрезмерно напряжен, то впоследствии наступает чрезмерное ослабление и преждевременное прекращение его деятельности» [6, с. 114-232], т.е. необходимо учитывать психофизиологические (психические процессы, свойства, состояния и строение организма, телосложение, двигательный аппарат, функциональные и биохимические признаки и т.д.) и индивидуальные (интересы, склонности, потребности и т.д.) особенности. Так как, как говорил русский деятель
B.Г. Белинский, воспитание, не учитывающее природных задатков ребенка, всегда ущербно. Именно задатки являются основой воспитания как важной стороны формирования личности, соответствующие каждому периоду развития ребенка [1, с. 17-19, с. 225-234].
Итак, в XVII-XIX вв. главным являлось гармоничное и всестороннее развитие личности, при котором учитывали ее природные задатки и способности. Прежде всего, значение имело создание благоприятных условий для процесса образования, способствующих его эффективности. Сопоставительный анализ показал, что еще в XVII в., как и в предыдущие века, необходимым считали обучение ребенка различным областям наук. А в XIX в. утвердили т.н. «элементарное обучение» - первоначальное обучение ребенка грамоте, арифметике, литературе и т.д., в сочетании умственного, физического, нравственного и эстетического воспитаний. Ведь образовательный процесс понимали как целостный процесс, где обучение, воспитание и развитие находились в нерасторжимом единстве, поэтому появились «воспитывающее обучение», «обучающее воспитание», «развивающее обучение» и др.
В указанных периодах особое место имели вопросы, касающиеся защиты прав ребенка, о доступе каждого человека к знаниям, о равном получении образования, а также охраны здоровья детей.
Интересным является организация процесса образования: в XVП-XVШ вв. -это условия (место и время), формы (теоретические, практические занятия), способы (коллективные, групповые, индивидуальные) проведения занятий; в XIX в. методы (рассказ, объяснение, беседа, обучение через опыт), способ творческого обучения и др. При этом педагог должен излагать учебный материал в доступной и понятной форме «от простого к сложным» элементам, где ранее приобретенные знания обучающихся закреплялись, а новые - осваивались на основе этих закрепленных знаний и умений. Показателем обученности являлось сознательное отношение ребенка к образованию и высокий уровень освоения знаний, умений и навыков. Приводим пример, что в современных федеральных государственных образовательных стандартах профессионального образования вместо понятия «навык» появилось понятие «практический опыт». Он подразумевает применение усвоенных знаний, умений и навыков в профессиональной сфере и приобретение в ней практического опыта.
Следует отметить и то, что в XIX в., в отличии от предыдущих веков, деятели выдвигают научный подход в образовании личности. Это изучение потребностей, интересов и склонностей каждого ребенка, особенно возрастных психофизиологических особенностей его организма и индивидуальных свойств. Поэтому педагогу необходимо знать психологию, физиологию детей разных возрастных категорий и в соответствии с ними воздействовать на него (см. «индивидуальный подход»).
В современное время - в век высокого развития информационных технологий, науки и образования - необходимо применить целостный и системный принципы. Ведь личность - это целостное био-социо-культурное создание, а образование - система, ее создающая и формирующая.
В заключение скажем, что на основе трудов известных философов, общественных деятелей и педагогов XIX в., по мнению исследовательницы Л.В. Образцовой, в Западной Европе в последу-
ющем получил развитие «спектр продуктивных педагогических парадигм» [11], а в России произошли изменения в системе образования и появление научной дисциплины «Педагогика».
Библиографический список
1. Белинский, В.Г. Избранные педагогические сочинения [Текст] / В.Г. Белинский. - М.: Педагогика, 1982. - 288 с.
2. Ганелин, Ш.И. Педагогические взгляды А.И. Герцена [Текст] / Ш.И. Ганелин // Народное образование. - 1962.- № 4. - С. 94-96.
3. Гербарт, И.Ф. Избранные педагогические сочинения [Текст] / И.Ф. Гербарт / Вводная ст. Н.К. Баумана и проф. Г.П. Вейсберга. - Т. 1. - М.: Гос. уч.-пед. изд-во, 1940. - 292 с.
4. Герцен, А.И. Собрание сочинений: в 30 т. Т. 1. Произведения 1829-1841 годов [Текст] /
A.И. Герцен. - М.: Изд-во АН СССР, 1954. - 572 с.
5. Герцен, А.И. О воспитании и образовании [Текст] / А.И. Герцен, Н.П. Огарев; сост. В.И. Ширяев. - М.: Педагогика, 1990. - 368 с. - (Педагогическая библиотека).
6. Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / А. Дистервег; сост. А.А. Ротен-берг, общ. ред. проф. Е.Н. Медынского. - М.: Гос. уч.-пед. изд-во, 1956. - 374 с.
7. Добролюбов, Н.А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Н.А. Добролюбов; сост.
B.Ф. Козьмин, Ю.А. Рудь. - М.: Педагогика, 1986. - 352 с. - (Педагогическая библиотека).
8. История педагогики и современность [Текст] / ЛГПИ; ред. Ш.И. Ганелин, Н.С. Зенченко, Е.Н. Кирпичников. - М.: [б.и.], 1970. - 350 с.
9. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Я.А. Коменский; под ред. проф. А.А. Красновского. - М.: Госуд. уч.-пед. изд-во РСФСР, 1955. - 652 с.
10. Локк, Дж. Сочинения в трех томах. Т. 3. Мысли о воспитании [Текст] / Дж. Локк. - М.: Мысль, 1988. - 668 с. (Философское наследие. - Т. 103).
11. Образцова, Л.В. Гуманистическая педагогика Германии конца XIX - начала XX вв. 18701933 гг. [Текст]: автореф. ... дис. д-ра пед. наук / Л.В. Образцова. - Пятигорск, 2002. - 23 с.
12. Песталоцци, И.Г. Избранные педагогические сочинения [Текст]: в 2 т. Т. 1 / И.Г. Песта-лоцци / под ред. В.А. Ротенберг, В.М. Кларина. - М.: Педагогика, 1981. - 336 с. - (Педагогическая библиотека).
13. Песталоцци, И.Г. Избранные педагогические сочинения [Текст]: в 2 т. Т. 2 / И.Г. Песталоцци / под ред. В.А. Ротенберг, В.М. Кларина. - М.: Педагогика, 1981. - 416 с. - (Педагогическая библиотека).
14. Руссо, Ж.Ж. Педагогические сочинения [Текст]: в 2 т. Т. 1 / Ж.Ж. Руссо / под ред. Г.Н. Джи-бладзе; сост. А.Н. Джуринский. - М.: Педагогика, 1981. - 654 с.
15. Сбитнева, Н.Н. Педагогические течения XIX века в Германии в контексте развития идей интегрального обучения [Текст] / Н.Н. Сбитнева // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. - 2010. - № 3(28). - С. 11-16.
16. Толстой, Л.Н. Педагогические сочинения [Текст] / Л.Н. Толстой; сост. Н.В. Вейкшан (Кудрявая); Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1989. - 542 с. (Педагогическая библиотека).
17. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 1. Вопросы воспитания [Текст] / К.Д. Ушинский; ред. В. Струминский. - М.: МП РСФСР, 1953. - 638 с.
18. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений. Педагогические статьи 1857-1861 гг. [Текст]: в 11 т. Т. 1 / К.Д. Ушинский; ред. коллегия А.М. Еголин (гл. ред.), Е.Н. Медынский, В.Я. Струминский. - М.; Л.: Изд-во Академии пед. наук, 1948. - 656 с.
19. Фребель, Ф. Педагогические сочинения: в 2 т. Т. 1. Воспитание человека [Текст] / Ф. Фре-бель; пер. с немец. И.Д. Городецкого, под ред. Д.Н. Королькова. - М.: Книгоиздательство К.И. Тихомирова, 1913. - 359 с.
20. Чернышевский, Н.Г. Избранные педагогические высказывания [Текст] / Н.Г. Чернышевский. - М.: Гос. учеб.-пед. изд-во Наркомпроса РСФСР, 1940. - 342 с.
3
£ ш
I-
о о
X
т ^
с;
к ^
X
го ей о
со
го
Ю О
Ъ
О
о ^
с о ш
Referense
1. Belinsky V.G. Selected pedagogical compositions. M.: Pedagogika, 1982. P. 288. [in Russian].
2. Ganelin Sh.I. Pedagogical views of A.I. Gertsen. Narodnoie obrazovanie 1962. № 4. P. 94-96. [in Russian].
3. Herbart I.F. Selected Pedagogical Works. V. I. M.: Gos. uch.-ped. izd-vo, 1940. P. 292. [in Russian].
4. Gertsen A.I. Collected Works: In 30 volumes. V. I. M.: Publishing House of the Academy of Sciences of the USSR, 1954. P. 572. [in Russian].
5. Gersen A.I, Ogaryov N.P. About education and upbringing. M.: Pedagogika, 1990. P. 368. [in Russian].
6. Disterveg A. Selected Pedagogical Works. M.: Gos. uch.-ped. izd-vo, 1956. P. 374. [in Russian].
7. Dobrolyubov N.A. Selected pedagogical compositions. M.: Pedagogika, 1986. P. 352. [in Russian].
8. History of pedagogy and modernity. LGPI ; ed. Sh.I. Ganelin, N.S. Zenchenko, E.N. Kirpichnikov. M.: [B.i.], 1970. P. 350. [in Russian].
9. Comenius J.A. Selected pedagogical compositions. M.: Gos. uch.-ped. izd-vo RSFSR, 1955. P. 652. [in Russian]
10. Locke J. Works in three volumes. V 3. Thoughts on education. M.: Mysl, 1988. P. 668. [in Russian].
11. Obraztsova L.V. Humanistic pedagogy in Germany at the end of the nineteenth and beginning of the twentieth centuries. 18700-1933. Dis. ... doctor of sciences (Education). Pyatigorsk, 2002. P 23. [in Russian].
12. Pestalozzi I.G. Selected pedagogical compositions. In 2 v. V. I. M.: Pedagogika, 1981. P. 336. [in Russian].
13. Pestalozzi I.G. Selected pedagogical compositions. V. 2. M.: Pedagogika, 1981. P. 416. [in Russian].
14. Rousseau J.J. Pedagogical compositions. In 2 v. V. I. M.: Pedagogika, 1981. P. 654. [in Russian].
15. Sbitneva N.N. Pedagogical currents of the nineteenth century in Germany in the context of the development of ideas of integral learning. Vestnik Ryazanskogo gosudarstvennogo universiteta im. S.A. Yesenina, 2010. V. 28. P. 28. [in Russian].
17. Tolstoy L.N. Pedagogical works. Comp. N.V. Veikshan (Curly); Acad. Ped. Sciences of the USSR. M.: Pedagogika, 1989. P. 542 [in Russian]
18. Ushinsky K.D. Selected pedagogical compositions. In 2 v. V. I. M.: RS of the RSFSR, 1953. P. 638. [in Russian].
19. Ushinsky K.D. Collected works. Pedagogical articles of 1857-1861. In 11 v. V. 2. M.L.: Academy of Pedagogical Sciences, 1948. P. 656. [in Russian].
20. Frobel F. Pedagogical works. V. I. The 2-nd. Ed. Volume 1. Education of man. M.: Knigoizdatelstvo K.I. Tikhomirova, 1913. P. 359. [in Russian].
21. Chernyshevsky N.G. Selected pedagogical statements. M.: Gosud. uchebno-pedag. izd-vo Narkomprosa RSFSR, 1940. P. 342. [in Russian].
Сведения об авторе: Дмитриева Дария Ивановна,
аспирант кафедры классического танца, Московская государственная академия хореографии,
г. Москва, Российская Федерация. КтаИ: [email protected]
Information about the authors: Dmitrieva Daria Ivanovna,
Postgraduate student. Department of Classical Dance, Moscow State Academy of Choreography, Moscow, Russia.
E-mail: [email protected]