одного учебника в другой.
В исследовании представлена содержательная характеристика информационной среды проектирования моделей ШУ КЯ. Новизна позиции автора состоит в понимании информационной среды как "отражения действительности", ориентированной на самодвижение личности школьника.
Таковы направления исследования модели проектирования школьного учебника китайского языка, наша авторская система построения "живого" знания в условиях реализации проекта.
Литература
1. Ахметова, М.Н. Педагогическое проектирование в профессиональной подготовке [ Текст] / М.Н. Ахметова. - Новосибирск: Наука, 2005. - 308 с..
2. Бим, И.Л. Выделение единицы обучения иностранным языкам - внешняя предпосылка управляемого формирования иноязычной речевой деятельности [Текст]/ И.Л. Бим, "Иностранные языки в школе", 1975. - .№6. - с.34-43.
3. Зуев, Д. Д. Учебная книга - источник становления личности школьника [Текст]/ Д. Д. Зуев, Педагогика. - 1995. - №1. - с.3-10
4. Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики: учебное пособие [Текст]/ В.П.Зинченко. М.: Гардарики, 2002. - 431 с.
5. Краевский, В.В. Педагогика между философией и психологией [Текст]/ В.В. Краевский, Педагогика, 1994, №6. - с.24-31.
6. Монахов, В.М. Как создать школьный учебник нового поколения [ Текст]/ В.М. Махов, Педагогика. - 1997 - №1. - с.19-24
7. Хуторской, А.В. Место учебника в дидактической системе [Текст]/А.В. Хуторской, Педагогика. 2005. - №4. - с. 10-19.
Современные проблемы культурологии Попова Г. С.
Вопросы образования и воспитания: взгляд культуролога
В новой парадигме целью образования принято считать не знания (когнитивы) как раньше, а саму личность, притом свободную, творческую личность. Стало необходимо осмысление понятия свободы и творчества как не только философских категорий, но категорий культуры личности, культурологических категорий. Почему говорим "принято считать"? Потому, что пока эта цель все еще остается на уровне благого пожелания, целеполагания. Старая отечественная система образования отнюдь не желает отпускать свои вожжи, бразды управления, все еще сохраняется инерция в сознании старой управленческой системы. Как известно, человеческое сознание есть система инерционная.
Далее исторически стала воспроизводиться и проявляться естественная потребность человека в национальной самоидентификации, потому что в состоянии политической, нравственной, творческой свободы пробудилось национальное самосознание и отдельной личности, и отдельного этноса, и наций в целом. Понятие этнокультурного образования, принятие Концепции государственной этнокультурной образовательной политики в РФ, Национальный проект в области образования подкрепили взятый курс в развитии отечественной системы образования. Все происходящее вполне естественно, востребовано временем, гуманно, своевременно и актуально.
В данной социокультурной ситуации у субъектов многонационального государственного образования появляется социальный заказ на образование посредством родного языка нации. Нормально развивающиеся нации естественным образом обучают, воспитывают своих детей на родном языке. В этой связи вспомним извечную истину о том, что существует только три пути познания: рациональный (наиболее трудный), подражание (наиболее легкий) и опыт (наиболее горький). Здесь мы между познанием и образованием поставим знак равенства и отметим, что идем наиболее легким путем, который не всегда бывает верен.
Эффективность образования на родном языке нигде не вызывает сомнения. Научного обоснования обучения детей на родном языке, тем более проведения научных экспериментов по доказательству эффективности образования на родном языке нигде не требуют. Тем не менее, актуализацию данной проблемы необходимо стало проводить, потому что родители в условиях Единого Государственного Экзамена и профильного образования теперь даже требуют учить их детей на русском языке, ставят такой вопрос на уровне глав администраций муниципальных образований. Научно-педагогическое, в нашем случае культурологическое обоснование актуальности проблемы образования на родном языке стало необходимо для родителей и родительской общественности как представителей социальных заказчиков образования.
Исходя из всего вышеизложенного, наметим цель данной статьи как раскрытие в культурологическом аспекте проблем образования и воспитания на родном языке. Для достижения поставленной цели последовательно раскроем актуализацию обучения и воспитания на родном языке и выдвинем концепцию воспитания студенческой молодежи. Методами исследования отмечаемой проблемы являются теоретический анализ педагогической и культурологической литературы по проблеме исследования, логический анализ, компаративный анализ, методы моделирования и структурирования, специальный культурологический подход к исследуемой проблеме, позволяющий актуализировать последнее. Подчеркиваем, что именно культурологический научный подход раскрывает проблему языка обучения и воспитания относительно личности обучающегося и воспитуемого.
Родной язык выступает как незаменимое средство оформления концептуального образа мира, образования своего образа Я, раскрытия природного
дарования, которым наделен от рождения каждый ребенок (Апресян Ю.Д., Арутюнова Н.Д., Сукаленко Н.И. и др.). Утверждение о том, что каждый ребенок одарен от природы, есть поистине гуманистическое убеждение, которое мы находим в народной педагогике Саха: " Аан айылга кими да атагастаабакка айдарыы диэни киси аайы ийэ кутугар уган ыытар". Гуманизация системы образования на деле заключается именно в этом убеждении и поиске путей и способов реализации природного дара каждого ребенка. Эвристическая педагогика и есть народная педагогика. Однако приходится сознавать тот факт, что только у нас отцы и матери всерьез верят тому, что лучшее образование это образование только на чужом языке. Ни одна мать на земле, кроме как у нас, не учит своего ребенка на чужом языке. Из всех гуманитарных наук только культурология раскрывает ошибочность этой укоренившейся слепой веры народных масс. Как показывают современные психолингвистические, структуралистические и лингвокультурологические исследования, на чужом языке мозг человека работает не на полном режиме, не в режиме целостного мышления (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Леонтьев А.А., Леви-Строс К., Маслоу А., Лурия А.Р., Дридзе Т.М., Маслова В. А., Сорокин Ю. А. и др.). Получает перегрузку интеллектуальная память, а эмоционально-духовная сфера человеческой сути остается пассивной, обучение ведется на уровне запоминания, а не понимания. Не понимающий смысла того, что учит, ребенок не может дать правильный ответ ни на каком языке. Родителям же кажется, что это происходит потому, что дитя плохо знает русский язык. Поэтому родитель поступает еще более алогичнее - требует начинать учить ребенка как можно раньше на чужом языке, желательно с начальных классов, с начала, с детского сада, с пеленок, с внутриутробного состояния, напевая ему песни на чужом языке. Рождается от этого культурно неграмотного поступка изначально духовно оглохшее, закрытое от мира, душевно-духовно-морально-эмоционально-психически ущербное существо. И это лишь оттого, что его лишили материнского языка и ключа к способу природосообразного мышления. Ментальное поле у этого малыша осталось навсегда закрытым. Почему навсегда? А потому, что вхождение в язык имеет свое, природой назначенное время. Временить в этом процессе нельзя, так же, как и упустить детородный возраст. К примеру, японцы, известные всему миру своим традиционализмом, до семи лет не допускают детей к иностранным языкам. Это оттого, что они в своем самобытии природно-логически знают о существовании закона партиципации и явления звуковой диверсии. Ф. Ницше в свое время утверждал, что: "Изучение многих языков наполняет память словами вместо фактов и мыслей, тогда как она есть вместилище, которое у каждого человека может воспринять лишь определенную, ограниченную массу содержания. Далее, изучение многих языков вредно в том отношении, что оно возбуждает веру в обладание какими-то особыми данными и фактически придает человеку некоторый соблазнительный вид в общении; оно вредно, сверх того, и косвенно - тем, что препятствует приобретению основательных знаний и стремлению честным путем заслужить уважение людей. Наконец, оно расшатывает более тонкое лингвистическое чутье в отношении родного языка; благодаря этому последнее
безвозвратно портится и разрушается. Два народа, которые создали величайших стилистов - греки и французы - не изучали чужих языков" [6, с. 179-180]. Ассимиляции более всего поддаются тот этнос и та нация, которые соблазнились мнимым скорейшим развитием, подражая во всем другим культурам. Все эти утверждения мы делаем на основании своего многолетнего опыта педагогической деятельности и опыта вхождения в культурологию как в сравнительно новую для нашей страны область научного знания.
О том, что человек есть носитель национальной ментальности и языка, что путь к осмыслению феномена человека лежит не через естественные науки, а через естественные языки, стали активно говорить в последнее время в философии, культурологии, лингвокультурологии (Марков Б.В., Петренко О. А., Пименова М.В., Тарланов З.К., Бартминский Е., Воробьев В.В. и др.). В культурно-образовательном процессе стали применяться термины "языковая личность", " языковое сознание", "языковое поведение" (Никитина С.Е., Караулов Ю.Н., Уфимцева Н.В., Клобукова Л.П., Лютикова В. Д., Постовалова В.И. и др.). Все это показывает актуализацию феномена языка в культуре, в образовании, а в конкретике культурного образования - актуализацию роли родного языка как языка получения образования, как способа становления свободной творческой личностью.
Отстаивая права и свободу детей обучаться и воспитываться на родном языке, никто не стремится запрятать их в рамках своей локальной самобытной культуры. Наоборот, именно на базе родной традиционной культурной системы дети получат ключ в мир общечеловеческой, многообразной, многосмысловой культуры (утверждение отечественных культурологов). Только знающая в совершенстве свой родной язык личность может проникнуть в лингвокультуру другого народа (Э. Сепир, Б. Уорф) [7]. Языковая личность есть личность, получившая кодовый ключ в мир архетипов своей родной культуры как моста в мир смыслов иных культур.
Выскажем некоторые идеи к концепции воспитания учащейся молодежи. Остановимся на понятиях концепции и воспитания. Концептом называется некая система и четкое понимание сути. Концепция - это определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности. [Новый энциклопедический словарь. -М.: БРЭ, 2002]. Воспитание представляет собой порождение общества. Человек как социальное существо должен неукоснительно выполнять некие нормы, позволяющие ему адекватно находиться в обществе себе подобных. Воспитание направлено на усвоение индивидом этих норм и по сути своей является насильственным актом. Воспитание, как правило, ущемляет свободу личности, ибо осуществляется всегда в чьих-то посторонних интересах, и поэтому были найдены наиболее компромиссные пути в организации этого целенаправленного процесса. Один из них - это образование, соединяющее обучение и воспитание в более органичном сочетании, когда образование представляет собой создание, сотворение собственного образа Я. То есть буквально образование от слова " образ". Образование есть процесс творческий, созидательный. Еще граф Л.Н. Толстой
отмечал различие воспитания и образования в пользу последнего: "...найдем много свободно-образовательных влияний без вмешательства в воспитание., и вырастут свободно сложившиеся заведения, имеющие своим основанием свободу учащегося поколения" [9, с. 337-341]. Но, здесь не следует обольщаться, что система образования полностью и окончательно отказалась от тотализирующей идеи обучения и воспитания - недаром Л.Н. Толстой предсказывал: "Едва ли еще через сто лет мысль, которую я, может быть, неясно, неловко, неубедительно выражаю, сделается общим достоянием." [9, с. 337-341].
Второй путь - это самовоспитание, согласно нашей концепции -самообразование. Лишь в самости индивид обретает свободу и ощущает себя личностью. Свобода как подсознательное естественное стремление, внутренняя пожизненная потребность человека требует удовлетворения, процесса стремления, целеполагания, целеустремленности. Человек никогда не может стать абсолютно свободным, одновременно всю жизнь стремится к свободе.
Целью образования и целью культуры, как отмечено выше, является свободная творческая личность. Притом, не какой-то абстрактной личности без роду и племени, а конкретной, реально существующей в сфере культуры, истории, пространства, времени и природной среды. То есть личности этнической. Отсюда вызревает идея воспитания в духе свободы, в духе времени и в духе нации (Гумбольдт В., Вейсгербер Й.Л. и др.) [3; 1]. Свободы духа, свободы мысли и свободы воли в триединстве. В духе современном, данном, реальном. И в духе нации как исторической общности на основе единства семиотического поля (языка, традиционных форм поведения, символики), территории, экономической жизни, а также национальных форм культуры, имеющих конкретное этническое содержание.
Главным условием самообразования, самопознания является свободное творчество (Бердяев Н.А., Жинкин Н.И., Зеленин Д.К. и др.). Значит, главной, центральной идеей концепции воспитания молодежи должно быть создание творческих молодежных союзов на основе свободы слова, свободы самовыражения, свободы самоопределения. Основой, почвой, на которой может вырасти такой творческий союз молодых, является любовь. Любовь к своему народу, к родному языку, к родной земле, чувство гордости за свою нацию, за себя лично, любовь к себе, а значит к жизни - жизнелюбие. Примером тому можно назвать интеллектуальный клуб студентов Якутского Государственного университета "Тобул", литературное объединение студентов Факультета якутской филологии и культуры " Байанай алгыса", студию-усуйаан по освоению природно-логического целостного мышления на материалах олонхо и устного народного творчества "Хомусун", республиканское общественное объединение молодежи "Тюмэн". В подобные союзы объединяются студенты и школьники, любящие все то, что названо здесь в качестве почвы, на которой вырастает личность, гордящаяся своим происхождением, чувствующая личную ответственность за судьбу нации, за судьбу всего человечества. Истинная свобода предполагает именно личную ответственность за сотворенное.
Студенческая, то есть учащаяся молодежь, представляет собой будущую элиту нации. Элита (от франц. elite - лучшее, отборное, избранное) есть особый слой общества, наделенный специфическими духовными способностями. Университет в этом смысле выступает своего рода неким отборочным механизмом (вспомним мысли об университетском образовании Л.Н. Толстого, Ю. Хабермаса). Поэтому понятно, что студенческие творческие союзы должны создаваться и действовать преимущественно в сфере духовности, в духовном диалоге интеллектуалов. В диалоге культур может полноценно участвовать только свободная творческая личность - носитель конкретной самобытной культуры. Кроме того, правильный ответ на вызов времени, вызов природы может дать лишь элита нации в лице творческих личностей, в ком проявился дух творчества (по известному закону " Вызова и Ответа" А. Тойнби). Массовая культура, человек из массы, тем более маргинал - это есть явления, исключающие все выше сказанное. Массовый человек в понимании культурологии есть пассивный потребитель благ, а не производитель, не создатель, не творец культурных ценностей. Необразованный означает некультурный.
И так, мы даем два ответа на вопрос, как добиться новых целей образования: первое - средствами и способами родного языка и на базе обновляемой традиционной культуры; второе - средствами и способами жизнелюбия, реализуя свободный дух творчества и созидания. Делая заключительные выводы к статье, отметим, что выделенные нами подходы к проблемам языка культурного образования, разработки концепции воспитания молодежи успешно решаются с точки зрения и при помощи применения методов и подходов культурологической парадигмы образования.
Литература
1. Вейсгербер, Й.Л. Родной язык и формирование духа [Текст]/Й.Л. Вейсгербер. -М., 1993. -208 с.
2. Гадамер, Х.Г. Язык и понимание [Текст]/Х.Г. Гадамер. -М., 1999. -463 с.
3. Гумбольдт, В. Язык и философия культуры [Текст]/ Пер. с нем. -М.: Прогресс, 1985. -451 с.
4. Кубрякова, Е.С. Сознание человека с языком и языковой картиной мира [Текст]/ / Е.С. Кубрякова, Филология и культура. -Тамбов: Изд-во ТГУ, 2003. - С. 32-42.
5. Маслова, В.А. Лингвокультурология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]/В.А. Маслова.-3-е изд., испр. -М.: Издательский центр "Академия", 2007. -208 с.
6. Ницше, Ф. Признаки высшей и низшей культуры [Текст]// Ф. Ницше, По ту сторону добра и зла: Сочинения. -М.: Эксмо; Харьков: Фолио, 2008. -С. 152193. - (Антология мысли).
7. Сепир, Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии [Текст]/ Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1993. -656 с.
8. Современные языковые процессы в Республике Саха (Якутия): Актуальные
проблемы [Текст]/Новосибирск: Наука, 2003. -224 с.
9. Толстой, Л.Н. Воспитание и образование [Текст]// Л.Н. Толстой, Избранные сочинения. В 3-х т. Т.3 / Редкол.: Г. Беленький и др. -М.: Худож. лит., 1989. -С. 311-341.
10.Язык как основной элемент культуры: генезис, традиции и современные проблемы [ Текст]/ Материалы респ. науч .-практ. конференции, 26 ноября 2004 г. Отв. ред. Б.Н. Попов, ред. колл. В.В. Илларионов, А. А. Борисова, Г.С. Попова. -Якутск: Изд-во ЯГУ, 2006.-192 с.
Лютова Н. И.
Воспитательная функция предмета «культурология» и ее влияние на формирование личности студента в условиях современного демократического общества
Одной из важных проблем современной педагогики является определение целей и задач, стоящих перед современным высшим образованием, в особенности, перед преподаванием гуманитарных дисциплин.
Актуальность этой проблемы обусловлена в первую очередь теми социальными процессами, происходящими в современном обществе и его институтах, в частности, проблемой воспитания полноценного гражданина этого общества, способного не только разбираться в своей узкой специальности, но и владеющего необходимым минимумом знаний в области политики, экономики, социологии и умеющего глубоко понимать сложную динамику современной жизни. В связи с этим, отчетливо осознается проблема гуманизации и гуманитаризации образования.
Хотелось бы отметить, что сущность гуманизации образования видится, прежде всего, в создании условий для самореализации, самоопределения личности студента в пространстве современной культуры, создании в вузе гуманитарной сферы, способствующей раскрытию творческого потенциала личности, формированию ноосферного мышления, ценностных ориентаций и нравственных качеств с последующей их актуализацией в профессиональной и общественной деятельности на основе глубокого понимания истории культуры и цивилизации, всего культурного наследия. Вуз призван подготовить не только специалиста, но и Человека, способного к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию, и чем богаче будет его натура, тем ярче она проявится в профессиональной деятельности. Если эта задача не будет решена, то, как писал русский философ Г. П. Федотов в 1938 г., «.есть перспектива индустриальной, могущественной, но бездушной и бездуховной России. Голая бездушная мощь - это самое последовательное выражение каиновой, проклятой Богом цивилизации».
Все реальнее в последние годы стали осознаваться ограниченность и опасность дальнейшего развития человечества посредством чисто экономического