Научная статья на тему 'Вопросы обеспечения продовольственной безопасности в Европе'

Вопросы обеспечения продовольственной безопасности в Европе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1090
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЕВРОПЕЙСКИЙ РЕГИОН / FOOD SECURITY / REGULATION / REGIONAL POLICY / EUROPEAN REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ревенко Лилия, Пантелеева Ольга, Исаченко Татьяна

Глобальная проблема продовольственной безопасности имеет широкий спектр измерений, классифицируемых по сферам происхождения факторов, степени охвата социальных слоев населения, регионально географическому признаку и другим. Основные задачи, которые решает человечество по выполнению Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г., можно определить как повышение в общемировом масштабе количества и качества продуктов питания при увеличении экономического доступа к продовольствию. Целью данного исследования является рассмотрение потенциала улучшения состояния продовольственной безопасности в самих странах Европы и с их помощью в мире через призму регуляторных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

European Regional Food Security Policy Regulation

The global problem of food security has a wide range of measurements, classified in accordance with the areas of origin of factors, the coverage of social segments of the population, geographical and others. The main goals to be achieved to provide the Sustainable Development Agenda for the period up to 2030 can be defined as quantitative increase and qualitative improvement of food products alongside with an extension of the access to food. The purpose of the current study is to examine the potential for the improvement of food security in entire Europe and in the world with the help of regulatory processes. Regarding food security Europe represents the most successful region, however in all countries there are social groups that face the problem of food security due to the low income level and thus have to receive food that is non compliant with modern safety requirements or is unbalanced in nutrients. The tendency of the XXI century in the question of food security has become an integrated approach to the formation of a long term policy aimed at solving this problem, the key element of which can be considered as regulation at the national and regional levels. While all European countries participate in the development of a common policy for ensuring the world's food security by participating in activities of the relevant UN, non governmental and other organizations, every country has its own national approach to solving this important problem. At the regional level common approaches to the regulation of food security are developed and enhanced. The article analyzes the peculiarities of food security regulation at the regional level, the state of the food supply in European countries, the main areas of cooperation.

Текст научной работы на тему «Вопросы обеспечения продовольственной безопасности в Европе»

УДК 339.923: 338.43.02 Лилия РЕВЕНКО Ольга ПАНТЕЛЕЕВА Татьяна ИСА ЧЕНКО

СФЕРА ЭКОНОМИКИ

ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЕВРОПЕ

Аннотация. Глобальная проблема продовольственной безопасности имеет широкий спектр измерений, классифицируемых по сферам происхождения факторов, степени охвата социальных слоев населения, регионально-географическому признаку и другим. Основные задачи, которые решает человечество по выполнению Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г., можно определить как повышение в общемировом масштабе количества и качества продуктов питания при увеличении экономического доступа к продовольствию. Целью данного исследования является рассмотрение потенциала улучшения состояния продовольственной безопасности в самих странах Европы и с их помощью в мире через призму регуляторных процессов.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, региональное сотрудничество, Европейский регион.

Являясь важнейшей гуманитарной, экономической и политической проблемой, обеспечение глобальной продовольственной безопасности на современном этапе становится регулируемым процессом в рамках международного политического и экономического сотрудничества, что находит отражение в подходах к достижению целевых показателей продовольственной безопасности, обозначенных в Целях устойчивого развития (ЦУР) до 2030 г. При этом региональные меры регулирования становятся всё более значимыми, потому что при их разработке учитываются

© Ревенко Лилия Сергеевна - доктор экономических наук, профессор МГИМО (университета) МИД России. Адрес: 119454, Россия, Москва, проспект Вернадского, 76. E-mail: [email protected] Пантелеева Ольга Ивановна - доктор экономических наук, главный научный сотрудник, Институт США и Канады РАН. Адрес: 121069, Россия, Москва, Хлебный переулок, 2/3. E-mail: [email protected] Исаченко Татьяна Михайловна - доктор экономических наук, профессор МГИМО (университета) МИД России. Адрес: 119454, Россия, Москва, проспект Вернадского, 76. E-mail: [email protected] DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope22019129141

реальные проблемы обеспечения продовольствием в определенном географическом регионе в условиях сходства условий производства и потребления пищевых продуктов.

Специфика обеспечения продовольственной безопасности на региональном уровне

Проблематика продовольственной безопасности и ликвидации голода и неравенства являются ключевым вопросом национальной, региональной и мировой политики. Базовые понятия, лежащие в основе термина "продовольственная безопасность", были сформулированы ещё в 40-е годы XX века после Второй мировой войны, однако индикаторы состояния обеспечения продовольствием, понятия и категории постоянно меняются. Значение и использование термина "продовольственная безопасность" постепенно эволюционировало в зависимости от вызовов, возникавших перед странами и миром в целом. В документах международных организаций, усилия которых направлены на решение задач ликвидации голода на планете и обеспечения населения стран качественными и безопасными продуктами питания, всё чаще отмечается, что термин "продовольственная безопасность" неразрывно связан с понятием "безопасность питания" и факторами, влияющими на изменение в пищевой системе. Следует, однако, подчеркнуть, что исследование этих факторов не привело к уточнению зачастую конкурирующих интерпретаций "продовольственной безопасности" [Moragues-Faus и др., 2017]. Согласно предложениям Комитета по Всемирной продовольственной безопасности (КВПБ), "Продовольственная безопасность и безопасность питания существуют тогда, когда все люди в любое время имеют физический, социальный и экономический доступ к достаточному количеству безопасной и качественной пищи, позволяющей удовлетворять их пищевые потребности и предпочтения в условиях соответствующей санитарии и медицинского обслуживания для ведения здорового и активного образа жизни" [Термины..., 2012: 10].

В проблематике продовольственной безопасности в последнее десятилетие значительное внимание уделяется изучению влияния таких факторов, как изменение климата, изменение глобальных моделей питания, урбанизация и рост доходов населения, ускорение процесса глобализации и рост мировой торговли продовольствием. При этом, как отмечают эксперты Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, само по себе наличие продовольствия в достаточном объёме на национальном и международном уровнях не гарантирует продовольственную безопасность и питание на уровне домохозяйств или сообществ. Отсутствие физического и экономического доступа к продовольствию может увеличить риск недоедания, а также ожирения и связанных с питанием инфекционных болезней, в зависимости от обстоятельств [Питание., 2017: 38].

Качество и безопасность продуктов питания играют всё большую роль в обеспечении полноценного питания для здорового и активного образа жизни. Именно поэтому увеличение потребления полезных по составу питательных веществ продуктов без решения проблем их безопасности ведёт к ухудшению здоровья населения [FAO, 2018Ь: 57]. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в 2010 г. около 600 млн человек в мире заболели от потребления продуктов пита-

Современная Европа, 2019, №2

ния, зараженных бактериями, вирусами, паразитами, токсинами или химическими веществами (31 опасностей пищевого происхождения) [WHO, 2015: 72].

Вместе с тем на решение проблем продовольственной безопасности значительное влияние оказывают политические и экономические тенденции в мировом сообществе. Хотя решение этих проблем вынесено на международный уровень, но более значимыми в практическом обеспечении населения стран мира продовольствием всё-таки следует считать региональные усилия вследствие географической близости стран региона, схожести природно-климатических условий, производственной базы, культуры и традиций потребления. Новое качество воздействия региональных процессов на международные отношения даёт основание предполагать, что "глобальная повестка дня переформатируется и актуализируется по-разному в разных региональных подсистемах" [Воскресенский, 2012: 8]. В качестве практических преимуществ регионального уровня решения проблем продовольственной безопасности можно выделить целый ряд факторов: совместное управление трансграничными ресурсами, борьба с трансграничным проникновением сельскохозяйственных вредителей, формирование стабильных региональных рынков, оптимизация управления рисками, укрепление региональных цепочек добавленной стоимости, устранение барьеров внутри регионов, гармонизация систем сбора и предоставления информации, мобилизация ресурсов, координация действий по предоставлению чрезвычайной продовольственной помощи [Глобальный..., 2015: 71-72].

Состояние продовольственной безопасности в странах Европы

Один из наиболее ярких примеров регионального опыта решения проблем продовольственной безопасности представляет Европа1. Этот регион мира имеет свои особенности, оказывающие значительное влияние на решение указанных проблем, в частности, на компактной территории соседствуют страны, значительно различающиеся по уровню экономического развития, климату и культуре потребления.

При оценке состояния продовольственной безопасности стран и регионов после принятия ЦУР-2030 в 2015 г. применяется ряд индикаторов, среди которых можно выделить показатель распространенности недоедания и показатель умеренного или очень значительного отсутствия продовольственной безопасности населения [ФАО, 2018a: 5]. В соответствии с методикой ФАО, достаточно стабильным считается положение, когда в регионе или в стране недоедает или голодает менее 5% населения. Почти все субрегионы Европы по базовому показателю - распространённости недоедания - не вызывают повышенной озабоченности мирового сообщества, поскольку удельный вес населения, страдающего от недоедания в 2015-2017 годах, не превышал 2,5% (таблица 1), кроме семи стран региона - Болгарии (3%), Словакии

1 В целях исследования в состав Европейского региона включаются страны Восточной Европы (Беларусь, Болгария, Чехия, Венгрия, Польша, Республика Молдова, Румыния, Российская Федерация, Словакия, Украина); Западной Европы (Австрия, Бельгия, Франция, Германия, Люксембург, Нидерланды, Швейцария); Северной Европы (Дания, Эстония, Финляндия, Исландия, Ирландия, Литва, Латвия, Норвегия, Швеция, Соединенное Королевство); Южной Европы (Албания, Андорра, Босния и Герцеговина, Хорватия, Греция, Италия, Мальта, Черногория, Португалия, Сербия, Словения, Испания, бывшая югославская Республика Македония).

Современная Европа, 2019, №2

(2,7%), Украины (3,3%), Эстонии (2,8%), Албании (5,5%), Сербии (5,6%), Македонии (4,1%). В отчёте "Положение дел в области продовольственной безопасности и питания в мире - 2018" отсутствуют данные по распространённости недоедания в Республике Молдова и Андорре.

Таблица 1.

Основные показатели достижения продовольственной безопасности в Европе

Регион/субрегион Доля населения, страдающего от Доля населения, страдающего

недоедания, % от тяжёлой формы отсутствия

продовольственной безопасности, %

2004-2006 гг. 2015-2017 гг. 2015-2017 гг.

Европа в целом < 2,5 < 2,5 1,5

Восточная Европа < 2,5 < 2,5 1,2

Северная Европа < 2,5 < 2,5 2,6

Южная Европа < 2,5 < 2,5 1,7

Западная Европа < 2,5 < 2,5 1,1

Составлено по: FAO, IFAD, UNICEF, WFP and WHO (2018). The State of Food Security and Nutrition in the World 2018. Building climate resilience for food security and nutrition, Rome, FAO, pp.125-127.

Положительная динамика сокращения доли населения, страдающего от недоедания в 2015-2017 годах, по сравнению с базовым периодом 2004-2006 годов, отмечается почти во всех странах региона, за исключением Украины. В Албании, Сербии и Македонии, хотя и произошло сокращение, распространённость недоедания остается самой высокой в регионе. Кроме того, доля населения, испытывавшего страдания ввиду отсутствия продовольственной безопасности в 2015-2017 годах, в Сербии была самой высокой в регионе - 10,5%, что значительно превышает показатель в стране, находившейся на втором месте - Румынии (4,1%). В целом в Европе ситуация с обеспечением населения продуктами питания, согласно критериям ФАО, свидетельствует о незначительных субрегиональных различиях.

Можно констатировать, что в целом в европейском регионе ситуация с физической доступностью продовольствия благоприятна, за исключением периодов военных конфликтов в начале 90-х годов XX века (Босния и Герцеговина, Республика Македония, Хорватия) и некоторых последствий экономического кризиса 20082009 годов (Греция и Италия). Сложная политическая и экономическая ситуация на Украине после 2013 г. привела к значительному падению среднедушевых доходов населения и росту недоедания до 3,3% в 2015-2017 годах.

Проблемы продовольственной безопасности и питания в европейском регионе связаны не с доступностью продовольствия, а с неполноценным или избыточным питанием. Неполноценное питание приводит к снижению продуктивности человеческого потенциала. Дефицит микроэлементов обусловлен, как правило, низким уровнем доходов и образования, особенно среди сельского населения стран европейского региона. Высокие доходы, напротив, позволяют приобретать продукты питания с высокой калорийностью, что в совокупности с понижением физической

Современная Европа, 2019, №2

активности и низким уровнем знаний о сбалансированной диете приводит к росту ожирения европейского населения.

Если в 2016 г. в мире от ожирения страдало 13,2% взрослого населения, то в европейском регионе эта цифра достигала 25,4%. Максимальная доля населения, страдающего от ожирения, зафиксирована на Мальте - 31%, а минимальная в Боснии и Герцеговине - 19,4%. Только за период с 2012 по 2016 гг. удельный вес взрослого населения, страдающего от ожирения в Европе, вырос на 2%, причем более высокие темпы прироста характерны для Северной Европы (таблица 2).

С продовольственной безопасностью связывают и многие медицинские показатели, например анемию у женщин и детей. Несмотря на то, что в европейском регионе доля женщин детородного возраста, страдающих от анемии, по сравнению с мировым уровнем меньше в два раза, в странах Восточной Европы, а также Эстонии, Латвии, Литве, Албании, Хорватии, Сербии, Словении, Македонии, каждая четвёртая женщина страдает от снижения уровня гемоглобина в крови, а в Боснии и Герцеговине - 29,4% женщин детородного возраста.

Таблица 2.

Основные показатели достижения качества питания в Европе

Регион/субрегион Доля взрослого населения (от 18 лет), страдающего Доля женщин детородного возраста (15-49 лет), страдаю-

от ожирения, % щих от анемии, %

2012 г. 2016 г. 2012 г. 2016 г.

Весь мир 4,4 5,4 39,3 39,6

Европа в целом 23,4 25,4 17,6 20,2

Восточная Европа 23,9 25,8 22,1 24,2

Северная Европа 25,2 27,5 12,6 16,0

Южная Европа 22,8 24,6 15,8 18,6

Западная Европа 22,4 24,2 14,0 17,0

Составлено по: FAO, IFAD, UNICEF, WFP and WHO (2018). The State of Food Security and Nutrition in the World 2018. Building climate resilience for food security and nutrition, Rome, FAO, pp. 125-127.

Качество и безопасность продуктов питания выступают важнейшими элементами продовольственной безопасности в европейском регионе, где заболеваемость от употребления зараженных продуктов питания также не является редкостью, и данный показатель ежегодно растет, начиная с 2008 г.

Экономическая доступность продовольствия характеризуется соотношением между стоимостью продуктов питания и покупательной способностью домохо-зяйств. В странах с низким и средним уровнем доходов расходы на продовольствие, как правило, имеют высокий удельный вес в бюджетах домохозяйств. В странах с высоким уровнем доходов (многие страны Европы) относительные расходы на продукты питания гораздо ниже. Средняя семья в Великобритании в 2016 г. тратила на продукты питания лишь 8,1% бюджета по сравнению с 38,0% на Украине (таблица 3). Вместе с тем ситуация внутри стран неоднородна. Малоимущим слоям населения сложно позволить себе приобретение здоровых продуктов питания с высоким содержанием питательных веществ, таких как фрукты, овощи,

Современная Европа, 2019, №2

продукты питания животного происхождения. Корреляционный анализ показал высокую зависимость индекса глобальной продовольственной безопасности и доли расходов на продукты питания (коэффициент корреляции составил - 0,87).

Таблица 3.

Влияние расходов на продукты питания на индекс глобальной продовольственной безопасности в некоторых странах Европы1 в 2016 г.

Страна Доля расходов на Расходы на продо- Индекс глобаль-

продукты питания вольствие2 на одно- ной продоволь-

в бюджете домо- го члена домохозяй- ственной безопас-

хозяйств, % ства, долл. США 3 ности3

Великобритания 8,1 1 991 81,9

Швейцария 8,7 3 631 80,9

Ирландия 9,5 1 973 84,3

Австрия 9,6 2 273 79,3

Германия 10,6 2 246 82,5

Дания 11,3 2 821 80,0

Нидерланды 11,8 2 341 82,6

Норвегия 12,2 3 524 81,0

Финляндия 12,2 2 757 78,9

Швеция 12,6 2 820 81,3

Франция 13,4 2 727 82,5

Бельгия 13,4 2 706 77,4

Испания 13,6 2 138 77,7

Италия 14,3 2 664 75,9

Словения 15,4 1 821 н/д

Польша 16,5 1 181 72,4

Греция 16,5 2 245 71,5

Португалия 17,1 2 311 80,0

Чешская Республика 17,2 1 510 73,9

Словакия 17,9 1 581 67,7

Венгрия 18,3 1 196 69,3

Латвия 18,5 1 617 н/д

Болгария 18,7 876 60,6

1 По странам Европы, не включённым в таблицу, информация в указанных источниках отсутствует.

2 Включая безалкогольные напитки.

3 Индекс глобальной продовольственной безопасности (The Global Food Security Index) рассчитывается с 2012 г. по 28 показателям, характеризующим уровень доступности и потребления продуктов питания, наличие и достаточность продуктов питания, уровень качества и безопасности продуктов питания. Выпускается аналитическим подразделением британского журнала Economist (The Economist Intelligence Unit) при поддержке американской транснациональной компании Dupon.

Современная Европа, 2019, №2

Эстония 20,5 1 952 н/д

Литва 23,0 2 215 н/д

Хорватия 23,9 2 164 н/д

Сербия 24,2 934 59,4

Румыния 29,6 1 712 65,5

Российская Федерация 29,9 1 305 62,3

Босния и Герцеговина 31,1 1 221 н/д

Македония 31,8 1 108 н/д

Беларусь 36,2 962 63,1

Украина 38,0 539 55,2

Составлено по: International Consumer and Food Industry Trends. Economic Research Service, United States Department of Agriculture. URL:

https://www.ers.usda.gov/topics/international-markets-us-trade/international-consumer-and-food-industry-trends/#data (дата обращения 19.09.2018);_Global food security index 2016. An annual measure of the state of global food security. Report from The Economist Intelligence Unit, p. 9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ещё одной темой в контексте обеспечения безопасности питания в Европе на протяжении последней четверти века является производство и использование генетически модифицированных организмов в продовольственной цепи [Ronald, Adam-chak, 2018: 148; Bernauer, 2003: 73], однако этот блок вопросов заслуживает самостоятельного анализа.

На основании исследований ФАО [ФАО, 2018a: 4] страны Европейского региона можно разделить на три основные категории:

• Страны, в которых проблемы продовольственной безопасности не носят острого характера: это страны с низким уровнем распространённости недоедания; ниже средних по региону долей взрослого населения, страдающего от ожирения, а также женщин детородного возраста, страдающих от анемии (Австрия, Бельгия, Дания, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция и Швейцария).

• Страны, в которых основной проблемой является несбалансированное питание: выделяются страны, где основной проблемой является избыточное питание (Греция, Германия, Ирландия, Испания, Мальта, Великобритания и Чехия), а также страны, характеризующиеся высоким удельным весом взрослого населения, страдающего от ожирения, и женщин с признаками анемии (Беларусь, Босния и Герцеговина, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Российская Федерация, Словакия, Словения, Хорватия и Эстония).

• Страны, сталкивающиеся с тройным бременем - неполноценного питания, остаточных проявлений недоедания при устойчивом дефиците микронутриентов и растущей распространённости ожирения и избыточной массы тела (Албания, Болгария, бывшая югославская Республика Македония, Республика Молдова, Румыния, Сербия, Украина и Черногория).

Несмотря на относительно благополучное положение в Европе, актуальными для региона остаются совместные действия с целью улучшения, особенно в части сбалансированности рациона, безопасного и здорового питания, а также снижения потерь продовольствия и отходов, раннего предупреждения бедствий и т.п. Ощу-

Современная Европа, 2019, №2

тимый результат может быть достигнут лишь при комплексном решении продовольственной проблемы совместными усилиями.

Региональное сотрудничество в сфере обеспечения продовольственной безопасности в Европе

В обеспечении продовольственной безопасности находят отражение политические, экономические, гуманитарные, социальные, технологические и другие факторы развития цивилизации. Страны Европы являются членами практически всех международных организаций, участвующих в выработке политики в данной области. Они гибко реагируют на глобальные тенденции обеспечения продовольствием, с учётом региональных и национальных интересов. Кроме того, академический дискурс продовольственной безопасности в Европе свидетельствует о недостаточном объёме знаний по данному вопросу. Основные исследования сводятся к анализу регулирования производства продуктов питания, а не изучению вопроса о доступе людей к еде и структуре питания. Отсутствие знаний о нестабильности в потреблении продовольствия вызывает особую тревогу в условиях усиливающейся социальной дифференциации [Borch, К)жгпез, 2016]. Для изучения масштабов проблем продовольственной безопасности в европейских странах необходимо провести более детализированные эмпирические, сравнительные и продольные исследования. Необходимо также выявлять группы, подверженные риску отсутствия продовольственной безопасности, а также юридические, экономические, практические, социальные и психологические ограничения, препятствующие доступу к надлежащему и достаточному питанию.

Особенностью европейского региона является наличие интеграционного блока - Европейского Союза, где, кроме национального законодательства, действуют наднациональные нормы. Существует также Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Кроме того, остаются страны, не входящие в состав интеграционных группировок.

В ЕС основой обеспечения продовольственной безопасности является Единая аграрная политика (ЕАП), первоначально разработанная в 1962 г. и претерпевшая несколько этапов и реформ. В современной версии эта политика реализуется с 2013 г. и подвергается постоянной критике. Основу политики составляют принципы обеспечения продовольственной безопасности: поддержание самообеспеченности за счёт развития аграрного сектора; развитие сельских регионов; повышение доступности продуктов питания для всех слоёв населения; повышение питательной ценности продовольствия; безопасность продовольствия, поступающего на рынок как из традиционных, так и из высокотехнологичных отраслей; участие в глобальном регулировании. К этим проблемам в последние годы добавилась необходимость учитывать нужды беженцев из горячих точек планеты [Саго1ап, 2018: 36].

Ещё в 2000 г. в процессе разработки концепции продовольственной безопасности Европейская Комиссия (ЕК) указала, что многие элементы стратегии продовольственной безопасности имеют региональные аспекты, в частности: макроэкономические реформы и содействие устойчивому росту; обеспечение доступности безопасного продовольствия и управление критическими ситуациями посредством расширения региональной торговли; совершенствование управления посредством

Современная Европа, 2019, №2

развития политической интеграции на региональном уровне; улучшение менеджмента в сфере природопользования в регионе; получение эффекта масштаба путём создания регионального потенциала для исследований и развития человеческого потенциала [Mathews, 2003: 61].

Ряд инцидентов с небезопасным для здоровья продовольствием в конце 90-х годов XX века привлекли внимание европейской общественности к необходимости разработки общих принципов и законодательных требований в отношении продовольствия и кормов для животных на уровне Союза. Одним из направлений действий Еврокомиссии стало установление высоких стандартов безопасности продовольствия. ЕК разработала интегрированный подход к безопасности продовольствия "от поля до стола", который изложен в Белой книге по безопасности пищевых продуктов [White Paper, 2000] и охватывает все сектора пищевой цепочки, включая сельскохозяйственное производство, производство кормов, пищевую промышленность, хранение, транспортировку и розничную торговлю.

В 2002 г. Европарламент и Совет ЕС приняли Регламент № 178/2002, касающийся общих принципов обеспечения безопасности продовольствия и создания Европейского агентства по безопасности продуктов питания (European Food Safety Authority). Кроме того, закреплены основные процедуры и инструменты для управления чрезвычайными ситуациями и кризисами, а также системы быстрого оповещения о продовольствии и кормах для животных (Rapid Alert System for Food and Feed).

Созданная система оповещения позволяет обмениваться информацией о возникающих пищевых рисках между национальными органами по безопасности пищевых продуктов в странах ЕС, а также между Еврокомиссией, Европейским органом по безопасности пищевых продуктов, Европейским космическим агентством, соответствующими институтами Норвегии, Лихтенштейна, Исландии и Швейцарии. Благодаря системе стало возможным предотвращать риски ещё до того, как они могли нанести вред европейским потребителям. Примечательно, что системой могут пользоваться не только официальные институты стран Евросоюза, но и обычные потребители. В 2017 г. Еврокомиссией получены 3832 уведомления о потенциально опасных продуктах питания и кормах для животных, 942 из них были классифицированы как "вызывающие беспокойство", что указывает на серьёзный потенциальный риск для здоровья. В основном риски связаны с наличием сальмонеллы в мясе птицы и ртути в рыбе-меч. Небольшая доля уведомлений в 2017 г. была связана с кормами для животных (6%) и пищевой упаковкой (3,1%). Значительное количество уведомлений было связано с наличием остатков фипронила в куриных яйцах [RASFF, 2018].

В Евросоюзе существуют различные платформы, созданные с целью развития исследований и инноваций в аграрном секторе, в том числе охватывающих различные аспекты повышения продовольственной безопасности. Пропаганда здорового образа жизни, включая улучшение питания и повышение физической активности населения, имеет первостепенное значение для общественного здравоохранения и благополучия в Евросоюзе. Наряду с этим, однако, между политиками, научным сообществом и гражданами существуют многочисленные разногласия по вопросам формирования структуры здорового питания, что неизбежно сказывается на системе регулирования [Van 't Veer и др., 2017].

Современная Европа, 2019, №2

Предполагается, что увеличение спроса на высококачественные продукты питания для стареющего населения в мире и Европе, растущая конкуренция за основные ресурсы для производства кормов, сельскохозяйственного сырья и продовольствия приведут к серьёзным изменениям в доступности продуктов питания и увеличению расходов на их потребление. Кроме того, пищевая промышленность должна соответствовать нормам сокращения выбросов отходов и целевым показателям в области биоразнообразия в целях повышения эффективности использования ресурсов и конкурентоспособности аграрного сектора и пищевой промышленности в Европе.

При всём многообразии инициатив и регламентов они, как правило, сосредоточены на конкретных секторах и измерениях пищевой системы, а также на результатах, а не на решении основных проблем и ликвидации причин уязвимости. Чтобы способствовать преодолению этих ограничений, был проведён опрос Delphi с 45 европейскими экспертами по вопросам продовольственной безопасности, чтобы выявить основные факторы перемен, угроз и слабых сторон пищевой системы ЕС и их коренные причины. Связывая эмпирические данные с теоретическими дискуссиями об управляемости и уязвимости, эксперты выделили пять важнейших недостатков управления продовольственной системой, которые влияют на продовольственную безопасность в Европе: неспособность справиться с масштабной динамикой; неспособность решать вопросы, связанные с постоянным неравенством в отношении прав, в том числе на продукты питания; расширение геополитических и секторальных взаимозависимостей; дисбаланс власти и низкий институциональный потенциал; противоречивые интерпретации понятия "продовольственной безопасности" [Moraques-Faus, 2017].

При наличии внутренних проблем в рассматриваемой сфере, ЕС остается одним из крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции и продуктов питания и выступает активным участником всех организаций ООН по проблемам обеспечения физиологически полноценного питания, предупреждения дестабилизирующих продовольственное обеспечение бедствий, сохранения и здоровья почв, по климатической тематике и, главное, проблематике устойчивого развития. ЕС активно сотрудничает с ФАО и другими организациями ООН. Принципиальный подход Евросоюза к такому сотрудничеству заключается в том, что для достижения поставленных целей необходимы мероприятия как на национальном, так и на региональном уровне. Долгосрочные цели по искоренению голода и борьбе с недостатком продовольствия могут быть реализованы только на основе разработки национальных стратегий и стратегий сокращения масштабов нищеты в национальном масштабе [Bureau, Swinnen, 2018].

В ЕС разработаны и действуют программы помощи развивающимся странам по достижению ЦУР-2030. Например, Тематическая программа продовольственной безопасности предусматривает три основных направления внешней помощи: научные исследования, передача технологий и инноваций; повышение эффективности управления продовольственной безопасностью на континентальном, региональном и национальном уровнях; помощь бедным и наиболее уязвимым слоям населения [FSTP, 2018].

Ещё одно субрегиональное направление - сотрудничество в сфере продовольственной безопасности в ЕАЭС. Проблемы здесь решаются путём развития агро-

Современная Европа, 2019, №2

промышленного сектора и повышения уровня самообеспечения продовольствием посредством инвестиций, строительства совместных агропродовольственных инфраструктурных объектов, обмена технологиями производства и переработки пищевых продуктов, проведения научных исследований, развития сферы образования. Направление сотрудничества, имеющее практическое значение, - оптимизация продовольственных товаропотоков на основе эффективного регулирования рынка.

Помимо решения задач по обеспечению продовольствием, в ЕАЭС принимаются меры, призванные стимулировать развитие двусторонних связей. На двустороннем государственном уровне формулируются отраслевые приоритеты (зерновой, молочный, овощной секторы), а конкретизация форм сотрудничества осуществляется на уровне административных единиц, т.е. областей и краёв.

В странах Европы, не входящих в интеграционные группировки, реализуются национальные программы развития аграрного сектора, которые содержат основные направления политики продовольственной безопасности. Все эти страны объединяет участие в работе Региональной конференции ФАО для Европы, сессии которой проводятся с периодичностью в два года и являются форумом по выработке основных направлений борьбы с голодом и недоеданием в конкретных исторических условиях.

По итогам проведённого исследования можно сделать следующие выводы.

Проблема продовольственной безопасности носит комплексный характер как по совокупности влияющих на неё факторов, так и по особенностям проявления. Даже в самых благополучных регионах мира, каким является Европа, есть чувствительные сферы обеспечения питанием и уязвимые категории населения.

Несмотря на неоспоримую значимость международного уровня сотрудничества, в практическом плане наиболее эффективными можно считать региональные усилия из-за географической, природной, культурной, производственной близости стран региона.

Актуальными для Европы являются совместные меры по обеспечению безопасного и здорового питания, повышению устойчивости аграрного сектора, снижению потерь продовольствия и отходов, минимизации негативных климатических и экологических эффектов от сельскохозяйственной деятельности при растущих объёмах производства и потребления продовольствия.

Список литературы

Воскресенский А.Д. (2012) Регионализация в современных международных отношениях, Восток. Афро-Азиатские сообщества: история и современность, №5, с. 5-16.

(2017) Питание и продовольственные системы. Доклад Группы высокого уровня по продовольственной безопасности и питанию Комитета по всемирной продовольственной безопасности, Рим, 2017.

(2012) Термины и терминология. Комитет по всемирной продовольственной безопасности, Тридцать девятая сессия, Рим, Италия, 15-20 октября 2012 года. URL: http://www.fao.org/docrep/meeting/026/MD776R.pdf (дата обращения: 02.09.2018).

(2015) Глобальный стратегический механизм в области продовольственной безопасности и питания. Комитет по всемирной продовольственной безопасности, 2015. URL: http://www.fao.org/3Za-mo187r.pdf (дата обращения 12.09.2018).

Современная Европа, 2019, №2

ФАО (2018a). Положение дел в области продовольственной безопасности и питания в Европе и Центральной Азии 2017. ФАО, Будапешт.

References

Bernauer T. (2003) Genes, Trade, and Regulation. The Seeds of Conflict in Food Biotechnology, Princeton University Press, Princeton and Oxford, UK.

Borch A., Kj®rnes U. (2016) "Food security and food insecurity in Europe: An analysis of the academic discourse (1975-2013)", available at: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/27067740 (accessed: 31.10.2018).

Bureau J.-C., Swinnen J. (2018) EU Policies and Global Food Security, Food Security, vol.16, pp.106-115.

Carolan M. (2018) The Real Cost of Cheap Food, London and New York, Routledge, UK.

FAO (2018a) Polozhenie del v oblasti prodovol'stvennoi bezopasnosti i pitaniia v Evrope i Tsentral'noi Azii 2017 [The State of Food Security and Nutrition in Europe and Central Asia 2017], Budapest.

FAO (2018b) Nutrition and Food Systems. A Report by the High Level Panel of Experts on Food Security and Nutrition of the Committee on World Food Security, FAO.

FAO, IF AD, UNICEF, WFP and WHO (2018) The State of Food Security and Nutrition in the World 2018. Building Climate Resilience for Food Security and Nutrition, Rome, FAO.

FSTP (2018) "The Food Security Thematic Programme", available at: https://ec.europa.eu/europeaid/sectors/food-and-agriculture/food-and-nutrition-security/food-security-thematic-programme-fstp_en (accessed: 04.10.2018).

(2012) "Terminy i terminologiia [Coming to terms with terminology], Committee on World Food Security, 39th Session, Rome, Italy, 2012", available at: http://www.fao.org/docrep/meeting/026/MD776R.pdf (accessed: 02.10.2018).

(2015) "Global'nyi strategicheskii mekhanizm v oblasti prodovol'stvennoi bezopasnosti i pitaniia [Global Strategic Framework for Food Security and Nutrition (GSF) Fourth version (2015)] Committee on World Food Security, Forty-Second Session, Rome, Italy", available at: http://www.fao.org/3Za-mo187r.pdf (accessed: 12.09.2018).

Mathews A. (2003) Regional Integration and Food Security in Developing Countries, TCAS Working Document no. 50, FAO.

Moragues-Faus A., Sonino R., Marsden T. (2017) Exploring European Food System Vulnerabilities: Towards Integrated Food Security Governance, Environmental Science & Policy, vol. 75, September 2017, pp. 184-215.

(2018) "RASFF - Food and Feed Safety Alerts. European Commission", available at: https://ec.europa.eu/food/safety/rasff_en (accessed: 15.09.2018).

Ronald P.C., Adamchak R.W. (2018) Tomorrow's Table. Organic Farming, Genetics, and the Future of Food, Oxford University Press, Oxford, UK.

Van 't Veer P., Poppe K.J., Fresco L.O. (2017) "Towards a European Food and Nutrition Policy. Wageningen University & Research", available at: https://www.wur.nl/upload_mm/8/2/3/cd1e12fa-ea45-4206-a1c8-94ab059b326e_2610_TowardsaEuropeanFood-LR.pdf (accessed: 31.10.2018).

Voskresenskii A.D. (2012) Regionalizatsiia v sovremennykh mezhdunarodnykh otnosheniiakh [Region-alization in modern international relations], Vostok.Afro-Aziatskie soobshchestva: istoriia i sovremennost', no.5, pp. 5-16.

White Paper on Food Safety (2000) COM (1999) 719 final, Commission of the European communities, Brussels, 12 January 2000.

WHO (2015) Foodborne Disease Burden Epidemiology Reference Group, 2007-2015, WHO estimates of the global burden of foodborne diseases, Geneva, Switzerland, WHO.

Современная Европа, 2019, №2

European Regional Food Security Policy Regulation

Authors: Revenko L., Doctor of Science (Economics), Professor, Department of International Economic Relations and External Economic Ties, MGIMO (University) of the MFA of Russia. Address: 76 Prospekt Vernadskogo, Moscow, Russia, 119454. E-mail: [email protected]

Panteleeva O., Doctor of Science (Economics), Principal Researcher, Institute for the U.S. and Canadian Studies, Russian Academy of Sciences. Address: 2/3 Khlebnyi pereulok, Moscow, Russia, 121069. E-mail: [email protected]

Isachenko T., Doctor of Science (Economics), Professor, Department of International Economic Relations and External Economic Ties, MGIMO (University) of the MFA of Russia. Address:76 Prospekt Vernadskogo, Moscow, Russia, 119454. E-mail: [email protected]

Abstract. The global problem of food security has a wide range of measurements, classified in accordance with the areas of origin of factors, the coverage of social segments of the population, geographical and others. The main goals to be achieved to provide the Sustainable Development Agenda for the period up to 2030 can be defined as quantitative increase and qualitative improvement of food products alongside with an extension of the access to food. The purpose of the current study is to examine the potential for the improvement of food security in entire Europe and in the world with the help of regulatory processes. Regarding food security Europe represents the most successful region, however in all countries there are social groups that face the problem of food security due to the low income level and thus have to receive food that is non-compliant with modern safety requirements or is unbalanced in nutrients. The tendency of the XXI century in the question of food security has become an integrated approach to the formation of a long-term policy aimed at solving this problem, the key element of which can be considered as regulation at the national and regional levels. While all European countries participate in the development of a common policy for ensuring the world's food security by participating in activities of the relevant UN, non-governmental and other organizations, every country has its own national approach to solving this important problem. At the regional level common approaches to the regulation of food security are developed and enhanced. The article analyzes the peculiarities of food security regulation at the regional level, the state of the food supply in European countries, the main areas of cooperation.

^y words: food security, regulation, regional policy, European region.

DOI: http://dx. doi.org/10.15211 /soveurope22019129141

Современная Европа, 2019, №2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.