ЭКОНОМИКА
УДК 338.43.02
Решение проблемы продовольственной безопасности и аграрное развитие в XXI веке по-европейски*
Кормишкина Людмила Александровна, доктор экон. наук, профессор, зав. кафедрой, Семенова Надежда Николаевна, доктор экон. наук, доцент, зав. кафедрой, Кормишкин Евгений Данилович, доктор экон. наук, профессор, ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва», г. Саранск, Россия
E-mail: [email protected]; E-mail: [email protected]
В последние годы проблема обеспечения продовольственной безопасности является одной из важнейших глобальных проблем, активно обсуждаемых мировым сообществом. Повышенное внимание к данной проблеме обусловлено, прежде всего, нарастающим дефицитом продовольствия. По данным Международной сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), число голодающих людей на Земле в настоящее время составляет около 795 млн человек, а это, примерно, каждый десятый человек. Кроме того, значительную угрозу глобальной продовольственной безопасности представляют ограниченность водных ресурсов, изменение климата, усиление влияния экологии на урожайность, антропогенное загрязнение окружающей среды, увеличение производства трансгенных сортов культур и др. Цель работы - рассмотреть опыт Европейского Союза (ЕС) в сфере реализации государственной политики обеспечения продовольственной безопасности. Вопросы обеспечения глобальной продовольственной безопасности являются важнейшими приоритетами единой сельскохозяйственной политики (ЕАП) Европейского союза. Единая аграрная политика во многом отражает ведущую роль ЕС в глобальном производстве продовольствия и торговле сельскохозяйственной продукцией. Сегодня на долю ЕС приходится 17% мирового экспорта продовольствия; Евросоюз занимает 2-е место как мировой экспортер молочных продуктов и свинины и 3-е место в качестве экспортера птицы и зерна. В центре внимания современной аграрной политики ЕС находятся вопросы устойчивого сельскохозяйственного роста, продовольственной безопасности и здорового питания. В статье рассмотрены основные различия и сходства в подходах нашей страны и ЕС к решению вопросов продовольственной безопасности. Отмечается, что подобно ЕАП Европейского союза, отечественная Доктрина продовольственной безопасности носит комплексный и долговременный характер, также содержит ключевые элементы продовольственной и внешнеторговой политики, государственного стимулирования и регулирования всего комплекса проблем продовольственной безопасности.
Ключевые слова: продовольственная безопасность, единая аграрная политика, Европейский Союз
Продовольственная проблема была и остается актуальной на протяжении всей истории человечества. Еще К. Маркс подчеркивал, что «... воспроизводство продовольствия является необходимым условием воспроизводства рабочей силы» - главной производительной силы общества [1].
Усиление внимания к продовольственной проблеме в наши дни связано не только с жизненной потребностью, но и с теми глобальными, климатическими и социальными изменениями, которые складываются в мире. Реализуется предупреждение Т. Мальтуса о негативном влиянии на потребление продовольствия чрезмерного роста населения, которое по времени начинает совпадать с проблемой ограниченности водных ресурсов, усилением влияния экологии на урожайность сельскохозяйственных культур и др. [2]. Кроме того, обостряются экономические проблемы, связанные с крупными монополиями, транснациональными корпорациями, регулирую-
щими производство для поддержания высоких цен, в том числе и на продовольствие.
Цель исследования - оценка опыта Европейского Союза в сфере реализации государственной политики обеспечения продовольственной безопасности.
Материал и методы. Для проведения исследования в качестве информационной базы были использованы данные Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), а также Европейской комиссии. Основными методами исследования выступают такие, как научная абстракция, индукция, дедукция, анализ и синтез.
Результаты и их обсуждение. Согласно исследованиям Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), отчетливо выраженное недоедание наступает тогда, когда потребление продуктов питания опускается ниже 1800 ккал, а явный голод при прохождении «критической отметки» в 1000 ккал в день. Как следует из последнего издания ежегодного
*Статья подготовлена в рамках проекта № 564989-EPP-1-2015-1-RU-EPPJMD-MDDULE «European Union: global foresight into accessible and quality food»
доклада ООН по голоду «Положение дел с продовольственной безопасностью в мире 2015 -СОФИ», число голодающих людей на Земле в настоящее время составляет около 795 млн человек, а это, примерно, каждый десятый человек. Ежегодно от голода умирает до 18 млн человек, % из которых - дети [3]. Стоит отметить, что
Таблица
Распространенность голода в мире [4]
наибольшей удельный вес недоедающих людей наблюдается в развивающихся странах (12,9% от общей их численности на планете). На протяжении последних лет наблюдается тенденция снижения количества голодающих в мире (табл.). В то же время их доля в общей численности населения составляет около 11 %.
Годы Численность голодающих, млн чел. Удельный вес голодающих, %
1991-1995 1010,6 18,1
1996-2000 941,4 15,7
2001-2005 952,1 14,9
2006-2010 887,2 13,1
2011-2015 803,3 11,2
Источник: Составлено по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН // http://fa0stat3.fa0.0rg/br0wse/D/FS/E
К сказанному добавим, что антропогенное загрязнение окружающей среды осложняет проблему с качеством питания, исключением вредных химических веществ в продуктах питания. Рост их содержания в пищевых продуктах переводит последние в категорию опасных. Еще не получив нужного количества продовольствия, мир сталкивается с проблемой обеспечения безопасности в области ее качества.
При глобальном решении продовольственной проблемы сегодня используются два
подхода: первый направлен на обеспечение доступности продовольствия для нуждающихся стран за счет широкого внедрения более урожайных трансгенных сортов; второй - в развитых странах растет потребность в увеличении производства экологически чистых продуктов.
Заметим, что в настоящее время под производство трансгенных сортов культур занято 180 млн га [5]. Около половины этого земельного фонда приходится на Северную Америку, 40% - на Южную Америку и чуть более около десятой части - на Азию (рис. 1).
Европа Австралия Африка Азия Южная Америка Северная Америка
0,08
11,0
30,0
140,0.
47,0
0
55,0 10,0 155,0 20,0 255,0 30,0 35,0 40,0 455,0 550,0
Рис. 1. Распределение земельного модифицированными
Как видно из рисунка 1, фермеры американского континента используют под выращивание генно-модифицированных культур в 10 раз больше земельного фонда, чем фермеры остальных континентов, и в 200 раз больше, чем европейские фермеры. Причем Европейский союз отказывается выращивать ГМ-рапс с целью предотвращения генетического засорения своих сортов, поскольку именно в Европе находятся центры происхождения указанной культуры. Вышеизложенное свидетельствует о том, что ЕС уделяет значительное внимание вопросам качества продуктов питания в рамках реализации
фонда, занятого генетически культурами, % [5]
государственной политики обеспечения продовольственной безопасности. И это вполне оправданно, поскольку качество и безопасность питания являются важнейшими факторами, определяющими состояние здоровья как отдельного человека, так и популяции в целом.
Стоит подчеркнуть, что Единая аграрная политика (ЕАП) ЕС, учрежденная Римским договором 1957 г. официально была создана для обеспечения достойного уровня жизни для фермерского класса ЕС и гарантированного качества продовольствия по доступным ценам. В настоящее время ЕАП Европейского союза
играет важную роль в решении задач обеспечения продовольственной безопасности стран-членов и стабильности функционирования аграрного бизнеса. ЕАП во многом отражает ведущую роль ЕС в глобальном производстве продовольствия и торговле сельскохозяйственной продукцией. Сегодня на долю ЕС при-
ходится 17% мирового экспорта продовольствия; Евросоюз занимает 2-е место как мировой экспортер молочных продуктов и свинины и 3-е место в качестве экспортера птицы и зерна. По данным ФАО, в 2013 г. Европейский союз экспортировал сельскохозяйственной продукции на сумму 151,2 трлн долл. (рис. 2).
160
140
120
п 100
г)
ч
к
60
40
20
0
I III
С
¡р
к*
Ч3
/
Рис. 2. Крупнейшие экспортеры сельскохозяйственной продукции в 2013 г. [5]
Основными задачами ЕАП являются:
1) самообеспеченность ЕС продовольствием и безопасность продовольственного питания;
2) участие ЕС в поддержании равновесия на мировом рынке продовольствия; 3) развитие сельских регионов ЕС; 4) противодействие изменению климата и улучшение окружающей среды [6].
Единая аграрная политика ЕС, став еще с начала 1960-х гг. ядром интеграции стран Западной Европы, с самого начала приобрела международное измерение, а ее правовые установки, нормы и стандарты вышли за пределы национального суверенитета и задали тон формированию концепции глобальной продовольственной безопасности. ЕС впервые в западном донорском сообществе (в рамках реализации Всемирной продовольственной программы) попытался сформулировать стратегию оперативного реагирования на кризисные продовольственные ситуации в виде «ResiПenceStrategy» («Стратегия быстрого восстановления»), которая недавно была преобразована в «Enhanceresilience» («Стратегию расширенного восстановления») аграрного потенциала развивающихся стран. Интегрированный подход ЕС к вопросам чрезвычайной гуманитарной помощи, содействию развития и обеспечения продовольственной безопасности серьезно поднял его политический вес и авторитет в международном сообществе и в глазах развивающихся стран. В центре внимания современной аграрной политики ЕС находятся
вопросы устойчивого сельскохозяйственного роста, продовольственной безопасности и здорового питания.
Стоит подчеркнуть, что с 2014 г. в ЕС реализуется новый этап единой аграрной политики, основными приоритетами которого являются:
- повышение конкурентоспособности сельского хозяйства;
- устойчивое управление природными ресурсами, а также противодействие изменению климата;
- достижение сбалансированного территориального развития сельской экономики, создание и поддержание занятости населения [7].
Указанные приоритеты общей аграрной политики на программный период 2014-2020 гг. отражают преемственность обозначенных ранее приоритетов.
Опыт Европейского Союза по формированию и реализации аграрной политики был учтен правительством РФ при разработке программных документов, касающихся вопросов обеспечения продовольственной безопасности.
Общеизвестно, что 30 января 2010 г. Указом Президента Российской Федерации № 120-ФЗ была утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, в которой развиваются положения стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 г. № 537), касающиеся вопросов продовольственной безопасности. Кроме того, она учитывает
требования таких федеральных законов, как «О развитии сельского хозяйства» № 264-ФЗ от 29.12.2006 г. (с изменениями и дополнениями); «О качестве и безопасности пищевых продуктов» № 29-ФЗ от 02.01.2000 (с изменениями и дополнениями) и других, а также распоряжение Правительства РФ № 1662-р от 17.11.2008 г. «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», законы и другие нормативные правовые акты в этой сфере.
На первый взгляд, Доктрина Продовольственной Безопасности РФ вряд ли может быть сопоставлена с ЕАП ЕС в силу принципиальных различий между ними. В то время как ЕАП представляет собой интеграционную модель обеспечения продовольственной безопасности в рамках международного глобального объединения, Доктрина продовольственной безопасности России отражает в основном национальные приоритеты. Вместе с тем, имеется и определенное сходство в подходах нашей страны и ЕС к решению вопросов продовольственной безопасности. Речь идет о совпадении базисных принципов в названной области:
- прогнозирование и предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности;
- устойчивое развитие отечественного производства продовольствия и сырья в целях обеспечения продовольственной независимости;
- достижение и поддержание физической и экономической доступности для населения страны безопасных пищевых продуктов в объемах и ассортименте, которые соответствуют рациональным нормам потребления пищевых продуктов.
Подобно ЕАП Европейского союза, отечественная Доктрина продовольственной безопасности носит комплексный и долговременный характер, также содержит ключевые элементы продовольственной и внешнеторговой политики, государственного стимулирования и регулирования всего комплекса проблем продовольственной безопасности.
Заметим, что вопросы обеспечения продовольственной безопасности являются объектом повышенного внимания не только со стороны правительства РФ, но и ее отдельных регионов. В частности в Республике Мордовия, являющейся регионом индустриально-аграрного типа, значительное внимание уделяется развитию всех подсекторов агропромышленного комплекса и прежде всего его центральному звену - сельскому хозяйству. И это
неслучайно. Данный производственный кластер, отвечая за обеспечение населения безопасной сельскохозяйственной продукцией и продовольствием, в конечном итоге определяет качество жизни в регионе. Его значение заметно возрастает в связи с предстоящим в 2018 г. Чемпионатом мира по футболу, отдельные матчи которого будут проходить в Саранске. В этой связи становится актуальным наращивание производства органической продукции, как неотъемлемого условия обеспечения пищевой безопасности.
В ЕС, где пищевая безопасность определяется в качестве приоритета высшей важности, выпущена «Белая книга по пищевой безопасности», в которой ответственность за ее обеспечение возлагается на всю цепь производства продуктов питания (включая животный корм); запущена программа развития органических хозяйств.
Отрадно отметить, что в ходе реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года и Доктрины продовольственной безопасности РФ регион достиг внушительных успехов не только в решении вопросов продовольственного самообеспечения (рис. 3), но и формирования рынка экологически чистых продуктов питания.
Рис. 3. Уровень самообеспечения отдельными продуктами питания в РМ, % [5]
В качестве примера можно привести сертифицировавшее свою деятельность в соответствии с европейским органическим законодательством ООО «Биосфера», которое успешно функционирует на российском рынке органической продукции в рамках группы компаний «Аривера».
Выводы. В настоящее время ЕС играет ведущую роль в мировом производстве продовольствия и обеспечении глобальной продовольственной безопасности. Это во многом обусловлено высокой эффективностью сель-
скохозяйственного производства, что является следствием действенной системы мер государственной поддержки национального производства, реализуемых в рамках единой сельскохозяйственной политики. Опыт ЕС может быть учтен правительством РФ при разработке мер по обеспечению продовольственной безопасности страны, формированию рынка экологически чистых продуктов питания.
Список литературы
1. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.25 часть II. М.: Изд-во политической литературы, 1962. 552 с.
2. Malthus T. Essay on the Principle of Population. London: St. Paul's Church-Yard, 1798. 126 p.
3. Положение дел в связи с отсутствием продовольственной безопасности в мире - 2015. На
пути к достижению намеченных на 2015 год международных целей в области борьбы с голодом: обзор неравномерных результатов. Рим, ФАО // http://ru.wfp.org/sites/default/files/ru/ file/sofi_ 2015.pdf. (дата обращения 15.09.2016).
4. Food Security Statistics // http://www.fao. org/ hunger /key-messages/en/ (дата обращения 19.08.2016).
5. Мельников А. Запрет ГМО: Благо или мракобесие? // Аргументы и факты. 2016. №34. С. 14-15.
6. Щербак И.Н. Роль глобальной продовольственной безопасности в единой агарной политике Европейского союза // Вестник МГИМО Университета. 2014. №2935. С. 130-138.
7. Rural Development in the EU. Statistical and Economic Information. Report 2012. European Union, 2012. 213 p.
The solution to the problem of food security and agricultural development in the XXI century in European
Kormishkina L.A., DSc in economics, professor, chair of cathedra, Semenova N.N., DSc in economics, assistant professor, chair of cathedra, Kormilkin E.D., DSc in economics, Professor
National Research Mordovia State University, Saransk, Russian Federation
In recent years the problem of food security is one of the most important global issues actively discussed by the world community. Increased attention to this issue is primarily due to a growing shortage of food. According to the International agricultural organisation (FAO), the number of hungry people on Earth currently is around 795 million, and that approximately one in ten people. In addition, a significant threat to global food security are of limited water resources, climate change, the growing influence of ecology on productivity, anthropogenic pollution, an increase in the production of transgenic crops etc. In this situation, the issues of ensuring global food security are key priorities of the common agricultural policy (cap) of the European Union. EAP in mno-GOM reflects the leading role of the EU in global food production and trade in agricultural products. Today, the EU accounts for 17% of world food exports; the European Union takes 2nd place as world exporter of dairy products and pork and 3rd place as an exporter of poultry and grain. The focus of modern agricultural policy of the EU is sustainable agricultural growth, food security and nutrition. The article considers the Russian practice and European experience in the field of food security. It is noted that there are both differences and similarities in the approaches of our country and the EU to address issues of food security. Like the EAC of the European Union, the national Doctrine of food security is complex and long-term, includes the key elements of the food and the foreign trade policy, state incentives and regulation of all complex of problems of food security.
Key words: food security, Common Agricultural Policy, European Union
References
1. Marks K., Engel's F. Sochineniya. [Compositions]. V. 25. P. II. Moscow: Izd-vo politicheskoy literatury, 1962. 552 p.
2. Malthus T. Essay on the Principle of Population. London: St. Paul's Church-Yard, 1798. 126 p.
3. Polozhenie del v svyazi s otsutstviem pro-dovol'stvennoy bezopasnosti v mire - 2015. Na puti k dostizheniyu namechennykh na 2015 god mezhduna-rodnykh tseley v oblasti bor'by s golodom: obzor neravnomernykh rezul'tatov. [The situation in the absence of food security in the world - 2015. On track to achieve the 2015 international targets in the fight against hunger: review of the uneven progress]. Rome, FAO. Available at: http://ru.wfp.org/sites /default /files/ru/file/sofi_2015.pdf. (accessed 15.09.2016).
4. Food Security Statistics. Available at: http://www.fao.org/hunger/key-messages/en/ (accessed 19.08.2016).
5. Mel'nikov A. Zapret GMO: Blago ili mrakobesie? [Ban GMOs: Good or obscurantism?]. Argumenty i fakty. 2016. no. 34. pp. 14-15
6. Shcherbak I.N. Rol' global'noy prodovol'-stvennoy bezopasnosti v edinoy agarnoy politike Evro-peyskogo soyuza. [The role of global food security in the uniform agrarian policy of the European Union]. VestnikMGIMO Universiteta. 2014. no. 2935. pp. 130-138.
7. Rural Development in the EU. Statistical and Economic Information. Report 2012. European Union, 2012. 213 p.