УДК 339.5:664
ПОЛИТИКА И ПРАКТИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
СТРАН-УЧАСТНИЦ СОЮЗА БРИКС
© 2018
Шашло Нина Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики заведующий отделом аспирантуры и докторантуры Астраханцева Анисья Валерьевна, магистрант кафедры экономики Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье исследованы теоретические и практические основы обеспечения продовольственной безопасности стран-участниц союза БРИКС. Выделены составляющие и принципы формирования продовольственной безопасности. Изучены концептуальные подходы к государственному регулированию продовольственной безопасности в странах БРИКС. Доказано, что продовольственная безопасность является составляющим элементом национальной безопасности, международной безопасности, что особенно актуально в условиях усиления процессов глобализации. Выявлено, что основная сложность в решении этого вопроса связана с недостаточностью продовольствия и ограниченностью природных ресурсов, повышением цен на продукты питания на мировых рынках при стремительном росте населения планеты. Выделены проблемы экономического и технического развития, которые недавно были актуальными только для отдельных государств, а сейчас получают глобальное измерение, требуют для своего решения скоординированных действий мирового сообщества, и в частности, интеграционных группировок, таких как БРИКС. Одним из таких важных вопросов является обеспечение продовольствием и сельскохозяйственным сырьем. Дана оценка состояния продовольственной безопасности стран БРИКС с помощью использования целого ряда критериев и индексов продовольственной безопасности. Рассмотрены национальные особенности продовольственной безопасности каждой страны БРИКС и выявлены проблемы ее обеспечения. Доказано, что создание основ продовольственной безопасности - это системная задача, решение которой начинается с мирового уровня и должно доходить до каждой отдельной страны и человека. Страны БРИКС наравне с другими странами мира могут быть стабилизатором мирового продовольственного рынка и источником поддержки продовольственной безопасности стран с неблагоприятными природно-климатическими условиями ведения сельскохозяйственного производства. Предложены сценарии дальнейшего развития глобальной агропродовольственной системы.
Ключевые слова: продовольственная безопасность, национальная безопасность, глобализация, продовольствие, сырье, страны-участницы БРИКС, взаимодействие, аграрный сектор, сельское хозяйство, рынок, угроза, риск, природные ресурсы.
POLICY AND PRACTICE OF PROVISION FOOD SECURITY OF COUNTRY PARTICIPANTS OF THE UNION OF BRICS
© 2018
Shashlo Nina Vladimirovna, candidate of economic sciences, associate professor of the chair of economics chief of department of postgraduate and doctoral studies Astrakhantseva Anisya Valeryevna, master's student of the chair of economics Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, street Gogolya, 41, e-mail:[email protected])
Abstract. The article studies the theoretical and practical foundations for ensuring food security of the BRICS countries. The components and principles of the formation of food security are singled out. Conceptual approaches to the state regulation of food security in the BRICS countries have been studied. It is proved that food security is a constituent element of national security, international security, which is especially important in the context of intensifying the processes of globalization. It was revealed that the main difficulty in resolving this issue is related to the insufficiency of food and limited natural resources, the increase in food prices in world markets, with the rapid growth of the world population. The problems of economic and technological development that have recently been relevant only to individual states have been singled out, but now they are getting a global dimension, they require coordinated actions of the world community, in particular, integration groups such as BRICS. One of such important issues is the provision of food and agricultural raw materials. An assessment of the state of food security in the BRICS countries was made using a number of criteria and indexes of food security. The national features of the food security of each BRICS country are considered and the problems of its provision are identified. It is proved that the creation of the foundations of food security is a systemic task, the solution of which begins at the world level and must reach every single country and person. The BRICS countries along with other countries of the world can be a stabilizer of the world food market and a source of support for food security of countries with unfavorable climatic conditions for agricultural production. Scenarios for further development of the global agro-food system are proposed.
Keywords: food security, national security, globalization, food, raw materials, BRICS countries, interaction, agrarian sector, agriculture, market, threat, risk, natural resources.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Одной из составляющих национальной безопасности государства является его продовольственная безопасность. В современных условиях проблема обеспечения продовольственной безопасности становится острой и приобретает важное значение в структуре экономической безопасности. Продовольственная безопасность характеризуется с точки зрения продовольственной обеспеченности стран и регионов, продовольственной независимости, безопасности продовольствия для жизни и здоровья населения, необходимости обеспечения продовольственной безопасности как составляющей экономической безопасности. В 1975 г. министр сельского хозяйства США Эрл Батц высказал идею о том, что в мире существует власть нефти и власть продовольствия. Сегодня проблема про-
довольствия еще более обострилась в связи с недостаточностью продовольствия и ограниченностью природных ресурсов, повышением цен на продукты питания на мировых рынках при стремительном росте населения планеты. Многие ученые считают обеспечение населения продовольствием важнейшей проблемой XXI века. Все это вызывает необходимость исследования такой важной категории как продовольственная безопасность стран-участниц БРИКС в рамках их интеграционного взаимодействия.
Анализ последних исследований и публикаций. Теоретико-практические аспекты развития агропромышленного комплекса, сельского хозяйства и вопросы продовольственной безопасности нашли свое отражение в огромном количестве работ ученых-экономистов. Среди авторов можно отметить следующих: Алтухов А.И. [1329
Shashlo Nina Vladimirovna, Astrakhantseva Anisya Valeryevna economic
POLICY AND PRACTICE OF PROVISION FOOD SECURITY ... sceinces
3], Буздалов И.Н. [4; 5], Глазьев С.Ю. [6], Киселев С.В. [7; 8], Папцов А.Г. [9], Усков Т.В., Селименков Р.Ю. [10], Ушачев И.Г. [11-13] и др. [14-23].
Уровень продовольственного обеспечения всегда являлся важным элементом в государственной политике. Терминологический аппарат данной сферы сформировался еще в 70-е годы ХХ в., когда проблема голода стала актуальной для большинства стран. Основной акцент делался на количественное удовлетворение продуктами питания и их финансовой доступности для любого человека. Эволюция взглядов на проблему продовольственной безопасности стала причиной введения ООН в 1974 г. понятия «продовольственная безопасность» - сохранение стабильности на рынках при доступности базовых пищевых продуктов для всех стран мира. Продовольственная безопасность отдельного человека измерялась количеством и качеством продуктов питания, достаточных для его нормального физического и интеллектуального развития [24]. Борьба с голодом признана в качестве первоочередной задачи международного экономического сотрудничества государств, и продовольственная безопасность является глобальной категорией [25].
Возникновение рисков, угроз в обеспечении продовольственной безопасности стран, обострение конкуренции при падении качества и уменьшение количества природных ресурсов, изменение аграрных структур, аг-роиндустриализация и глобализация производства продовольствия, изменение климата и другие факторы вызывают необходимость совершенствования механизмов обеспечения продовольственной безопасности, методологии ее оценки, что и обусловило выбор темы, цели и задач данного исследования.
Целью статьи является оценка состояния продовольственной безопасности стран БРИКС как субъектов интеграционной группировки в условиях современной гло-бализационной модели мировой агропродовольственной системы и разработка рекомендаций по обеспечению и укреплению продовольственной безопасности в рамках взаимодействия стран-участниц союза БРИКС.
Методы исследования. Цель исследования была достигнута с использованием методов научного исследования: абстрактно-логический, исторический, структурно-логический, монографический, анализа и синтеза, экономико-статистический, расчетно-конструктивный, графоаналитический.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных результатов. Глобализация порождает новые противоречия и проблемы в мировой экономике. Целый ряд проблем экономического и технического развития получили глобальное измерение, то есть для их решения необходимы скоординированные действия всего мирового сообщества. Одним из таких важных вопросов является обеспечение продовольствием и сельскохозяйственным сырьем.
Современная глобализационная модель развития мировой агропродовольственной системы, основанная на международном разделении труда, не способна стабильно функционировать, избегая дисбалансов, что связано с существенным влиянием природно-климатического фактора на производство и обращение продовольствия, спецификой производственных циклов, неустойчивостью и непредсказуемостью продовольственной конъюнктуры. Преимущества получают только некоторые страны мира, а мировые деформационные процессы проявляются в продовольственных кризисах и проблемах голода. В современных условиях необходимо кардинально пересмотреть и создать новую модель развития мировой агропродовольственной системы, основанную на взаимной координации с использованием глобализа-ционных преимуществ. Развитые страны мира должны изменить свою продовольственную политику последних лет и программы по интенсификации биотоплива. В развивающихся странах, аграрное развитие должно 330
нироваться со стратегией продовольственной безопасности, основными задачами которой являются:
- обеспечение необходимого количества продовольствия за счет собственного производства, использование продовольственной помощи в чрезвычайных ситуациях;
- поддержание стабильности продовольственного обеспечения за счет сокращения колебаний производства и урожайности, адекватного управления национальными запасами производства, развития транспортной инфраструктуры и системы сбыта;
- обеспечение доступа всех жителей к имеющемуся продовольствию благодаря политике перераспределения доходов, увеличения занятости и потребления [26].
Поскольку продовольственная безопасность, как общественное явление, затрагивающее судьбы миллионов людей, представляет не только научный интерес, но и практику хозяйствования в реальной жизни, возникает необходимость всестороннего ее рассмотрения и обоснования сущности.
Во-первых, в теоретическом понимании продовольственная безопасность (опасность) является тем остроугольным камнем, тем диалектическим стержнем, который может детерминировать суть аграрной политики государства на конкретном историческом этапе его развития.
Во-вторых, если в обществе сложилась определенная ситуация продовольственной безопасности (опасности), то она должна быть всесторонне взвешена и оценена соответственно тем тенденциям, которые сформировались в мире относительно питания населения и его уровня продовольственного обеспечения, которое достигнуто в стране (с учетом структуры и качества пищевого рациона).
В-третьих, само понятие «продовольственная безопасность» должно стать составной частью не только аграрной, но и экономической политики, так как существует тесная связь между продовольственной и экономической безопасностью. От этого зависит отношение общества, органов его управления и практического решения проблем продовольственного обеспечения населения, а это означает преодоление бедности.
В-четвертых, знание сущности и последствий продовольственной безопасности (опасности) служит основой макроэкономического государственного влияния (протекционизма) на развитие не только аграрного, но и всего агропромышленного сектора экономики страны.
В-пятых, продовольственная безопасность (опасность) как социально-экономическое явление, которое характеризуется причинно-следственной связью, может стать фундаментом формирования социальной политики, определения прожиточного минимума как основы размеров минимальной заработной платы и пенсии, других показателей, характеризующих социально-экономическое состояние страны [27].
Как показали исследования, в литературе еще не сформировано единого подхода к определению категории «продовольственная безопасность государства». Современные трактовки категории продовольственной безопасности схожи в том, что, определяют безопасность как стабильное обеспечение населения продуктами питания. Среди наиболее распространенных определений можно выделить три группы:
1) состояние продовольственной безопасности характеризуется определенным уровнем обеспечения страны продуктами питания отечественного производства;
2) состояние продовольственной безопасности определяется по наличию на национальном рынке достаточного количества продовольствия (независимости от места производства этой продукции);
3) состояние продовольственной безопасности государства характеризуется с помощью двух показателей: наличие на рынке страны продуктов питания в достаточном количестве для поддержания здоровой жизни населения; доступность продуктов питания для всех слоев
населения.
Полноценная система продовольственной безопасности государства должна охватывать такие составляющие: надежное обеспечение, основанное на национальном АПК, способном обеспечивать население продуктами питания на необходимом уровне, реагируя на конъюнктуру продовольственного рынка; физическая и экономическая доступность необходимого количества и ассортимента продовольствия для разных категорий населения; система защищенности отечественного производителя продовольственных товаров от импортной зависимости, как в продовольствии, так и в ресурсном обеспечении.
Продовольственная безопасность воспроизводит систему различных факторов, а именно количественных и качественных показателей наличия собственных ресурсов, использование альтернативных источников получения ресурсов, уровень их потребления и др. [28]. Все это формирует три сущностные аспекты данного понятия. А именно:
1. Политический - характеризует способность государства поддерживать положительный международный имидж как конкурентной страны на аграрных внешних рынках, обеспечивать своим гражданам потребление полноценных продуктов питания в соответствии с принятыми международными стандартами и нормами.
2. Экономический - характеризует способность государства к мобилизации внутренних ресурсов и агро-экономического потенциала страны для организации производства сельскохозяйственной продукции и обеспечения населения продовольствием преимущественно за счет собственного производства, и тем самым, гарантировать экономическую самостоятельность, достаточную независимость от внешних рынков;
3. Социальный - определяет занятость населения в аграрном секторе экономики.
Базисом обеспечения продовольственной безопасности является АПК. Аграрный сектор является одним из важнейших направлений сотрудничества стран БРИКС. Около 45 % мирового сельскохозяйственного производства совокупно приходится на данную группировку. Для изучения политической практики стран-членов БРИКС по обеспечению продовольственной безопасности, проведем исследование их национального законодательства.
В Доктрине продовольственной безопасности РФ»
[29] продовольственная безопасность Российской Федерации трактуется как состояние экономики государства, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах не менее рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни. Также развитие АПК и обеспечение продовольственной безопасности РФ закреплены в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы
[30].
В 2009г. в КНР был принят Закон «О безопасности пищевой продукции» [31], целью которого является обеспечение безопасности пищевой продукции, обеспечения безопасности для жизни и здоровья людей. Безопасная пищевая продукция - нетоксичные, безвредные и соответствующие необходимым требованиям питательности изделия, которые не служат причиной острых или хронических заболеваний.
В Бразилии правовое регулирование продовольственной безопасности осуществляется на основе закона «О продовольственной безопасности» [32], согласно которому продовольственная безопасность - это реализа-
ция общего права на регулярный и постоянный доступ к качественному питанию в достаточном количестве, при наличии доступа к другим основным благам на основании средств, способствующих укреплению здоровья, обеспечивающих уважение к культурному разнообразию и являющихся рациональными с социальной, экономической и экологической точек зрения.
Закон «О продовольственной безопасности и стандартах» в Индии [33] консолидировал акты относительно продовольствия и продовольственной безопасности, установления научно обоснованных стандартов на продовольственные товары для регулирования их производства, хранения, распределения, продажи и импорта, с целью обеспечения наличия безопасных и полезных пищевых продуктов для потребления человеком. Так, продовольственная безопасность наступает, когда продовольствие не наносит вред человеку при использовании для потребления по назначению. Общими принципами продовольственной безопасности являются: достижение надлежащего уровня защиты человеческой жизни и здоровья и защиты интересов потребителей, справедливой практики торговли продовольствием по стандартам безопасности пищевых продуктов; осуществление управления рисками с учетом результатов оценки риска и других факторов.
Возможности для решения вопросов продовольственной безопасности, повышения ее уровня находятся в рамках взаимодействия стран-участниц союза БРИКС. Активизировать усилия стран необходимо в построении взаимовыгодного партнёрства для того, чтобы повышать урожайность и устойчивость в целях обеспечения продовольствием населения как самой группировки, так и всего мира, в целях ликвидации голода, улучшения питания, содействия устойчивому развитию сельского хозяйства и аграрному развитию. Проведем исследование продовольственной безопасности стран-участниц БРИКС, представлено в таблице 1. Согласно методике FAO, показатели, по которым оценивают продовольственную безопасность станы, разбиты на 4 группы: доступность (availability), доступ (access), стабильность (stability) и потребление (utilization).
Таблица 1 - Критерии продовольственной безопасности стран БРИКС, 2016г.
* Источник: [25]
Исходя из таблицы, можно сделать вывод о том, что уровень продовольственной безопасности стран БРИКС находится на среднем уровне или ниже среднего, несмотря на наличие природных ресурсов и огромный сельскохозяйственный потенциал. Внутри БРИКС уровень продовольственной безопасности значительно отличается между странами. Бразилии в рамках целевой государственной программы «Нулевой голод» удалось сократить число голодающих людей, показатели Индии - не-
Shashlo Nina Vladimirovna, Astrakhantseva Anisya Valeryevna POLICY AND PRACTICE OF PROVISION FOOD SECURITY ..
удовлетворительны. Страны БРИКС решают проблемы, связанные с продовольственной безопасностью на трех уровнях: глобальном, региональном и национальном. В то время как вопросы и задачи глобального уровня -едины, на региональном и национальном направлениях приоритеты государств разнятся. Так, в Китае и Индия особое внимание уделяется региональному и глобальному направлениям регулирования, принятию мер сельскохозяйственной политики для приближения показателей голода к нулевому значению. В Бразилии внимание уделяется борьбе с голодом, совершенствованию продовольственных систем, осуществлению адаптации к изменениям климата. В ЮАР приоритетной стала роль молодежи в сельском хозяйстве и продовольственном секторе экономике, а также имеет место развитие мелкого фермерства. Приоритетной задачей в России является ускоренное развитие АПК и импортозамещение.
Далее рассмотрим индексные оценки продовольственной безопасности стран БРИКС, представлено на рисунке 1. При расчете данных индексов, анализируются три основные группы параметров продовольственной безопасности: уровень доступности и потребления продуктов питания; наличие и достаточность продуктов питания; уровень качества и безопасности продуктов питания.
Рисунок 1 - Индекс продовольственной безопасности (Global Food Security Index) стран БРИКС
* Источник: [34]
Индексная оценка рейтинга продовольственной безопасности не противоречит физическим показателям и относительным измерениям FAO. Показатели продовольственной безопасности стран БРИКС находятся на одном (выше среднего) уровне, а худшее положение отмечается в Индии.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий. Продовольственная безопасность является важным составным элементом национальной безопасности, характеризующим экономическую устойчивость и политическую независимость государства, способность обеспечивать первичные потребности своих граждан без ущерба национальным интересам. Продовольственная безопасность отражает два аспекта: а) социально-экономический, характеризующий способность государства обеспечивать гражданам потребление основных продуктов питания в соответствии со стандартами и нормами; б) политико-экономический, характеризующий способность государства мобилизовать внутренние резервы и агроэкономический потенциал страны для организации снабжения населения продовольствием, преимущественно за счет собственного производства и, таким образом, гарантировать экономическую самостоятельность и политический суверенитет.
Дальнейшее развитие глобальной агропродоволь-ственной системы связано с различными сценариями развития, которые отражаются на продовольственной безопасности. По одному сценарию в случае углубления процесса международного разделения труда в мировом сельском хозяйстве - продовольственная помощь развивающимся странам будет иметь решающее значение. В случае подорожания импорта продовольствия, развива-
ющиеся страны, уменьшат его объемы, а страны-производители направят свой экспорт в страны, обладающие платежеспособным спросом. В таком случае остро возрастет потребность в продовольственной помощи наиболее бедным странам, значительная часть которых расположена в странах Азии и Африки. По второму сценарию развития предусматривается расширение производственных мощностей и доступ беднейших стран к мировому рынку продовольствия. Эти страны не должны рассчитывать только на импорт и продовольственную помощь из-за нестабильности мирового агропродоволь-ственного рынка. Для обеспечения продовольственной безопасности им необходимо увеличить инвестиции на развитие своего АПК и сельского хозяйства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алтухов А.И. Проблемы развития АПК страны и необходимость их ускоренного решения / А.И. Алтухов // Экономика сельского хозяйства России. 2018. № 4. С. 2-14.
2. Алтухов А.И. Территориально-отраслевое разделение труда в агропромышленном производстве - необходимое условие обеспечения национальной продовольственной безопасности / А.И. Алтухов // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2018. № 1. С. 55-61.
3. Продовольственный комплекс России: состояние и перспективы развития: Монография / А.И. Алтухов, И.М. Куликов, А.Н. Сёмин и др.; Под редакцией А.И. Алтухова. — М.: ФГБНУ ВСТИСП, НО «Фонд развития и поддержки садоводства», 2018. — 464 с.
4. Буздалов И.Н. Современное положение в сельском хозяйстве России: системный аграрный кризис продолжается / И.Н. Буздалов // Общество и экономика. 2018. № 3. С. 75-92.
5. Буздалов И.Н. Главный путь преодоления системного аграрного кризиса и обретения Россией статуса мировой продовольственной державы / И.Н. Буздалов // Никоновские чтения. 2017. № 22. С. 4-9.
6. Глазьев С.Ю., Архипова В.В. Оценка влияния санкций и других кризисных факторов на состояние российской экономики / С.Ю. Глазьев, В.В. Архипова // Российский экономический журнал. 2018. № 1. С. 3-29.
7. Киселев С.В., Белугин А.Ю. Продовольственная безопасность России в условиях эмбарго / С.В. Киселев, А.Ю. Белугин // АПК: Экономика, управление. 2017. № 5. С. 66-73.
8. Киселев С.В. Основные проблемы мировой продовольственной безопасности / С.В. Киселев // В сборнике: Мировой продовольственный кризис и продовольственная безопасность России 2013. С. 7-10.
9. Папцов А.Г., Шеламова Н.А. Глобальная продовольственная безопасность в условиях климатических изменений [Текст]: монография / А.Г. Папцов, Н.А. Шеламова. - Москва: РАН, 2018. - 131 с.
10. Продовольственная безопасность региона [Текст] : монография / Т.В. Ускова, Р.Ю. Селименков, А.Н. Анищенко, А.Н. Чекавинский. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2014. - 102 с.
11. Ушачев И.Г. Сценарные варианты развития АПК: взгляд в будущее / И.Г. Ушачев // В сборнике: Перспективные направления научных исследований. Сборник статей по материалам IV ежегодной научно-практической конференции. 2018. С.229-234.
12. Ушачев И.Г., Маслова В.В., Чекалин В.С. Государственная поддержка сельского хозяйства в России: проблемы, пути их решения / И.Г. Ушачев, В.В. Маслова, В.С. Чекалин // АПК: Экономика, управление. 2018. № 3. С. 4-12.
13. Ушачев И.Г. Основные направления стратегии устойчивого развития АПК России / И.Г. Ушачев // Вестник Российской академии наук. 2017. Т. 87. № 12. С. 1074-1081.
14. Баринова Ю.А., Суслов С.А. Продовольственная безопасность, развитие сельского хозяйства и демогра-
фические тенденции на отдельных территориях РФ // Вестник НГИЭИ. 2013. № 1 (20). С. 3-24.
15. Майданевич Ю.П. Динамика развития агропромышленного комплекса // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1 (6). С. 95-97.
16. Алёшина В.А. Технико-технологические и социальные методы обеспечения продовольственной безопасности в рамках стран таможенного союза // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 3 (27). С. 27-38.
17. Батова В.Н., Киндаев А.Ю. Проблемы обеспечения продовольственной безопасности АПК // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 1. № 2 (18). С. 131-136.
18. Тарасова Н.В. Институциональная среда продовольственной безопасности страны // Вестник НГИЭИ.
2015. № 3 (46). С. 86-93.
19. Абакшина Е.Н., Волков И.В. Интеграционные процессы в агропромышленном комплексе // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 43-46.
20. Козак Е.Б. Продовольственная безопасность украины как основа жизнеобеспечения и повышения качества жизни населения // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1 (6). С. 86-90.
21. Котова Л.Г., Казаченко О.В., Ильясова А.В. Влияние глобализации экономики на продовольственную безопасность страны // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 2. № 11 (15). С. 261-265.
22. Балдов Д.В., Суслов С.А. Методика расчета уровня продовольственной безопасности // Вестник НГИЭИ.
2016. № 1 (56). С. 13-26.
23. Палаткин И.В., Чех К.Ю. Планирование развития агропромышленного комплекса Пензенской области в условиях дефицита ключевых ресурсов // Карельский научный журнал. 2014. № 4 (9). С. 131-133.
24. Батюк Л. А. Продовольча безпека та досвщ И забезпечення в деяких розвинутих кранах свпу / Л. А. Батюк // Вюник ХНТУСГ iм. Петра Василенка. Економiчнi науки. - 2010. - № 105. - С. 72-79.
25. Сайт Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН ФАО [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.fao.org
26. Ганначенко С. Л. Свгговий ринок агропродоволь-ства на сучасному еташ розвитку: висновки (перспекти-ви) для Украши / С. Л. Ганначенко // Економша i прогно-зування. - 2010. - № 1. - С. 142-154.
27. Экономическая безопасность Украины в условиях рыночных трансформационных процессов [Текст] : монография / Ткаченко В.Г., Богачев В.И., Шашло Н.В. и др. ; под общ. ред. проф. В.Г. Ткаченко, проф. В.И. Богачева. - Луганск. - Ровеньки: «Наука», 2007. - 330 с.
28. Kuzubov A.A., Shashlo N.V. Implementation of monitoring subsystem in the regulation system of agro-food sector on regional level / A.A. Kuzubov, N.V. Shashlo // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. 2017. № 2 (62). С. 33-41.
29. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации / утв. Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 г., № 120 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. mcx.ru/documents/ document/show/14857.19htm.
30. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы / утв. Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 года №717 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/programs/208/events/
31. Закон КНР «О безопасности пищевой продукции»: от 01.07.2009 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.asiabusiness.ru/law/law2/certificate/ product.
32. Закон Бразилии «О продовольственной безопасности»: от 15.09.2006 г., № 11.346. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://grow.clicr.ru/attach files/
file_public_864.pdf.
33. Food Safety and Standards Act № 34 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fssai.gov.in/Portals/0/Pdf/ FOOD-ACT.pdf.
34. The Global Food Security Index - Economist Intelligence Unit Limited [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.foodsecurityindex.eiu.com
Статья поступила в редакцию 28.06.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018