Научная статья
УДК 330.3:351.74(470.57)
Флюза Анваровна Тукаева
Уфимский юридический институт МВД России, Уфа, Россия, Ыкаеуа5/а@ gmail.com
ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Аннотация. В статье изучены показатели, характеризующие состояние продовольственной безопасности Республики Башкортостан: динамика производства основных сельскохозяйственных продуктов в общем объеме по всем категориям хозяйств и в расчете на душу населения. На основе оценки состояния экспорта и импорта мяса и молока выявлен недостаточный уровень продовольственной безопасности региона по мясу. Рассмотрены аспекты деятельности различных надзорных органов в обеспечении качества продовольственной продукции. Представлены показатели деятельности органов внутренних дел по экономическим преступлениям, выявлены некоторые проблемы их взаимодействия со службами ветеринарного надзора. Определены основные направления совершенствования работы органов внутренних дел в обеспечении продовольственной безопасности республики.
Ключевые слова: продовольственная безопасность, сельскохозяйственная продукция, качество продуктов питания, органы внутренних дел
Для цитирования: Тукаева Ф. А. Вопросы обеспечения продовольственной безопасности региона в деятельности органов внутренних дел // Общество, право, государственность: ретроспектива и перспектива. 2022. № 4 (12). С. 89-94.
Original Article
Flyuza A. Tukayeva
Ufa Law Institute of the Ministry ofInternal Affairs of Russia, Ufa, Russia, tukaeva5fa2gmail.com
ISSUES OF ENSURING FOOD SECURITY OF THE REGION IN THE ACTIVITIES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES
Abstract. The article examines the indicators characterizing the state of food security in the Republic of Bashkortostan: dynamics of production of basic agricultural products in total volume for all categories of farms and per capita. Based on the assessment of the state of exports and imports of meat and milk, the insufficient level of food security of the region for meat was revealed. The aspects of the activities of various supervisory authorities in ensuring the quality of food products are considered. The performance of the activity of the internal affairs bodies on economic crimes are presented, some problems of their interaction with veterinary supervision services are identified. The main directions of improving the work of the internal affairs bodies in ensuring food security of the republic are determined.
Keywords: food security, agricultural products, food quality, internal affairs bodies
For citation: Tukayeva F. A. Issues of ensuring food security of the region in the activities of internal affairs bodies // Society, law, statehood: retrospective and perspective. 2022. No. 4 (12). P. 89-94.
Продовольственная безопасность - ос- не только в количестве (доступности), но и
нова экономической безопасности регионов в качестве, т. е. на уровне, достаточном для
и страны в целом. Это комплексный показа- ведения гражданами полноценной, актив-
тель, отражающий доступность продуктов ной и здоровой жизни. Не случайно еще в
питания для населения региона или страны 2010 г. Президентом Российской Федерации
Тукаева Ф. А., 2022
£;
еч еч о
еч «
ре
И
V К
и &
V К
(в в 8
о
о №
№ щ
ре н
и &
(в
15
о
РО
(в &
К
&
ю
О
была утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, в которой обеспечение населения страны безопасной, качественной продукцией объявлено стратегической целью продовольственной безопасности. Другие два аспекта продовольственной безопасности - это независимость от внешних источников (импортных поставок), что возможно, если достигнута самообеспеченность по основным продуктам питания [1; 2; 3].
В целях изучения продовольственного обеспечения региона целесообразно, прежде всего, выполнить анализ состояния основного звена в производстве продовольствия -сельского хозяйства. Следует отметить, что в Республике Башкортостан уровень развития и эффективность сельскохозяйственного производства оказывают большое влияние на эффективность экономики региона в целом.
Рассмотрим количественные параметры производства сельскохозяйственной продукции в Республике Башкортостан. Данные представлены на рис. 1 [4, с. 16, 22; 5, с. 130, 132].
Как видим, относительно стабильным в республике остается производство скота и птицы в живой массе на убой, яиц и овощей. Наблюдается снижение производства зерна (после значительного роста в период до 2017 г.), молока, с 2019 г. - сахарной свеклы. Производство картофеля в течение 2010-2014 гг. плавно росло, затем пошло на снижение, в 2021 г. было почти на уровне 2010 г. Колебания производства растениеводческой продукции обусловлены влиянием неблагоприятных природно-климатических условий отдельных лет.
Одним из показателей оценки уровня продовольственной безопасности региона является уровень производства основных видов продовольственной продукции на душу населения (таблица 1) [4, с. 16, 22; 5, с. 19, 130, 132].
Данные таблицы показывают ухудшение ситуации по продукции животного происхождения. При этом республика в последние годы была самообеспечена молоком и яйцами. Снижение их произ-
водства обусловлено необходимостью недопущения перепроизводства. Однако по мясу добиться самообеспеченности пока не удается. Основная причина сложившейся ситуации - снижение поголовья скота во всех категориях хозяйств (рис. 2) [4, с. 20; 5, с. 131].
Наблюдается некоторое увеличение численности свиней в сельскохозяйственных предприятиях и коров в фермерских хозяйствах (в связи с мерами, принятыми с целью увеличения самообеспеченности республики молоком и молочными продуктами). В Республике Башкортостан действуют меры и по поддержке мясного скотоводства, в частности, субсидии на приобретение и возмещение части затрат на содержание племенных животных, на закупку белково-витаминных добавок. Особое внимание уделяется развитию коневодства как традиционной для башкирского народа отрасли сельского хозяйства, источника мяса. Однако сам процесс выращивания крупного рогатого скота и лошадей растянут во времени до 1,5-2 лет, из-за чего он очень трудоемок, требует больших затрат, что снижает привлекательность этой деятельности для производителей. Даже увеличение продуктивности животных не позволило нивелировать отрицательное влияние сокращения поголовья на производство мяса.
Недостаток собственного производства восполняется, как правило, ввозом продукции из-за рубежа. В то же время часть продукции, произведенной в республике, находит сбыт за ее пределами.
Согласно статистическим данным, в период с 2015 по 2021 гг. производство мяса возросло на 11,2 %, а потребление - на 4,1 %. Ввоз из стран ближнего и дальнего зарубежья увеличился на 47,3 %, с 72,8 до 107,2 тыс. тонн, вывоз - в 3,5 раза, с 19,7 до 68,1 тыс. тонн. Импорт мяса тем самым несколько превышает экспорт. По молоку наблюдается обратная ситуация. Порогом сохранения продовольственной независимости служит показатель удельного веса импортной продукции в общем объеме внутреннего потребления, Согласно статистическим данным, в период с 2015 по 2021 гг. производство мяса возросло на 11,2 %, а по-
4500 4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0
Рис. 1. Динамика производства основных видов сельскохозяйственной продукции в Республике Башкортостан (во всех категориях хозяйств), тыс. тонн
Таблица 1
Производство основных видов продуктов сельского хозяйства (на душу населения в год), кг
Виды продукции 2010 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2021 к 2010, %
Зерно (в весе после доработки) 192 738 817 931 753 808 951 513 2,7 р.
Картофель 100 278 265 241 210 212 176 121 1,2 р.
Овощи 62 90 88 91 77 72 71 66 106,5
Производство скота и птицы (в уб. весе) 69 61 63 66 59 60 63 61 88,4
Молоко 511 445 425 423 400 408 414 402 78,7
Яйца, шт. 299 230 277 276 256 259 255 279 93,3
1200 1000 800 600 400 200 О
Рис. 2. Динамика поголовья скота в хозяйствах всех категорий Республики Башкортостан (на конец года), тыс. голов
91
£;
еч еч о
еч «
ре
И
V К
и &
V К
(в в 8
К
и
о &
13
о №
№ щ
ре н
и &
(в
15
о
РО
(в &
К
<5
[5 &
ю
О
требление - на 4,1 %. Ввоз из стран ближнего и дальнего зарубежья увеличился на 47,3 %, с 72,8 до 107,2 тыс. тонн, вывоз - в 3,5 раза, с 19,7 до 68,1 тыс. тонн. Импорт мяса тем самым несколько превышает экспорт. По молоку наблюдается обратная ситуация. Порогом сохранения продовольственной независимости служит показатель удельного веса импортной продукции в общем объеме внутреннего потребления, по разным оценкам, он не должен превышать 20-25 % (мировая практика) или 10-15 % (отечественные ученые-экономисты) [1, с. 29]. Доктрина продовольственной безопасности, утвержденная Президентом России 30 января 2020 г., устанавливает необходимый порог самообеспеченности по мясу и мясным продуктам на уровне 85 % собственного производства по отношению к внутреннему потреблению, по молоку и молочным продуктам - на уровне 90 % [6]. В Республике Башкортостан удельный вес импорта мяса в анализируемый период возрос с 24 % до 34 %, доля импорта молока увеличилась с 2,1 до 10,7 %. Можно констатировать невыполнение параметров продовольственной безопасности по мясу и снижение их по молоку (таблица 2) [4, с. 25].
Рост объемов импортируемой животноводческой продукции требует усиления контроля над ее качеством. Качеству продуктов питания, как одному из важнейших составляющих здоровья в нации в настоящем и бу-
дущем, государством уделяется большое внимание. Одним из документов, регулирующих вопросы качества продовольственного обеспечения, является закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ [7]. Мясо и молоко, продукты, произведенные из них, играют существенную роль в обеспечении здорового, полноценного питания населения. Надзорные органы при их ввозе на территорию республики довольно часто сталкиваются с нарушениями, связанными не только с оформлением документации. Встречаются случаи завоза больных животных, мяса и рыбы, зараженной патогенными бактериями, возбудителями болезней, а также просроченной продукции. В последние годы ведется работа по предупреждению ввоза санкционной продукции. Основную роль в предупреждении, обнаружении и пресечении нарушений в этой области играют органы, подразделения и лаборатории Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарно-му надзору. Помощь им оказывают таможенные органы и органы внутренних дел.
В то же время имеется ряд вопросов по обеспечению продовольственной безопасности, в решении которых органы внутренних дел принимают непосредственное участие. Помимо преступлений, связанных с нарушением таможенного законодательства, хищением и порчей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, на
Таблица 2
Производство и использование ресурсов мяса и молока в Республике Башкортостан, тыс. тонн
Виды продукции Годы Производство Ввоз Потребление Вывоз
производственное личное
Мясо 2015 247,8 72,8 0,1 302,6 19,7
Молоко 1705,4 25,6 335,2 1207,2 208,6
Мясо 2018 260,6 92,9 0,3 315,6 42,9
Молоко 1623,9 112,3 298,9 1217,5 206,7
Мясо 2019 263,2 104,7 0,1 314,2 44,8
Молоко 1641,1 111,1 309,3 1216,8 233,1
Мясо 2020 287,0 105,9 0,2 316,4 80,0
Молоко 1670,5 113,4 314,8 1217,0 231,7
Мясо 2021 275,5 107,2 0,2 314,9 68,1
Молоко 1614,1 128,4 310,6 1205,4 244,7
органы внутренних дел возложена работа по борьбе с преступлениями экономического характера: преднамеренным банкротством предприятий, производящим или перерабатывающим сельскохозяйственную продукцию; махинациями при получении субсидий и грантов по государственным программам; незаконным выводом земель из сельскохозяйственного оборота.
По данным, представленным в отчете о состоянии преступности в России Главного информационно-аналитического центра МВД России, в 2021 г. количество выявленных преступлений, связанных с потребительским рынком, по сравнению с прошлым периодом практически не изменилось. Однако наблюдался рост фиктивных банкротств, контрабанды (более чем на 20 %), случаев коммерческого подкупа (около 5 %) [8]. В Республике Башкортостан, по данным портала правовой статистики, за последние десять лет число преступлений экономической направленности снизилось с 7038 в 2012 г. до 2544 в 2021 г. или на 64 %. Тем самым по данному показателю республика с 4 места опустилась на 12 позицию среди регионов страны [9].
Дальнейшее совершенствование деятельности органов внутренних дел в обеспечении продовольственной безопасно-
сти Республики Башкортостан возможно по двум направлениям. Во-первых, ускорение оперативности реагирования на поступившие о нарушениях сигналы. Как показывает практика, службы ветеринарного надзора, получив информацию о возможном преступлении, не всегда имеют полномочия для выезда с проверкой. Они направляют письменное заявление в прокуратуру, затем на основании ее решения осуществляется выезд сотрудников ветеринарной службы и органов внутренних дел. Поскольку вся эта процедура занимает определенное время, нередки случаи, когда к моменту приезда служб некачественная продукция частично или полностью распродана недобросовестными предпринимателями и гражданами. Ускорить процесс реагирования может применение и отлаженная работа межведомственного электронного документооборота.
Во-вторых, деятельность по выявлению нарушений в сфере производства и оборота продовольственных товаров требует соответствующего образования. В связи с этим повышение квалификации, переподготовка сотрудников внутренних дел в этой области может существенно повысить эффективность их работы в области обеспечения продовольственной безопасности республики.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Ломакин П. Н. Обеспечение продовольственной безопасности России: внутренние и международные аспекты : дис. ... канд. экон. наук. М., 2017. 229 с.
2. Черногор И. А. Продовольственная безопасность России в условиях импортозамещения и ее обеспечение органами внутренних дел: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2020. 37 с.
3. Черногор И. А. К вопросу об обеспечении продовольственной безопасности // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. 2019. № 1. С.122-124.
4. Основные показатели сельского хозяйства Республики Башкортостан в 2021 году : статистический бюллетень. Уфа: Башкортостанстат, 2022. 63 с.
5. Республика Башкортостан в цифрах : статистический сборник. Уфа: Башкортостанстат, 2021. 156 с.
6. Об утверждении доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. № 20 // Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».
7. О качестве и безопасности пищевых продуктов : федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2021 года. М. : ФКУ «Главный информационно-аналитический центр» МВД Российской Федерации, 2022. С. 42-46.
ся о
о
л
п
¡3-о
о &
г
л
г
о
си >13
л
о
№
<
л а
3 О-Р
Й
си р
л
о
№
<
&
2 О К)
П о
9. Портал правовой статистики Генеральной прокураторы Российской Федерации. URL: http:// crimestat.ru/offenses_map (дата обращения: 15.10.2022).
REFERENCES
1. Lomakin P. N. Ensuring food security in Russia: internal and international aspects: dis. ... Cand. Sc. (Economics). M., 2017. 229 p. (In Russ.)
2. Chernogor I. A. Food security of Russia in the context of import substitution and its provision by internal affairs bodies: author. dis. ... Cand. Sc. (Economics). M., 2020. 37 p. (In Russ.)
3. Chernogor I. A. On the issue of ensuring food security // Actual problems of the state and society in the field of ensuring the rights and freedoms of man and citizen. 2019. No. 1. P. 122-124. (In Russ.)
4. Main indicators of agriculture of the Republic of Bashkortostan in 2021: statistical bulletin. Ufa: Bash-kortostanstat, 2022. 63 p. (In Russ.)
5. Republic of Bashkortostan in figures: statistical collection. Ufa: Bashkortostanstat, 2021. 156 p. (In Russ.)
6. On the approval of the doctrine of food security of the Russian Federation : Decree of the President of the Russian Federation of January 21, 2020 no. 20 // RLS «ConsultantPlus». (In Russ.)
7. On the quality and safety of food products : federal law of January 2, 2000 no. 29-FZ // RLS «ConsultantPlus». (In Russ.)
8. Crime rate in Russia in January-December 2021. M. : FKU «Main Information and Analytical Center» of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2022. P. 42-46. (In Russ.)
9. Portal of legal statistics of the Prosecutor General of the Russian Federation. URL: http://crimestat.ru/ offenses_map (date of access: 15.10.2022). (In Russ.)
Информация об авторе:
Тукаева Ф. А. - кандидат экономических наук, доцент. Information about the author:
Tukayeva F. A. - Candidate of Economy, Associate Professor.
Статья поступила в редакцию 06.10.2022; одобрена после рецензирования 17.10.2022; принята к публикации 15.12.2022.
The article was submitted 06.10.2022; approved after reviewing 17.10.2022; accepted for publication 15.12.2022.