Научная статья на тему 'Продовольственная безопасность Башкортостана: сущность и критерии оценки'

Продовольственная безопасность Башкортостана: сущность и критерии оценки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
203
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ / ОЦЕНКА / КРИТЕРИИ / МОНИТОРИНГ / ДОКТРИНА / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ситдиков Азамат Зайнуллович, Барлыбаев Адигам Агзямович

В последнее время, особую актуальность в условиях напряженной внешнеполитической обстановки между Россией и странами Запада приобрела проблема обеспечения продовольственной безопасности. В это сложное для отечественного продовольственного рынка время необходимо четко осознавать способы решения проблемы, как на федеральном, так и на региональном уровне. Если на уровне страны продовольственная безопасность рассматривается, как один из основных критериев эффективности функционирования сельского хозяйства и определены основные меры стимулирования в виде программ поддержки сельхозпроизводителей, защиты внутреннего рынка, экспорт¬ных субсидий, то ре¬гиональный аспект данной проблемы пока остается слабо исследованным. В целом уровень продовольственной безопасности страны не является объективным показателем, характеризующим продо¬вольственное положение каждого региона, все регионы уникальны, и отличаются между собой по своим природным условиям и экономическим показателям, определяющим возможности собственного производства и потребления продовольственных товаров. В данной статье проведен анализ основополагающих нормативно правовых документов регулирующих обеспечение продовольственной безопасности Республики Башкортостан и страны в целом. Рассмотрены показатели оценки продовольственной безопасности на региональном, государственном и мировом уровнях. По результатам анализа, выявлены недостатки, требующие доработки регионального законодательного акта в соответствии с федеральным законодательством. Предложен комплекс необходимых изменений региональной стратегии обеспечения продовольственной безопасности, связанных с уточнением понятия продовольственная безопасность Республики Башкортостан, а также внедрением системы показателей оценки продовольственной безопасности на уровне региона, сформированной на основе показателей установленных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации. Обозначена важность ведения мониторинга продовольственной безопасности в масштабе региона. Основные итоги данного исследования имеют практическое значение для совершенствования продовольственной стратегии Башкортостана, а также могут быть использованы непосредственно региональными органами власти при разработке мероприятий по управлению продовольственным обеспечением населения республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ситдиков Азамат Зайнуллович, Барлыбаев Адигам Агзямович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOOD SECURITY OF BASHKORTOSTAN: THE ESSENCE AND CRITERIA OF EVALUATION

Recently, the problem of ensuring food security has become particularly relevant in the context of a tense foreign policy environment between Russia and the West. In this difficult time for the domestic food market, it is necessary to clearly understand the ways of solving the problem, both at the federal and regional levels. If at the country level food security is considered as one of the main criteria for the effectiveness of agriculture and the main incentive measures in the form of programs to support agricultural producers, protect the domestic market, export subsidies, then the regional aspect of this problem remains poorly researched. In general, the level of food security of the country is not an objective indicator that characterizes the food situation of each region, all regions are unique, and differ in their natural conditions and economic indicators that determine the possibilities of own production and consumption of food products. This article analyzes the basic regulatory legal documents regulating the food security of the Republic of Bashkortostan and the country as a whole. The indicators of food security assessment at the regional, state and world levels are considered. Based on the results of the analysis, shortcomings have been identified that require the finalization of a regional legislative act in accordance with federal legislation. A set of necessary changes to the regional strategy for ensuring food security, related to the clarification of the concept of food security in the Republic of Bashkortostan, as well as the introduction of a system of indicators for assessing food security at the regional level, formed on the basis of indicators set by the Doctrine of Food Security of the Russian Federation. The importance of monitoring food security in the region is indicated. The main results of this study are of practical importance for improving the food strategy of Bashkortostan, and can also be used directly by regional authorities when developing measures for managing food supplies to the population of the republic.

Текст научной работы на тему «Продовольственная безопасность Башкортостана: сущность и критерии оценки»

Regional development

Ситдиков А. З. Sitdikov А. Z.

соискатель, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный аграрный университет», г. Уфа, Российская Федерация

Барлыбаев А. А. БаПуЬаег A. A.

доктор экономических наук, профессор, заведующий лабораторией социально-экономического развития регионов, Научно-исследовательский Центр в г. Сибай, ГАНУ «Институт стратегических исследований Республики Башкортостан», г. Сибай, Российская Федерация

УДК 338.439

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ БАШКОРТОСТАНА: СУЩНОСТЬ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

В последнее время особую актуальность в условиях напряженной внешнеполитической обстановки между Россией и странами Запада приобрела проблема обеспечения продовольственной безопасности. В это сложное для отечественного продовольственного рынка время необходимо четко осознавать способы решения проблемы как на федеральном, так и на региональном уровнях. Если на уровне страны продовольственная безопасность рассматривается как один из основных критериев эффективности функционирования сельского хозяйства и определены основные меры стимулирования в виде программ поддержки сельхозпроизводителей, защиты внутреннего рынка, экспортных субсидий, то региональный аспект данной проблемы пока остается слабо исследованным. В целом уровень продовольственной безопасности страны не является объективным показателем, характеризующим продовольственное положение каждого региона, все регионы уникальны, и отличаются между собой по своим природным условиям и экономическим показателям, определяющим возможности собственного производства и потребления продовольственных товаров.

В данной статье проведен анализ основополагающих нормативно-правовых документов, регулирующих обеспечение продовольственной безопасности Республики Башкортостан и страны в целом. Рассмотрены показатели оценки продовольственной безопасности на региональном, государственном и мировом уровнях. По результатам анализа выявлены недостатки, требующие доработки регионального законодательного акта в соответствии с федеральным законодательством. Предложен комплекс необходимых изменений региональной стратегии обеспечения продовольственной безопасности, связанных с уточнением понятия «продовольственная безопасность Республики Башкортостан», а также внедрением системы показателей оценки продовольственной безопасности на уровне региона, сформированной на основе показателей, установленных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации. Обозначена важность ведения мониторинга продовольственной безопасности в масштабе региона.

Основные итоги данного исследования имеют практическое значение для совершенствования продовольственной стратегии Башкортостана, а также могут быть использованы непосредственно региональными органами власти при разработке мероприятий по управлению продовольственным обеспечением населения республики.

Региональное развитие

Ключевые слова: продовольственная безопасность, продовольственная обеспеченность, оценка, критерии, мониторинг, доктрина, агропромышленный комплекс.

FOOD SECURITY OF BASHKORTOSTAN: THE ESSENCE AND CRITERIA OF EVALUATION

Recently, the problem of ensuring food security has become particularly relevant in the context of a tense foreign policy environment between Russia and the West. In this difficult time for the domestic food market, it is necessary to clearly understand the ways of solving the problem, both at the federal and regional levels. If at the country level food security is considered as one of the main criteria for the effectiveness of agriculture and the main incentive measures in the form of programs to support agricultural producers, protect the domestic market, export subsidies, then the regional aspect of this problem remains poorly researched. In general, the level of food security of the country is not an objective indicator that characterizes the food situation of each region, all regions are unique, and differ in their natural conditions and economic indicators that determine the possibilities of own production and consumption of food products.

This article analyzes the basic regulatory legal documents regulating the food security of the Republic of Bashkortostan and the country as a whole. The indicators of food security assessment at the regional, state and world levels are considered. Based on the results of the analysis, shortcomings have been identified that require the finalization of a regional legislative act in accordance with federal legislation. A set of necessary changes to the regional strategy for ensuring food security, related to the clarification of the concept of food security in the Republic of Bashkortostan, as well as the introduction of a system of indicators for assessing food security at the regional level, formed on the basis of indicators set by the Doctrine of Food Security of the Russian Federation. The importance of monitoring food security in the region is indicated.

The main results of this study are of practical importance for improving the food strategy of Bashkortostan, and can also be used directly by regional authorities when developing measures for managing food supplies to the population of the republic.

Key words: food security, food supply, assessment, criteria, monitoring, doctrine, agro-industrial complex.

Республика Башкортостан входит в число тех немногих регионов, в которых разработана собственная стратегия обеспечения продовольственной безопасности, основные положения которой закреплены в законе Республики Башкортостан от 4 февраля 2000 года № 51-з «О продовольственной безопасности Республики Башкортостан». Данный документ носит в большей степени общий, организационный характер, не описывающий конкретных показателей и критериев оценки продовольственной безопасности в регионе. Также необходимо отметить, что последние изменения в документ были внесены более 10 лет назад — 30 марта 2006 года.

Учитывая то обстоятельство, что 1 февраля 2010 года Указом Президента Российской Федерации № 120 была утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, возникает необходимость рассмотреть вопрос о внесении изме-

нений в региональный нормативно-правовой акт.

В первую очередь требует доработки понятие «продовольственная безопасность республики», представленное в локальном правовом акте. Понятие «продовольственная безопасность республики» представлено в следующем виде — состояние экономики Республики Башкортостан, в том числе ее агропромышленного комплекса, которое обеспечено соответствующими ресурсами, потенциалом и гарантиями и при котором удовлетворяются потребности населения в продуктах питания в соответствии с физиологическими нормами питания [1].

Считаем, что в данное определение необходимо внести дополнения, связанные с географическими особенностями региона. На территории республики имеются обширные горные территории, ведение сельского хозяйства на которых имеет характерные трудно-

Regional development

сти. Сельскохозяйственное производство на данных территориях не в состоянии полностью обеспечить все население необходимыми продуктами питания, тем самым возникает угроза обеспечения физической доступности продовольствия. Для того чтобы довести готовый продукт до сел, находящихся в труднодоступных, горных частях республики, должна быть соответствующим образом развита транспортная, складская и логистическая инфраструктура. Только при развитой инфраструктуре продовольственного рынка можно обеспечить гарантированный доступ к продуктам питания каждому человеку, в каждом селе.

В связи с вышеизложенными умозаключениями мы уточнили данное понятие и считаем, что продовольственная безопасность Республики Башкортостан — это состояние экономики Республики Башкортостан, в том числе транспортной, складской и логистической инфраструктуры, а также агропромышленного комплекса в целом, при котором сохраняется экономическая и физическая доступность продовольствия в количестве, качестве и ассортименте, достаточном для здорового и активного образа жизни всего населения.

Необходимость следующих изменений локального законодательного акта продиктована положениями Доктрины, в которых четко установлено, что данный документ является основой для разработки иных нормативных правовых актов в сфере обеспечения продовольственной безопасности.

Так, в соответствии с пунктом 24 Доктрины на органы государственной власти субъекта федерации, среди прочих обязанностей, возложено требование ведения мониторинга состояния продовольственной безопасности на территории субъекта. Следовательно, перед регионом стоит задача оценки продовольственной безопасности, но при этом какие-либо показатели и критерии оценки продовольственной безопасности в масштабе региона отсутствуют.

Таким образом, в целях реализации положений Доктрины целесообразно дополнить положения региональной стратегии обеспе-

чения продовольственной безопасности и установить необходимость ведения мониторинга продовольственной безопасности в республике, а также отразить актуальные для регионального уровня показатели продовольственной безопасности и критерии их оценки.

Итак, для выполнения поставленной задачи предложены критерии и показатели оценки продовольственной безопасности республики. В целях выработки наиболее объективной системы показателей продовольственной безопасности были изучены способы оценки на различных уровнях, начиная с мирового, государственного уровня, до высказываний отечественных ученых по способам оценки на региональном уровне.

Официальная количественная оценка состояния продовольственной безопасности на мировом уровне проводится на основе двух показателей, представленных в таблице 1.

Таблица 1. Показатели оценки продовольственной безопасности на мировом уровне

Показатель Значение

1. Размер переходящего запаса зерна, который сохраняется в государстве до уборки следующего урожая Запас зерна на 60 суток (17 % потребляемого зерна в стране)

2. Уровень производства зерна в расчете на душу населения Производство не менее 1000 кг зерна в год на душу населения

По мнению ряда ученых, формирование достаточного объема запасов зерна является основным условием обеспечения продовольственной и национальной безопасности страны. Прежде всего, это объясняется тем, что хлеб является одним из основных, доступных по цене продуктов питания. Также немаловажную роль в приоритетном значении зерна играют следующие факторы: хорошая транспортабельность и пригодность к длительному хранению, которые создают возможность формирования страховых и резервных фондов. Указанные резервные фонды имеют стратегическое назначение и предназначены для использования в случаях чрезвычайных ситуаций, для гарантирован-

ного обеспечения потребностей в зерне и фураже, также для устойчивого снабжения предприятий зерноперерабатывающей и пищевой промышленности сырьем и регулирования цен на внутреннем рынке [2].

При этом, по мнению некоторых отечественных ученых, подход оценки продовольственной безопасности на основе запаса зерновых имеет недостатки. К примеру, А.А. Колесняк считает, что не все государства и регионы имеют равные условия для производства зерновых; во-вторых, рацион питания населения формируется под влиянием природно-климатических условий конкретной территории, не всегда основным продуктом питания является хлеб. В-третьих, некорректно оценивать продовольственную безопасность только по запасам зерна, без уточнения происхождения — за счёт собственного производства или покупного [2].

В нашем случае применение показателей состояния продовольственной безопасности глобального уровня не вписывается в масштаб исследуемой проблемы. Полагаем, ошибочно определять продовольственную

Региональное развитие

безопасность на региональном уровне на основе запасов или объемов производства только одного вида продукта. Таким образом, считаем, что для оценки продовольственной безопасности регионов использование данных показателей не целесообразно, на локальном уровне необходимо сосредоточить внимание на обеспечении населения широким ассортиментом продуктов питания во всех местах жизнедеятельности человека.

В настоящее время оценка продовольственной безопасности на государственном уровне проводится на основе критериев и показателей, представленных в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации (далее — Доктрина), утвержденной Указом Президента РФ от 1 февраля 2010 года № 120.

Система показателей, опубликованная в документе, разбита на три группы: для оценки потребления, производства и национальной конкурентоспособности и организации управления [3]. Данные показатели представлены в виде схемы на рисунке 1.

1) располагаемые ресурсы домашних хозяйств по группам населения;

2) обеспеченность площадями для осуществления торговли и организации питания в расчете на 1000 человек;

3) потребление пищевых продуктов в расчете на душу населения;

4) объемы адресной помощи населению;

5) суточная калорийность питания человека;

6) количество белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов, потребляемых человеком в сутки;

7) индекс потребительских цен на пищевые продукты.

Показатели продовольственной безопасности

Сфера организации управления

I

1) объемы продовольствия государственного материального резерва, сформированного в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;

2) запасы сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия.

Сфера производства и

национальной конкурентоспособности

1) объемы производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия;

2) импорт сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия;

3) бюджетная поддержка производителей сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия в расчете на рубль реализованной продукции;

4) продуктивность используемых в сельском хозяйстве земельных ресурсов;

5) объемы реализации пищевых продуктов организациями торговли и общественного питания.

Рисунок 1. Показатели продовольственной безопасности на уровне страны

-117

Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. № 4 (22), 2017

Regional development

Основным критерием оценки продовольственной безопасности в данном документе определена доля собственного производства продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов на внутреннем рынке с указанием пороговых значений в отношении основных из них:

— зерна — не менее 95 %;

— сахара — не менее 80 %;

— растительного масла — не менее 80 %;

— мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) — не менее 85 %;

— молока и молочных продуктов (в пересчете на молоко) — не менее 90 %;

— рыбной продукции — не менее 80 %;

— картофеля — не менее 95 %;

— соли пищевой — не менее 85 % [3].

Анализ данных пороговых значений

позволяет сделать вывод о стремлении страны к продовольственной независимости и переходу к политике импортозамещения основных продуктов питания.

По мнению отечественных ученых, основные показатели оценки продовольственной безопасности в России, установленные Доктриной имеют некоторые недостатки, которые необходимо дополнить. К примеру, И. Г. Ушачев отметил отсутствие показателей, характеризующих соответствие продуктов питания ограничениям по содержанию вредных для здоровья веществ [4]. Р. Р. Гумеров говорит о необходимости установить объем (душевого) гарантированного уровня потребления основных продуктов питания. Другими словами, уровня самообеспеченности можно добиться путем простого сокращения совокупного внутреннего потребления — ситуация, характерная для России 90-х гг. Также автор предлагает добавить такие показатели экономической доступности, как численность населения, живущего за чертой бедности, и доля дохода населения, расходуемая на приобретение продуктов питания [5].

В целях реализации поставленной задачи разработки показателей оценки продовольственной безопасности региона данные показатели имеют важнейшее значение. Разрабатываемая система показателей должна

строиться на основе показателей, представленных в Доктрине, за исключением тех, применение которых на локальном уровне нецелесообразно, к числу которых, в первую очередь, относятся показатели, характеризующие объемы государственного материального резерва, запасы, импорт сельскохозяйственной и рыбной продукции. Также вызывают некоторые сомнения в области оценки продовольственной безопасности такие показатели, как обеспеченность площадями для осуществления торговли и организации питания и объемы реализации пищевых продуктов организациями торговли и общественного питания.

Таким образом, исключив малоинформативные для регионального уровня показатели, был выделен перечень показателей, на основе которых должна строиться система оценки региональной продовольственной безопасности. При этом в целях создания наиболее полного, объективного перечня показателей были изучены мнения отечественных исследователей, занимающихся проблемой обеспечения продовольственной безопасности в масштабе региона.

Итак, по мнению большинства исследователей, общие методические подходы, используемые при оценке продовольственной безопасности на уровне страны и при решении региональных проблем продовольственной безопасности, имеют схожие черты, за исключением показателей, характеризующих продовольственную независимость территорий.

По мнению И. И. Костуненко, Н.С. Долговой, А.И. Костяева и др. [6, 7], понятие продовольственной независимости в масштабе субъектов федерации может неверно интерпретироваться на уровне региональной власти и привести к их изоляции друг от друга, к нерациональному использованию ресурсов сельскохозяйственного производства и к замедлению процесса обеспечения продовольственной безопасности страны в целом.

Таким образом, критерии оценки продовольственной безопасности, основанные на самообеспеченности продовольствием и характеризующие продовольственную независимость территорий, были также исклю-

чены из перечня показателей. используемых для оценки на региональном уровне.

Среди отечественных ученых большое внимание изучению продовольственной безопасности региона было уделено А.А. Лысоченко [8]. Для оценки продовольственной безопасности на уровне региона автор выделяет показатели, схожие с представленными в Доктрине, которые подразделяются на две группы: по сфере производства и по сфере потребления продовольственных товаров. Также автор отмечает необходимость дифференцированного подхода в оценке продовольственной безопасности регионов в силу присущих специфических особенностей территорий.

Необходимо отметить точку зрения А.Н. Семина о приоритетном значении социально-экономических аспектов при оценке продовольственной безопасности региона таких показателей, как занятость населения, безработица, доля расходов на питание, бедность, оплата труда и т.д. [9].

Региональное развитие

Изучив мнения отечественных исследователей и проанализировав источники федерального и регионального законодательства в области обеспечения продовольственной безопасности, пришли к выводу, что, система показателей продовольственной безопасности региона должна включать показатели физической и экономической доступности продовольствия, критерии оценки качества и соответствия нормам потребления, а также показатели, характеризующие производство продовольственной продукции и демографические условия региона. Вдобавок, в силу территориальных особенностей Республики Башкортостан, возникает необходимость выделить показатели, характеризующие уровень развития транспортной инфраструктуры в регионе.

На основе вышеизложенных умозаключений была сформулирована система показателей продовольственной безопасности на уровне региона, представленная в виде схемы на рисунке 2.

Качество и сбалансированность

Экономическая доступность

1) Соответствие рациона ограничениям по содержанию вредных веществ;

2) Количество изъятых продовольственных товаров из оборота;

3) Уровень энергетической ценности питания;

4) Сбалансированность питания: уровень белков, жиров, углеводов и витаминов в рационе питания.

Показатели продовольственной безопасности региона

Физическая доступность

1) Уровень среднемесячного заработка населения;

2) Доля бюджета домохозяйств, расходуемого на приобретение

продовольственных товаров;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) Доля безработных среди трудоспособного населения;

4) Уровень бедного населения, на пороге и ниже уровня прожиточного минимума.

Объем производства продукции сельского хозяйства на душу населения;

Объем государственной поддержки;

Уровень продовольственной обеспеченности населения;

Уровень урожайности сельскохозяйственных культур;

Поголовье домашнего скота на душу населения;

Общий прирост (убыль) населения;

Доля населения занятого в отрасли сельскохозяйственного производства; Уровень развития транспортной инфраструктуры.

Рисунок 2. Перечень показателей оценки продовольственной безопасности на уровне региона

Regional development

Вывод

В итоге, действительно, вопросы обеспечения продовольственной безопасности на региональном уровне до сих пор остаются открытыми. Как видится, основная проблема заключается в отсутствии четкого законодательства, регламентирующего действия органов государственной власти субъекта федерации по ведению мониторинга и оценке состояния продовольственной безопасности в регионе.

Республика Башкортостан во многих научных изданиях выделяется как один из первых регионов, разработавших и применивших собственную стратегию обеспечения продовольственной безопасности. На сегодняшний день ситуация несколько изменилась, в республике отсутствуют актуальные

Список литературы

1. Закон Республики Башкортостан N 51-з от 4 февраля 2000 г. «О продовольственной безопасности Республики Башкортостан» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.gsrb.ru/upload/directum/941/272685. doc.

2. Колесняк А.А. Продовольственное обеспечение: региональный аспект. М.: Восход-А, 2007. 220 с.

3. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации / Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2010 № 120 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 5. ст. 502.

4. Ушачев И.Г. Государство, не обладающее продовольственной независимостью, не может чувствовать себя безопасным в современном мире [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vniiesh.ru.

5. Гумеров Р.Р. Методологические вопросы измерения и оценки национальной продовольственной безопасности // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2011. № 2. С. 20-32.

6. Костуненко И.И. Продовольственная безопасность и независимость регионов: сущность и подходы к их оценке // Аграрный вестник Урала. 2009. № 1 (55). С. 8-13.

нормативно-правовые акты, основанные на положениях Доктрины продовольственной безопасности РФ; имеющийся закон о продовольственной безопасности Республики Башкортостан устарел и не получил какого-либо дальнейшего развития.

Полагаем, подобные трудности в реализации задач в области продовольственной безопасности характерны не только для Республики Башкортостан, но и для большинства субъектов федерации. Это говорит о необходимости усиления внимания к вопросам обеспечения продовольственной безопасности на уровне регионов как со стороны органов государственной власти субъектов федерации, так и научного сообщества в целом.

7. Костяев А.И., Тимофеев М.У. Национальная и региональная продовольственная безопасность // Региональная экономика: стабилизация и развитие: сб. науч. тр. М.: ВНИЭТУСХ, 2000. Т. 1. С. 500-517.

8. Лысоченко А.А. Методология определения продовольственной безопасности региона // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 4 (133). С. 47-51.

9. Семин А.Н. Региональная стратегия обеспечения продовольственной безопасности индустриально развитой территории // Агропродовольственная политика России. 2012. № 1. С. 23-26.

References

1. Law of the Republic of Bashkortostan № 51-z dd. 4 February 2000 «On Food Security of the Republic of Bashkortostan» [Electronic Resource]. Available at: http: //www.gsrb.ru/ upload/directum/941/272685.doc.

2. Kolesnyak A.A. Food Security: Regional Aspect. M.: Voskhod-A, 2007. 220 p.

3. The Doctrine of Food Security of the Russian Federation / Approved by the Decree of the President of the Russian Federation dd. 01.02.2010. № 120 // Collection of the Legislation of the Russian Federation. 2010. № 5. Art. 502.

4. Ushachev I.G. A State That Does Not Have Food Independence Can Not Feel Safe in the Modern World [Electronic Resource]. Access mode: http://www.vniiesh.ru.

5. Gumerov R.R. Methodological Issues of Measuring and Assessing the National Food Security // Management and Business Administration. 2011. № 2. P. 20-32.

6. Kostunenko I.I. Food Security and Independence of Regions: the Essence and Approaches to Their Evaluation // The Agrarian Messenger of the Urals. 2009. № 1 (55). P. 8-13.

Региональное развитие

7. Kostyaev A.I., Timofeev M.U. National and Regional Food Security // Regional Economy: Stabilization and Development: Collection of Scientific Proceedings. Moscow: VNIETUSH, 2000. T. 1. P. 500-517.

8. Lysochenko A.A. Methodology for Determining Food Security in the Region // Economic Analysis: Theory and Practice. 2009. № 4 (133). P. 47-51.

9. Semin A.N. Regional Strategy of Ensuring Food Security of Industrial Territory // Agrofood Policy of Russia. 2012. № 1. P. 23-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.