Научная статья на тему 'Вопросы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации'

Вопросы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
22
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обеспечение экономической безопасности / криминализация экономики / коррупция / угрозы экономической безопасности / ensuring economic security / criminalization of the economy / corruption / threats to economic security

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Т В. Прокофьева

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, проводится анализ понятий «национальная безопасность» и «экономическая безопасность», раскрываются их сущностные характеристики. Рассматривается современное состояние экономической преступности в аспекте существующих угроз безопасности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Issues of Ensuring Economic Security of the Russian Federation

The article discusses the issues of legal regulation of ensuring the economic security of the Russian Federation, analyzes the concepts of "national security" and "economic security," and reveals their essential characteristics. The current state of economic crime in the aspect of existing threats to Russia’s security is considered.

Текст научной работы на тему «Вопросы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации»

Научная статья УДК 343

Вопросы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации

Т. В. Прокофьева

Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия prokofftv@list.ru

Аннотация.

Ключевые слова:

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, проводится анализ понятий «национальная безопасность» и «экономическая безопасность», раскрываются их сущностные характеристики. Рассматривается современное состояние экономической преступности в аспекте существующих угроз безопасности России.

обеспечение экономической безопасности, криминализация экономики, коррупция, угрозы экономической безопасности

Для цитирования: Прокофьева Т. В. Вопросы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024. Вып. 3 (852). С. 143-148.

Original article

The Issues of Ensuring Economic Security of the Russian Federation

Tatyana V. Prokofieva

Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia prokojftv@list.ru

Abstract.

Keywords: For citation:

The article discusses the issues of legal regulation of ensuring the economic security of the Russian Federation, analyzes the concepts of "national security" and "economic security," and reveals their essential characteristics. The current state of economic crime in the aspect of existing threats to Russia's security is considered.

ensuring economic security, criminalization of the economy, corruption, threats to economic security

Prokofieva, T. V. (2024). The issues of ensuring economic security of the Russian Federation. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Education and Teaching, 3(852), 143-148. (In Russ.)

ВВЕДЕНИЕ

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации1 экономическая безопасность2 включена в перечень стратегических национальных приоритетов, реализация которых в конечном итоге позволяет обеспечить и защитить закрепленные в указанной Стратегии национальные интересы России3.

На обеспечение ЭБ влияет целый комплекс внешних и внутренних факторов, в том числе представляющих угрозы реализации рассматриваемого национального приоритета Российской Федерации. Одной из таких угроз выступает криминализация экономической сферы, подрывающая устойчивое развитие отечественной экономики, уменьшающая темпы экономического роста, тормозящая улучшение уровня жизни россиян.

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии со Стратегией экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года4 экономическая безопасность представляет собой «состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации»5.

Если анализировать содержание данного определения ЭБ, то сразу возникает вопрос относительно логики его построения. Так, в нем указывается, что при данном состоянии защищенности экономики обеспечиваются «условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации»6 в то время, как в соответствии с положениями действующей Стратегии национальной безопасности экономическая безопасность сама определена в качестве национального приоритета.

1Далее также - Стратегия национальной безопасности.

2Далее также - ЭБ.

3Пункт 26 Раздела III Указа Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_389271/

4Далее также - Стратегия экономической безопасности.

5Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 года № 208

«О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации

на период до 2030 года» // URL: https://www.consultant.ru/document/

cons_doc_LAW_216629/

6Там же.

Долю противоречия в определении ЭБ можно объяснить тем, что Стратегия экономической безопасности принималась, когда действовала и реализовывалась Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 6837, согласно которой национальным приоритетом в указанной сфере жизнедеятельности был признан экономический рост, а экономическая безопасность и вопросы ее обеспечения напрямую не были обозначены в упомянутом документе.

Вместе с тем, если при анализе дефиниции экономической безопасности не акцентировать свое внимание на вопросах юридической техники и необходимости приведения в соответствие рассматриваемых документов стратегического планирования в области обеспечения национальной безопасности, нельзя не признать, что обеспечение экономической безопасности вполне закономерно повлияет на реализацию всего спектра стратегических национальных приоритетов. Такое влияние связано с тем, экономическая безопасность относится к ядру национальной безопасности, являясь ее системообразующим элементом [Иншаков, 2021].

Таким образом, базовой категорией экономической безопасности является более общее понятие безопасности, при осмыслении которого необходимо исходить из определения национальной безопасности, содержащегося в Стратегии национальной безопасности.

Специалисты при исследовании сущности безопасности указывают на ключевой элемент ее обеспечения, обозначаемый термином «защищенность» [Прудиус, 2008].

Более того, исходя из словарного толкования понятия «безопасность», определяемого как «положение, при котором не угрожает опасность кому-либо» [Ожегов, 1981, с. 40], сущность безопасности следует рассматривать через наличие или отсутствие угроз, что так или иначе связано с деятельностью по их устранению или блокированию.

Таким образом, применительно к экономической безопасности «состояние защищенности» может трактоваться и как результат, и как деятельность (процесс) по его достижению.

Речь идет о формировании и организации дальнейшего взаимодействия в ходе этого процесса различных факторов и обстоятельств, необходимых для сохранения целостности объекта защиты (безопасности), его стабильного функционирования и развития, в том числе в условиях возникновения угроз.

7Утратил силу.

Речь идет также об укреплении экономического суверенитета страны, ее экономического роста.

Как видим, российский законодатель расширительно трактует и понятие национальной безопасности, и понятие ЭБ. Причем понятие ЭБ выступает как одна из фундаментальных составляющих более общего понятия национальной безопасности. Таким образом, оба логически смежные понятия не связываются с отсутствием или устранением конкретных угроз, а рассматриваются как указания на деятельность, в результате которой достигается целый спектр целей. Они касаются обеспечения и защиты национальных интересов Российской Федерации

КРИМИНАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В Стратегии экономической безопасности высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере, а также сохранение значительной доли теневой экономики определены в качестве основных вызовов1 и угроз экономической безопасности (пп.18, 19 п.12 раздела II). Их нейтрализация или устранение является непременным условием обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

Криминализация экономики представляет собой процесс вытеснения и замены легальных экономических отношений на криминальные [Что такое «криминализация экономики России» ... 2011], что дестабилизирует эффективное функционирование всей экономики страны.

Вполне закономерно, что в числе показателей, в соответствии с которыми оценивается состояние экономической безопасности, указан уровень преступности в сфере экономики (в соответствии с пп. 40 п. 27 Раздела IV Стратегии экономической безопасности).

В 2022 году число зарегистрированных преступлений экономической направленности по сравнению с 2021 годом снизилось на 5,3 % (всего - 111 429, удельный вес в общей структуре преступности составил 5,7 %). Однако при изучении таких сведений за последние пять лет мы видим, что в 2018 году было зарегистрировано 109 463 преступления указанной категории (удельный вес в общей структуре преступности - 5,5 %), в 2020 году эти показатели составили соответственно 105 480 преступлений и 5,2 %. Таким образом,

1 Вызовы экономической безопасности в соответствии с пп. 5 п. 7 Стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года представляют собой совокупность факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению угрозы экономической безопасности.

вполне очевидно, что преступность в сфере экономики продолжает удерживать прочные позиции. Более того, причиняемый ею ущерб в 2022 году составил почти половину материального ущерба (339,1 млрд руб.) от всех преступлений2 (всего в 2022 году ущерб составил 748,3 млрд руб.)3.

В научной среде давно установлено [Репец-кая, 2010], что в качестве основного источника криминализации экономики выступает организованная экономическая преступность. Данный факт подтверждается и анализом практики.

Так, за последние несколько лет выросло число преступных посягательств в сфере экономики, совершенных организованными группами или преступными сообществами (преступными организациями)4. Это увеличение отразилось как на показателях в абсолютных значениях - в 2022 году было зарегистрировано 10 119 преступлений указанной категории (+46,3 % по отношению к 2021 году); так и в показателе удельного веса (в 2021 году -9,2 %, в 2022 г. - 12,8 %)5.

В фокусе криминальной интереса ОГ и ПС (ПО) остаются финансово-кредитная система, потребительский рынок, операции с недвижимостью, освоение бюджетных средств, в том числе, связанное с закупками для государственных и муниципальных нужд, топливно-энергетический комплекс, внешнеэкономическая деятельность, жилищно-коммунальное хозяйство, строительство и др. [Васильев, Прокофьева, Болт, 2022].

На успешное развитие российской экономики, как и любой рыночной экономики, значимое влияние оказывает существующий инвестиционный климат в стране. В свою очередь, инвестиционная привлекательность зависит от обеспечения экономической безопасности государства, должный уровень которой можно достичь только при условии искоренения коррупции, обозначенного в качестве национального приоритета в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Раздел III).

Разветвленность латентных коррупционных схем, проникнувших во многие государственные и общественные структуры, позволила организованным преступным структурам установить контроль над различными сферами экономической деятельности.

На текущий момент противодействие коррупции осуществляется правоохранительными

2По оконченным и приостановленным уголовным делам.

3Формы федерального статистического наблюдения № 4 - ЕГС за период 2018-2022 гг. Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: https://crimestat.ru/analytics

4Далее также - ОГ и ПС (ПО).

5Формы федерального статистического наблюдения № 4 - ЕГС за период 2018-2022 гг. Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: https://crimestat.ru/analytics

и иными государственными органами в соответствии с Национальным планом противодействия коррупции на 2021-2024 годы.1

Статистические данные МВД России за 2023 год свидетельствуют о некотором росте (+5,7 %) числа зарегистрированных преступлений коррупционной направленности, совершенных в экономичеыской сфере (по которым предварительное следствие обязательно), по сравнению с 2022 годом (всего: 26 851 преступление).2

Коррупционные преступления были выявлены и в финансовой деятельности, бюджетной, банковской, кредитной сферах, в образовании и науке, здравоохранении и социальном обеспечении, в строительстве, при реализации национальных программ, в сфере ЖКХ и др.3

Значимое влияние на обеспечение ЭБ России оказывают процессы цифровизации экономики, в рамках которой производственно-хозяйственная деятельность реализуется с помощью электронных и цифровых технологий. Формирование национальной цифровой экономики определено в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы в качестве национального интереса4.

Правоотношения, возникающие в ходе становления и функционирования цифрового формата экономики, достаточно уязвимы и требуют новых подходов и механизмов обеспечения их защиты. В данном случае для обеспечения стабильного, защищенного от разного рода угроз состояния экономики, реализации национальных интересов в области цифровой экономики необходим системный подход, одновременно охватывающий сектор как экономической, так и информационной безопасности.

В большей степени угрозам информационной безопасности подвержена финансово-кредитная система, нормальное функционирование которой подрывается за счет так называемых компьютерных преступлений, связанных с криминальным проникновением в компьютерные системы и сети организаций финансово-кредитной системы.

Вполне очевидно, что угрозы дальнейшей криминализации экономической сферы продолжат расти в

1Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 г. № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы» // СПС «КонсультантПлюс».

2Состояние преступности в России за январь - декабрь 2023 года. Официальный сайт МВД России. URL: https:// мвд.рф

3См. интервью Председателя СК России информационному агентству ТАСС. URL: https://tass.ru/interviews/19484225 (дата обращения 09.04.2024).

4Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития

информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030

годы» // СПС «КонсультантПлюс».

связи с процессами цифровой трансформации экономики, поскольку параллельно идут процессы и цифровизации преступности, связанные с активным применением преступными структурами информационно-телекоммуникационных технологий5.

В 2023 году было выявлено 22 727 преступлений эконмической направленности, совершенных с использованием ИТТ или в сфере компьютерной информации, что на 12 % превышает показатели 2022 года6.

Кроме того, киберпространство предоставляет значительные возможности дальнейшей транснационализации организованных форм экономической преступности. Основная масса киберпресту-плений совершается специализирующимися на мошенничествах транснациональными организованными преступными структурами.

В 2023 году в структуре киберпреступности удельный вес мошенничеств составил 52,18 %. Наиболее существенный рост касается преступлений, связанных с неправомерным доступом к компьютерной информации (+295,2 %; всего: 36 788)7.

При этом в качестве одной из ведущих тенденций киберпреступности наряду с высоким уровнем латентности, ростом кибератак на объекты критической инфраструктуры, влиянием международной политической обстановки на преступную активность в киберпространстве, следует назвать расширение возможностей и доступности технологий, позволяющих совершать киберпреступления.

В этой связи, наиболее актуальными становятся вопросы информационной безопасности, обеспечение которой направлено на защиту от утечки или взлома программ, компьютерных систем и содержащихся там данных.

Специалистами уже давно установлена связь ЭБ с информационной. Нельзя не признать справедливой позицию С. С. Косовца, считающего, что «реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики и обеспечения ее безопасности в информационной сфере» [Косовец, 2011, с. 23].

Вместе с тем в Стратегии экономической безопасности вопросы обеспечения безопасности информационной инфраструктуры затрагиваются лишь фрагментарно.

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы содержит отдельные разделы, затрагивающие формирование новой технологической основы для

5Далее - ИТТ.

'Состояние преступности в России за январь-декабрь 2023 года. Официальный сайт МВД России. URL: https:// мвд.рф 7Там же.

развития экономики и социальной сферы, а также обеспечение национальных интересов в области цифровой экономики.

Практика показывает, что возможности использования в преступных целях цифрового информационного пространства практически безграничны, если только им не будет противодействовать системная деятельность компетентных органов. Однако в ее основе должен быть правовой базис, соответствующий существующим угрозам. Таким образом, целесообразно поставить вопрос о необходимости дополнения Стратегии экономической безопасности положениями, определяющими цели, основные направления и задачи государственной политики обеспечения экономической безопасности в части, касающейся информационно-цифровой среды.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании изложенного следует заключить: 1. Сущность экономической безопасности заключается в стабильном состоянии экономики,

которое сопровождается защищенностью интересов личности, общества и государства в сфере экономики от внутренних и внешних угроз, и в обеспечении условий для дальнейшего устойчивого развития экономики России.

2. Значимой угрозой экономической безопасности России является организованная преступность, представляющая на сегодняшний день так называемый «универсальный» формат, когда угроза криминализации экономики транслируется со стороны как внутреннего, так и внешнего периметра.

3. Угрозы криминализации экономической сферы усиливаются в связи с процессами цифровой трансформации экономики, поскольку параллельно идут процессы и цифровизации преступности, связанные с активным применением преступными структурами ИТТ. Эти процессы требуют применения комплексного подхода, основа которого должна быть закреплена в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Иншаков С. М. Основы теории национальной безопасности: учебник. М.: Кнорус, 2021.

2. Прудиус Е. В. О понятии и системе экономической безопасности // Законодательство и экономика. 2008. № 1. С. 34-39.

3. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1981.

4. Что такое «криминализация экономики России» и как с ней бороться: монография / под общ. ред. А. А. Крылова. М.: Экономика, 2011.

5. Репецкая А. Л. Организованная преступность. Теневая экономика. Криминальный рынок России. М.: Юрли-тинформ, 2010.

6. Васильев Э. А., Прокофьева Т. В., Болт Ю. А. Современная экономическая преступность: состояние и структура. М.: Юрлитинформ, 2022.

7. Косовец С. С. Информационная безопасность в системе обеспечения экономической и национальной безопасности России // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2011. № 2. С. 20-26.

REFERENCES

1. Inshakov, S. M. (2021). Osnovy teorii nacional'noj bezopasnosti = Fundamentals of the theory of national security: textbook. M.: Knorus. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Prudius, E. V. (2008). O ponyatii i sisteme ehkonomicheskoj bezopasnosti = On the concept and system of economic security. Zakonodatel'stvo i ehkonomika , 2008, 1, 34-39. (In Russ.)

3. Ozhegov, S. I. (1981). Slovar' russkogo yazyka = Dictionary of the Russian language. Moscow. (In Russ.)

4. Krylov, A. A. (Ed.). (2011). CHto takoe «kriminalizaciya ekonomiki Rossii» i kak s nej borot'sya = What is the «criminalization of the Russian economy» and how to fight it: monograph. Moscow: Economics. (In Russ.)

5. Repetskaya, A. L. (2010). Organizovannaya prestupnost'. Tenevaya ekonomika. Kriminal'nyjrynok Rossii = Organized crime. Shadow economy. Criminal market of Russia. Moscow: Yurlitinform. (In Russ.)

6. Vasiliev, E. A., Prokofieva, T. V., Bolt, Yu. A. (2022). Sovremennaya ekonomicheskaya prestupnost': sostoyanie i struktura = Modern economic crime: state and structure. Moscow: Yurlitinform. (In Russ.)

7. Kosovets, S. S. (2011). Information security in the system of ensuring economic and national security of Russia. Bulletin of the Academy of Economic Security of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2, 20-26. (In Russ.)

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Прокофьева Татьяна Вячеславовна

кандидат юридических наук, доцент

доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин

Института международного права и правосудия

Московского государственного лингвистического университета

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Prokofieva Tatyana Vyacheslavovna

PhD in Law, Associate Professor

Associate Professor of the Department of Criminal Law Disciplines Institute of International Law and Justice Moscow State Linguistic University

Статья поступила в редакцию одобрена после рецензирования принята к публикации

08.04.2024 The article was submitted 29.04.2024 approved after reviewing 17.05.2024 accepted for publication

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.