АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 2023. Т. 7. № 2 http://journals.tsutmb.ru/current-issues-of-the-state-and-law/
AKTUAL'NYE PROBLEMY GOSUDARSTVA I PRAVA = = CURRENT ISSUES OF THE STATE AND LAW 2023, vol. 7, no. 2 http://journals.tsutmb.ru/current-issues-of-the-state-and-law-eng/ ISSN 2587-9340 (Print) ISSN 2782-3334 (Online)
OPEN ACCESS
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ УДК 342+328.185
https://doi.org/10.20310/2587-9340-2023-7-2-249-262 Шифр научной специальности 5.1.4
Экономическая безопасность Российской Федерации в свете криминализации экономических отношений
© ВОРОБЬЁВА Светлана Викторовна,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и процесса Института права и национальной безопасности, ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина», Российская Федерация, 392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33, https://orcid.org/0000-0003-1059-2065, [email protected]
Аннотация
Одними из наиболее актуальных вопросов обеспечения национальной безопасности России выступают вопросы укрепления ее экономической составляющей, то есть экономической безопасности. От уровня экономического развития государства зависит не только благополучие граждан внутри государства, но и стабильное положение государства на международной арене. Цель исследования - рассмотреть экономическую безопасность в контексте национальной безопасности, а также определить фактор негативного влияния криминализации сферы экономики как одной из ведущих угроз экономической безопасности государства посредством применения общелогических, эмпирических и теоретических методов исследования. Отмечено, что сложность современных взаимоотношений между странами и нарушенное экономическое и политическое сотрудничество приводят к тому, что в условиях санкционной политики в отношении Российской Федерации актуализируются вопросы, связанные с обеспечением экономической безопасности в контексте стабилизации и охраны национальных интересов. Важность данного компонента подчеркнута тем, что от уровня обеспечения экономической безопасности зависит развитие и обсечение других сфер - социальной, нравственно-духовной, политической и пр. В связи с этим обеспечение экономической безопасности является одним из основных направлений деятельности государства. Также для экономической безопасности ведущей угрозой является крупномасштабная криминализация экономики, где теневой сектор, коррупционная составляющая, деформация бюджетной сферы и иные негативные процессы значительным образом наносят вред безопасности страны в социально-экономической плоскости. Проанализированы составные элементы экономической безопасности, показатели и место экономической безопасности в системе национальной безопасности Российской Федерации. Подчеркнуто, что на безопасность государства и благосостояние общества разрушительное влияние оказывает криминализация экономической сферы.
Ключевые слова
национальная безопасность, экономическая безопасность, экономика, национальная экономика, санкции, механизм обеспечения экономической безопасности, уровни, индикаторы экономической безопасности, криминализация экономики, коррупция, теневая экономика, социальное расслоение
Для цитирования
Воробьёва С.В. Экономическая безопасность Российской Федерации в свете криминализации экономических отношений // Актуальные проблемы государства и права. 2023. Т. 7. № 2. С. 249-262. https://doi.org/10.20310/2587-9340-2023-7-2-249-262
ORIGINAL ARTICLE
https://doi.org/10.20310/2587-9340-2023-7-2-249-262
Economic security of the Russian Federation in the light of criminalization of economic relations
© Svetlana V. VOROBYOVA
PhD (Law), Associate Professor, Associate Professor of Criminal Law and Procedure Department of Law and National Security Institute, Derzhavin Tambov State University, 33 Internatsionalnaya St., Tambov, 392000, Russian Federation, https://orcid.org/0000-0003-1059-2065, [email protected]
Abstract
One of the most pressing issues of ensuring Russia's national security is the strengthening of its economic component, that is, economic security. The level of economic development of the state depends not only on the well-being of citizens within the state, but also on the stable position of the state in the international arena. The purpose of the research is to consider economic security in the context of national security, as well as to determine the factor of the negative impact of criminalization of the economy as one of the leading threats to the economic security of the state through the use of general logical, empirical and theoretical research methods. It is noted that the complexity of modern relations between countries and disrupted economic and political cooperation lead to the fact that in the context of the sanctions policy against the Russian Federation, issues related to ensuring economic security in the context of stabilization and protection of national interests are being actualized. The importance of this component is emphasized by the fact that the development and maintenance of other spheres - social, moral and spiritual, political, etc. depends on the level of ensuring economic security. In this regard, ensuring economic security is one of the main activities of the state. Also, the leading threat to economic security is the large-scale criminalization of the economy, where the shadow sector, the corruption component, the deformation of the budgetary sphere and other negative processes significantly harm the country's security in the socio-economic plane. The components of economic security, indicators and the place of economic security in the national security system of the Russian Federation are analyzed. It is emphasized that the criminalization of the economic sphere has a destructive effect on the security of the state and the welfare of society.
Keywords
national security, economic security, economy, national economy, sanctions, mechanism of economic security, levels, indicators of economic security, criminalization of the economy, corruption, shadow economy, social stratification
For citation
Vorobyova, S.V. (2023). Economic security of the Russian Federation in the light of criminalization of economic relations. Aktual 'nye problemy gosudarstva i prava = Current Issues of the State and Law, vol. 7, no. 2, pp. 249-262 (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.20310/2587-9340-2023-7-2-249-262
Введение. Постановка проблемы
Экономика является базовым плацдармом функционирования общества и государства, от уровня развития и безопасности экономического сектора зависит как внутреннее состояние государства (финансовая стабильность, уровень безработицы, развитие бизнеса, качество жизни населения и т. д.), так и положение государства на международной арене.
Обеспечение экономической безопасности является доминирующим направлением государственной политики в настоящее время. Государство использует все возможные способы и механизмы в кон-
тексте обеспечения эффективности функционирования и развития экономической сферы: выработка соответствующей государственной политики, использование новых цифровых и информационных технологий, перераспределение ресурсов на актуальные сферы развития, поддержание сферы малого и среднего бизнеса, политика импортозамещения и т. д.
Тем не менее, количественный показатель угроз экономике страны в настоящее время увеличился. Государство в последние годы ощущает негативное воздействие на все сферы общественных отношений в лице внешних и внутренних угроз.
Ежегодно возрастает криминализация экономического сектора, поэтому государство в лице руководящих органов должно кардинальным образом пересмотреть и доработать стратегические меры и программы по основным направлениям обеспечения экономической безопасности, такие как стратегия борьбы с криминальной экономикой, экономическая и социальная политика, политика против коррупции. Необходимо определить дальнейшие действия по борьбе с экономической преступностью и ее профилактике.
Целью данного исследования является приращение знания в вопросах понятия и обеспечения экономической безопасности, определения влияния криминализации экономики на снижение уровня национальной безопасности.
Результаты исследования
Анализ категории экономической безопасности государства, как одной из основных составляющих национальной безопасности государства, необходимо производить исходя из сущностно-содержательного понятия этого феномена.
Понятие «экономической безопасности», как и понятие «национальной безопасности» возникло относительно недавно - в 90-е гг. XX века. Стоит подчеркнуть, что в советский период, при наличии планово-распорядительной экономики и огромного запаса материального и рабочего ресурса, вопросы обеспечения экономической и национальной безопасности так остро не стояли, как сейчас [1, с. 49].
Реалии нынешнего времени показали, что первоочередные интересы стран Запада и США направлены на подрыв экономических устоев России, что вылилось в крупномасштабные санкции, энергетический шантаж, морское эмбарго, повышение цен на комплектующие, подрыв Северного потока, отказ от сотрудничества в сфере инвестиций и иные разрушительные меры дестабилизации экономической сферы.
В таких условиях приоритет экономической безопасности над другими видами безопасности в контексте обеспечения национальной безопасности очевиден [2, с. 8]. Поэтому обеспечение экономической безопасности и суверенитета государства в на-
стоящее время является одним из ведущих направлений российской государственной политики [3, с. 49].
Современные международные процессы и течения используют экономику как геополитический инструмент, механизм давления на государства. В настоящее время можно наблюдать активную санкционную политику не только в отношении России, но и, например, Ирана, для «дестабилизации» и сокращения экономического потенциала.
Стоит отметить, что экономическая безопасность - сложное и многоаспектное явление, в связи с чем в научных кругах и у практиков мы можем встретить большое количество авторских трактовок данного понятия [4, с. 28].
Так, часть ученых стремятся раскрыть понятие экономической безопасности через систему ценностей и интересов, которые данный вид безопасности «раскрывает» и обеспечивает. В.И. Лукашин обосновывает следующее определение экономической безопасности: «развитая и динамичная система защиты экономических интересов России» [5, с. 67]. В качестве объектов защиты экономической безопасности рассматриваются следующие элементы:
- экономика государства в целом (народное хозяйство);
- экономика отдельных субъектов РФ (региональное хозяйство);
- экономика отдельных отраслей (отраслевое хозяйство);
- экономика отдельных юридических и физических лиц.
Представляет интерес и рассмотрение понятия экономическая безопасность с точки зрения конкурентоспособности экономики.
В.И. Орехов дает следующее определение экономической безопасности: «такое состояние экономики и производственных сил, при котором реализуется высокий уровень самостоятельного социально-экономического обеспечения интересов общества и государства, в том числе с учетом необходимого уровня конкурентоспособности в рамках коммуникации в системе международного экономического хозяйства» [6, с. 15]. Да, представленное определение также можно рассматривать как «имеющее право на су-
ществование», но акцентирование конкурентоспособности экономики как основного показателя выступает не совсем логичным и правильным.
Отметим, что конкурентоспособность -это самостоятельный фактор, а скорее производный показатель стабильности и развитости экономики. Даже с низким уровнем конкурентоспособности государственная (национальная) экономика способна обеспечить внутренний необходимый спрос и реализовать базовые экономические интересы общества и государства.
Следующее понимание экономической безопасности раскрывается через уровень защищенности экономики в целом. В.Ш. Ураз-галиев склоняется к данному понятию в таком аспекте: «экономическая безопасность представляет собой состояние защищенности экономических коммуникаций и экономического развития (прогрессии) в контексте реализации национальных интересов обществ и государства, а также повышение обороноспособности страны от внешних и внутренних посягательств» [7, с. 45].
Данное определение в наибольшей степени приближено к легальной трактовке, которая закреплена в Стратегии экономической безопасности.
Заметим, что легальная трактовка понятия экономическая безопасность предусмотрена Указом Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». Статья 7 данной Стратегии содержит следующее определение: «экономическая безопасность - состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации»1.
Данный документ в целом регламентирует основные вопросы обеспечения экономической безопасности в России. Однако у данного стратегического документа есть и
1 О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 20. Ст. 2902.
один недостаток в целом: Стратегия была принята в 2017 г. и до 2023 г. ее положения на законодательном уровне не изменялись, а в реальной жизни за данные 5 лет в экономике произошли глобальные изменения (чего стоят лишь события 2022-2023 гг.). Естественно, что данные «новшества» не отражены в стратегии, и требуется дальнейшая корректировка содержательной части документа стратегического характера.
Как отмечает Л.А. Морозова, «отечественные ученые уже давно пришли к выводу, что эпоха, когда предпринимались попытки полностью исключить влияние государства на экономику, прошла, и без государственного вмешательства экономика не может успешно развиваться. Более того, экономическим отношениям необходимо придать юридическую форму. Следовательно, задача юридической науки и практики состоит в нормативно-правовом обеспечении экономической деятельности Российского государства» [8, с. 423].
В установлении приоритетов в экономической сфере ведущая роль принадлежит Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 гг.»2
Система экономической безопасности состоит из следующих компонентов:
- концепция и стратегия защищенности государства;
- комплекс национальных интересов РФ в экономической сфере;
- внутренние и внешние угрозы, посягающие на устойчивость национальной экономики;
- финансовая стабильность;
- пороговое значение индикаторов экономической безопасности;
- организационная структура механизма обеспечения экономической безопасности;
- нормативная регламентация финансового и экономического сектора и их правовая защищенность.
2 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 20. Ст. 2817.
Среди основных элементов в управлении механизмом обеспечения экономической безопасности выделяют такие, как: финансовая составляющая; интеллектуальная составляющая; кадровое обслуживание; технологическая составляющая; нормативно-правовой компонент; информационный-коммуникационный компонент; хозяйственно-рыночный компонент [9, с. 35].
Обеспечение и реализация данных компонентов и выражается в деятельности по управлению системой обеспечения экономической безопасности. Особое место в контексте обеспечения экономической безопасности и управления данными процессами уделяется анализу современного состояния экономики в условиях санкций, новых экономических трендов, геополитической напряженности и т. д.
В контексте обеспечения экономической безопасности большое внимание уделяется инструментариям, способам и методам обеспечения данной сферы: актуализируется законодательство, используются инновационные механизмы, технологии и научные достижения, развиваются основные показатели экономической деятельности и т. д.
Бесспорно, первоочередными мерами в сфере обеспечения экономической безопасности должны стать создание и внедрение ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий в каждой отрасли, создание максимально благоприятных условий для производства конкурентоспособной продукции и выпуска новых товаров при создании экспериментальных линий, опытных образцов и т. д.
На государственном уровне, в том числе и на законодательном, обеспечить поддержку наиболее уязвимых отраслей, где имеет место большая доля импорта по программному обеспечению, комплектующим и иным компонентам.
Однако в рамках обеспечения экономической безопасности отдельное место уделяется уровням данного обеспечения. Как отмечается, экономическая безопасность - это огромный пласт, который тесным образом «переплетен» и с другими областями безопасности. При этом в условиях большого государства обеспечение сталкивается и с территориальными проблемами. В связи с этим
разработка и обеспечение экономической безопасности на каждом уровне данной системы выступает актуальным для государства.
В рамках «классической модели» уровни экономической безопасности можно разделить на международный уровень, национальный уровень, локальный уровень, частный уровень [10, с. 27].
При этом, как отмечают многие представители научных кругов, данная трактовка и выделение именно таких уровней может не соответствовать условиям эффективного обеспечения экономической безопасности, так как в полном объеме не учитывает «уровневых критериев». Основываясь на данной позиции, ученые и специалисты стремятся предложить и обосновать свое деление обеспечения экономической безопасности по определенным уровням.
Экономическая безопасность на практике выражается в обеспечении объекта данной деятельности (в качестве которого может выступать конкретная сфера экономических отношений, федеральные процессы или предприятия, региональные и муниципальные предприятия, локальные единицы экономической деятельности - фермер, предприниматель и т. д.) необходимыми ресурсами в контексте обеспечения экономической деятельности (например, материальные ресурсы, рабочая сила, технологии и инновации, информация и т. д.) с целью достижения нормальных условий социально-экономического существования и развития.
В.Л. Васильев выделяет следующие три основных уровня обеспечения экономической безопасности:
1 уровень - субъекты экономической деятельности (в рамках данного понятия автор раскрывает работающие (производящие) предприятия). В рамках примера обеспечения экономической безопасности на данном уровне можно рассматривать план развития отдельно взятого предприятия, оперативное внесение изменений (изменение политики) данного предприятия в связи с изменившимися экономическими условиями и т. д. Критериями оценки состояния экономической безопасности на данном уровне могут выступить объемы производства, наличия и объем заимствованных средств (как кредитных, так и инвестиционных), количество
клиентов (клиентская база), развитие уровней масштабирования. Одним из наиболее важных критериев выступают показатели финансов данного предприятия - расходы, доходы, чистая прибыль.
Стоит подчеркнуть, что на уровне субъектов экономической деятельности большое внимание уделяется и оценке конкуренции: с одной стороны, данный критерий рассматривается как положительный (так как «стимулирует» развитие производств и освоение рынка), а с другой стороны, его можно рассматривать как угрозу экономической безопасности субъекта (многие фирмы, организации и предприятия прекращали свою экономическую деятельность как раз из-за того, что не смогли «выдержать» конкуренцию).
2 уровень - уровень регионов или отраслей. В рамках примера обеспечения экономической безопасности на данном уровне можно рассматривать стратегии и планы развития (обеспечения) экономического развития региона, стимулирование развития региональных производств за счет не только федеральных, но и региональных средств и т. д. Критериями оценки состояния экономической безопасности на региональном (отраслевом) уровнях может служить: уровень региона в экономической деятельности страны (в том числе и по отраслевым показателям), территория региона, наличие ресурсов и коэффициенты их использования, финансовая, ресурсная обеспеченность региона, показатели развития экономической сферы региона и т. д.
Большое значение в рамках оценки экономической безопасности уделяется вопросам обеспеченности населения региона: уровень заработных плат, наличие и «доступность» работы, уровень безработицы. Доходит до оценки «уровня счастья населения» и уровня удовлетворенности своей жизнью.
3 уровень - уровень страны (в некоторой степени данный уровень можно рассмотреть как уровень федеральных округов в составе Российской Федерации). В рамках примера обеспечения экономической безопасности на данном уровне можно рассматривать федеральные стратегические документы развития экономической сферы. Среди показателей обеспечения экономической безопасности на государственном уровне
имеет место использовать: общеэкономические показатели государства, внутренний валовый продукт (ВВП), наличие и развитие наукоемких производств, показатели экспорта и импорта продукции и т. д. [11, с. 273].
В рамках данного уровня активно используются и анализируются отраслевые показатели (значения), такие как: финансовые; продовольственный; производственный; ресурсный; энергетический; инвестиционный и др.
Можно отметить, что уровни обеспечения экономической безопасности подразделяются в зависимости от масштабов экономической деятельности и оцениваются (характеризуются) социально-экономическими индикаторами. При этом, реализуя анализ обеспечения экономической безопасности на каком-либо уровне, необходимо подходить к данному вопросу комплексно, то есть учитывать все возможные показатели экономической деятельности, «не пренебрегать» уровнем субъектов экономической деятельности и уровнем регионов [12, с. 45].
Важное место в контексте данной деятельности занимают процессы, связанные с формированием и поддержкой системы управления экономической безопасности. Использование актуальных технологий и современных инструментов управления является наиболее действенным для функционирования национальной экономики.
Оценивая состояние экономической безопасности, особое внимание уделяют следующим показателям: темпы роста ВВП; уровень и качество жизни населения; темпы инфляции и уровень безработицы; имущественное расслоение общества; расходы на НИОКР; конкурентоспособность; зависимость от импорта; транспарентность экономики и др. [13, с. 576].
Вышеуказанные показатели позволяют в той или иной степени отразить реальную картину состояния национальной экономики, выявить возможные «проблемные аспекты», спрогнозировать угрозы и их последствия и т. д.
С учетом современных международных процессов и явлений также необходимо оценить возможные угрозы и «сложности» обеспечения экономической безопасности. Обновленная Стратегия экономической бе-
зопасности РФ до 2030 г. из указанных внутренних угроз значительное место уделяет преступности, коррупции и теневой экономике3. Сегодня особенно важно исследовать и анализировать данные негативные явления с целью дальнейшей профилактики и противодействия.
Так, главными стратегическими рисками и угрозами национальной безопасности РФ в экономической сфере на долгосрочную перспективу являются:
1) снижение уровня и потенциалов экспорта сырья и ресурсов российского происхождения;
2) увеличение зависимости национальной экономики от продукции и поставок иностранных экономических субъектов (особенно в стратегических значимых отраслях);
3) потеря национального контроля над ресурсной экономической базой;
4) ухудшение уровня и состояния технологической базы национальных субъектов экономики;
5) неравномерное и непрогнозируемое экономическое развитие субъектов РФ;
6) низкий уровень защищенности и возможности адаптации к современным условиям национальной финансовой системы;
7) высокий уровень экономической преступности (особенно коррупционного характера) и тенденции к активной криминализации экономической сферы;
8) недостаточный уровень законодательного сопровождения государственного регулирования российской экономики;
9) снижение темпов экономического роста, появление дефицита торгового и платежного баланса, сокращение доходных статей бюджета, которые могут привести к замедлению перехода к инновационному развитию, последующему накоплению социальных проблем в стране;
10) прямое негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности в экономической сфере могут оказать дефицит топливно-энергетических, водных и биологических ресурсов, принятие дискримина-
3
О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 2.07.2021 № 400 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 27 (часть II). Ст. 5351.
ционных мер и усиление недобросовестной конкуренции в отношении России, а также кризисные явления в мировой финансово-банковской системе;
11) сосредоточение основных усилий на развитии науки, технологий и образования, совершенствовании национальных инвестиционных и финансовых институтов в интересах достижения необходимого уровня безопасности в военной, оборонно-промышленной и международной сферах и иные.
Следует отметить, что внутренние угрозы не менее опасны для стабильного функционирования российской экономики. Они заключены не только в несовершенстве законодательной регламентации экономического сектора, монопольном положении и недобросовестной конкуренции субъектов экономических отношений и слабой правовой дисциплине, но и в не менее серьезных аспектах, обусловливающих криминализацию экономических отношений и коррупцию в сфере управления экономикой.
Криминализацию экономики можно сравнить с наиболее острыми социальными проблемами, которые особенно негативно отражаются на развитии общества. Статистические данные об уровне экономической преступности в РФ свидетельствуют о том, что данная угроза препятствует экономическому развитию государства. В научной литературе используется разнообразный понятийный аппарат, характеризующий криминальный экономический сектор: «нелегальный», «подпольный», «криминальный», «теневой», «скрытый» и т. п.
Данная проблема является особенно значимой в современный период, когда получили распространения посягательства на экономическую безопасность государства.
Теневая экономика плотно взаимосвязана с легальным оборотом экономической сферы. При этом она также использует и оперирует основными легальными экономическими процессами: государственные услуги, движение активов, рабочая сила, заработная плата и т. д. Главной целью представителей теневой экономики является уход из-под государственного (в первую очередь налогового) контроля в рамках получения большей прибыли (сверхприбылей). Это обусловлено тем, что «предприниматель»
экономит на налогах, соблюдении и обеспечении необходимых условий и требований производства, качестве продукции и услуг, соответствующим пенсионным и медицинским взносам работников и т. д. [14, с. 128].
Борьба с «подпольной экономикой» -это не новый вектор государственной деятельности. Рыночные механизмы хозяйствования в экономике не снижают объема теневого сектора, оценка масштаба всех неофициальных процессов экономической деятельности является актуальным направлением исследования. Данное положение определено несколькими факторами [15, с. 77]:
1) до сих пор отсутствует универсальная методика и способы оценки теневой экономики. Так, каждое государство, оценивая уровень теневой экономики, ориентируется на собственные методики и способы, свою специфику, делая акцент на определенных видах экономической деятельности. Сравнивать показатели теневой экономики разных государств при таких условиях является нерациональным;
2) теневая экономика представляет сложное и объемно негативное явление для государства. Традиционные (существующие) методы сбора такого рода информации не позволяют объективно отразить показатели всего объема теневой экономики и раскрыть специфику данной деятельности, реакцию на разнообразные государственные внедрения в рамках борьбы с теневой экономикой.
В современных условиях можно выделить следующие виды теневой экономики.
1. «Доходы в бюджет» (неофициальная экономика). Данный вид базируется на коррупции. Он взаимосвязан с подкупом государственных служащих, должностных лиц и иных представителей надзорных и контролирующих органов в рамках получения привилегий в бизнесе или скрытия определенного объема доходов от контроля. Предприниматели в данных случаях исходят из соображений меньших издержек: пролонгировать свои интересы путем дачи взятки, размер которой меньше, чем предстоящий «государственный гнет» (налоги и иные отчисления в пользу государства, муниципалитета).
2. «Вторая экономика» (нерегистри-руемая экономика). Данный вид представля-
ет собой неофициальную (запрещенную) экономическую деятельность, которая осуществляется законным (реальным) экономическим субъектом в рамках реальной его экономической деятельности. Однако часть финансового оборота, а также товарооборота не отражается в контрольно-статистической документации, то есть скрывается от налогообложения. Полученные данным путем материальные выгоды распределяются между участниками подобных сговоров (как правило, это руководители).
3. «Черный бизнес» (нелегальная экономика). Данный вид связан с деяниями, запрещенными уголовным законодательством РФ, с одной из самых тяжелых и сложных форм преступности - организованной преступности и представляет собой угрозу не только для экономической сферы, но и для общественной и государственной безопасности. В данном случае речь идет о незаконном преступном бизнесе, который никаким образом не может быть легализован: изготовление и распространение наркотиков, оружия, поддельных табачных и спиртных напитков, организация и склонение к проституции и т. д. [16, с. 117].
4. «Серая экономика» (недекларируе-мая экономика). Данный вид является относительно безопасным, так как правомерная экономическая деятельность осуществляется, но без образования соответствующих юридических лиц, то есть субъекты экономической деятельности не зарегистрированы официально. Так, они избегают расходов, связанных с налогами и другими денежными отчислениями в пользу государства. Распространенными субъектами данного вида, как правило, являются представители малого бизнеса с небольшими оборотами.
Расширение теневого сектора экономики является весьма актуальной и опасной угрозой для экономической безопасности государства. Она связана с множеством негативных последствий, которые напрямую отражаются на обществе и государстве: качество и уровень жизни, социальное обеспечение, государственная поддержка, наличие и разнообразие рабочих мест и т. д. [17, с. 525].
Высокий уровень теневого сектора экономики напрямую влияет и на национальную безопасность государства в целом. Во-
первых, это международный авторитет и статус - государство с высоким уровнем теневой экономики не может рассматриваться международными экономическими субъектами как надежный и перспективный партнер для долгосрочного сотрудничества, так как оно не может справиться и наладить эффективную систему экономического контроля и учета внутри государства для выявления и противодействия теневому сектору экономики. Отсюда вытекает следующая угроза - это низкая привлекательность национальной экономики для иностранных инвесторов. Для быстрого и полномасштабного развития отдельных отраслей экономики (как, например, стратегически важных производств) необходимы большие денежные вливания, которые внутренними силами государство обеспечить не может, в связи с этим и возникает потребность и борьба за свободные активы внешних субъектов экономической деятельности. Теневая экономика снижает уровень инвестиционной привлекательности государства [17, с. 525].
При расширении теневой экономики снижается объем и масштаб легального сектора, то есть сокращаются налоговые вливания в бюджет государства, налоги являются основной статей дохода бюджета РФ. В связи с этим можно говорить о сокращении бюджета и сокращении финансирования основных сфер государственной деятельности (политики). В первую очередь снижается финансирование социальной сферы (обеспечение бюджетников, обслуживание инфраструктур и т. д.). Однако при таких темпах расширения экономики, «корректировки» бюджета могут добраться и до основополагающих для обеспечения безопасности направлений - финансирование оборонных комплексов, силовых структур и т. д. А это напрямую связано с понижением уровня и качества деятельности по обеспечению национальной безопасности. В современных условиях напряженных международных отношений и ситуаций Россия не может себе позволить данные понижения.
Помимо вышеперечисленного, расширение теневого сектора экономики связано со стимулированием, увеличением и расширением следующих негативных процессов:
- снижение роста внутреннего валового продукта (ВВП) на душу населения, что в целом отражает низкий уровень развития национальной экономики;
- развитие и увеличение экономических преступлений, где одна из самых значительных ролей отдается коррупционной деятельности;
- рост инфляции и нарушение платеж-но-финансовых потоков;
- рост безработицы, ухудшение уровня, условий и оплаты труда;
- увеличение опасных последствий для экологии государства, так как представители теневого бизнеса не соблюдают правил охраны и содержания окружающей среды (это относительно к незаконным лесозаготовкам, браконьерству и т. д.).
Для более углубленного ознакомления с проблемой теневой экономики необходимо рассматривать ее не только с точки зрения понятийного аппарата, исторического развития, видовых разнообразий, реальных и потенциальных угроз, но и разобраться в причинах появления и расширения неофициальной сферы экономической деятельности [18, с. 112].
Все предпосылки появления и развития теневого сектора экономики можно разделить на три большие группы:
1 группа - экономические предпосылки. Сюда можно отнести несовершенство института приватизации, отсутствие государственной поддержки для некоторых сфер экономики, наличие формальных монополистов (которые диктуют цены и условия рынку), высокий налоговый «гнет» и др.;
2 группа - правовые предпосылки. Сюда можно отнести несовершенство правовой базы в рамках регулирования экономической деятельности, отставание законодательства от современных технологий и научных экономических достижений (как правило, технологические новшества сначала приобретают статус запрещенных, что тормозит внедрения и развитие новых направлений экономики, связанных с данными достижениями), сложное и неоднозначное таможенное и налоговое законодательство и т. д.;
3 группа - социальные предпосылки. Сюда можно отнести: низкий уровень каче-
ства жизни, высокий уровень безработицы, снижение уровня обеспечения условий труда и т. д. [19, с. 107].
Таким образом, можно сказать, что предпосылками развития теневой экономики выступают довольно большое количество негативных факторов в различных сферах жизнедеятельности общества: социальной, правовой, экономической.
Если сравнивать данный объем предпосылок с реальной ситуацией в России, то процесс развития теневого сектора экономики выступает закономерным, так как все необходимые (негативные) условия для эффективного развития данной области экономики созданы.
Обыденное понимание теневого сектора экономики связано с серыми зарплатами и неофициальными работами (подработками). Согласно официальным социологическим опросам, около 30 % трудоспособного населения РФ имеют неофициальную вторую работу (или подработку), а по последним данным около 2/3 опрошенных заявили о желании иметь вторую неофициальную работу или подработку, то есть данный показатель в скором времени возрастет4. В связи с этим можно констатировать факт «идеальных» условий для дальнейшего развития теневого сектора экономики в нашем государстве.
Отметим, что расширение сектора теневой экономики способствует:
- снижению поступления налогов в бюджет, как следствие, государственное воздействие со стороны финансов значительно ослабевает;
- падению уровня рыночной конкурентоспособности;
- неэффективности использования бюджетных средств;
- росту коррупционных проявлений, в том числе в правоохранительной сфере;
- социальному расслоению;
- дискредитации правового механизма в регламентации общественных отношений, и как следствие росту социальной напряженности;
- дискредитации государства в международных отношениях и др.
4 ВЦИОМ. URL: https://tass.ru/obschestvo/6333815
Таким образом, теневая экономика является одной из наиболее актуальных факторов, повышающих уровень экономических преступлений в РФ. Она представляет собой финансовую деятельность субъектов экономики, которая ведется на территории определенного государства без соответствующего государственного учета, в связи с чем данная деятельность неподконтрольна государственным органам и наносит колоссальный вред экономике государства, благосостоянию населения.
В настоящее время необходимо принятие следующих мер уменьшения «теневого сектора экономики»: пересмотр налоговой политики государства; ужесточение наказания, в том числе и безоговорочное обращение в пользу государства во всех случаях выявления скрытых денежных средств, ухода от налогов и т. д.; социальная ретрансляция негативных влияний теневой экономики; сдерживание от ухода «в тень», а также стимулирование «выхода из теневого сектора» путем снятия соответствующей ответственности и разъяснения и обеспечения нормального легального функционирования в рамках российской экономики. Расследование преступности значительно осложняется за счет указанных негативных факторов в экономической сфере.
В современном российском обществе еще не ликвидирован такой общегосударственный негативный фактор, как криминализация экономики. На первоочередной повестке перед государством стоят вопросы по незамедлительному принятию решений в целях обеспечения национальной безопасности посредством минимизации таких угроз, как нелегальная, теневая экономика, коррупция, которая тесно переплетается с организованной преступностью и др.
Коррупционные проявления снижают темпы экономического роста, нивелируют потенциал институтов гражданского общества, нарушают комплекс прав и свобод граждан, формируют правовой нигилизм и т. п. Преступные структуры стремятся лоббировать свои интересы на правительственном уровне, воздействуя на банковскую сферу, некоммерческие организации, налоговую сферу и иные сектора экономики [20, с. 206].
Анализ рыночных отношений, экономики России дает право понять, что национальная экономика в положении, в котором она находится, не может выйти из состояния криминализации без оптимизации и формирования новых механизмов в экономической сфере.
Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. «О стратегии финансовой защищенности в промежуток вплоть до 2030 года» относит к основным призывам и угрозам экономической безопасности высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере5.
Воздействуя негативным образом на российскую экономику, коррупция:
- задерживает экономический рост из-за бюджетного дефицита;
- падает уровень рыночной конкурентоспособности субъектов экономической сферы;
- низкая эффективность воплощения социальных проектов из-за хищения денежных средств;
- малый и средний бизнес уходит с рынка из-за неконкурентоспособности с крупными фирмами;
- в экономический сектор из-за нестабильности механизма его функционирования сложнее привлечь инвестиции;
- с дифференциацией прибыли населения происходит снижение общего уровня жизни.
«Коррупция побуждает подобные негативные исходы для Российской Федерации, как:
- объективная угроза экономической безопасности в абсолютно всех ее формах и проявлениях;
- затруднение свершения стоящих перед ней стратегических задач;
- огласка присутствия коррупции в верховных эшелонах власти ведет к подрыву доверия и ставит под подозрение и законность;
- увеличение материального неравенства и бедность большой части населения;
5 О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208 // Вестник науки и образования. 2019. Ч. 3. № 9 (63).
- увеличение теневой экономики;
- увеличение общественной напряженности, что надрывает и обессиливает государственную экономику и угрожает общественно-политической стабильности в стране;
- усугубление инвестиционного климата, вследствие чего индивидуальному бизнесу не остается ничего иного, кроме как стремиться к получению быстрой прибыли (зачастую - сверхприбыли) в неожиданных обстоятельствах, а требования с целью долгосрочного инвестирования отсутствуют;
- неисполнение конкурентоспособных элементов рынка;
- утрата обществом значительной части интеллектуального потенциала согласно фактору присутствия коррупции в образовательной сфере;
- снижение престижа страны в международном уровне, повышение опасности ее экономической и общественно-политической изоляции и иные негативные последствия» [21, с. 52].
Заключение
Подводя итог, мы можем сказать, что в современных условиях экономика - одна из наиболее важных и фундаментальных составляющих жизнедеятельности общества и государства. От уровня экономического развития зависит не только уровень качества и обеспеченности граждан внутри государства, но и положение государства на международной арене в призме его роли в мировом экономическом хозяйстве. Экономическую безопасность можно рассматривать как некоторый «материальный плацдарм» обеспечения национальной безопасности, так как именно от уровня обеспечения данного вида безопасности зависит состояние остального видового разнообразия: социальной безопасности, политической безопасности, культурно-нравственной безопасности, информационной безопасности, оборонной безопасности и т. д. В связи с этим вопросы экономической безопасности имеют приоритетное значение.
В рамках рассмотренных явлений следует отметить, что сущность понятия экономической безопасности нельзя рассматривать без такой составляющей, как криминализация общества и властных структур.
Именно данные показатели помогут сформировать и эффективно реализовать приоритетные направления и стратегический вектор в решении национальных проблем в сфере экономической безопасности.
Стратегия национальной безопасности в качестве важнейших угроз экономическому сектору государства относит теневую экономику, организованную преступность, коррупцию, все иные формы противоправной деятельности, создающие благоприятные условия для криминализации хозяйственно-
финансовой деятельности субъектов экономических отношений.
Процессам криминализации, базирующимся на механизмах, аналогичных официальным экономическим правоотношениям, необходимо противопоставить прочный заслон как со стороны законотворчества, так и со стороны эффективной скоординированной работы специальных правоприменительных органов в сфере борьбы с экономической преступностью и защиты экономических интересов Российской Федерации.
Список источников
1. Малюгина Т.В. Формирование системы управления экономической безопасностью предприятия // Молодой ученый. 2020. № 35 (325). С. 49-54. https://elibrary.ru/irgpzc
2. Васильева С.П. Экономическая безопасность: определения и сущность // Журнал прикладных исследований. 2020. № 3. С. 6-13. https://doi.org/10.47576/2712-7516_2020_3_6, https://elibrary.ru/umuydn
3. Воробьева С.В. К вопросу об укреплении суверенности российской государственности // Актуальные проблемы государства и права. 2017. Т. 1. № 3/4. С. 48-57. https://elibrary.ru/yohrmc
4. Табаков А.В. Содействие внешнеэкономической деятельности и обеспечение экономической безопасности России: в поисках баланса частных и публичных интересов // Вестник Российской таможенной академии. 2013. № 4. С. 25-34. https://elibrary.ru/robklv
5. Лукашин В.И. Экономическая безопасность. М.: Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики, 1999. 134 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000626155
6. Орехов В.И. Экономическая безопасность современной России в условиях кризиса. М.: ИНФРА-М,
2014. 105 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006747012
7. Уразгалиев В.Ш. Экономическая безопасность. М.: Юрайт, 2019. 675 с. https://elibrary.ru/rboeep
8. Морозова Л.А. Правовые приоритеты в экономической политике современной России // Актуальные проблемы государства и права. 2019. Т. 3. № 12. С. 423-431. https://doi.org/10.20310/2587-9340-2019-3-12-421-431, https://elibrary.ru/ndnqus
9. Колобаев А.В. Формирование системы обеспечения экономической безопасности предприятия // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2017. № 4. С. 35-41. https://elibrary.ru/zwjjrh
10. Крутиков В.К., Дорожкина Т.В., Костина О.И., Якунина М.В. Экономическая безопасность. Калуга: Изд-во «Эйдос», 2017. 196 с. https://elibrary.ru/tpipij
11. Васильев В.Л. Уровни экономической безопасности: анализ методических подходов // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17. № 18. С. 273-279. https://elibrary.ru/sxyhxt
12. Криворотов В.В. Экономическая безопасность государства и регионов. М.: Юнити-Дана, 2012. 350 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006530351
13. Золаев Э.А. Экономическая безопасность государства: понятие и угрозы цифровизации // Экономическая безопасность. 2022. № 2. Т. 5. С. 571-582. https://doi.org/10.18334/ecsec.5.2.114826, https://elibrary.ru/onalca
14. Ечмаков С.М. Теневая экономика: Анализ и моделирование. М.: Финансы и статистика, 2004. 405 с. https://elibrary.ru/qqilgh
15. Мациевский Н.С. Теневая Россия: истоки, сущность, причины, последствия. Томск: Красное знамя,
2015. 533 с. URL: https://www.chitalnya.ru/work/1656292/ (дата обращения: 20.12.2022)
16. Черемных О.А. Экономические преступления в Российской Федерации как угроза ее экономической безопасности // Экономика и предпринимательство. 2019. № 11 (112). С. 117-122. https://elibra-ry.ru/jhvvhn
17. Дадалко В.А., Тюкина У.Е. Влияние теневого сектора экономики на национальную безопасность России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2019. Т. 15. № 3 (372). С. 521-532. https://doi.org/10.24891/ni.15.3.521, https://elibrary.ru/yzinsx
18. Кузнецова Е.И. Экономическая безопасность и конкурентоспособность. Формирование экономической стратегии государства. М.: Юнити-Дана, 2020. 240 с. https://elibrary.ru/rbcbsp
19. Ечмаков С.М. Теневая экономика: Анализ и моделирование. М.: Финансы и статистика, 2004. 405 с. https://elibrary.ru/qqilgh
20. Воробьева С.В., Волков И.А. Некоторые проблемы квалификации преступлений, связанных со злоупотреблением и превышением должностных полномочий // Актуальные проблемы государства и права. 2020. Т. 4. № 14. С. 206-209. https://doi.org/10.20310/2587-9340-2020-4-14-206-215, https ://elibrary.ru/sdrbzi
21. Фрунзеева А.Н., Фрунзеева Ж.Н. Коррупция как угроза экономической безопасности // Вестник науки и образования. 2019. № 9-4 (63). С. 52-55. https://elibrary.ru/zpvhsp
References
1. Malyugina T.V. (2020). Formirovanie sistemy upravleniya ekonomicheskoi bezopasnost'yu predpriyatiya [Formation of an enterprise economic security management system]. Molodoi uchenyi [Young Scientist], no. 35 (325), pp. 49-54. (In Russ.) https://elibrary.ru/irgpzc
2. Vasileva S.P. (2020). Economic security: definitions and essence. Zhurnalprikladnykh issledovanii = Journal of Applied Research, no. 3, pp. 6-13. (In Russ.) https://doi.org/10.47576/2712-7516_2020_3_6, https://elibrary.ru/umuydn
3. Vorobeva S.V. (2017). The issue of strengthening of the sovereignty of Russian statehood. Aktual'nye prob-lemy gosudarstva i prava = Current Issues of the State and Law, vol. 1, no. 3-4, pp. 48-57. (In Russ.) https://elibrary.ru/yohrmc
4. Tabakov A.V. (2021). International trade facilitation and ensuring Russia's economic security blanket: searching a balance of public and private interests. Vestnik Rossiiskoi tamozhennoi akademii = Vestnic of Russian Customs Academy, no. 4, pp. 25-34. (In Russ.) https://elibrary.ru/robklv
5. Lukashin V.I. (1999). Ekonomicheskaya bezopasnost' [Economic Security]. Moscow, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics Publ., 134 p. (In Russ.) Available at: https://search.rsl.ru/ru/record/01000626155
6. Orekhov V.I. (2014). Ekonomicheskaya bezopasnost' sovremennoi Rossii v usloviyakh krizisa [Economic Security of Modern Russia in a Crisis]. Moscow, INFRA-M Publ., 105 p. (In Russ.) Available at: https://search.rsl.ru/ru/record/01006747012
7. Urazgaliev V.Sh. (2019). Ekonomicheskaya bezopasnost' [Economic Security]. Moscow, Yurait Publ., 675 p. (In Russ.) https://elibrary.ru/rboeep
8. Morozova L.A. (2019). Legal priorities in the economic policy of modern Russia. Aktual'nye problemy gosudarstva i prava = Current Issues of the State and Law, vol. 3, no. 12, pp. 423-431. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-9340-2019-3-12-421-431, https://elibrary.ru/ndnqus
9. Kolobaev A.V. (2017). Formation of the system of ensuring economic safety of enterprises. Mezhdunarod-nyi zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh nauk = International Journal of Humanities and Natural Sciences, no. 4, pp. 35-41. (In Russ.) https://elibrary.ru/zwjjrh
10. Krutikov V.K., Dorozhkina T.V., Kostina O.I., Yakunina M.V. (2017). Ekonomicheskaya bezopasnost' [Economic Security]. Kaluga, Eidos Publ., 196 p. (In Russ.) https://elibrary.ru/tpipij
11. Vasilev V.L. (2014). Urovni ekonomicheskoi bezopasnosti: analiz metodicheskikh podkhodov [Levels of economic security: analysis of methodical approaches]. VestnikKazanskogo tekhnologicheskogo universite-ta [Bulletin of Kazan Technological University], vol. 17, no. 18, pp. 273-279. (In Russ.) https://elibrary.ru/sxyhxt
12. Krivorotov V.V. (2012). Ekonomicheskaya bezopasnost'gosudarstva i regionov [Economic Security of the State and Regions]. Moscow, Unity-Dana Publ., 350 p. (In Russ.) Available at: https://search.rsl.ru/ru/record/01006530351
13. Zolaev E.A. (2022). Economic security of the state: concept and threats of digitalization. Ekonomicheskaya bezopasnost' = Economic Security, no. 2, vol. 5, pp. 571-582. (In Russ.) https://doi.org/10.18334/ecsec.5.2.114826, https://elibrary.ru/onalca
14. Echmakov S.M. (2004). Tenevaya ekonomika: Analiz i modelirovanie [Shadow Economy: Analysis and Modeling]. Moscow, Finance and Statistics Publ., 405 p. (In Russ.) https://elibrary.ru/qqilgh
15. Matsievskii N.S. (2015). Tenevaya Rossiya: istoki, sushchnost', prichiny, posledstviya [Shadow Russia: Origins, Essence, Causes, Consequences]. Tomsk, Red Banner Publ., 533 p. (In Russ.) Available at: https://www.chitalnya.ru/work/1656292/ (accessed: 20.12.2022)
16. Cheremnykh O.A. (2019). Economic crimes in the Russian federation as a threat to its economic security. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Journal of Economy and Entrepreneurship, no. 11 (112), pp. 117-122. (In Russ.) https://elibrary.ru/jhvvhn
17. Dadalko V.A., Tyukina U.E. (2019). The impact of the informal sector of the economy on the national security of Russia. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, vol. 15, no. 3 (372), pp. 521-532. (In Russ.) https://doi.org/10.24891/ni.15.3.521, https://elibrary.ru/yzinsx
18. Kuznetsova E.I. (2020). Ekonomicheskaya bezopasnost' i konkurentosposobnost'. Formirovanie ekonomi-cheskoi strategii gosudarstva [Economic Security and Competitiveness. Formation of the Economic Strategy of the State]. Moscow, Unity-Dana Publ., 240 p. (In Russ.) https://elibrary.ru/rbcbsp
19. Echmakov S.M. (2004). Tenevaya ekonomika: Analiz i modelirovanie [Shadow Economy: Analysis and Modeling]. Moscow, Finance and Statistics Publ., 405 p. (In Russ.) https://elibrary.ru/qqilgh
20. Vorobeva S.V., Volkov I.A. (2020). Certain problems of crimes qualification related to abuse and excess of authority. Aktual'nye problemy gosudarstva i prava = Current Issues of the State and Law, vol. 4, no. 14, pp. 206-215. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-9340-2020-4-14-206-215, https://elibrary.ru/sdrbzi
21. Frunzeeva A.N., Frunzeeva Zh.N. (2019). Corruption as a threat to economic security. Vestnik nauki i obra-zovaniya = Herald of Science and Education, no. 9-4 (63), pp. 52-55. (In Russ.) https://elibrary.ru/zpvhsp
Поступила в редакцию / Received 26.01.2023 Поступила после рецензирования / Revised 05.04.2023 Принята к публикации / Accepted 14.04.2023
|(сс) ® | Работа доступна по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная