Научная статья на тему 'Вопросы нормативно-правового обоснования освидетельствования на состояние опьянения'

Вопросы нормативно-правового обоснования освидетельствования на состояние опьянения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
137
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ НА СОСТОЯНИЕ ОПЬЯНЕНИЯ / ДИСЦИПЛИНАРНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ALCOHOL INTOXICATION TESTING / DISCIPLINARY AND ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фокин Cергей Альбертович

в статье рассматриваются вопросы нормативно-правового обоснования освидетельствования на состояние опьянения, анализируется законодательство, регулирующее этот процесс

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Фокин Cергей Альбертович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STANDARD AND LEGAL SUBSTANTIATION OF ALCOHOL INTOXICATION TESTING

the article deals with standard and legal substantiation of alcohol intoxication testing and the legislation regulating this issue

Текст научной работы на тему «Вопросы нормативно-правового обоснования освидетельствования на состояние опьянения»

УДК 342.97 ББК 67.401.133.12 Ф75

S.A. FOKIN*

STANDARD AND LEGAL SUBSTANTIATION OF ALCOHOL INTOXICATION TESTING

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы Annotation: the article deals with standard and legal

нормативно-правового обоснования освидетельство- substantiation of alcohol intoxication testing and the

вания на состояние опьянения, анализируется зако- legislation regulating this issue.

нодательство, регулирующее этот процесс. Keywords: alcohol intoxication testing, disciplinary

Ключевые слова: освидетельствование на состо- and administrative responsibility.

яние опьянения, дисциплинарная и административная ответственность.

Впервые термин «освидетельствование на состояние опьянения» применительно к административному праву нашел отражение в Положении о Государственной автомобильной инспекции, утвержденном Советом Министров СССР в 1978 г.1 Этот документ предоставлял инспекции право использовать СЕРГЕЙ в установленном порядке технические средства для CCDT7~QI>fIJ определения состояния опьянения водителей транс-MJiDDCr I портных средств или направлять водителей в необ-

ФОКИН* ходимых случаях на освидетельствование в медицинские учреждения (п. 7).

Об освидетельствовании на состояние опьянения упоминалось также в приказе Минздрава СССР от

4 января 1983 г. № 3 (прил. 7) «О профилактике дорожно-транспортных происшествий и совершенство-ВОПРОСЫ НОРМАТИВНО- вании системы оказания медицинской помощи пост-П РАВОВОГО радевшим при дорожно-транспортных происшествиях» и в Указе Президиума Верховного Совета СССР ОБОСНОВАНИЯ от 15 марта 1983 г. «Об административной ответ-ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ ственности за нарушения правил дорожного движения» (п. 9)2. Эти документы также предусматрива-u д ГПГТПЯНМР 'г

ли проведение освидетельствования только в отно-ОПЬЯНЕНИЯ шении водителей транспортных средств, если имелись достаточные основания полагать о нахождении их в состоянии опьянения.

В последующем освидетельствование на состояние опьянения в отношении водителей транспортных средств (судоводителей было закреплено в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях (ст. 245), а затем и в КоАП РФ (ст. 27.12). Причем оба кодекса отнесли освидетельствование к одной из мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Несмотря на широкое применение освидетельствования на состояние опьянения, в законодательстве отсутствовало четкое правовое регулирование

* Начальник оперативно-поискового бюро (ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области). E-mail: [email protected]

7s

Уг§л§вный прзцесс

Уголовный процесс

этой деятельности, а также ее методическое обеспечение И только развернувшаяся в середине 80-х годов ХХ в. государственная политика, направленная на борьбу с пьянством, вызвала необходимость в детальном регулировании порядка освидетельствования, поскольку устанавливалась дисциплинарная и административная ответственность за появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, распитие спиртных напитков на производстве, пребывание на работе в нетрезвом состоянии Наряду с этим устанавливается административная ответственность за доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения и оговариваются условия помещения в медицинский вытрезвитель лица, находящегося в средней и тяжелой степени опьянения. В результате этого 1 сентября 1988 г. МВД, Минздравом, Прокуратурой СССР принимается, можно сказать, основополагающий нормативный правовой акт - Временная инструкция медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения. Для конкретизации порядка проведения освидетельствования Минздравом СССР утверждаются Методические указания «Медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения».

Указанные документы к какой-то степени урегулировали порядок установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения в случаях, когда законом предусматривалась дисциплинарная или административная ответственность за потребление алкоголя либо пребывание в состоянии опьянения, за распитие спиртных напитков на работе, а также в случаях, когда состояние опьянения могло быть расценено как грубая неосторожность потерпевшего, содействовавшаявозникновению или увеличению вреда, и может повлечь за собой полную материальную ответственность за причиненный вред (ущерб) в связи с исполнением трудовых обязанностей и т. п. Однако в неудовлетворительном состоянии осталось правовое обеспечение освидетельствования на состояние опьянения, вызванного употреблением наркотических (одурманивающих) веществ. Вместе с тем следует привести основанное на ре-зультатахизучения правоприменительной практики мнение некоторых авторов о том, что освидетельствование на состояние опьянения проводилось не всегда достаточно компетентными лицами и по несовершенной методике?.

В современном законодательстве кроме КоАП РФ, освидетельствование на состояние опьянения предусматривается и в других федеральных законах. Так, Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции»4 предоставляет право сотрудникам милиции проводить в установленном законом порядке освидетельствование лиц, в отношении которых имеется повод к возбуждению дела об административном правонарушении, для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, либо направлять или доставлять данных лиц в медицинское учреждение, если результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта правонарушения или объективного рассмотрения дела о правонарушении (п. 19 ст. 11). Закон РФ от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»5 устанавливает проведение освидетельствования лица, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача (ст. 44). Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»6 освидетельствование на состояние опьянения предусмотрено в качестве меры обеспечения дисциплинарного производства в целях привлечения военнослужащего к ответственности за нахождение на службе в состоянии опьянения (п. 8 ст. 287).

Об освидетельствовании говорится и в ведомственных нормативных правовых актах, например в Наставлении по работе дорожнопатрульной службы Государственнойинспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Анализ законодательства, регулирующего вопросы освидетельствования на состояние опьянения, привел к выводу о том, что факт опьянения должен устанавливаться только соответствующим медицинским работником, то есть должно проводиться медицинское освидетельствование. Исключение составляет освидетельствование лиц, управляющих транспортными средствами соответствующих видов. В данном случае закон разрешает осуществлять эту процедуру должностным лицам, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью дорожного движения и эксплуатацией транспортных средств соответствующихвидов (ч. 1.1, 2 ст. 27.12 КоАП РФ). Такое освидетельствование проводится с использованием специальных средств

только для выявления состояния алкогольного опьянения.

Следует отметить, что некоторые нормативные правовые акты предусматривают установление факта опьянения иным способом, минуя освидетельствование. Так, согласно приказу МВД России от 14 декабря 1999 г. № 1038 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации»7 «при привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности за пребывание на службе в нетрезвом состоянии необходимо руководствоватьсярезультатами медицинского освидетельствования, а в случае отказа сотрудника от освидетельствования - показаниями не менее двух свидетелей»8. Аналогичное положение установлено для сотрудников проходящих службу в учреждениях и органах уголовноисполнительной системы (Федеральная служба испо лнения наказаний)9.

Постановление Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. № 458 «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан» в п. 22 определяет; что «в случае явки безработного гражданина на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих

веществ, факт опьянения устанавливается работниками учреждения службы занятости и подтверждается составленным ими актом (с указанием даты, места и времени его состав-ления)...»10.

Таким образом, установление состояния опьянения предполагается двумя способами:

1) соответствующее освидетельствование;

2) показания свидетелей. Однако в федеральном законодательстве предусмотрен только первый вариант. Констатация же опьянения, основанная только на свидетельских показаниях, предусмотрена подзаконными нормативными правовыми актами.

Основываясь на тех случаях, когда законодатель предусматривает проведение освидетельствования, а также на цели, которые он ставит перед этой процедурой, позволим сформулировать следующее определение: освидетельствование на состояние опьянения - это предусмотренная законодательством процессуальная деятельность уполномоченныхна то субъектов, направленная на установление факта опьянения физического лица в тех случаях, когда наличие этого факта является основанием для привлечения его к административной или дисциплинарной ответственности

1 См.: Собрание постановлений правительства СССР. 1978. № 20. Ст 124.

2 См.: Ведомости Верховного Суда СССР. 1983. № 12. Ст. 174.

3 См., напр.: Проблемы борьбы с пьянством, алкоголизмом и наркоманией на региональном уровне (по материалам конкретно-социологического исследования) // Сов. гос-во и право. 1988. № 1. С. 97.

4 См.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503.

5 См.: Собрание законодательстваРоссийской Федерации. 1998. № 2. Ст. 219.

6 См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. № 24.

7 См.: Там же. 2000. № 17.

8 Там же.

9 См.: Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 6 июня 2005 г. № 76 // Бюл. нормат актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 27.

10 Собрание законодательстваРоссийской Федерации. 1997. № 17. Ст. 2009.

Уголовный процесс

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.