ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
НАУКИ -
О^ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА
УДК - 378 ЕГОРОВ Сергей Андреевич,
ББК - 74.04 кандидат юридических наук,
эксперт 1 категории Центра интеграции юридического образовательного пространства Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), главный советник Правления Ассоциации юридического образования
Москва, 125993, ул. Садовая-Кудринская, 9 e-mail: [email protected], тел.: +7-903-000-51-72
13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (юриспруденция)
ВОПРОСЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ФГОС ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО УКРУПНЕННОЙ ГРУППЕ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ 40.00.00 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Аннотация. Принятые в 2016 г. Минобрнауки России образовательные стандарты высшего юридического образования содержат ряд дискуссионных нововведений. На основе обзора некоторых из них в статье сделан вывод о необходимости дополнительной проработки и широком обсуждении в профессиональном юридическом и образовательном сообществах.
Ключевые слова: образовательный стандарт, ФГОС ВО, высшее юридическое образование, профессиональный стандарт.
EGOROV Sergei Andreevich,
candidate of legal Sciences, expert of 1 category of the Center for the integration of legal educational space of a University named after O.E. Kutafin (MSAL), chief Advisor to the Board of the legal education Association
THE MODERNIZATION OF THE FSES OF HIGHER EDUCATION IN THE ENLARGED GROUP OF SPECIALTIES AND AREAS OF TRAINING 40.00.00 «JURISPRUDENCE»
Abstract. Adopted in 2016, the Ministry of education and science educational standards of higher legal education contain a number of controversial innovations. Based on the review some of them in the article, the conclusion about necessity of additional study and extensive discussion in the legal and educational communities.
Keywords: educational standards, Federal state educational standards IN higher legal education, professional standards.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2017
В конце 2016 г. Министерством образования и науки Российской Федерации был утвержден ряд новых федеральных образовательных стандартов высшего образования (далее -ФГОС ВО) по юридическим специальностям и направлениям подготовки. Среди них: ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (утвержден Приказом Минобрнауки России от 01.12.2016 № 1511 [1]), ФГОС ВО по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности» (утвержден Приказом Минобрнауки России от 19.12.2016 № 1614 [6]), ФГОС ВО по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» (утвержден Приказом Ми-нобрнауки России от 16.11.2016 № 1424 [7]), ФГОС ВО по специальности 40.05.03 «Судебная экспертиза» (утвержден Приказом Минобрнауки России от 28.10.2016 № 1342 [8]).
Таким образом, были заменены стандарты бакалавриата и всех специальностей высшего профессионального образования, включенных в укрупненную группу специальностей и направлений подготовки высшего образования 40.00.00 «Юриспруденция». Это — стандарты поколения «три плюс», введение которых наряду со стандартами по остальным юридическим направлениям и новой специальности 40.05.04 «Судебная и прокурорская деятельность» направлено на обеспечение соответствия ФГОС ВО действующему Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании») [21] (стандарты третьего поколения были утверждены до введения в действие указанного Закона).
Помимо приведения в соответствие с действующим Законом об образовании, новые стандарты содержат ряд нововведений, которые могут быть неоднозначно восприняты в образовательном сообществе. Так, ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 (уровень бакалавриата) ввел ограничение на получение высшего образования в заочной форме обучения: с 1 сентября 2017 г. (т.е. со дня вступления в силу стандарта) обучение по программе бака-
лавриата в заочной форме обучения по указанному направлению подготовки допускается только при получении лицами второго или последующего высшего образования (п. 3.2).
Обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики является одной из целей государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013—2020 гг. (утверждена Постановлением Правительства России от 15.04.2014 № 295 [4]). В связи с этим применение ограничений в отношении некоторых форм обучения по отдельным специальностям и направлениям подготовки необходимо рассматривать как меру, направленную на повышение качества высшего образования. Применение этого инструмента нашло отражение в ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция».
Избранный в образовательном стандарте подход не следует рассматривать как дискриминирующий: он обеспечивает изъятие из общего правила, как логическое продолжение политики повышения качества юридического образования.
Аналогичные и более жесткие меры ранее были приняты в отношении подготовки медицинских работников. Например, ФГОС ВО по направлению подготовки 34.03.01 «Сестринское дело» (уровень бакалавриата) [9] допускает обучение только в очной форме, ФГОСы ВО по специальностям 31.05.02 «Педиатрия» (уровень спе-циалитета) [10] и 31.05.01 «Лечебное дело» (уровень специалитета) [11] — только в очной и очно-заочной формах.
Тем не менее указанная норма ожидаемо станет предметом дискуссий. Во-первых, нельзя забывать о существовании юридических специальностей среднего профессионального образования — 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения», 40.02.02 «Правоохранительная деятельность», 40.02.03 «Право и судебное администрирование». Лица, получившие образование по указанным специальностям, получают квалификацию «Юрист»
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2017
(для специальностей 40.02.01 и 40.02.02) и «Специалист по судебному администрированию» (40.02.03). Уровень их подготовки с точки зрения дальнейшего получения высшего юридического образования отличается наличием углубленных знаний в области права, поэтому, возможно, за указанными лицами следовало сохранить право обучения в заочной форме наряду с теми, кто имеет любое, в том числе неюридическое, высшее образование.
Во-вторых, заочная форма обучения по-прежнему обеспечивает доступность образования для лиц, проживающих на отдаленных от образовательных организаций территориях (и поэтому испытывающих серьезные затруднения обучаться даже в очно-заочной форме), а также для тех, кто не имеет финансовой возможности обучаться очно, не работая. Запрет заочной формы обучения может вызвать проблемы и для образовательных организаций, для которых реализация этой формы обучения на платной основе является далеко не последним источником финансирования. С учетом современных экономических условий вопрос сохранения заочной формы обучения для высшего юридического образования нуждается в дополнительной проработке и широком обсуждении в профессиональном юридическом и образовательном сообществах наряду с другими, не менее острыми вопросами, обозначенными в научных публикациях [1, с. 22 — 25; 20, с. 30-35].
Другим актуальным для образовательных организаций вопросом станет определение соотношения аудиторных занятий по очной и очно-заочной формам обучения, которое ранее было установлено в действовавшем до 1 сентября 2017 г. ФГОС ВПО 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр») [12]. В новом ФГОС ВО, как и в других нормативных правовых актах, это соотношение детально не регламентировано.
Данный подход применен и в других действующих федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования уровня бакалавриата. Так, например, не регламентировано соотношение аудиторных занятий по очной и
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2017
очно-заочной формам обучения в ФГОС -ВО по направлениям подготовки 38.03.01 «Экономика» (уровень бакалавриата) [13], 38.03.02 «Менеджмент» (уровень бакалавриата) [14], 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» (уровень бакалавриата) [15], 39.03.01 «Социология» (уровень бакалавриата) [16], 41.03.01 «Зарубежное регионоведение» (уровень бакалавриата) [17]. Это позволяет сделать вывод о том, что указанный подход является общим по отношению ко всем образовательным стандартам высшего образования по уровню бакалавриата. В соответствии с п. 57 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного Приказом Ми-нобрнауки России от 19.12.2013 № 1367 [18], минимальный объем контактной работы обучающихся с преподавателем, а также максимальный объем занятий лекционного и семинарского типов при организации образовательного процесса по образовательной программе устанавливаются локальным нормативным актом организации.
С учетом отсутствия детальной регламентации при организации обучения по очно-заочной форме по новому ФГОС ВО можно рекомендовать образовательным организациям ориентироваться на сложившуюся ранее практику реализации положений ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»). В пункте 7.8 указанного стандарта установлено, что минимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме обучения в среднем за период теоретического обучения должен быть не менее 12 и не более 16 часов в неделю. В будущем соотношение аудиторной и самостоятельной работы обучающихся должно быть указано в примерной основной образовательной программе, разрабатываемой в рамках федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений 40.00.00 «Юриспруденция» (далее - федеральное УМО).
Федеральным законом от 02.05.2015 № 122-ФЗ [22] в Закон об образовании были внесены изменения, в соответствии с которыми формирование требований ФГОС профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профобразования в части профессиональной компетенции должно осуществляться на основе соответствующих профессиональных стандартов при их наличии. В связи с этим в рамках федерального УМО сформированы рабочие группы по разработке следующего поколения образовательных стандартов высшего образования — ФГОС 3++. Необходимость разработки нового поколения ФГОС ВО связана с развитием системы профессиональных квалификаций.
Необходимо отметить, что во многих направлениях подготовки и специальностей отсутствуют сопоставимые профессиональные стандарты. Профстандарты, которые можно сочетать с ФГОС ВО, покрывают узкие сегменты рынка труда и связаны с отдельными потенциальными профессиональными траекториями выпускников. Это касается и юридических специальностей и направлений подготовки, где существует единственный принятый профстан-дарт — стандарт следователя-криминалиста [19], который не позволяет разработать федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования нового поколения и соответствующие образовательные программы по всем направлениям подготовки и специальностям в рамках УГСН 40.00.00 «Юриспруденция». Таким образом, для более 500 тыс. обучающихся [3] не могут быть актуализированы профессиональные компетенции, которыми должен обладать выпускник, претендующий на трудоустройство в юридической сфере. Разработанные федеральным УМО проекты образовательных стандартов будут представлены на обсуждение широкому кругу заинтересованных лиц. Результатом такого обсуждения могут быть доработанные с учетом замечаний представителей образовательных организаций высшего образования и работодателей проекты ФГОС ВО, что будет содей-
ствовать развитию и повышению качества высшего юридического образования.
Параллельно с проектами ФГОС ВО 3 + + разрабатываются соответствующие примерные основные образовательные программы (ПООП). Основные положения актуализации ФГОС ВО 3 + + и формирования примерных основных образовательных программ в соответствии с профессиональными стандартами были обсуждены на заседании федерального УМО 16 мая 2016 г. [3], а также в рамках III Московского юридического форума [2, с. 18-31].
Одним из отличий следующего поколения ФГОС ВО является их рамочный характер: в ПООП переходят ранее закрепленные в ФГОС ВО предыдущего поколения элементы, в том числе: перечни профессиональных задач и профессиональных компетенций, оценочные средства для универсальных и общепрофессиональных компетенций и другое. Таким образом, ПООП из рекомендательного методического документа приобретает характер документа нормативного. В связи с этим разработка и обсуждение проектов ПООП приобретают особую значимость и должны проходить параллельное с аналогичными процессами в отношении проектов ФГОС -ВО. При этом важно, чтобы такое обсуждение проходило своевременно, начиная со стадии принятия решения о необходимости разработки, актуализации и внесения изменений в образовательные стандарты и другие связанные с ними документы, и не заканчивалось к моменту их утверждения Минобрнауки России. Остается пожелать, чтобы между федеральным органом власти и представителями педагогического и юридического сообщества был налажен диалог и конструктивное сотрудничество, способствующие развитию высшего юридического образования и интеграции юридического образовательного пространства.
Список литературы:
[1] Крылов К.Д. Новации общих требований к совершенствованию юридического образования // Высшее образование для XXI века: XIII Международная научная конференция. Москва, 8-10 декабря 2016 г.: Доклады и материалы. Секция 6. Проблемы юридического образо-
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 1 • 2017
вания / Отв. ред. Т.А. Сошникова. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2017. - 107 с.
[2] Мазаева Н.Н., Егоров С.А. Уровни высшего юридического образования: преемственность и отличия (обзор панельной дискуссии) // Научно-образовательная сессия к 85-летию Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). III Московский юридический форум: Сборник статей и тезисов. Москва: Проспект, 2016. -384 с.
[3] О заседании федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 40.00.00 Юриспруденция // Ассоциация юридического образования. <http://аюро.рф/news.php? ELEMENT_ID = 2406> (дата обращения: 01.02.2017).
[4] Постановление Правительства России от 15.04.2014 № 295 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www. pravo.gov.ru, 24.04.2014.
[5] Приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 № 1511 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo. gov.ru, 29.12.2016.
[6] Приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 № 1614 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo. gov.ru, 12.01.2017.
[7] Приказ Минобрнауки России от 16.11.2016 № 1424 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo. gov.ru, 09.12.2016.
[8] Приказ Минобрнауки России от 28.10.2016 № 1342 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo. gov.ru, 08.12.2016.
[9] Приказ Минобрнауки России от 03.09.2015 № 964 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 08.10.2015.
[10] Приказ Минобрнауки России от 17.08.2015 № 853 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru,
16.09.2015.
[11] Приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 №95 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru,
04.03.2016.
[12] Приказ Минобрнауки России от 04.05.2010 № 464 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 28.06.2010. № 26.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2017
[13] Приказ Минобрнауки России от 12.11.2015 № 1327 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo. gov.ru, 03.12.2015.
[14] Приказ Минобрнауки России от 12.01.2016 №7 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 12.02.2016.
[15] Приказ Минобрнауки России от 10.12.2014 № 1567 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo. gov.ru, 09.02.2015.
[16] Приказ Минобрнауки России от 12.11.2015 № 1328 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo. gov.ru, 16.12.2015.
[17] Приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 № 202 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 10.04.2015.
[18] Приказ Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367 // РГ. 12.03.2014. № 56.
[19] Приказ Минтруда России от 23.03.2015 № 183н «Об утверждении профессионального стандарта «Следователь-криминалист»» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru 14.04.2015.
[20] Сошникова Т.А. Некоторые проблемы реализации права на получение юридического образования в современной России // Высшее образование для XXI века: XIII Международная научная конференция. Москва, 8-10 декабря 2016 г.: Доклады и материалы. Секция 6. Проблемы юридического образования / Отв. ред. Т.А. Сошникова. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2017. - 107 с.
[21] Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // РГ. 31.12.2012. № 303.
[22] Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»» // РГ. 06.05.2015. № 95.
Spisok literatury:
[1] Kry'lov K.D. Novacii obshhix trebovanij k sovershenstvovaniyu yuridicheskogo obrazova-niya // Vy'sshee obrazovanie dlya XXI veka: XIII Mezhdunarodnaya nauchnaya konferenciya. Moskva, 8-10 dekabrya 2016 g.: Doklady' i materialy'. Sekciya 6. Problemy' yuridicheskogo obrazovaniya / Otv. red. T.A. Soshnikova. M.: Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta, 2017. - 107 s.
[2] Mazaeva N.N., Egorov S.A. Urovni vy'sshego yuridicheskogo obrazovaniya: preemstvennost' i otlichiya (obzor panel'noj diskussii) // Nauchno-obrazovatel'naya sessiya k 85-letiyu Universiteta imeni O.E. Kutafina (MGYuA). III Moskovskij yuridicheskij forum: Sbornik statej i tezisov. Moskva: Prospekt, 2016. - 384 s.
[3] O zasedanii federal'nogo uchebno-metodicheskogo ob»edineniya v sisteme vy'sshego obrazovaniya po ukrupnennoj gruppe special'nostej i napravlenij podgotovki 40.00.00 Yurisprudenciya // Associaciya yuridicheskogo obrazovaniya. <http://ayuro.rf/news.php? ELEMENT_ID = 2406> (data obrashheniya: 01.02.2017).
[4] Postanovlenie Pravitel'stva Rossii ot 15.04.2014 № 295 // Oficial'ny'j internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru, 24.04.2014.
[5] Prikaz Minobrnauki Rossii ot 01.12.2016 № 1511 // Oficial'ny'j internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru, 29.12.2016.
[6] Prikaz Minobrnauki Rossii ot 19.12.2016 № 1614 // Oficial'ny'j internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru, 12.01.2017.
[7] Prikaz Minobrnauki Rossii ot 16.11.2016 № 1424 // Oficial'ny'j internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru, 09.12.2016.
[8] Prikaz Minobrnauki Rossii ot 28.10.2016 № 1342 // Oficial'ny'j internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru, 08.12.2016.
[9] Prikaz Minobrnauki Rossii ot 03.09.2015 № 964 // Oficial'ny'j internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru, 08.10.2015.
[10] Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17.08.2015 № 853 // Oficial'ny'j internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru, 16.09.2015.
[11] Prikaz Minobrnauki Rossii ot 09.02.2016 № 95 // Oficial'ny'j internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru, 04.03.2016.
[12] Prikaz Minobrnauki Rossii ot 04.05.2010
№ 464 // Byulleten' normativny'x aktov federal'ny'x organov ispolnitel'noj vlasti. 28.06.2010. № 26.
[13] Prikaz Minobrnauki Rossii ot 12.11.2015 № 1327 // Oficial'ny'j internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru, 03.12.2015.
[14] Prikaz Minobrnauki Rossii ot 12.01.2016 № 7 // Oficial'ny'j internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru, 12.02.2016.
[15] Prikaz Minobrnauki Rossii ot 10.12.2014 № 1567 // Oficial'ny'j internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru, 09.02.2015.
[16] Prikaz Minobrnauki Rossii ot 12.11.2015 № 1328 // Oficial'ny'j internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru, 16.12.2015.
[17] Prikaz Minobrnauki Rossii ot 12.03.2015 № 202 // Oficial'ny'j internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru, 10.04.2015.
[18] Prikaz Minobrnauki Rossii ot 19.12.2013 № 1367 // RG. 12.03.2014. № 56.
[19] Prikaz Mintruda Rossii ot 23.03.2015 № 183n «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Sledovatel'-kriminalist»» // Oficial'ny'j internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru 14.04.2015.
[20] Soshnikova T.A. Nekotory'e problemy' realizacii prava na poluchenie yuridicheskogo obrazovaniya v sovremennoj Rossii // Vy'sshee obrazovanie dlya XXI veka: XIII Mezhdunarodnaya nauchnaya konferenciya. Moskva, 8-10 dekabrya 2016 g.: Doklady' i materialy'. Sekciya 6. Problemy' yuridicheskogo obrazovaniya / Otv. red. T.A. Soshnikova. M.: Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta, 2017. - 107 s.
[21] Federal'ny'j zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» // RG. 31.12.2012. № 303.
[22] Federal'ny'j zakon ot 02.05.2015 № 122-FZ «O vnesenii izmenenij v Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii i stat'i 11 i 73 Federal'nogo zakona «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii»» // RG. 06.05.2015. № 95.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2017