ПАРАМОНОВА Светлана Владимировна,
начальник Управления кадров, преподаватель кафедры трудового права ФГБОУ ВО «Уральский государственный юридический университет»,
e-mail: [email protected]
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ И ВЫДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СПРАВОК ОБ ОБУЧЕНИИ ИЛИ О ПЕРИОДЕ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. В отношении обучающихся высшей школы подготавливается достаточное количество справок. Все выдаваемые вузом справки, так или иначе, связаны с процессом обучения. Особое положение занимают справки об обучении или о периоде обучения. Современное состояние правового регулирования порядка подготовки и выдачи указанных видов справок небезупречно, что значительно осложняет реализацию правовых норм и создает риски несоблюдения образовательными организациями установленных требований.
Ключевые слова: высшая школа, справка об обучении, справка о периоде обучения, академическая справка, среднее профессиональное образование, высшее образование, дополнительное образование.
PARAMONOVA Svetlana Vladimirovna
Head of Personnel Department, teacher of Labor Law Department Of Federal State-Funded Educational Institution Of Higher Education «The Urals State Law University» (Urals State Law University) https://orcid.org/0000-0003-0235-8762
LEGAL PROVISION OF THE PREPARATION AND ISSUE OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION OF HIGHER EDUCATION OF CERTIFICATE ON STUDYING OR ON THE PERIOD OF STUDYING
Annotation. A sufficient number of certificates are prepared for students of higher education. All certificates issued by the university are somehow related to the learning process. A special position is occupied by certificates on studying or on the period of studying. The current state of legal regulation of the procedure for the preparation and issuance of these types of certificates is not flawless, which greatly complicates the implementation of legal norms and creates risks of noncompliance by educational organizations with the established requirements.
Keywords: higher school, certificate of education, certificate of the period of studying, academic certificate, secondary vocational education, higher education, additional education.
В соответствии со статьей 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [1] (далее - Закон об образовании, закон) справка об обучении или о периоде обучения является одним из видов документов об обучении. Сам факт упоминания в законе в перечне других документов, выдаваемых образовательной организацией, в том числе документов об образовании и (или) о квалификации, позволяет выделить такие справки в отдельную категорию и говорит о наличии у них особого статуса.
Согласно указанной статье 3акона об образовании справка об обучении может именоваться и справкой о периоде обучения (далее также -справки, справка об обучении). При этом в
законе не определены критерии, по которым может быть произведен выбор наименования справки. Использование союза «или» дает основания полагать, что использование двух вариантов одновременно для одной и той же справки не представляется возможным. Кроме того, складывается впечатление, что справка об обучении и справка о периоде обучения рассматриваются в качестве равнозначных понятий. Вместе с тем думается, что семантические амплитуды этих понятий совпадают не полностью. По сути, речь идет о двух разных справках.
Под справкой об обучении, как правило, понимается справка, подтверждающая статус лица, которому она выдана. Другими словами, лицо, указанное в справке либо является, либо
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019
являлось обучающимся какой-либо образовательной организации. По смыслу статьи 33 Закона об образовании справка - это один из документов, подтверждающих обучение в организации, наряду с зачетной книжкой и студенческим билетом. В то же время понятие «справка об обучении» настолько объемно по своему содержанию, что в именуемый таким образом документ легко помещается любая информация, связанная с обучением за любой промежуток времени, по состоянию на любую дату, чего нельзя сказать о зачетной книжке и студенческом билете. Они помимо этого имеют вполне определенное предназначение и форму.
В свою очередь справка о периоде обучения - это документ, из названия которого следует, что в нем содержится конкретная информация об обучении. В этой справке должен указываться отрезок времени, в течение которого лицо, в отношении которого она выдана, обладало или обладает и предполагается, что будет обладать какое-то время, статусом обучающегося. В этом смысле по отношению к справке о периоде обучения справка об обучении понятие родовое. Получается, что справка о периоде обучения также напрямую не ассоциируется с документом, в котором может быть отражена информация о том, какая образовательная программа осваивается или осваивалась обучающимся, на каких условиях и с каким результатом.
Опыт показывает, что образовательные организации по-разному трактуют нормативные положения и, следовательно, именуют справки об обучении. Одни полагают, что справка об обучении должна выдаваться лицам, продолжающим обучение, а справка о периоде обучения -лицам, отчисленным из образовательной организации. Другие считают, что наоборот: справка о периоде обучения выдается лицам, имеющим статус обучающегося, а справка об обучении -лицам, которые таковыми уже не являются. Третьи придерживаются мнения, что справка о периоде обучения выдается лицам, освоившим часть образовательной программы, а справка об обучении - лицам, освоившим все дисциплины учебного плана, но не прошедшим итоговой аттестации. Четвертые убеждены, что наименование справки не имеет принципиального значения, допускается использовать либо одно, либо другое предлагаемое законом наименование. Пятые идут по пути разработки справок, что называется на все случаи жизни, отдельно утверждая, например, формы справок о факте обучения, предназначение которых только подтвердить статус обучающегося образовательной организации.
Указанные в Законе об образовании наименования справок настолько универсальны, что требуется их как-то выделить из всей массы выдаваемых обучающимся для самых разных целей справок. Поэтому среди наименований рассматриваемой категории справок встречаются справки об обучении в образовательной организации, академические справки, справки об объеме освоения образовательной программы, справки об обучении (о периоде обучения), справки об итогах обучения и др. Многие вузы по аналогии с академическими справками, выдаваемыми до 01 сентября 2013 года, используют для справок бланки, относящиеся к защищенной от подделок полиграфической продукции. Это еще один способ придать справкам некоторую индивидуальность, особый статус.
В части 12 статьи 60 Закона об образовании определено, что справка об обучении выдается:
- лицам, не прошедшим итоговой аттестации;
- лицам, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты;
- лицам, освоившим часть образовательной программы;
- лицам, освоившим часть образовательной программы и отчисленным из организации;
- лицам, отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность.
По смыслу рассматриваемых нормативных положений справка об обучении выдается как лицу, состоящему с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в образовательных отношениях, так и лицу, с которым образовательные отношения прекращены. Из указанного перечня лиц, кому выдается справка об обучении, следует, что справка выдается независимо от того, освоена ли обучающимся образовательная программа полностью или частично, имеются ли какие-либо результаты освоения программы, только лицам, отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность. Лицам, которые являются обучающимися, справка выдается только при условии наличия у них каких-либо результатов обучения.
В условиях очевидной понятийной неопределенности, отсутствия четких критериев выдачи справки Закон об образовании определил, что образец справки об обучении образовательная организация устанавливает самостоятельно. Согласно информации, размещенной на официальном сайте Рособрнадзора [2], отсутствие в образовательной организации установленного образца справки о периоде обучения, выдаваемой лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019
образовательной организации, - входит в перечень наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований. Получается, что разрабатывать и формально утверждать образец справки (причем, судя по данным Рособрнад-зора, только «справки о периоде обучения, которая выдается лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из образовательной организации») - это обязанность, а не право образовательной организации.
Несмотря на то, что законодатель (сознательно или случайно) формально не предоставил образовательной организации возможности определять порядок подготовки и выдачи справки (установление образца справки нельзя приравнять к данному полномочию), представляется, что она вправе урегулировать этот вопрос на локальном уровне. Практика такова, что образовательные организации это право усматривают в положениях Закона об образовании, кроме утверждения образца справки, создавая положения, инструкции, регламенты, где определяются правила заполнения, учета и выдачи справок.
Разработка и принятие локальных нормативных актов в соответствии с нормативными правовыми актами и уставом входят в компетенцию образовательной организации (статья 28 Закона об образовании). В соответствии со статьей 30 Закона об образовании порядок принятия локальных нормативных актов определяется уставом образовательной организации. Решение о принятии того или иного акта, обуславливается требованиями нормативных правовых актов (прямое указание на необходимость разработки локального нормативного акта) и (или) потребностями образовательной организации. Каким органом управления принимается это решение (единоличным или коллегиальным) и в какой форме, определяется в соответствии с положениями устава образовательной организации.
При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся, должно учитываться мнение советов обучающихся, представительных органов обучающихся. Обязательно ли соблюдать указанное требование в отношении локального нормативного акта, определяющего порядок подготовки и выдачи справки об обучении, - вопрос, прямой ответ на который в Законе об образовании отсутствует. В рассматриваемом случае принимаемый образовательной организацией акт в большей степени должен определять процесс подготовки и выдачи справки об обучении, а не создавать норм материального характера. Тем не менее, процедурные нормы также затрагивают или
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019
могут затрагивать права и интересы обучающихся.
В условиях, когда порядок учета мнения советов обучающихся, представительных органов обучающихся при принятии локальных нормативных актов, не конкретизирован в законе имеет смысл полагаться на общие нормативные положения и положения устава образовательной организации. В какой-то степени (с определенной долей условности) учет мнения советов обучающихся, представительных органов обучающихся при установлении образца и порядка выдачи справки можно соотнести с правилами, применяемыми для документов об образовании, документов об образовании и о квалификации, которые выдаются лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию. Подзаконные акты, устанавливающие образцы этих документов и определяющие порядок их заполнения, учета и выдачи, зарегистрированы в Минюсте России, что, в том числе свидетельствует о признании их влияния на права и интересы граждан.
Возвращаясь к установлению образовательной организацией образца справки об обучении, необходимо обратить внимание, что само по себе слово «образец» в рассматриваемом контексте применено неудачно. В этом присутствует некоторая неоднозначность, поскольку, по идее, образец, то есть полностью оформленный в завершенном виде документ (с указанием примерных фамилии, имени, отчества, перечня иных сведений) не должен утверждаться, он создается лишь в качестве примера. Слово «образец» имеет три значения: 1) показательное или пробное изделие и т.д.; 2) то, чему нужно следовать, подражать; 3) способ устройства, вид, форма [3]. Последовательность указания значений слова в словаре неслучайна. Значение слова меняется в зависимости от того, в каком контексте оно употребляется.
Примечательно, что аналогичный прием законодатель использовал в отношении документов об образовании, документов об образовании и о квалификации, выдаваемых лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию. В соответствии с частью 4 статьи 60 Закона об образовании, как уже было отмечено, рядом подзаконных актов установлены образцы этих документов (по факту это формы). Приказами Минобрнауки России от 04.07.2013 № 531 [4] и от 01.10.2013 № 1100 [5], приказом Минздрава России от 06.09.2013 № 634н [6], приказом Минкультуры России от 19.08.2013 № 1191 [7] утверждены образцы и описание диплома о среднем профессиональном образования и приложения к нему, документов о высшем образова-
нии и о квалификации и приложений к ним, диплома об окончании ординатуры, диплома об окончании ассистентуры-стажировки и приложения к нему. Как ни странно, но другой прием использован в отношении дипломов кандидата и доктора наук. Приказом Минобрнауки России от 14.01.2019 № 1н [8] утверждены не образцы и описание, а формы данных документов и технические требования к ним.
Скорее всего, в законе уместно было бы закрепить, что образовательная организация самостоятельно определяет форму и содержание справки. Логика законодателя может быть объяснима только тем, что полномочие определять форму и содержание не равнозначно полномочию устанавливать образец по заданным требованиям. В таком случае представляется, что требования к справке и условиям ее выдачи должны быть четко сформулированы и, по-видимому, на уровне правового, а не локального регулирования.
Последнее обеспечено весьма фрагментарно, можно сказать, практически не обеспечено. В связи с этим на практике возникают спорные ситуации. Так, в тех случаях, когда обучающийся отчисляется из образовательной организации досрочно по причине нарушения порядка приема на обучение, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление, спустя какое-то время (порой продолжительное время) после начала обучения возникает вопрос, справку какого содержания ему следует выдать. Надлежит ли в этом случае вообще выдавать обучающемуся справку об обучении. Судебная практика на этот счет приходит к выводу, что поскольку образовательная организация самостоятельно устанавливает образец выдаваемой справки, то выдача справки без указания процесса обучения, без указания полученных знаний, без указания результатов практических занятий и оценок, полученных по итогам промежуточных и итоговых контрольных испытаний, правомерна [9].
Согласно части 5 статьи 61 Закона об образовании при досрочном прекращении образовательных отношений организация, осуществляющая образовательную деятельность, в трехдневный срок после издания распорядительного акта об отчислении обучающегося выдает лицу, отчисленному из этой организации, справку об обучении. Буквальное толкование указанного нормативного положения позволяет сделать вывод, что для подготовки и выдачи справки в данном случае не требуется волеизъявления самого обучающегося, а также не имеет значения, наступил или не наступил момент прекращения образовательных отношений.
В указанной статье Закона об образовании закреплено, что образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность. Момент прекращения образовательных отношений не всегда совпадает с моментом издания распорядительного акта об отчислении. В части 4 анализируемой статьи Закона об образовании указано, что права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, прекращаются с даты его отчисления. В связи с этим некорректной в предлагаемой конструкции выглядит оговорка законодателя, что справка выдается лицу, не отчисляемому, а отчисленному из образовательной организации. Одновременно нельзя не отметить, что по общим правилам исчисления сроков в законе следует исключить использование предлога «с», поскольку отношения прекращаются в день отчисления, а не после его наступления.
Случаи досрочного прекращения образовательных отношений перечислены в части 2 статьи 61 Закона об образовании. Так, образовательные отношения могут быть прекращены досрочно по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. К таким обстоятельствам, в частности, относится смерть обучающегося. По инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, образовательные отношения могут быть прекращены в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана. При таких обстоятельствах отчисление может производиться, когда обучающийся не является на занятия и (или) аттестацию. Это в свою очередь существенно осложняет исполнение образовательной организацией обязанности по своевременной выдаче ему справки об обучении. И это не говоря уже о том, что трехдневный срок выдачи справки может прийтись на выходные и нерабочие праздничные дни.
Таким образом, представляется, что отсутствие альтернативы, столь жесткие сроки выдачи справки (тем более, без определения правил их исчисления) явно не оправданы. Очевидно, что любая справка, в том числе и справка об обучении, должна быть востребована, в этом и заключается ее характерная черта, которая позволяет выделить справку из другой информационно-справочной документации. При этом справка может быть востребована не только самим обучающимся напрямую, она может быть
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019
востребована для конкретного процесса, например, перевода обучающегося в другую образовательную организацию. Подготовка справки только ради ее наличия, то есть бесцельно, абсурдна. Для фиксации информации об обучении, как правило, используются другие формы информационно-справочной документации.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 61 Закона об образовании образовательные отношения могут быть прекращены досрочно в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность. Перевод обучающихся из одной образовательной организации в другую в системе высшего образования увязан с образовательной программой и уровнем получаемого образования. Порядок и основания перевода обучающихся должны быть урегулированы на локальном уровне. Пределы локального регулирования определены Законом об образовании и соответствующими подзаконными актами.
На уровне подзаконного регулирования порядок перевода обучающихся в высшей школе из одной образовательной организации в другую можно разделить на общий, особенный и специальный. Общий порядок определен приказом Минобрнауки России от 10.02.2017 № 124 [10] (далее - Порядок перевода). В соответствии с пунктом 11 указанного документа образовательная организация, откуда переводится обучающийся, в течение пяти рабочих дней со дня поступления соответствующего заявления выдает обучающемуся справку о периоде обучения. Обращает на себя внимание тот факт, что на уровне данного подзаконного акта наименование справки конкретизировано, а процесс ее подготовки запускается по волеизъявлению обучающегося, которое должно быть выражено в письменной форме.
Кроме того, в рассматриваемом Порядке перевода (к слову сказать, в единственном нормативном правовом акте) определены требования к содержанию справки. В частности, в справке указываются уровень образования, на основании которого поступил обучающийся для освоения соответствующей образовательной программы, перечень и объем изученных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), пройденных практик, выполненных научных исследований, оценки, выставленные исходной организацией при проведении промежуточной аттестации.
Особый порядок перевода, регламентированный приказами Минобрнауки России от 14.08.2013 № 957 [11] и от 07.10.2013 № 1122 [12], не предусматривает подготовки и передачи
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019
в принимающую образовательную организацию справок об обучении. Учитывая положения приказа Минобрнауки России от 10.02.2017 № 124, при таких обстоятельствах перевода должны применяться общие правила части 5 статьи 61 Закона об образовании.
Специальный порядок перевода обучающихся из одной образовательной организации в другую обусловлен особенностями реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка. В соответствии с пунктом 6 Порядка перевода обучающихся из одной образовательной организации, находящейся в ведении МВД России, в другую аналогичную образовательную организацию, утвержденного приказом МВД России от
07.07.2014 № 568 [13], рапорт курсанта, слушателя или адъюнкта о переводе со справкой об обучении или о периоде обучения направляется начальником образовательной организации, в которой курсант, слушатель или адъюнкт проходит обучение, в принимающую образовательную организацию.
В аналогичном порядке осуществляется перевод обучающихся в системе образовательных организаций, находящихся в ведении Следственного комитета Российской Федерации (приказ СК России от 10.08.2016 № 77 [14]), в ведении Федеральной службы исполнения наказаний России (приказ ФСИН России от 24.03.2016 № 194 [15]), в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (приказ МЧС России от 29.09.2015 № 524 [16]). Получается, что специальный порядок перевода не предполагает прямого участия обучающихся ни в процессе инициирования подготовки справки, ни в процессе ее предъявления в другую образовательную организацию. Имеет смысл обратить внимание, что в актах, регламентирующих специальный порядок перевода, название справки не конкретизировано, используется формулировка закона - «справка об обучении или о периоде обучения».
Правовое обеспечение подготовки и выдачи справок об обучении или периоде обучения по программам среднего профессионального и высшего образования завершается актами, определяющими порядок государственной итоговой аттестации. В соответствии с приказами Минобр-науки России от 18.03.2016 № 227 [17] и от
29.06.2015 № 636 [18] при отчислении обучающихся по образовательным программам выс-
шего образования, не прошедших государственную итоговую аттестацию, им выдаются справки об обучении. Порядок государственной итоговой аттестации обучающихся по программам среднего профессионального образования ничего не уточняет на счет выдачи справок.
Помимо программ среднего профессионального образования и высшего образования в вузе могут реализовываться и другие образовательные программы (статья 23 Закона об образовании). Самыми распространенными для высшей школы являются дополнительные общеобразовательные программы, реализуемые на подготовительных факультетах, и дополнительные профессиональные программы, реализуемые в институтах, центрах, отделениях дополнительного образования. Правовое регулирование в сфере реализации указанных образовательных программ намного скромнее, судя по объему обеспечивающих его актов.
Приходится констатировать, что правовое регулирование вопросов выдачи справок об обучении лицам, осваивающим дополнительные программы, ограничивается положениями Закона об образовании. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденный приказом Минобрна-уки России от 01.07.2013 № 499 [19], дословно воспроизводит соответствующие нормы Закона об образовании. Получается, что в этом случае образовательные организации снова попадают в затруднительную ситуацию.
В соответствии с частью 3 статьи 60 Закона об образовании лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке, которые именуются документами о квалификации. В части 15 указанной статьи закреплено право образовательных организаций выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно. Могут ли эти документы быть справками об обучении и как их выделить из справок, речь о которых идет в части 12 статьи 60 Закона об образовании, неясно.
В обозначенных положениях законодатель использовал знакомый прием и не уполномочил образовательные организации определять порядок выдачи документов об образовании и (или) о квалификации лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию. Тогда как в отношении документов об обучении, которые выдаются лицам, освоившим программу, которая не предусматривает итоговой аттестации, соответствующими полномочиями образовательная организация наделена. Официальное толкование эти выводы не подтверждает. Так, в соответствии с методическими рекомендациями, доведенными письмом Минобрнауки России от 12.03.2015 № АК-608/06 [20], образовательные организации, реализующие дополнительные профессиональные программы самостоятельно определяют не только образцы, но и порядок выдачи документов о квалификации.
В указанных методических рекомендациях предложены варианты бланков документов о квалификации, примерный порядок их заполнения, учета и выдачи. У образовательной организации нет обязанности выдачи документа о квалификации, бланк которого относится к защищенной от подделок полиграфической продукции, если иное не установлено актами федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении подведомственных организации. Вместе с тем в документе настоятельно рекомендуется придерживаться именно этой практики, как это было изначально предусмотрено приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499.
К разъяснительному письму от 12.03.2015 № АК-608/06 в качестве примеров были приложены справки об обучении, выдаваемые лицам, осваивающим дополнительные профессиональные программы. В качестве примера справки об обучении по дополнительной профессиональной программе (так обозначено ее наименование в рекомендациях) приведен документ, бланк которого напоминает ранее выдаваемую академическую справку. В примере указано такое наименование справки: «справка об обучении в образовательной организации». В справке содержаться сведения о периоде обучения, программе обучения и результатах ее освоения. Второй пример справки выполнен на стандартном официальном бланке письма. В этой справке указана информация о программе и сроках ее освоения.
В методических рекомендациях по итоговой аттестации слушателей дополнительных профессиональных программ, направленных письмом Минобрнауки России от 30.03.2015 №
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019
АК-820/06 [21], содержится еще один предлагаемый вариант справки. Документ с наименованием «справка» содержит сведения о периоде обучения, итогах выполнения учебного плана, причинах и основаниях отчисления. Наименование программы отсутствует.
Таким образом, очевиден вывод о том, что правовое обеспечение подготовки и выдачи образовательными организациями высшего образования справок об обучении или о периоде обучения небезупречно и нуждается в совершенствовании. В процессе унификации нормативных положений, которая, безусловно, дает положительный эффект, не учтена многолетняя практика выдачи обучающимся высшей школы академических справок. Имеет смысл напомнить, что справка, содержащая сведения о результатах обучения, получила официальное наименование академической справки в 1960 году. Инструктивным письмом Минвуза СССР от 16 мая 1960 года № И-45 «О порядке оформления перевода и восстановления учащихся и выдачи академических справок» [22] впервые была введена единая форма академической справки. Академические справки выдавались до 2013 года, их бланки изготавливались по государственному образцу и относились к защищенной от подделок полиграфической продукции, учитывались как бланки строгой отчетности наравне с дипломами. Порядок выдачи этих справок регулировался на уровне подзаконных актов.
Сохраняя выбранный сегодня законодателем подход, представляется необходимым выделить справки, содержащие сведения об итогах обучения, в особую категорию. Для этого целесообразно дать им более точное наименование, например, «справки о результатах освоения образовательной программы». Кроме того, разумно все-таки формально предоставить образовательным организациям полномочия самостоятельно определять форму и содержание справки, порядок ее подготовки и выдачи. В рамках правового регулирования следует оставить общие принципы и условия выдачи данных справок, рамочные требования к их содержанию. Справка должна выдаваться по обращению обучающегося (форма обращения также должна определяться в зависимости от используемых вузом информационных технологий). Дифференцированным должен быть подход и в сроках выдачи справки для лиц, осваивающих образовательную программу, на момент ее выдачи, и лиц, которые обучающимися уже не являются, тем более, достаточно продолжительное время после отчисления.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019
Список литературы:
[1] Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7598 (публикация первоначальной редакции документа) (приводится в актуальной редакции по состоянию на 17.03.2019).
[2] Рособрназдор [Электронный ресурс] // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки: сайт - URL: http://obrnadzor. gov.ru/common/upload/doc_list / Narusheniya_v_4_kvartale_2018_goda.doc (дата обращения 19.04.2019), доступ свободный.
[3] Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. проф. Л.И. Скворцова. - 27-е изд., испр. - М.: ООО «Издательство «Мир и образование», 2013.
- С. 357.
[4] Приказ Минобрнауки России от 04.07.2013 № 531 «Об утверждении образцов и описаний диплома о среднем профессиональном образовании и приложения к нему» // Российская газета. - 2013 (№ 193). - 30 августа (публикация первоначальной редакции документа) (приводится в актуальной редакции по состоянию на 03.09.2015).
[5] Приказ Минобрнауки России от 01.10.2013 № 1100 «Об утверждении образцов и описаний документов о высшем образовании и о квалификации и приложений к ним» // Российская газета. - 2014 (№ 277). - 09 декабря (публикация первоначальной редакции документа) (приводится в актуальной редакции по состоянию на 16.05.2014).
[6] Приказ Минздрава России от 06.09.2013 № 634н «Об утверждении образца диплома об окончании ординатуры, описания диплома об окончании ординатуры, порядка заполнения, учета и выдачи указанного диплома и его дубликатов» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2013.
- № 50 (публикация первоначальной редакции документа) (приводится в актуальной редакции по состоянию на 07.03.2018).
[7] Приказ Минкультуры России от 19.08.2013 № 1191 «Об утверждении образца и описания диплома об окончании ассистентуры-стажировки и приложения к нему» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2013. - № 48 (публикация первоначальной редакции документа) (приводится в актуальной редакции по состоянию на 12.01.2015).
[8] Приказ Минобрнауки России от 14.01.2019 № 1н «Об утверждении форм дипломов доктора наук и кандидата наук и технических требований к ним» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www. pravo.gov.ru, 02.04.2019 (публикация первоначальной редакции документа).
[9] Апелляционное определение Московского городского суда от 24.08.2015 № 33-29805/15, Определение Московского городского суда от 09.03.2016 № 4г-1739/16 // Доступно в СПС «Гарант».
[10] Приказ Минобрнауки России от 10.02.2017 № 124 «Об утверждении Порядка перевода обучающихся в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и (или) высшего образования» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 10.05.2017 (публикация первоначальной редакции документа).
[11] Приказ Минобрнауки России от 14.08.2013 № 957 «Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам, в случае прекращения деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, аннулирования лицензии, лишения организации государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе, истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе» / / Российская газета. - 2013 (№ 214). - 25 сентября (публикация первоначальной редакции документа) (приводится в актуальной редакции по состоянию на 23.04.2018).
[12] Приказ Минобрнауки России от 07.10.2013 № 1122 «Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам, в случае приостановления действия лицензии, приостановления действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки» // Российская газета. - 2013 (№ 255). - 13 ноября (публикация первоначальной редакции доку-
мента) (приводится в актуальной редакции по состоянию на 23.04.2018).
[13] Приказ МВД России от 07.07.2014 № 568 «О порядке отчисления из федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении МВД России, порядке восстановления в таких организациях и порядке перевода обучающихся по основным профессиональным образовательным программам из одной федеральной государственной организации, осуществляющей образовательную деятельность и находящейся в ведении МВД России, в другую такую организацию» // Российская газета. -2014 (№ 196). - 29 августа (публикация первоначальной редакции документа) (приводится в актуальной редакции по состоянию на 28.01.2017).
[14] Приказ СК России от 10.08.2016 № 77 «О порядке отчисления из федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Следственного комитета Российской Федерации, порядке восстановления в таких организациях и порядке перевода обучающихся по основным профессиональным образовательным программам из одной федеральной государственной организации, осуществляющей образовательную деятельность и находящейся в ведении Следственного комитета Российской Федерации, в другую такую организацию» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31.08.2016 (публикация первоначальной редакции документа).
[15] Приказ ФСИН России от 24.03.2016 № 194 «О порядке отчисления из федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении ФСИН России, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам, порядке восстановления в федеральных государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении ФСИН России, на обучение по основным профессиональным образовательным программам и порядке перевода обучающихся по основным профессиональным образовательным программам из одной федеральной государственной организации, осуществляющей образовательную деятельность и находящейся в ведении ФСИН России, в другую такую организацию» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www. pravo.gov.ru, 18.04.2016 (публикация первоначальной редакции документа).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019
[16] Приказ МЧС России от 29.09.2015 № 524 «Об утверждении порядков отчисления обучающихся из образовательных организаций МЧС России, восстановления в образовательных организациях МЧС России и перевода обучающихся из одной образовательной организации МЧС России в другую такую организацию» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.01.2016 (публикация первоначальной редакции документа).
[17] Приказ Минобрнауки России от 18.03.2016 № 227 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.04.2016 (публикация первоначальной редакции документа).
[18] Приказ Минобрнауки России от 29.06.2015 № 636 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 24.07.2015 (публикация первоначальной редакции документа) (приводится в актуальной редакции по состоянию на 06.06.2016).
[19] Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» // Российская газета. -2013 (№ 190). - 28 августа (публикация первоначальной редакции документа) (приводится в актуальной редакции по состоянию на 16.02.2014)
[20] Методические рекомендации аналогичного содержания можно найти в письме Минобрнауки России от 12.03.2015 № АК-610/06 // Документ опубликован не был, доступен в СПС «КонсультантПлюс».
[21] Методические рекомендации аналогичного содержания можно найти в письме от 30.03.2015 № АК-821 /06 // Документ опубликован не был, доступен в СПС «КонсультантПлюс».
[22] Бюллетень Минвуза СССР. - 1960. - № 9 (документ утратил силу).
Spisok Шега^гу:
[1] Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «ОЬ obrazovanii v Rossijskoj Federacii» //
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019
Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. -
2012. - № 53 (ch. 1). - St. 7598 (publikacija per-vonachal'noj redakcii dokumenta) (privoditsja v aktual'noj redakcii po sostojaniju na 17.03.2019).
[2] Rosobrnazdor [Jelektronnyj resurs] // Federal'naja sluzhba po nadzoru v sfere obra-zovanija i nauki: sajt - URL: http://obrnadzor. gov.ru/common/upload/doc_list / Narusheniya_v_4_kvartale_2018_goda.doc (data obrashhenija 19.04.2019), dostup svobodnyj.
[3] Ozhegov S.I. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka: Ok. 100 000 slov, terminov i frazeologich-eskih vyrazhenij / S.I. Ozhegov; Pod red. prof. L.I. Skvorcova. - 27-e izd., ispr. - M.: OOO «Izdatel'stvo «Mir i obrazovanie», 2013. - S. 357.
[4] Prikaz Minobrnauki Rossii ot 04.07.2013 № 531 «Ob utverzhdenii obrazcov i opisanij diploma o srednem professional'nom obrazovanii i prilozhenija k nemu» // Rossijskaja gazeta. - 2013 (№ 193). - 30 avgusta (publikacija pervonachal'noj redakcii dokumenta) (privoditsja v aktual'noj redakcii po sostojaniju na 03.09.2015).
[5] Prikaz Minobrnauki Rossii ot 01.10.2013 № 1100 «Ob utverzhdenii obrazcov i opisanij doku-mentov o vysshem obrazovanii i o kvalifikacii i prilozhenij k nim» // Rossijskaja gazeta. - 2014 (№ 277). - 09 dekabrja (publikacija pervonachal'noj redakcii dokumenta) (privoditsja v aktual'noj redakcii po sostojaniju na 16.05.2014).
[6] Prikaz Minzdrava Rossii ot 06.09.2013 № 634n «Ob utverzhdenii obrazca diploma ob okon-chanii ordinatury, opisanija diploma ob okoncha-nii ordinatury, porjadka zapolnenija, ucheta i vydachi ukazannogo diploma i ego dublikatov» // Bjulleten' normativnyh aktov federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti. 2013. - № 50 (publikacija pervonachal'noj redakcii dokumenta) (privoditsja v aktual'noj redakcii po sostojanij u na 07.03.2018).
[7] Prikaz Minkul'tury Rossii ot 19.08.2013 № 1191 «Ob utverzhdenii obrazca i opisanija diploma ob okonchanii assistentury-stazhirovki i prilozhenija k nemu» // Bjulleten' normativnyh aktov federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti. -
2013. - № 48 (publikacija pervonachal'noj redakcii dokumenta) (privoditsja v aktual'noj redakcii po sostojaniju na 12.01.2015).
[8] Prikaz Minobrnauki Rossii ot 14.01.2019 № 1n «Ob utverzhdenii form diplomov doktora nauk i kandidata nauk i tehnicheskih trebovanij k nim» // Oficial'nyj internet-portal pravovoj infor-macii http://www.pravo.gov.ru, 02.04.2019 (publikacija pervonachal'noj redakcii dokumenta).
[9] Apelljacionnoe opredelenie Moskovskogo gorodskogo suda ot 24.08.2015 № 33-29805/15, Opredelenie Moskovskogo gorodskogo suda ot 09.03.2016 № 4g-1739/16 // Dostupno v SPS «Garant».
[10] Prikaz Minobrnauki Rossii ot 10.02.2017 № 124 «Ob utverzhdenii Porjadka perevoda obu-chajushhihsja v druguju organizaciju, osushhest-vljajushhuju obrazovatel'nuju dejatel'nost' po obrazovatel'nym programmam srednego profes-sional'nogo i (ili) vysshego obrazovanija» // Ofi-cial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru, 10.05.2017 (publik-acija pervonachal'noj redakcii dokumenta).
[11] Prikaz Minobrnauki Rossii ot 14.08.2013 № 957 «Ob utverzhdenii Porjadka i uslovij osush-hestvlenija perevoda lic, obuchajushhihsja po obrazovatel'nym programmam srednego profes-sional'nogo i vysshego obrazovanija, v drugie organizacii, osushhestvljajushhie obrazovatel'nuju dejatel'nost' po sootvetstvujushhim obrazovatel'nym programmam, v sluchae prekrash-henija dejatel'nosti organizacii, osushhestvlja-jushhej obrazovatel'nuju dejatel'nost', annu-lirovanija licenzii, lishenija organizacii gosudarstvennoj akkreditacii po sootvetstvujush-hej obrazovatel'noj programme, istechenija sroka dejstvija gosudarstvennoj akkreditacii po sootvet-stvujushhej obrazovatel'noj programme» // Rossi-jskaja gazeta. - 2013 (№ 214). - 25 sentjabrja (publikacija pervonachal'noj redakcii dokumenta) (privoditsja v aktual'noj redakcii po sostojaniju na 23.04.2018).
[12] Prikaz Minobrnauki Rossii ot 07.10.2013 № 1122 «Ob utverzhdenii Porjadka i uslovij osush-hestvlenija perevoda lic, obuchajushhihsja po obrazovatel'nym programmam srednego profes-sional'nogo i vysshego obrazovanija, v drugie organizacii, osushhestvljajushhie obrazovatel'nuju dejatel'nost' po sootvetstvujushhim obrazovatel'nym programmam, v sluchae priostanov-lenija dejstvija licenzii, priostanovlenija dejstvija gosudarstvennoj akkreditacii polnost'ju ili v otnoshenii otdel'nyh urovnej obrazovanija, ukrupnennyh grupp professij, special'nostej i napravlenij podgotovki» // Rossijskaja gazeta. -2013 (№ 255). - 13 nojabrja (publikacija per-vonachal'noj redakcii dokumenta) (privoditsja v aktual'noj redakcii po sostojaniju na 23.04.2018).
[13] Prikaz MVD Rossii ot 07.07.2014 № 568 «O porjadke otchislenija iz federal'nyh gosudarst-vennyh organizacij, osushhestvljajushhih obrazovatel'nuju dejatel'nost' i nahodjashhihsja v vede-nii MVD Rossii, porjadke vosstanovlenija v takih organizacijah i porjadke perevoda obuchajushhihsja po osnovnym professional'nym obrazovatel'nym programmam iz odnoj federal'noj gosudarstvennoj organizacii, osushhestvljajushhej obrazovatel'nuju dejatel'nost' i nahodjashhejsja v vedenii MVD Rossii, v druguju takuju organizaciju» // Rossijskaja gazeta. - 2014 (№ 196). - 29 avgusta (publikacija pervonachal'noj redakcii
dokumenta) (privoditsja v aktual'noj redakcii po sostojaniju na 28.01.2017).
[14] Prikaz SK Rossii ot 10.08.2016 № 77 «O porjadke otchislenija iz federal'nyh gosudarstven-nyh organizacij, osushhestvljajushhih obrazovatel'nuju dejatel'nost' i nahodjashhihsja v vedenii Sledstvennogo komiteta Rossijskoj Federacii, porjadke vosstanovlenija v takih organizacijah i porjadke perevoda obuchajushhihsja po osnovnym professional'nym obrazovatel'nym programmam iz odnoj federal'noj gosudarstvennoj organizacii, osushhestvljajushhej obrazovatel'nuju dejatel'nost' i nahodjashhejsja v vedenii Sledstvennogo komiteta Rossijskoj Federacii, v druguju takuju organizaciju» // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru, 31.08.2016 (publikacija pervonachal'noj redakcii dokumenta).
[15] Prikaz FSIN Rossii ot 24.03.2016 № 194 «O porjadke otchislenija iz federal'nyh gosudarst-vennyh organizacij, osushhestvljajushhih obrazovatel'nuju dejatel'nost' i nahodjashhihsja v vedenii FSIN Rossii, obuchajushhihsja po osnovnym professional'nym obrazovatel'nym programmam, porjadke vosstanovlenija v federal'nyh gosudarst-vennyh organizacijah, osushhestvljajushhih obrazovatel'nuju dejatel'nost' i nahodjashhihsja v vedenii FSIN Rossii, na obuchenie po osnovnym professional'nym obrazovatel'nym programmam i porjadke perevoda obuchajushhihsja po osnovnym professional'nym obrazovatel'nym programmam iz odnoj federal'noj gosudarstvennoj organizacii, osushhestvljajushhej obrazovatel'nuju dejatel'nost' i nahodjashhejsja v vedenii FSIN Rossii, v druguju takuju organizaciju» // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo. gov.ru, 18.04.2016 (publikacija pervonachal'noj redakcii dokumenta).
[16] Prikaz MChS Rossii ot 29.09.2015 № 524 «Ob utverzhdenii porjadkov otchislenija obuchajushhihsja iz obrazovatel'nyh organizacij MChS Rossii, vosstanovlenija v obrazovatel'nyh organizacijah MChS Rossii i perevoda obuchajush-hihsja iz odnoj obrazovatel'noj organizacii MChS Rossii v druguju takuju organizaciju» // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru, 13.01.2016 (publikacija pervonachal'noj redakcii dokumenta).
[17] Prikaz Minobrnauki Rossii ot 18.03.2016 № 227 «Ob utverzhdenii Porjadka provedenija gosudarstvennoj itogovoj attestacii po obrazova-tel'nym programmam vysshego obrazovanija - pro-grammam podgotovki nauchno-pedagogicheskih kadrov v aspiranture (ad#junkture), program-mam ordinatury, programmam assistentu-ry-stazhirovki» // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru,
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019
13.04.2016 (publikacija pervonachal'noj redakcii dokumenta).
[18] Prikaz Minobrnauki Rossii ot 29.06.2015 № 636 «Ob utverzhdenii Porjadka provedenija gosudarstvennoj itogovoj attestacii po obrazova-tel'nym programmam vysshego obrazovanija - pro-grammam bakalavriata, programmam specialiteta i programmam magistratury» // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo. gov.ru, 24.07.2015 (publikacija pervonachal'noj redakcii dokumenta) (privoditsja v aktual'noj redakcii po sostojaniju na 06.06.2016).
[19] Prikaz Minobrnauki Rossii ot 01.07.2013 № 499 «Ob utverzhdenii Porjadka organizacii i osushhestvlenija obrazovatel'noj dejatel'nosti po dopolnitel'nym professional'nym programmam»
// Rossijskaja gazeta. - 2013 (№ 190). - 28 avgusta (publikacija pervonachal'noj redakcii dokumenta) (privoditsja v aktual'noj redakcii po sostojaniju na 16.02.2014).
[20] Metodicheskie rekomendacii analogich-nogo soderzhanija mozhno najti v pis'me Minobrnauki Rossii ot 12.03.2015 № AK-610/06 // Dokument opublikovan ne byl, dostupen v SPS «Konsul'tantPljus».
[21] Metodicheskie rekomendacii analogich-nogo soderzhanija mozhno najti v pis'me ot 30.03.2015 № AK-821/06 // Dokument opublikovan ne byl, dostupen v SPS «Konsul'tantPljus».
[22] Bjulleten' Minvuza SSSR. - 1960. - № 9 (dokument utratil silu).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019