УДК 796.011.3 © С. И. Барабаш, А. В. Уланов
С. И. Барабаш, А. В. Уланов К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ
В статье рассмотрены основные аспекты организации обучения физической культуре лиц с ограниченными возможностями здоровья в современном высшем учебном заведении. Авторы рассматривают особенности обучения лиц-инвалидов с позиции нормативно-правовых актов, касающихся деятельности вузов. В статье содержатся выводы о важности комплексного подхода к организации обучения данных лиц, необходимости внедрения адаптированных учебных программ и технологий в процесс такого обучения.
Ключевые слова: физическая культура, лица с ограниченными возможностями здоровья, федеральный государственный образовательный стандарт.
Одним из важных вопросов обучения физической культуре в современной образовательной организации высшего образования является вопрос о подходах к обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья. Под такими лицами в образовательном аспекте мы понимаем лиц, имеющих физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.
Порядок организации обучения физической культуре лиц с ограниченными возможностями здоровья регулируется Федеральным законом № 329-ФЗ от 4 декабря 2007 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 2 июня 1999 года «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)», Приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, локальными нормативными актами вузов.
Лица с ограниченными возможностями здоровья могут осваивать физическую культуру в рамках дисциплин «Физическая культура», «Прикладная физическая культура», которые в рамках такого освоения реализуются в порядке, установленном образовательными организациями высшего образования. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья вузы устанавливают особый порядок освоения дисциплин «Физическая культура» и «Прикладная физическая культура» с учетом состояния их здоровья.
Образовательные организации высшего образования с учетом местных условий и интересов обучающихся вправе самостоятельно определять формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двига-
тельной активности, методы и продолжительность занятий физической культурой на основе федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности.
Организация физического воспитания и образования в вузах, как правило, включает в себя:
1) проведение обязательных занятий физической культурой и спортом в пределах основных образовательных программ, а также дополнительных (факультативных) занятий физической культурой и спортом в пределах образовательных программ;
2) создание условий, в том числе обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием, для проведения комплексных мероприятий по физ-культурно-спортивной подготовке обучающихся;
3) формирование у обучающихся навыков физической культуры с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья, создание условий для вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом;
4) осуществление физкультурных мероприятий во время учебных занятий;
5) проведение медицинского контроля за организацией физического воспитания;
6) проведение ежегодного мониторинга физической подготовленности и физического развития студентов;
7) содействие организации и проведению спортивных мероприятий с участием студентов;
8) содействие развитию и популяризации студенческого спорта;
9) участие обучающихся в спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях.
В целях вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом, развития и популяризации студенческого спорта в образовательных организациях высшего образования могут создаваться студенческие спортивные клубы (в том числе в виде общественных объединений), не являющиеся юридическими лицами. Деятельность таких спортивных клубов осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Прави-
тельством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и предусматривается уставами высших учебных заведений.
К особенностям организации физической культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья относятся:
1) обучение по образовательным программам инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется высшими учебными заведениями с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся;
2) образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах;
3) физическая культура для лиц с ограниченными возможностями здоровья может производиться с использованием методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта;
4) адаптивный спорт направлен на социальную адаптацию и физическую реабилитацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
5) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в образовательных организациях высшего образования, организуются занятия с использованием средств адаптивной физической культуры и адаптивного спорта с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья таких обучающихся;
6) Высшие учебные заведения вправе создавать структурные подразделения по адаптивному спорту.
Согласно Приказу Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», части 10 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательными организациями высшего образования должны быть созданы специальные условия для получения высшего образования по образовательным программам обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Под специальными условиями для получения высшего образования по образовательным программам обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся не-
обходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья [3].
В Приказе Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам спе-циалитета, программам магистратуры» также говорится, что в целях доступности получения высшего образования по образовательным программам инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья организацией обеспечивается:
1) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети "Интернет" для слабовидящих;
размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании учебных занятий (информация должна быть выполнена крупным рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);
присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;
обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации;
2) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);
обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
3) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров; наличие специальных кресел и других приспособлений).
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах или в отдельных организациях.
При получении высшего образования по образовательным программам обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также
услуги сурдопереводчиков и тифлосурдоперевод-чиков.
Таким образом, образовательная организация высшего образования должна продумывать особый порядок обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, непременно с учетом специфики ограничения по здоровью устанавливать соответствующие методы, технологии обучения физической культуре.
Библиографический список
1. Федеральный закон № 329-ФЗ от 4 декабря 2007 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 2 июня 1999 года «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)».
3. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».
References
1. Federalnyj zakon № 329-FZ ot 4 dekabrja 2007 g. «O fizicheskoj kulture i sporte v Rossijskoj Federa-cii» [On physical culture and sport in the Russian Federation] (s izmenenijami i dopolnenijami).
2. Federalnyj zakon ot 29 dekabrja 2012 g. N 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» [On education in Russian Federation].
3. Federalnyj zakon ot 2 ijunja 1999 goda «Ob obrazovanii lic s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorovja (specialnom obrazovanii)» [On education of persons with disabilities (special education)].
2. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 19.12.2013 № 1367 «Ob utverzhdenii Porjadka organizacii i osushhestvlenija obrazovatelnoj dejatelnosti po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovanija - pro-grammam bakalavriata, programmam specialiteta, programmam magistratury» [On approval of the Procedure of organization and implementation of educational activity on educational programs of higher education - undergraduate, programs specialist's degree, master's degree programmes].
TO THE QUESTION ON THE ORGANIZATION OF PHYSICAL CULTURE TEACHING INDIVIDUALS WITH DISABILITIESPOSSIBILITIES OF HEALTH IN MODERN HIGH SCHOOL
Andrew V. Ulanov,
associate рrofessor, Siberian institute of business and information technologies
Sergey I. Barabash, senior lecturer, Siberian institute of business and information technologies
Abstract. The article describes the main aspects of organization of physical culture teaching persons with disabilities in the modern higher educational institution. The authors review the features of teaching individuals with disabilities from the position of legal acts relating to the activities of universities. The article contains the conclusions about the importance of an integrated approach to the organization of training of these persons, the necessity of implementation of the adapted training programs and technologies in the process of such training.
Key words: physical culture, persons with disabilities, Federal state educational standard.
Сведения об авторах:
Уланов Андрей Владимирович - кандидат филологических наук, зав. кафедрой социально-гуманитарных дисциплин и иностранных языков Сибирского института бизнеса и информационных технологий (г. Омск, РФ), e-mail: [email protected].
Барабаш Сергей Иванович - старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин и иностранных языков Сибирского института бизнеса и информационных технологий (г. Омск, РФ), email: [email protected].
Статья поступила в редакцию 15.06.2015.