Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ОКАЗАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ, ОКАЗЫВАЕМЫХ РАЗЛИЧНЫМИ СУБЪЕКТАМИ'

ВОПРОСЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ОКАЗАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ, ОКАЗЫВАЕМЫХ РАЗЛИЧНЫМИ СУБЪЕКТАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательные услуги / репетиторские услуги / самозанятые репетиторы / индивидуальные предприниматели / онлайн-школа / закон об образовании / лицензирование / частное образование / educational services / tutoring services / self-employed tutors / individual entrepreneurs / online school / education law / licensing / private education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николина У.А.

В статье рассматривается вопрос о необходимости получения лицензий образовательными организациями. Анализируются нормы действующего гражданского законодательства, регулирующего порядок оказания образовательных услуг. Делается вывод, что законом предусмотрено лицензирование не всех субъектов, оказывающих образовательные услуги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF LICENSING OF CERTAIN TYPES OF EDUCATIONAL SERVICES PROVIDED BY VARIOUS ENTITIES

The article discusses the issue of the need for educational organizations to obtain licenses. The norms of the current civil legislation regulating the procedure for the provision of educational services are analyzed. It is concluded that the law does not provide for licensing of all entities providing educational services.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ОКАЗАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ, ОКАЗЫВАЕМЫХ РАЗЛИЧНЫМИ СУБЪЕКТАМИ»

УДК 347.4

Николина У.А. студент магистратуры факультет современного права Университет мировых цивилизаций

ВОПРОСЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ОКАЗАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ

ВИДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ, ОКАЗЫВАЕМЫХ РАЗЛИЧНЫМИ СУБЪЕКТАМИ

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о необходимости получения лицензий образовательными организациями. Анализируются нормы действующего гражданского законодательства, регулирующего порядок оказания образовательных услуг. Делается вывод, что законом предусмотрено лицензирование не всех субъектов, оказывающих образовательные услуги.

Ключевые слова: образовательные услуги, репетиторские услуги, самозанятые репетиторы, индивидуальные предприниматели, онлайн-школа, закон об образовании, лицензирование, частное образование.

Nikolina U.A. master's student faculty of modern law University of World Civilizations

ISSUES OF LICENSING OF CERTAIN TYPES OF EDUCATIONAL SERVICES PROVIDED BY VARIOUS ENTITIES

Abstract. The article discusses the issue of the need for educational organizations to obtain licenses. The norms of the current civil legislation regulating the procedure for the provision of educational services are analyzed. It is concluded that the law does not provide for licensing of all entities providing educational services.

Keywords: educational services, tutoring services, self-employed tutors, individual entrepreneurs, online school, education law, licensing, private education.

По исследованиям социологов и экономистов, в последние годы в Российской Федерации значительно возросло количество частных образовательных учреждений, а число государственных, напротив, пошло на убыль: по данным издательства Тасс, количество частных организаций в сфере образования России за три года выросло на 37,3%, число государственных учреждений в отрасли в то же время сократилось на

7,3%.49 В негосударственном сегменте за три года наибольший рост показали организации направления "Дополнительное профессиональное образование" (рост 68,2%), на втором месте - "Школьное образование" (62,7%), на третьем -"Дополнительное образование детей и взрослых" (53,3%), указывается в исследовании. Таким образом, можно утверждать, что на сегодняшний день наметилась тенденция на постепенное замещение государственного образования частным. Однако, встает логичный вопрос: готова ли к этому правовая система России? Для ответа на этот вопрос следует обратиться, прежде всего, к законодательству в сфере образования.

Согласно п. 17 ст. 2 Закона N 273-Ф3 образовательной деятельностью является деятельность по реализации образовательных программ. В свою очередь, под образовательной программой понимается комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных Законом N 273-ФЗ случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации (п. 9 ст. 2 Закона N 273-ФЗ).

Постановлением Правительства установлен исчерпывающий перечень деятельности по реализации образовательных программ: реализация основных общеобразовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования; реализация основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих; реализация основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена; реализация основных профессиональных образовательных программы высшего образования - программы бакалавриата, специалитета, магистратуры, программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, ассистентуры-стажировки; основной программы профессионального обучения -программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих; программ переподготовки и повышения квалификации рабочих и служащих; реализация дополнительных общеобразовательных программ, в том числе предпрофессиональных программ в области искусств, дополнительных образовательных программ спортивной подготовки; реализация дополнительных профессиональных программ - программ повышения квалификации и профессиональной

49 См. Число частных компаний в сфере образования России выросло на 37,3% // Тасс. - 2023, 30 августа URL: https://tass.ru/ekonomika/18614761

переподготовки; реализация образовательных программ, направленных на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций.

Указанные виды программ реализуются управомоченными на то субъектами образовательной деятельности. Согласно п.1 ст.10 Закона «Об образовании» в систему образования в РФ включаются следующие субъекты, управомоченные осуществлять образовательную деятельность: организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогические работники, ...организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования, ... объединения юридических лиц, работодатели и их объединения, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

При этом, следует заметить, что законодатель не отождествляет понятия «Образовательная организация» и «Организация, осуществляющая обучение». Так, в соответствии с ФЗ «Об образовании», образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана; организация, осуществляющая обучение, -юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности; организации, осуществляющие образовательную деятельность, - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. Отмечается, что к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Педагогический работник - не любое лицо, занимающееся педагогической деятельностью, а физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. Поэтому индивидуальных предпринимателей (репетиторов, частных преподавателей) и самозанятых граждан к категории педагогических работников отнести нельзя.

В соответствии с внесенными в 2021 году поправками в Закон «Об образовании» вводится понятие просветительской деятельности: таковой считается осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения

его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Также в указанный закон внесены поправки, необходимые в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 01.07.2022 N 1195 "Об утверждении Правил осуществления просветительской деятельности", и устанавливающие перечень лиц, которые могут осуществлять просветительскую деятельность: органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, уполномоченные ими организации, а также вправе осуществлять физические лица, индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица при соблюдении требований, предусмотренных законодательством. В упомянутом Постановлении отмечается, что Просветительская деятельность может реализовываться в форме лекций, презентаций, семинаров, мастер-классов, круглых столов, дискуссий и иных формах, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Исходя из анализа понятийного аппарата, предлагаемого законодателем, а также из поименованных в законодательстве субъектов различных видов образовательной деятельности, можно прийти к выводу: поскольку образовательная деятельность направлена именно на реализацию образовательных программ, перечень которых четко очерчен законодательством, и к субъектам осуществления такой деятельности относятся юридические лица а индивидуальные предприниматели, деятельность, осуществляемая самозанятыми гражданами (репетиторами, частными преподавателями) по закону не может называться образовательной, к ней с большей вероятностью подходит термин «просветительская деятельность). И если для ведения образовательной деятельности может потребоваться лицензия, то лицензирование просветительской деятельности законодательством пока не предусмотрено.

Несмотря на указанные обстоятельства, с учетом многолетней практики отождествления репетиторской деятельности с образовательной деятельностью, подавляющее большинство зарегистрированных надлежащим образом репетиторов на сегодняшний день заключают с заказчиком договоры об оказании образовательных услуг.

Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе зарегистрироваться самозанятыми, без наемных лиц и осуществлять деятельность в сфере образования в виде репетиторства, они будут считаться плательщиками на профессиональный доход.

Согласно ч. 2 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются организации и

индивидуальные предприниматели. То есть граждане, в том числе и самозанятые, не могут получить эту лицензию.

В то же время в соответствии с законом репетиторство относится к оказанию без привлечения наемных работников услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд (п. 7.3 ст. 83 НК РФ). И этой группе субъектов, в соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", разрешено применять спецрежим НПД. Таким образом, самозанятый может быть репетитором без получения лицензии.

В соответствии с ч. 1 ст. 91 Закона «Об образовании» образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством РФ о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных той же статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования. Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели (далее также - ИП), за исключением ИП, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (ч. 2 ст. 91 Закона N 273-ФЗ).

Частью 2 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в случае, если указанные перечни не установлены федеральными законами. Перечень образовательных услуг по реализации образовательных программ (далее - Перечень) содержится в приложении к Положению о лицензировании образовательной деятельности (утверждено постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490).

Таким образом, оказание образовательных услуг может потребовать наличия лицензии на осуществление образовательной деятельности только в том случае, если такая деятельности представляет собой реализацию образовательной программы из числа видов программ указанных в Перечне, например, основной программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих или программы повышения квалификации рабочих, служащих (пп. 13, 14, 15 Перечня), либо дополнительной профессиональной программы, а именно программы повышения квалификации или программы профессиональной

переподготовки (пп. 18, 19 Перечня)...физическому лицу, обладающему статусом ИП и осуществляющему образовательную деятельность непосредственно (без привлечения педагогических работников), получать лицензию на осуществление образовательной деятельности не требуется в силу ч. 2 ст. 91 Закона N 273-Ф3. То есть, даже если обучение на указанных курсах отвечает признакам образовательной деятельности, получать лицензию физическое лицо, зарегистрированное в качестве ИП (ст. 23 ГК РФ), не обязано.

Вместе с тем по смыслу ст. 331 ТК РФ, ч. 3 ст. 32, ст. 46 Закона N 273-ФЗ индивидуальный предприниматель, осуществляющий образовательную деятельность непосредственно, должен соответствовать требованиям к лицам, которые имеют право на занятие педагогической деятельностью. Кроме того, ИП не вправе осуществлять образовательную деятельность по программам дополнительного профессионального образования (ч. 3 ст. 32 Закона N 273-ФЗ.

Использованные источники:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 15.09.2023 г.);

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.09.2023) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 15.09.2023 г.);

3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 15.09.2023 г.);

4. Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 N 1441 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 15.09.2023 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.