ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Е.М. Самсонова, магистрант П.А. Паулов, канд. юр. наук, доцент
Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10899
Аннотация. В статье раскрывается сущность процесса лицензирования образовательной деятельности, рассмотрены образовательные услуги которые требуют лицензирования, в отношении каких организации осуществляется этот процесс. Так как система образования это элемент, который подвергается изменениям и реформам.
Ключевые слова: лицензирование, образовательная деятельность, законодательство, образовательное учреждение, организация.
Конституция РФ говорит о том, что одним из основных конституционных прав гражданина РФ является право на получение образования (ст. 43 К РФ). В соответствии с этим правом гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, а общие вопросы образования отнесены к ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Лицензирование образовательных учреждений является одной из форм обеспечения государственных гарантий получения качественного образования.
Лицензирование - это процедура по выявлению соответствия образовательной деятельности заявленным программам. На основании проведенной экспертизы выдается свидетельство на право осуществления образовательной деятельности. Предметом и содержанием экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, работников образовательного учреждения, оборудования учебных помещений, особенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.
После лицензирования выдается свидетельство об аккредитации на право, осуществлять образовательную деятельность
и выдавать документы подтверждающие прохождение обучения в образовательной организации.
Законодательные акты, на основании которых возможно получение образовательной лицензии:
- Закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ
- Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» №99-ФЗ
- Постановление Правительства РФ №966
Осуществляет лицензирование образовательной деятельности Рособрнадзор в отношении следующих организаций:
- организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;
- федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
- российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации, образовательных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществ-
ляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;
- иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации.
Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования (часть 1 статьи 91 Федерального закона об образовании).
Виды образовательных услуг, при оказании которых нужна лицензия:
- Дошкольное и среднее общее образование - вид образовательной деятельности, с которым сталкивается абсолютно каждый человек. После внесения изменений в федеральное законодательство, подобные услуги могут оказывать как некоммерческие, так и коммерческие организации. При этом им требуется обязательное получение лицензии.
- Профессиональное образование -один из самых распространенных видов образовательной услуги. Он включает в себя четыре уровня: среднее профессиональное; высшее с присвоением степени бакалавра; высшее с присвоением степени магистра или специалиста; высшее с подготовкой специалистов высшей категории (аспирантура, стажировка, ординатура). Профессиональным образованием имеют право заниматься только образовательные организации.
- Дополнительное профессиональное образование - вид образовательных услуг могут оказывать только некоммерческие организации. Различают два основных типа образовательных программ, целью которых является: повышение квалификации; профессиональная переподготовка.
- Профессиональное обучение - образовательные услуги по профессионально-
му обучению также могут оказываться любыми организациями, как коммерческими, так и некоммерческими. При этом различают три вида программ: подготовка рабочих по профессиям, служащих по должностям; переподготовка рабочих и служащих; повышение квалификации рабочих и служащих.
Перечисленные выше виды услуг содержат практически полный перечень ситуаций, когда нужна лицензия на образовательную деятельность.
Существуют случаи, когда лицензия на образовательную деятельность не требуется. В настоящее время действующим законодательством предусматривается лишь один случай, когда лицензия на образовательную деятельность не требуется. Он представляет собой ситуацию, при которой услугу оказывает лично официально зарегистрированный индивидуальный предприниматель. При этом он не может нанимать других специалистов, работая только самостоятельно. Примерами такой деятельности являются услуги репетитора, частного преподавателя, обладающего необходимым стажем работы и образованием. Также без лицензии допускается личное ведение кружков, секций или студий, осуществляемое индивидуальным предпринимателем без привлечения дополнительных специалистов. До введения в действие Постановления № 966 получение лицензии не требовалось в тех случаях, когда в результате учебы не производилась аттестация, и не выдавался итоговый документ о полученном образовании. Примерами подобных ситуаций являются тренинги, семинары или лекции. Последние изменения привели к тому, что данной деятельностью можно заниматься без лицензии, но это связано с тем, что она не является образовательной. По новой классификации подобные услуги относятся к культурным или досуговым.
Таким образом, лицензирование представляет собой сложный процесс, который основывается на нормативно-правововом регулировании, осуществляется по определенным видам образовательной деятельности и специальными федеральными органами власти.
Библиографический список
1. Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 09.05.2011, N 19, ст. 2716
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598
3. Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 (ред. от 29.11.2018) "О лицензировании образовательной деятельности" // Собрание законодательства РФ, 04.11.2013, N 44, ст. 5764.
4. Паулов П.А., Паулова Е.О. Представительство как вид адвокатской деятельности // Наука XXI века: актуальные направления развития. - 2016. - № 1-2. - С. 278
LICENSING OF EDUCATIONAL ACTIVITY IN THE RUSSIAN FEDERATION E.M. Samsonova, graduate student
Supervisor: P.A. Paulov, candidate of legal sciences, associate professor Samara state university of economics (Russia, Samara)
Abstract. The article reveals the essence of the process of licensing of educational activities, educational services that require licensing, in respect of which organizations this process is carried out. Since the education system is an element that is subject to change and reform.
Keywords: licensing, educational activity, legislation, educational institution, organization.