Научная статья на тему 'Получение лицензии дошкольными образовательными организациями: новые требования'

Получение лицензии дошкольными образовательными организациями: новые требования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
893
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION / ЛИЦЕНЗИЯ НА ВЕДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / LICENSE TO CONDUCT EDUCATIONAL ACTIVITY / ЛИЦЕНЗИРУЮЩИЙ ОРГАН / LICENSING AUTHORITY / СОИСКАТЕЛЬ ЛИЦЕНЗИИ / THE LICENSE APPLICANT / ЛИЦЕНЗИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / LICENSING REQUIREMENTS / ПРОВЕРКА / VERIFICATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чеха Вадим Витальевич

Статья посвящена актуальным вопросам деятельности дошкольных образовательных организаций при получении ими лицензии на реализацию программ дошкольного образования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» внес множество новых элементов в регулирование системы образования, в том числе в части, касающейся дошкольного образования. Среди основных новшеств следует упомянуть предоставление индивидуальным предпринимателям, ведущим свою деятельность с привлечением педагогических работников, возможности получения лицензии на ведение образовательной деятельности. В статье приведено описание процедур получения, прекращения лицензии, процедуры проверки полноты и достоверности представленных дошкольными образовательными организациями заявления и сведений с точки зрения их регламентации нормами Федерального закона от 04.05.2011 №99ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Важное место в статье также отведено характеристике лицензионных требований, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года №966 «О лицензировании образовательной деятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Obtaining a license by preschool educational organizations: the new requirements

Present article is devoted to issues of the activities of preschool educational institutions in the course of obtaining license for the implementation of preschool educational programs. Federal Law “On Education in the Russian Federation” has introduced many new elements in the regulation of the education system. Among many innovations special attention is given to the provision of individual entrepreneurs who lead their activities with the involvement of teachers with the opportunities to obtain a license in order to conduct educational activities. The article describes the procedures for obtaining and termination of license, procedures for checking the reliability of the preschool educational institutions and information about preschool education institution in terms of regulatory provisions of the Federal Law of 04.05.2011 № 99 “On licensing certain types of activities” and the Federal Law “On education in the Russian Federation”. Important place in the article is devoted to the characterization of licensing requirements which were established by the Government of the Russian Federation dated October 28, 2013 № 966 “On licensing of educational activities”.

Текст научной работы на тему «Получение лицензии дошкольными образовательными организациями: новые требования»



В. В. Чеха

Получение лицензии дошкольными образовательными организациями: новые требования

^^^ Чеха Вадим Витальевич - кандидат юридических наук, проректор Щ Московского педагогического государственного университета ^ (Москва, Россия)

Статья посвящена актуальным вопросам деятельности дошкольных образовательных организаций при получении ими лицензии на реализацию программ дошкольного образования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» внес множество новых элементов в регулирование системы образования, в том числе в части, касающейся дошкольного образования. Среди основных новшеств следует упомянуть предоставление индивидуальным предпринимателям, ведущим свою деятельность с привлечением педагогических работников, возможности получения лицензии на ведение образовательной деятельности. В статье приведено описание процедур получения, прекращения лицензии, процедуры проверки полноты и достоверности представленных дошкольными образовательными организациями заявления и сведений с точки зрения их регламентации нормами Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Важное место в статье также отведено характеристике лицензионных требований, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года №966 «О лицензировании образовательной деятельности».

Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, лицензия на ведение образовательной деятельности, лицензирующий орган, соискатель лицензии, лицензионные требования, проверка.

Obtaining a license by preschool educational organizations: the new requirements

Cheha Vadym,

PhD in Law, provost of Moscow State Pedagogical University (Moscow, Russia)

Present article is devoted to issues of the activities of preschool educational institutions in the course of obtaining license for the implementation of preschool educational programs. Federal Law "On Education in the Russian Federation" has introduced many new elements in the regulation of the education system. Among many innovations special attention is given to the provision of individual entrepreneurs who lead their activities with the involvement of teachers with the opportunities to obtain a license in order to conduct educational activities. The article describes the procedures for obtaining and termination of license, procedures for checking the reliability of the preschool educational institutions and information about preschool education institution in terms of regulatory provisions of the Federal Law of 04.05.2011 № 99 "On licensing certain types of activities" and the Federal Law "On education in the Russian Federation". Important place in the article is devoted to the characterization of licensing requirements which were established by the Government of the Russian Federation dated October 28, 2013 № 966 "On licensing of educational activities".

Keywords: preschool educational organization, license to conduct educational activity, the licensing authority, the license applicant, licensing requirements, verification.

1. Общие положения

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 сентября 2013 года, впервые

предусматривает определения, характеризующие статус организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Согласно статье 2 данного закона под организациями, осуществляющими образовательную деятельность, понимаются:

- образовательные организации;

- организации, осуществляющие обучение.

Образовательная организация определяется как некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Организация, осуществляющая обучение, определяется как юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности. К организациям, осуществля ющим образовательную деятельность, приравниваются также индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность.

Согласно пункту 2 статьи 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дошкольная образовательная организация определяется как образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. Согласно пункту 4 данной статьи образовательные программы дошкольного образования могут также реализовываться общеобразовательными организациями и организациями дополнительного образования.

Все указанные организации должны иметь лицензии на ведение образовательной деятельности по реализации программ дошкольного образования. Кроме того, лицензию должны получать также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (пункт 2 статьи 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Согласно пункту 1 статьи 32 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» индивидуальный предприниматель осуществляет образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников. В связи с этим полагаем, что термин «привлечение педагогических работников» само собой включает трудовые отношения между индивидуальным предпринимателем и педагогическим работником. Также термин «привлечение» включает в себя и отношения, оформляемые посредством заключения разнообразных гражданско-правовых договоров. Однако, если педагогический работник передал за соответствующую плату индивидуальному предпринимателю свои

методические разработки но сам непосредственно в образовательной деятельности предпринимателя, использующего данные разработки не участвует, то возникает сложность в квалификации статуса индивидуального предпринимателя с точки зрения наличия (отсутствия) обязанности получения лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Пункт 10 статьи 108 Федерального закона «Об образовании в РФ» предусматривает, что индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность с привлечением педагогических работников, должны получить лицензию на осуществление образовательной деятельности до 1 января 2014 года. В случае неполучения до истечения указанного срока индивидуальными предпринимателями лицензий они обязаны прекратить осуществление образовательной деятельности с привлечением педагогических работников.

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования и по уровням образования. Согласно пункту 4 статьи 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации дошкольное образование представляет собой уровень общего образования.

Так же? как и в Законе РФ «Об образовании» лицензирование дошкольных образовательных организаций осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим переданные полномочия РФ в сфере образования (далее - лицензирующий орган).

Лицензия на осуществление образовательной деятельности по программам дошкольного образования имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии в том числе указываются:

- сведения о видах образования;

- об уровнях образования;

- адреса мест осуществления образовательной деятельности.

2. Представление документов на получение лицензии на реализацию программ дошкольного образования

Процесс получения лицензии дошкольными образовательными организациями регламентируется Федеральным законом от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом особенностей,

установленных статьей 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Также большое значение в регулировании вопросов получения лицензии имеет Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года №966 «О лицензировании образовательной деятельности» (далее - Положение о лицензировании).

Следует отметить то, что после вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» процедура получения лицензии на осуществление образовательной деятельности практически полностью регулируется Федеральным законом от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании).

Закон о лицензировании в статье 13 устанавливает порядок представления соискателем лицензии заявления и документов, необходимых для получения лицензии, и их приема лицензирующим органом.

Для получения лицензии на осуществление образовательной деятельности по программам дошкольного образования соискатель представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии. Устанавливаются следующие требования к данному заявлению:

а) заявление представляется по установленной форме (форму заявления можно увидеть на сайте лицензирующего органа);

б) заявление подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа организации или иным, имеющим право действовать от имени этой организации, лицом, либо индивидуальным предпринимателем.

Согласно пункту 3 статьи 26 Федерального закона «Об образовании в РФ» единоличным исполнительным органом организации, реализующей программы дошкольного образования, является руководитель (директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью организации, реализующей программы дошкольного образования, и должен действовать в интересах представляемой им организации добросовестно и разумно.

К категории иных лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица при подписании и (или) подаче заявления о предоставлении лицензии, относится, прежде всего, лицо, уполномоченное на данное действие на основании доверенности. Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для

представительства перед третьими лицами (пункт 1 статьи 185 ГК РФ). Доверенность, содержащая полномочия на подписание заявления о предоставлении лицензии и (или) на подачу заявления в лицензирующий орган, не относится к категории доверенностей, подлежащих обязательному нотариальному удостоверению. Однако сама по себе процедура нотариального удостоверения в определенной мере гарантирует для лицензирующего органа подлинность и соответствие содержания доверенности закону.

Заявление о лицензировании образовательной деятельности, которую предполагает вести индивидуальный предприниматель, подписывается самим индивидуальным предпринимателем. С точки зрения ГК РФ индивидуальный предприниматель также вправе выдать доверенность на имя другого лица на подписание и (или) подачу заявления на лицензирование. Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы соискателем лицензии представляются в лицензирующий орган непосредственно или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (пункт 5 статьи 13 Закона о лицензировании). Согласно пункту 10 Положения о лицензировании к заявлению о предоставлении лицензии прилагаются следующие документы (копии документов) и сведения, актуальные для организаций, реализующих программы дошкольного образования:

а) копии учредительных документов организации, реализующей программы дошкольного образования. Согласно пунктам 1, 2 статьи 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация действует на основании Устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, информация о типе образовательной организации, учредителе или учредителях образовательной организации, видах реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности, структуре и компетенции органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий;

б) реквизиты документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических

занятий, объекты физической культуры и спорта) в каждом из мест осуществления образовательной деятельности, а также копии правоустанавливающих документов в случае, если права на указанные здания, строения, сооружения, помещения и территории и сделки с ними не подлежат обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) подписанная руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, справка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по образовательным программам;

г) копии документов, подтверждающих наличие условий для питания и охраны здоровья обучающихся, сведения о наличии помещения с соответствующими условиями для работы медицинских работников;

д) копии разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ;

е) реквизиты выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности;

ж) реквизиты заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности (в случае если соискателем лицензии является образовательная организация).

Следует иметь в виду то, что согласно статье 77 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариус свидетельствует верность копий документов и выписок из них, выданных органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации, юридическими лицами, а также гражданами при условии, что эти документы не противоречат законодательным актам Российской Федерации. При свидетель-ствовании верности копий документов, исходящих от юридических лиц, нотариус проверяет наличие необходимых реквизитов на этих документах, в частности даты составления (принятия) документа, подписи (подписей) должностного лица (должностных лиц), печати (пункт 37 Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 15.03.2000 № 91). Таким образом,

нотариальное свидетельствование верности копии в настоящее время является наиболее благонадежным способом обеспечения представления официальных документов для совершения юридически значимых действий.

Закон о лицензировании также в пункте 6 статьи 13 предусматривает возможность подачи соискателем лицензии заявления и документов, необходимых для получения лицензии в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. Лицензирующий орган, согласно пункту 4 статьи 13 Закона о лицензировании, не вправе требовать от соискателя лицензии:

а) указания в заявлении о предоставлении лицензии сведений, не предусмотренных Законом о лицензировании;

б) представлять документы, не предусмотренные Законом о лицензировании.

В случае, если заявление о предоставлении лицензии оформлено с нарушением установленных требований и (или) документы, прилагаемые к заявлению, представлены не в полном объеме, в течение трех рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган вручает соискателю лицензии уведомление о необходимости устранения в тридцатидневный срок выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют, или направляет такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (пункт 8 статьи 13 Закона о лицензировании).

Как показывает практика, до 30% образовательных организаций получают такого рода уведомление о необходимости устранения выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют. Данное обстоятельство свидетельствует о недостатках в сфере информационного обеспечения процесса подачи заявления и прилагаемых документов. Представители организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зачастую просто не могут разобраться в том, как заполнять заявление и какие документы прикладывать. Данное обстоятельство может быть вызвано как недостаточной квалификацией некоторых работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, так и недостаточно эффективной работой лицензирующих органов.

В случае непредставления соискателем лицензии в тридцатидневный срок надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и (или) в полном объеме прилагаемых к нему документов ранее представленное

заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы подлежат возврату соискателю лицензии (пункт 10 статьи 13 Закона о лицензировании).

Федеральный закон «Об образовании в РФ», так же как и Закон Российской Федерации «Об образовании» предусматривает дополнительные по отношению к Закону о лицензировании основания для возврата соискателю лицензии заявления и прилагаемых документов. К числу такого рода оснований, содержащихся в пункте 12 статьи 91 указанного закона, относятся следующие:

а) лицензирование образовательной деятельности соискателя лицензии не отнесено к компетенции лицензирующего органа;

б) для лицензирования заявлена образовательная деятельность по образовательным программам, которые соискатель лицензии не вправе реализовывать.

Получение лицензии предполагает уплату государственной пошлины в размерах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ). Согласно подпункту 92 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ государственная пошлина за предоставление лицензии составляет 6000 рублей. Нормы, регламентирующие взимание государственной пошлины, остаются неизменными после вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

3. Проверка полноты и достоверности представленных заявления и сведений

В срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений. Проверка полноты и достоверности включает в себя в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям (пункт 1 статьи 14 Закона о лицензировании).

Характерно, что Закон о лицензировании устанавливает срок в сорок пять рабочих дней, в то время как не действующий в настоящее время Закон Российской Федерации «Об образовании» содержал другой, более короткий срок -сорок пять календарных дней. С вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» данное несоответствие устраняется и срок проверки полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и

документах сведений следует трактовать так, как это предусмотрено Законом о лицензировании.

Указанная проверка полноты и достоверности содержащихся в заявлении и документах сведений проводится на основании норм статьи 19 Закона о лицензировании. Согласно пункту 2 данной статьи в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, лицензирующим органом без согласования в установленном порядке с органом прокуратуры проводятся:

а) документарные проверки;

б) внеплановые выездные проверки.

Статья 2 Федерального закона от 26.12.2008

№294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусматривает, что под проверкой понимается совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами. Основанием для проведения проверок соискателя лицензии является в данном случае само по себе представление в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии.

Предметом указанных внеплановых выездных проверок выступают: состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии при осуществлении лицензируемого вида деятельности, и наличие необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности работников в целях оценки соответствия таких объектов и работников лицензионным требованиям (пункт 5 статьи 19 Закона о лицензировании).

Согласно пункту 4 статьи 19 Закона о лицензировании предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в представленных заявлениях и документах в целях оценки соответствия таких сведений:

а) требованиям Закона о лицензировании;

б) сведениям о соискателе лицензии, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и других федеральных информационных ресурсах.

По результатам проверок лицензирующий орган принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении. Данное решение оформляется приказом лицензирующего органа. В случае принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии она оформляется одновременно с приказом (распоряжением) (пункт 3 статьи 14 Закона о лицензировании). Указанный приказ и лицензия подписываются руководителем лицензирующего органа и регистрируются в реестре лицензий. Также при наличии полномочий такого рода приказ (распоряжение) о предоставлении лицензии и лицензия могут подписываться заместителем руководителя лицензирующего органа (пункты 2-4 статьи 14 Закона о лицензировании).

В случае принятия решения об отказе в предоставлении лицензии лицензирующий орган вручает в течение трех рабочих дней со дня принятия этого решения соискателю лицензии или направляет ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении уведомление об отказе в предоставлении лицензии с мотивированным обоснованием причин отказа и со ссылкой на конкретные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся основанием такого отказа, или, если причиной отказа является установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям, реквизиты акта проверки соискателя лицензии (пункт 6 статьи 14 Закона о лицензировании).

Закон о лицензировании в пункте 7 статьи 14 предусматривает следующие основания для отказа в предоставлении лицензии:

а) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;

б) установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям;

в) представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к этому заявлению документов, если в отношении соискателя лицензии имеется решение об аннулировании ранее выданной лицензии на такой вид деятельности.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что с вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» процедура лицензирования образовательной деятельности не претерпела существенных изменений.

4. Прекращение действия лицензии

Как и на любом другом рынке, на рынке образовательных услуг происходят естественные процессы замещения, «умирания» одних и появления других субъектов, оказывающих образовательные услуги. В связи с этим особое значение приобретает возможность прекращения действия лицензии, урегулированная в пунктах 13-18 статьи 20 Закона о лицензировании. Согласно данным нормам действие лицензии прекращается в связи с прекращением вида деятельности лицензиата, на который предоставлена лицензия, в следующих случаях:

а) представление лицензиатом в лицензирующий орган заявления о прекращении лицензируемого вида деятельности;

б) прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

в) прекращение деятельности юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности);

г) наличие решения суда об аннулировании лицензии.

Не позднее чем за пятнадцать календарных дней до дня фактического прекращения лицензируемого вида деятельности лицензиат, имеющий намерение прекратить этот вид деятельности, обязан представить или направить в лицензирующий орган заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности.

Лицензирующий орган принимает решение о прекращении действия лицензии в течение десяти рабочих дней со дня получения:

а) заявления лицензиата о прекращении лицензируемого вида деятельности;

б) сведений от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о дате внесения в соответствующий единый государственный

реестр записи о прекращении юридическим лицом деятельности или о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

в) выписки из вступившего в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

Действие лицензии прекращается со дня принятия лицензирующим органом решения о прекращении действия лицензии на основании заявления лицензиата о прекращении лицензируемого вида деятельности, либо со дня внесения соответствующих записей в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, либо со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

5. Лицензионные требования

Подача документов в лицензирующий орган предполагает обеспечение соблюдения лицензионных требований лицом, подающим заявление - соискателем лицензии. Данные требования должны быть обеспечены вне зависимости от формы собственности дошкольной образовательной организации (частная или государственная). Указанные требования установлены в пункте 4 Положения о лицензировании:

а) наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий , необходимых для осуществления образовательной деятельности по программам дошкольного образования;

б) наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. В этом отношении следует отметить то, что Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает необходимость принятия и использования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. На сегодняшний день данный стандарт пока не принят;

в) наличие условий для охраны здоровья обучающихся. Согласно пунктам 2, 3 статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организация охраны здоровья обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

При этом организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, в том числе дошкольные образовательные организации при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;

- проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;

- соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

- расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

г) наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ;

д) наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности по реализации программ дошкольного образования, в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

е) наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах.

Данные условия должны быть обеспечены уже при подаче заявления на получение лицензии, что должно обеспечить гарантии соблюдения прав обучающихся на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. ■

Статья поступила в редакцию 11.11.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.