Научная статья на тему 'Лицензирование деятельности в сфере легального оборота наркотиков'

Лицензирование деятельности в сфере легального оборота наркотиков Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
398
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЦЕНЗИЯ / LICENSE / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБОРОТ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ / NARCOTIC DRUGS TURNOVER / LICENSING OF ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Невирко Артем Дмитриевич

В статье рассматриваются вопросы, связанные с лицензированием оборота и культивирования наркотических средств в рамках легального оборота. Проанализирована правовая природа института лицензирования. Раскрыты требования к соискателю лицензии и порядок её получения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Невирко Артем Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LICENSING OF ACTIVITY IN THE FIELD OF LEGAL NARCOTIC DRUGS TURNOVER

The article deals with the issues related to licensing of turnover and cultivation of narcotic drugs in the framework of legal turnover. The legal nature of the institution for licensing has been analyzed. The requirements for the license applicant and the procedure of obtaining the license are disclosed.

Текст научной работы на тему «Лицензирование деятельности в сфере легального оборота наркотиков»

УДК 339.524.4

Артем Дмитриевич НЕВИРКО,

преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Сибирского юридического института ФСКН России (г. Красноярск)

nevirko@mail.ru

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ЛЕГАЛЬНОГО ОБОРОТА НАРКОТИКОВ

LICENSING OF ACTIVITY IN THE FIELD OF LEGAL NARCOTIC DRUGS TURNOVER

В статье рассматриваются вопросы, связанные с лицензированием оборота и культивирования наркотических средств в рамках легального оборота. Проанализирована правовая природа института лицензирования. Раскрыты требования к соискателю лицензии и порядок её получения.

The article deals with the issues related to licensing of turnover and cultivation of narcotic drugs in the framework of legal turnover. The legal nature of the institution for licensing has been analyzed. The requirements for the license applicant and the procedure of obtaining the license are disclosed.

Ключевые слова: лицензия, лицензирование деятельности, оборот наркотических средств.

Keywords: license, licensing of activity, narcotic drugs turnover.

Термины "лицензия", "лицензирова ние" происходят от лат. НсепНа -разрешение, право. Анализ российского законодательства позволяет говорить о том, что разрешительный режим осуществления деятельности имеет специфику, проявляющуюся при лицензировании предпринимательской и иной экономической деятельности, лицензировании оборота товаров при ведении субъектами внешнеэкономической деятельности, выдаче лицензий на пользование недрами, заключении лицензионных договоров при предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности и др. Следовательно, в рамках лицензионного режима существует явно выраженная дифференциация правового регулирования, что предопределено существенными различиями указанных сфер экономики и основ их правового регулирования. Учитывая данную специфику, не представляется возможным

говорить о едином правовом институте лицензирования. Важно также отметить, что применение рассматриваемого способа воздействия осуществляется как в частных, так и в публичных интересах, как в частноправовых, так и в публично-правовых отношениях. Использование же лицензий в различных отраслях права позволяет их рассматривать в качестве межотраслевого средства регулирования экономической деятельности. [10, с. 98-103]

Одним из принципов государственной политики в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ [5, с. 253] является лицензирование всех видов деятельности, связанных с их оборотом (п. 2 ст. 4 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах"). Теоретическое разрешение проблемы лицензирования оборота наркотических средств и психотропных веществ, равно как и других видов деятельности и

отдельных объектов гражданских прав, может быть осуществлено в плане тех или иных типов правового регулирования общественных отношений. Гражданское право, наделяя физических и юридических лиц субъективными правами, предоставляет им возможность действовать свободно (своей волей и в своем интересе) в сфере имущественных и личных неимущественных отношений.

Традиционно под правом в субъективном смысле понимается обособленная правом возможность осуществления интереса. [11, с. 58] В объективном смысле субъективное право есть обеспеченная законом мера возможного поведения управомо-ченного лица. [2, с. 26-34] В этом определении раскрывается существенная черта субъективного права как того элемента правоотношения, который определяет возможное поведение участника, способное превратиться по его воле в действительное.

Таким образом, признание за субъектом свободы приобретать и осуществлять свои права требует создания действующего механизма гарантий, направленных на обеспечение предоставляемой возможности. Одной из важнейших гарантий являются устанавливаемые законодателем ограничения, содержащиеся в императивных нормах и представляющие собой, во-первых, ограничение свободы в естественноправо-вом значении, во-вторых, ограничение субъективного права в определенных правоотношениях. В первом случае ограничения понимаются в широком смысле и представляют собой систему императивных норм гражданского права. Во втором случае -это ограничения, возможность установлен и я к от о р ы х п р е д у см о т р е н а а б з. 2 п. 2 ст. 1 ГК РФ, в соответствии с которой гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

При этом необходимость установления ограничений как в широком, так и узком понимании обусловлена объективными закономерностями существования и развития человека, общества в целом, а также тех отношений, которые являются предметом правового регулирования. Кроме того, большинство ограничений связаны со спецификой отношений, являющихся непосредственным предметом предпринимательского права.

Таким образом, ограничения представляют собой средство, выполняющее в механизме гражданско-правового регулирования регулятивно-системообразующую, охранительно-обеспечительную функции, направленное на обеспечение гарантии реализации субъективного права, осуществляемое путем установления в императивных нормах обязанностей по совершению определенных действий или по воздержанию от совершения определенных действий и обеспеченное силой государства. [1, с. 19]

Лицензирование - деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.

В юридической литературе лицензия на занятие какой-либо деятельностью, традиционно трактуется как разрешение. Подобный подход воспринят и российским законодательством. В частности, п. 1 ст. 49 ГК РФ и ст. 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" рассматривают лицензию как специальное разрешение. Вместе с тем не все ученые согласны с такой трактовкой. Так, О. Олейник предлагает рассматривать лицензию как документ, определяющий и

подтверждающий пределы права лицензиата на осуществление хозяйственной деятельности. [7, с. 17] Однако справедливо утверждение, что и наука, и законодательная практика еще не определились до конца в вопросе о понятии лицензии.

В юриспруденции не сложилось единого мнения о правовой природе лицензирования. Так, по мнению О. Олейника, в масштабах гражданского права конструирование института лицензирования теоретически и практически невозможно, поскольку предмет регулирования и его метод явно выходят за рамки принципов гражданского права. [7, с. 17]

Представители административного права указывают на публично-правовой характер лицензии. [3] Так, А.Б. Пешков указывал, что правовой режим лицензионной деятельности является специальным административно-правовым режимом, для которого характерно наличие волеизъявления субъекта на добровольное приобретение специального правового статуса, в структуре которого отмечается преобладание позитивных обязанностей, что характерно для административно-правовых отношений. [8, с. 111]

Лицензирование - прямое, административное воздействие на предпринимательскую и иную экономическую деятельность, осуществляемое с применением императивных правил. Лицензирование традиционно рассматривается в числе основных требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности. [4, с. 57; 9, с. 128] При этом лицензии следует считать межотраслевым средством [10, с. 98-103] регулирования экономической деятельности.

Как юридический факт лицензия, в соответствии со ст. 8 ГК РФ, представляет собой акт государственного органа.

Отметим, что лицензионный (разрешительный) режим является традиционным для рассматриваемой сферы общественных отношений.

Правовой основой лицензирования оборота наркотических средств и психотропных веществ являются федеральные законы от 8 января 1998 г. № З-ФЗ "О нар-

котических средствах и психотропных веществах", от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и постановление Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1085 "О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений".

Оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений в соответствии с п. 18 ст. 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" относится к числу лицензируемых видов деятельности. [6, с. 149-157]

Лицензирование деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений осуществляют следующие лицензирующие органы:

а) Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения - в части осуществления:

- деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки ЫП перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681 (далее - перечень), осуществляемой:

организациями оптовой торговли лекарственными средствами;

аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук;

- деятельности по обороту прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список I перечня;

- деятельности по обороту прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в таблицу I списка IV перечня;

- деятельности по культивированию наркосодержащих растений;

б) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в части осуществления деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки ЫП перечня (за исключением деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ в части, осуществляемой Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения).

В постановлении Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. № 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" указано, что деятельность, лицензия на осуществление которой предоставлена лицензирующим органом одного субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии предварительного уведомления в письменной форме лицензиатом лицензирующих органов субъектов Российской Федерации, на территории которых он намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности, о таком намерении.

Соискатель лицензии на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений должен соответствовать ряду требований, указанных в Положении о лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, утвержденном постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1085.

Порядок получения лицензии на осуществление деятельности по обороту наркотических средств условно можно разделить на две стадии: предоставление заявления и сопутствующих документов и принятие решения по заявлению.

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии.

Формы заявлений о предоставлении лицензий, переоформлении лицензий, а также формы уведомлений, предписаний

об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, выписок из реестров лицензий и других используемых в процессе лицензирования документов утверждаются лицензирующими органами.

Согласно п. 7 постановления Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1085 для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган:

а) копии документов, которые подтверждают наличие у соискателя лицензии на праве собственности или на ином законном основании соответствующих установленным требованиям и необходимых для осуществления деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений оборудования, помещений и земельных участков, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре - сведения об этих помещениях и земельных участках);

б) копию сертификата специалиста, подтверждающего соответствующую профессиональную подготовку руководителя юридического лица или руководителя соответствующего подразделения юридического лица при осуществлении оборота наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки ЫП перечня, прекурсоров, внесенных в список I перечня, и культивирования наркосодержащих растений;

в) копии справок, выданных государственными или муниципальными учреждениями здравоохранения в установленном законодательством Российской Федерации порядке, об отсутствии у работников, которые в соответствии со своими служебными обязанностями должны иметь доступ к наркотическим средствам, психотропным веществам, а также прекурсорам, внесенным в список I и таблицу I списка IV перечня, или культивируемым наркосодержащим растениям, заболеваний наркоманией, токсикоманией, хроническим алкоголизмом;

г) сведения о наличии заключений органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, предусмотренных абз. 3 и 5 п. 3 ст. 10 и абз. 3 п. 7 ст. 30 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах";

д) копии документов об образовании лиц, осуществляющих деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки 1-Ш перечня, прекурсоров, внесенных в список I перечня, а также о квалификации фармацевтических и медицинских работников.

В течение трех рабочих дней со дня представления надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов, которые представлены соискателем лицензии, лицензирующий орган принимает решение о рассмотрении этого заявления и прилагаемых к нему документов или в случае их несоответствия о возврате этого заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата.

В срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.

Основаниями для отказа в выдаче лицензий на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и на культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экс-

пертной деятельности являются предоставление соискателем лицензии недостоверной информации и (или) несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям, в том числе отсутствие условий для обеспечения учета и сохранности наркотических средств, психотропных веществ и наркосодержащих растений.

Резюмируя вышеизложенное, представляется логичным сделать следующие выводы.

Лицензирование деятельности, связанной с оборотом наркотиков, осуществляют специально уполномоченные органы. Право оборота предоставлено ограниченному кругу лиц.

К лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Как представляется, деятельность связанная с оборотом наркотических средств, в полной мере отвечают указанным критериям. Важно и то, что данная законодательная норма соответствует ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

Закрепление, по сути, монополии государства на все виды оборота наркотиков и установление механизма его лицензирования является одной из форм контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, цель которого состоит в обеспечении безопасности общества, личной безопасности граждан, их жизни и здоровья.

Библиографический список

1. Болвачева, Н.Е. Ограничения как средство гражданско-правового регулирования / Н.Е. Болвачева // Актуальные проблемы гражданского права : сборник статей / под ред. О.Ю. Шилохвоста. Вып. 7. - М., 2003.

2. Братусь, С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве / С.Н. Братусь. - М., 1947.

3. Гущин, А.В. Лицензирование как институт административного права / А.В. Гущин // Административное право и процесс. - 2006. - № 1.

4. Ершова, И. В. Предпринимательское право: элементарный курс / И.В. Ершова. -М., 2012.

5. Невирко, А.Д. К вопросу о понятии "оборот", используемом в статье 228.2 УК РФ / А.Д. Невирко // Национальный и международный уровни противодействия наркоугрозе в зоне действия Организации Договора о коллективной безопасности : материалы XIX международной научно-практической конференции (21-22 апреля 2016 г.) : в 2 ч. / отв. ред. И.А. Медведев; СибЮИ ФСКН России. - Красноярск, 2016. - Ч. 2.

6. Невирко, А.Д. Понятие и классификация наркотических средств в легальном обороте / А.Д. Невирко // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. -2016. - № 1(22).

7. Олейник, О. Правовые основы лицензирования хозяйственной деятельности / О. Олейник // Закон. - 1994. - № 6.

8. Пешков, А.Б. Проблемы административно-правового метода регулирования советских общественных отношений / А.Б. Пешков. - Иркутск, 1974.

9. Российское предпринимательское право : учебник / отв. ред. И. В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. - М., 2012.

10. Современное предпринимательское право / отв. ред. И.В. Ершова. - М., 2014.

11. Шершеневич, Г.Ф. Учебник русского гражданского права / Г.Ф. Шершеневич. -М., 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.