Научная статья на тему 'СУБЪЕКТЫ ОКАЗАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ПО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ГРАЖДАНСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СУБЪЕКТЫ ОКАЗАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ПО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ГРАЖДАНСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
19
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
образовательные услуги / репетиторские услуги / самозанятые репетиторы / индивидуальные предприниматели / онлайн-школа / закон об образовании / educational services / tutoring services / self-employed tutors / individual entrepreneurs / online school / education law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Николина У.А.

В статье рассматриваются виды субъектов, оказывающих образовательные услуги в России, а также затрагивается проблематика выбора организационно-правовой формы деятельности такими субъектами и ведения ими договорной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECTS OF PROVIDING EDUCATIONAL SERVICES ACCORDING TO THE CURRENT CIVIL LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article examines the types of entities providing educational services in Russia, and also touches on the issue of choosing the organizational and legal form of activity by such entities and their conduct of contractual work.

Текст научной работы на тему «СУБЪЕКТЫ ОКАЗАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ПО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ГРАЖДАНСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 347.4

Николина У.А. студент магистратуры факультет современного права Университет мировых цивилизаций

СУБЪЕКТЫ ОКАЗАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ПО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ГРАЖДАНСКОМУ законодательству

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются виды субъектов, оказывающих образовательные услуги в России, а также затрагивается проблематика выбора организационно-правовой формы деятельности такими субъектами и ведения ими договорной работы.

Ключевые слова: образовательные услуги, репетиторские услуги, самозанятые репетиторы, индивидуальные предприниматели, онлайн-школа, закон об образовании.

Nikolina U.A. master's student faculty of modern law University of World Civilizations

SUBJECTS OF PROVIDING EDUCATIONAL SERVICES ACCORDING TO THE CURRENT CIVIL LEGISLATION OF THE RUSSIAN

FEDERATION

Annotation. The article examines the types of entities providing educational services in Russia, and also touches on the issue of choosing the organizational and legal form of activity by such entities and their conduct of contractual work.

Key words: educational services, tutoring services, self-employed tutors, individual entrepreneurs, online school, education law.

Физические лица, зарегистрированные в качестве самозанятых или индивидуальных предпринимателей и получающие доход от репетиторской и иной деятельности, в ходе которой оказывают образовательные услуги, при осуществлении организационно-правовой работы в рамках своей профессиональной деятельности зачастую сталкиваются с проблемой наличия пробелов и противоречий в современном законодательстве, регулирующем оказание возмездных образовательных услуг. Дело в том, что федеральное законодательство об образовании в качестве основного субъекта оказания таких услуг рассматривает организации, управомоченные на ведение образовательной деятельности. Реже в качестве

субъектов, оказывающих образовательные услуги, указываются индивидуальные предприниматели. О самозанятых же гражданах, репетиторах и частных преподавателях законодательство в сфере образования не упоминает. Однако, на наш взгляд, это не означает, что такие лица исключаются из круга субъектов оказания образовательных услуг и на них не распространяются требования, предъявляемые законом к поименованным в нем субъектам. Представляется возможным расширительное толкование законодательства и экстраполяция норм, регулирующих порядок оказания образовательных услуг, на самозанятых лиц.

При заключении договора об оказании образовательных услуг, сторонами которого является самозанятый гражданин (исполнитель) и заказчик (совершеннолетний дееспособный ученик либо его законные представители), следует учитывать, что совместным Приказом Минпросвещения и Минобрнауки России "О признании утратившим силу Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.10.2013 N 1185" была утверждена примерная форма договора об образовании по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпросвещения России от 16.09.2020 N 500). Помимо прочего, оказание платных образовательных услуг регламентируется Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании), а также Правилами оказания платных образовательных услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 N 1441; далее - Правила).

Следует учитывать, что образовательная деятельность подлежит лицензированию (п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании)). При этом, Пленум Верховного Суда РФ в п. 89 Постановления от 23.06.2015 N 25 разъяснил, что совершение сделки лицом, не имеющим необходимой лицензии, не влечет ее недействительности, если законом прямо не установлено иное. Следовательно, если у исполнителя отсутствует лицензия на оказание услуг по договору, заказчик не может требовать признания такого договора недействительным. Он имеет право в одностороннем порядке отказаться от договора и потребовать от исполнителя возместить причиненные убытки (ст. 15, п. 3 ст. 450.1 ГК РФ).

Договор об оказании платных образовательных услуг заключается при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (ч. 3 ст. 54 Федерального закона об образовании). Платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг (ч. 1 ст. 101 Федерального закона об образовании).

Согласно п. 13 Правил договор о предоставлении таких услуг должен содержать, в частности, следующие условия: о виде образовательной программы (ее части) (ч. 2 ст. 12 Федерального закона об образовании); об уровне и (или) направленности образовательной программы (ее части), в том числе о подготовке квалифицированных рабочих, подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) (п. 2 ч. 3 ст. 12 Федерального закона об образовании) или повышении квалификации, профессиональной переподготовке (п. 2 ч. 4 ст. 12 Федерального закона об образовании).

Под образовательной программой понимается комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий (п. 9 ст. 2 данного Закона). Она представлена в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов. В случаях, предусмотренных указанным Законом, она может быть представлена в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации. Об уровнях общего и профессионального образования, образовательных программах и общих требованиях к ним, о дополнительном образовании подробнее см. соответственно п. 4 ст. 2, ч. 4 -6 ст. 10, ст. ст. 12, 13, гл. 10 этого Закона. Указанные условия определяют предмет договора об оказании платных образовательных услуг и подлежат согласованию сторонами в силу п. 1 ст. 432 ГК РФ.

В ст. 54 Федерального закона об образовании, п. 13 Правил предусмотрены и другие условия такого договора, которые должны быть согласованы, а именно: полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения) и др. После заключения договора увеличить стоимость платных услуг нельзя, за исключением увеличения стоимости с учетом уровня инфляции (ч. 3 ст. 54 Федерального закона об образовании). Если в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год он изменен, то применять новый уровень инфляции по уже заключенным договорам не допускается (Письмо Минобрнауки России от 06.02.2019 N МН-94/СК).

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным, образовательным программам (в том числе высшего образования), программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным и профессиональным программам устанавливается федеральными органами исполнительной власти в соответствии с правилами, приведенными в ч. 11 ст. 13 Федерального закона об образовании.

Таким образом, субъекты оказания образовательных услуг разнообразны, и их деятельность, регулируемая в первую очередь законом

об образовании, с одной стороны, ограничена строгими рамками закона, а с другой стороны, с учетом диспозитивного начала гражданско-правового регулирования, может определяться по аналогии права и основными принципами образования, установленными Конституцией РФ и упомянутым законом.

Использованные источники:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 15.09.2023 г.);

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.09.2023) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 15.09.2023 г.);

3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 15.09.2023 г.);

4. Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 N 1441 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 15.09.2023 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.