Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ ПРИРОДЫ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАКТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ ПРИРОДЫ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАКТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
240
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ / ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ / РЕПЕТИТОРСТВО / САМОЗАНЯТОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Решетняк Сергей Романович

В статье дается анализ правовой природы и современной интерпретации права на образование как элемента конституционного статуса личности, определяются основы его современного правового регулирования в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE LEGAL NATURE OF THE RIGHT TO EDUCATION AND THE PRACTICE OF LEGAL REGULATION OF HIGHER EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes the legal nature and modern interpretation of the right to education as an element of the constitutional status of an individual, defines the foundations of its modern legal regulation in Russia.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ ПРИРОДЫ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАКТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 342.951

Решетняк С.Р.1

проблемы правовой природы права на образование и практика правового регулирования высшего образования

в российской федерации

Аннотация: В статье дается анализ правовой природы и современной интерпретации права на образование как элемента конституционного статуса личности, определяются основы его современного правового регулирования в России.

Ключевые слова: право на образование, конституционный статус личности, закон об образовании, репетиторство, самозанятость.

Reshetnyak S.R.

PROBLEMS OF THE LEGAL NATURE OF THE RIGHT TO EDUCATION AND THE PRACTICE OF LEGAL REGULATION OF HIGHER EDUCATION

IN THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. The article analyzes the legal nature and modern interpretation of the right to education as an element of the constitutional status of an individual, defines the foundations of its modern legal regulation in Russia.

Keywords: the right to education, the constitutional status of the individual, the law on education, tutoring, self-employment.

В нынешнее время получение образования является необходимым для жизнедеятельности человека. Оно позволяет не только стать квалифицированным специалистом и построить хорошую карьеру, но и повысить свою эрудицию, накапливать определенные навыки и знания, вследствие чего гарантировать достойный уровень жизни.

Образование относят к самым основным правам человека. Его рассматривают как естественное, основное и конституционное право. Из этого следует, что образование признано, гарантировано и защищено государством. Но, несмотря на это, современная система образования имеет достаточное количество проблем. Поэтому важно обратить внимание на причины данных проблемх и найти способы

разрешения этих проблем. Ведь это важно и для государства, и для его населения. Предоставление качественных образовательных услуг повышает наличие грамотных специалистов, что в свою очередь повышает развитие таких сфер, как экономика, социальная сфера, модернизация самой системы образования и др.

Важным аспектом реализации права на образование становится фактор эффективности правового регулирования образования. При этом в процессе формирования законодательства в сфере образования необходимо учитывать тот момент, что в процесс создания в обязательном порядке будут вовлечены не только все уровни государственной власти и муниципальное самоуправление,

1 Решетняк Сергей Романович, заместитель декана факультета экономики, управления и права, старший преподаватель кафедры правового обеспечения деятельности органов власти, Северо-Кавказский институт-филиал РАНХиГС, г. Пятигорск, e-mail: sergey.reshetnyak.85@mail.ru

Reshetnyak Sergey, Deputy Dean of the Faculty of Economics, Management and Law, Senior Lecturer of the Department for Legal Support of Authorities Activity, North Caucasus Institute - Branch of the RANEPA, Pyatigorsk, e-mail: sergey. reshetnyak.85@mail.ru

но и простые граждане. В этом плане крайне показателен процесс обсуждения закона «Об образовании», в котором именно позиция простых людей повлияла на содержание итогового документа.

Необходимость и важность права на образование и образовательную деятельность подтверждено современной практикой. Помимо бесплатного образования появилось платное, созданы лицеи, гимназии и частные школы. Также большую значимость приобрело репетиторство, так как современная система образования основана на большом количестве изучаемой информации, темы уроков часто проходят в сжатые сроки, классы переполнены, и учителя просто не имеют физической возможности для индивидуального подхода к каждому ученику.

Важно учитывать и ещё два актуальных аспекта. Первый заключается в том, что ещё в 2012 году в России был запущен механизм реформирования системы образования. Но при этом данный процесс приобрел динамичный характер. Это означает, что как сама система образования, так и её правовая основа продолжают эволюционировать и приобретают всё новые и новые черты. Этот процесс необходим в контексте обеспечения конституционных прав граждан, а также исходя из потребностей экономики, которая повышает планку по уровню образованности сотрудников всевозможных компаний, работающих на ВВП страны, требуя от образовательной системы поиска новых форматов обучения, а от самих граждан - ментального переформатирования на получение всё новых и новых навыков (скиллов), повышающих их уровень конкурентоспособности.

Второй аспект актуальности как раз привязан к поиску новых форматов. Классическая система образования уже не в полной мере соответствует запросам бизнеса и государства, что влечет необходимость поиска новых решений по предоставлению по сути непрерывного обучения людей, что позволяет их личностной компетенции не отставать от ком-

петенции фирмы, а также аналогичной компетенции конкурентов.

Как принято считать, право на образование выступает неотъемлемой частью жизни каждого индивидуума. Данное право дано нам с рождения, ведь с самого рождения человек развивается и чем взрослее он становится, тем больше ему требуется опыта, знаний. Для этого предоставляются различные возможности для проявления себя в сфере образования. Ведь образованный человек может гарантировать себе полноценное существование в обществе.

О.А. Сидоров и О.Л. Шабалина отметили в своей научной статье, что «Право на образование выступает как неотъемлемое право человека и гражданина, тесно взаимосвязанное с другими основными правами, что закреплено в конституциях государств и в международно-правовых актах. Реализация права на образование детерминирует создание условий для личностного и профессионального роста, осуществления самореализации» [18].

Во-первых, благодаря государству соблюдается обеспечение права на образование, именно государство поддерживает, контролирует и помогает развитию сферы образования. А во-вторых, несмотря на это, само право на образование предоставляется индивидууму не зависимо от воли государства, либо от воли других факторов. Как уже говорилось выше, оно дается нам с первых дней жизни.

«Система прав человека предполагает взаимодействие ее составных частей в различных аспектах, в результате чего каждое право характеризуется уникальным сочетанием свойств, качеств, признаков. Право на образование в системе прав человека занимает особое место, его многоплановость объясняется общественной значимостью сферы, в которой оно существует» [15].

При этом важно учитывать, что реализо-вывать право на образование человек может только лично, а возможность делегировать ре-

ализацию данного права или же полновесно передать другому человеку не предусматривается.

Важно отметить и ещё один существенный факт. Право на образование, фактически, является обязанностью человека, о чем говорит российская Конституция в ст. 43. Однако это скорее косвенная обязанность, поскольку указывается, что реализовать данное право-обязанность должен не сам человек, а его родители, в обязанности которых входит обеспечение получения детьми основного общего образования [1].

Данный постулат производен от международных стандартов, определяющих, что без существования и практического исполнения прав на получение образования, человек не получает возможности полноценно адаптироваться в обществе и утрачивает перспективы к полноценной социализации.

Стоит учитывать, что человек может получать разноуровневое образование на протяжении всей своей жизни во всевозможных формах, используя при этом любой удобный язык обучения. Данное положение в рамках национального законодательства детализируется возможностью преподавания на национальных языках народов России.

«Право в субъективном смысле определяет меру и пределы возможного поведения уп-равомоченного субъекта правоотношений в сфере образования и может быть определено понятием «право на образование» [14].

Если рассматривать более детально понятие права на образование, то можно сказать, что это понятие, гарантируемое, прежде всего, государством, обществом и его институтами, это стремление индивидуума к эффективной социализации в соответствии с его социально детерминированными потребностями и интересами. Его можно отнести к одним из наиболее существенных элементов системы гражданских и человеческих прав. То есть, он непосредственно включён в конституционный статус личности.

При этом рассматриваемое право, бесспор-

но, носит естественный характер, поскольку процесс обучения неотрывен от сути человеческого существования.

Именно в силу данных причин государство обязуется обеспечивать как существование, так и практическое осуществление гражданами данного права. А также гарантирует недопущение любой дискриминации в связи с реализацией данного право, вне зависимости от принадлежности к социальным слоя общества, цвета кожи, национальности, религиозных предпочтений и прочего. Причем воспользоваться таким правом возможно в любом уголке страны, то есть независимо от региона и населенного пункта.

Однако допускаются изъятия, связанные с финансовой составляющей. В частности, в связи с избыточной нагрузкой на районные бюджеты может происходить объединение контингента нескольких школ небольших поселений в рамках одного учебного заведения. Но в данном случае обеспечивается доставка обучающихся.

Важным критерием исполнения права на образование становится его безвозмездный характер. Но в случае с высшим образованием предполагается прохождение конкурсных процедур отбора, поскольку количество мест для обучения лимитировано.

Как и в любом другом праве, право на образование имеет свои задачи, предмет, метод и источники. Задачами в сфере образования являются:

1) предоставление российским гражданам возможности получить образование (в идеале речь идёт о концепции непрерывного образования), что и составляет основу данного права;

2) выявление для физических и юридических лиц обязательств, их компетенций, ответственности и осуществление контрольной деятельности в сфере предоставления образовательных услуг соответствующими учреждениями, получившими разрешение на деятельность;

3) распределение полномочий в области

осуществления образовательной деятельности и контроля за ней между муниципалитетами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и аналогичными органами на федеральном уровне;

4) формирование правовых и финансовых гарантий осуществления образовательной деятельности.

В рамках последней задачи удалость накопить достаточный объем нормативной базы для формирования отрасли «Образовательное право» с самостоятельным предметом и методом правового регулирования.

После корректировки текста закона «Об образовании» и фактической ликвидации многих принятых в его поддержку законов (точнее, они вошли в состав обновленного закона «Об образовании»), правовая база существенно сократилась в объёме. Однако самостоятельный предмет и метод правового регулирования образовательных отношений сохранился.

В.И. Шкатулла под предметом образовательного права подразумевал «совокупность правил поведения, установленных государством или от имени государства для регулирования образовательных отношений» [19].

Обозначенный предмет образовательного права заключается в совокупности общественных отношений, связанных с организацией образовательной деятельности, получивших на это разрешение субъектов, а также в осуществлении комплекса контрольно-надзорных мероприятий по отношению к данным субъектам.

Особенности метода регулирования обозначенных отношений заключаются в существовании дифференцированного подхода к регулированию, выражающегося в сочетании бесплатных и возмездных форм осуществления образовательной деятельности, а также в комплексном характере правового регулирования, связанного с тем, что сфера образования находится в совместном ведении Федерации и её субъектов, что позволяет регламентировать образовательные отношения как федеральны-

ми органами власти, так и региональными.

При этом основным методом регулирования будет выступать императивный метод, поскольку основная масса отношений будет носить административный характер. Однако существует достаточно большое количество отношений прежде всего связанных с осуществлением образовательного процесса, а также связанного с выбором формы оказания образовательных услуг, когда вполне применим диспозитивный метод.

Таким образом, можно говорить об импе-ративно-диспозитивном подходе к правому регулированию образовательных отношений.

Возвращаясь к дифференцированному подходу, стоит отметить, что он также актуален при осуществлении нормативно-правового регулирования. Помимо того, что предусматривается разноуровневое регулирование образовательных услуг в зависимости от формы самого образовательного учреждения (например, существуют как муниципальные школы, так и школы, деятельность которых регламентирована на региональном уровне), существует вариативность регулирования в зависимости от вида оказываемых учреждением образовательных услуг.

Также необходимо отметить особенности правового регулирования сферы образования в контексте применения норм ответственности за противоправные действия в обозначенной сфере.

Таким образом, можно говорить о сочетании единого и дифференцированного регулирования образовательных отношений, что в свою очередь выступает одной из особенностей образовательного права.

Ещё одной отличительной чертой образовательного права является специфичный подход к нормативно-правовой безе, регламентирующей данные отношения.

Данная специфика заключается в том, что после принятия обновлённого закона «Об образовании» [2] в отрасли среди законодательных актов остался по сути лишь он. Положения иных законов были переработаны

и вошли в состав закона «Об образовании». Данный факт придает закону фактически кодифицированный характер. А сам закон выступает основой правового статуса человека в образовательной области.

Однако правовое регулирование не ограничивается только законом «Об образовании». Прежде всего, существуют положения Конституции РФ, направленные на заложение конституционных основ права на образование, о чём уже говорилось выше.

Также возможно принятие Указов Президента РФ. Последние направлены на формирование государственной политики в области образования, создание стратегий развития и общих подходов к образовательной деятельности и подготовки квалифицированных специалистов. Примером может служить Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [3].

Такой же подход используется и по отношению к актам Правительства РФ, которые могут приниматься в качестве дополнений положений Закона и президентских указов, а также могут иметь направленность детализации и унификации отдельных аспектов правового регулирования образовательных отношений. Например, Постановление Правительства РФ от 31.05.2021 № 825 «О федеральной информационной системе «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» (вместе с «Правилами формирования и ведения федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении») [4]. Также правительством могут приниматься акты распорядительного характера. Таким документом являлось Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2012 г. № 2303-р «О перечне ГОУ ВПО, которым предоставляется право проводить в 2013 г. дополнительные вступительные испытания» [5], на основании которого ряду высших образовательных учебных заведений

было разрешено помимо ЕГЭ провести ещё и вступительные экзамены.

Четвёртый уровень регулирования составляют акты федеральных министерств и ведомств. Речь о всевозможных приказах и письмах Министерства просвещения РФ, Министерства науки и высшего образования РФ, а также неотмененные акты единого Министерства образования и науки РФ, функционировавшего до 2018 года.

При этом издаваемые ими акты могут носить нормативный характер [6] (речь идёт о всевозможных приказах, постановлениях, распоряжениях, положениях, правилах и инструкциях), разъяснительный характер [7], исполняющие функцию информирования и предоставления разъяснений актов нормативного характера, а также вышестоящих по юридической силе актов. Часто такие акты носят рекомендательный характер. Но существует негласное правило исполнителей действовать в строгом соответствии с рекомендациями министерств.

Стоит отметить, что особняком стоят акты подведомственных министерствам агентств и ведомств. Они принимаются в рамках осуществления распорядительной или контрольно-надзорной деятельности. Формально такие акты самостоятельны, но должны согласовываться как с законами и подзаконными Актами Президента РФ и Правительства РФ, так и с актами, издаваемыми на министерском уровне [8].

Региональный уровень представлен, прежде всего, всевозможными региональными законами, регламентирующими отдельные аспекты образования. Чаще всего речь идёт о направлениях регионального стратегического планирования в обозначенной сфере [9].

На уровне муниципалитетов могут приниматься отдельные акты, направленные на регулирование муниципальных учреждений образования, а также предоставление дополнительной социальной поддержки гражданам в сфере образования, либо если речь идёт о распоряжении собственностью муниципальных учреждений образования [10].

Особняком стоят две категории актов. Речь идёт о всевозможных СанПиНах, регламентирующих требования к помещениям, классам и прочим вещам, сопровождающим процесс обучения, существующих в силу обеспечения здоровья и комфортного процесса обучения граждан, а также об актах смежных министерств, затрагивающих отдельные аспекты деятельности сферы образования, но находящиеся на пересечении с другими областями [11]. Например, в вопросе социального обеспечения граждан.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что образование необходимо человеку для того, чтобы понять, кем он является и определить свою роль в мире. Оно помогает человеку состояться как личность, открыть все грани своих возможностей. «Образование как социокультурный феномен представляет собой оптимальный способ вхождения человека в мир науки и культуры» [16]. Образованный человек всегда ценился не только в кругу людей, но и среди работодателей. Ведь получение диплома позволяет стать востребованным специалистом. Осведомленность в этой сфере поможет понять, что образование - важнейшая и неотъемлемая часть жизни любого, и государство в свою очередь обеспечивает все гарантии и создаёт право на образование доступное для всех. Помимо этого, взаимодействия в сфере образования напрямую зависят от специфики, которая представляет индивидуальный вид правоотношений, имеющий различия между правоотношениями, которые представляют трудовой, гражданский предмет, а также иных правовых сфер. Образовательное право имеет необходимые отраслевые характеристики - это самостоятельный специфический предмет правового регулирования. Однако при всех плюсах образования имеют место быть и недочеты в регулировании образования на законодательном уровне. Сфера образования постоянно развивается, параллельно с ней должно развиваться и государственное регулирование, должна совершенствоваться нор-

мативно-правовая база не только на местном уровне, но и международном. Чем шире границы, тем больше возможностей.

Например, одной из таких возможностей становится репетиторство.

С каждым годом репетиторство приобретает большую значимость. Репетиторство может проявляться в различных формах, начиная от индивидуальных занятий с одним учеником и заканчивая групповыми занятиями, вплоть до занятий в онлайн-формате, в котором может присутствовать большое количество учащихся. Однако все формы данного преподавания относят к понятию «теневое образование». «Рынок репетиторских услуг находится в активной фазе роста и с каждым годом будет только увеличиваться» [12].

Охват репетиторства в последнее время начал обгонять масштабы основной системы общего образования. В связи с этим правительство задумалось о регулировании рынка репетиторских услуг. Основными причинами применения регулирующих мер послужили недополученный доход от уплаты налогов, качество предоставляемых услуг и др. «Репетитор должен уметь стимулировать процесс обучения, инициировать деятельность ученика, создавать благоприятную эмоциональную и интеллектуальную обстановку» [17].

На протяжении долгого времени в России велась дискуссия о том, как можно регулировать рынок репетиторства, учитывая все возможные нюансы.

Большое количество преподавателей совмещают основную деятельность с репетиторством, оставаясь при этом в «тени». Поэтому объем рынка можно оценить не полностью.

Государство предпринимало большое количество попыток по созданию инструментов для легализации и регулирования репетиторства. Были вынесены предложения о создании бесплатной платформы репетиторства, для подготовки учащихся к предстоящим экзаменам, ведь была выявлена явная потребность в репетиторстве.

В научной статье Л.Х. Гитиса «Репетиторс-

тво как элемент качественного образования» можно отметить комментарий «Существует и еще одно направление в деятельности репетиторов, необходимое для повышения качества высшего образования. Оно заключается в том, что кто-то должен взять на себя заботу по выравниванию знаний абитуриентов, приехавших из разных регионов, городов, поселков и т. д. Действительно, в разных школах реально действуют разные стандарты качества обучения. Педагоги вузов этот феномен знают отлично, и доказывать обратное бесполезно. Но у каждого вуза есть свой стандарт минимума знаний для качественного обучения. И снижать этот стандарт вузы не собираются. Что ж, репетиторы способны за короткий срок решить и эту задачу» [13].

На данный момент данную проблему решили, создав институт самозанятых, а точнее налог на профессиональный доход - это новый специальный налоговый режим для самозанятых граждан. Согласно действующему Закону «Об образовании», репетиторство относится к платным образовательным услугам.

Репетитор, который зарегистрировался как самозанятый, имеет возможность легально заниматься своей деятельностью, при этом не рискуя быть привлеченным к ответственности за незаконную работу. Также репетиторы, зарегистрированные в Федеральной Налоговой Службе, имеют возможность размещать официальную рекламу о своей деятельности, самостоятельно определять условия работы и устанавливать стоимость за оказанные услуги.

Самозанятый не обязан платить страховые взносы в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. При этом есть и свои минусы, которые можно устранить другим путем. Самозанятый не имеет возможности получать в дальнейшем высокую пенсию, получать оплачиваемый больничный либо декрет. В связи с этим возможны самостоятельные и добровольные страховые взносы, накапливая при этом трудовой стаж. С Фондом социального страхования Российской Федерации возможно заключить договор соцстрахования и также

добровольно вносить определенную сумму, таким образом самозанятый обеспечивает сам себе оплачиваемый больничный или декрет.

Для того чтобы зарегистрироваться как самозанятый, необходимо осуществить несколько шагов:

- Через приложение Федеральной налоговой службы РФ «Мой налог». Понадобятся паспорт и фото. Статус самозанятого получите в течение суток. Доступна авторизация по учетной записи Госуслуг - в этом случае в приложение можно войти без ИНН и пароля от личного кабинета.

- Через личный кабинет самозанятых на сайте ФНС. Там вы найдете инструкцию и ссылки на приложение.

- Использовать сервисы самозанятых, например, платформу «Самозанятые.рф», где есть специальное приложение «Кошелек» и блог с ответами на вопросы о самозанятости. Или попробовать банковские инструменты.

Главные выгоды самозанятых отражаются в следующем:

1. Налог на профессиональный доход (НПД) - самый простой и удобный для репетитора способ работать легально и не бояться ФНС.

2. 4-6% - самая выгодная налоговая ставка из всех.

3. Можно быстро сменить специальный налоговый режим и стать плательщиком НПД, подав уведомление в налоговую инспекцию.

4. Если вы уже имеете статус ИП, можно перейти на НПД с сохранением статуса и расчетного счета и спокойно продолжать работать.

5. Легко самостоятельно формировать свою пенсию, трудовой стаж и социальные выплаты.

6. Стать самозанятым репетитором проще всего: не нужно вести сложный учет, сдавать отчеты. Зато можно легко и быстро находить клиентов, зарабатывать много и легально и при этом не бояться штрафов.

Считаем, что репетиторство имеет как хорошее отражение на уровне образования, так

и негативное. С одной стороны, репетиторство помогает учащимся нагнать упущенные знания и хорошо подготовиться к сдаче предстоящих экзаменов. Это дает возможность преподавателям самим определять время работы и отдыха. Также в своей научной статье Гитис Л.Х. отметил: «Оказывается, что практика репетиторства лучше всех стажировок повышает квалификацию преподавателя. Будь у меня такая возможность, на каждой кафедре организовал бы группу лицензированных репетиторов» [13]. Но с другой стороны это плохо влияет на систему образования. Многие учителя перестают давать учащимся достаточные знания, для того чтобы предлагать дополнительные уроки - репетиторство, чтобы больше заработать, при этом скрывая свои доходы от Федеральной Налоговой Службы. Для этого государству приходится искать способы решения данной проблемы, чтобы не усугублять ситуацию в сфере образования. Институт самозанятых как способ решения проблемы репетиторства является хорошим вариантом для предотвращения «теневого образования» и возможности регулирования репетиторства, для предоставления качественного образования.

Подводя итоги, можно констатировать, что этап получения образования является главным

этапом в становлении личности человека. Благодаря ему приобретаются знания, умения, формируется взгляд на жизнь и с в этот же момент человек находит свое предназначение в жизни. Государство в свою очередь обеспечивает все гарантии для получения образования, оно обеспечивает право на доступное образование.

Государство контролирует сферу образовательной деятельности на законодательном уровне. Так, данная сфера регулируется Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Но, несмотря на это, все же имеются пробелы на законодательном уровне, которые государство системно устраняет, но не всегда достаточно оперативно, что создает сложности в процессе государственного регулирования сферы образования.

В связи с пробелами эффективного регулирования сферы образования на законодательном уровне, возникают различные нюансы в виде «теневого образования», которое интерпретируют как репетиторство. И чтобы обойти данную проблему государство создает институт самозанятых, который помогает избежать возможные конфликты в образовательной деятельности и обеспечить предоставление качественных услуг и знаний.

библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237; Российская газета от 4 июля 2020 г. № 144.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (Редакция от 02.07.2021 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. № 53.

3. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 19 ст. 2336.

4. Постановление Правительства РФ от 31.05.2021 № 825 «О федеральной информационной системе «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» (вместе с «Правилами формирования и ведения федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении») [Электронный ресурс] - Режим доступа: // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_385324/

5. Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2012 г. № 2303-р «О перечне ГОУ ВПО, которым предоставляется право проводить в 2013 г. дополнительные вступительные испытания» [Электронный ресурс] - Режим доступа: //http://study.garant.ru/#/document/70103638/ paragraph/1:0

6. Приказ Минпросвещения России от 30.04.2021 № 222 «О внесении изменений в Порядок при-

ема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 сентября 2020 г № 457». [Электронный ресурс] - Режим доступа: // http://www.consultant.ru/law/hotdocs/t7/

7. <Письмо> Минпросвещения России от 23.03.2021 № СК-70/08 «О направлении информации по вопросу о применении Порядка аттестации педагогических работников». [Электронный ресурс] - Режим доступа: // http://www.consultant.ru/law/hotdocs/t7/

8. Информация Рособрнадзора «О проведенных Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) в I квартале 2021 года контрольных (надзорных) мероприятиях в установленной сфере деятельности, а также перечень наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований». [Электронный ресурс] - Режим доступа: // http://www.consultant.ru/law/hotdocs/t7/

9. Закон Ставропольского края от 30 июля 2013 г. № 72-кз «Об образовании» (с изменениями на 12 ноября 2020 года) // Ставропольская правда, № 213-214, 02.08.2013; Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве». [Электронный ресурс]

- Режим доступа: // http://study.garant.ru/#/document/376686/paragraph/34867:0

10. Решение Думы г. Пятигорска № 25-68 РД 01.06.2021 «О внесении изменений в решение Думы города Пятигорска «О дополнительных мерах социальной поддержки обучающихся общеобразовательных учреждений города-курорта Пятигорска в летний период 2021 года». [Электронный ресурс] - Режим доступа: // https://pyatigorsk.org/filesarhiv/docs?sort=-typeid

11. Приказ Минздрава России от 28.04.2021 N 413н «Об особенностях приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры на 2021/22 учебный год» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.2021 N 63690). [Электронный ресурс] - Режим доступа: // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_385077/

12. Гетман Анастасия. Выход из тени. подходы к регулированию репетиторства в России и в мире // Образовательная политика. 2020. №4 (84). URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/vyhod-iz-teni-podhody-k-regulirovaniyu-repetitorstva-v-rossii-i-v-mire (дата обращения: 13.12.2021).

13. Гитис Л.Х. Репетиторство как элемент качественного образования // ГИАБ. 2004. №12.

- С. 27. (дата обращения: 13.12.2021).

14. Козырин А.Н., Трошкина Т.Н. Образовательное право России // учебник и практикум: в 2 кн. // А.Н. Козырин, Т.Н. Трошкина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - С. 18.

15. Куракина Юлия Владимировна Право на образование в системе прав и свобод человека // Юридическая наука. 2016. №3. - С. 121 (дата обращения: 13.12.2021);

16. Милосердова О.Ю. Образование и качество образования в контексте социокультурного подхода // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2017. №4 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-i-kachestvo-obrazovaniya-v-kontekste-sotsiokulturnogo-podhoda (дата обращения: 13.12.2021).

17. Санников Д.А. Репетиторство как вид педагогической деятельности // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2021. №199. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/repetitorstvo-kak-vid-pedagogicheskoy-deyatelnosti (дата обращения: 13.12.2021).

18. Сидоров О.А., Шабалина О.Л. Право на образование как объект научного исследования // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2015. №1. - С. 94 (дата обращения: 13.12.2021).

19. Шкатулла В.И. Образовательное право России: Учебник для вузов / В. И. Шкатулла. - М.: Юстицинформ, 2015. - С. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.