Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ СТАТУС САМОЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН'

ПРАВОВОЙ СТАТУС САМОЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4608
740
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНИН / САМОЗАНЯТЫЙ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАЛОГОВОЕ ПРАВО / ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Макарова Л. А., Невзгодина Е. Л.

Введение. С 2019 г. в России введён институт самозанятости, проводится эксперимент по установлению специального налогового режима в виде налога на профессиональный доход, под которым понимается доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наёмных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества. При этом всё чаще используемый термин «самозанятость» в законах не расшифровывается, отсутствует критерий чёткого определения видов деятельности, которую могут осуществлять указанные лица. В настоящее время можно заметить большую заинтересованность налогового законодательства указанной дефиницией прежде всего с точки зрения легализации приносящей доход деятельности физических лиц, не поставленных на соответствующий учёт в налоговых органах и не уплачивающих налоги по данному основанию. Цель. Цель настоящей статьи состоит в обобщении, анализе нормативно-правовых норм различного уровня, посвящённых самозанятым, для разработки механизмов правового регулирования данного института. Методология. Достижение поставленной цели обеспечивалось на основе использования общенаучных и частнонаучных методов исследования: диалектического, формально-логического, системно-структурного, сравнительно-правового, технико-юридического, метода научного анализа. Результаты. Проведённый анализ действующей нормативно-правовой базы позволяет отнести самозанятость к особой форме предпринимательской деятельности. При этом облагаемые соответствующим налогом доходы требуют определения чёткого критерия отнесения к видам деятельности, которую могут осуществлять указанные лица. На основе проведённого анализа подготовлены рекомендации по совершенствованию института самозанятости. Заключение. Совокупность действующих правовых норм позволяет отнести к особенностям статуса самозанятых прежде всего отсутствие государственной регистрации, самостоятельность осуществления деятельности за рамками наёмного труда, уведомительный порядок. Недостаточность правовых норм, прежде всего гражданского законодательства, требует дальнейшей разработки договорной базы самозанятости как особой формы предпринимательской деятельности. Становится очевидной необходимость принятия федерального закона о самозанятых, позволяющего провести чёткое правовое регулирование данного института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL STATUS OF SELF-EMPLOYED CITIZENS

Introduction. Since 2019, the institute of self-employment has been introduced in Russia, an experiment is being conducted to establish a special tax regime in the form of a tax on professional income, which means the income of individuals from activities in which they do not have an employer and do not attract employees under labor contracts, as well as income from the use of property. At the same time, the increasingly used term "self-employment" is not deciphered in the laws, there is no criterion for a clear definition of the activities that these persons can carry out. Currently, one can notice a great interest in tax legislation by this definition, primarily in terms of legalizing the income-generating activities of individuals who are not registered with the tax authorities and do not pay taxes on this basis. Purpose. The purpose of this article is to summarize, analysis the regulatory norms of various levels devoted to the self-employed in order to develop mechanisms for the legal regulation of this institution. Methodology. The achievement of the goal was ensured on the basis of the use of general scientific and private scientific methods of research: dialectical, formal-logical, systemic-structural, comparative-legal, technical-legal, method of scientific analysis. Results. An analysis of the current regulatory framework makes it possible to attribute self-employment to a special form of entrepreneurial activity. At the same time, taxable income requires the definition of a clear criterion for attribution to the types of activities that these persons can carry out. Based on the analysis, recommendations were made to improve the institution of self-employment. Conclusion. The totality of existing legal norms allows us to attribute to the peculiarities of the status of self-employed, first of all, the lack of state registration, the independence of activities outside the framework of hired labor, and the notification procedure. The inadequacy of legal norms, especially civil legislation, requires the further development of a contractual basis for self-employment as a special form of entrepreneurial activity. The need to adopt a federal law on self-employed, allowing for a clear legal regulation of this institution, is becoming apparent.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ СТАТУС САМОЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН»

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО, ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС, ТРУДОВОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ПРАВО

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2021. Т. 18, № 4. С. 39-49. УДК 347

Б01 10.24147/1990-5173.2021.18(4).39-49

ПРАВОВОЙ СТАТУС САМОЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН

Л. А. Макарова1, Е. Л. Невзгодина2

1 Российский университет дружбы народов, г. Москва, Россия 2 Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия

Введение. С 2019 г. в России введён институт самозанятости, проводится эксперимент по установлению специального налогового режима в виде налога на профессиональный доход, под которым понимается доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наёмных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества. При этом всё чаще используемый термин «самозанятость» в законах не расшифровывается, отсутствует критерий чёткого определения видов деятельности, которую могут осуществлять указанные лица. В настоящее время можно заметить большую заинтересованность налогового законодательства указанной дефиницией прежде всего с точки зрения легализации приносящей доход деятельности физических лиц, не поставленных на соответствующий учёт в налоговых органах и не уплачивающих налоги по данному основанию. Цель. Цель настоящей статьи состоит в обобщении, анализе нормативно-правовых норм различного уровня, посвящённых самозанятым, для разработки механизмов правового регулирования данного института. Методология. Достижение поставленной цели обеспечивалось на основе использования общенаучных и частнонаучных методов исследования: диалектического, формально-логического, системно-структурного, сравнительно-правового, технико-юридического, метода научного анализа. Результаты. Проведённый анализ действующей нормативно-правовой базы позволяет отнести самозанятость к особой форме предпринимательской деятельности. При этом облагаемые соответствующим налогом доходы требуют определения чёткого критерия отнесения к видам деятельности, которую могут осуществлять указанные лица. На основе проведённого анализа подготовлены рекомендации по совершенствованию института самозанятости. Заключение. Совокупность действующих правовых норм позволяет отнести к особенностям статуса самозанятых прежде всего отсутствие государственной регистрации, самостоятельность осуществления деятельности за рамками наёмного труда, уведомительный порядок. Недостаточность правовых норм, прежде всего гражданского законодательства, требует дальнейшей разработки договорной базы самозанятости как особой формы предпринимательской деятельности. Становится очевидной необходимость принятия федерального закона о самозанятых, позволяющего провести чёткое правовое регулирование данного института.

Ключевые слова: гражданин; самозанятый; предпринимательство; самостоятельная деятельность; налоговое право; гражданское право.

1. Введение

Всё большее взаимопроникновение публичного и частного права наглядно демонстрирует пример самозанятых. Отсутствие соответствующего федерального закона, по-свящённого новому для российского законодательства институту, и даже единого нормативно-правового определения привело к фактически двойному правовому статусу указан-

ного института - в гражданском и налоговом смыслах. Причём в этих существенно различающихся по своей природе отраслях права категории самозанятых придаётся различная окраска. Это способно повлечь сложные гражданско-правовые споры и повышение рисков неравномерного территориального развития, усложнению налоговой системы и снижению её прозрачности [1, с. 184]. Очевидно,

что данных проблем можно избежать путём доктринальной разработки института самозанятости, и начать необходимо исходя из основ и опыта гражданского, а не налогового права.

Естественно, активное развитие института самозанятости началось в связи с желанием легализовать приносящую доход деятельность физических лиц, которые не поставлены на учёт в налоговых органах и не зарегистрированы в качестве субъектов предпринимательства. Вслед за этим был разработан и принят самостоятельный налоговый механизм для самозанятых граждан без определения их правового статуса.

На официальном сайте Федеральной налоговой службы (https://nalog.gov.ru/) приведены некоторые очевидные плюсы данного режима: отсутствие отчётов и деклараций, формирование чека в приложении «Мой налог» (не используется контрольно-кассовая техника), отсутствие обязанности по уплате фиксированных взносов на пенсионное страхование (в добровольном порядке), легальная работа без статуса индивидуального предпринимателя (далее - ИП) (доход подтверждается справкой из приложения), выгодные налоговые ставки, отсутствие других обязательных платежей, уведомительный порядок постановки на учёт, возможность совмещения с работой по трудовому договору (зарплата не учитывается при расчёте налога, трудовой стаж по месту работы не прерывается). Вместе с тем за рамками рассмотрения государственными органами остаются не менее важные отрицательные стороны данного института, а также отсутствие чётких критериев разграничения одинаковых, на первый взгляд, субъектов самозанятости. Как видно на практике, простого введения специального налогового режима оказывается совершенно недостаточно. Более того, он порождает активное участие самозанятых в различных правоотношениях, в том числе за пределами сферы действия налогового права.

Цель исследования состоит в выявлении на основе анализа нормативно-правовых актов, содержащих нормы, касающиеся самозанятых, актуальных проблем данного института для дальнейшей конкретизации правового регулирования.

2. Методология

Достижение поставленной цели обеспечивалось использованием общенаучных и частнонаучных методов исследования: диалектического, формально-логического, системно-структурного, сравнительно-правового, технико-юридического, метода научного анализа.

3. Понятие самозанятости

В письме Министерства труда и социальной защиты РФ от 3 марта 2020 г. № 16-1/В-87 отмечено, что трактовка сущно -сти понятия «самозанятость» содержится в Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г., утверждённой распоряжением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р, где самозанятость определяется как осуществление гражданами, не зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, приносящей доход деятельности с возможностью добровольного уведомления об осуществлении указанной деятельности налоговых органов в целях освобождения от ответственности за ведение незаконной предпринимательской деятельности.

Как правильно указано Министерством труда и социальной защиты РФ, данная дефиниция позволяет считать «предпринимательство» и «самозанятость» родственными понятиями, содержанием которых является деятельность, приносящая прибыть (доход), но различающаяся по признаку формальной легализации.

В ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), посвящён-ной предпринимательской деятельности граждан, данные категории разведены по тому же основанию. Абзацем 2 ч. 1 указанной статьи определено, что в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия их осуществления гражданами без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Это наталкивает на мысль, что самозанятость - форма предпринимательской деятельности, осуществляемая гражданами без регистрации в качестве ИП самостоятельно, инициативно, на свой страх и риск.

Однако всё чаще используемый в обиходе термин «самозанятость» на законодатель-

ном уровне не расшифровывается. В тексте Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» определение самозанятых отсутствует, однако поскольку ст. 2 относит к «занятым» различные категории граждан (работающих по трудовому договору, имеющих иную оплачиваемую работу (службу); зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей; нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, лиц, чья профессиональная деятельность подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию; занятых в подсобных промыслах и реализующих продукцию по договорам; выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера, авторским договорам; членов производственных кооперативов (артелей); избранных, назначенных или утверждённых на оплачиваемую должность; проходящих государственную службу; обучающихся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (за исключением обучения по направлению государственной службы занятости населения); временно отсутствующих на рабочем месте по уважительным причинам; являющихся учредителями (участниками) организаций, организационно-правовая форма которых предполагает права на получение дохода от деятельности этих организаций; являющихся членами крестьянского (фермерского) хозяйства), очевидно, что самозанятые лица сюда попадают [2].

В Современном экономическом словаре самозанятость определяется как «занятость трудом, управлением в собственном хозяйстве, в том числе в собственной фирме» [3, с. 315].

Термин «самозанятость» употребляется в широком и узком значениях. В широком к самозанятым относятся все самостоятельно занимающиеся приносящей доход деятельностью граждане, в том числе ИП, адвокаты, нотариусы, иные занимающиеся частной практикой лица (п. 2.2 Определения Конституционного Суда РФ от 29 мая 2014 г. № 1116-О, п. 3.18 ГОСТ 12.0.004-2015, письмо ФНС от 7 февраля 2013 г. № 218/06-06, письмо Минфина России от 9 февраля 2011 г. № 03-04-08/8-23).

Однако принимаемые в последнее время законодательные акты свидетельствуют о сужении понятия «самозанятость». В узком значении оно относится к гражданам, которые осуществляют приносящую доход деятельность и при этом не зарегистрированы в качестве ИП. Зачастую такие лица оказывают услуги другим физическим лицам для личных, домашних и иных подобных нужд, например, занимаются репетиторством, осуществляют присмотр и уход за детьми, больными, стариками, оказывают помощь по уборке и ведению домашнего хозяйства.

На наших глазах происходит оформление самозанятых в особую категорию участников гражданского оборота с особым режимом налогообложения, а значит, впереди наделение их особыми правами и обязанностями.

В Налоговом кодексе РФ понятие самозанятых граждан отсутствует, на сайте Федеральной налоговой службы (https://nalog.gov.ru/) к данной категории относят физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и оказывающих без привлечения наёмных работников услуги физическим лицам для личных, домашних и (или) иных подобных нужд. Заинтересованность налогового законодательства указанной дефиницией свидетельствует о развитии процесса легализации приносящей доход деятельности физических лиц, ранее не подававших соответствующих сведений в налоговые органы и не уплачивающих налог от своей деятельности.

4. Виды деятельности, основания получения, прекращения статуса самозанятых

Движение законодателя на пути выделения самозанятых в особую правовую категорию приводит к необходимости определения видов деятельности, которыми могут заниматься указанные лица. Как можно заметить из анализа действующего законодательства, термин «самозанятые» употребляется наряду с терминами «индивидуальный предприниматель» и «лица, занимающиеся частной практикой». И если в отношении ИП разграничение можно провести исходя из принципа формальной легализации, по поводу лиц, занимающихся частной практикой, возникает ряд вопросов.

Само определение таких лиц и видов деятельности, которую они осуществляют,

в каком-либо отдельном законе отсутствует. Исходя из анализа ряда федеральных законов, к ним относятся нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, детективы, оценщики, патентные поверенные, арбитражные управляющие, медиаторы и другие лица, имеющие право вести частную деятельность без регистрации в качестве ИП. Возникает логичный вопрос - относятся ли самозанятые к лицам, занимающимся частной практикой, и в чём смысл выделения данной категории?

На наш взгляд, понятие «лицо, занимающееся частной практикой», подразумевает не просто факт осуществления таким лицом профессиональной деятельности, но также особую квалификацию, специальность, позволяющие выполнять работу (оказывать услугу) в соответствии с установленными законами требованиями, для которых не требуется наличие статуса ИП.

Представляется, что дальнейшая детализация и разграничение видов предпринимательской деятельности физических лиц как субъектов права приведет к следующему соотношению (в порядке конкретизации от более широкого к более узкому) понятий:

- физическое лицо - любое физическое лицо как субъект права,

- ИП - физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке, самостоятельно осуществляющее приносящую доход деятельность, в том числе с привлечением наёмных работников,

- самозанятый - физическое лицо, не зарегистрированное в качестве ИП, самостоятельно осуществляющее приносящую доход профессиональную деятельность без привлечения наёмных работников и за рамками трудового договора,

- лицо, занимающееся частной практикой - физическое лицо, не зарегистрированное в качестве ИП, самостоятельно осуществляющее приносящую доход профессиональную деятельность, требующую особой квалификации, на основании предусмотренных законом условий.

Очевидно, что конкретизация видов деятельности самозанятых позволит чётко определить их правовой статус с целью оптимизации гражданского оборота. Этому может

способствовать принятие особого федерального закона о самозанятых.

В настоящее время порядок ведения деятельности самозанятыми гражданами законодательно закреплён п. 70 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -НК РФ) (освобождение от уплаты налога на доход физических лиц (далее - НДФЛ)); пп. 3 п. 3 ст. 422 НК РФ (освобождение от уплаты страховых взносов); п. 7.3 ст. 83 НК РФ (постановка на учёт в Федеральной налоговой службе (далее - ФНС)); п. 2 ст. 84 НК РФ (документы о начале или прекращении деятельности в ФНС не выдаются); пп. 13 п. 1 ст. 102 НК РФ (факт постановки на учёт или снятия с учёта не является налоговой тайной). При этом очевидно, что такая деятельность должна носить регулярный систематический характер [4, с. 14].

Статус самозанятого физическое лицо вправе получить в добровольном порядке с момента начала осуществления деятельности путём уведомления об этом налогового органа. После подачи заявления налоговый орган не выдаёт уведомления о постановке на учёт (снятии с учёта) самозанятому лицу, вся необходимая информация будет отражаться в приложении «Мой налог».

В любой момент самозанятое лицо может принять решение о прекращении своей деятельности. Для аннулирования соответствующего статуса подаётся заявление через приложение (либо через банк, в случае если первоначально заявление подавалось таким способом), и датой прекращения будет считаться дата его направления в налоговый орган.

В случае прекращения деятельности, отсутствия профессионального дохода самозанятый может не сниматься с налогового учёта, за время бездействия платить налог и сдавать отчётность не нужно. Это позволяет в любое время продолжить осуществлять соответствующую деятельность путём возобновления учёта поступающих доходов через приложение «Мой налог». Таким образом, реализована возможность приостановления деятельности самозанятого в любое время на любой период, не влекущая никаких правовых последствий.

Если доход за календарный год превысит 2,4 млн руб. либо самозанятый занялся

деятельностью, которая не соответствует налоговому режиму налога на профессиональный доход (далее - НПД), он автоматически лишается такого статуса с соответствующим доначислением НДФЛ по доходам, которые не попали под установленные Федеральным законом от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход"» (далее -Закон № 422-ФЗ) критерии (п. 2, 8 ч. 2 ст. 4, ч. 15 ст. 5). О снятии с учёта в качестве самозанятого уведомление поступит через приложение «Мой налог». Повторная регистрация в качестве самозанятого возможна при условии отсутствия недоимки по НПД, а также пени и штрафов (ч. 11 ст. 5 Закона № 422-ФЗ).

Вместе с тем физические лица, не являющиеся ИП, которые не зарегистрировались в налоговом органе в качестве самозанятых, могут быть привлечены к ответственности за ведение предпринимательской деятельности без государственной регистрации (п. 1 ст. 23 ГК РФ, ч. 6 ст. 2 Закона № 422-ФЗ). За данное правонарушение предусмотрен административный штраф в размере от 500 до 2 000 руб. (ч. 1 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)) с одновременным взысканием неуплаченных сумм НДФЛ, пеней и штрафов за неуплату налога и за непредставление декларации по форме 3-НДФЛ в налоговый орган (п. 1 ст. 75, п. 1 ст. 119, п. 1, 3 ст. 122 НК РФ). За незаконное предпринимательство и уклонение от уплаты налогов предусмотрена также уголовная ответственность (ст. 171, 198 Уголовного кодекса Российской Федерации).

5. Особенности налогового режима

С точки зрения налогового права физическое лицо приобретает статус самозанятого в соответствии с Законом № 422-ФЗ. На основании данного закона физические лица (в том числе ИП) получают доход от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наёмных работников по трудовому договору, а также от использования имущества. Право применять специальный налоговый режим возникает после соответствующего уведомления налогового органа согласно п. 7.3 ст. 83 НК РФ.

Эксперимент по установлению специального налогового режима для самозанятых (а, следовательно, их легализации) начался в 2019 г. в Москве, Московской, Калужской областях и Республике Татарстан. На сегодняшний день в эксперименте участвуют все субъекты РФ. Действовать данный режим будет до конца 2028 г.

Лица, изъявившие желание перейти на уплату налога на профессиональный доход, должны иметь идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и встать на учёт в налоговом органе, быть гражданами РФ, государств - членов ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизская Республика). Применение указанного налогового режима гражданами иных государств, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории РФ, не предусмотрено (письмо Минфина России от 23 июля 2019 г. № 03-1111/54601).

Частью 8 ст. 2 Закона № 422-ФЗ установлено, что физические лица, уплачивающие НПД, освобождаются от НДФЛ в отношении доходов, являющихся объектом обложения НПД, которыми признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). Кроме того, в ст. 6 отдельно перечислены доходы, которые не могут являться объектом налогообложения по НПД.

Доходы самозанятого лица облагаются НПД при его соответствии определённым критериям: он не должен продавать подакцизные товары и товары, подлежащие обязательной маркировке средствами идентификации, перепродавать товары или имущественные права, за исключением личного домашнего имущества, заниматься добычей или реализацией полезных ископаемых, иметь работников, быть посредником, применять иные специальные налоговые режимы или платить НДФЛ, его доходы в текущем календарном году не должны превышать 2,4 млн руб.

Для юридических лиц плюсом работы с самозанятыми является то, что в отношении них не надо начислять страховые взносы и удерживать НДФЛ, исполняя функции налогового агента [5, с. 60]. Такое разъяснение приведено в письме Минфина России от 29 января 2019 г. № 03-11-11/5075. Однако в случае превышения суммы дохода самоза-

нятого в 2,4 млн руб. контрагенту нужно удерживать НДФЛ и начислять страховые взносы в общем порядке (как с обычным физическим лицом). Это подтверждает ФНС России в п. 10 письма от 20 февраля 2019 г. № СД-4-3/2899@.

В силу ч. 3, 4 ст. 8 Закона № 422-ФЗ в случае возврата самозанятым сумм, полученных в счёт оплаты (предварительной оплаты), на сумму возврата уменьшаются доходы того налогового периода, в котором получен доход, и он вправе провести корректировку ранее переданных налоговому органу сведений о сумме расчётов, приводящих к завышению сумм налога, в том числе в результате некорректного ввода таких сведений, при представлении пояснений с указанием причин корректировки. В свою очередь, юридическое лицо и/или ИП - контрагент, получившее от самозанятого возврат денежных средств за ранее приобретенные товары (работы, услуги), также обязано будет осуществить корректировку налоговой базы [6].

Особенностью налогового режима самозанятых является то, что из их налогооблагаемой базы исключаются доходы в виде выплат (вознаграждений) от других физических лиц за оказание услуг по присмотру и уходу за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации, по репетиторству, уборке жилых помещений, ведению домашнего хозяйства. Законом субъекта РФ могут быть установлены иные виды услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, доходы от оказания которых освобождаются от налогообложения самозанятых лиц.

Сущность указанного налогового режима заключается в уплате фиксированной ставки налога, отсутствии необходимости ведения бухгалтерского учёта, уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России и Фонд обязательного медицинского страхования, для учёта пенсионного стажа данная категория налогоплательщиков уплачивает взносы добровольно, по желанию. В Законе № 422-ФЗ не установлена также обязанность использования физическими лицами, применяющими НПД, конкретных видов банковских счетов. В Информационном письме

Банка России от 19 декабря 2019 г. № ИН-014-12/94 отмечено, что использование такими лицами своих текущих банковских счетов для получения профессионального дохода не противоречит требованиям законодательства РФ. Надо признать, что несмотря на упрощение порядка ведения расчётных операций, которые, по сути, нигде не отражаются, это может приводить к недобросовестности участников оборота [7, с. 10], а также повлечь споры в отношении денежных переводов, не связанных с налогооблагаемыми доходами.

Выгоды для самозанятых от применения экспериментального налогового режима НПД заключаются прежде всего в электронном налоговом документообороте, исключающем дополнительные трудозатраты, связанные с регистрацией, сдачей отчётности [8], а также применении упрощённых налоговых ставок (4 % при работе с физическими лицами и 6 % при работе с юридическими лицами или ИП), которые могут быть уменьшены на сумму налогового вычета в размере до 10 000 руб., нарастающим итогом (сумма вычета определяется в размере 1 % дохода, облагаемого налогом на профессиональный доход (ч. 8 ст. 2, п. 1 ст. 10, ч. 1, 2 ст. 12, ч. 2 ст. 15 Закона № 422-ФЗ)).

6. Некоторые аспекты договорных отношений

При заключении договора с самозанятыми лицами необходимо руководствоваться общими положениями ГК РФ применительно к заключению договоров с физическими лицами.

Если стороной по договору выступает юридическое лицо, такие договоры, как правило, заключаются с самозанятыми как единственными исполнителями [9, с. 43]. В целях стимулирования граждан к осуществлению указанной деятельности на период действия эксперимента «Налог на профессиональный доход» самозанятые могут принимать участие в закупках, проводимых среди субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с требованиями федеральных законов от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Договор с самозанятым заключается посредством направления оферты одной из сторон и её акцепта другой (п. 2 ст. 432 ГК РФ). В соответствии с п. 3 ст. 438 ГК РФ совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для её акцепта, действий по выполнению названных в ней условий договора (предоставление услуг, выполнение работ, оплата соответствующей суммы и т. п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте. Договор признаётся заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, её акцепта (п. 1 ст. 433 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 161 ГК РФ сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в простой письменной форме (за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения). Согласно п. 2 ст. 434 ГК РФ договор в письменной форме может быть заключен путём составления одного документа, подписанного сторонами, а также путём обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами, в том числе электронными документами, передаваемыми по каналам связи, позволяющим достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. При этом электронным документом, передаваемым по каналам связи, признается информация, подготовленная, отправленная, полученная или хранимая с помощью электронных, магнитных, оптических либо аналогичных средств, включая обмен информацией в электронной форме и электронную почту [10, с. 59]. Письменная форма договора считается соблюдённой, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 438 ГК РФ (п. 3 ст. 434 ГК РФ).

Расчёты по договорам с самозанятыми имеют установленные налоговым законодательством особенности. Чек, сформированный по правилам ст. 14 Закона № 422-ФЗ, является первичным учётным документом, подтверждающим фактическое осуществление соответствующих расходов в рамках заключенного с самозанятыми лицами договора. Акт на выполнение работ (оказание услуг) может выступать дополнительным документом, в котором отражается период или

дата оказания услуги, например, при наличии предоплаты [11, с. 13].

Формирование чеков самозанятыми гражданами, не зарегистрированными в качестве ИП, на бесплатной основе реализовано посредством официального приложения «Мой налог» (https://npd.nalog.ru/app/). При расчётах самозанятого налогоплательщика с покупателем (клиентом) он, используя данное приложение, формирует и выдаёт чек, в котором указываются наименование товара, работы или услуги и стоимость, а при оформлении в адрес ИП и/или юридического лица в чеке обязательно должен быть указан ИНН. Чек должен быть сформирован и передан контрагенту в момент расчёта наличными денежными средствами и/или с использованием электронных средств платежа. При безналичном расчёте чек формируется и передаётся не позднее 9-го числа месяца, следующего за налоговым периодом (месяц), в котором произведены расчёты (ч. 3 ст. 14 Закона № 422-ФЗ). Законом предусмотрено несколько вариантов передачи чека: на мобильный телефон или электронную почту, лично или путём считывания по QR-коду.

Специальная имущественная ответственность самозанятых по ГК РФ не установлена. Очевидно, что она аналогична ответственности физических лиц, т. е. если лицо в рамках своей деятельности нанесло ущерб, возмещение происходит по правилам ст. 15 ГК РФ [12, с. 6].

Особенностью правового статуса самозанятых является также то, что они могут одновременно работать по трудовому договору, иметь статус ИП, т. е. выполнять дополнительную работу, приносящую доход, по трудовым и гражданско-правовым договорам. В целях исключения конфликта множественности правового статуса субъекта - физического лица до момента окончательной выработки нормативной базы, касающейся самозанятых, необходимо учитывать ряд аспектов:

- НПД нельзя совмещать с другими специальными налоговыми режимами - упрощённой системой налогообложения (УСН), единым сельскохозяйственным налогом (ЕСХН) [13, с. 67]. При принятии решения о переходе на НПД налогоплательщик обязан в письменном виде отказаться от применения ранее выбранных режимов. Если налоговый

орган выявит факт одновременного применения нескольких налоговых режимов, разрешение на работу будет аннулировано;

- гражданско-правовой договор с самозанятым лицом не должен иметь признаков трудового договора. Также следует помнить, что в силу прямого запрета, содержащегося в Законе № 422-ФЗ, бывший работодатель (за последние 2 года) и действующий заказчик у самозанятого лица совпадать не могут. Нарушение повлечёт для юридического лица доначисления страховых взносов, НДФЛ и штрафов за нарушение трудового законодательства на основании ч. 3, 5 ст. 5.27 КоАП РФ;

- лица, зарегистрированные в качестве самозанятых, не могут быть признаны безработными [14, с. 15]. Достоверность сведений о регистрации гражданина в качестве самозанятого, заполнившего заявление о признании безработным, определяется центрами занятости населения посредством сравнения сведений с данными, содержащимися на официальном сайте ФНС России (п. 4(2) Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утв. постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2020 г. № 460).

Хочется обратить внимание, что с точки зрения трудового права ситуация, когда работодатель не заинтересован в заключении трудового и заключает гражданско-правовой договор, вероятно, станет ещё более популярной ввиду очевидной экономии как на самом налоге, так и на трудовом ресурсе за счёт сокращения бухгалтерского учёта операций контрагента [15, с. 27], а также исключения дополнительных рисков в сфере классических правоотношений работник -работодатель.

7. Заключение

Совершенно очевидно, что самозанятость существовала и ранее, при этом сейчас данное явление остро нуждается в особом правовом регулировании, нормативном определении и закреплении правового статуса с учётом норм и опыта гражданского, трудового и налогового права.

Совокупность принятых правовых норм позволяет выявить несколько ключевых особенностей правового статуса самозанятых:

• отсутствие государственной регистрации,

• самостоятельное осуществление деятельности без работодателя и привлечения наёмных работников по трудовому договору,

• профессиональная деятельность, приносящая доход только в рамках предусмотренных законом условий,

• уведомительный порядок начала осуществления деятельности.

Таким образом, самозанятые граждане -это физические лица, не являющиеся ИП, осуществляющие профессиональную деятельность, при которой они не имеют работодателя и не привлекают наёмных работников по трудовому договору, применяющие особый налоговый режим с момента уведомления об осуществлении указанной деятельности в установленном порядке налогового органа.

Самозанятость как особая форма инициативной предпринимательской деятельно -сти требует разработки договорной базы, влекущей прежде всего уточнение норм гражданского законодательства и законодательства о защите прав потребителей. В этой связи становится очевидной необходимость принятия специального федерального закона о самозанятых, позволяющего провести чёткое правовое регулирование данного института.

ЛИТЕРАТУРА

1. Риски финансовой безопасности: правовой формат : монография / О. А. Акопян, С. Я. Боженок, О. В. Веремеева и др. ; отв. ред. И. И. Кучеров, Н. А. Поветкина. - М. : ИЗиСП : Норма : ИНФРА-М, 2018. - 304 с.

2. Титов Г. А. Правовой статус самозанятых граждан: гражданско-правовой и налоговый аспект // Финансовое право. - 2020. - № 1. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2011. - 511 с.

4. Анищенко А. В. Предприниматель или нет: как скажете, так и будет! // НДС: проблемы и решения. -2019. - № 6. - С. 13-18.

5. Ермошина Е. Особенности расчётов с физлицами - плательщиками НПД (самозанятыми) // Казённые учреждения: бухгалтерский учёт и налогообложение. - 2020. - № 6. - С. 59-67.

6. Гришина О. Порядок работы автономных учреждений с плательщиками НПД (самозанятыми лицами) // Автономные учреждения: бухгалтерский учёт и налогообложение. - 2020. - № 7. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Митрахович А. Самозанятость и способы минимизации налогообложения // Трудовое право. - 2020. -№ 11. - С. 5-12.

8. Шестакова Е. В. Сложные вопросы изменений трудового законодательства в 2021 году. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Артемова И. В. Договор ГПХ с физическим лицом в 2021 году // Советник бухгалтера бюджетной сферы. - 2020. - № 24. - С. 36-51.

10. Ермошина Е. Л. Как унитарному предприятию работать с самозанятыми гражданами? // Бухгалтер Крыма: учёт в унитарных предприятиях. - 2020. - № 3. - С. 57-66.

11. Крылова Е. Г. Особенности экономического регулирования предпринимательской деятельности самозанятых в России и за рубежом // Юрист. - 2017. - № 6. - С. 11-15.

12. Шестакова Е. Заштатная ситуация. Самозанятые как новая реальность для бизнеса // Финансовая газета. - 2020. - № 32. - С. 5-7.

13. Байдина О. Самозанятые по 4 %: теоретические и практические аспекты // Трудовое право. - 2019. -№ 2. - С. 65-72.

14. Морозова Г. В., Дерина О. В., Филичкина Ю. Ю. Направления развития налогового потенциала региона в условиях новых вызовов // Налоги. - 2020. - № 5. - С. 13-16.

15. Алексеевская А. Социальные аспекты самозанятости. Кто может решиться использовать такую форму и легализоваться? // Трудовое право. - 2019. - № 7. - С. 23-32.

Информация об авторах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Макарова Лидия Анатольевна - внутренний аудитор

Российский университет дружбы народов Адрес для корреспонденции: 117198, Россия, Москва, ул. Миклухо-Маклая,9 E-mail: [email protected] SPIN-код: 8783-2047, Author ID: 1060773

Невзгодина Елена Львовна - заслуженный юрист РФ, заслуженный работник высшей школы РФ, заслуженный профессор ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, кандидат юридических наук, профессор, заведующая кафедрой гражданского права

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а

E-mail: [email protected]

SPIN-код: 3790-3180, Author ID: 549703

Информация о статье

Дата поступления - 2 октября 2021 г. Дата принятия в печать - 12 октября 2021 г.

Для цитирования

Макарова Л. А., Невзгодина Е. Л. Правовой статус самозанятых граждан // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2021. Т. 18, № 4. С. 39-49. й01: 10.24147/1990-5173.2021. 18(4).39-49.

LEGAL STATUS OF SELF-EMPLOYED CITIZENS

L.A. Makarova1, E.L. Nevzgodina2

1 Federal State Autonomous Educational Institution "Peoples' Friendship University of Russia", Moscow, Russia

2 Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia

Introduction. Since 2019, the institute of self-employment has been introduced in Russia, an experiment is being conducted to establish a special tax regime in the form of a tax on professional income, which means the income of individuals from activities in which they do not have an employer and do not attract employees under labor contracts, as well as income from the use of property. At the same time, the increasingly used term "self-employment" is not deciphered in the laws, there is no criterion for a clear definition of the activities that these persons can carry out. Currently, one can notice a great interest in tax legislation by this definition, primarily in terms of legalizing the income-generating activities of individuals who are not registered with the tax authorities and do not pay taxes on this basis. Purpose. The purpose of this article is to summarize, analysis the regulatory norms of various levels devoted to the self-employed in order to develop mechanisms for the legal regulation of this institution. Methodology. The achievement of the goal was ensured on the basis of the use of general scientific and private scientific methods of research: dialectical, formal-logical, systemic-structural, comparative-legal, technical-legal, method of scientific analysis. Results. An analysis of the current regulatory framework makes it possible to attribute self-employment to a special form of entrepreneurial activity. At the same time, taxable income requires the definition of a clear criterion for attribution to the types of activities that these persons can carry out. Based on the analysis, recommendations were made to improve the institution of self-employment. Conclusion. The totality of existing legal norms allows us to attribute to the peculiarities of the status of self-employed, first of all, the lack of state registration, the independence of activities outside the framework of hired labor, and the notification procedure. The inadequacy of legal norms, especially civil legislation, requires the further development of a contractual basis for self-employment as a special form of entrepreneurial activity. The need to adopt a federal law on self-employed, allowing for a clear legal regulation of this institution, is becoming apparent.

Keywords: citizen; self-employed; entrepreneurship; independent activity; tax law; civil law.

REFERENCES

1. Kucherov I.I., Povetkina N.A. (ed.). Risks of financial security: legal format, monograph. Moscow, IZiSP Publ., Norma Publ., INFRA-M Publ., 2018. 304 p. (In Russ.).

2. Titov G.A. Legal status of self-employed citizens: civil law and tax aspect. Finansovoe pravo = Financial law, 2020, no. 1. Available at "ConsultantPlus" System. (In Russ.).

3. Raisberg B.A., Lozovsky L.Sh., Starodubtseva E.B. Modern economic dictionary. Moscow, INFRA-M Publ., 2011. 511 p. (In Russ.).

4. Anishchenko A.V. Entrepreneur or not: as you say, it will be! NDS: problemy i resheniya = VAT: problems and solutions, 2019, no. 6, pp. 13-18. (In Russ.).

5. Ermoshina E. Features of settlements with individuals - PIT payers (self-employed). Kazennye uchrezhdeniya: bukhgalterskii uchet i nalogooblozhenie = State institutions: accounting and taxation, 2020, no. 6, pp. 59-67. (In Russ.).

6. Grishina O. The procedure for working of autonomous institutions with PIT payers (self-employed persons).

Avtonomnye uchrezhdeniya: bukhgalterskii uchet i nalogooblozhenie = Autonomous institutions: accounting and taxation, 2020, no. 7. Available at "ConsultantPlus" System. (In Russ.).

7. Mitrahovich A. Self-employment and ways to minimize taxation. Trudovoe pravo = Labor law, 2020, no. 11, pp. 5-12. (In Russ.).

8. Shestakova E.V. Difficult issues of changes in labor legislation in 2021. Available at "ConsultantPlus" System. (In Russ.).

9. Artemova I.V. Contract GPH with an individual in 2021. Sovetnik bukhgaltera byudzhetnoi sfery = Adviser to the accountant of the public sector, 2020, no. 24, pp. 36-51. (In Russ.).

10. Yermoshina E.L. How can a unitary enterprise work with self-employed citizens? Bukhgalter Kryma: uchet v unitarnykh predpriyatiyakh = Accountant of Crimea: accounting in unitary enterprises, 2020, no. 3, pp. 57-66. (In Russ.).

11. Krylova E.G. Features of economic regulation of the entrepreneurial activities of self-employed in Russia and abroad. Yurist = Lawyer, 2017, no. 6, pp. 11-15. (In Russ.).

12. Shestakova E. Zastatnaya situation. Self-employed as a new reality for business. Finansovaya gazeta = Financial newspaper, 2020, no. 32, pp. 5-7. (In Russ.).

13. Bidina O. Self-employed 4% each: theoretical and practical aspects. Trudovoe pravo = Labor law, 2019, no. 2, pp. 65-72. (In Russ.).

14. Morozova G.V., Deryna O.V., Filichkina Yu.Yu. Directions of development of tax potential of the region in conditions of new challenges. Nalogi = Taxes, 2020, no. 5, pp. 13-16. (In Russ.).

15. Alekseevskaya A. Social aspects of self-employment. Who can decide to use this form and legalize? Trudovoepravo = Labor law, 2019, no. 7, pp. 23-32. (In Russ.).

About the authors

Makarova Lidia - Internal Auditor

Peoples' Friendship University of Russia

Postal address: 9, Miklukho-Maklaya st., Moscow, 117198, Russia

E-mail: [email protected] SPIN-code: 8783-2047, Author ID: 1060773

Nevzgodina Elena - Honored Lawyer of the Russian Federation, Honored Worker of Science, Honored Professor of Dostoevsky Omsk State University, Ph.D. in Law, Head of the Department of Civil Law

Dostoevsky Omsk State University

Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia

Article info

Received - October 2, 2021 Accepted - October 12, 2021

For citation

Makarova L.A., Nevzgodina E.L. Legal Status of Self-Employed Citizens. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Pravo" = Herald of Omsk University. Series "Law", 2021, vol. 18, no. 4, pp. 39-49. DOI: 10.24147/1990-5173.2021. 18(4).39-49. (In Russ.).

E-mail: [email protected] SPIN-code: 3790-3180, Author ID: 549703

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.