Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕПЕТИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕПЕТИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
595
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕПЕТИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / САМОЗАНЯТОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сенченков Николай Петрович, Суворова Гульшат Вакильевна

Изучение вопроса правового регулирования репетиторской деятельности в образовательной сфере - необходимая и важная тенденция в современном обществе. Влияние репетиторства как самодостаточной деятельности с каждым годом все более возрастает. В статье рассматриваются социально-педагогический феномен репетиторства, мотивы обращения к репетиторской деятельности. Дана характеристика современного репетиторства, рассмотрен зарубежный опыт с точки зрения отношения к репетиторам и репетиторской деятельности, отмечен аспект влияния дистанционного образования в ситуации пандемии и карантина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF PRIVATE TUTORING IN THE EDUCATIONAL SPHERE

The study of the issue of legal regulation of tutoring in the educational sphere is a necessary and important trend in modern society. The influence of tutoring as a self-sufficient activity is increasing every year. The article examines the social and pedagogical phenomenon of tutoring, the motives for turning to tutoring. The characteristic of modern tutoring is given, foreign experience is considered from the point of view of attitudes towards tutors and tutoring, the aspect of the influence of distance education in a situation of pandemic and quarantine is noted.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕПЕТИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ»

УДК 37.013

Н. П. Сенченков, Г. В. Суворова

(г.Смоленск)

правовое регулирование репетиторской деятельности

в образовательной сфере

legal regulation of private tutoring in the educational sphere

Изучение вопроса правового регулирования репетиторской деятельности в образовательной сфере - необходимая и важная тенденция в современном обществе. Влияние репетиторства как самодостаточной деятельности с каждым годом все более возрастает. В статье рассматриваются социально-педагогический феномен репетиторства, мотивы обращения к репетиторской деятельности. Дана характеристика современного репетиторства, рассмотрен зарубежный опыт с точки зрения отношения к репетиторам и репетиторской деятельности, отмечен аспект влияния дистанционного образования в ситуации пандемии и карантина. Ключевые слова: репетиторская деятельность, правовое регулирование, самозанятость, педагогические функции.

The study of the issue of legal regulation of tutoring in the educational sphere is a necessary and important trend in modern society. The influence of tutoring as a self-sufficient activity is increasing every year. The article examines the social and pedagogical phenomenon of tutoring, the motives for turning to tutoring. The characteristic of modern tutoring is given, foreign experience is considered from the point of view of attitudes towards tutors and tutoring, the aspect of the influence of distance education in a situation of pandemic and quarantine is noted.

Key words: private tutoring, legal regulation, self-employment, pedagogical functions.

Нужно отметить, что ряд исследователей определяют репетиторство как нерегулируемый, теневой сегмент рынка образовательных услуг, которые представлены без оформления необходимых лицензий. Если рассматривать данный феномен относительно различных сфер жизни общества, то можно прийти к выводу, что, с точки зрения педагогической сферы, страдает формирование позитивного образа школы как первоисточника знаний.

Для достаточно полного представления картины, связанной с пониманием функций репетиторской деятельности, необходимо её рассматривать, учитывая различные па-

радигмы, в частности теории М. Брея [2] и А. А. Наумовой [10]. Существуют работы отечественных исследователей (Т. П. Балакина, А. Я. Бурдяк), рассматривающие роль репетиторства в системе российского образования.

Актуальность вопроса правового регулирования репетиторской деятельности заключается в том, что все больше людей обращаются к индивидуальным преподавателям. Так, А. А. Наумова представила материалы исследования - опроса 522 студентов Сургутского государственного педагогического университета. 41% опрошенных обращались за помощью к репетиторам для подготовки к ЕГЭ. Также по результатам ис-

следований, которые регулярно проводятся Левада-центром, количество учащихся 8-11-х классов, занимающихся с репетитором, с 2014 по 2018 год возросло с 68% до 83% [10].

Результаты этих исследований говорят о том, что внешкольное репетиторство сейчас является неотъемлемой частью системы образования. Данную тенденцию можно объяснить следующим образом:

1. Репетиторство становится решением проблем, на которые общее школьное образование не может адекватно реагировать. Существует ряд предметов, которые требуют специфической индивидуальной подготовки, как, например, иностранные языки или математика. Репетиторы, подготавливая свои курсы, имеют возможность учитывать специфические особенности конкретного ребенка.

2. Психологи отмечают, что детям часто бывает страшно обратиться напрямую к преподавателю, который учит их в школе, или у преподавателя может просто не хватать времени для того, чтобы оказать индивидуальную помощь каждому, поэтому некоторый материал остается непонятным для ребенка.

3. В целом активному развитию репетиторства способствует изменение общественного сознания. Родители часто испытывают чувство выполненного долга после того, как «нанимают» репетитора.

Репетиторство как социально-педагогический феномен имеет неоднозначную оценку в современном обществе: если мы будем рассматривать отношение к данному феномену с точки зрения педагогической практики, то в целом педагогическое сообщество, а именно те преподаватели, которые ведут свою деятельность строго в школе, имеют негативное отношение к этому феномену. Л. Б. Райхельгауз отмечает, что ситуацию относительно негативной оценки среди педагогического сообщества, а также реального присвоения этой практике образовательного статуса можно исправить путем стандартизации требований к частным репетиторам, а также приведения правового потенциала в действие [12].

Л. Б. Райхельгауз, проведя анализ существующих исследований относительно мотивов обращения к частному обучению, пришёл к выводу, что такими мотивами являются: 1) ориентация на учащихся; 2) ориентация на школьную систему; 3) ориентация на родителей.

Если рассматривать каждый мотив, то им можно дать следующую характеристику. Ориентация на учащихся связана с пропусками уроков, а также с пробелами в знаниях по личным причинам. Ориентация на школьную систему характеризует недостатки в системе образования в целом, здесь проблемы могут высвечиваться относительно большого количества учащихся в классе, нехватки свободного времени у детей по причине перегруженных программ, а также проблемы стрессового подхода к контролю знаний.

Мотивы, которые ориентируются на родителей, связаны с ожиданиями и устремлениями конкретных родителей относительно уровня образования ребенка, которые могут не до конца соответствовать возможностям или текущей успеваемости детей.

Следует дать характеристику современному репетитору. Для этого необходимо обратиться к статье А. А. Наумовой [11], которая на основе личного исследования смогла сформировать его портрет. По заключению ученого, репетитор: 1) специалист с высшим педагогическим образованием; 2) работает или имеет опыт работы в сфере образования; 3) чаще всего это педагог, который помогает подготовиться к ЕГЭ или ОГЭ; 4) репетиторы могут работать как у себя на дому, так и выезжать на дом к ученику.

Перечень качеств, которыми, согласно опросу обучающихся и родителей, должен обладать репетитор: 1. Хорошее владение предметом; 2. Способность доступно объяснять материал; 3. Умение мотивировать; 4. Уравновешенность; 5. Терпеливость; 6. Пунктуальность; 7. Знание возрастной психологии; 8. Умение заинтересовать.

Таким образом, выигрывающей стратегией в педагогическом пространстве является фасилитация, т.е., оказание помощи ученику, как психологической, так и пред-

метной, в тот момент, когда он занимается самостоятельным поиском и обработкой информации.

Именно поэтому современному частному педагогу присваивается роль фасили-татора: обучающемуся и родителям важно, чтобы репетитор не только мог выполнять необходимую успешную и эффективную педагогическую деятельность, но также и создал атмосферу взаимопонимания и доверия [4].

Для того чтобы проследить правовые поправки, которые были внесены в регулирование репетиторской деятельности, необходимо понять специфику этой деятельности.

Одной из задач при изучении правового положения репетиторов в России становится изучение зарубежного опыта. Рассмотрим опыт Великобритании. Для этого обратимся к первоисточнику.

«Знаете ли вы, что по данным Sutton Trust, 25% школьников Великобритании сейчас пользуются частными репетиторами? И эта цифра увеличивается до 50% в Лондоне. Работа в качестве наставника может быть чрезвычайно полезной работой, не говоря уже о прекрасном способе зарабатывать на жизнь, никому не подчиняясь. Считается, что индустрия частного обучения в Великобритании стоит 6 миллиардов фунтов в год и постоянно растет. Если у вас есть страсть к обучению других, то никогда не поздно для того, чтобы стать репетитором», - такое приветственное сообщение ждет человека, перешедшего на сайт TTW (the tutor website) [7].

Рассмотрим основные вопросы, ответы на которые предоставляют авторы сайта.

1. Какая квалификация нужна, чтобы стать репетитором в Великобритании?

В Великобритании нет стандартных квалификаций для частных репетиторов, поэтому любой, кто имеет хорошие знания по специальному предмету, может стать репетитором. Частное репетиторство не ограничивается обучением школьников. Есть множество репетиторов, которые специализируются на преподавании музыки, искусства, бизнеса, маркетинга, компьютерного кодирования и профессиональных услуг.

Частные репетиторы рассматриваются как ценные сотрудники в глазах ученика или родителя, если они имеют непосредственный опыт в изучаемом предмете. Что касается научных кругов, то квалифицированные преподаватели часто решают стать наставниками и предлагают свои услуги в дополнение к своей преподавательской работе. Новые квалифицированные или вышедшие на пенсию учителя также предлагают свои услуги в качестве наставников и иногда являются предпочтительным выбором преподавателя, поскольку их предыдущий опыт ясно показывает высокие знания. Недавнее исследование TES показало, что 74% преподавателей ранее работали в сфере образования [7].

С другой стороны, многие ученики и родители сознательно выбирают репетитора, который не является учителем, у которого может быть немного другой подход к обучению. В образовательных учреждениях те, кто преподает более специализированные предметы, такие как онлайн-маркетинг, веб-разработка, HTML-кодирование и т. д., как правило, имеют опыт работы в этих конкретных отраслях.

2. Важность получения проверки DBS в качестве частного репетитора для получения разрешения выполнять данную деятельность.

Здесь необходимо сделать важное дополнение и примечание, что проверка DBS связана с криминальным прошлым граждан. В России данный аналог соответствует «справке об отсутствии судимости».

Проверки DBS (получение удостоверения об отсутствии судимости) требуются для определенных работ или добровольной работы. DBS - это сертификат, который можно получить в Службе раскрытия. Например, кому-то может понадобиться пройти проверку DBS, чтобы работать с детьми, в сфере здравоохранения или подать заявление на усыновление ребенка.

Не существует юридических требований для проверяемых DBS преподавателей, но лучше получить данное удостоверение, особенно, если вы планируете обучать студентов в возрасте до 18 лет.

3. Вопрос страхования для частных репетиторов в Великобритании.

Страхование гражданской ответственности, как правило, рекомендуется для тех, кто предлагает обучение в собственном доме, в качестве средства защиты от юридической ответственности после травмы студента или повреждения имущества третьих лиц. Однако государственное страхование не является юридическим обязательством. Данный пункт представляет особый интерес, так как подобная практика совершенно не распространена в России, что, безусловно, необходимо взять на заметку.

Для того чтобы получить практические данные для сравнения ситуаций репетиторской деятельности в России и Великобритании, необходимо обратиться к сайту найма фриланс репетиторов AshTutors. В Великобритании он работает по такой же системе, что и сайт ВашРепетитор, который существует в России.

Итак, что отмечает сайт AshTutors в качестве положительных сторон работы на фрилансе. Во-первых, это возможность брать учеников по собственному выбору, а также получать более высокие гонорары по сравнению с групповыми занятиями. В Великобритании ведется очень строгий учет за незаконной деятельностью. Так, на сайте прописано, что, даже если вы ремонтируете машину друга и получаете за это 50 фунтов стерлингов, вы обязаны зарегистрировать этот доход. Для репетиторов существует строка-определение, согласно которой они регистрируются как «единичный торговец», если переводить буквально, или «частный работник» - схожее понятие с имеющимся в России самозанятым. Для того чтобы учесть все свои доходы, достаточно просто зарегистрироваться на сайте, который предлагается на AshTutors.

Что же предлагает английский сайт по теме репетиторства как деятельности самозанятых? Как внештатный преподаватель репетитор должен сделать следующее:

1. Зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя в системе налоговой HMRC (в течение трех месяцев);

2. Вести учет обучения (даты, заработок и расходы);

3. Отложить 20% заработка, чтобы оплатить налоговый счет [7].

После того, как завершится регистрация, репетитор будет получать налоговую декларацию самозачёта каждый год после 6 апреля. Самозачёт будет содержать инструкции о том, как указать свой заработок [7].

После рассмотренных нами обстоятельств с репетиторской деятельностью за границей, а также налогообложением относительно этого вопроса, определим специфику этого вида деятельности в России.

Первый вопрос, который может возникнуть относительно статуса самозанятого, который внедрили не так давно в российскую практику, это сколько процентов составляет налог. Если доход менее 2 млн. 400 тыс. рублей, то можно считать себя самозанятым после регистрации, при этом отчисляя 4% налога, если вы работаете с физическими лицами, и 6%, если работаете с юридическими [13].

В целом, в России самый низкий процент на доход самозанятых. Но при этом люди не спешат выходить из тени, так как в России доверие государственным структурам находится в негативном поле.

Но есть пример отсутствия налогов для репетиторов: в Китае репетиторская деятельность не только не облагается налогами, но и имеет положительный контекст и сформированное хорошее отношение в обществе, а также широко поощряется государством.

Ещё одна страна, опыт которой интересен в данном исследовании, - это Корея. О нем пишет Марк Брей [2]. Автор отмечает, что Корея - лидер в теневой экономике. В этой стране репетиторство развито больше в начальной школе, чем в средней. Важным и существенным фактором развития репетиторства в Корее является тот факт, что дети могут пойти заниматься дополнительно просто за компанию или потому, что родители работают допоздна и им некогда заниматься детьми, поэтому они стараются пристроить их на занятия после школы.

Итогом рассмотрения зарубежных практик взаимодействия с частными преподавателями являются следующие выводы:

Во-первых, если рассматривать зарубежный опыт с точки зрения отношения к репетиторам и репетиторской деятельности, то некого противопоставления относительно ситуации в России нет, так как в Китае можно увидеть поощрение со стороны общества и государства, а, например, в Великобритании - неоднозначное отношение общества к данному феномену.

Во-вторых, можно с уверенностью сказать, что Россия по сравнению с другими странами, рассмотренными выше, пока не имеет очевидной стратегии относительно вопроса, связанного с официальным трудоустройством репетиторов и контролем за этим процессом.

Следующей позицией для рассмотрения особенностей данного феномена станут изменения, которые «принес» 2020 год.

Интересным фактом были так называемые «налоговые каникулы», которые позволили репетиторам до 2020 года не платить налог, но при этом быть официально зарегистрированными.

При этом у репетитора в 2020 году есть два варианта развития событий:

1. Официальный, что значит платить налоги как налогоплательщик НПД (самозанятый) или как ИП (индивидуальный предприниматель);

2. Неофициальный - не платить налоги, что может быть чревато штрафами со стороны налоговых органов и, вообще, запретом такового вида деятельности.

В 2020 году в статусе самозанятого для репетиторов появилось уточнение: это может быть физическое лицо, а именно гражданин РФ, репетиторская деятельность которого может быть как основной статьей дохода, так и дополнительной. Данная формулировка не несет конкретных новшеств, но, если разобраться, дополнением к данному статусу является тот факт, что, если репетитор не проживает в регионе, где проводится эксперимент по внедрению налога, но при этом работает онлайн с тем регионом, где проходит данный эксперимент, ФНС разрешает такую регистрацию.

В нашей стране предусмотрено два формата ответственности за неуплату нало-

гов (статьи 116 и 117 Налогового кодекса). Итак, за уклонение от постановки на учёт в инспекции грозит штраф в размере 10% от доходов, но не менее 20 тыс. руб. Если деятельность велась более 90 календарных дней, то штраф составит 20% от суммы доходов, но не менее 40 тыс. руб. [4].

Администратор сайта «Ваш Репетитор» в конце мая 2020 года запустил рассылку с разъяснением, почему репетиторам выгоднее регистрировать свою деятельность в качестве самозанятых и выходить из тени, нежели совсем не платить налоги. Во-первых, у самозанятых больше преференций, чем у ИП, так как для них предусмотрена ставка в размере 4% от дохода. Это значительно ниже, чем подоходный налог, который отчисляет работодатель за работника (13%), а также меньше, чем платят предприниматели за ИП. Также необходимо учитывать, что есть возможность получить налоговый вычет в размере 1%. Таким образом, налог на доход станет всего 3%. Ещё одним очень важным положительным моментом является тот факт, что, если у человека не было дохода в каком-то конкретном месяце, то он за него ничего не платит.

Также ситуация с пандемией в результате распространения коронавируса в 2020 году показала, что помощи от государства могут ждать только те, кто официально зарегистрирован и платит налоги. Поэтому тот факт, что самозанятый может получить денежную компенсацию в отличие от незарегистрированного учителя, говорит о необходимости этого действия.

Таким образом, у самозанятых людей больше возможностей. Они могут работать не только с физическими, но и с юридическими лицами, так как с частными специалистами компании обычно не сотрудничают. Специалисты, которые уплачивают налог, могут получать справки о доходах, а это поможет оформить ипотеку, взять кредит или получить визу. Интересным фактом, который также стоит отметить, является то, что компания «Профи.ру» выступила в партнерстве со Сбербанком, так как у данного банка есть мобильный сервис по оформлению самозанятости, не выходя из дома. Тем,

кто зарегистрируется через данное приложение, «Профи.ру» предлагает 700 рублей на баланс счета [13].

В заключение ответим на вопрос: зачем репетитору быть самозанятым?

Во-первых, это легальная работа. Самозанятому репетитору можно не бояться того, что к нему придут налоговые органы, наложат штраф и после этого запретят преподавать. Во-вторых, возможно совмещение. Репетитор может работать в школе и при этом брать учеников «на дом». В-третьих, если в этом месяце репетитор не получил зарплату, то можно налог не уплачивать, то есть, нет дохода - нет налога. В-четвертых, самозанятые имеют минимальную налоговую ставку. В-пятых, нет абсолютно никакой отчетности.

Важно и то, что регистрация очень быстрая и простая, а налог не изменится до 2028 года [13].

Проблема в том, что политика относительно официального трудоустройства ре-

петиторов и контроль за этим процессом не до конца определены. Для того чтобы разработать единую стратегию на будущее, важно учитывать все аспекты, а именно специфику репетиторства в России, возможности по оформлению самозанятости или ИП, разъяснения работающим учителям о выгодности выхода «из тени». Кроме того, важно осуществить анализ произошедших изменений в системе образования, которые имели место в связи с внедрением дистанционного обучения и применения новых технологий, позволивших выявить основные недостатки школьной системы образования и преимущества репетиторской деятельности, а также ее развития. Так как стабильной ситуацию в мире на данный момент назвать нельзя по причинам, связанным с эпидемиологической обстановкой, то необходимо развивать новые приемы обучения и траектории в системе образования, которые напрямую должны контактировать с репетиторской деятельностью.

Литература

1. Балакина Т. П. Экономика репетиторства: мотивы, стимулы, модели // Экономика образования. - 2012. - № 2. - С. 115-123.

2. Брэй М. Частное дополнительное обучение (репетиторство): сравнительный анализ моделей и последствий // Вопросы образования. - 2007. - № 1. - С. 65-83.

3. Бурдяк А. Я. Дополнительные занятия по школьным предметам: мотивация и распространенность // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2015. - № 2. - С. 96-112.

4. Как стать репетитором [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // URL: https:// www.thetutorwebsite.co.uk/for-tutors/how-to-become-a-tutor.html (дата обращения: 27.05.2020).

5. Кравченко Н. В. Репетиторство как форма проявления ментальной болезни учителей // Факторы и условия искоренения коррупции и других негативных явлений в образовании: психолого-педагогический аспект (на примере Краснодарского края) : Материалы Всеросс. науч.-практ. конф. (с междунар. участием) / под ред. Т. С. Анисимовой, Т. В. Су-няйкиной. - Славянск-на-Кубани: Филиал Кубанского гос. ун-та в г. Славянске-на-Куба-ни, 2016. - С. 103 - 104.

6. Крылова Н. Г. Особенности самоактуализации и стиля педагогического общения педагога-репетитора (тьютора) Психология // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2012. - Т. 18. № 1-1. - С. 248-250.

7. Налоговый Гайд для репетиторов в Великобритании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // URL: https://www.taxback.co.uk/tax-guide-for-tutors-in-the (дата обращения 26.05.2020).

8. Налог на профессиональный доход [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // URL: https://npd.nalog.ru (дата обращения: 02.06.2020).

9. Налоговый кодекс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 02.06.2020).

10. Наумова А. А. Роль репетиторства в современной системе образования // Россия между модернизацией и архаизацией: 1917-2017 гг.: материалы XX Всероссийской научно-практической конференции Гуманитарного университета 11-12 апреля 2017 года. - Екатеринбург, 2017. - С. 385-390.

11. Наумова А. А. Портрет современного репетитора в оценках обучающихся и родителей: региональный анализ // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2018. - № 5 (56). - С. 8-12.

12. Райхельгауз Л. Б. Репетиторство как социально-педагогический феномен [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/repetitorstvo-kak (дата обращения: 24.05.2020).

13. Репетиторство в качестве фриланса - каково налоговое обременение? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // URL: https://www.ashtutors.co.uk/tutoring/tutoring-as-a-freelancer-tax-implications.html (дата обращения: 24.05.2020).

14. Самозанятые за границей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // URL: https://zen. yandex.ru/media/id/5c0938d159f30300aa959cf1/chem- (дата обращения: 24.05.2020).

15. Шипкова Е. Н. Репетиторство как проблема педагогической науки и практики // Ярославский педагогический вестник. - 2018. - № 2. - С. 39-46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.