Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ПО ВОЗМЕЗДНОМУ ОКАЗАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ'

ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ПО ВОЗМЕЗДНОМУ ОКАЗАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
19
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательные услуги / репетиторские услуги / самозанятые репетиторы / индивидуальные предприниматели / онлайн-школа / закон об образовании / educational services / tutoring services / self-employed tutors / individual entrepreneurs / online school / education law

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николина У.А.

В статье рассматриваются особенности правового регулирования оказания образовательных услуг онлайн-школами, репетиторами и субъектами в различных организационно-правовых формах. Делается вывод, что отсутствие четкой регламентации таких отношений в законодательстве позволяет субъектам, оказывающим платные образовательные услуги, выстраивать договорные отношения с заказчиками с использованием аналогии закона, что зачастую приводит к негативным правовым последствиям, что требует более тщательной проработки со стороны законодателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF LEGISLATIVE REGULATION OF CIVIL LEGAL RELATIONS ON THE PAID PROVISION OF EDUCATIONAL SERVICES

The article examines the features of the legal regulation of the provision of educational services by online schools, tutors and entities in various organizational and legal forms. It is concluded that the lack of clear regulation of such relations in the legislation allows entities providing paid educational services to build contractual relationships with customers using the analogy of the law, which often leads to negative legal consequences, which requires more careful elaboration on the part of the legislator.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ПО ВОЗМЕЗДНОМУ ОКАЗАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОЛИТИКИ И ПРАВА

УДК 347.4

Николина У.А. студент магистратуры факультет современного права Университет мировых цивилизаций

ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ПО ВОЗМЕЗДНОМУ ОКАЗАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности правового регулирования оказания образовательных услуг онлайн-школами, репетиторами и субъектами в различных организационно-правовых формах. Делается вывод, что отсутствие четкой регламентации таких отношений в законодательстве позволяет субъектам, оказывающим платные образовательные услуги, выстраивать договорные отношения с заказчиками с использованием аналогии закона, что зачастую приводит к негативным правовым последствиям, что требует более тщательной проработки со стороны законодателя.

Ключевые слова: образовательные услуги, репетиторские услуги, самозанятые репетиторы, индивидуальные предприниматели, онлайн-школа, закон об образовании.

Nikolina U.A. master's student faculty of modern law University of World Civilizations

PROBLEMS OF LEGISLATIVE REGULATION OF CIVIL LEGAL RELATIONS ON THE PAID PROVISION OF EDUCATIONAL

SERVICES

Abstract. The article examines the features of the legal regulation of the provision of educational services by online schools, tutors and entities in various organizational and legal forms. It is concluded that the lack of clear regulation of such relations in the legislation allows entities providing paid educational services to build contractual relationships with customers using the analogy of the law, which often leads to negative legal consequences, which requires more careful elaboration on the part of the legislator.

Key words: educational services, tutoring services, self-employed tutors, individual entrepreneurs, online school, education law.

Введение. Современная система образования в Российской Федерации претерпевает в последние десятилетия коренные изменения: введение Основного Государственного Экзамена после окончания основной школы (9 классов) и Единого Государственного Экзамена после окончания средней школы (11 классов), присоединение к Болонской системе высшего образования (отказ от системы специалитета по большинству специальностей и введение программ бакалавриата и магистратуры), а затем, спустя почти 15 лет, последующий отказ от Болонской системы (2023) и дальнейшая перестройка системы высшего образования. Указанные события отразились и на уровне федерального законодательства в сфере образования; однако, отношения в сфере образования, лежащие преимущественно в поле публично-правового регулирования, ввиду упомянутых факторов получили во многом и частно-правовой характер. Речь идет прежде всего о платном высшем и среднем специальном образовании, которое облекается в форму платных образовательных услуг и соответствующего гражданско-правового договора с образовательным учреждением. Помимо этого, большое распространение получила деятельность репетиторов и онлайн-школ, которые работают как с детьми школьного возраста, так и со студентами, желающими улучшить свои компетенции в изучаемых предметах. Именно о таких отношениях идет речь в данной статье.

Методы исследования. В рамках данной статьи использовались современные методы познания явлений и процессов. В ходе данного исследования использовались как общенаучные (диалектический, системный, метод контент-анализа, сравнение, классифицирование), так и частные методы (формально-юридический, сравнительно-правовой, системно-структурный, описательно-аналитический, статистический, исторический).

Результаты исследования. Согласно Конституции РФ каждый имеет право на образование.45 Оказание образовательных услуг регулируется в первую очередь Законом Об образовании, который устанавливает основополагающие принципы образования в Российской Федерации, права и обязанности обучающихся, требования к образовательным организациям46. При этом, в законе не упоминается о таком явлении, как репетиторство или онлайн-школа, несмотря на то, что, по разным данным, к услугам репетиторов и онлайн-школ прибегают 25% родителей школьников 5-8 классов и 90% родителей, чьи дети готовятся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Иными словами, отношения десятков тысяч граждан с указанными

45 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 15.09.2023 г.)

46 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЭ (ред. от 04.08.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 15.09.2023 г.)

субъектами регулируются российским законодательством лишь поверхностно, на уровне установления основных принципов и применения аналогии закона и аналогии права. При этом, зачастую в процессе оказания образовательных услуг репетиторами или онлайн-школами возникают проблемы, связанные с исполнением обязательств, которые взяли на себя стороны при заключении соответствующего соглашения. Примем во внимание тот факт, что значительное количество репетиторов осуществляют свою репетиторскую деятельность без регистрации в надлежащем порядке, указанном в законе. Иными словами, если репетитор не зарегистрировался в качестве самозанятого или индивидуального предпринимателя, и продолжает оказывать возмездные образовательные услуги, то такая деятельность признается незаконной и на нее обращают пристальное внимание органы ФНС РФ. Подсчет количества таких специалистов даже в приблизительных цифрах представляется невозможным именно ввиду их теневой деятельности.

Зарегистрированные в качестве самозанятых или индивидуальных предпринимателей репетиторы, а также зарегистрированные надлежащим образом онлайн-школы, которые функционируют, как правило, либо под началом так же индивидуального предпринимателя, либо в организационно правовой форме Общества с ограниченной ответственностью, принимают на обучение школьников, заключая договор о возмездном оказании образовательных услуг с их законными представителями (родителями или опекунами).

Форма договора об оказании образовательных услуг представлена Министерством Просвещения РФ47, однако, она применима в первую очередь к оказанию таких услуг учреждениями высшего образования -государственными и негосударственными университетами и институтами. Под платными образовательными услугами понимается осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение (ч. 1 ст. 101 Закона об образовании, абз. 6 п. 2 Правил оказания платных образовательных услуг).

Платные образовательные услуги могут оказываться (ч. 1 ст. 21 Закона об образовании): образовательной организацией - некоммерческой организацией, осуществляющей на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана (п. 18 ст. 2 Закона об образовании); организацией, осуществляющей обучение -юридическим лицом, осуществляющим на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (п. 19 ст. 2 Закона об образовании);

47 Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 N 1441 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 15.09.2023 г.)

индивидуальным предпринимателем, осуществляющим образовательную деятельность (п. 20 ст. 2 Закона об образовании).

Индивидуальный предприниматель до начала оказания платных образовательных услуг предоставляет обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося информацию о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, об уровне своего профессионального образования, общем стаже педагогической работы и о стаже занятия индивидуальной педагогической деятельностью и в случае привлечения им для осуществления образовательной деятельности педагогических работников информацию об их уровне профессионального образования и общем стаже педагогической работы. При осуществлении индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности с привлечением педагогических работников им также предоставляются сведения о дате предоставления и регистрационном номере лицензии на осуществление образовательной деятельности (ч. 4, 5 ст. 32 Закона об образовании).

В соответствии с правилами оказания образовательных услуг договор заключается в простой письменной форме между: организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и лицом, зачисляемым на обучение (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего лица); организацией, осуществляющей образовательную деятельность, лицом, зачисляемым на обучение, и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение (ч. 1 ст. 54 Закона об образовании); индивидуальным предпринимателем и заказчиком и (или) законным представителем обучающего (по смыслу пп. "а" - "д" п. 13 Правил оказания платных образовательных услуг).

В очередной раз мы видим, что законодатель не упоминает о самозанятых репетиторах как субъектах оказания образовательных услуг, поскольку перечень таких субъектов, приведенных выше, представляется исчерпывающим. Однако, принимая во внимание диспозитивный характер гражданско-правового регулирования и возможность экстраполирования соответствующих норм на субъектов, схожих по целям и характеру деятельности, на наш взгляд представляется возможным использование норм, регулирующих оказание платных образовательных услуг, по отношению к самозанятым репетиторам.

Анализируя особенности нормативного регулирования отношений в сфере платного образования, следует обратить внимание на некоторые положения законодательства, связанные с порядком заключения договора.

Договор об оказании платных образовательных услуг (договор об образовании) заключается при приеме на обучение и представляет собой соглашение, по которому исполнитель обязуется оказать образовательные услуги по заданию заказчика, а заказчик обязуется оплатить эти услуги (ст.

779 ГК РФ, ст. 54 Закона об образовании, п. 2 Правил оказания платных образовательных услуг).

Если образовательные услуги заказываются для иного лица (обучающегося), то оплату по договору должен произвести заказчик (ст. 781 ГК РФ48). Между исполнителем, заказчиком и обучающимся может быть заключен трехсторонний договор об оказании платных образовательных услуг.

Существенными условиями договора об оказании платных образовательных услуг являются следующие: предмет договора (п. 1 ст. 432, ст. 779 ГК РФ). Для его согласования необходимо указать вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (ч. 2 ст. 54 Закона об образовании); срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения) (ч. 2 ст. 54 Закона об образовании); форма обучения (ч. 2 ст. 54 Закона об образовании); полная стоимость и порядок оплаты услуг (ч. 3 ст. 54 Закона об образовании).

Согласно п. 13 Правил договор об оказании платных образовательных услуг наряду с этими сведениями должен содержать: полное наименование и фирменное наименование (при наличии) исполнителя - юридического лица; фамилию, имя, отчество (при наличии) исполнителя -индивидуального предпринимателя; место нахождения или место жительства исполнителя; наименование или фамилию, имя, отчество (при наличии) заказчика, телефон (при наличии) заказчика и (или) законного представителя обучающегося; место нахождения или место жительства заказчика и (или) законного представителя обучающегося; фамилию, имя, отчество (при наличии) представителя исполнителя и (или) заказчика, реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя исполнителя и (или) заказчика; фамилию, имя, отчество (при наличии) обучающегося, его место жительства, телефон (указываются в случае оказания платных образовательных услуг обучающемуся, который не является заказчиком по договору, при наличии); права, обязанности и ответственность исполнителя, заказчика и обучающегося; сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дата регистрации лицензии), если иное не предусмотрено законодательством РФ; вид документа (при наличии), выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы); порядок изменения и расторжения договора; другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых платных образовательных услуг.

Договор не может содержать условия, которые ограничивают права поступающих и обучающихся или снижают уровень предоставления им

48 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.09.2023) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 15.09.2023 г.)

гарантий по сравнению с условиями, установленными в законодательстве РФ об образовании. Если такие условия все же включены в договор, они не подлежат применению (ч. 6 ст. 54 Закона об образовании). Согласно ч. 4 ст. 54 Закона об образовании сведения, указанные в договоре об оказании платных образовательных услуг, должны соответствовать информации, которая размещена на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" на дату заключения договора.

Так, по итогам проведенного в рамках настоящего исследования анализа, можно заключить, что оказание образовательных услуг в Российской Федерации осуществляется в разнообразных формах и различными субъектами, при этом в законодательстве об образовании поименованы далеко не все из них, что в некоторой степени затрудняет правоприменение в данной сфере и ограничивает субъектов оказания образовательных услуг в выборе организационно-правовых форм деятельности и направлений их функционирования.

Использованные источники:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 15.09.2023 г.);

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.09.2023) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 15.09.2023 г.);

3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 15.09.2023 г.);

4. Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 N 1441 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 15.09.2023 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.