УДК 342.72
DOI 10.24411/2409-3203-2018-11807
ВОПРОСЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ В
РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Урисбаева Айнур Аманкуловна
аспирант
Академия государственного управления при Президенте Кыргызской Республики
Кыргызская Республика, г. Бишкек
Аннотация: статья посвящена исследованию вопросов конституционно-правовой защиты института семьи в Казахстане. В национальной системе механизма реализации и защиты семьи ведущее место занимает Конституция Казахстана, потому как не только ограничивается закреплением и провозглашением основных семейных прав и свобод человека, но и юридически гарантирует их осуществление и правовой защиты на высшем уровне. Следoвaтeльно, конституционное право выступает основополагающей отраслью в сфере защиты семьи, ибо нoрмы о защите семьи, материнства, отцовства и детства выступают институтом конституционного права и содержатся в Конституции Казахстана.
Теоретический анализ понятия защиты института семьи позволили автору выявить необходимость дифференцирования понятия защита семьи в широком контексте (конституционные положения) и в узком понимании (нормы семейного законодательства), что обуславливает введение поправок в нормы Конституции Казахстана.
Ключевые слова: семья, институт семьи, защита семьи, семейное право, семейные отношения, правовой институт, правовая категория.
ISSUES OF CONSTITUTIONAL AND LEGAL PROTECTION OF THE FAMILY IN
THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Urisbaeva Ainur A.
Postgraduate Student Academy of Public Administration under the President of the Kyrgyz Republic
Kyrgyz Republic, Bishkek
Abstract: the article is devoted to the study of issues of constitutional and legal protection of the family institution in Kazakhstan. The Constitution of Kazakhstan takes the leading place in the national system of the mechanism for the implementation and protection of the family, because it is not only limited to securing and proclaiming basic family rights and human freedoms, but also legally guarantees their implementation and legal protection at the highest level. Consequently, constitutional law acts as a basis for the protection of the family, for standards on the protection of family, maternity, fatherhood and childhood are an institution of constitutional law and are contained in the Constitution of Kazakhstan.
A theoretical analysis of the concept of protecting the family institution allowed the author to identify the need to differentiate the concept of family protection in a broad context (constitutional provisions) and in a narrow sense (norms of family law), which leads to the introduction of amendments to the norms of the Constitution of Kazakhstan.
Keywords: family, family institution, family protection, family law, family relations, legal institution, legal category.
В законодательном регулировании вопросов семьи в первую очередь основное место отводится нормам конституционного права. Это обусловлено тем, что нормы данной отрасли права имеют свою особенность, которая отражена в целях конституционно-правового регулирования. Она выражается в достижении единообразия и стабильности общественной жизни, в том числе и в семейных отношениях. Это достигается посредством установления общих правил для всех субъектов правоотношений, укрепления правовой основы государства, улучшения общественной жизни, достижение устойчивой системы общеобязательного эталона социального поведения. Провозглашение Казахстана на конституционном уровне социальным правовым государством, демонстрирует, что создана политическая установка для формирования условий в целях обеспечения для населения надлежащего жизненного уровня и свободного ее развития.
Динамичный рост политической активности в социальной сфере может демонстрировать эффективность и многополярность реализуемой государством деятельности. Данный показатель позволяет рассуждать об уровне выполнения государственными органами своей конституционной обязанности соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, создание надлежащих условий материального, правового политического и иного характера при реальной реализации гражданами своих прав и свобод. Институт семьи, в том числе полностью вовлечен в данное направление государственной политики. Достижение общественного прогресса это основная задача социального государства, сущность которого базируется на принципе социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности.
Выступая часть государственной политики, социальная политика властей осуществляется в области взаимоотношения среди различных социальных групп, общества в целом и отдельными ее представителями.
Социальная политика должна быть направлена на обеспечение гарантий права человека на достойную жизнь и свободное его развитие, вне зависимости от его трудового потенциала и возможности участия в общественном воспроизводстве [1].
Нормы международного права закрепляют, что материнство и детство пользуются правом на особое попечение и помощь. Все дети, в не зависимости от того родились ли они в браке или вне брака, вправе пользоваться одинаковой социальной защитой [2]. Из этого следует, что в основе защиты семьи приоритетом выступает интересы ребенка.
Данное положение закреплено во Всеобщей декларации прав человека, имеющего бесспорный авторитет в мировом сообществе, так или иначе находит отражение в конституциях современных демократических государств. Так, Конституцией Республики Казахстана в ч.2 статьи 27 объявлено, что естественным правом и обязанностью родителей выступает забота о детях, их воспитание, соответственно, данная обязанность не должна перекладываться на государство [4].
В п. 1 ст. 36 Конституции Кыргызской Республики провозглашается, что «Семья -основа общества. Семья, отцовство, материнство, детство - предмет заботы всего общества и преимущественной охраны законом» [5].
Согласно принципам международного права и конституционным нормам, Казахстан реализовывает политику в социальной сфере, направленную на обеспечение каждому гражданину достойную жизнь. На него возлагается обязанность по обеспечению возможностями владения и пользования такими жизненными благами, которые соответствуют современным условиям: надлежащие условия жилья и медицинское обслуживание, соответствующее питание, пользования благами культурного наследия и др. Надлежащие условия жизни могут обеспечиваться посредством свободного развития
32
личности, повышения профессионального уровня и реальными возможностями пользования результатами научного и культурного прогресса.
Конституция Казахстана содержит нормы, закрепляющие основные векторы государственной политики в сфере социальной защиты. Это затрагивает поддержку семьи, материнства, отцовства и детства со стороны государства; пенсионное обеспечение инвалидов и иных нетрудоспособных лиц; учреждение системы государственного ведомства по занятости населения, для осуществления основной деятельности направленных на трудоустройство граждан, обеспечение своевременными государственными социальными выплатами.
Однако, реализуемая государством политика в социальной сфере в настоящее время оказывается недостаточно действенной, что отмечают и исследователи Кыргызской Республики относительно социальной политики своего государства, провозглашенного социальным [6].
В условиях происходящих экономических преобразований социальная политика государства прилагает все усилия для обеспечения гарантий а достойную жизнь. В мартовском Обращении Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева к народу «Пять социальных инициатив Президента», Елбасы инициировал программу [7], которая нацелена на улучшение благосостояния каждого казахстанца. Отмеченные в данном обращении новые возможности приобретения жилья для каждой семьи, выражается в разрешении вопроса жилья для более широких категорий граждан посредством повышения доступности жилищной ипотеки для широких масс.
Вопреки существующим положительным тенденциям, все еще имеют место большие недостатки в осуществлении конкретных направлений государственной политики в социальной сфере, в частности, в области охраны труда и здоровья населения.
Свидетельством того выступают имеющее место в течении последних лет зачастившие случаи повреждений на предприятиях, рост количества профессиональных заболеваний.
В национальной системе механизма реализации и защиты семьи ведущее место занимает Конституция Казахстана. Она, помимо закрепления и провозглашения основных прав и свобод человека в области семьи, так же и гарантирует их реализацию и правовую защиту на высшем уровне. Таким образом, в области защиты семьи конституционное право является основополагающей отраслью, а нормы по охране семьи выступают конституционно правовым институтом и содержатся в Конституции Казахстана. Данное в полном мере можно отнести и к Кыргызской Республике, в Основном Законе которого как указывалось выше, содержатся основополагающие нормы института семьи.
Институт защиты представляет собой самостоятельный правовой институт и выражается в совокупности действий субъектов направленных на защиту своих прав. В научной литературе категория «защиты» определяется как комплекс действий нацеленные на предотвращение нарушений, ущемлений законных прав, свобод и интересов граждан, в том числе и возмещение вреда причиненного противоправными действиями [8].
Термин защита в более узком контексте, представляет собой совокупную систему мер, а так же гарантий, используемые для осуществления гражданами субъективных прав, в том числе и судебную защиту.
Действующее конституционное законодательство Казахстана не дает раскрытого определения понятия конституционно-правовой защиты семьи. В этой связи следует определить юридический смысл данной категории, закрепленной в Конституции. Защита семьи со стороны государства производится путем реализации мер социального и экономического характера, которые направлены на поддержку данного института.
Принцип защиты семьи осуществляется с позиции многих правовых отраслей, которые регламентируют общественные отношения, непосредственно связанные с семьей. Между тем, защита семьи на основе конституционных принципов со стороны государства
33
отличается от семейно-правовой защитой. Суть которого заключается в том, что она выражается в действиях направленных на защиту права конкретного субъекта семейных правоотношений. То есть семья как самостоятельный институт не подпадает под объект семейно-правовой защиты. Семейно-правовая защита в узком контексте так же определяется как защита со стороны закона, гарантирование прав и интересов членов семьи, обеспечить условиями для выполнения обязанностей, исполнения закрепленных нормативов регистрации и расторжения брака, а так же процедур осуществления и регистрации актов гражданского состояния. Вопросы защиты семьи в семейном законодательстве выражаются в защите нравственно подкрепленных семейных прав субъектов семейных отношений и направлены в интересах семьи [9].
Отмеченные выше определения имеют взаимную связь, так как понятие защиты семьи может включать и понятие защиты определенных личных прав и интересов членов семьи.
Такая защита соответственно и представляет меру по защите семьи в целом. Обязанность по защите семьи возлагается на государство, согласно нормам основного закона страны. Тем не менее, данная обязанность так же возложена на самих участников семейных отношений, что обеспечивается законодательством о браке и семье.
Необходимость дифференцировать понятия защита семьи в широком контексте (конституционные положения) и в узком понимании (нормы семейного законодательства) обуславливает введение изменения в нормы Конституции Казахстана. В частности, термин «защита семьи» следует заменить выражением «правовая охрана семьи».
Данное обосновывается тем, что в конституционном законодательстве категория семьи выступает как межотраслевой элемент национальной системы права, соответственно на государство возлагается обязанность реализации всех мер по обеспечению прав и защиты интересов семьи как правового института имеющий комплексный характер.
Полагаем, что применение понятия «защита» должно быть в рамках семейно-правовых отношений, регулируемых соответствующим отраслевым законодательством с учетом его специфики.
Защита семьи, материнства и детства имеет комплексный характер и осуществляется в Казахстане путем реализации разнообразных государственных мер по укреплению и поддержке семьи [10]. Под этим подразумеваются все приемы, способы, и инструменты, которыми государство воздействует на институт семьи на всех уровнях.
Анализ конституционных норм позволил определить конкретные субъекты защиты института семьи, к которым относятся органы государственной власти, организации, объединения и физические лица. На законодательном уровне определено и детализировано перечень государственных органов, организаций и должностных лиц, которые вовлечены в обязательном порядке в деле по обеспечению охраны интересов семьи.
Главная роль при этом принадлежит органам государственной власти и местного самоуправления. Определенные проблемы реализации конституционной защиты института семьи в Казахстане возникают по той причине, что семья не является самостоятельным правовым субъектом и поэтому семья в качестве участника конституционно-правовых отношений не может выступать. Государственно-правовая теория выдвигает позицию о том, что только реальные участники выступают субъектами правоотношений [11].
Гражданское законодательство на включает семью в категорию юридических лиц, тем не менее она как единое целое участвует в гражданском обороте. В частности, можно привести пример из жилищных правоотношений, социального страхования, обеспечение определенными льготами или привилегиями семьи, где последнее участвует в данных правоотношениях как самостоятельный субъект. Правосубъектность семьи вытекает из конституционных норм, где закреплена ее способность обладать правами и обязанностями, и реальная возможность их реализовать в жизни.
Таким образом, конституционно-правовой уровень защиты в Казахстане проявляется в проводимой государством семейной политике. Но, между тем, проводимая ныне политика государства в области семьи не поднимается на уровень отдельного направления работы государственных властных органов, а все еще остается как один из векторов социальной политики страны.
Полагаем, что назрела необходимость закрепить семейную политику как самостоятельно осуществляемое направление государственной деятельности, реально воплощая в жизнь основные положения, закрепленные в Концепции гендерной и семейной политики в Республике Казахстан до 2030 года.
Нормы Конституции Казахстана о защите со стороны государства института семьи подразумевает детальное закрепление на законодательном уровне конкретных прав и обязанностей членов семьи и государства. Данные конституционные положения обязывают государственные органы предотвращать всякого рода посягательства на целостность семьи, на законные права ее членов, семейных уз, а также предполагает регламентирование семейных отношений в таком ракурсе, которая задана политикой государства и общества.
Анализируя вопросы защиты института семьи, выделяем остроту существующих проблем, а также необходимость совершенствования государственной защиты данного института в дальнейшем. Политика государства в области управления процессами в социальной сфере, которые касаются семьи, должна быть связана и отождествлена с защитой института семьи, что является требованием современного общественного развития.
Список литературы:
1. Шаталов М.А. Формирование инструментария государственного регулирования устойчивого социально-экономического развития на региональном уровне // Регион: системы, экономика, управление. 2017. № 1 (36). С. 66-69.
2. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. / Электронный ресурс: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года / Электронный ресурс : http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml
4. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года // Электронный ресурс: http://www.akorda.kz/ru/official_documents/constitution
5. Конституция Кыргызской Республики Принята референдумом (всенародным голосованием) 27 июня 2010 года (В редакции Закона КР от 28 декабря 2016 года N 218)// ИПС «Токтом».
6. Атабекова Н.К. Становление социального государства в Кыргызской Республике: историко-правовой аспект// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 6-4. С. 800-805.
7. Обращение Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева к народу «Пять социальных инициатив Президента» от 5 марта 2018 года/ Электронный ресурс: http://www.akorda.kz/ru/speeches/intemal_political_affairs/in_speeches_and_addresses/obrashc heшe-prezidenta-respuЫiki-kazahstan-nanazarbaeva-k-narodu-pyat-socialnyh-iшciativ-prezidenta
8. Указ Президента Республики Казахстан от 6 декабря 2016 года №384 «Об Утверждении Концепции семейной и гендерной политики в Республике Казахстан до 2030 года» // Электронный ресурс: http://www.government.kz/images/ukazy 17/02/rus/U160000038420161206.htm
9. Общая теория прав человека. Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор доктор юридических наук Е.А. Лукашева. - М.: Издательстве НОРМА, 1996. - 520 с.