Научная статья на тему 'Основные положения семейного законодательства стран - участниц СНГ: опыт сравнительного правоведения'

Основные положения семейного законодательства стран - участниц СНГ: опыт сравнительного правоведения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4620
407
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СЕМЕЙНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / FAMILY / FAMILY RELATIONSHIPS / FAMILY LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Саенко Людмила Владимировна

Проводится сравнительно-правовой анализ общих норм семейного законодательства стран участниц Содружества Независимых Государств. Делаются выводы о сложившейся самобытности правового регулирования семейных отношений в странах СНГ. На основании выявленного опыта предлагается учитывать нормы основных положений семейного законодательства стран СНГ при разработке модельного Семейного кодекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Саенко Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic Provisions of the CIS Countries Family Legislation: Comparative Law Experience

The article gives a comparative legal analysis of the General regulations of family legislation of the countries participants of the Commonwealth of Independent States. The author draws conclusions about the current identity of the legal regulation of family relations in the CIS countries. On the basis of the identified experience, it is proposed to consider the norms of the main provisions of the CIS countries family legislation in the development of the model Family Code.

Текст научной работы на тему «Основные положения семейного законодательства стран - участниц СНГ: опыт сравнительного правоведения»

L.V. Saenko

Basic Provisions of the CIS Countries Family Legislation: Comparative Law Experience

The article gives a comparative legal analysis of the General regulations of family legislation of the countries -participants of the Commonwealth of Independent States. The author draws conclusions about the current identity of the legal regulation of family relations in the CIS countries. On the basis of the identified experience, it is proposed to consider the norms of the main provisions of the CIS countries family legislation in the development of the model Family Code.

Key words and word-combinations: family, family relationships, family legislation.

Проводится сравнительно-правовой анализ общих норм семейного законодательства стран - участниц Содружества Независимых Государств. Делаются выводы о сложившейся самобытности правового регулирования семейных отношений в странах СНГ. На основании выявленного опыта предлагается учитывать нормы основных положений семейного законодательства стран СНГ при разработке модельного Семейного кодекса.

Ключевые слова и словосочетания: семья, семейные отношения, семейное законодательство.

УДК 347.61/.64(47+57) ББК 67.404.5(2А/Я)

Л.В. Саенко

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СЕМЕЙНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СТРАН - УЧАСТНИЦ СНГ: ОПЫТ СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ

I I роисходящие в настоящее время на постсоветском пространстве политические события отодвинули на второй план вопросы социального, личностного характера. Но все же не следует забывать о том, что эти проблемы имеют очень тесно взаимосвязаны: от решения одних зависит и состояние других.

Семейные отношения всегда считались одними из сложных с точки зрения их регулирования. Далеко не все семейные отношения вообще поддаются правовому регулированию. Однако правовые предписания, установленные законом правила поведения в семье изначально заложены в семейном законодательстве развитых стран. В основных положениях подавляющего большинства кодифицированных нормативных актов излагаются общие начала регулирования семейных отношений. Из буквального смысла содержания статей данного раздела законодательства можно сделать общие выводы о целях и задачах, основополагающих принципах правового регулирования тех особо охраняемых семейных отношений, что регулируются нормами права.

Не составляет исключения в этом плане и семейное законодательство Российской Федерации и других стран - участниц Содружества Независимых Государств (далее -СНГ). Следует отметить, что во всех независимых ныне государствах на постсоветском пространстве в настоящее время существует

2015 • ВЕСТНИК ПАГС 4 1

уже вполне устоявшаяся собственная национальная система семейного законодательства. И если ранее можно было вести речь о практически полном нивелировании семейного права и семейного законодательства России и союзных республик, то сейчас оно в некоторых случаях различается коренным образом. Особенно это касается основных его положений, тех исключительно национальных, приоритетных подходов к регулированию семейных отношений, какими отличается семейное законодательство независимых государств в составе СНГ. В связи с этим исключительно полезно, на наш взгляд, дать сравнительно-правовую характеристику основных положений семейно-правовых кодифицированных актов для выявления норм, коренным образом отличающихся от аналогичных норм российского семейного законодательства, а также с целью изучения позитивного опыта правового регулирования одной из самых сложных групп общественных отношений.

Рассмотрим, на каких же принципах (основополагающих началах) основывается семейное законодательство стран СНГ. Например, в семейном законодательстве Украины (ст. 7) содержится широкий перечень общих принципов регулирования семейных отношений: семейные отношения регулируются Семейным кодексом и другими нормативно-правовыми актами; семейные отношения могут быть урегулированы по договоренности (договором) между их участниками [1, с. 135]. Семейные отношения регулируются лишь в той части, в которой это является допустимым и возможным с точки зрения интересов их участников и интересов общества. Регулирование семейных отношений осуществляется с учетом права на тайну личной жизни их участников, их права на личную свободу и недопустимость произвольного вмешательства в семейную жизнь. Участник семейных отношений не может иметь привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, пола, политических, религиозных и других убеждений, этнического и социального происхождения, материального положения, места проживания, по языковым и другим признакам. Женщина и мужчина имеют равные права и обязанности в семейных отношениях, браке и семье. Ребенок должен быть обеспечен возможностью осуществления его прав, установленных Конституцией, Конвенцией о правах ребенка, другими международными договорами. Регулирование семейных отношений должно осуществляться с максимально возможным учетом интересов ребенка, нетрудоспособных членов семьи. Семейные отношения регулируются на началах справедливости, добросовестности и разумности, согласно моральным основам общества. Каждый участник семейных отношений имеет право на судебную защиту.

Семейный кодекс Молдовы также содержит достаточно широкий перечень специфических отраслевых принципов (п. 3 ст. 2), к ним относятся: осуществление регулирования семейных отношений в соответствии с принципами единобрачия, добровольности брачного союза мужчины и женщины, равноправия супругов в семье, оказания взаимной моральной и материальной поддержки, хранения супружеской верности, приоритета воспитания детей в семье, проявления заботы о содержании, воспитании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи, защиты их прав и интересов, разрешения внутрисемейных проблем по взаимному согласию, недопустимости произвольного вмеша-

4 2 2015 • ВЕСТНИК ПАГС

тельства кого-либо в дела семьи, беспрепятственного доступа к судебной защите прав и интересов членов семьи [2].

Специально следует остановиться на целях и задачах семейного законодательства - неотъемлемой, по нашему мнению, составляющей части семейно-правового кодифицированного акта. Так, законодатель Туркменистана [3] пошел по классическому принципу обозначения в отдельности целей и основных задач в Семейном кодексе (ст. 3 СК Туркменистана). Ими, в частности, являются: формирование правовых основ государственной политики, направленной на защиту и охрану семьи; проявление заботы о семье посредством создания условий для экономической самостоятельности и роста благосостояния всех ее членов. Кроме этого, обращается внимание на обеспечение выплаты государственных пособий семьям; организацию охраны их здоровья; создание условий для сочетания родителями трудовой деятельности с исполнением семейных обязанностей; развитие бытовой инфраструктуры, а также на реализацию государственной политики в области защиты и охраны семьи, материнства и детства, отцовства.

В качестве же основных задач семейного законодательства Туркменистана законодатель выделил: построение семейных отношений на добровольном брачном союзе мужчины и женщины, равенстве прав супругов в семье, чувствах взаимной любви и уважения, взаимопонимания, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов; укрепление семьи на принципах общечеловеческой морали, а также недопустимость вмешательства кого-либо в дела семьи; установление прав и обязанностей супругов, родителей и других членов семьи и обеспечение их осуществления; установление прав детей и обеспечение их приоритета. Правовая и иная защита ребенка до и после рождения, обеспечение благоприятных условий для развития и становления каждого ребенка, охрана материнства и детства, отцовства также являются задачами законодательства.

В Азербайджане [4] к задачам Семейного кодекса, кроме перечисленных, относятся: создание семьи на основе общечеловеческих принципов; построение семейных отношений на основе добровольного брачного союза мужчины и женщины, свободных от материальных соображений чувствах взаимной любви, дружбы и уважения всех членов семьи; воспитание детей в семье в органической связи с общественным воспитанием и в духе преданности Родине; всесторонняя защита интересов матерей и детей и обеспечение счастливой жизни каждого ребенка; устранение вредных традиций в семейных отношениях; воспитание в детях чувства ответственности перед семьей и обществом(ст. 3 СК Азербайджана).

В законодательстве о браке и семье Республики Беларусь [5] содержатся следующие задачи: укрепление семьи как естественной и основной ячейки общества на принципах общечеловеческой морали, недопущение ослабления и разрушения семейных связей; построение семейных отношений на добровольном брачном союзе женщины и мужчины, равенстве прав супругов в семье, на взаимной любви, уважении и взаимопомощи всех членов семьи; установление прав детей и обеспечение их приоритета; установление прав и обязанностей супругов, родителей и других членов семьи в соответствии с положениями

2015 • ВЕСТНИК ПАГС 4 3

Конституции, нормами международного права; охрана материнства и отцовства, прав и законных интересов детей, обеспечение благоприятных условий для развития и становления каждого ребенка (ст. 1 КоБС Беларуси).

Среди задач семейного законодательства Узбекистана [6] (ст. 1 СК Узбекистана) фигурируют следующие: укрепление семьи, построение семейных отношений на чувствах взаимной любви, доверия и взаимного уважения, сотрудничества, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов; недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи; обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав и их защиты.

В соответствие с общими основами семейного законодательства (п. 1.2 ст. 1 СК Азербайджана) семья в Азербайджанской Республике находится под попечением государства; материнство, отцовство, детство охраняются законом. В Республике же Армения они находятся под покровительством и защитой общества и государства [7]. Согласно семейному законодательству Кыргызстана семья - основа общества. Семья, отцовство, материнство, детство - предмет заботы всего общества и преимущественной охраны законом. Государство обеспечивает подготовку граждан к семейной жизни, супружеству, отцовству и материнству [8].

Семейное законодательство гарантирует защиту прав и интересов семьи, определяя ее развитие приоритетным направлением государственной социальной политики Республики Казахстан [9]. Семейным законодательством Молдовы регулируются и другие социальные отношения, аналогичные семейным (ст. 3 СК Молдовы). В Республике Узбекистан семья, материнство, отцовство и детство не только законодательно находятся под защитой государства. Здесь материнство и отцовство традиционно пользуются почетом и уважением.

Из указанного можно сделать общий вывод о том, что в настоящее время семейное законодательство республик в составе СНГ соответствует в большей степени международным стандартам, в нем полномерно учитывается такой специфический национальный фактор, как многодетность семей и особое положение женщины в семье. Охрана интересов матери и ребенка обеспечивается специальными мерами по охране труда и здоровья женщины, созданием условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством, правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства.

Нами уже обращалось внимание на факты внесения законодателем некоторых стран СНГ в семейное законодательство норм иных социальных регуляторов [10]. Самым, пожалуй, ярким в контексте нашего исследования примером является норма семейного законодательства Узбекистана о применении местных обычаев и традиций в семейных отношениях. Так, законодатель Узбекистана провозглашает, что при отсутствии в законодательстве соответствующих норм в регулировании семейных отношений применяются местные обычаи и традиции, не противоречащие принципам законодательства Республики Узбекистан (ст. 8 СК Узбекистана).

Среди основных задач семейного законодательства Украины фигурирует утверждение чувства долга перед родителями, детьми и другими членами семьи (ст. 1 СК Украины). Нельзя также не заметить, что Семейный кодекс Украины

4 4 2015 • ВЕСТНИК ПАГС

значительно расширяет круг субъектов семейного права. Он регулирует семейные личные неимущественные и имущественные отношения между бабкой / дедом, прабабушкой / прадедушкой и внуками, правнуками; родными братьями и сестрами; мачехой / отчимом и падчерицей / пасынком. Он также регулирует семейные отношения между двоюродными братьями и сестрами; тетей, дядей и племянницей / племянником и между другими родственниками по происхождению (п. 2 и п. 4 СК Украины).

В Семейном кодексе Украины есть отдельная глава, посвященная исключительно семье как субъекту семейного права. Так, согласно ст. 3. «семья является первичной и основной ячейкой общества». Она создается на основании брака, кровного родства, усыновления, а также на других основаниях, не запрещенных законом и не противоречащих моральным основам общества. Государство создает человеку условия для материнства и отцовства, обеспечивает охрану прав матери и отца, материально и морально поощряет и поддерживает материнство и отцовство (п. 2 ст. 5 СК Украины). Государство обеспечивает приоритет семейного воспитания ребенка (п. 3 ст. 5 СК Украины).

Среди общих принципов регулирования семейных отношений (ст. 7 СК Украины) особо можно выделить несколько. Так, семейные отношения регулируются лишь в той части, в которой это является допустимым и возможным с точки зрения интересов их участников и интересов общества (п. 3 ст. 7 СК Украины). Участник семейных отношений не может иметь привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, пола, политических, религиозных и других убеждений, этнического и социального происхождения, материального положения, места проживания, по языковым и другим признакам (п. 5 ст. 7 СК Украины). Семейные отношения регулируются на началах справедливости, добросовестности и разумности согласно моральным основам общества (п. 9 ст. 7 СК Украины). Применение к регулированию семейных отношений Гражданского кодекса Украины (ст. 8 СК Украины) возможно только при условии, если это не противоречит моральным устоям общества. Наконец, в ст. 11 «Учет обычаев при решении судом семейных споров» провозглашается правило, при котором при решении семейного спора суд по заявлению заинтересованной стороны может учесть местный обычай, а также обычай национального меньшинства, к которому принадлежат стороны или одна из них, если они не противоречат требованиям СК Украины, других законов и моральным устоям общества.

Аналогичные нормы о признании семьи в качестве субъекта права есть и в семейном законодательстве Беларуси. Так, в КоБС Беларуси таким правоотношениям посвящен целый раздел (разд. III) «Семья». Согласно определению, содержащемуся в главе 9 «Права и обязанности семьи в обществе» данного раздела, под семьей понимается объединение лиц, связанных между собой моральной и материальной общностью и поддержкой, ведением общего хозяйства, правами и обязанностями, вытекающими из брака, близкого родства, усыновления (ст. 59). Отношения, вытекающие из кровного родства между родителями и детьми, родными братьями и сестрами, дедом, бабкой и внуками, считаются близким родством (ст. 60). А отношения между супругом и близки-

2015 • ВЕСТНИК ПАГС 4 5

ми родственниками другого супруга считаются отношениями свойства (ст. 61). К правам и обязанностям семьи относят следующие: семья обязана содействовать реализации прав и законных интересов членов семьи, на нее возлагается ответственность за воспитание и содержание детей, их защиту; за семьей признаются преимущественное право и обязанность определять формы, средства и методы воспитания детей; обязанности семьи по отношению к детям определяются правами детей, установленными законом (ст. 65).

Кроме того, регламентированы личные неимущественные правоотношения в семье. Например, к личным неимущественным правам и обязанностям родителей относится определение гражданства детей в случаях, предусмотренных законодательством о гражданстве (ст. 68). Собственное имя ребенку дается с согласия родителей. Ребенку может быть дано не более двух собственных имен. Собственное имя, записанное в записи акта о рождении первым, считается основным. Орган, регистрирующий акты гражданского состояния, не вправе отказать в присвоении ребенку выбранного родителями собственного имени, если только оно не противоречит нормам общественной морали, национальным традициям (ст. 69).

Что касается института брака, то в семейном законодательстве стран СНГ имеются как общие правила, так и некоторые сугубо национальные особенности правового регулирования данных семейных отношений. Например, по единому пути отказа от предоставления правового значения браку, заключенному только по религиозным обрядам, идут все страны СНГ. Религиозное бракосочетание (религиозный брак) не имеет правового значения. Данное положение не касается религиозных браков, заключенных до создания соответствующих органов исполнительной власти, и документов относительно их подтверждения, документов о рождении, заключении брака, прекращении брака и смерти (п. 1.5 ст. 1 СК Азербайджана).

Религиозные обряды, касающиеся вопросов брака и семьи, не имеют правового значения в Беларуси и Кыргызстане (ст. 4 КоБС Беларуси; п. 2 ст. 1 СК Кыргызстана). Религиозный обряд брака, равно как и другие религиозные обряды, не имеют правового значения и в Туркменистане. Это правило не относится к религиозным обрядам брака, совершенным до образования в Туркменистане органов ЗАГС, и полученным в их удостоверение документам о рождении, заключении и расторжении брака, а также смерти (п. 3 ст. 7 СК Туркменистана).

Гендерное и иное равенство сторон в брачных отношениях подчеркивается в семейном законодательстве всех стран СНГ. Так, запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (п. 2.4. ст. 1 СК Азербайджана; п. 5 ст. 1 СК Армении; п. 5 ст. 1 СК Таджикистана [11]).

В соответствии с закрепленным в Конституции равенством прав и свобод женщин и мужчин, равных возможностей для их реализации в Кыргызской Республике женщины и мужчины имеют в семейных отношениях равные личные и имущественные права и обязанности. Гендерное равенство в семейных отношениях охраняется обществом и государством. Отношения между члена-

4 6 2015 • ВЕСТНИК ПАГС

ми семьи и лицами, проживающими совместно с ними, основываются на принципах гендерного равенства, а также на уважении чести и достоинства личности. Запрещается гендерная дискриминация в семейных отношениях (ст. 3 СК Кыргызстана).

Следует подчеркнуть, что о гендерном равенстве включены статьи в семейное законодательство тех республик, в которых длительное время существовало исторически сложившееся несправедливое отношение к женщине. Лица, состоящие в браке, имеют равные права и несут одинаковые обязанности в семейных отношениях, вне зависимости от пола, расы, национальности и этнической принадлежности, от языка, вероисповедания, политических и иных взглядов, от имущественного положения и социального происхождения (п. 1 ст. 5 СК Молдовы).

На основании проведенного сравнительно-правового анализа общих норм семейного законодательства стран - участниц СНГ можно сделать вывод о том, что все кодексы, регулирующие семейные отношения, имеют так называемую «национальную составляющую», выражающуюся прежде всего в наличии особенных норм - норм права, основывающихся на иных регулятивных системах - морали, нравственности, религии.

Происходящие в современном мире интеграционные процессы вызывают необходимость унификации национального законодательства, стремление к сохранению единого правового пространства, под природой которого некоторые авторы абсолютно справедливо, на наш взгляд, понимают «проявление социальной, человеческой, активной преобразовательной деятельности в информационной среде субъектов правоотношений (процессов правореализации, правоприменения, правообеспечения и др.) на основе начал справедливости, разумности и целесообразности» [12, с. 37]. Поэтому, на наш взгляд, именно на этих принципах должно действовать в рамках СНГ качественное модельное законодательство, в том числе в сфере правового регулирования семейных отношений. Учитывая при этом накопленный позитивный опыт стран - участниц СНГ, можно, в частности, предложить при разработке общих положений Семейного кодекса СНГ включить в его текст нормы, содержащие основные принципы регулирования семейных отношений, а также цели и задачи семейного законодательства.

Библиографический список

1. Семейный кодекс Украины от 10 янв. 2002 г. № 2947-Ш (с изм. и доп.) // Ведомости Верховной Рады. 2002. № 21-22. С. 135.

2. Семейный кодекс Республики Молдова от 26 окт. 2000 г. № 1316-ХГУ (с изм. и доп.) // Мониторул Офичиал Р. Молдова. 2001. № 47-48; 26 апр.

3. Семейный кодекс Туркменистана от 10 янв. 2012 г. № 258-ГУ (с изм. и доп.) // Ведомости Меджлиса Туркменистана. 2012. № 1 (1007); 1 янв.-31 марта.

4. Семейный кодекс Азербайджанской Республики от 28 дек. 1999 г. № 781 (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Азербайджанской Республики. 2000. № 3. кн. 1. Ст. 126.

5. Кодекс о браке и семье Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 278-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. № 195. 2/1097.

6. Семейный кодекс Республики Узбекистан от 30 апр. 1998 г. № 607-1 (с изм. и доп.) // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 1998. № 5-6; прил.

2015 • ВЕСТНИК ПАГС 4 7

С.С. Каржаубаев, Т.Т. Турсынова

7. Семейный кодекс Республики Армения от 8 дек. 2004 г. № НО-123 (с изм. и доп.) // Информационно-правовая система СоюзПравоИнформ. База данных. Законодательство стран СНГ. URL: http://base.spmform.m/show_doc.fwx?rgn=8661

8. Семейный кодекс Кыргызской Республики от 30 авг. 2003 г. № 201 (с изм. и доп.) // Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. 2004. № 1. Ст. 1.

9. Кодекс Республики Казахстан о браке (супружестве) и семье от 26 дек. 2001 г. № 518-IV (с изм. и доп.) // Казахстанская правда. 2012. № 6-7 (26825-26826); 7 янв.

10. Саенко Л.В. Культурно-правовые традиции регулирования семейных отношений в странах Содружества Независимых Государств: теоретические аспекты // Правовая культура. 2014. № 2 (17).

11. Семейный кодекс Республики Таджикистан от 13 нояб. 1998 г. (с изм. и доп.) // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 1998. № 22. Ст. 303.

12. Федорченко А.А. Правовое пространство: проблемы теоретического обоснования // Правовая культура. 2014. № 3 (18).

S.S. Karzhubaev, T.T. Tursynova Development Issues of the Institution of Family in the Republic of Kazakhstan

The role of the state in the formation of a young family in the Republic of Kazakhstan is analyzed. The influence of a family on the state is characterized. The modern condition of the current legislation, which regulates the relations regarding the strengthening of the institution of family, is considered. Problems affecting the strengthening of a family are revealed and ways to solve them are identified.

Key words and word-combinations: family influence on the state, the institution of family, family crisis, family social benefits.

Анализируется роль государства в становлении молодой семьи в Республике Казахстан. Характеризуется влияние семьи на государство. Рассматривается современное состояние действующего законодательства, регулирующего отношения, связанные с укреплением института семьи. Выделяются проблемы, влияющие на укрепление семьи, и определяются пути выхода из сложившейся ситуации.

Ключевые слова и словосочетания: влияние семьи на государство, институт семьи, кризис семьи, социальные льготы семьям.

УДК 316.356.2(574) ББК 60.561.5(2Каз)

С.С. Каржаубаев, Т.Т. Турсынова

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА СЕМЬИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

^^еспублика Казахстан утвердила себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, провозгласив высшими ценностями человека, его жизнь, права и свободы. Права человека, закрепленные в Конституции, стали основной ценностью нашего государства, стремящегося построить правовое государство, и человеку в этом государстве отведена основная роль. Человек существо общественное, социальное, которое живет, самоутверждается и развивается в рамках определенной общности, группы. Оторванность человека от общества имеет негативные последствия, всецело отражается на нем и ведет к эмоциональному, культурному кризису. Для гармоничного развития человека необходима общность, группа. Именно в

4 8 2015 • ВЕСТНИК ПАГС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.