услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.
Исходя из легального определения, термин «предварительный» не означает не окончательности выражения воли сторон (как это слово употребляется, например, в выражении «предварительные переговоры»), а только указывает на то, что за состоявшимся договором должен последовать другой окончательный договор. Следовательно, в этих случаях нужно различать два договора между сторонами. Один — уже заключенный; он устанавливает обязательство заключить в будущем другой, главный, договор, которым стороны имеют в виду установить основное правоотношение, договор, который должен привести к достижению хозяйственной цели, ради которой завязываются юридические отношения; первым так называемым предварительным договором делается только первый шаг в направлении этой цели. Другой — предстоящий в будущем основной договор, который, по существу, стороны имеют в виду [5]. Предварительный договор является совершенным договором, но с особым содержанием, а исполнение договора состоит в заключении второго договора. Посредством его одно лицо принимает на себя обязательство, тогда как другое только дает свое.
Для заключения договора посредством проведения конкурса необходимо наличие следующих юридичес-
ких фактов: проведение торгов и подписание организатором и победителем протокола об итогах торгов. С этого момента конкурс можно считать проведенным.
Литература
1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. М., 2005.
2. Гонгало Б.М. Учение об обеспечении обязательств М., 2002.
3. Гражданское право : учебник / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1997. Ч. 1. С. 681.
4. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка ; 2-е изд. СПб., М., 1882.
5. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая (постатейный) / А.К. Губаева [и др.] ; под ред. Н.Д. Егорова, А.П. Сергеева ; 3-е изд., пере-раб. и доп. М., 2006.
6. Новицкий И.Б., Лунц Л.А. Общее учение об обязательстве. М., 1950. С. 143-144.
7. Отдельные виды обязательств / под ред. К.А. Граве, И.Б. Новицкого. М., 1954. С. 356.
8. Организация и проведение конкурсов на закупку продукции для федеральных государственных нужд : учеб.-метод. пособие / под ред. В.И. Смирнова, Н.В. Не-стеровича ; 2-е изд. М., 2002. С. 11.
КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИНСТИТУТА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Н.А. КУДРЯШОВА,
соискатель кафедры государственно-правовых дисциплин
Академии управления МВД России 12.00.00 - юридические науки
Аннотация. Прослеживается история конституционного закрепления института семейных отношений в России. Анализируются нормы конституций и отраслевого законодательства, регулирующие права и законные интересы семьи, в период с 1918 г. по настоящее время.
Ключевые слова: институт семьи, права и законные интересы, конституционное закрепление.
THE CONSTITUTIONAL FASTENING OF THE INSTITUTE OF FAMILY RELATIONS
N.A. KUDRYASHOVA aspirant of the department of state-legal disciplines of Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation. The main historical stages of the constitutional institute of family relations in Russia are considered. Analyzes the constitutional provisions and sectoral laws governing the rights and legitimate interests of the family, in the period from 1918 to the present.
Key words: institution of the family, the rights and legitimate interests, constitutional recognition.
Семья является одним из древнейших общественных институтов, где сочетаются личные и общественные интересы, это «колыбель новой жизни». Именно в семье
рождаются и подрастают дети, воспитание и правильная с моральных и правовых позиций социальная ориентация подрастающего поколения — это та глобальная
задача, которая стоит перед семьей и обществом. Однако возникает закономерный вопрос: когда права и законные интересы семьи стали закрепляться на высшем юридическом уровне, в конституционно-правовых нормах? Для ответа на него следует проследить историю конституционного закрепления института семейных отношений на всех этапах развития конституционализма в нашем государстве.
Первая Конституция советского государства, принятая 10 июля 1918 г., не содержала перечня конституционных прав и свобод, предоставляемых гражданам, и не раскрывала их содержания. Раздел 2 закреплял общие положения этого документа, в рамках которых обозначал те права и свободы, которые должны были обеспечиваться советским государством. Некоторые из прав и свобод носили классовый характер и предоставлялись определенным слоям населения. Так, право избирать и быть избранными в органы государства, а также «почетное право защищать революцию с оружием в руках», принадлежали исключительно трудящимся.
О роли семьи в формировании и дальнейшем развитии нового государства в Основном Законе РСФСР сказано не было. Однако принятые ВЦИК и СНК Декреты от 18 декабря 1917 г. «О гражданском браке, о детях и о введении книг актов состояния» и от 19 декабря 1917 г. «О расторжении брака» сыграли значительную роль в реформировании института семьи. Декреты полностью разрушили дореволюционное законодательство, регулировавшее вопросы брака и семьи и закреплявшее неравноправное положение женщины, ее полную зависимость от супруга. По мнению В.М. Сырых, «...ни одно буржуазное государство этого периода не предоставляло женщине всех тех прав и свобод, которые были установлены советской властью в самое короткое время»1.
Предпосылками для такого принципиального поворота в регулировании семейных отношений стали не только происходящие в государстве политические события, но и некоторые изменения традиционных представлений о брачном праве на основе научных дискуссий и общественного мнения второй половины XIX в.
Декрет о браке устанавливал равноправие мужчин и женщин в области семейных отношений, уравнивал внебрачных детей с детьми, рожденными в браке, и разрешал по заявлению матери ребенка, или его опекуна, или самого ребенка доказывать в суде отцовство. Вполне очевидно, что церковь негативно оценила декреты и оказывала активное сопротивление реализации их положений. Фактически эти правовые акты урегулировали внутрисемейные отношения в соответствии с проводимой в то время политикой советского государства.
Положения декретов получили свое дальнейшее закрепление в первом советском кодифицированном акте — Кодексе законов РСФСР об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве, который был принят ВЦИК 16 сентября 1918 г.
Кодекс отстранял церковь от любых форм участия в семейных отношениях, предоставлял полное равноправие супругам, упразднял институт усыновления, а также уравнивал в правах детей, родившихся в официально зарегистрированном браке и вне такового.
Несомненно, что произошедшие в регулировании семейных отношений изменения, касающиеся прежде всего положения женщины, ранее находившейся в жесткой экономической и правовой зависимости от мужчины, открыли новый этап в развитии семьи. Интересно мнение О.А. Ворониной, которая видела в этих преобразованиях не прогрессивную сторону советской эмансипации, а фактическое переподчинение женщины непосредственно самому государству в целях выравнивания ее трудовой энергии с трудовой энергией мужчины2.
Следующий этап в развитии советского конституционного права связан с двумя событиями — принятием 31 января 1924 г. Конституции(Основного Закона) СССР и соответственно принятием 11 мая 1925 г. Конституции РСФСР. В текстах этих документах отдельные права и обязанности граждан вновь были определены в разд. I «Общие положения», а о правах и законных интересах семьи не упоминалось.
Что касается семейных отношений, то 19 ноября 1926 г. «в целях урегулирования правовых отношений, вытекающих из брака, семьи и опеки» был принят новый Кодекс законов РСФСР о браке, семье и опеке, который вступил в силу с 1 января 1927 г. Он внес серьезные изменения в действовавшее законодательство, в частности был признан институт «фактического брака» и закреплено, что дети, рожденные в зарегистрированном в установленном порядке браке, и дети от фактического брака пользовались равными правами. Следующей новеллой стало положение о совместно нажитом имуществе, которым признавалось имущество, нажитое супругами за время их союза, вновь получил развитие институт усыновления.
Таким образом, регулированию семейных отношений уделялось достаточное внимание на законодательном уровне. Однако в числе основных, конституционно закрепленных прав и свобод интересы семьи, а именно матери и ребенка, были впервые обозначены только в Конституции (Основном Законе) СССР 1936 г., где в гл. X «Основные права и обязанности граждан» ст. 122 устанавливала равенство прав мужчины и женщины во всех сферах жизнедеятельности, а также гарантировала государственную охрану интересов матери и ребенка. Эти положения были продублированы в Конституции (Основном Законе) РСФСР 1937 г. Дальнейшее закрепление конституционно-правовые нормы получили в других нормативных правовых актах, развивавших конституционные положения.
Нельзя оставить без внимания постановление ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 г. «О запрещении абортов и увеличении материальной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания
за неплатеж алиментов и некоторых изменениях в законодательстве о разводах». Интересен статус этого документа. Прежде регулирование вопросов семьи и брачных отношений являлось компетенцией союзных республик, а документ исходит от ЦИК и СНК СССР, что говорит о масштабности этого проекта, о том, что он относится ко всем союзным республикам независимо от их национальных особенностей. Целью принятия постановления было повышение рождаемости и дальнейшее укрепление советской семьи. Однако существует и обратная сторона — запрет абортов в слаборазвитой стране, по мнению М.В. Антокольской, привел к их массовой криминальной составляющей с тяжелыми последствиями. Ведь население не имело даже самых элементарных представлений о планировании семьи3.
Следующие коренные изменения в регулировании семейных отношений произошли в годы Великой Отечественной войны. В результате потерь Советский Союз стоял на пороге демографической катастрофы, снизилось количество браков и как следствие упала рождаемость. В 1944 г. Президиум Верховного Совета СССР издал указ «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства». Основные положения указа заключались в непризнании фактического брака, а только союза, оформленного в органах загса, отцовство устанавливалось исключительно в случае зарегистрированного брака с матерью родившегося ребенка, расторжение брака осуществлялось судом.
Что касается непризнания фактического брака, то таким образом, замечает В.М. Сырых, государство освобождало себя от обязанности выплачивать пенсию детям погибших военнослужащих, состоявших до призыва на фронт в фактических брачных отношениях с матерью своих детей, но не сумевших оформить их в установленном порядке. А пенсия, выплачиваемая одинокой матери, была значительно ниже пенсии по случаю потери кормильца-военнослужащего4.
Сложившуюся ситуацию частично исправил указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 ноября 1944 г. «О порядке признания фактических брачных отношений в случае смерти или пропажи без вести на фронте одного из супругов», который установил возможность для решения данного вопроса обратиться с заявлением в народный суд.
27 июня 1968 г. Верховный Совет СССР принял Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье. Статья 5 указывала, что семья в соответствии с Конституцией СССР находится под защитой государства. Это положение получило дальнейшее закрепление и реализацию в принятом Верховным Советом РСФСР 30 июля 1969 г. новом Кодексе РСФСР о браке и семье.
Кодекс РСФСР о браке и семье 1969 г. стал более демократичным по сравнению с ранее действовавшими в брачно-семейной сфере нормативными актами. Кодексом были введены основания признания брака недействительным, урегулирован процесс заключения браков советских граждан с иностранными гражданами, введена возможность установления отцовства в судебном и ином порядке, а также процедура расторжения брака без участия судебных органов. Кодекс действовал до принятия в 1995 г. Семейного кодекса РФ, вступившего в силу с 1 января 1996 г.
В Конституции СССР 1977 г. впервые за историю развития конституционного движения в России появилась норма о защите семьи со стороны государства (ст. 53). Защита семьи, материнства, отцовства и детства относилась к вопросам совместного ведения Союза ССР и входящих в него национально-территориальных образований.
На очередном этапе конституционных реформ права и законные интересы семьи поднялись на высший юридический уровень и вошли в перечень основных прав, свобод и обязанностей граждан СССР. Закономерен вопрос: можно ли говорить о том, что права семьи, ранее закрепленные и регулируемые нормами правовых актов неконституционного значения, не относились к числу основных прав и свобод советских граждан? Всегда ли основные права, свободы и обязанности прописываются в основном законе страны? Следует обратиться к словам С.А. Авакьяна, который высказал следующую точку зрения: «...основные права, свободы и обязанности целесообразно отражать в нормах конституции; при определенных обстоятельствах все-таки нельзя исключать первоначального их включения в акты текущего законодательства — при условии, что на очередном этапе конституционных реформ такие права, свободы и обязанности поднимаются на уровень конституционного регулирова-ния»5. История конституционного закрепления прав семьи в Российском государстве является достаточно ярким примером этих слов.
Конституция РФ 1993 г. в перечне основ конституционного строя закрепила статус России как социального государства, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Статья 38 провозглашает, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства. Эти конституционные положения выступают ориентиром для построения базы текущего законодательства.
Таким образом, Конституция — второй основной закон в истории Российского государства, где прямо закреплено положение о защите семьи (впервые подобная норма прозвучала в Конституции СССР 1977 г.).
В настоящее время поддержка и защита семьи, материнства, отцовства и детства носит комплексный правовой и социально-экономический характер, но позиция закона первостепенна, причем закона как внутреннего, так и международного масштаба. Од-
ним из важнейших международных правовых актов, посвященных интересам семьи, материнства и детства, является Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., которая признает, что «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания»6. Семья, в свою очередь, нуждается в необходимой защите и содействии, чтобы могла возложить на себя определенные обязанности в рамках общества. Поддерживая вектор международной защиты семьи, материнства и детства, Россия закрепила соответствующие положения на высшем юридическом уровне, что дало предпосылки
и основания для дальнейшего развития этих норм в законодательстве России и субъектов Федерации.
1 Сырых В.М. История государства и права России : учеб. пособие. М., 2007. С. 61.
2 Воронина О.А. Феминизм и гендерное равенство. М., 2004. С. 232-238.
3 Антокольская М.В. Семейное право. М., 1997. С. 73-74.
4 Сырых В.М. Указ. соч. С. 321.
5 Авакьян С.А. Конституционное право России : учеб. курс. М., 2006. Т 1. С. 572.
6 Международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1993. С. 274-294.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИОННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ
М.Г. МУССОВ,
начальник управления Следственного комитета при МВД России
12.00.00 - юридические науки Научный руководитель профессор кафедры управления органами расследования преступлений Академии управления МВД России,
доктор юридических наук А.В. ШМОНИН
Аннотация. Анализируются международно-правовые документы, образующие в совокупности серьезную договорную основу межгосударственной борьбы с коррупционными преступлениями в сфере экономики.
Ключевые слова: коррупционные преступления в сфере экономики, коррупция в международных деловых операциях, международное законодательство, международные организации, взяточничество, международные деловые операции.
Из рецензии профессора кафедры управления органами расследования преступлений Академии управления МВД России, доктора юридических наук А.В. Шмонина: «...В статье кратко рассмотрены основные международные нормативные документы о противодействии коррупционным преступлениям в сфере экономики... В качестве вывода автор констатирует, что ООН признала глобальный характер проблемы коррупции и пытается создать международную систему противодействия этому явлению, в том числе выраженную совокупность коррупционных преступлений в сфере экономики. Однако... все разработанные этой организацией документы носят рекомендательный характер и фактически не влияют на решение проблемы».
INTERNATIONAL LAW ON COMBATING CORRUPTION CRIMES IN THE
ECONOMIC SPHERE
M.G. MUSSOV,
Head of the department of Investigative Committee of the Russian Interior Ministry Scientific supervisor professor of the department of management authorities investigate crimes of Academy of Public Administration Ministry of Internal Affairs of Russia,
doctor of law A.V. SHMONIN.
Annotation. The author analyzes the international legal instruments, that makes a total of serious base of the inter-State treaty anti-corruption crimes in the economy.
Key words: corruption economic crimes, corruption in international business transactions, international law, international organizations, bribery, international business transactions.
Коррупция, сущность которой состоит в корыстном ложения лицами, уполномоченными на выполнение использовании в личных интересах служебного по- государственных и служебных функций и для этого