Научная статья на тему 'Гендерная политика советского государства в социальной сфере в целях защиты прав женщин'

Гендерная политика советского государства в социальной сфере в целях защиты прав женщин Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2057
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГЕНДЕРНАЯ ПОЛИТИКА / ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО / ЖЕНСКОЕ РАВНОПРАВИЕ / ГЕНДЕРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / РАВНОПРАВИЕ ПОЛОВ / THE GENDER POLICY / GENDER EQUALITY / FEMALE EQUALITY / GENDER RELATIONS / HUMAN RIGHTS / EQUALITY OF FLOORS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чвыкалов Василий Владимирович

В предлагаемой статье исследуется советский опыт гендерных отношений в процессе становления и юридического закрепления женского равноправия в социальной сфере в целях защиты прав женщин в истории отечественного государства и права, начиная с первых нормативно-правовых актов и заканчивая распадом Советского Союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The gender policy of the Soviet state in social sphere with a view of the women rights protection

In offered article the Soviet experience of gender relations in the course of formation and legal fastening of female equality in social sphere with a view of protection of the rights of women in the history of the domestic state and the right is investigated, since the first regulatory legal acts and finishing disintegration of Soviet Union.

Текст научной работы на тему «Гендерная политика советского государства в социальной сфере в целях защиты прав женщин»

Чвыкалов В.В.

Гендерная политика советского государства в социальной сфере

в целях защиты прав женщин

Советский период в истории отечественного государства стал временем, когда женщины формально добились почти полного равноправия с мужчинами. В настоящее время можно встретить противоположные оценки гендерных отношений в советский период: от идеализации существовавшего равноправия в правах женщин и мужчин до его полного очернения. На протяжении всего периода советской истории наблюдалась эволюция в отношении со стороны государства к женщине, к ее роли в обществе, что получало закрепление в праве. Именно изменение правового статуса женщины влияло на изменение гендерных отношений, распределение гендерных ролей в государстве и обществе [1, с. 132].

Коренные перемены в экономической основе государства, последовавшие после Октября 1917 г., повлекли за собой принятие новых законов, в том числе предназначавшихся для регулирования гендерных отношений. Прежде всего это было связано с формальным предоставлением женщинам равных прав с мужчинами.

Активное вовлечение женщины в общественную жизнь меняло ее гендерную роль и требовало переустройства всего быта на коллективных началах: женщину требовалось освободить от обязанностей вести домашнее хозяйство, воспитывать детей и т.д. Брак в таких условиях предполагал полное равноправие в семейных отношениях, а также упрощение процедуры его заключения и расторжения.

Принятый в декабре 1917 г. декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния» установил новую форму брака - гражданский брак, заключавшийся в специальных государственных органах записи актов гражданского состояния. В соответствии с декабрьским 1917 г. декретом «О расторжении брака» развод также становился гражданским актом [2].

В сентябре 1918 г. был принят Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. Данный кодекс систематизировал и публично закрепил принцип гендерного равенства. Кодекс 1918 г. определял порядок регистрации актов гражданского состояния, регулировал брачно-семейные и опекунские отношения. Брак не создавал общности имущества супругов. Внебрачные дети имели равные права с законными детьми, отец внебрачного ребенка обязан был участвовать в расходах на его содержание. Следует отметить, что мать ребенка имела право подать заявление в отдел ЗАГСа с указанием конкретного отца, последний был вправе оспорить это заявление в двухнедельный срок, его «молчание» квалифицировалось как признание факта отцовства. В спорных ситуациях суды обычно исходили из «презумпции истинности заявления матери» [3, с. 14-17].

Кодекс 1926 г. ввел режим общности имущества супругов, нажитого в браке (ст. 10). Потребность в данной новелле выявила сама судебная практика начала 20-х гг. по делам, где жена ограничивалась работой только по обслуживанию семьи, не принося доходов извне, но производя, однако, «полезную работу, вполне соответствующую работе мужа...» [4, с. 262, 270]. Таким образом, de jure была признана социальная ценность домашнего труда, в том числе, если его выполнял и мужчина.

Более того, женщины получили право свободно избирать профессию, место жительства, получать образование, расторгать брак, а также право на равную оплату за равный с мужчинами труд. Таким образом, законодательство уравняло женщин в семейной сфере с мужчинами, сделав серьезный шаг в направлении изменения гендерных ролей в семье.

В советский период были уравнены и трудовые права мужчин и женщин. Декрет о восьмичасовом рабочем дне запрещал ночной труд женщин [5]. Декрет СНК РСФСР от 22 декабря 1917 г. «О страховании на случай болезни» предусматривал выплату пособия при родах и родовспоможение, а также коечное лечение с полным содержанием только для застрахованных лиц [6], а в октябре 1918 г. это положение распространилось на всех трудящихся за счет средств государства. В соответствии с декретом 1921 г. «О социальном обеспечении при временной

нетрудоспособности и материнстве» пособие по материнству устанавливалось в размере фактического заработка [7]. Беременные женщины на период времени за 8 недель до и 8 недель после родов освобождались от трудовой повинности (ст. 3 КЗоТ РСФСР 1918 г.). Однако специальный раздел о регулировании труда женщин и подростков в КЗоТ 1918 г. отсутствовал. Только в КЗоТ 1922 г. впервые появилась специальная гл. XIII «Труд женщин и несовершеннолетних». В указанном кодексе были сохранены нормы об освобождении беременных женщин от трудовой повинности, как и женщин, кормящих грудью, а также имеющих детей до 8-и лет, при отсутствии лиц, ухаживающих за ними (ст. 13). Устанавливались дополнительные перерывы для кормления ребенка, с 5-го месяца беременности запрещались командировки без согласия работницы (ст. 131-134).

Сфера применения женского труда к началу 40-х гг. расширилась настолько, что почти сравнялась с аналогичной мужской сферой. При этом в 1939 г. декретный отпуск был сокращен до 63 дней по сравнению с ранее установленными 16 неделями (сокращение почти на 40 %). Только со второй половины 50-х гг. появились законодательные новеллы, направленные на улучшение условий труда женщин: увеличен отпуск по беременности и родам до 112 дней; отменялось требование трехмесячного стажа для получения пособия по беременности и родам (1957); установлен ряд льгот для женщин по пенсионному возрасту и трудовому стажу (1956); впервые установлены оплачиваемый отпуск по беременности и родам, а также пенсии по старости и инвалидности для колхозниц (1964) [8, с. 530-535].

В первом Основном законе советской России - Конституции 1918 г. - был декларирован в самом общем виде принцип равенства трудящихся, но никак не всеобщее и гендерное равенство (ст. 3, 7, 18, 64 и др.). Следует учесть, что важной характеристикой правового статуса женщины являются ее политические права, в первую очередь избирательное право. Окончательно равенство российских женщин с мужчинами в политических и гражданских правах было закреплено в ст. 64 этой Конституции. В указанной статье было особо подчеркнуто, что правом избирать и быть избранными пользуются «обоего пола граждане». При этом, полагаем, уместно вспомнить, что советская Россия оказалась в первой пятерке стран мира, предоставивших женщинам право избирать и быть избранными в представительные органы страны. Отметим, что первыми избирательное право получили имущие женщины в Новой Зеландии в 1893 г. и в Австралии - в 1902 г. [9, с. 421].

Реализуя задачу подчинения интересов личности и отдельной семьи интересам государства, власть начинает поддерживать женщину с помощью ряда льгот, что вновь влияет на изменение гендерных ролей. Несмотря на усиление значения материнства, на исчезновение из законодательства термина «отцовство», фактически происходит обезличивание полов, стирание граней между ними.

Уже в 20-е гг., по мнению М.В. Балахиной, экономические преобразования и новая нормативная база трудовых отношений неоднозначно отразились на женщинах-работницах. С одной стороны, утверждает автор, они получили более широкий доступ к образованию, улучшилась структура питания, реальностью стал оплачиваемый декретный отпуск. В то же время уже тогда женщины советской деревни были выведены из правового поля, началось вытеснение женщин в низкооплачиваемые секторы с тяжелыми и вредными условиями труда, двойная производственная и семейная нагрузка существенно возросла [10].

В середине 30-х гг. изменение гендерных отношений было закреплено в законодательстве. Главным правовым актом данного периода стала Конституция СССР 1936 г., провозгласившая: «В СССР решена задача огромной исторической важности - впервые в истории на деле обеспечено подлинное равноправие женщин». Статья 122 Конституции гарантировала: «Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной и общественно-политической жизни [11]. В Конституции (ст. 137) особо подчеркивалось: «Женщины пользуются правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами».

Конституционное закрепление равенства обеспечивалось специальными политическими установками Коммунистической партии, в частности, представительство женщин во всех властных структурах: 33 % женщин - среди членов Верховного Совета СССР и аналогично в верховных советах республик СССР, до 50 % женщин - во всех структурах власти низового звена

- Советах народных депутатов. Эти нормативы, по мнению исследователей, не были «квотой», которую установило государство, а идеологической установкой партии, в соответствии с которой представительство мужчин и женщин олицетворяло победу социалистической демократии, являлось демонстрацией успехов политики в отношении женщин [12, с. 23].

Значительный интерес представляют материалы всесоюзных переписей населения 1926, 1937 и 1939 гг. В переписных листах за все эти годы присутствует важное с социальной, демографической и, безусловно, правовой точек зрения о семье положение. В 1926 г. оно формулировалось так: «семейное состояние» - и касалось это лишь брачных отношений. Состояние в браке характеризовалось очень полно, т.к. предлагался большой выбор вариантов ответа: холост, женат, замужем, вдов (а), разведен (а). В последующих переписях 1937 и 1939 гг. этот вопрос был обеднен и приобрел лаконичную формулировку: «состоит ли в браке?» с необходимостью однозначного ответа - «да» или «нет». Вместе с тем в 1939 г. впервые фиксировалось фактическое состояние в браке, независимо от того, зарегистрирован брак или нет [13, с. 94].

8 июля 1944 г. Президиум Верховного Совета СССР принимает Указ, согласно которому только зарегистрированный брак порождает права и обязанности супругов. Этот нормативно-правовой акт означал закрепление поворота в государственной политике в подходе к гендерным отношениям, к семье и браку. Указ устанавливал неравенство женщины в том случае, если она решалась на внебрачную связь и свободную любовь. Все свободные фактические браки приравнивались к внебрачным связям. Запрещалось добровольное установление отцовства в незарегистрированных брачных союзах, вся тяжесть последствий ложилась на женщину.

По мнению П.П. Полянского, признание государством только зарегистрированного брака, что до сегодняшнего дня является основополагающим для отечественного семейного права, привело к «дезавуированию» фактического брака, который мешал государству, т.к. мешал укреплению семейных уз, наносил материальный ущерб законной семье и др. [14, с. 9, 13-14]. Более того, как отмечает известный социолог А.Г. Харчев, Указ 1944 г. имел откровенный «про-мужской» характер, т.к. загонял женщину в тупик: доступ к медицинскому аборту был закрыт, отца у ребенка не будет (если он только не вступит в брак или не усыновит собственного ребенка), мужчинам предоставлялась значительная свобода сексуальной жизни (лишь бы не разводились -за это их осуждали партком, профком и суд), им не грозили установление отцовства, алиментные обязательства и порицание за распущенность [15, с. 169].

По утверждению В.В. Серковой, правовой статус женщины в СССР представлял собой совокупность основных прав и обязанностей, принадлежащих ей как гражданину социалистического государства, и специфических прав и обязанностей, определяемых ее особыми социальными ролями [16, с. 12]. То же самое можно было сказать и о правовом статусе мужчины.

К середине 50-х гг. в сфере регулирования гендерных отношений наступил новый этап, связанный с их определенной либерализацией. Так, в 1955 г. вновь был легализован аборт (ст. 36 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан). Кроме того, в 1965 г. значительно облегчена процедура развода, а в 1968 г. были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 декабря 1965 г. «О некотором изменении порядка рассмотрения в судах дел о расторжении брака» были отменены правила о публикации в газете и двустадийность бракоразводного процесса. Следует отметить, что количество разводов резко возросло [17].

Принятые в 1968 г. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье носили достаточно общий характер, говорили не столько о долге и обязанностях женщин, сколько об их правах и о поощрении материнства. Статья 3 заявляла о равноправии женщины и мужчины в семейных отношениях. В целом государственная помощь семье трактовалась как помощь женщине-матери. Налицо был очередной дисбаланс в правовом регулировании гендерных отношений в семейной сфере.

Кодекс РСФСР о браке и семье 1969 г., дополненный в конце 80-х -начале 90-х гг., явился конкретизацией для России Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье 1968 г. К числу его демократических начал следует отнести: упрощение бракоразводной процедуры, расширение согласительной сферы (соглашение об алиментах, о месте проживания

ребенка и порядке общения с ним второго родителя, разделе имущества), защита социально слабого при разделе общесупружеской собственнос-ти, равный статус детей, возможность добровольного признания отцовства и судебного его оспаривания или установления [18, с. 36-37].

С 60-х гг. ХХ в. начинает формироваться гендерное направление в отечественной науке трудового права [19; 20; 21]. Труд женщин рассматривался учеными-трудовиками преимущественно в двух аспектах: гарантии права женщин на труд и охрана труда женщин [19, с. 36-38].

Вопросы гендерного равенства регламентировались и Конституцией СССР 1977 г. Согласно ст. 35 «Женщины и мужчины имеют в СССР равные права. Осуществление этих прав обеспечивается предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и получении профессиональной подготовки, в труде, вознаграждении за него и продвижении по работе, в общественно-политической и культурной деятельности, а также специальными мерами по охране труда и здоровья женщин; созданием условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством...». Статья 53 гарантировала равноправие супругов в семейных отношениях [22, с. 128]. К сожалению, как подчеркивает А.С. Автономов, 21 апреля 1992 г. в результате внесения изменений в Конституцию России данная формулировка была изъята из Основного закона страны. Положение о равноправии людей вне зависимости от пола перешло из ст. 33 в ст. 34 (ч. 3) Конституции и было сформулировано следующим образом: «Мужчины и женщины имеют равные права и свободы». Конституция РФ 1993 г. несколько расширила эту формулировку, дополнив ее и равными возможностями для реализации права и свобод (ст. 19, ч. 3), но полнота перечисленных возможностей и гарантий, содержащаяся в текстах Основного закона СССР 1977 г. и Основного закона РСФСР 1978 г., не была, как видно из приведенных цитат, достигнута [23, с. 53-54].

Аналогичную политику советское государство осуществляло фактически вплоть до конца 80-х - начала 90-х гг. ХХ в. Перестройка привела к появлению новых проблем применительно к принципу равенства мужчин и женщин. В результате разрушения советской системы гендерной симметрии в структурах власти женщины не были допущены мужским сообществом к власти в экономике. Руководители-мужчины, стоящие у власти в доперестроечный период передела собственности, получили через приватизацию доступ к новой собственности вполне легитимно [12, с. 34-35]. В результате перестройки собственность стала принадлежать классу мужчин, поскольку они были ближе всего к этой собственности. Учитывая исторический феномен «власть-собственность», многие из них соединили себя с властью через использование традиционного метода - силы. Соединение силы с властью денег создало мужской класс собственников современной России.

Таким образом, советский опыт гендерных отношений свидетельствует о явной асимметрии в правовом положении женщин и мужчин, преодолеть которую принятием нескольких законодательных актов не представлялось возможным. Советское законодательство учитывало необходимость разного подхода к лицам разного пола при наделении их одинаковыми правами и возложении на них одинаковых обязанностей. Советские конституции наглядно продемонстрировали необходимость не только закрепления тождественных прав лиц разного пола и возможностей их осуществления, но и создания комплекса правовых средств обеспечения интересов и потребнос-тей женщины как потенциальной или реальной матери. Анализ советского законодательства позволяет констатировать, что оно уделяло материнству гораздо больше внимания, чем отцовству, содержало множество норм всесторонней поддержки и охраны материнства.

Однако в правовом положении женщины в исследуемый период, несмотря на поистине исторические завоевания, имелись и существенные недостатки, вызванные стремлением уподобить женщину мужчине, сравнять их во всем, недооценивая половую принадлежность.

Литература

1. Айвазова С.Г. Русские женщины в лабиринте равноправия. М., 1998.

2. СУ РСФСР. 1917. № 10. Ст. 152; СУ РСФСР. № 11. Ст. 160.

3. Матерова М.В. Судебное рассмотрение дел об установлении отцовства. М., 1972.

4. Курский Д.И. Избранные статьи и речи. М., 1958.

5. СУ РСФСР. 1917. № 1. Ст. 10.

6. СУ РСФСР. 1917. № 17. Ст. 188.

7. СУ РСФСР. 1921. № 76. Ст. 627; СУ РСФСР. 1921. № 79. Ст. 682.

8. Сборник нормативных актов о труде: В 3 ч. М., 1985. Ч. 2.

9. Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Конституционное право Российской Федерации. М., 2004.

10. Балахина М.В. Социально-бытовое положение женщин-работниц Западной Сибири (19211929): Дис. ... канд. социолог. наук. Новосибирск, 1997.

11. Конституция (Основной закон) СССР // Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК. 1936. № 283.

12. Завадская Л.Н. Гендерная экспертиза российского законодательства. М., 2001.

13. Жиромская В.Б. Всесоюзные переписи населения 1926, 1937, 1939 годов. Истории подготовки и проведения // История СССР. 1990. № 3.

14. Полянский П.П. Реформирование советского семейного права в годы Великой Отечественной войны: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1996.

15. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1979.

16. Серкова В.В. Теоретические вопросы правового статуса женщины в СССР: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1972.

17. Ведомости Верховного Совета СССР. 1965. № 49. Ст. 725.

18. Никитина В.П. Правовые проблемы регулирования имущественных отношений в советской семье: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Л., 1976.

19. Толкунова В.Н. Право женщин на труд и его гарантии. М., 1967.

20. Абрамова А.А. Охрана труда женщин. М., 1967.

21 Киселев Я.Л. Охрана труда по советскому трудовому праву. М., 1962.

22. Конституция СССР. Политико-правовой комментарий. М., 1982.

23. Автономов А.С. Права человека, правозащитная и правоохранительная деятельность. М., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.