Научная статья на тему 'Вопросы изучения Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года'

Вопросы изучения Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1499
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / СТРАТЕГИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЖУРНАЛИСТИКА / МАСС-МЕДИА / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / SCIENCE / STRATEGY OF STATE NATIONAL POLICY / JOURNALISM / MASS MEDIA / NORTH CAUCASUS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кубрин С. Д.

В данной статье исследуется Стратегия государственной национальной политики России на период до 2025 года. Установлено, что вопросы межнациональных отношений являются одними из ключевых в современных политических и социальных отношениях. В этой связи исследованы основные цели Стратегии, а также рассмотрены отдельные трактовки нормативного документа относительно различных наук. Более того, изучен фундаментальный теоретический аспект интерпретации Стратегии. Определена позиция ученых относительно рассматриваемого доктринального документа. Рассмотрены направления изучения Стратегии в сфере гуманитарных, юридических наук. На основе этого сделана попытка выявить имеющиеся пробелы в изучении Стратегии, а также проследить, в каких отраслях научного знания в недостаточной степени исследуется данный доктринальный документ. В результате исследования установлено, что журналистика как наука уделяет Стратегии незначительное внимание, в связи с чем намечены основные тенденции укрепления взаимодействия изучения документа в контексте журналистики и средств массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Кубрин С. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRATEGY OF THE STATE NATIONAL POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION TILL 2025 YEAR: THE ASPECTS OF STUDYING

The article is devoted to the Strategy of the State National Policy of Russia for the period up to 2025. In particular, separate interpretations of the normative document concerning various sciences are considered. The fundamental theoretical aspect of the Strategy interpretation was studied. An attempt was made to identify the existing gaps in the study of the Strategy, and also to trace in which branches of scientific knowledge the doctrinal document is not sufficiently studied. The study found that journalism, as a science, pays little attention to the Strategy. In which branches of scientific knowledge, this doctrinal document is not sufficiently studied. As a result of the research, it has been established that journalism, as a science, pays little attention to the Strategy, in this connection the main tendencies of strengthening the interaction of studying the document in the context of journalism and the media.

Текст научной работы на тему «Вопросы изучения Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»

УДК: 070 ББК: 76.0

Кубрин С.Д.

ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРАТЕГИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

Kubrin S.D.

THE STRATEGY OF THE STATE NATIONAL POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION TILL 2025 YEAR: THE ASPECTS OF STUDYING

Ключевые слова: наука, стратегия, государственная национальная политика, журналистика, масс-медиа, Северный Кавказ.

Keywords: science, strategy of state national policy, journalism, mass media, the North Caucasus.

Аннотация: в данной статье исследуется Стратегия государственной национальной политики России на период до 2025 года. Установлено, что вопросы межнациональных отношений являются одними из ключевых в современных политических и социальных отношениях. В этой связи исследованы основные цели Стратегии, а также рассмотрены отдельные трактовки нормативного документа относительно различных наук. Более того, изучен фундаментальный теоретический аспект интерпретации Стратегии. Определена позиция ученых относительно рассматриваемого доктринального документа. Рассмотрены направления изучения Стратегии в сфере гуманитарных, юридических наук. На основе этого сделана попытка выявить имеющиеся пробелы в изучении Стратегии, а также проследить, в каких отраслях научного знания в недостаточной степени исследуется данный доктриналь-ный документ. В результате исследования установлено, что журналистика как наука уделяет Стратегии незначительное внимание, в связи с чем намечены основные тенденции укрепления взаимодействия изучения документа в контексте журналистики и средств массовой информации.

Abstract: the article is devoted to the Strategy of the State National Policy of Russia for the period up to 2025. In particular, separate interpretations of the normative document concerning various sciences are considered. The fundamental theoretical aspect of the Strategy interpretation was studied. An attempt was made to identify the existing gaps in the study of the Strategy, and also to trace in which branches of scientific knowledge the doctrinal document is not sufficiently studied. The study found that journalism, as a science, pays little attention to the Strategy. In which branches of scientific knowledge, this doctrinal document is not sufficiently studied. As a result of the research, it has been established that journalism, as a science, pays little attention to the Strategy, in this connection the main tendencies of strengthening the interaction of studying the document in the context of journalism and the media.

Наметившаяся тенденция острых общественно-политических процессов в России, связанная с возросшей гражданской активностью, проблемы трудовой миграции, нестабильная финансово-экономическая обстановка на международной арене в очередной раз указали на вопросы межнациональной мобилизации.

Современная политическая обстановка требует функционирования уверенной спо-

собности граждан разной национальной идентичности существовать в неразрывном единстве между собой на основе взаимных ценностей и общих интересов.

В январе 2012 года в «Независимой газете» опубликована концептуальная статья В.В. Путина «Россия: национальный вопрос», которая предшествовала выходу ряда нормативных и политических документов, регламентирующих межнациональные от-

ношения. Так, 7 мая 2012 г. Президентом РФ подписан Указ «Об обеспечении межнационального согласия», 7 июня 2012 г. -Указ «О Совете при Президенте РФ по межнациональным отношениям», 19 декабря 2012 г. Указом Президента РФ утверждена Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года (далее - Стратегия).

Актуальность настоящей статьи заключается в том, что она представляет собой значимую попытку фундаментального исследования Стратегии на основе имеющихся научных публикаций, с одной стороны, и анализ проблемных сторон изучения доктринального документа, с другой.

Принятая Стратегия заменила предшествующую ей Концепцию, которая смогла искоренить такие важные проблемы, как процессы дезинтеграции, связанные, в том числе, и с национальной идентичностью, но оставила неразрешенными вопросы, вызванные глубокими общественными преобразованиями при формировании в современной России свободного открытого общества.

Примечательно, что законодатель разделил понятие «концепции» и «стратегии», придав последней системный статус, состоящий из перечня конкретных действенных механизмов, алгоритма задач и комплекса принципов по реализации национальной политики, тогда как термин концепция предполагает лишь «определенный способ понимания каких-либо явлений, руководящую идею, основной замысел». Иным образом, от преобладающего теоретического осмысления складывающихся отношений государство перешло к реальному практическому осуществлению задач, накопленных и поставленных прежде.

Одной из важных целей, послуживших основанием разработки Стратегии, стала действенная попытка государства сохранить этнокультурную самобытность народов, входящих в состав России, учесть их интересы и задачи государства. Кроме того, важными направлениями Стратегии являются сохранение и развитие культур народов РФ, обеспечение прав коренных народов, создание условий для прочного национального мира и согласия на Северном Кав-

казе.

Вслед за принятием Стратегии с целью выработки функциональных решений, конкретных приемов и способов реализации поставленных задач был разработан «План мероприятий по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г.»1, который детализируется и обновляется каждые три года. План мероприятий утверждается Председателем Правительства РФ Д.А. Медведевым, состоит из нескольких разделов, которые включают конкретные мероприятия по достижению целей Стратегии.

Примечательна позиция ученых в сфере этнополитики В.Ю. Зорина и М.А. Аст-вацатуровой, которые полагают, что «Стратегия акцентировала новационные ресурсы упрочения российской гражданской идентичности и стала важнейшим концептуальным документом, влияющим на всю систему общественно-политических отношений» . В.А. Михайлов называет Стратегию «знаковой общенациональной идеей»3, С.В. Векленко полагает, что «Стратегия призвана стать мобилизующим фактором, способствующим укреплению общероссийского гражданского самосознания, этнокультурному развитию народов России, гармонизации межнациональных отношений, обеспечению правопорядка и политической стабильности в обществе»4, Т.В. За-

1 План мероприятий по реализации в 2013-2015 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. [Электронный ресурс]. Доступно на URL: http://government .ru/media/files/41d47a 99d 97a 4ea0ebf3 .pdf (режим доступа - свободный)

2 Зорин В.Ю., Аствацатурова М.А. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации: формирование общероссийской гражданской идентичности и укрепление духовной общности российской нации // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. М.: ИЭА РАН, 2014. Вып. 236., с. 76 -84.

3 Михайлов В.А. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации: вопросы теории и практических действий // Материалы постоянного действующего научно -методологического семинара «Российская государственность в условиях глобализации». Выпуск 2 (21). 2013. С. 19-38.

4 Векленко С.В. Значение государственной национальной политики Российской Федерации для подготовки кадров органов внутренних дел //

метина указывает, что «принятие Стратегии свидетельствует об усилении государственной составляющей в сфере регулирования межнациональных отношений, называя документ важным политико-правовым актом, учитывающим глобализационные аспекты, а также важные процессы, происходящие на территории РФ»1.

Исследуемый политико-правовой документ определяет установленные приоритетные направления государственной национальной политики, к числу которых относится совершенствование государственного управления, обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизация межнациональных отношений, укрепление единства и духовной общности многонационального народа России, развитие системы образования и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, информационное обеспечение реализации национальной политики, совершенствование взаимодействия государственных органов с институтами гражданского общества и др. В свою очередь, для достижения указанных приоритетных направлений Стратегия ставит ряд задач, а именно совершенствование государственного управления, обеспечение правовых условий для укрепление единства российского народа и связанного с этим совершенствования законодательства.

В этой связи Стратегия представляет достаточный интерес для различных областей научных знаний.

Разными аспектами изучения Стратегии занимаются такие ученые, как Ю.В. Синько, Л.Ф. Болтенкова, В.В. Янускина, В.Н. Алфим-цев, М.В. Константинов, Т.В. Заметина, Н.В. Трошина, А.А. Кушнарев, Е.К. Рева, К.И. Зейналов, М.А. Трусов, Ю.С. Леонов, Ю.В. Быковская и др.

Как отметил представитель аналитического управления по национальной стратегии Совета Федерации РФ А.М. Юсупов-

Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. С. 56-71.

1 Алфимцев В.В. Стратегия государственной

национальной политики до 2025 года: правовой анализ // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 2013. № 5 (31), С. 13-17.

ский, национальная политика не сводится к политике «в области межэтнических отношений», она носит системный характер, сопрягаясь с демографической, миграционной политикой, и направлена, в том числе, на развитие человеческого потенциала2. Кроме того, по справедливому мнению Е.К. Рева и Д.В. Арехиной, проблема конструирования межэтнических отношений для России как многонационального государства была явной всегда, при этом ее решение обуславли-

3

валось историко-политическими реалиями . Учитывая факторы многонациональности российского государства, национальная политика становится основой его стабильности, а Стратегия приобретает первостепенное значение.

Важное место занимает изучение Стратегии в контексте развития системы педагогики и образования, соответствуя указанным приоритетным направлениям. Многолетняя педагогическая практика, как форма реализации гражданина и отдельной личности, имеет глубокие корни в культурном межнациональном слое. В этой связи важен факт педагогической коммуникации в структуре социума, поскольку общественная интеграция имеет высокий нравственно-этический статус, выступая гарантом современного межличностного и, что важно, межэтнического взаимодействия.

Действительно, важным звеном национальной политики выступает ее образовательная система. Недаром практически одновременно с принятием Стратегии президентом был подписан Закон о модернизации российского образования, определяющий путь отечественного государства к дальнейшему развитию и межнациональному согласию.

Так, специалист в области этносоцио-логии У.А. Винокурова полагает, что «про-

Юсуповский А.М. Стратегические проблемы национального развития: к сравнительному анализу -приоритетов государственной политики // Государственная власть и местное самоуправлгние. 2008. №4. С. 56-60.

3 Рева Е.К.. Арехина Д.В. Особенности конструирования межэтнических отношений в средствах массовой информации (на материале медийных текстов о коренных малочисленных народах России и народах Северного Кавказа) // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева №4, том 2, 2016, с. 211-217.

блема сочетания образовательной и национальной политики является предметом различных дискуссий», указывая на действенную модель глобального поколения личностей, с одной стороны, укорененных в своих культурах, но открытых миру и уверенных в своей способности создавать и влиять на динамику развития этого мира, с другой1.

Иным образом, интеграция процессов преподавания, по мнению У.А. Винокуровой, при внедрении технологии интерактивного межнационального взаимодействия на основе взаимообучения и взаимовоспитания обеспечивает высокую эффективность педагогического процесса, условием которой является также высокая организация технологии той или иной национальной культ у-ры.

В свою очередь, заслуженный работник образования Л.С. Ядрихинская также справедливо полагает, что «концепция этнокультурного образования в Российской Федерации основывается на Стратегии государственной национальной политики в РФ», призванной обеспечить конституционные права и свободы граждан России в области сохранения и развития национально-культурного наследия каждого народа нашей страны»2. Этнокультурные образовательные технологии, как полагает автор, являются эффективным механизмом управления учебным процессом, т.е. педагогическим инструментарием гарантированного достижения поставленных целей, включая цели гармонизации межнациональных и межэтнических отношений народов России.

Социологи Р.Р. Галлямов и З.Ф. Муби-нова обращают внимание на качество образовательных продуктов, а именно на образовательный стандарт апробированных школьных учебников по отечественной истории3, ссыла-

1 Винокурова У.А., Семенова А.Д., Ядрихинская Л.С. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации: педагогический аспект // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. С. 330-336.

2 Ядрихинская Л.С. Этнокультурное образование в условиях реализации стратегии государственной национальной политики РФ // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85-летию научно-практического журнала «Дошкольное воспитание России»», 2014, С. 541-554.

3 Галлямов Р.Р., Мубинова З.Ф. Российские учебники

ясь на объективную необходимость использования в процессе обучения теоретических основ, продиктованных не только внутренним локальным опытом государства, но и особенностями развития отдельных народов, имеющих историческое единство и культурной связи с Россией.

Таким образом, для качественной реализации сочетания педагогических процессов и фактурного компонента национальной политики необходимо освободиться от стереотипа учительского труда, раскрыв преимущества образовательной организации в этническом и межнациональном пространстве. Стоит обратить внимание на поиск уникальных достижений в области межэтнического образовательного опыта, обогащая локальный отечественный опыт национальными особенностями иных структур.

При этом можно заявить, что тенденция педагогического образования должна быть сосредоточена на позиции учителя, ведущей ролью которого будут являться этические ценности, передаваемые не только от одного учительского поколения к другому, но и учитываемые этнопедагогиче-ским опытом народов России, что соответствует целям и задачам Стратегии.

Определенное число научных исследований посвящено этносоциальной и культурной составляющей Стратегии, семантическому содержанию ее текста и внешней системной оценке.

Важным является грамотное осмысление национальной политики в условиях сочетания задач по формированию российской нации и поддержки всех этносов, представленных в России. Этносоциальный аспект заключается в том, что российская нация должна основываться не только на государственных, правовых и исторических основаниях, но непременно и на нравственно-этических нормах, определяемых отношениями между народами.

Так, М.В. Константинов, исследуя культурный и социальный контекст приня-

отечественной истории как фактор реализации стратегии государственной национальной политики страны // Сборник материалов VII Всероссийской научно -практической интернет-конференции «Проблгмы функционирования и развития территориальных социально-экономических систем», 2014 С. 108-134.

той Стратегии, указывает, что в тексте нормативного документа отсутствуют такие ожидаемые понятия, как толерантность и дружба народов1. Кроме того, автор указывает на размытую формулировку «русские и другие народы», полагая, что «никакому народу не понравится, если его пренебрежительно отнесут к каким-то «другим» и, вероятно, малозначимым категориям этнического пространства».

Важную закономерность отметила в своем исследовании старший научный сотрудник сектора этносоциальных исследований Института философии и права Сибирского отделения РАН Е.А. Ерохина, заключив: «чем крупнее отдельно взятый народ, тем менее он испытывает потребность в уважении традиций и обычаев других народов и склонен положительно воспринимать проявление межэтнических отноше-

ний»2.

Особенностям лексического восприятия Стратегии уделяет внимание политолог В.В. Гайдук, обращая внимание, что название документа следует интерпретировать, как «Стратегия государственной национальной политики - в - Российской Федерации», уделив значение предлогу «в», который придает важный политико-правовой, федеративный окрас. «Очевидно, - пишет В.В. Гайдук, - что государственная национальная политика должна быть целостной, единой, как и сама государствен-

3

ность» .

В этой связи заслуженный деятель науки РФ, социолог Л.М. Дробижева убеждена, что «в 21 веке проблема многоэтично-сти и поликультурности в стране, формирование национальной идентичности, означающей, по сути, становление единой рос-

1 Константинов М.В. Этносоциальная ситуация в свете Стратегии государственной национальной политики // Известия Иркутского государственного университета. 2013 № 1 (4). С. 167-173.

2 Ерохина Е.А. Индикаторы этносоциологическо-го мониторинга как методологические инструменты реализации Стратегии государственной национальной политики в Новосибирской области // Сибирский философский журнал, № 3 (14). 2016. С. 189 -200.

3 Гайдук В.В. Стратегия государственной

национальной политики: кому на Руси будет жить хорошо // Вопросы национальных и федеративных

отношений. 2012. №3 (18). С. 35-41.

сийской нации - сложный, болезненный и противоречивый процесс, поэтому требуется детальная трансформация множества идентичностей»4. Автором также отмечено, что «в Стратегии впервые достаточно четко сформулировано, что права человека и личности совмещаются с правами коллектива, то есть этнической общности, если сами люди чувствуют себя представителями этой общности ».

Особый научный интерес представляет изучение Стратегии в правовом контексте, а именно в сфере взаимных юридических интересов тех или иных общностей, на основе общеобязательных правил поведения.

Действительно, право как регулятор общественных отношений представляет собой систему гарантированных государством норм поведения, одним из признаков которого является интеллектуально-волевой характер, то есть установленная способность выражения людьми своей воли и сознания. Обладая неперсонифицированным характером, право обращено ко всему населению, к каждой группе лиц, включая ту или иную общность, народ или нацию, требуя от каждой из структурных элементов подчинения единым конкретизированным установкам.

Правовой анализ Стратегии позволяет выделить способные оказать позитивное влияние на совершенствование государственной национальной политики положения, а также положения, в определенной степени придающие прогрессу задержку и формальную стагнацию в механизме реализации Стратегии и, как итог, сделать вывод о возможном ее воздействии на сферу межнациональных отношений.

Как отмечает В.В. Алфимцев, «в Стратегии впервые на нормативном уровне вводится понятие "российская нация" как тождественный термин "многонациональному народу Российской Федерации"»5, что мо-

Дробижева Л.М. К вопросу о Стратегии государственной национальной политики в Российской Федерации // Вопросы национальных и федеративных отношений. Выпуск 2 (21). 2013. С. 25 -30.

5 Алфимцев В.В. Стратегия государственной национальной политики до 2025 года: правовой анализ // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 2013. № 5 (31), с. 13-17.

жет свидетельствовать о начале нового этапа в отечественной национальной политике, а именно этапа формирования новой «российской идентичности» в смысле общегражданского понятия «нация», которая объединяет все этнические группы, проживающие на территории России.

При этом В.В. Алфимцев указывает на недостаточную дифференциацию в Стратегии таких правовых понятийных определений, как «национальный и межнациональный мир и согласие», «гражданский и межнациональный мир», «этнокультурное многообразие народов России», «национально-культурное развитие». В этой связи автор полагает, что в тексте Стратегии отсутствуют юридические оценки таких важных для государственной национальной политики понятий, как этнос, нация, народ, межнациональные и межэтнические конфликты, что сковывает прогрессивный потенциал принятого документа.

О важности взаимодействия правовых норм со сферой реализации Стратегии заявляют правоведы и Н.Г. Жаворонкова и В.Б. Агафонов, связывая понятия национальной политики и права на обеспечения природоресурсного законодательства1 , а Г.В. Зазулин, сопоставляет такие явления, как «преступность» и «наказуемость» не только со сферой национальной политики, но и национальной безопасности2.

Ряд научных исследований посвящен другой сфере правового поля, а именно реализации Стратегии государственной национальной политики в сфере государственного управления и деятельности некоммерческих организаций. Так, председатель общественной организации «Деловая Россия» Э.А. Панин ставит под сомнение возможность эффективного действия Стратегии,

1 Жаворонкова Н.Г., Агафонов В.Б. Теоретические проблемы формирования концепции государственной политики и Стратегии в сфере правового обеспечения рационального природопользования и совершенствования природоресурсного законодательства в контексте обеспечения национальной безопасности РФ // Актуальные проблемы российской права. Выпуск 1. 2013. С. 32-39.

2 Зазулин Г.В. Государственная политика на

основе стратегии национальной безопасности РФ и преступноведение // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2016. №3 (42). С. 44-51.

полагая, что «никаким влиянием на общество и никакой управленческой силой» Стратегия не обладает, при этом сопоставляет ее с такими действующими документами, как «Военная доктрина России» и «Доктрина внешней политики»3. Кроме того, автор считает, что Стратегию следует называть «Концепцией», поскольку «у нее есть позитивный смысл, как у научного произведения просветительского характера, в которым какие-то формулы смогут указать на понятие «нация», отчего будет определенная польза».

Исследователи Л.М. Мусина, В.В. Амелин полагают, что наибольшей эффективностью в реализации Стратегии обладают некоммерческие организации и общественные объединения, с одной стороны, не попадающие под общую сферу государственного управления, но, так или иначе, действующие от его имени и в направлении национальной политики. «Учитывая, что приоритетными задачами Стратегии являются вопросы гражданского единства и вопросы этнокультурной самобытности, - замечает Л.М. Мусина, - в ее реализации существенная роль принадлежит некоммерческим общественным организация, деятельность которых в области межэтнического сотрудничества признается социально ориентированной. Другими словами, общественные организации являются одним из гарантов развития и укрепления гражданского общества, решая самые разные социально значи-

4

мые задачи» .

В свою очередь, В.В. Амелин, анализируя деятельность региональных и местных органов власти по реализации государственной национальной политики в РФ,

Панин Э.А. Вопросы реализации Стратегии государственной национальной политики РФ в системе государственного управления // Вопросы национальный и федеративных отношений. Выпуск 2 (21). 2013. С. 31-36.

4 Мусина Л.М. Роль некоммерческих общественных организаций в реализации «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации». Этносы и формирование гражданской нации: диалектика Российской национальной политики // Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. -Текстовое электронное издание. [Электронный ресурс]. Доступно на URL:

http ://www.ikuzeev.ru/sites/default/files/Сборник.pdf

указывает на важность их взаимодействия с институтами гражданского общества в данной сфере, указывая, что «в таком случае деятельность по укреплению и развитию межнациональных отношений способна достичь максимально благоприятных результатов»1.

В этой связи важно проследить тенденцию функционирования Стратегии в регионах, в частности, в условиях ее реализации на территории Северного Кавказа (например, в Республике Дагестан, который по данным Центра исследования и национальный конфликтов и «Клуба Регионов» лидирует в рейтинге регионов с очень высокой этнической напряженностью)2.

Так, соискатель Регионального центра этнополитических исследований Дагестанского научного центра РАН Р.А. Мурзаев указывает, что «проблема реализации Стратегии в Дагестане, как и во многих других субъектах РФ, видится в том, что профилактика межнациональных проблем внутри субъектов является прерогативой республиканских властей, деятельность которых сводится исключительно к констатации ситуации и прогнозированию сценариев ее развития, тогда как конкретные инструменты и рычаги влияния отсутствуют» . Важно при этом, что Р.Г. Абдулатипов и В.А. Михайлов, подчеркивают следующее: «даже самый умный, самый добротный документ останется пустой бумажкой, если не организовать его безусловное исполнение, последовательную реализацию... Стратегия ставит качественно новые требования к исполнительным и законодательным властям в

1 Амелин В.В. Взаимодействие органов власти и НКО по реализации стратегии государственной национальной политики (Региональный аспект) // Вестник российской нации. № 4 (42), 2015. С. 115-126.

2 Абдулатипов Р.Г., Михайлов В.А. Судьбы народов России в XXI веке: Стратегия государственной национальной политики: Научно -методические основания разработки и реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации. - Махачкала: ИД «Эпоха», 2013. Доступно на URL: http://hr.sociomadi.ru/books/5165988.pdf (режим доступа -свободный).

3 Мурзаев Р.А. Особенности реализации «Стратегии

государственной национальной политики в Российской

Федерации на период до 2025 года» в Республике Дагестан // Вопросы национальных и федеративных отношений № 2(25). 2014. С. 50-58.

федеральном центре и субъектах федера-

4

ции» .

Главный принцип Стратегии видит в национальном консенсусе Р.М. Канапьяно-ва, к которому относит «учет интересов и потребностей многонационального народа Северного Кавказа»5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В этой связи полагаем, что реализация Стратегии государственной национальной политики в республиках Северного Кавказа, в самых полиэтнических субъектах РФ, где имеют место ряд факторов, негативно влияющих на развитие межнациональных отношений, должна находиться под пристальным вниманием общественности, политики, экспертов и ученых.

Анализ научного осмысления принятой Стратегии показывает, что ряд приоритетных направлений, закрепленных в документе, не находит должного обширного изучения в научном поле. На наш взгляд, одним из аспектов, требующего отдельного и многогранного изучения, является механизм реализации Стратегии в системе средств массой информации.

В настоящий период развития российского общества успешное решение многих политических, экономических и социальных задач все больше зависит от действия такого субъективного фактора, как социальная активность личности. Важную роль в формировании такой активности населения играют СМИ.

В современном обществе именно СМИ могут конструировать и национальную картину, определяя ценностные приоритеты, тем самым способствуя реализации Стратегии. Недаром в Плане реализации документа отдельный раздел посвящен информационному обеспечению. Иными словами, то, каким образом и с какой эффективностью результаты действия Стратегия будут транслироваться каналами СМИ, зависит и общественное отношение к функ-

4 Адиев А.З. Земельный вопрос и этнополитические конфликты в Дагестане. - Ростов-на-Дону: Изд-во СкНц ВШ ЮФУ, 2011. [Электронный ресурс]. Доступно на URL: http:// http ://kavkaz.sfedu.ru/sites/default/ fües/Сборник.pdf (режим доступа - свободный).

5 Канапьянова Р.М. Современные акценты национальной политики // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2012. № 2. С. 84 -91.

ционированию тех или иных направлений.

Однако в настоящее время в научном пространстве изучению реализации Стратегии в СМИ уделено незначительное место, несмотря на важный и всеобъемлющий структурный арсенал информационной политики. Изучением Стратегии относительно ее реализации в СМИ занимаются такие ученые, как Е.К. Рева, О.Н. Савинова, которые наметили основной пласт взаимосвязи СМИ и национальной политики, создав важный механизм дальнейшего анализа реализации Стратегии в области информационного обеспечения.

Таким образом, принятая Стратегия создала мощный импульс изучения основных ее сфер и сопутствующих проблем, предоставив научную основу, направленную не только на базисное исследование и номинальное осмысление, но и на максимально эффективное практическое функционирование посредством детального анализа тех или иных фундаментальных положений. Теоретический аспект рассмотрения Стратегии актуален потому, что лишь по-

средством грамотного рассмотрения содержания данного нормативного документа возможен поиск реальных пробельных сторон, то есть тех концептуальных моментов, которые требуют особого научного внимания. Стратегию, которая является юридическим документом, следует понимать, как единую взаимосвязанную и обусловленную систему всех входящих в нее блоков и отдельных направлений, потому важно определить, какие из этих направлений не находят справедливого научного изучения, а значит, могут негативно повлиять на реализацию Стратегии в целом.

Учитывая имеющийся научный опыт рассмотрения Стратегии в различных сферах, считаем важным продолжить ее изучение в иных областях, а именно в контексте реализации в средствах массовой информации, обладающей максимально-значимой инструментарной функцией и системной составляющей, а значит, способной придать исследуемому документу реальный практический эффект.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абдулатипов, Р.Г., Михайлов, В.А. Судьбы народов России в XXI веке: Стратегия государственной национальной политики: Научно-методические основания разработки и реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации.

- Махачкала: ИД «Эпоха», 2013. - Доступно на URL: http://hr.sociomadi.ru/books/5165988.pdf (режим доступа - свободный).

2. Адиев, А.З. Земельный вопрос и этнополитические конфликты в Дагестане. - Ростов-н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2011 [Электронный ресурс]. - URL: http://kavkaz.sfedu.ru/sites/default/files/Сборник.pdf (режим доступа - свободный).

3. Акаев, В.Х. О реализации стратегии государственной национальной политики России на Северном Кавказе: теоретические и практические аспекты // Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 80-летию профессора А.К. Алиева. - 2013.

- С. 40-43.

4. Алфимцев, В.В. Стратегия государственной национальной политики до 2025 года: правовой анализ // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2013. - № 5 (31). - С. 13-17.

5. Амелин, В.В. Взаимодействие органов власти и НКО по реализации стратегии государственной национальной политики (Региональный аспект) // Вестник российской нации. -2015. - № 4 (42). - С. 115-126.

6. Векленко, С.В. Значение государственной национальной политики Российской Федерации для подготовки кадров органов внутренних дел // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2014. - С. 56-71.

7. Винокурова, У.А., Семенова, А.Д., Ядрихинская, Л.С. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации: педагогический аспект // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - С. 330-336.

8. Гайдук, В.В. Стратегия государственной национальной политики: кому на Руси будет

жить хорошо // Вопросы национальных и федеративных отношений. - 2012. - №3 (18). - С. 35-41.

9. Галлямов, Р.Р., Мубинова, З.Ф. Российские учебники отечественной истории как фактор реализации стратегии государственной национальной политики страны // Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической интернет-конференции «Проблемы функционирования и развития территориальных социально-экономических систем». - 2014. - С. 108-134.

10. Дробижева, Л.М. К вопросу о Стратегии государственной национальной политики в Российской Федерации // Вопросы национальных и федеративных отношений. - 2013. - Выпуск 2 (21). - С. 25-30.

11. Ерохина, Е.А. Индикаторы этносоциологического мониторинга как методологические инструменты реализации Стратегии государственной национальной политики в Нов о-сибирской области // Сибирский философский журнал. - 2016. - № 3 (14). - С. 189-200.

12. Жаворонкова, Н.Г., Агафонов, В.Б. Теоретические проблемы формирования концепции государственной политики и Стратегии в сфере правового обеспечения рационального природопользования и совершенствования природоресурсного законодательства в конте к-сте обеспечения национальной безопасности РФ // Актуальные проблемы российской права.

- 2013. - Выпуск 1. - С. 32-39.

13. Зазулин, Г.В. Государственная политика на основе стратегии национальной безопасности РФ и преступноведение // Криминология: вчера, сегодня, завтра. - 2016. - №3 (42). - С. 44-51.

14. Заметина, Т.В. Стратегия государственной национальной политики России: основные направления модернизации: тезисы докладов конференции ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная академия права». - 2014. - С. 67-74.

15. Зорин, В.Ю., Аствацатурова, М.А. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации: формирование общероссийской гражданской идентичности и укрепление духовной общности российской нации // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. М.: ИЭА РАН. - 2014. - Вып. 236. - С. 76-84.

16. Канапьянова, Р.М. Современные акценты национальной политики // Вопросы национальных и федеративных отношений. - 2012. - № 2. - С. 84-91.

17. Константинов, М.В. Этносоциальная ситуация в свете Стратегии государственной национальной политики // Известия Иркутского государственного университета. - 2013. -№ 1 (4). - С. 167-173.

18. Михайлов, В.А. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации: вопросы теории и практических действий // Материалы постоянного действующего научно-методологического семинара «Российская государственность в условиях глобализации». - 2013. - Выпуск 2 (21). - С. 19-38.

19. Мурзаев, Р.А. Особенности реализации «Стратегии государственной национальной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» в Республике Дагестан // Вопросы национальных и федеративных отношений. - 2014. - № 2(25). - С. 50-58.

20. Мусина, Л.М. Роль некоммерческих общественных организаций в реализации «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации». Этносы и формирование гражданской нации: диалектика российской национальной политики: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. [Электронный ресурс]. -URL: http://www.ikuzeev.ru/sites/default/ files/Сборник.pdf

21. Панин, Э.А. Вопросы реализации Стратегии государственной национальной политики РФ в системе государственного управления // Вопросы национальный и федеративных отношений. - 2013. - Выпуск 2 (21). - С. 31-36.

22. План мероприятий по реализации в 2013-2015 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. - URL: http://government.ru/media/files/41d47a99d97a4ea0ebf3.pdf (режим доступа - свободный).

23. Рева, Е.К. Национальная культура как объект исторического и информационного осмысления в информационной журналистике // Известия Самарского научного центра РАН.

- Т. 14 - №2 (5). - С. 1340-1343.

24. Рева, Е.К., Арехина, Д.В. Особенности конструирования межэтнических отношений в средствах массовой информации (на материале медийных текстов о коренных малочисленных народах России и народах Северного Кавказа) // Вестник Волжского университета имени В Н. Татищева. - 2016. - №4, том 2. - С. 211-217.

25. Рева, Е.К., Арехина, Д.В. Роль журналистики в реализации задач Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года // Вопросы теории и практики журналистики. - 2016. - № 4. - С. 629-640.

26. Юсуповский, А.М. Стратегические проблемы национального развития: к сравнительному анализу приоритетов государственной политики // Государственная власть и местное самоуправление. - 2008. - №4. - С. 56-60.

27. Ядрихинская, Л.С. Этнокультурное образование в условиях реализации стратегии государственной национальной политики РФ: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85 - летию научно-практического журнала «Дошкольное воспитание России»». - 2014. - С. 541-554.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.