Научная статья на тему 'Особенности конструирования межэтнических отношений в средствах массовой информации (на материале медийных текстов о коренных малочисленных народах России и народах Северного Кавказа) [682]'

Особенности конструирования межэтнических отношений в средствах массовой информации (на материале медийных текстов о коренных малочисленных народах России и народах Северного Кавказа) [682] Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
271
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / МЕДИАТЕКСТ / ЭТНОКУЛЬТУРА / РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / JOURNALISM / MEDIA TEXT / ETHNOCULTURE / REPRESENTATION / STATE NATIONAL POLICY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Рева Е. К., Арехина Д. В.

Настоящая статья концентрирует в себе результаты проведенного в 2016 году исследования, направленного на изучение материалов средств массовой информации в контексте реализации задач Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Научная новизна представленной работы состоит в том, что впервые публикации периодических изданий, информационных агентств, телевизионные программы анализируются в таком аспекте. В результате исследования выявлены жанрово-тематические, языковые особенности медийных текстов, журналистские приемы, способствующие конструированию межэтнических отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Рева Е. К., Арехина Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DESIGNING OF THE INTERETHNIC RELATIONS IN MASS MEDIA (ON MATERIAL OF MEDIA TEXTS ABOUT INDIGENOUS ETHNIC GROUPS OF RUSSIA AND THE PEOPLE OF THE NORTH CAUCASUS)

The present article concentrates in itself results of the research conducted in 2016 directed to studying of materials of mass media in the context of realization of problems of Strategy of the state national policy of the Russian Federation for the period till 2025. Scientific novelty of the presented work consists in what for the first time publications of periodicals, news agencies, television programs is analyzed in such aspect. As a result of a research the genre and thematic, language features of media texts, journalistic receptions promoting designing of the interethnic relations are revealed.

Текст научной работы на тему «Особенности конструирования межэтнических отношений в средствах массовой информации (на материале медийных текстов о коренных малочисленных народах России и народах Северного Кавказа) [682]»

УДК: 002

ББК: 76.000.0

Рева Е.К., Арехина Д.В.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУИРОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (НА МАТЕРИАЛЕ МЕДИЙНЫХ ТЕКСТОВ О КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДАХ РОССИИ И НАРОДАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА) 1

Reva E.K., Arekhina D.V.

FEATURES OF DESIGNING OF THE INTERETHNIC RELATIONS IN MASS

MEDIA (ON MATERIAL OF MEDIA TEXTS ABOUT INDIGENOUS ETHNIC GROUPS OF RUSSIA AND THE PEOPLE OF THE NORTH CAUCASUS)

Ключевые слова: журналистика, медиатекст, этнокультура, репрезентация, государственная национальная политика.

Keywords: journalism, media text, ethnoculture, representation, state national policy.

Аннотация: настоящая статья концентрирует в себе результаты проведенного в 2016 году исследования, направленного на изучение материалов средств массовой информации в контексте реализации задач Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Научная новизна представленной работы состоит в том, что впервые публикации периодических изданий, информационных агентств, телевизионные программы анализируются в таком аспекте. В результате исследования выявлены жанрово-тематические, языковые особенности медийных текстов, журналистские приемы, способствующие конструированию межэтнических отношений.

Summary: the present article concentrates in itself results of the research conducted in 2016 directed to studying of materials of mass media in the context of realization of problems of Strategy of the state national policy of the Russian Federation for the period till 2025. Scientific novelty of the presented work consists in what for the first time publications ofperiodicals, news agencies, television programs is analyzed in such aspect. As a result of a research the genre and thematic, language features of media texts, journalistic receptions promoting designing of the interethnic relations are revealed.

Настоящая статья представляет собой обобщение результатов исследования, посвященного выявлению механизмов конструирования межэтнических отношений в масс-медийном дискурсе. В ходе изучения данной проблемы были поставлены следующие задачи:

1) изучить Стратегию государственной национальной политики РФ на период до 2025 года в аспекте конструирования межнациональных отношений РФ;

2) проанализировать масс-медийный дискурс в аспекте реализации задач Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 год по национально-культурному развитию, выделить основные топосы.

3) изучить медийные репрезентации социально-правового и этнокультурного контекста межнациональных отношений на материалах СМИ о коренных малочисленных народах России;

4) определить дискурсивную специфику выступлений в СМИ руководителей государственных и муниципальных органов по вопросам, связанным с реализацией Стратегии государственной национальной политики РФ, выявить в материалах субъективно-оценочную рамку, интерпретирующую нормативный законодательный дискурс межнациональных отношений внутри РФ;

5) выявить жанрово-тематические и языковые репрезентации этнокультурной среды в медиатексте.

Актуальность исследования определяется тем, что проблема конструирования межэтнических отношений для России как многонационального государства была явной всегда, при этом ее решение обусловливалось историко-политическими реалиями. Так, в двадцатые годы XX века, отмеченные как период национально-государственного строительства, в

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научного проекта №15-34-14001 «Политический, юридический и масс-медийный дискурс в аспекте конструирования межнациональных отношений Российской Федерации».

партийных кругах принцип этничности не культивировался, поскольку политический режим требовал от рабочего класса «слияния всех рабочих <...> государства, независимо от их национальности, в единых пролетарских орга-низациях»1, а самоопределение понималось как «требование равенства всех национальных групп в рамках социалистического строя»2. Не акцентировался принцип национального самоопределения и в последующие годы, о чем свидетельствует Конституция СССР 1936 и 1977 годов. Согласно этому документу народы в условиях многоступенчатой национально-государственной структуры (Союз - Союзная республика - Автономная республика - Автономная область) приобрели так называемый статус официального ранга. Нарастание глобальных изменений в обществе, напрямую затрагивающее национальный вопрос, стало происходить в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого столетия. Однако только в 1996 году был утверждена Концепция государственной национальной политики, призванная обеспечить «условия для полноправного социального и национально-культурного развития всех народов России, упрочении общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина и признания его высшей ценностью»3. На наш взгляд, эффективность реализации Концепции была подорвана экономическими условиями в стране, а также последствиями Чеченской войны.

Начало 2000-х годов характеризуется постепенной стабилизацией межэтнических отношений. Результатом этого сложного процесса стало утверждение в 2012 году Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, направленной на «активизацию всестороннего сотрудничества народов Российской Федерации, развития их национальных языков и куль-тур»4. Важно, что именно в этом документе акцентировано значение информационного обес-

1 Мастюгина Т.М. Этнология. Народы России: история и современное положение: учеб. пособие. - М.: ЦИНО общества «Знание» России, 1997. - С. 204.

2 Там же. - С. 221.

3 Концепция государственной национальной политики Российской Федерации [Электронный ресурс]. Доступно на URL: http://www.russia.edu.ru/information/ legal/law/up/909/2051 (режим доступа - свободный).

4 Стратегия государственной национальной

политики Российской Федерации на период до 2025

года. [Электронный ресурс]. Доступно на: URL: http://government.ru/docs/3229/ (режим доступа - свободный).

печения национальной политики. При этом необходимо отметить, что журналистике в конструировании межнациональных (межэтнических) отношений всегда отводилась особая роль (Чичеров И. По Северному Кавказу // Смена. -1925; Радин А. Страна гор // Смена. - 1932; Зу-макулова Т. Закон высоты // Смена. - 1975).

Учитывая особенности медиасистемы современной России, представленной как традиционными СМИ, так и новыми медиа, можно говорить о возможностях эффективного информационного обеспечения национальной политики, тем более, что медиатекст, по справедливому мнению И.В. Ерофеевой, является проводником социально-культурных ценностей общественного бытия5.

Исходя из этого, в процессе работы нами были изучены публикации таких газет, как «Российская газета», «Российская неделя», «Аргументы недели», журналов «Огонек», «Русский репортер», «Вокруг света», «Traveler», «Geo», «Мой народ», телевизионные программы «Россия, любовь моя!», «Правила жизни», «Письма из провинции», «Пряничный домик» («Россия-Культура»), «Свадебный генерал», «Россия без террора», «Антология антитеррора», «Команда» («Россия 1»), «Редкие люди» («Моя планета»), публикации Международного информационного агентства «Россия сегодня».

Хронологический отрезок исследования представлен периодом 2013 - 2016 годы, то есть временем действия Стратегии государственной национальной политики РФ.

Теоретическая база исследования включает труды Ю.В. Арутюняна, М.А. Аствацатуровой, И.Н. Блохина, Н.С. Гегеловой, А.А. Грабельни-кова, Т.В. Дубровской, И.В. Ерофеевой, А.Г. Здравомыслова, М.Н. Губогло, Ю.П. Платонова, А.П. Садохина6 и др.

5 Ерофеева И.В. Аксиология медиатекста в российской культуре (ценностная рефлексия журналистики начала XXI века): моногр. - Чита: ЗабГГПУ, 2009. - С. 5.

6 6. Арутюнян Ю.В. О национальных отношениях в постсоветских обществах: межличностный аспект // Социологические исследования. - 1998. -№ 4. - С. 57-67; Зорин В.Ю., Аствацатурова М.А. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации: традиционные методы и инновационные подходы реализации на современной этапе // Вестник российской нации. - 2015. - № 1; Блохин И.Н. Этножурналистика в политических процессах: ролевой анализ: автореф. дис. ... д-ра полит. наук. - СПб, 2009; Гегелова Н.С. Культурно-просветительская миссия телевидения: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - М., 2012; Грабельников А.А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества. - М.: РУДН, 2001; Дуб-

Подробное изучение нормативной базы, регламентирующей межэтнические отношения и представляющей собой Стратегию и Планы мероприятий ее реализации, позволило систематизировать эмпирический материал и дифференцировать его. Так, нами выделены две группы медиапродуктов:

1) те, которые обозначены в Планах, то есть за ними закреплены конкретные задачи Стратегии, которые СМИ (СМК) должны реализовать за период, определенный и утвержденный Правительством РФ;

2) вторая группа представлена теми периодическими изданиями и телевизионными программами, которые не указаны в нормативных документах, но ими продвигается идея межэтнического согласия, созвучная с целями и задачами Стратегии.

Особенность журналистских продуктов, указанных в Планах, состоит в периодичности их выхода в печати и на телевидении. Те публикации или программы, которые не прописаны в Планах, носят несистемный характер.

В процессе исследования мы определили, что целесообразно учитывать как тематические центры самой Стратегии, так и доминирующие темы медиатекстов. Изучение Стратегии приводит к выводу о том, что все положения документа так или иначе основываются на структурно-смысловой модели межнационального (межэтнического) согласия1. Об этом говорит и тезис, что «Стратегия направлена на активизацию сотрудничества народов России, развития их национальных языков и культур» (курсив наш -Е.Р., Д.А.). Исходя из этого, мы выдвигаем гипотезу о том, что установление межэтнического

ровская Т.В., Кожемякин Е.А. Конструирование межнациональных отношений в СМИ: специфика репрезентаций // Научные ведомости БелГУ. Серия Гуманитарные науки. - 2015. - № 18 (215); Ерофеева И.В. Аксиология медиатекста в российской культуре (ценностная рефлексия журналистики начала XXI века): моногр. - Чита: ЗабГГПУ, 2009; Зравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. - М.: Аспект пресс, 1999; Губогло М.Н. Идентификация идентичности: этносоциологи-ческие очерки. - М.: Наука, 2003; Платонов Ю.П. Психология национального характера: учеб. пособи. - М.: Академия, 2007; Садохин А.П. Культура в условиях глобализации // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Философские, социальные и естественные науки. - 2013. - № 1 (19). - С. 58-64.

1 Рева Е.К., Арехина Д.В. Роль журналистики в реализации задач Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года // Вопросы теории и практики журналистики. - 2016. -№ 4. - С. 629-640.

согласия невозможно без знания специфики культуры народов России, а в качестве каналов распространения этих знаний могут и, на наш взгляд, должны выступать средства массовой информации. Акцентирование этнокультуры в процессе конструирования межэтнических отношений обусловлено следующими причинами:

- культуру правомерно позиционировать как объективную категорию при рассмотрении особенностей жизни этноса, поскольку «культурные феномены служат характеристиками социальных групп»2;

- внимание к культуре как значимой категории при изучении национальных особенностей объясняется тем, что, согласно С. Хантингтону, «культурные особенности менее подвержены изменениям, чем экономические или по-литические»3;

- Стратегия государственной национальной политики РФ содержит отдельный блок задач по содействию национально-культурному развитию, включающий в себя задачу по распространению знаний об истории и культуре народов России.

В ходе анализа текстов СМИ были выделены топосы (структурно-смысловые модели, на основании которой создаются минитексты, служащие для раскрытия замысла высказывания, посредством которых осуществляется конструирование межэтнических отношений в ме-диадискурсе (по Л.В. Ассуировой4)). В числе них топосы этнокультурного многообразия (Николаева П. Дербентский ковер // Аргументы недели), безопасности (Кожухов М. Вернуться в Дагестан // Огонек), уважения к национальной культуре (Николаева П. Дербентский ковер // Аргументы недели), прав коренных малочис-ле нных народов (публикации МИА «Россия сегодня»), экономики регионов проживания малочисленных народов (публикации МИА «Россия сегодня»), их финансовая поддержка и вопросы финансирования реализации национальной политики (публикации МИА «Россия сегодня»), традиционных промыслов (программа «Россия, любовь моя!», выпуск «Шорцы - горцы Южной Сибири»), этнического туризма (публикации МИА «Россия сегодня»), социальной сферы (публикации МИА «Россия сегодня»), кочевничества (программа «Россия, любовь моя!», вы-

2 Арутюнян Ю.В. Этносоциология: учеб. пособие. - Аспект Пресс, 1998. - С. 136.

3 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. - 1994. - № 1. - С. 33-48.

4 Ассуирова Л.В. Топосы как риторические категории и структурно-смысловые модели порождения высказывания: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2003. - 550 с.

пуск «На Таймыр к долганам!»), традиционного жилища (программа «Россия, любовь моя!», выпуск «Эвены. Философия гостеприимства»), традиционной одежды (программа «Россия, любовь моя!», выпуск «Саамы: люди восьми сезонов»), религии (программа «Россия, любовь моя!», выпуск «Саамы: люди восьми сезонов»), традиционной пищи (программа «Россия, любовь моя!», выпуск «Сойоты - аборигены Саян), гостеприимства (программа «Россия, любовь моя!», выпуск «Эвены. Философия гостеприимства»), священного животного (программа «Россия, любовь моя!», выпуск «Эвены. Философия гостеприимства») и др.

Наше исследование подразумевало и изучение жанровых особенностей репрезентации инокультурной среды. Обращение к этому аспекту продиктовано тем, что жанр в журналистике представляет собой концептуально значимую категорию: жанровой формой и жанровым содержанием обуславливается не только способ реализации фактического материала, но и роль журналиста, степень проявления его авторского видения жизни и человека. Жанровая структура организует материал таким образом, что он может быть представлен информационно, аналитически или художественно.

Жанровый подход к изучению национальной культуры в средствах массовой информации дает возможность проследить динамику проникновения ее элементов в те или иные структуры публикуемого текста, а также выявить особенности интерпретации этнокультуры в журналистике. Более того, исследование жанра в свете проблемы национальной культуры позволяет проанализировать полноту ее характеристики, определить эстетическую значимость компонентов этой характеристики в тексте и приемы воздействия публикации на массовую аудиторию. По мнению А.А. Тертычного, «тот тип произведений, который складывается исторически и определяется как "жанр", существует объективно, независимо от мнений как теоретиков, так и практиков. Вся масса созданных в журналистике произведений распределяется на жанры на основе целого ряда принципов деления»1.

Нами были рассмотрены жанры периодической печати (статья, интервью, расширенная заметка, репортаж) и жанры телевизионной журналистики (документальный фильм, очерк, реалити-шоу). В результате проведенного анализа мы определили, что наиболее эффективным в аспекте репрезентации инокультурной

1 Тертычный А.А. Жанры периодической печати: учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2000. - С. 3.

среды в периодической печати является жанр репортажа: задача репортера, как известно, состоит в том, чтобы дать аудитории возможность увидеть описываемое событие его глазами, создать так называемый эффект присутствия2. Жанр репортажа характеризуется тем, что событие излагается в динамике, журналист может делиться своими переживаниями, которые вызывает его знакомство с событием3. Примером могут служить следующие публикации: «Чечня. Анатомия братской республики» («Русский репортер», 2013), «Купе с видами на Кавказ» («Огонек», 2015), «Вернуться в Дагестан» («Огонек», 2015), «Дербентский ковер» («Аргументы недели», 2015), «Привет, оружие» («Вокруг света», 2016). В каждом из этих материалов очевидно погружение журналиста в ино-культурную среду, авторы передают свои ощущения от знакомства с Северным Кавказом, с традициями и обычаями населяющих его народов, приводят диалоги с местными жителями.

Говоря о телевизионных жанрах, необходимо акцентировать документальные передачи (фильмы). Они, воплощая «синтез художественности, науки и реальности, обладают удивительными свойствами пластичности»4. Особенностью документального телевидения является «прямая апелляция к зрителю, подчеркивающая диалогическую природу теледокументалистики, в которой предусмотрен коммуникативный эффект включенности в телепрограм-му»5 (например, цикл документальных передач «Пряничный домик»). Это своеобразный механизм погружения зрителя в изображаемую на экране инокультурную среду, что важно в процессе конструирования межэтнических отношений. В контексте изучения жанровой природы репрезентации инокультурной среды мы обратились к современным медиаформатам, их числа который выделяется новый проект «Команда» («Россия 1»). Научный интерес эта программа представляет с точки зрения соединения развлекательного и познавательного элементов в рамках одного телевизионного продукта: включение этнокультурного компонента в общую структуру программы. Были проанализированы композиционные особенности выпусков, их тематическое своеобразие, приемы отражения этнокультуры чеченского народа. Мы

2 Там же. - С. 87.

3 Там же.

4 Оганесова Ю.А. Теледокументалистика как формат современной программы эфирного медиа-контента // Вестник Воронежского гос. ун-та. Серия: Филология. Журналистика. - 2012. - № 2. - С. 198200. - С. 198.

5 Там же.

пришли к выводу, что в ненавязчивой форме в программу, представляющую собой в большей степени развлекательный проект (соревнование между собой команд и отдельных участников), включена этнокультурная тематика. Посредством такого соединения зрителю представляются сведения об особенностях культуры чеченского народа, его менталитете. В определенной мере это способствует конструированию межэтнических отношений.

Иная особенность прослеживается в цикле программ «Редкие люди» («Моя планета»), непосредственно посвященному культуре коренных малочисленных народов России и в качестве основного тезиса содержащего мысль об уникальности и самобытности этих народов, а также об угрозе исчезновения многих компонентов их традиционной жизнедеятельности. В программах нет ведущего, что позволяет зрителю самостоятельно прийти к осмыслению увиденного и «создать наиболее объемный образ географического места»1 и показанных компонентов традиционной этнокультуры. Программа обладает признаком репортажности, т.е. в ней наличествуют «эффект присутствия», динамичность и наглядность, также помогающие аудитории осмыслить заключенный в самом названии и отборе показываемых деталей посыл о возможном вымирании представителей малых народов и необходимости поддержки их языка, ремесел, обрядов и т.п. Данный прием также является механизмом конструирования межэтнических отношений на основе проявления интереса и уважения к иным типам культуры.

Интересное решение относительно композиции телепрограммы были найдено в серии программ «Россия, любовь моя!» («Россия-Культура»). Цикл, представляющий по своей форме интервью ведущего относительно особенностей жизни разных народов, населяющих Россию (в том числе коренных малочисленных), с этнографами, этнологами, историками, биологами, тем не менее построен на основе документалистики, поскольку в процессе разговора ведущий и гость смотрят репрезентативные отрывки документальных фильмов (нередко снятых самим приглашенным специалистом). Конструирование межнациональных и межэтнических отношений здесь происходит за счет сочетания нескольких взаимодополняющих сторон: ведущего-француза Пьера Кристиана Броше,

1 Оганесова Ю.А. Теледокументалистика как формат современной программы эфирного медиа-контента // Вестник Воронежского гос. ун-та. Серия: Филология. Журналистика. - 2012. - № 2. - С. 198200. - С. 198.

живущего в России и старающегося постичь особенности чуждого ему образа жизни, героев, которые могут принадлежать к различным этносам, и темы - обычно достаточно узкой, сосредотачивающейся на определенном аспекте культуры народа. Формат интервью, когда человек со специфичным, присущим его народу, набором взглядов, но искренне интересующийся другими культурами, задает зачастую нестандартные вопросы, сочетается с кадрами документальных фильмов, что обогащает его и выделяет генеральную линию беседы, а также способствует достоверности.

Проведенное исследование опиралось на задачи Стратегии государственной национальной политики РФ: в аспекте конструирования межэтнических отношений на основе репрезентации этнокультуры были рассмотрены задачи по содействию национально-культурному развитию, а поскольку мы занимаемся вопросом отражения этнокультуры в средствах массовой информации, то необходимо было рассмотреть блок задач по информационному обеспечению реализации государственной национальной политики Российской Федерации.

Отметим, что не все задачи по информационному обеспечению могут быть подвергнуты дискурс-анализу. Именно поэтому мы выделили такую задачу, как «выступление в средствах массовой информации руководителей государственных и муниципальных органов, представителей институтов гражданского общества, общественных объединений и религиозных организаций по актуальным вопросам, связанным с реализацией государственной национальной политики Российской Федерации»2. Объектом исследования стали интервью в периодической печати за 2015-2016 годы с руководителем Федерального агентства по делам национальностей И.В. Бариновым, председателем Комитета Государственной Думы по делам национальностей Г.К. Сафаралиевым (до 2016 года), руководителем аппарата Комитета Государственной Думы по делам национальностей Б.Г. Бигуаа.

Анализ интервью показал, что респонденты положительно оценивают реализацию Стратегии государственной национальной политики: «за два-три последних года национальная политика вступила в период подъема», «мне отрадно говорить, что вопросы национальной политики

2 Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. [Электронный ресурс]. Доступно на: URL: http://government.ru/docs/3229/ (режим доступа - свободный).

сегодня включены в ряд стратегических задач развития страны»1; «масштаб проделанной за последние три-четыре года работы невозможно переоценить, как и ее результаты»2. При этом в рассмотренных текстах интервью на языковом уровне проявляет себя функция предписания и долженствования, предполагающая необходимость реализации Стратегии государственной национальной политики.

Важно отметить, что тезисы ответов респондентов соотносятся с основными идеями Стратегии:

- сохранение и развитие культур и языков народов Российской Федерации, укрепление их духовной общности;

- распространение знаний об истории и культуре народов Российской Федерации.

Мы считаем, что выступления в средствах массовой информации руководителей государственных и муниципальных органов способствуют продвижению основополагающих идей и принципов Стратегии государственной национальной политики, что может содействовать конструированию позитивных межэтнических отношений.

Подобной же особенностью отличаются публикации международного информационного агентства «Россия сегодня» по вопросам экономики, права, социальной сферы регионов проживания малочисленных народов («Глава UArc-Россия следует международному праву в арктическом регионе», «ФАДН: финансовая

поддержка малочисленных народов России недостаточна», «Первый филологический форум Югры стартовал в Сургуте»), а также их этнической культуры («Власти Колымы окажут дополнительную поддержку оленеводам региона», «Югра на выставке в СФ РФ показала фильм в формате 5D о жизни региона», «Камчатский праздник «Алхалалалай» отметили новым танцевальным рекордом»). Специфика формата новостных сообщений информационного агентства предполагает использование цитат компетентных лиц, представителей различных ведомств. В них звучат также звучат идеи Стратегии относительно сохранения культуры малочисленных народов: «Сохранение традиций, культуры коренного населения Севера необходимо. Многовековой период адаптации к экстремальным природным условиям определил специфику их образа жизни, неповторимость культуры и традиций» (Патрушев: развитие этнотуризма в Арктике сохранит культуру коренных народов).

Таким образом, в результате исследования выявлены жанрово-тематические, языковые особенности, журналистские приемы репрезентации инокультурной среды, посредством которых осуществляется реализация задач Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации и, как следствие, это может способствовать конструированию межэтнических отношений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Арутюнян, Ю.В. О национальных отношениях в постсоветских обществах: межличностный аспект // Социологические исследования. - 1998. - № 4. - С. 57-67.

2. Арутюнян, Ю.В. Этносоциология: учеб. пособие. - Аспект Пресс, 1998. - С. 136.

3. Ассуирова, Л.В. Топосы как риторические категории и структурно-смысловые модели порождения высказывания: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2003. - 550 с.

4. Блохин, И.Н. Этножурналистика в политических процессах: ролевой анализ: автореф. дис. ... д-ра полит. наук. - СПб., 2009. - 40 с.

5. Гегелова, Н.С. Культурно-просветительская миссия телевидения: автореф. дис. ... д-ра фи-лол. наук. - М., 2012. - 30 с.

6. Грабельников, А.А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества. - М.: РУДН, 2001. - 330 с.

7. Дубровская, Т.В., Кожемякин Е.А. Конструирование межнациональных отношений в СМИ: специфика репрезентаций // Научные ведомости БелГУ. Серия «Гуманитарные науки». - 2015. -№ 18 (215). - С. 111-125.

1 Кочарян А.Б. Мы - граждане великой страны // Мой народ. [Электронный ресурс]. Доступно на: URL: http://movnarod.ni/article/l (режим доступа -свободный).

2 Кочарян А.Б. Бигуаа Батал: «Строить благополучное будущее страны возможно только на крепком фундаменте. И этот фундамент - патриотизм...» // Мой народ. Доступно на: URL: http://moynarod.ru/article/26 (режим доступа - свободный).

8. Ерофеева, И.В. Аксиология медиатекста в российской культуре (ценностная рефлексия журналистики начала XXI века): моногр. - Чита: ЗабГГПУ, 2009. - 297 с.

9. Здравомыслов, А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. - М.: Аспект пресс, 1999. - 286 с.; Губогло М.Н. Идентификация идентичности: этносоциологические очерки. - М.: Наука, 2003. - 764 с.; 10. Платонов Ю.П. Психология национального характера: учеб. пособие. -М.: Академия, 2007. - 240 с.

11. Зорин, В.Ю., Аствацатурова М.А. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации: традиционные методы и инновационные подходы реализации на современной этапе // Вестник российской нации. - 2015. - № 1. - С. 17-37.

12. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.russia.edu.ru (режим доступа - свободный).

13. Кочарян, А.Б. Бигуаа Батал: «Строить благополучное будущее страны возможно только на крепком фундаменте. И этот фундамент - патриотизм...» // Мой народ. - URL: http://moynarod.ru/article/26 (режим доступа - свободный).

14. Кочарян, А.Б. Мы - граждане великой страны // Мой народ [Электронный ресурс]. - URL: http://moynarod.ru/article/1 (режим доступа - свободный).

15. Мастюгина, Т.М. Этнология. Народы России: история и современное положение: учеб. пособие. - М.: ЦИНО общества «Знание» России, 1997. - 320 с.

16. Оганесова, Ю.А. Теледокументалистика как формат современной программы эфирного ме-диаконтента // Вестник Воронежского гос. ун-та. Серия: Филология. Журналистика. - 2012. - № 2. -С. 198-200.- С. 198.

17. Рева, Е.К., Арехина Д.В. Роль журналистики в реализации задач стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года // Вопросы теории и практики журналистики. -2016. - № 4. - С. 629-640.

18. Садохин, А.П. Культура в условиях глобализации // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Философские, социальные и естественные науки. -2013. - № 1 (19). - С. 58-64.

19. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. - URL: http://government.ru/docs/3229/ (режим доступа - свободный).

20. Тертычный, А.А. Жанры периодической печати: учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2000. -

312 с.

21. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций? // Полис. - 1994. - № 1. - С. 33-48.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.