Научная статья на тему 'Реализация современной национальной политики в Российской Федерации: проблемы и противоречия'

Реализация современной национальной политики в Российской Федерации: проблемы и противоречия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
611
97
Поделиться
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / ЭТНИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Виноградова Евгения Анатольевна, Носова Наталья Петровна

В статье анализируется современное состояние государственной национальной политики, выявляются характерные особенности развития законодательной сферы регулирования национальных отношений, рассматриваются основные недостатки стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 г.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Виноградова Евгения Анатольевна, Носова Наталья Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Реализация современной национальной политики в Российской Федерации: проблемы и противоречия»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Реализация современной национальной политики в Российской Федерации:

проблемы и противоречия Виноградова Е. А.1, Носова Н. П.2

'Виноградова Евгения Анатольевна / Vinogradova Evgenia Anatolyevna — магистрант, направление: государственное и муниципальное управление;

2Носова Наталья Петровна /Nosova Natalia Petrovna — доктор исторических наук, профессор, кафедра государственного и муниципального управления, Институт государства и права, Тюменский государственный университет, г. Тюмень

Аннотация: в статье анализируется современное состояние государственной национальной политики, выявляются характерные особенности развития законодательной сферы регулирования национальных отношений, рассматриваются основные недостатки стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 г.

Ключевые слова: государственная национальная политика, стратегия государственной национальной политики, этнические сообщества, межэтнические отношения, межнациональные отношения.

В настоящее время исследователи отмечают неэффективность имеющихся институтов этно -национальной политики [8, с. 223]. В качестве свидетельств выступают факты межэтнических конфликтов в различных регионах страны, высокий уровень интолерантных настроений среди россиян, низкая степень гражданской солидарности в российском обществе, многочисленные нарушения культурных прав граждан и многое другое.

Российская национальная политика имеет глубокие корни, уходящие в советское прошлое. К примеру, в законодательном регулировании национальных отношений до сих пор используются понятия, введенные в оборот в годы советской власти, которым свойственен примордиалистский подход. Однако в современной отечественной научной среде наблюдается расхождение мнений относительно сущности некоторых явлений, например, нации: стоит понимать ее как кровнородственный феномен или же как социально-политическую общность [7, с. 26].

Более того, для обозначения этнических и национальных общностей в законодательстве и научной литературе используют такие понятия, как «народы», «народности», «коренные малочисленные народы», «племена». Данные понятия настолько сложны и неоднозначны, что не представляется возможным охватить все их параметры в одном определении, не исказив их ключевых характеристик [1, с. 57]. Такая противоречивая ситуация, несомненно, может сказываться на практической сфере реализации целей и задач национальной политики.

У исследователей сложилось довольно неоднозначное отношение к проводимой политике по регулированию межэтнических отношений в России. Отмечается, что со времен распада Советского союза отсутствовала какая-либо ясно артикулируемая и проводимая официальная политика в отношении этничности [5, с. 173].

Практически на протяжении всей постсоветской эпохи этническая политика являлась побочным продуктом проведения политических и экономических преобразований. Большинство заключенных федеративных договоров с субъектами Федерации так и не были опубликованы, в отношениях с различными субъектами наблюдалась асимметрия, все это говорит об отсутствии принципиальной и логически опосредованной национальной политики [5, с. 176]. В то же время, смысл самой этнической политики сводился к удовлетворению интересов отдельных социальных групп и их лидеров.

Среди недостатков национальной политики была и ее реактивность, то есть неспособность предотвращать негативные тенденции общественно-политических отношений, а лишь бороться с их симптомами. В силу того что общественность столкнулась с небывалым приростом мигрантов -выходцев из Украины, Азии, Кавказа, что выразилось, в первую очередь, их увеличенным присутствием в городах, в стране происходит рост межэтнической напряженности, распространение националистических идей, заметнее становятся факты проявления экстремизма, повышения агрессивности в проявлениях бытовой ксенофобии, кавказофобии, мигрантофобии и антисемитизме. При этом особую угрозу представляет радикальный национализм, который разделяет россиян по этническому признаку и препятствует утверждению общероссийской идентичности [4, с. 58].

Несмотря на это, в 1990-е гг. происходило активное развитие институциональных норм этнической политики. Согласно Конституции Российской Федерации 1993 г., республики наделялись правом введения собственных официальных государственных языков, гарантировалось право всех народов России поддерживать свои родные языки и надлежащие условия для их сохранения и развития.

Появился целый комплекс законов и других документов: Закон о языках народов РСФСР, Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов», «Концепция государственной национальной политики Российской Федерации», Законы РФ «О национально -культурной автономии», «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» и другие.

Официальная президентская политика по проблемам этничности была изложена в «Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» от 1996 г., меры по реализации которой должны были способствовать преодолению дезинтеграционных процессов и создать необходимые предпосылки для общероссийского гражданского единства. Исходя из этой концепции, в качестве основных принципов государственной национальной политики провозглашались равенство прав и свобод гражданина независимо от расовой, половой, национальной или религиозной принадлежности, принадлежности к социальным группам или общественным объединениям; запрет на любые формы ограничения прав граждан исходя из их социальной, национальной, расовой, языковой или религиозной принадлежности; сохранение целостности Российской Федерации; равноправие всех субъектов Российской Федерации в федеративных отношениях; гарантия прав коренных малочисленных народов; право граждан самостоятельно определять свою этническую и религиозную принадлежность; содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации; своевременное и мирное разрешение конфликтов и противоречий; запрет на действия, направленные на подрыв безопасности, возбуждение расовой, социальной, национальной, религиозной ненависти, розни или вражды; защита интересов и прав соотечественников зарубежом.

В 1996 г. был принят закон «О национально-культурной автономии», целью которого становилась ликвидация привязки обеспечения этнических прав к административно -территориальным единицам, что было характерной чертой советской системы.

В 2000-е гг. были сформулированы новые цели национальной политики: формирование гражданской идентичности, поддержка этнокультурного развития народов России и обеспечение межнационального согласия [6, с. 14].

По указу Президента РФ от 19.12.2012 № 1666, в 2012 г. принимается «Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г.», созданная в целях расширения практики конструктивного взаимодействия органов государственной власти и народов Российской Федерации.

Характерной особенностью Стратегии является отсутствие прописанных ожидаемых результатов, что делает невозможным качественный контроль и комплексный, объективный анализ ее реализации. Кроме этого, некоторые из обозначенных задач, к примеру, в сфере образования, патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения носят формальный, номинальный характер, так как в целом отсутствуют информация об исходном и прогнозном значении таких индикаторов, как степень информированности детей, подростков и молодежи о культуре и национальных традициях народов России [3, с. 58].

В данном документе заложена идея формирования единой российской идентичности и целостности российской нации на основе сохранения этнокультурного разнообразия российского общества. Это отражено в формулировке целей государственной национальной политики: упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации; сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России; гармонизация межнациональных отношений; обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов.

Однако формирование и развитие гражданской нации - процесс сложный и противоречивый. Трудности создают и условия полиэтничности Российской Федерации. Этнические и конфессиональные различия могут выступать факторами социальной напряженности и конфликтности. Проявления этого мы видим в российском обществе и сегодня. В то же время при определенных обстоятельствах совместное проживание различных этносов, носителей многих культур и языков в рамках одной страны и в составе одного российского народа - это источник постоянного благотворного взаимовлияния и условие успешного развития общества.

Важным аспектом реализации Стратегии национальной политики, по мнению ее разработчиков, является активная деятельность гражданского общества. Однако многочисленные социологические

107

исследования, в рамках которых об актуальности самоорганизации снизу высказывается лишь десятая часть респондентов, делает это положение несостоятельным [3, с. 58].

Помимо этого, исследователи выделяют ряд негативных аспектов законодательной базы Российской Федерации в сфере национальной политики, которые препятствуют эффективному государственному управлению. К примеру, в Стратегии отсутствуют определения таких базовых понятий, как этничность, нация, национальность, народ, межнациональные и межэтнические отношения, межнациональные и межэтнические конфликты. Более того, при анализе данного документа была выявлена терминологическая нечеткость и даже путаница в терминах. В понятие «национальные» вкладывается то государственный, то этнический смысл, а понятия этнической общности и национальности объединяются в термин «народы», при этом совокупность народов образует собой российскую нацию.

Анализ иных документов в сфере нормативного регулирования национальной политики приводит к следующим выводам: в отечественной правовой системе отсутствуют ключевые понятия для сферы межэтнических отношений, а отдельные явления носят слишком широкий охват, что приводит к подмене понятий [1, с. 56].

Можно предположить, что эффективность современного государственного курса в проведении национальной политики также зависит и от того, насколько эффективно общегражданская идентичность будет сочетаться с этнической идентичностью. Выделение ряда факторов, ослабляющих значение общегражданской идентичности, таких как высокий уровень социального неравенства в обществе, этнизация социальных отношений; а также препятствующих проведению эффективной государственной национальной политики: коррупция, несовершенство правоохранительной системы, недоверие граждан к управленческим государственным структурам, предвзятость некоторых представителей органов власти к формам и способам самовыражения отдельных национальностей свидетельствуют о межотраслевом характере специфики национальных отношений [4, с. 59].

В дополнение к обозначенным проблемам, ряд авторов отмечают деструктивное влияние миграционных процессов на состояние межнациональных отношений в Российской Федерации, которое в последние годы нарастает [2]. На сегодняшний день миграционная политика направлена на привлечение иностранной рабочей силы, но не включает в себя должных мер по социально -культурной адаптации мигрантов. Необходим комплексных подход к взаимоувязыванию целей и задач миграционной и национальной политик. Однако достаточно солидная нормативно -правовая база, регулирующая данную сферу, не носит комплексного характера и слабо связана с социально-экономическим развитием страны и демографическими процессами.

Ключевой характеристикой миграционного законодательства должна выступать полнота правового регулирования общественных отношений, возникающих при осуществлении въезда, транзитного проезда, передвижения (пребывания) на территории Российской Федерации либо выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

В этой ситуации большое значение приобретают нормотворческая деятельность, регулирующая принципы и механизмы формирования многонационального солидарного общества, основанные на единстве самобытных народов, единстве, не отменяющего национальной идентичности и этнокультурного многообразия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Алфимцев Н. В. Дефинитивный хаос в нормативном регулировании национальной политики // Lex Russica, 2015. № 5. С. 55-64.

2. Гаврилова И. Н. Национальная политика в России: проблемы и перспективы [Электронный ресурс]: Теория и практика общественного развития. 2013. № 5. URL: http://www.teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_ zhurnala/2013/5/politika/gavrilova.pdf/ (дата обращения: 25.04.2016).

3. Гаджигасанова Н. С., Хайруллина Н. Г. Особенности проявления этнической толерантности в малых социальных группах в моно- и полиэтничном регионах России // Знание. Понимание. Умение, 2015. № 3. С. 53-71.

4. Зорин В. Ю. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации: традиционность и новые подходы к укреплению единства многонационального народа России (Российской нации) // Вестник БИСТ, 2013. № 5 (21). С. 55-64.

5. Ратленд П. Присутствие отсутствия: об этнической политике в России // Полис. Политические исследования, 2011. № 2. С. 172-189.

6. Тишков В. А. Реформирование этнической политики в России // Этнополитическая ситуация в России и сопредельных государствах в 2012 году: Ежегод. докл. Сети этнополитического

108

мониторинга и раннего предупреждения конфликтов / Под ред. В. А. Тишкова и В. В. Степанова. М.: ИЭА РАН, 2013. С. 13-18.

7. Фадеичева М. А. Tabula rasa этнического законодательства // Научный вестник Омской академии МВД России, 2011. № 2. С. 25-28.

8. Шабаев Ю. П., Садохин А. П. Стратегические вызовы и локальные модификации в реализации государственной национальной политики Российской Федерации // Вестник Российской нации, 2014. № 6. С. 223-245.