Научная статья на тему 'Вопросы историософии в евразийской концепции Ф. М. Достоевского'

Вопросы историософии в евразийской концепции Ф. М. Достоевского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
242
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСТОЕВСКИЙ / ЕВРАЗИЙСТВО / РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА / СИМФОНИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / КОНЦЕПЦИЯ / ИСТОРИОСОФИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кукуева Асият Абдуллаевна, Сумская Марина Юрьевна

Целью данного исследования явилось изучение проблемы евразийского контекста творчества Ф. М. Достоевского, генетически связанного с вопросами историософии. Методы. Теория «культурной множественности», принципы культурфилософии, историософии, культурно-исторический метод. Результаты. Проведенное в статье исследование историософского аспекта творчества Ф. М. Достоевского выявило, что модель индивида Достоевского коренным образом отличается от модели экзистенциалистов, в частности, атеистического крыла. Выводы. «Модель» человека Достоевского совпадает с концепцией «симфонической личности», которую всесторонне разработали евразийцы в своих исследованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы историософии в евразийской концепции Ф. М. Достоевского»

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОР E Принадлежность к организации

Ковалева Татьяна Николаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры словесности и педагогических технологий филологического образования, Пятигорский государственный университет (ПГУ), Пятигорск, Россия; e-mail: k_mika@mail.ru

Принята в печать 15.01.2017 г.

THE AUTHOR INFORMATION Affiliation

Tatyana N. Kovaleva, Ph. D. (Philology), assistant professor, the chair of Language Art and Pedagogical Technologies of Philological Education, Pyatigorsk State University (PSU), Pyatigorsk, Russia; e-mail: k_mika@mail.ru

Received 15.01.2017.

Филологические науки / Philological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 821. 161. 1

Вопросы историософии в евразийской концепции Ф. М. Достоевского

© 2017 Кукуева А. А. 1 Сумская М. Ю. 2

1 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: kukueva.asiyat2015@yandex.ru 2 Пятигорский государственный университет, Пятигорск, Россия; e-mail: sumskaya_m@yandex.ru

РЕЗЮМЕ. Целью данного исследования явилось изучение проблемы евразийского контекста творчества Ф. М. Достоевского, генетически связанного с вопросами историософии. Методы. Теория «культурной множественности», принципы культурфилософии, историософии, культурно-исторический метод. Результаты. Проведенное в статье исследование историософского аспекта творчества Ф. М. Достоевского выявило, что модель индивида Достоевского коренным образом отличается от модели экзистенциалистов, в частности, атеистического крыла. Выводы. «Модель» человека Достоевского совпадает с концепцией «симфонической личности», которую всесторонне разработали евразийцы в своих исследованиях.

Ключевые слова: Достоевский, евразийство, русская литература, симфоническая личность, концепция, историософия.

Формат цитирования: Кукуева А. А., Сумская М. Ю. Вопросы историософии в евразийской концепции Достоевского // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2017. T. 11. № 1. С. 76-80.

Historiosophical Issues of Fyodor Dostoevsky's Eurasian Concept

© 2017 Asiyat A. Kukueva 1, Marina Yu. Sumskaya 2

1 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: kukueva.asiyat2015@yandex.ru

2 Pyatigorsk State University, Pyatigorsk, Russia; e-mail: kukueva.asiyat2015@yandex.ru

ABSTRACT. The aim of the study is researching the problem of the Eurasian context of F. M. Dostoevsky's creative works, genetically linked with historiosophical issues. Methods. The theory of "cultural multiplicity", the principles of culturphilosophy, historiosophy, cultural historical method. Results. The research of historiosophical aspect of F. M. Dostoevsky's works performed in the article revealed that the model of Dostoevsky's individual radically differs from the existentialists' one, in particular, of the atheistic wing. Conclusions. "Model" of Dostoevsky's human coincides with the concept of a "symphonic personality", which is fully developed by the eurasians in their research.

Общественные и гуманитарные науки ••• 77

Social and Humanitarian Sciences •••

Keywords: Dostoevsky, Eurasianism, Russian literature, symphonic personality, concept, historiosophy.

For citation: Kukueva A. A., Sumskaya M. Yu. Philosophical Issues of Dostoevsky's Eurasian Concept. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Social and Humanitarian Sciences. 2017. Vol. 11. No. 1. Pp. 76-80. (In Russian)

Введение

Смутное чувство неопределенности, поселившееся в сознании современного человека вследствие произошедших в России на рубеже ХХ-ХХ1 столетий событий и последовавшего за ними процесса пересмотра многих, в том числе, ранее исповедовавшихся в обществе социально-духовных ценностей и ориентиров, которое естественно коснулось и вопросов методологии изучения преподаваемой студентам дисциплины по истории русской литературы XIX века побудило нас обратиться к заявленной теме. Два ключевых слова нашего исследования контекста творчества Ф. М. Достоевского - евразийство и историософия - в последние годы становятся предметом пристального внимания и осмысления многих научных направлений, в том числе, специальных литературоведческих исследований. Рассматривая творчество Федора Михайловича Достоевского в контексте евразийской культурно-исторической парадигмы, обнаруживая точки соприкосновения художественной историософии писателя с евразийскими концепциями российской державной политики, нам удалось выявить важнейшие позиции писателя в этом отношении:

1. В своих художественных произведениях («Преступление и наказание», «Записки из подполья», «Бесы», «Подросток», «Сон смешного человека») и публицистике («Зимние заметки о летних впечатлениях», «Дневник писателя» за 1873 г. и др.) Достоевский предвосхитил многие геополитические доктрины евразийского движения, сформировавшегося намного позже (в начале 20-х гг. ХХ века) в среде русского зарубежья, и выдвинувшего свою модель развития России и ее места в мировой истории и культуре.

2. Изучая наследие писателя в указанном аспекте, мы пришли к выводу, что, несмотря на обилие критической литературы, в процессе исследования творчества Достоевского многие авторы создавали о нем своеобразные мифы, один из которых заключается в том, что Достоевский якобы является предшественником экзистенциализма. Писатель действительно в своем

творчестве рассматривает личность, которая испытывает всевозможные бытий-ственные метаморфозы, но проблема заключается в том, что модель индивида Достоевского коренным образом отличается от модели экзистенциалистов, в особенности атеистического крыла. Более того, «модель» человека Достоевского в большей степени созвучна с концепцией «симфонической личности», которую всесторонне и глубоко разработали евразийцы в своих исследованиях. Наиболее ярко, на наш взгляд, это удалось философу и культурологу Л. П. Карсавину.

Материалы и методы исследования

Евразийство можно позиционировать как разновидность «синтетических» направлений в социально-философской мысли. Как и Достоевский, Лев Платонович Карсавин («Восток, Запад и русская идея») видит главный порок западноевропейской философии в радикальном индивидуализме, при котором сама идея социальной коммуникации и сотрудничества между индивидами отрицается. Достоевский чрезвычайно ярко выразил этот тезис в своем произведении «Записки из подполья».

Л. П. Карсавин высказывает поразительно схожие идеи: он тоже не может принять «дух Запада», внутренне восстает против эгоизма и индивидуализма представителей западной цивилизации.

Результаты и их обсуждение

Таким образом, историософское прочтение творчества Достоевского позволяет утвердиться в мнении, что Достоевский является одним из великих (вместе с Гоголем) предшественников евразийства, поскольку его концепция культурно-исторического развития России во многом совпадает с идеями основоположников евразийского движения - Н. С. Трубецкого, Л. П. Карсавина, П. Савицкого, Н. Алексеева, Д. П. Свято-полк-Мирского. Данный вывод подтверждается содержанием знаменитого «Дневника писателя», где Достоевский вводит читателя в сущностное измерение русской истории, в частности, в своей статье «Два лагеря теоретиков» писатель критикует сущность реформы Петра I, упрекая его в том, что данные реформы явились «изменой» русскому национальному самосознанию.

По мнению писателя, Петр Великий заложил в основание романовской монархии динамит невероятной разрушительной силы. Реформы создали глубинный метафизический раскол русской нации на два народа, две субкультуры. Была создана прослойка "русских европейцев", сторонников пореформенной вестернизации Руси, основная же часть русского этноса осталась в контексте национальной культуры.

Среди опубликованных в последнее время материалов по проблеме евразийского контекста творчества Ф. М. Достоевского особо следует отметить работу И. Овчинникова «Достоевский, Страхов и Герцен: конфликт или согласие», в которой представленный автором анализ отношений Герцена, Достоевского и Страхова к роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» дает много новых возможностей, в частности, в описании и объяснении сближения / расхождения, пересечения западнических, славянофильских и евразийских концепций российского пути.

Особенного внимания, на наш взгляд, заслуживает также исследование известного достоевиста А. В. Лесевицкого «Достоевский как предшественник евразийства», в которой на основе анализа воззрений русских западников и славянофилов убедительно показано, как Ф. М. Достоевский в своей публицистике и философских выступлениях намного предвосхитил идеи и идеалы евразийцев [6].

Хотелось бы отдельно отметить работу В. И. Шульженко «Евразийский контекст современной русской "кавказиады"», в которой раскрываются и обосновываются эстетические принципы, воплощающие как евразийскую идентичность персонажа, так и систему мотивов и приёмов, характерных для этого литературного направления [7].

Наконец, представляется уместным отметить опубликованные в научном журнале «Литературное обозрение: классика и современность» (№1, 2011) материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Творчество Ф. М. Достоевского в мировом культурном пространстве XXI века».

Прослеживая эволюцию художественного метода Достоевского, уместно и оправдано использование структуры работы Трубецкого («Методы изучения Достоевского»), Святополк-Мирского (цикл лекций по русской литературе), так как в них очевидно присутствует поэтапное описание самых первых элементов евразийской поэтики До-

стоевского, учению которого еще не придано в литературоведении окончательного оформления. Эта линия динамики в творческом пути гения также подтверждает «предъевразийскую репрезентативность» взаимодействия мотивов, жанровой специфики и сюжетостроения его прозы уже в раннем периоде творчества, когда ещё окончательно не оформился художественный метод Достоевского.

В произведениях Достоевского так называемого «II периода» уже обнаруживается, согласно анализу методов Достоевского вслед за Н. С. Трубецким, становление фундамента евразийской поэтики, евразийской парадигмы классического евразийского литературоведения, особенности новой методологии и принципов анализа художественных произведений Ф. М. Достоевского [9].

Заключение

Таким образом, анализируя творчество писателя в историософском аспекте, мы полагаем, что Достоевский концентрирует в своем творчестве все, что было сделано предшествовавшими литературными гениями (Пушкин, Гоголь) и создает уже поэтику, не характерную для образцов классической русской литературы.

Интересно в контексте евразийской парадигмы соотношение: у Гоголя и Достоевского важнейшая идея - идея возрождения падшего человека. На Западе и в России схож мотив -«падшие», мотив «падение», но возрождение трактуется иначе. Пасхальный тип личности (сотерологический (искупление и спасение), который условно относится к православию (аркаимский человек до славянина был скифом, сарматом; четыре Апостола исходили землю Кавказа)), к которому мы апеллируем в нашем исследовании, построен не на усвоении готовых истин, а на пути, в процессе познания - через страдание.

Достоевский выводит тип личности, характерный евразийскому сознанию, восходящему к византийским корням православия. Человек Достоевского стал известен всему миру, но этого человека нельзя привязать к конкретному этносу, это человек пространства. В этой парадигме рассматривается и новая пространственная модель евразийской поэтики. Гоголь впервые задает географические параметры евразийства поэтически - Евразия представлена от Адриатики - до Урала, ареал Каспийского моря и Волги как будущей Евразии - это предчувствие художника совершенно интуитивно. Достоевский вбирает все, что было

Общественные и гуманитарные науки

Social and Humanitarian Sciences •••

сделано и создает уже поэтику, не характерную для образцов предшествовавшей литературы. «Необъятные русские пространства находятся и внутри русской души и имеют над ним огромную власть» (у Гоголя).

В произведениях Достоевского главное, оставшееся до сих пор незамеченным: «беспомощность овладеть этими пространствами и организовать их», это и есть новая пространственная модель в евразийской поэтике. Пространство не осуществляется, а олицетворяется - оно может слабеть и умирать. В евразийской эстетике Достоевского Петербург - это и особый центр мира, где на фоне линейных улиц теряется, «стушёвывается» «маленький человек», это и противопоставление города и естественной природы. Степь, степные пространства -важнейший мотив творчества Достоевского (метафора жизни как пути (еще от монголов) - возможно, главная в поэтике евразийства - это насущная задача евразийской поэтики, отраженная и в современном художественном сознании (Артем Горяи-нов Прилепина, персонажи Садуллаева, Ил-личевского, Рубанова, Яхиной).

Достоевский значительно раньше евразийцев на страницах своих произведений сформировал «модель» симфонической личности. Задолго до евразийцев им был схвачен евразийский тип личности в лице Раскольникова из «Преступления и наказания». Пасхальный тип личности, условно относящийся к православию, построен не на усвоении готовых истин, а на пути, в процессе познания-через страдания (возрожденческий архетип). Европеец ждет от Христа подарка, а русский символизирует смирение и страдание (Катерина Островского и Мадам Бовари - два разных типа личности и сознания). Достоевский выводит новый тип личности, характер-

1. Гачева А. Г. Евразийство и русская религиозно-философская мысль. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.religare. ru/25_12. html [дата обращения: 27.12.2016]

2. Дугин А. Г. Геополитика постмодерна. СПб. : Амфора, 2007.

3. Дугин А. Г. Евразийство: от философии к политике. Доклад на Учредительном съезде ОПОД «Евразия» (21 апреля 2001 г. Москва) // Основы евразийства. М. : Арктогея-центр, 2002. С. 16-26.

4. Кукуева А. А. Концепция всемирной отзывчивости Пушкинской речи Достоевского в контексте диалога культур и цивилизаций // Литературное обозрение: история и современность. 2011. № 1. С. 7.

5. Кукуева А. А. Достоевский в контексте эво-

ный евразийскому сознанию, восходящему к византийским корням (у Камю Достоевский гораздо больше любит Ивана, нежели Алешу). Человек Достоевского стал известен всему миру, но этого человека нельзя привязать к этносу, это человек пространства. По сути, мы хотим сказать, что Раскольников остался в нашей литературе как ведущий тип, не представленный в европейской парадигматике. Достоевский также фиксирует особую драматичность, что впоследствии становится одним из важнейших признаков евразийской литературы.

Достоевским была одобрена «Библия» евразийства - книга Н. Я. Данилевского «Россия и Европа» (мыслители были знакомы с юношеских лет).

Кроме того, как и евразийцы, Достоевский отвергал единый путь развития для всего человечества, как и К. Леонтьев, говорил о «цветущей сложности» геополитического пространства мира. Сближаясь со славянофилами, Достоевский не приемлет сущность реформы Петра I, которую он позиционировал как своеобразное предательство «народного духа». Исходя из этого и многих других приводимых фактов, мы можем причислить Достоевского к одному из основателей, «пролагателей» путей евразийства. Таким образом доказывается позитивный потенциал идей евразийского учения для развития многонационального, поликультурного и поликонфессионального общества в условиях наступающей глобализации.

Актуализируется творчество Ф. М. Достоевского как художественно предвосхитившего евразийство, вбирающего в себя научное осмысление творений великих русских художников с точки зрения «симфонической личности» в доктрине теоретиков и классиков евразийства.

люции идей державной политики России // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2016. № 2. С. 77-80.

6. Лесевицкий А. В. Ф. М. Достоевский как предшественник евразийства // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 10. [Электронный ресурс] / Режим доступа: Ийру/Иитап. snauka.ru/2013/10/ 3668 [дата обращения: 22.11.2016].

7. Шульженко В. И. Евразийский контекст современной русской «кавказиады» // Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру: материалы Международного конгресса (5; 8-12 октября 2007, Пятигорск). Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2007. С. 104-105.

Литература

References

1. Gacheva A. G. Evraziystvo i russkaya religi-ozno-filosofskaya mysl' [Eurasianism and Russian religious-philosophical thought]. [Electronic resource]. Mode of access: http://www. religare.ru/ 25_12.html [accessed 27.12. 2016]

2. Dugin A. G. Geopolitika postmoderna [Geopolitics of postmodern]. Saint Petersburg, Amfora Publ., 2007. (In Russian)

3. Dugin A. G. Eurasianism: from philosophy to politics. Report on the Founding Congress of "Eurasia" (April, 21, 2001), Moscow. Osnovy ev-raziystva [Foundations of Eurasianism]. Moscow, Arktogeya-center Publ., 2002. Pp. 16-26. (In Russian)

4. Kukueva A. A. Concept of universal sympathy of Pushkin speech by Dostoevsky in the context of dialogue of cultures and civilizations. Literaturnoe obozrenie: istoriya isovremennost [Literary review: history and modernity]. 2011. No. 1. P. 7. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Кукуева Асият Абдуллаевна, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой литературы, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: kukueva. asiyat2015@yandex. ru

Сумская Марина Юрьевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права, филиал Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, Пятигорск, Россия; e-mail: sumskaya-m@yandex.ru

5. Kukuev A. A. Dostoevsky in the context of the evolution of the ideas of the sovereign policy of Russia. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagog-icheskogo universiteta. Obshchestvennye i gumani-tarnye nauki [Proceedings of Dagestan State Pedagogical University. Social and Humanitarian Sciences]. 2016. No. 2. Pp. 77-80. (In Russian)

6. Lesevitsky A. V. F. M. Dostoevsky as a precursor of Eurasianism. Gumanitarnye nauchnye issle-dovaniya [Humanitarian scientific researches]. 2013. No. 10. [Electronic resource]. Mode of access: http://human.snauka.ru /2013/ 10/3668 [accessed 22.11.2016]

7. Shulzhenko V. I. Eurasian context of modern Russian "Kavkasiad". Mir na Severnom Kavkaze cherez yazyki, obrazovanie, kul'turu [Peace in the North Caucasus through languages, education, culture]: materials of International Congress (5; 8-12, October, 2007, Pyatigorsk). Pyatigorsk, PSLU Publ., 2007. Pp. 104-105. (In Russian)

THE AUTHORS INFORMATION Affiliations

Asiyat A. Kukueva, Ph. D. (Philology), assistant professor, the head of the chair of Literature, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: ku-kueva.asiyat2015@ yandex.ru

Marina Yu. Sumskaya, Ph. D. (History), assistant professor, the chair of Theory and History of State and Justice, G. V. Plekhanov State Economic University, branch, Pyatigorsk, Russia; e-mail: sumskaya-m@yan-dex.ru

Принята в печать 26.01.2017 г.

Received 26.01.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.