осуществлять поставленные перед собой цели, желания. Человек волевой - это человек с характером. Привычки - установившиеся в течение определенного времени модели поведения, окостеневшие повороты живого характера. Как говорится: «Посеешь привычку - пожнешь характер».
Особенностью человеческого характера является его выраженность. Чем больше развит человек, тем больше он схож в своих сильных сторонах на других развитых людей. В характере такого человека, как правило, присутствуют такие качества, как жизнерадостность, решительность, надежность, независимость, активность и другие сильные стороны характера. Такой человек свободен от проблемных черт характера и это является особенностью всех развитых людей.
Подводя итог всему выше сказанному, можно сделать вывод, что характер человека складывается в течение жизни и может подвергаться изменениям. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому, по мере того как складывается определенный уклад жизни человека, складывается и его характер. Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют большую роль в формировании характера человека.
Список литературы
1. Батаршев А.В. Типология характера и личности: Практическое руководство по психологической диагностике / А.В. Батаршев. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2005.
ВОПРОСЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В АКАДЕМИЧЕСКИХ ЛИЦЕЯХ Гафурова Н.М.
Гафурова Нодира Мирхосиловна - соискатель, кафедра общей педагогики, Ташкентский государственный педагогический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье говорится о вопросах информатизации процесса обучения и воспитания в академических лицеях. Приведены определенные требования для эффективного управления процессом обучения. Показана роль информационных технологий в управлении образовательным учреждением.
Ключевые слова: учащийся, преподаватель, инновация, интерактивная технология, управление, процесс обучения, информационная технология.
В новом тысячелетии судьбы государств, народов решают не материальные, а интеллектуальные, т.е. духовно-нравственные ценности.
Каримов И.А. [1, с. 12]
Независимый Узбекистан уделяет особое внимание образовательной системе. Созданы новые типы средних специальных образовательных учреждений -академические лицеи и профессиональные колледжи, деятельность которых интенсивно совершенствуется.
Современная молодежь обучается в среде богатой современными информационными технологиями. Растет потребность информатизации процессов обучения, воспитания и управления академическими лицеями.
Использование современных информационных технологий в образовании, различные методологические подходы, в свою очередь, создают широкие
I 79 |
возможности для более легкого и прочного формирования множества фундаментальных понятий.
Внедрение в образовательный процесс современных информационных технологий приобретает большое значение в связи с тем, что способствует:
- усвоению обучающимися профессиональных знаний;
- глубокому усвоению отрасли науки посредством моделирования изучаемых явлений и процессов;
- совершенствованию самостоятельной деятельности учащегося за счет разнообразных форм учебной деятельности;
- индивидуализации и дифференциации процесса обучения на основе интерактивного общения;
- овладению учащимися стратегии усвоения учебного материала за счет использования широких возможностей искусственного интеллекта;
- формированию информационной культуры учащегося как члена информационного общества;
- повышения познавательного интереса и активности учащихся за счет презентации изучаемых явлений и процессов средствами компьютерных технологий.
С учетом вышеизложенного, можно придти к выводу, что информатизация процесса обучения в академических лицеях приводит совершенствованию содержания и сущности образования. Актуальным на сегодня является потребность в информатизации, как процесса обучения, так и воспитания. Ибо современная молодежь активно пользуется всемирной «паутиной» - глобальной сетью интернет. К сожалению, в нем размещена различного рода информация, как созидательного, так и разрушительного плана.
Размещение в данной сети сайтов, отражающих общечеловеческие и национальные ценности; разделов искусства, этики, эстетики, нравственности, имеющих огромное воспитательное значение, активное использование их в системе воспитательной, духовно-нравственной работы, несомненно, послужит воспитанию гармонично развитого поколения. Ибо слова одного из ярких представителей узбекских просветителей начала ХХ века Абдулла Авлони: «Воспитание для нас вопрос жизни или смерти, вопрос спасения, счастья или трагедии...» [2, с. 3] обретают сегодня особую актуальность.
Одной из форм воспитательной работы в академических лицеях являются «воспитательные часы». Повышению эффективности данных «часов» могут служить наглядные материалы, созданные с использованием компьютерных технологий. Слайды, презентации «Узбекистан - Родина моя», «Мир - бесценное богатство», «Национальные ценности», «Алишер Навои - основоположник тюркского языка», «Наследие Абдуллы Кадыри», «Курение - зло» разработанные в ходе исследования способствуют более яркому представлению учащимися предмета беседы, повышают их интерес к изучению нравственного наследия своего народа.
Информатизация процесса обучения и воспитания в академических лицеях актуальнейшая проблема современности. Её решение послужит успешному претворению в жизнь идеи воспитания гармонично развитого поколения.
Список литературы
1. Каримов И.А. Озод ва обод Ватан, эркин ва фаровон хаёт пировард максадимиз. Т.:
Узбекистан, 2000. С. 12.
2. Авлоний А. Туркий гулистон ёхуд ахлок. Т.: Маънавият, 1998. С. 3.
I 80 |