технологии на человека, природу и общество и необходимости оптимального развития техносферы, правил безопасной преобразовательной деятельности как условий существования цивилизации.
Специальными умениями как способами преобразовательной деятельности на основе приобретенных знаний становятся: умение планировать свою деятельность, прогнозировать и предвидеть ее результаты; сознательно и творчески выбирать оптимальные способы профессиональной деятельности с учетом последствий для природы и общества; быстро осваивать технологические операции и технологии; выявлять потребности в информационном обеспечении деятельности, непрерывно овладевать новыми знаниями и применять их; выполнять графические изображения, разрабатывать дизайн-спецификацию и осуществлять дизайн-анализ изделия; выполнять проектную деятельность от зарождения идеи до ее воплощения и т.д. [2].
Профессиональное образование будет недостаточным, если образовательная система не обеспечивает формирование творческого стиля мышления, которое предусматривает отыскание решений возникающих технических и социально-технических противоречий.
Только совокупность всех составляющих профессионального образования будущего преподавателя для профессионального колледжа обеспечит качественную подготовку бакалавра по направлению «Профессионального образование» в вузах Республики Узбекистан.
Список литературы
1. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы подготовки и укомплектования квалифицированными педагогическими кадрами средних специальных, профессиональных образовательных учреждений» № ПП-1761 от 28 мая 2012 года.
2. ШарифбаеваХ.Я. Сравнительная педагогика в подготовке преподавателей для ССПО. Т.: «Фан», 2004.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ АКАДЕМИЧЕСКОГО ЛИЦЕЯ КАК СРЕДСТВО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Гафурова Н.М.
Гафурова Нодира Мирхасиловна — исследователь, кафедра общей педагогики,
Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье автор на примере электронного сайта www.uzmu2al.uz академического лицея при Национальном университете Узбекистана исследует отдельные вопросы информатизации учебно-воспитательного процесса в среднем специальном, профессиональном образовании. Ключевые слова: среднее специальное учебное заведение, учащийся, учебно-воспитательный процесс, информация, сайт.
Среднее специальное, профессиональное образование сегодня развивается в качестве важного звена системы непрерывного образования Республики Узбекистан, не имеющего аналогов в мировой практике.
«Среднее специальное, профессиональное образование обеспечивает глубокое усвоение основ знаний, подготовку кадров для самостоятельной работы в качестве младшего специалиста по выбранной профессии.
Академические лицеи и профессиональные колледжи являются учреждениями среднего специального, профессионального образования, обеспечивающих организационное, учебно-методическое, материально-техническое и психолого-педагогическое обеспечение претворения целей и задач данного вида образования. Целью среднего специального профессионального образования является обучение углубленным, дифференцированным знаниям по профессии, обеспечение интеллектуального развития учащихся, овладение специальностью, выбранной в соответствии со своими способностями и склонностями» [1, с. 3]. Хотелось бы вкратце остановиться на направлении деятельности академических лицеев - составляющей среднего специального профессионального образования. Академический лицей дает среднее специальное образование в соответствии с государственными образовательными стандартами, обеспечивает интенсивное интеллектуальное развитие, углубленное и дифференцированное обучение учащихся с учетом их интересов и возможностей.
Учащиеся академических лицеев с целью продолжения обучения в высших образовательных учреждениях или осуществления трудовой деятельности самостоятельно выбирают направление обучения (гуманитарное, естественнонаучное, точные науки, иностранная филология) обеспечивающее повышение уровня знаний и формирование специальных профессиональных навыков. Естественно, сегодня нельзя представить себе данный процесс без информатизации, информационных технологий. Ибо наши дети растут в среде богатой современными информационными технологиями, когда глобальная сеть Интернет оказывает большое влияние на современный мир. Растет потребность в информатизации образовательного, воспитательного, управленческого и других процессов академического лицея. Информатизация, применение современных информационных технологий в учебно-воспитательной и методической деятельности лицеев расширяет возможности учащихся как в поиске и самостоятельной усвоении знаний, так и в получении информации о выбранной специальности, о высших учебных заведениях.
Своеобразный опыт в данном направлении накоплен в академическом лицее № 2 при Национальном университете Узбекистана, где и проводится наше исследование в данной области. В лицее создана электронная информационно-образовательная среда www.uzmu2al.uz, состоящая из: единого электронного образовательного и воспитательного ресурсов, базы данных об учащихся, ресурсов дистанционного обучения», электронных ресурсов управления; базы данных о профессиональной деятельности преподавателей; электронных учебно-методических комплексов; рейтингового окна знаний учащихся, электронной олимпиады и её системе оценки, электронной системы обмена информации между родителями и преподавательским составом, электронной системы выражения мнений по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в лицее и др.
Таким образом, информационно-образовательная среда www.uzmu2al.uz служит эффективности управленческой, учебно-воспитательной, методической и профориентационной деятельности лицея и способствует улучшению контактов между образовательным учреждением и заказчиком, т.е. обществом, а именно с конкретными родителями. И данный опыт можно рекомендовать для внедрения во всех средних специальных, профессиональных учреждениях республики.
Список литературы
1. Положение о среднем специальном, профессиональном образовании. Приложение к Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан № 204 от 13 мая 1998 года.